4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

Апостол Павел пишет коринфянам: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ( 1Кор.12:18 ). Блаженный Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст подробно развивают эту мысль апостола: «Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для неё полезно именно то, чтобы помещаться внизу; ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не её дело» 340 . «Каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил своё место и перешёл на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил всё; он потерял бы своё место и не достигнул бы чужого» 341 . Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый же должен быть доволен, последний не должен превозноситься. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ). А.П. Лопухин комментирует эти слова апостола Павла: «Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют своё высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией» 342 . Так «Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13 ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом» 343 . Дары вспоможения, управления ( 1Кор.12:28 ), по мнению блаженного Феофилакта Болгарского , для апостола Павла «есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Дар языков поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх, как и всякий епископ, не только образ Христа, но и по благодати архиерейской хиротонии преемник апостолов. Служение же Патриарха имеет еще и особое апостольское значение, поскольку он как Предстоятель Поместной Церкви несет особую функцию по соблюдению священного единства внутри этой Церкви и со всей полнотой Вселенского Православия. А как верующие относились к апостолам? Открываем книгу Деяний святых апостолов: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (19, 11-12). Первые христиане как великую святыню передавали друг другу кусочки ткани, прикоснувшиеся к телу апостола и верили в их целительную силу. Какой ужас для Владимира Мельника. С какой грустью ему снова надо вспоминать слова апостола Павла. Только, по логике Мельника, получается, что обличал апостол… самого себя. Вот как комментирует данное место из Деяний блаженный Феофилакт Болгарский: «…чудеса от платков и убрусцев и от теней учеников больше тех чудес, которые сотворил Христос… И главотяжи и убрусцы (имеются в виду платки и опоясания русского перевода – А. Н.) были льняные; главотяжи набрасывались на голову, а убрусцы держали в руках те, кто не мог носить главотяжей, как например лица, носившие консульскую столу; назначение тех и других – вытирать с лица пот, слюну, слезы и пр.». Да, как, наверное, не хватало в Древней Церкви «принципиального» Владимира Мельника, чтобы грозно оборвать апостолов и первохристиан цитатой из послания к Римлянам. Но даже это еще не все. В тех же Деяниях описывается и такое: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 14-15). Розы, по крайней мере, прикасались к стопам Патриарха, а здесь – тень апостола почитают, в ее исцеляющую силу верят. Так ведь тень – это даже не предмет, в строгом смысле ее не существует. Какой тут можно сделать вывод? Христианское благочестие, как оно представлено в Священном Писании Нового Завета, проповедано святыми апостолами, соблюдено первыми христианами, преемниками апостолов нашего времени, такими как Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир или Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел, простыми прихожанами храмов Одесской епархии и других епархий Русской Православной Церкви, это подлинное христианское благочестие существенно отличается от того псевдоревностного псевдохристианства, которое возвещает нам г-н Мельник и подобные ему.

http://pravoslavie.ru/38914.html

Критике подвергается также стиль аргументации профессора, методы его экзегетики. Затрагивают этот вопрос авторы статей «Как изменяется содержание книги «Посмертная жизнь» от издания к изданию?» Артем Рыжов 263 , «Вопросы современного богословия – критика на лекции и статьи проф. А. И. Осипова «Существует ли спасение вне Церкви и где границы Церкви?», редакция «Православного Апологета» 264 . Довольно обстоятельной, наиболее аргументированной, на мой взгляд, охватывающей многие моменты в учении профессора, является статья «Посмертная жизнь души (Заметки читателя). Заметки о приобретенной в монастырской лавке книге», размещенная 31 дек. 2012, в 23.58, в блоге Live Journal, пользователя, зарегистрированного под именем «blagolyub» 265 . Увы, более подробной информации об авторе найти не удалось. О том, что подход к учению о воздаянии в Св. Писании, как чисто педагогическому приему, некорректен, пишет свт. Иоанн Златоуст : «Бог наказывает многих и в настоящей жизни, чтобы, если вы не поверите словам угрозы, то хотя бы поверили делам кары», – предупреждает святитель об опасности неверного разумения слов Господа 266 . Пишет он и о неверном понимании временности геенны, что это – следствие милости, но совсем не в том смысле, в котором это преподносит профессор: «Бог, будучи бесстрастен, благотворит ли, наказывает ли, – одинаково благ: и угроза геенной доказывает Его благость не меньше, чем и обещание царствия. Как это? Объясню. Если бы Он не грозил геенной, если бы не приготовил наказания, многие не получили бы царствия… Таким образом, хотя геенна и противоположна царствию небесному, но то и другое ведет к одному концу, – спасению человеческому: это (царствие) привлекает к себе, а та (геенна) понуждает идти к нему же, и страхом исправляет нерадивых» 267 . О крещении огнем: «и последнее (крещение) – не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно», – пишет прп. Иоанн Дамаскин 268 . О мысли профессора про то, что «двери ада могут быть заперты только изнутри»: «если мы вернемся к Св. Писанию, то увидим, что Господь предупреждает об обратном, а именно, что многие восхотят отверсть двери и войти, будут стучаться, но не возмогут, и не потому, что сами (эти многие) запрут двери изнутри, а потому что Господь затворит оные: «сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13:24–25 ). Эти слова Писания недвусмысленно поясняет Св. Предание: «для ленивых и приходящих после часа обеда двери затворяются. Час же обеда что иное, как не жизнь настоящая?» (блж. Феофилакт Болгарский на Лк.13:25 )» 269 . И подобных цитат множество у этого и других авторов. Эти высказывания св. отцов составляют неотъемлемую часть предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нравственная цель в комментариях отцов Церкви является, как уже было сказано, очень близкой к домостроительной. Как можно заметить, святые отцы Православной Церкви в своих толкованиях избранного места у евангелиста Марка (и пар. Мф.24:36 ) усматривали в словах Спасителя еще и педагогическую или нравственную цель. На это указывали в своих толкованиях, например, такие авторы, как святители Афанасий Великий (Contr. arian. 3.49), Василий Великий 43 , Иларий Пиктавийский , блаженный Августин Иппонийский, святитель Иоанн Златоуст († 407), блаженный Феофилакт Болгарский . Очевидно, что главной задачей комментариев святых отцов было показать необходимость постоянной нравственной подготовки христиан к встрече с Господом, которая неизбежно наступит при завершении земных дней каждого человека, а не только при Его Втором и славном Пришествии. Святые отцы воспринимали этот фрагмент ( Мк.13:32 ) в общем контексте с его продолжением: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» ( Мк.13:33 ; пар. Мф.24:42 ). В качестве примера можно привести цитаты некоторых отцов. Во-первых, святителя Иоанна Златоуста , комментарии которого повлияли на многих позднейших авторов: «Объявив им почти самый час, опять предупреждает их вопросы об этом, желая, чтобы они были постоянно бдительны. Поэтому Он и говорит им: бодрствуйте, показывая тем причину, по которой не объявляет им о последнем дне. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф.24:43–44 ). Не говорит им о том часе, когда Он придет, для того, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы. Желая же, чтобы они всегда были озабочены встречей с Ним и всегда добродетельны, сказал им, что придет тогда, когда не ожидают Его. Смысл слов Его таков: если бы люди знали, когда они умрут, то без сомнения позаботились бы об этом часе» 44 . В качестве второго примера можно привести мнение западного отца Церкви преподобного Илария Пиктавийского : «Христос избавил нас от необходимости тревожиться о том, когда настанет конец времен, сказав, что никому не известен тот день – ни ангелам, ни даже Ему Самому. О неизмеримая милость Божественной доброты! Разве Бог Отец отказал Сыну знать тот день, когда Сын говорит: «Все предано Мне Отцом Моим» ( Мф.11:27 )?.. Так Он дал нам обилие времени для покаяния, удерживая нас в беспокойстве от страха перед неопределенностью и избегая для этого выражения воли Своей относительно того дня кому бы то ни было» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Читательница (Подмосковье) 5 мая 2015, 22:58 Людмила! Извините,что вмешиваюсь в Ваш «диалог» с о.Вадимом.) Вряд ли он читает наши комментарии. Я поняла так: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» - здесь речь идет о будущем времени. В «первый день недели» Христос посылает ученикам духовную власть, Свою благодать, Свое дыхание (слова Дух и дыхание – синонимы), т.е. сделал их способными к принятию Духа Святого (у о. Вадима это прозвучало). Посмотрите толкования блаж. Феофилакта Болгарского и др. святых отцов. Против " филиокве " говорят, в частности, слова Евангелия: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Людмила 5 мая 2015, 14:02 ХВ. Добрый день уважаемый о.Вадим. Во второй части вашей лекции молодой человек упомянул о главе 20:22 от Иоанна: Христос " дунул,и говорит им: примите Духа Святого " .А ведь это прямое доказательство того,что Святой Дух исходит от Сына---второй ипостаси святой Троицы.К тому же,это происходит раньше Пятидесятницы.Так почему же одним из важных пунктов отличия православия от каталицизма является исхождение Святого Духа. Да, поможет Бог христианам стать Единой Апостольской Церквью. Спаси Господи Людмила 4 мая 2015, 20:49 Спасибо за лекцию. Господь ратовал за создание Внутренней Церкви на земле.Тело человека ----храм Бога и Христос сказал,что : Мы (с Отцом и Святым придем к нему и обитель у него сотворим.И все истинные христиане создают Внутреннию настоящую Церковь (тело) и Христос глава Церкви Но люди на земле приуспели в создании внешней церкви.Очень больно за нашу страну,где сейчас преобладает обрядомания.которая скорее ближе к язычеству,чем к христианству. И спасибо вам за просветительские православные курсы.Дай Бог,чтобы многие из нынешнего поколения стали миссионерами (апостолами),чтобы наша Россия стала настоящей православной страной Спаси Господи. Валентина 3 мая 2015, 18:31 Как всегда,прекрасная лекция, но на 44.04 пропал звук в ответах на вопросы.

http://pravoslavie.ru/79017.html

6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, дал­матская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостоль­ском: «Если кто, епископ или пресвитер, крес­тит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа.... да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет ника­кого сомнения. Святой Bлaдuмip принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают чрез по­гружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение. Впрочем, думаю и не без основания, что крес­тить посредством обливания стали первоначаль­но в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею. В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех право­славных одни только малороссы, отменив погру­жение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обы­чаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3700...

   «Святые мученики и исповедники являются в Церкви истинными последователями и учениками Господа нашего Иисуса Христа, Его подражателями в страданиях, Его чадами и наследниками. Они обогатились Его страданиями, следуя Его призыву, последуя по Его стопам. Христос, говорит апостол, пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его: будучи злословим, Он не злословил, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1Пет.2:21—23). “Вот стопы и следы Христовы, как отпечатленные на камне: претерпение укоризн, досаждений, поношений, хулы, бесчестия и жестоких страданий”. По этим следам шли подражатели Христовы святые мученики, по ним должны идти и верные Господу христиане».    Свв. мученики и исповедники Христовы делом исполнили заповедь Христову: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:24—25). Крест Христов составляют Его страдания, искушения и убиение. Но Господь, по милосердию Своему, не требует, чтобы каждый из нас претерпел все это для Него; и чтобы не сокрушить нас тяжестью этого бремени, под которым Он Сам являлся изнемогающим, Он не возлагает на нас Своего великого Креста, но заповедует только готовым перенести столько страдания, сколько на каждого наведет десница всем управляющего Провидения. Вместе с тем Господь не ограничивает самоотверженного следования за Ним одним только перенесением обычных скорбей. Христианину заповедуется самоотверженное следование за Христом до пожертвования самою жизнью. «Кто погубит душу (т.е. пожертвует своей жизнью ради Меня и ради Евангелия, ради учения Моего), — говорит Господь, — тот обретет ее (получит вечную жизнь в Царстве Небесном)». «Господь призывает нас к мученичеству, — говорит блж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. — Кто отрицается Христа, тот приобретает душу для настоящей жизни, тот спасает себя (для временной жизни), но он губит ее впоследствии (будучи недостойным вечной жизни). А кто теперь погубит ее ради Христа, кто претерпит ради Него мучения, тот обрящет ее в нетлении и вечной жизни».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

игорь ковалев 3 июля 2020, 09:54 Евгения.,,Достойное горькаго рыдания зрелище: христиане,не знающие,в чем состоит христианство! «Отчего не спастись,- пишете Вы,- язычникам,магометанам и,так называемым,еретикам? между ними есть предобрые люди.Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!Да!это противно даже здравому разуму человеческому!-А еретики –те же христиане.Считать себя спасенными,а членов прочих верований погибшими,это-безумно,и крайне гордо!.-Вот истинное учение об этом предмете,учение Святой, Вселенской Церкви:Спасение заключается в возвращении общения с Богом.Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий -разряд существ погибших.(свт.Игнатий Брянчанинов) игорь ковалев 2 июля 2020, 22:12 Евгения.,,оправданы могут быть и не слышавшие о Христе "/,,Узнав,что человек оправдывается не делами закона,а только верою в Иисуса Христа, – и мы уверовали во Христа Иисуса,чтобы оправдаться верою во Христа,а не делами закона;ибо делами закона не оправдается никакая плоть»(Гал. 2:16).,,А если законом оправдание,то Христос напрасно умер " (Гал.2:21) ,,Ибо,если,говорит он, закон в состоянии спасать и оправдывать,то Христос совершенно напрасно умер. Но Он,без сомнения,умер для того,чтобы спасти нас Своею смертью,чего закон не в силах сделать.А если закон спасает,излишня смерть Христова.Видишь ли,к чему ведет такая хула? " (блж.Феофилакт Болгарский) Natalie 2 июля 2020, 22:10 На Всё Воля Божия! Слава Богу за всё! игорь ковалев 2 июля 2020, 21:33 Евгения. " Иисус Христос не такой! "/Я уже заметил,что современные женщины в этом лучше разбираются,чем св.Отцы. Кто знаком с Писанием и Преданием,тот вам тоже,что и я пишет и приводит не своё мнение,а цитаты,как раз из Писания. Александр 2 июля 2020, 17:53 Да благословит Бог автора статьи, защитника святой Православной веры, веры Господа, апостолов и св. Отцов! Еретики, хулители веры и те, кто им покровительствует, должны быть решительно изгнаны из Святой Апостольской Церкви. Если придётся к месту, то в т.ч. и методом святителя Николая Чудотворца на Первом Вселенском Соборе, по слову Златоуста " освятившего руку раной " , заушив нераскаянного еретика Ария. Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!

http://pravoslavie.ru/131999.html

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89. Там же. Святитель Николай Сербский. Православный катехизис. «Христианская жизнь», Клин, 2009. С. 97. Митрополит Пётр Могила так и пишет: «день субботный переменён на день Воскресный» (Православное исповедание. С. 136). Схожая идея присутствует и в других православных катехизисах, составленных прот. Николаем Вознесенским, еп. Александром (Семёновым-Тян-Шанским), еп. Павлом (Олмари-Гусевым). Как считает М. С. Красовицкая, «эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т. к. главным днём для нас является воскресенье» (Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999). Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор. 5:15). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание Коринфянам, VII. См. также Лк. 6:7-9. Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328-329).

http://pravoslavie.ru/63011.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010