Стих: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. По Христе даже до смерти подвизающися,/разжженным мудрованием пламень погасила еси похоти/и, свещу душевную неугасиму соблюдши,/вошла еси ко Христу в чертог Небесный./Тем вси благочестно воспеваем, страстотерпице,/святую твою память, освящаеми благодатию. Стих: В церквах благословите Бога,/Господа от источник Израилевых. Страсти претерпела еси многих мук, всехвальная,/крепко приступльши,/отсюду к неболезненному преставилася еси/восприятию незаходимаго сияния,/и светлей радости, и вечному Божественному наслаждению,/тем тя ублажаем и святое твое днесь совершаем торжество,/страстотерпице доблественная. Слава, глас 4: Жития, долу влекущаго, и пищи наслаждение,/и цветущую славу, прехвальная,/оставльши яко временну,/Христу прилепилася еси целомудрием,/добротою его красною распалаема,/и приступила, яко благоуханный шипок,/и венцем нетленнаго Царства венчася, Богоименитая. И ныне, Богородичен: Свеще неугасимая, престоле праведный,/Пресвятая Владычице,/моли спастися душам нашим. Тропарь, глас 2:Благочестно в законе поживши: Писан на велицей вечерни. Слава, и ныне, Богородичен: Вся паче смысла: НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ По обычнем псалме поем: Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Благочестия прозябение честно,/добродетели цвет неувядаемый,/лозы Христовы розго многострадальная,/благоверная княгиня Иулиания/вся призывает светло верныя/в память свою честную воспети сию,/яко победительницу на земли, Бога прославльшую. Законом повинующися нас ради плоть на земли Приимшаго/и страсть Крестную Претерпевшаго,/целомудренная и благоверная,/на прелесть мужествовала еси, Иулиание,/огневещанным языком твоим беззаконнаго неистово посрамила еси,/темже и со Ангелы радуяся, княгине великоименитая,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Струями кровей твоих, мудрая,/за чистоту ума и любовь, яже к Богу и ближнему/излиянными, землю освятила еси,/духом же духи возвеселила еси Безплотных/и, с лики мучеников предстоящи Богу/и с сими соединяющися,/блаженная венценосица Божественнаго Духа силою явилася еси,/яко маслина, псаломски рещи, плодовита,/богодейственно искапающи благочестивым елей благодати Божия,/моли спастися душам нашим. |
Посещения ради Богоматере радости исполнився, свет был еси стаду твоему и наставник новому Израилю, преводя нас, отче, от земли к Небесным обителем, идеже ныне наслаждаешися неизреченныя светлости. Матерня утроба освятися честным зачатием твоим, славный же град Ростов просветися рождеством твоим, великая же твоя и многославная обитель прославися подвиги твоими, вся же вселенная наполнися чудес твоих, преподобне отче Сергие. Богородичен: Мати Божия Пречистая, твердая Заступнице на Тя надеющимся, покрове и страж граду нашему, и необоримая стено святей обители сей, и оружие спасения отечеству нашему, спаси всех, благочестно покланяющихся святому образу Твоему. Песнь 6 Ирмос: Да не погрузит мене буря водная, ниже пожрет мене глубина, отвержен бо есмь во глубины сердца морскаго зол моих. Тем зову, яко Иона: да взыдет от тли зол живот мой к Тебе, Боже. Припев: Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас. От младаго возраста, отче Сергие, Христа возлюбив и Сего живоносным стопам последуя, мира всего избегл еси и достигл еси в незаходимый свет разума, идеже ныне дерзновенно Святей Троице предстоиши, Юже о всех нас умоли. Удивишася во плоти житию твоему Безплотнии чинове, и устрашишася бесовская полчища от Бога данныя тебе на них победы; мы же прославляем тя, преподобне Сергие, обстояще раку честных мощей твоих, и величаем Христа, чудесы тя прославльшаго. Иже любовию и чистою верою чтущим честное и славное обретение святых мощей твоих и празднующим светло священную память твою, отче преблаженне Сергие, молитвами твоими всем полезная испроси. Богородичен: Без семене во чреве Твоем заченши Творца всех и Спасителя, Богомати Владычице, и рождши плотию Христа Бога, Егоже молитвами Твоими милостива нам сотвори, и да сподобимся вси явления Его и Царствия. Кондак, глас 8 Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие Богомудре. Икос |
Любовь , дробящая душу, есть не любовь, а разврат. – Правда, для нас, наследовавших знания и труды прошедших веков, доступны все произведения художества, потому что для нас раскрылись многие тайны человеческого духа, проявлявшегося разнообразно в разные эпохи своей истории; но по тому самому, что мы поняли дух человеческий, созидавший древние формы искусства, мы уже не можем находить его полноты ни в которой из этих отдельных форм и, следовательно, не можем уже воссоздавать силою дробного анализа то, что создавалось цельным синтезом души. Художники, бессильные создавать новые формы и новый стиль и подражающее формам и стилю прошедших веков или чуждых народов, уже не художники: это актёры художества, разыгрывающее Рыцаря, Грека, или Византийца, или Индейца. Кроме райка они никого обмануть не могут. И сам великий Гёте, – создатель Фауста, гениальный поэт, смешон, когда античествует и оглядывается: ладно ли? Досадно глядеть на мнимое искусство, на это стремление, которое я готов бы назвать Баварским: оно убивает искусство истинное, оно убивает самую жизнь. Всякая эпоха, всякий народ содержит в себе возможность своего художества, если только чему-нибудь верит, что-нибудь любит, если имеет какую-нибудь религию, какой-нибудь идеал. Пусть крепнет корень, растёт стебель, зеленеют листья жизни: цветы её (художество) разовьются сами по себе. Но надобно выжидать время, не надобно торопиться, не надобно от нетерпения вкалывать миткалевые цветочки в цветочную почку, готовую распутаться. Всякий полевой цвет, свежий, живой, благоуханный, лучше бумажных роз и камелий. Недолго продолжается обман, недолго рукодельные цветы идут за настоящее, а когда обман откроется, удивительно ли, что отовсюду слышатся печатные возгласы: «нет искусства», что бледноликий юноша говорит своей прозрачной даме: «нет искусства», и что солидный барин говорит своей почтенной современнице: «в наше время искусство было, да теперь сплыло?» Гоголь Ошибка художников досадна, но весьма понятна. Когда в душе человека проснулась потребность выразить свои тайные идеалы, но формы красоты ещё не созрели и не уяснились, он прельщается легко готовыми формами, в которых выразилась та же потребность в иное время, в ином народе; он поддаётся соблазну подражания и не вдруг спохватится в своей ошибке, не вдруг догадается, что, принимая чужую форму (выражение чужой мысли и жизни), он убивает свою жизнь, свою мысль. |
прибавляют: «цветущем), как и в Гр. и Сир., или «на равнине», указывает на долину, так как именно в долинах растут лучшие пальмы. «Яко явор», или «платан» – часто встречающееся на Востоке дерево; Гр. гл. (70, 157, 248, Cpl.), Лат. и Сир. прибавляют: «при воде», – так стояло, вероятно, и в первоначальном тексте, подобно остальным полустишиям, где после названия дерева следует указание места. Лат.: «близ воды на площадях», – in plateis получилось ошибочно вместо ς πλτανος «как платан». 17–20. После речи о том, как укоренилось и разрослось дерево премудрости в народе еврейском, далее говорится, какие благодеяния оно разливало вокруг себя. Премудрость сравнивает себя с пахучими веществами, распространяющими приятный запах, с ветвистым теревинфом, широко раскинувшим свои ветви, и с виноградом, дающим прекрасный напиток. Сл.: «Якоже корица и яко аспалаф (Остр.: испалт) ароматов дах воню, и яко смирна избранна издах благоухание; Яко халвани, и оникс (Остр.: и ноготы), и стакти (Генадиевская Библия : попел), и яко ливаново курение в скинии. Аз яко теревинф (Остр.: дуб) распрострох ветвия моя, и ветви моя ветви славы и благодати; Аз яко виноград прорастих благодать, и цвети мои плод славы и богатства». В 17 стихе перечисляются некоторые вещества, из которых составлялось священное помазание: «и ты возми ароматы, цвет смирны избранные, – и киннамома благовонна, – и трости благовонные, – и кас, – и елеа от маслин», Исх. 30, 23–24 , а в 18 стихе указываются вещества, употреблявшиеся, по закону, для составления благоуханного курения в скинии: «и рече Господь к Моисею: возми себе ароматы, стакти, ониха, и халвана благовонна, и Ливана чистого» Исх. 30, 34 . Корица, Гр. ‘κιννμωμον, – благовонная кора растения, употреблявшаяся в древности для составления ароматов, а ныне в качества пряности. «Аспалаф» в Библии нигде более не упоминается: по Плинию, он получался из корней небольшого дерева или кустарника и употреблялся для составления благовонной мази 6 . Сл. «ароматов», как и Гр., следует относить к «аспалаф»: ароматный аспалаф, или «благовонный корень»: Сир. |
— Встань, Гришенька! Надень белую рубаху, я на тебя полюбуюсь». Мальчик надел рубаху и лег на лавку, в передний угол. Отец подложил ему шубку в головы и, заворотив подол рубашки, нанес несколько ударов ножом в живот. Мальчик забился. Тогда, желая прекратить его страдания, отец распорол ему живот сверху донизу. Вдруг первые лучи восходящего солнца упали на лицо убитого. Убийца выронил нож из рук и повалился перед образом на колени, прося Бога принять милостиво новую жертву. Вошла жена и упала перед мертвым сыном. Отец, поднявшись на ноги, сказал ей: — Ступай и объяви обо всем старосте. Я сделал праздник святым. В остроге, до решения дела, он уморил себя голодом. Это о Куртине, раскольнике Спасова согласия, рассказывает Леонтьев, стараясь определить «трагическое своеобразие русской души». «Ужасное проявление веры! — заключает он. — Но, ужасное или благотворное, это все же проявление веры. А без этой веры куда обратится взор человека, полного ненависти к иным бездушным сторонам современного европейского прогресса? Куда, как не к России, где, в среде православия, еще возможны великие святители, подобные Филарету?» Великие святители, великие святые, подобные Амвросию Оптинскому, Серафиму Саровскому, — рядом с детоубийцей Куртиным. У нас, не святых, волосы дыбом встают. «Не ужасайтесь, прошу вас, — успокаивает Леонтьев. — В России много еще того, что зовут варварством. И это наше счастье, а не горе. Национальное своеобразие дороже всего». С одной стороны — «смрадная гниль Европы», а с другой — благоуханный цвет монашества, «исправленного и дополненного христианства», в котором возможны такие явления, как Филарет и Куртин. Существует ли связь между ними? Существует, отвечает Леонтьев. Филарет и Амвросий Оптинский согласны будто бы с ним, с Леонтьевым, а он — с Куртиным, в главном, именно в том, что вся земля проклята, весь мир во зле лежит — мир против Бога, Бог против мира. «Амвросий Оптинский более сочувствовал сожжению Гоголем своих произведений, чем писанию», — замечает Леонтьев. У Гоголя духовнее, утонченнее, внутреннее, но в последнем счете то же детоубийство, тот же «праздник святым», что у Куртина. И Амвросий этому сочувствует. |
Сии же «преклади» на кровле чистой ложницы видит невеста, усматривает же и кипарисное украшение, которое какою-то выглаженностию и складностию в сложении частей придает блеск видимой красоте; ибо невеста говорит, что кипарисная обшивка кровли; а обшивкою называется какое-то сплочение прилаженных и чисто выструганных досок, разнообразящее красоту кровли. Чему же сим научаемся? Кипарис естественно благовонен; он не допускает также гнилости и пригоден для всякой художественной плотничной работы, по своей гладкости и стройности слоев годен также для резных украшений. Посему, думаю, научаемся мы сказанным, не только по навыку преспевать в добродетелях тайно, но не быть нерадивыми и о видимом благообразии. Ибо надлежит промышлять «добрая» пред Господом и пред «человеки» (Рим. 12:13), быть явленными «Богови», и увещавать человеки (2 Кор. 5:11), «свидетпельство добро имети от внешних» (1 Тим. 3:7), сиять пред людьми делами светлыми «и благообразно ходить ко внешним» (1 Сол. 4:12). Таковы «дски» по благоуханию Христову, намеком на которое служит кипарис, искусно обделываемый в благообразии жизни, как прекрасно и стройно умел слагать подобное сему премудрый здатель Павел, который говорит: «вся у вас по чину и благообразно да бывают» (1 Кор. 14:40). Так по преуспеянии в этом бывает приращение в нас красоты, потому что равнина нашего естества произращает благоуханный и чистый цвет; имя же цвету крин, в котором естественно усматриваемая белизна дает подразумевать блистание целомудрия. Ибо сие сказует о себе невеста, говоря: после того, как при одре нашем приосенен стал телом Жених, который построил Себе меня в дом, кровлю подперев кедрами добродетелей, и потолок украсив благоуханием кипарисов, и я на поле естества соделалась цветом, отличающимся от прочих цветов и доброцветностию и благоуханием; ибо возросла из удолий крином. Читается же сие так: «Аз цвет польный, и крин удольный» (Песн. 2:1). Ибо действительно, по предварительному нашему обозрению, душа возделана на равнине естества. И слыша о поле, разумеем широту человеческого естества, способность его принимать в себя многие и бесчисленные понятия, речения и уроки. Итак, обработанная Возделывающим естество наше, показанным выше способом, душа благоуханным, белым и чистым цветом возрастает на поле нашего естества. Поле же сие, хотя, по сравнению с небесным жительством, именуется «удолием», но тем не менее есть поле, и возделанной на нем душе нет препятствия правильно сделаться цветом; потому что росток из углубления восходит в высоту, что, как можно видеть, бывает с крином. Ибо стебель крина, по большей части в виде тростника выбегая от корня прямо в верх, дает потом на верхушке цветок, находящийся в немалом промежуточном расстоянии от земли, чтобы, как думаю, красота его в превыспренности оставалась чистою, не оскверняемою смешением с землею. |
Но немногие места в этой пустыне, где телесной потребности можно удовлетворить обилием воды, избрали для себя проходящие иноческую жизнь; и одни построили себе хижины, другие живут, поселясь в подземельях и пещерах. Немногие из них, зная приготовление пищи из хлебных зерен, бесплодие этой пустыни прилежанием могут принудить к произращению жита, малым заступом возделывая небольшое количество тощей земли: сколько нужно, чтобы прожить со скудостию. Многие же, возлюбив наскоро уготовляемую и безыскусственную трапезу, употребляют в пищу дикорастущие овощи и древесные плоды и навсегда распростились с хлопотами поваров и хлебопеков, чтобы, потратив много времени на услужение телу, не стать нерадивыми к занятию чем-либо более необходимым, но чистым умом трезвенно служить Богу, не обременяя помысла упоением плоти и запахом варений не льстя сластолюбию чрева. А ныне так усилилось ненасытное сластолюбие, что и зрение, и обоняние, и вкус заставляет служить прихоти смешиванием соков в различные по запаху, цвету и качеству составы, уразноображивающие то, что служит к воспламенению сластолюбия. Для людей лакомых недостаточно разности во вкусе и различия в запахе съестных припасов, если не будет раздражать позыва к пожеланию пищи разнообразие в цвете варений, чтобы прежде вкушения услаждалось зрение желтым, белым или водянисто-черным цветом. А чтобы услаждалось также и обоняние, надобно примешивать к варениям самые благоуханные благовония, и, чтобы вкушаемое приятно еще было гортани, для услаждения ее должны быть смешиваемы вещи разных качеств: сладкое и пряное нужно срастворять с горьким 10 и соленым. Но надобно и зрение не лишать наслаждения. Для этого желтяк 11 , сарачинское пшено, шафран, молоко из орехов и другие многие различно окрашивающие вещества живописными смесями приправляют цвет кушанья, чтобы этот господин – чрево – по всему признавал тщательность приуготовления, поверив сказанным чувствам как опытным судиям, умеющим хорошо оценить ощущаемое ими. Но не таков был образ жизни упомянутых выше пустынников: не за удобствами гнались они; и не только отказывали себе в том, что приятно по качеству, над всем, что сверх потребности, посмеваясь как над напрасным и бесполезным, но и во многом из того, чем изобилуют, ревность к воздержанию простерли на самое количество, принимая пищу в такой только мере, чтобы не умереть вопреки воле Жизнодавца и чрез это не понести утраты в наградах за делание доброго в жизни сей. |
Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу Твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами в радость возрождения, в счастье любве и правды, да укрепит в нас начало Божественнаго Света, источник чистый Духа Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистоте недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице: Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения; радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства. Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице; радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая. Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый. Кондак 8 Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родителей и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшеницы плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашея от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами, наполни сердца наша веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа. Икос 8 |
Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога. Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем: Радуйся, Благодатная в женах; радуйся, обретшая благодать у Бога и паче Ангел возвеличенная. Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида отца Его; радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая. Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый. Кондак 3 В скорбех мятемся, в суете и печали жития Своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклонив главы наша, речем: Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей! Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе Рожденному всечасно поем: Аллилуиа. Икос 3 Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята и возопи гласом велиим, глаголя: Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне! О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша, яко дым кадильный, ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем Тебе сице: Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея; радуйся, яко ублажат Тя вси роди. Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный; радуйся, Источниче жизни и безсмертия. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый. Кондак 4 О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспослет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, коемуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душею нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа. Икос 4 |
И ныне, Богородичен: На престоле херувимском Сидящий/и в недрах Отца Пребывающий/как на престоле святом Своем, Владычица,/восседает в недрах Твоих по плоти;/ибо Бог подлинно воцарился над всеми народами,/и мы разумно ныне поем Ему./Его моли, Чистая, о спасении рабов Твоих. Песнь 4. Ирмос: Услышах, Господи,/слух Твой и убояхся;/разумех смотрение Твое/и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Песнь 4 Ирмос: Услышал я, Господи, весть: Разбойницы окрадоша мое деяние Божественное,/и оставиша мя язвами мучима. Разбойники похитили/мое стяжание – дело божественное/и оставили меня страдающим от ран. Извлекоша мя Спасе заповедей Твоих,/непостоянная помышления моя,/отонудуже уязвлен есмь прегрешеньми. Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих/непостоянные помышления мои,/оттого я и изранен согрешениями. Левит ранами уязвленна, яко виде мя,/мимо иде, Спасе мой,/но Ты мя спаси. Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,/прошел мимо, Спаситель мой;/но Ты меня спаси. Богородичен: Господственно прославляем Тя/Богородице Безневестная,/и к Твоему пристанищу вернии прибегаем. Богородичен: Больше всех мы, верные, прославляем Тебя,/Богородица, брака не познавшая,/и к пристани Твоей прибегаем. Иный. Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество. Канон преподобному. Ирмос: Услышал я, Господи,/о таинстве: Яко цветник благовоннейший,/и добродетелей рай одушевленный,/воздержание процвел еси,/имже вся напитал еси чтущия тя. Как луг благоуханнейший/и добродетелей рай одушевленный/произрастил ты воздержания цвет,/которым напитал всех, чтущих тебя. Законоположителя обучения,/и монахов правило кротчайшее,/яко Моисеа тя и Давида воистинну,/стяжавше отче, ублажаем. Законодателя подвижничества в тебе имея/и монахам правило кротчайшее/воистину как Моисея и Давида,/мы блаженным тебя, отче, именуем. Насажден на водах воздержания,/явился еси блаженне, розга отче благоцветущая,/благочестия грозды произносящая. Насажденный при водах воздержания,/явился ты, блаженный отче, лозой цветущей,/произращающей гроздья благочестия. |
| |