Собрала Она нас по Своей материнской любви ко всему роду человеческому и особенно ко всем истинным последователям учения Христова. Собрала, опять повторяю, не для скорби и печали, а для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз утвердился в вере, что смерти нет, что есть только таинственный переход в иную, вечную жизнь. В нашей Православной Церкви смерть сделалась предметом праздника. Торжественно возвещается в Церкви смерть Господня как спасительная и живоносная для всех нас. Торжественно воспоминается и смерть Матери Господа, как в высокой степени для нас поучительная и утешительная. Начатком воскресения был Христос. Но в третий день по Успении не обнаружили апостолы во гробе тела и Божией Матери. Благодатию Своего Сына и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что тела Ее не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения. Она не стала добычей смерти. Теперь смерть не кажется нам страшною и печальною, а лишь руководительницей к вечной жизни. Теперь мы знаем, что прожившие свою земную жизнь в вере и в исполнении заповедей Божиих будут продолжать жить в вечности в непосредственном общении с источником жизни – Богом. Мы радуемся, други мои, в этот день, как и во все богородичные праздники потому, что Матерь Божия за всех нас, за всю вселенную ответила Своей совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и особо чистой любовью на любовь к роду человеческому, чего не смог бы сделать никто из нас. Мы радуемся еще и потому, что Божия Матерь одна из людей. Она от рода нашего. Она сродная нам по плоти, по человеческому рождению, но, несомненно, превосходит нас по духу. Мы радуемся потому, что Матерь Божия – это благоуханный цвет человеческого рода. Мы прославляем Ее за то, что с рождением от Нее Сына Божия Она стала Матерью всего человечества. Мы радуемся потому, что, оставшись живою и по смерти и будучи кровно связана со всем человечеством, Она не забыла корней, которые Ее произрастили. Став благоуханным древом человеческого рода, не забыла Она и остальных ветвей этого же древа, всех людей, когда-либо рожденных, исповедующих Ее Богородицей и славящих Ее пречестное имя. Она носит в сердце Своем печаль о всех людях. И, вечно живая, Она, по данной Ей от Бога благодати, материнскими Своими всесильными молитвами вечно спасает всех, с любовию чтущих Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Мы радуемся, други мои, в этот день, как и во все богородичные праздники потому, что Матерь Божия за всех нас, за всю вселенную ответила Своей совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и особо чистой любовью на любовь к роду человеческому, чего не смог бы сделать никто из нас. Мы радуемся еще и потому, что Божия Матерь одна из людей. Она от рода нашего. Она сродная нам по плоти, по человеческому рождению, но, несомненно, превосходит нас по духу. Мы радуемся потому, что Матерь Божия — это благоуханный цвет человеческого рода. Мы прославляем Ее за то, что с рождением от Нее Сына Божия Она стала Матерью всего человечества. Мы радуемся потому, что, оставшись живою и по смерти и будучи кровно связана со всем человечеством, Она не забыла корней, которые Ее произрастили. Став благоуханным древом человеческого рода, не забыла Она и остальных ветвей этого же древа, всех людей, когда–либо рожденных, исповедующих Ее Богородицей и славящих Ее пречестное имя. Она носит в сердце Своем печаль о всех людях. И, вечно живая, Она, по данной Ей от Бога благодати, материнскими Своими всесильными молитвами вечно спасает всех, с любовью чтущих Ее. Мы радуемся потому, что знаем, что стоит Она теперь вовек с воздетыми руками, молясь о всех нас: и о добрых, и о злых — всем прощая. Она состраждет всему миру. Она молится за все скорбящее человечество, которое Она, усыновив, приняла в Свое сердце. А мы–то, люди, причинили Ей при земной Ее жизни горя и страданий гораздо больше, чем радостей. По человеческому рассуждению мы, кажется, не можем не скорбеть, сознавая, что со смертью Матери Божией христиане лишились и т а инственно–чудесной Матери каждого из нас. Но это только кажется, из песнопений сегодняшнего дня мы знаем, что в Успении Матери Божией «побеждаются естества уставы….» И не только люди, но и ангельский мир дивится восшествию Девы от земли на небо. Это ли не радость для нас?! Это ли не повод для того, чтобы каждый из нас задумался над своей личной жизнью?! Конечно, мы не можем повторить святую и чистую жизнь Пресвятой Девы. Мы не можем достигнуть Ее святости, но стремиться к этому обязан каждый из нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Воистину разум Христов имела ты, Ксения,/смирение, кротость, веру чуждую сомнений,/надежду и любовь к Богу;/и нас сподоби, дабы мы с тобою/Христа непрестанно величали. Воистинну на тебе, Ксение блаженная, исполнися Христово проречение:/претерпевый до конца, той спасен будет,/ныне бо со всеми спасенными Христа присно величаеши. Воистину на тебе, Ксения блаженная,/исполнилось Христово изречение: “Претерпевший до конца спасется”;/ибо ныне ты со всеми спасенными/Христа непрестанно величаешь. Слава: Воистинну никтоже, притекаяй к тебе, блаженная мати,/тощь благодати Божия отходит,/еяже и нас исполни, да тя величаем. Слава: Воистину никто из прибегающих к тебе, блаженная матерь,/без благодати Божией отходит;/ею и нас исполни,/дабы мы тебя величали. И ныне: Воистинну Богородицу Тя, Дево и Мати Слова,/Ходатаицу сущую нам, Солнце правды возсиявшую,/вернии, единомудренно песньми величаем. И ныне: Тебя, Дева и Матерь Слова,/истинную Богородицу,/Солнце Правды нам явившую,/и ходатайствующую за нас,/мы, верные, единомысленно песнопениями величаем. Светилен Якоже солнце светоносно, возсия ныне, блаженная мати, память твоя,/вся верныя веселящи, иже молитвенно взывают ти:/молися прилежно спастися нам. Как солнце светоносное,/воссияла ныне, блаженная матерь, память твоя,/веселящая всех верных;/и они молитвенно взывают тебе:/“Молись усердно о спасении нашем!” Слава, и ныне, Богородичен: Державным Твоим покровом, Пречистая,/нас, рабов Твоих, от наветов вражиих сохраняй всегда невредимых,/Тя бо едину стяжахом надежду и утверждение. Слава, и ныне, Богородичен: Могущественным Твоим покровом, Пречистая,/нас, рабов Твоих, от наветов вражеских сохраняй невредимыми всегда,/ибо в Тебе одной мы стяжали/надежду и утверждение. Молитва первая святой блаженной Ксении Петербургской О святая блаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получившая и под сению Всемогущаго упокоившаяся, днесь же, от славнаго тысящелетия Крещения Руси, Церковь Русская прославляет тя, яко благоуханный цвет.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-bla...

Икона была в Ильинском монастыре. Современник этой иконы, святой Димитрий Ростовский (родился в 1651 г.), после писал: «На сие чудо вси людие города Чернигова с многим ужасом смотреша» (16 апреля). Есть еще иконы: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Прежде рождества Дева», «Сладкое лобзание», «Слово плоть бысть», «Утешение», или «Отрада», – Ватопедская Афонская икона (21 января), «Утешение в скорбех и печалех» и другие. Закончим это краткое перечисление упоминанием о Боголюбской иконе. Когда князь Андрей Юрьевич в 1157 году шел в назначенный ему Суздальский удел, неся икону Владимирской Божией Матери, ему явилась ночью Владычица стоящею над его шатром со свитком в руке, повелевая ту икону отнести во Владимир, а на месте явления – построить Ей храм. Князь повиновался и велел написать икону Богоматери так, как он Ее видел, стоящею во весь человеческий рост. На свитке Ее в правой руке написаны следующие слова, которые можно отнести ко всем иконам Богородицы: «Царю Небесный! Приими всякаго человека, славящаго Тя и призывающаго имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Моего. Освяти место оно и прослави прославляющаго Тя, именем Моим приемля их всяку молитву и обет». Новые знамения Божией Матери Поведаем читателям о некоторых знамениях и чудесах Ее, бывших в наше время и мало известных большинству православных людей. Между тем, весьма утешительно для сердца и утвердительно для веры знать, что Божия Матерь и доселе не оставляет мир Своим чудесным покровом и совершенно явно открывает Себя. Правда, иногда эти знамения и не велики по человеческому размеру; но нам дорого то, что они действительно были. Не поднимаем мы здесь вопроса о том, – как возможны чудеса? Но только ясно и с точки зрения веры и разума, что эти знамения воистину были. А свидетели тому несомненные современники наши, или и мы сами. Бог же пусть будет поручителем, что все дальнейшее говорится неложно! «Не спрашивай же меня более, – скажу словами древнего святого отца, Феодота Анкирского, – каким образом Бог производит знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

•      Пресвятой и Пречистой, ибо «стоит на высочайшей степени уподобления Богу» (Д 1: 62); •      Царицей и Матерью всех по благодати, ибо «какая мать, яко Матерь Божия, может любить нас так горячо, так чисто, так сильно, действенно?» (М: 167,97–98); •      Благосерднейшей Владычицей «всех сынов и дщерей человеческих, как Дщерь Бога Отца, Который есть любовь» (Д: 285); •      Бездной, Пучиной благодати, ибо все повергаются в Её благость и милосердйе «и для всех достаёт Её Материнской благости» (Д 1: 649, 275); •      Свидетельницей нашей жизни и Недремлющим Оком, ибо постоянно взирает с неба на нас, все наши входы и исходы, видит всю нашу душу – не только дела, предприятия, но и все мысли, чувства, намерения – всё нравственное состояние – и недостатки, и добродетели, – «все вздохи, слёзы, всё благоговение; слышит благодарение, славословие, все тайные и явные молитвы» (М: 235,233); •      Помощницей в борьбе со злой силой (П: 22); •      Солнцем Красным, ибо вся «светла, и ни единого тёмного пятна» нет в Ней (Д 1: 376); •      Светоприемной Свечой, «ибо вжигая невещественный огонь в сердцах всех, наставляет к познанию Божию» (М: 24); •      Зарёю, ибо просвещает ум (М: 24); •      Синаем Духовным, ибо, как и ноги Господа на Синае, оставляет «также след всякий духовный свет» (Д 1: 261)... Имена Божией Матери можно было бы продолжать – все они показывают высоту Царицы Небесной и одновременно близость Её к нам -как и исповедуем мы в молитве к Ней: «Царице моя Преблагая!» Согласно общему святоотеческому учению величайшим свойством, показывающим истину духовного устроения, является смирение. Также рассуждает о нём и святой Иоанн, обращая внимание на смирение Божией Матери. «Чем больше смирения в человеке, – говорит он, – тем он чище и угоднее Богу – и тогда дальше всего человек от возможности пасть, потому что от него дальше всего тогда диавол. Смирением угодили Богу все великие святые. Сама Пренепорочная Матерь Божия указывает на смирение в Себе, как на приятнейшее Богу благоухание духовное, как на прекраснейший, благоуханнейший цвет человеческой души» (Д 1: 556).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

И в то же время – Она благодатная Мария, Госпожа, Царица и Владычица земная и небесная и Мать Бога, Богородица, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Как человек, Она все понимает. Как Матерь Божия – все может! Родная Мать людей и родная Мать Божия! За чистоту Свою Пречистая Приснодева вызывает умиление всех сердец человеческих, тоскующих по чистоте сердца, чтобы узреть Бога. «Пречистая Мати!» – вот те православныя слова, которыя прежде всего звучат в православных сердцах. И мы, православные, любим Ее, как Мать, как самое дорогое, самое чистое, что только знаем в жизни. Любовь к Матери – чиста и свята. В любви к Матери не может быть никакой нечистоты. В католическом же культе Мадонны, к платонической любви часто присоединяется и тонкий чувственный элемент, элемент любви к «Прекрасной Даме», к «вечной Женственности» и т. п. Вся Православная догматика проникнута незримо присутствием Богоматери. Православный мистический опыт в отношении к Пресвятой Богородице – неисчерпаемо широк и глубок. Нет, не было и не будет ни одного истинного христианина, который не имел бы в своей жизни явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы и даже неоднократно. Особенно много помощи от Богоматери получают матери, молящияся за своих детей. Огромное количество чудотворных Богородичных икон – свидетельствуют о неизсякаемости Ея помощи всему человеческому роду. Праздник «Покрова» свидетельствует о том же. Названия икон Богородицы – говорят о характере Ея помощи: «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная радость», «Споручница грешных», «Скоропослушница», «Благоуханный цвет», «Умиления», «Умягчение злых сердец» и т. п. Из необозримого количества чудотворных икон Пресв. Богородицы, в России особенным почитанием пользуются: Казанская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская (Одигитрия, что значит «Путеводительница»), Знамения (особенно Курско-Коренная, спутница Российского беженства до наших дней), Почаевская, Иверская, Ченстоховская, Державная и др. Литургическая практика в отношении к Пресвятой Богородице – необъятна.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Это чудо возбудило во всех жителях благоговение, и они построили здесь деревянную церковь и в ней поставили обретённый крест и стали называть его Купятицкой иконой Пресвятой Богородицы. С того времени от иконы начали совершаться чудеса. Однажды во время морового поветрия в селе Купятицком икону обнесли вокруг села, и поветрие в тот же день совершенно прекратилось. Прошло несколько лет, татары сожгли церковь с чудотворной иконой. Однажды некто путник, по имени Иоаким, проходя мимо того места, где была церковь , изумлён был светом, исходящим из земли. Он подошёл и увидел крест, лежащий в пепле. Путник объявил о том жителям села Купятицкого, которые со своим священником пришли на место и с радостью узнали в нём свою чудотворную икону. Она не подверглась ни малейшему повреждению от огня. Тут снова была построена церковь, при которой путник Иоаким остался пономарём. В 1629 году при Купятицкой церкви основан православный мужской монастырь. Икона Пресвятой Богородицы оставалась в селе Купятицком, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во второй половине XVII века им завладели униаты, тогда православные русские перенесли чудотворную икону в Киев и поставили в Софийском соборном храме. Богомольцы имеют великое благоговение к сей иконе. Она прославилась многими чудесами. Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди и имеет в длину и ширину по 2¼ вершка. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой распятие. Икона Благоуханный Цвет Так называемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в воронежском Покровском кафедральном соборе, и известна она там под именем Одигитрии. На иконе Богомладенец Спаситель изображён сидящим на левой руке Своей Матери. Правой же рукой Пресвятая Богородица держит расцветшую ветвь. 19 ноября Икона, именуемая Утешение в скорбях и печалях Икона находится на Афоне, в русском Свято-Андреевском скиту. В 1863 году 15 ноября в город Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований из этого скита иеромонах Паисий и привёз с собой небольшой крест с частью древа Креста Господня и икону, называемую Утешение в скорбях и печалях. Святыня была поставлена в женском Христорождественском монастыре, горожане спешили облобызать её и помолиться пред нею, и здесь от иконы Пресвятой Богородицы произошло несколько чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Святитель Кирилл скончался мирно в 444 году. При его кончине предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, Которой он верно служил в течение земной жизни. 18 января Церковью установлено совместное празднование двум выдающимся святителям Александрийской Церкви – святителю Афанасию (†373) и святителю Кириллу за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской Церкви против еретиков. Каждому из этих отцов Церкви установлено и отдельное празднование: святителю Афанасию – 2 мая, святителю Кириллу – 9 июня. Святителя Максима Новаго, бывшаго деспота Сербскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Нов сад явился еси нам, отче,/насажден во дворех дому Бога нашего,/веселящ чада твоя, аки новорасльми маслиннаго древа,/мы же ти приносим, отче, венцы многоплетенныя/во имя усердия чадолюбивому отцу. Благочестиваго корене благая отрасль,/от неяже прозябе цвет благоуханный,/мощи бо твоя проявляют добродетели,/имиже мы облагоухаеми,/восхваляем Бога, тебе прославльшаго,/Максиме достоблаженне. В юдоли, яко крин, процвел еси, святителю,/и, яко шипок, благоухаеши,/сердца верных облагоухая/и радости исполняя,/иже, в веселии воспевающе, глаголют:/дивен Бог во святых Своих. Слава, глас 6: Христова иерарха воспоим вси Максима,/Троицы бо Святыя державу во своем роде ясно возвещает,/Единаго Бога в Триех Лицех нераздельна./Егоже и молит о нас,/верою совершающих память его. И ныне, Богородичен: Архангельское слово прияла еси,/и Херувимский престол показалася еси,/и на объятиях Своих носила еси, Богородице,/Надежду душ наших. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Оставив дом земнаго царствия,/преблаженне и новоявленне Максиме,/дом Святыя Троицы был еси. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Воистинну, отче,/явился еси купец предоблий,/иже стяжав Христа, Бисер многоценный,/и Того положив во уме,/душу просветил еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородица ясная, не оставь, помоги. Жизнь мятется ненастная, обступили враги. [ ] Мариам ясно-взорая, тихим оком взгляни, Ты – Помощница скорая, Ты засветишь огни [ ] Волоса золоченые обвивают Звезду: через слезы соленые вдаль смотрю и бреду. 255 Сходные образы-символы Небесной Покровительницы мира – Ясная Звезда Вечерняя, Белоснежное облачко, Благоуханный Цвет, Нечаянная Радость – вошли в его Слово на Успение «Земной путь Богоматери». Та же мольба-молитва истерзанного сердца звучит в нем: «Вернись к нам, Дева Умиренная, приплыви облачком Белоснежным, затени прохладою знойную жизнь, умири жаркие страсти... Очисти нас, Голубиная Чистота, облагоухай нас, Благоуханный Цвет, озари ясным лучом Нечаянной Радости». 256 Но не только символические наименования Богоматери вплетает он в осиянное лучами Ее славы похвальное Слово, он вводит в него и хвалебную песнь Самой Девы Марии, «через всю жизнь пронесенную в сердце и воспеваемую устами» – Величит душа Моя Господа! Софийная символика в соединении с изысканным стилем Флоренского сближает Слово на Успение и обращение к «Звезде Утренней». Один из источников образной символики данного Слова – «Похвалы на погребение Божией Матери» в службе, совершаемой ранее в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры 257 : «Богородице Дево, Радость наша, Богородице, проповедание наше, како отходиши от нас?» (61); «Солнце, видевше прежде зашедшее Солнце Правды, видит ныне Луну зашедшую, Деву и Матерь Света» (82); «Яко Голубица, уязвленная любовию Дево, Престол Божий облетавши, отлетевши от гнезда, еще на земли» (126); «Ты Сад заключенный, идеже Древо жизни и безсмертия» (163); «Ты еси Источник запечатленный, в нем же поток сладости всенеизреченныя» (164); «Прииди, Красная Моя, да наслаждаешися красоты Сына Твоего и Создателя» (167). Проповеднические Слова Флоренского – «Начальник жизни», «Радость на веки», «Земной путь Богоматери» – нетрадиционны по стилю и необычны по сочетанию в них лиризма, символики и проникновенной силы слова. Выраженное в них глубокое религиозное чувство находит исход в смелых образных уподоблениях, в ритмическом строе возвышенной поэтической речи, в певучей музыке произносимого Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010