Из-за своих крайних атеистических левых идеологических проекций нынешний президент Сербии не имеет реального представления о глобальных геополитических отношениях в мире. Напомним, что президент Сербии поддерживал Хиллари Клинтон на выборах в США, а не Дональда Трампа, и что в Америке он участвовал в публичных выступлениях с Биллом Клинтоном и президентом муниципалитета Сребреница -мусульманином Камилом Дураковичем (когда Клинтон, который лично приказал НАТО атаковать Р. Сербскую в 1995 году, а на Сербию и Черногория в 1999 году, «по-отечески» обнимал Вучича и похлопывал его по спине). Вполне в духе югославской преемственности колониальной католической культурной политики и коммунистической марксистской релятивизации религий был поступок жены президента Сербии в этом году в Киеве. (Во время преследований духовенства и верующих канонической Украинской православной церкви Московского патриархата). Она посетила Киев по приглашению жены Владимира Зеленского, и во время визита 7 сентября посетила так называемую Православную Церковь Украины, где в Киево-Печерской лавре её приветствовал ушедший в раскол «архимандрит» Авраам (Лотыш), запрещённый в служении. Вполне возможно, что президент Сербии прозревает грядущее ослабление влияния России на Балканах, и именно этим продиктованы некоторые публичные жесты. Павел Тихомиров: Спасибо, Огнен, теперь вопрос профессору Чворовичу. Зоран, это " майдан " или " не майдан " ? Зоран Чворович: Не станет тренер заменять игрока, который хорошо играет матч. Вучич выполнил наибольшее количество предъявленных Западом требований по Косову, поэтому я не вижу причин менять его. Коалиция «Сербия против насилия» не имеет такой поддержки в народе, как Вучич, и поэтому они не смогут успешно реализовать непопулярные меры в отношении Косово, как это может сделать Вучич. В конце концов, Запад поддержал в своё время его приход к власти, потому что представители тогдашней Демократической партии не имели поддержки среди граждан в проведении непопулярных на национальном уровне шагов. Такие шаги могут быть успешно осуществлены только властью, которую люди воспринимают как патриотическую. С другой стороны, Вучич знает, что нехорошо сразу выполнять все требования Запада, потому что тогда он враз потеряет свой авторитет. «Выйдет в тираж».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/05/ba...

В Царьграде тогда уже властвовали или, точнее, неистовствовали па- пежники. Царь и патриарх пребывали в Никее. Царь Феодор Ласкарь был в родстве с владетельным домом Сербским: дочь его была за Радославом, племянником святителя Саввы. Император принял препо­добного со всею любовью; все, о чем просил Савва, сделано было для Афона. Он уже хотел возвращаться в свое уединение, как пришло ему на мысль воспользоваться случаем – испросить милость для Сербии. Призвав Господа на помощь, он предложил царю прошение о том, чтобы патриарх посвятил одного из сербов, спутников его, в архиепископа, по той мысли, что серб-пастырь может быть более полезен для Сербии, чем иноплеменник. Благочестивый Феодор с радостью согласился, но прибавил: «Хочу видеть избранного тобою брата, благоволит ли к нему душа моя? Тот должен быть особенным человеком, на кого падет такой жребий». Савва представил всех спутников. «Все братия твои, – сказал царь, – хороши, но ни одному не могу доверить высокого сана, к тебе одному расположена душа моя». Смиренный Савва не хотел и слышать о том. Долго уговаривали его царь и патриарх, и едва согласился Сав­ва на их желание по долгу послушания. В день Успения Богоматери Савва посвящен был в архиепископа патриархом. После того новый святитель решился еще испросить милость для Сербии. «Доверши милости твои, государь, – говорил Савва. – Пусть на словах и на бу­маге предоставится право рукополагать архиепископа Сербии собо­ром епископов Сербских». Святой объяснил как то, что это согласно будет с правилами Апостольскими, так особенно то, что во время бурь военных, так частых в печальное время, трудно являться из Сербии для посвящения архиепископа. И царь, и патриарх отяготились такою просьбой: им хотелось, чтобы Сербская церковь оставалась в полном подчинении патриарху. Долго происходили совещания по этому делу. Наконец, выдана была и желанная патриаршая грамота 60 . По возвращении из Никеи святитель, простясь с Афоном, отпра­вился в Сербию. Брат Стефан лежал больным и отправил сыновей своих встретить святителя на границе владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  notes Примечания 1 Родился в 1114 году в семье правителя Сербии жупана Давида, Стефан ( в монашестве Симеон) был младшим сыном в семье. Даже в раннем возрвсте правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца получил в управление большую часть страны.Стараясь превратить Сербию в Православное Царство, св. Симеон возвиг и содержал множество храмов в самой Сербии и во всем христианском мире. Венцом его жизни стало отречение от престола, когда последовал в монастырь за своим сыном , св. Саввой, в возрасте 82 лет. Вместе они подвизались на Святой Горе, основав здесь Хиландарский монастырь. Почил в возрасте 86 лет, Его мощи оставались мягкими и теплыми, источая миро. Когда св. Савва вернулся в Сербию, он привез мощи отца с собой, весь народ был свидетелем того, что тело св. Симеона, выглядело теплым и живым, как будто спящим, в настоящее время его мощи находятся, в воздвигнутом когда–то им самим, Студеницком монастыре. Св. Николай (Велимирович) так описывает св. Симеона «В нем было как бы несколько людей — воин и государственный деятель, патриот своего народа и верный Божий, богатый аристократ и нестяжательный подвижник, мирянин и святой». 2 Св. Савва самый почитаемый в Сербии святой, сын св. Симеона Мироточивого, из этой семьи произошло множество святых, как еще при жизни св. Саввы, так и впоследствии , включая его родителей свв. Симеона и Анастасию, брата св. Стефана Первовенчанного. Приняв в возрасте 17 лет монашеский постриг на Святой горе, после отречения отца от престола был направлен Господом обратно в Сербию, чтобы погасить смуту и объединить страну, получив от Вселенского Патриарха автокефалию для Сербской Церкви, спас ее от войн. Приняв епископский сан с великим принуждением, св. Савва был истинным исихастом. Совершенно проникшись учением древних Отцов пустныни, дал духовной жизни Сербии то направление, которому она следует и доныне. 3 Князь Лазар, чьи нетленные мощи почивают ныне в Раваницком монастыре, был одним из величайших правителей Сербии. Неоднократно защищал Сербию от турок, и, наконец, ему предстояла решительная битва с турецким султаном Амуратом в Косово 15 июня 1389 года. Ночью, накануне битвы, ему явился Ангел, предложив выбор — победа и земное царство или поражение и мученичество ради Царства Небесного. Он предпочел погибнуть в битве. После того, как все войско за Божественной Литургией причастилось Святых Таин , все воины пав от рук мусульман, удостоились мученических венцов. Сам св. Лазар был обезглавлен, а его благоуханные мощи были перенесены в монастырь в Раванице. Св. Лазар был основателем многих монастырей, храмов, в том числе и монастыря св. Пантелеймона на Афоне. 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Обозрению современной церковной жизни в королевстве Сербии предпошлем общие сведения о численности народонаселения, о состоянии просвещения в Сербии, о периодической печати и о новом церковном законе, которым управляется современная сербская православная церковь . Население сербского королевства простирается до 2:162,759 душ. 1349 Столица Сербии Белград насчитывает до 60:000 жителей. Положение учебного дела в Сербии за 1892 год представляется в таком виде. Высшее учебное заведение —285— в сербском королевстве – «Велика школа» в Белграде с факультетами: философским (историко-филологическим и естественно-математическим), юридическим и техническим. Слушателей свыше 500; кафедр 71, распределены между 35 преподавателями. Некоторые кафедры (в том числе кафедра русского языка и словесности) пустовали. При «Великой школе» состоит несколько студенческих обществ, преследующих научные, литературные и благотворительные цели. Одно из них – литературное «Побратимство» издавало в 1892 г. свой журнал под таким же названием «Побратимство». С будущего 189¾ г. предположено белградскую «Велику школу» преобразовать в университет («свеучилиште»). Но медицинский факультет предположено открыть лишь тогда, когда назначенный на этот предмет Коларчев фонд возрастет до миллиона франков. 1350 В Белграде же находятся: 1) сербская королевская академия наук и искусств, 2) сербское ученое Общество с отделами наук естественных и математических, философских и филологических, исторических, экономических и искусств и 3) народная библиотека и музей. В библиотеке много древних славянских рукописей, преимущественно сербской редакции. 1351 Двадцать два стипендиата воспитывались в 1892 г. на счет правительства в заграничных университетах и академиях, в том числе один в с.-петербургской и один в московской духовной академии. Из средних учебных заведений первое место занимает единственная для всей Сербии белградская духовная семинария (четырехклассная «богословия»). Профессоров и преподавателей в ней 17, учеников до 100 человек. Ощущается настоятельная необходимость вместо настоящего ветхого здания выстроить для семинарии новое помещение. В духовной печати сербской много толкуют также о необходимости внутреннего преобразования семинарии (о сем будет речь ниже), а также существует предположение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Преемники Немани не все были тверды в православии: многие из них, находясь в борьбе с Византией, не раз имели сношения с папою, не раз, повидимому, готовы были из угождения папе, по рассчетам политическим, даже изменить православию, обещаясь, в виду опасностей, принять католичество, если папа отвратит грозу, хотя, по миновании грозивших опасностей, уклонялись от исполнения данных папе обещаний. Но их подданные, но народ всегда твердо держался православия 82 , так что в понятии народа слова: серб и православный имеют одно и тоже значение. И где бы серб ни жил, – он твердо помнит православную церковь , православную Сербию, св. Симеона и Савву, православного царя своего Душана, православного мученика– Лазаря и т. д. Много бед, много горя испытали сербы в Турции в течении 400 летнего ига, но не изменили православию. Ни время, ни насилия, ни обольстительные примеры потуреченных бояр не могли поколебать народ сербский в вере отцев: она крепко держится в нем сколько внутреннею силою своею, столько же и крепкою связию её с народностию. – К сожалению, переселение сербского патриарха Арсения Черноевича в Австрию (в 1690 г.) значительно сократило число православных в Сербии. Переселение это началось с так называемой Старой Сербии. А это были места,окружавшие печскую патриархию, – это было сердце древней Сербии: окрестности Призрена, бывшей столицы сербской и любимого местопребывания Душана, Коссово поле, Новобрдо, где некогда были три митрополии: вучитрнская, липлянская и новобрдская, Дьяковица, Печь, Новый Пазар, Севица, – весь этот прекрасный край опустел, а потом занят был дикими и буйными арнаутами, сперва исповедывавшими католичество, а потом принявшими магометанство. Они бесчеловечно преследовали православных в Сербии, и число православных, естественно, все больше и больше там скудело 83 . Бедствия православных в Сербии. Православные сербы много потерпели бедствий от турок и частию от латинян, греков и еретиков-богомилов. Турки, покорив Сербию, на первых порах были благосклонны к христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В этом же объяснение феномена монашества и подвижнического настроения народа; здесь находится и оправдание поста, молитвенного безмолвия и духовной жизни в целом. Икона, таким образом, возводит к богосозерцанию всю человеческую жизнь, освобождая материю от ее трехмерности и перспективы, ограничивающей и то, что безгранично по дару свыше; устремляет всю жизнь к обожению, уподоблению Христу. Христоподобный святитель и преображение народа – в народ Божий – вот главный идеал того времени и того Предания, которое Святой Савва называет не своим, а «Православным Отеческим преданием», которому должно следовать. 5 . Вот, кратко основные принципы святосавского Предания и Просвещения. Эти духовные принципы сохранили свою силу, несмотря на все изменения и беды, и в Сербии Лазаревича и Бранковича. Особенно это заметно в период, последовавший за Косовской трагедией, на то было две причины: первая – потрясение и потеря большой части земли, потеря чувства стабильности, пробудили большую чуткость к восприятию истории и исторических событий; вторая – православную византийско-славянскую вселенную того времени объединило духовно перерождающее движение, известное в истории под названием Исихазма или паламизма. Исихазм основан на опытной вере, согласно которой, истинная полнота жизни человека и мира, начинается и их встрече и пронизанности вечными Божественными силами и энергиями, в которых Бог открывается и дарует Себя миру, оставаясь по сущности недоступным. По учению главных носителей Исихазма, Просвещение должно быть основано не на тленном свете разума, но на вечном Фаворском свете, который благодатно расширяет и дает бессмертие разуму и природе, и преображает их, давая им возможность видеть то, что будучи не преображенными видеть не в состоянии. Движение исихастов, возникшее на почве конфликта Св. Григория Паламы с Калабрийским философом Варлаамом, приобрело очень широкий духовно-социальный размах, и повлияло на всю общественную, духовную и культурную действительность православных народов той эпохи. Особенно большое значение имел тот факт, что во второй половине XIV века, главные позиции в Церквах православного Востока заняли патриархи исихасты: В Цареграде – патриарх Филофей, в Болгарии – Евфимий, в Сербии – патриарх Ефрем, в России митрополит Киприан (Ср. Франк Кемфер, «Начало культа князя Лазара», о князе Лазаре, стр. 265–269). Благодаря монаху Никодиму Тисманскому то движение достигло Румынии. В Сербии оно было тесно связано с многочисленными монахами-синаитами, основавшими новые духовные центры и вдохнувшими новый преображающий дух в Лазаревичскую Сербию («О синаитах и их значении для Сербии Х1У века) см. Иером. Амфилохий, «Синаиты и их значение в жизни Сербии Х1У века», Раваница 1381–1981, Белград 1061, стр. 101–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

е., закрытою подачею голосов. Голоса собираются и пересчитываются тремя членами, избранными собором из его среды. Председатель объявляет во всеуслышание, сколько голосов получил какой епископ и кто таким образом избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Избранным же признается тот епископ, в пользу которого голосовало не менее двух третей присутствующих членов. Если никто из епископов не получит такого числа голосов, то Избирательный Собор закрывает свое заседание и приступает после этого к новому выбору только на четвертый день, не считая дня первого выбора. Кто из епископов на новых выборах получит более половины голосов присутствующих членов, тот считается избранным в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Протокол об избрании министр просвещения и церковных дел представляет королю на одобрение и после того, как король одобрить выбор, избранный епископ, по докладу министра просвещения и церковных дел, назначается королевским указом в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Получив известие от министра просвещения и церковных дел об одобрении королем избрания и о назначении избранного епископа архиепископом белградским и митрополитом Сербии, Избирательный Собор, записав это уведомление в свой протокол, закрывает свои заседания. Между тем министр просвещения и церковных дел уведомляет о назначении архиепископа белградского и митрополита Сербии всех министров и епархиальных епископов, а епархиальные епископы уведомляют уже остальные церковные власти. Но если на повторительных выборах ни один из епископов не получит более половины голосов присутствующих членов или если король не одобрит состоявшегося выбора, то избрание митрополита признается несовершившимся, и тогда Избирательный Собор закрывает свои заседания, о чем уведомляет и министра просвещения и церковных дел. Если же это случится, то Избирательный Собор снова созывается для выбора митрополита не позже годичного и не раньше шестимесячного срока со дня, в который Избирательный Собор закрыл свое последнее заседание.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Там мы и снимали. Во время съемок на наших глазах в небе появился крест - это не следы от самолетов, он как бы из центра расширялся. Исчез он также на наших глазах, но операторы успели заснять, и мы включили его в клип. Песню «Вера наша» в Сербии и до нас знали и иногда пели, но исполнялась она очень редко медленно и как-то скучно. А мы неожиданно стали ее популяризаторами и вместе с тем - получили известность в Сербии. «Мы» - это Петр Акимов, питерский хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина под управлением Болдышевой Ирины и ансамбль «Косовские пионы» под управлением Гаврилы Куинжича. Клип стал известен и в Сербии, и в Косово. В Сербии его вообще крутили по телевидению. Вариант предложенный Иваной отличается от изначального одним добавленным куплетом. В оригинале поется: «Вера наша ... народ србский просветила, землю нашу освятила», - а Ивана в благодарность нам добавила от себя еще куплет: «Землю русску освятила». В итоге там молодежь перепевает песню именно в нашем варианте. Если Бог даст, на Красной площади 25 июля мы ее споем. Православный фолк Так зародился «Ихтис». В Сербии мы познакомились с местной традицией исполнения фолковых песен, в том числе и духовных. Это удивительно совпало с тем, что мы с Петром уже задумывали. Тогда к нам примкнул музыкант Михаил Смирнов - клавишник, перкуссионист, аккордеонист. Если бы Петр и Миша не встали со мной рядом, «Ихтиса» бы не было! -Чем «Ихтис» отличается от других российских фолк-групп? -Мы «церковники». Мы поем исключительно духовные песни разных народов. В основном - русские и сербские, но есть грузинские, на корсиканском, на латыни, на греческом... Народных песен с языческими «примесями» мы неприемлем, а народные песни о любви и т.п. нас просто не интересуют. Близкие по духу -Кто из современных исполнителей вам близок по духу? -Эталоном можно считать Сергея Старостина. Хоть, в отличие от нас, он исполняет еще и обычный, не «православный» фолк. Мне очень нравится, что делает мой приятель Макс Гавриленко (гуслист) и его группа «Ладони». Я считаю, их песни «Ладони» и «Весна-распутица» - это прям что-то Есенинское!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях . Относительно иерархической зависимости сербского (Рашского) епископа «наши сведения, —пишет исследователь исторического прошлого Сербии, Болгарии и Румынии профессор Е. Голубинский, — не вполне достаточны. В правление болгарского царя Самуила (1014), нет сомнения в том, что по причине тогдашней государственной зависимости Сербии от Болгарии, он состоял под властью болгарского Архиепископа. После покорения Сербии греками... епископ перешел из-под власти болгарского Архиепископа под власть Патриарха Константинопольского... После завоевания в 1019 году Болгарии император Василий Болгаробойца предоставил было болгарскому Архиепископу право отыскивать в свое владение, вместе с другими отошедшими от него в продолжение войны епархиями, и епархию Рашскую, но удалось ли это Архиепископу, остается неизвестным... В правление Стефана Немани и Стефана Первовенчанного, действительно, как будто он, а не Патриарх Константинопольский, был признаваем сербами за своего высшего церковного начальника» (проф. Е. Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 449). В XIII веке папа Римский старается усилить свою власть в Сербии. Но сербский монах святой Савва, брат князя Стефана Первовенчанного, отправился в Никею и осведомил «Никейского» — Константинопольского — Патриарха о тяжелом положении сербского христианства, находившегося под угрозой римского влияния (нужно сказать, что в 1204 году под ударом крестоносцев пала Византийская империя, а в Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда снова была восстановлена Византийская империя). «Никейский» Патриарх Мануил I (1215 —1222) учел тяжелое положение христианства в Сербии и в 1219 году рукоположил святого Савву (1219 —1233, 1236) в сан Архиепископа, признав одновременно Сербскую Православную Церковь автокефальной . Примечательно, что святой Савва по своему глубокому смирению стремился уклониться от первосвятительства. Направляясь в Никею, он взял с собой несколько своих учеников в надежде, что кто-нибудь из них будет поставлен на Сербскую кафедру. Но Патриарх Мануил увидел, что достойнейшим кандидатом на этот высокий пост является сам святой Савва, и охотно исполнил просьбу князя Стефана Первовенчанного.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Еще с большею настойчивостию он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Неманя с твердостию объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования с святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, ни маю не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущества их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедающий Христа Сыном Божиим, и потом тои с его нечестивыми книгами прогнан был» 261 . Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покровительствовал богомилам 262 . Но это не избавило Боснии от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства 263 . – Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии 264 . В горных ущельях, в местах глухих, в начале правления Немани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы» 265 . Следствием таких распоряжений было то, что единством св. веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политическое тело Сербии. При такой политике успел он возвратить Сербии коренные Славянские поселения, занятые Греками, и возвысить народность Сербскую 266 . Это стоило ему долгой борьбы: Греки под видом покровительства чистой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена Славян соединить под одну Славянскую власть 267 . Всею душою любя св. веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница 268 , Сопочаны 269 . Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы 270 . Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию св. Саввы, он строго подтверждал стране своей о духовенстве сельском: «начетки даита ему от своих плод праведных» 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010