О том, что толчком для возрождения женского монашества в Сербии стало прибытие русских монахинь из Лесны, свидетельствуют статистические данные, обнародованные Радославом Груичичем: после 1921 года в Сербской Православной Церкви насчитывалось 3179 священников, 346 монахов и 83 монахинь. Согласно переписи в соответствии с «Схематизмом» 1925 года, «до объединения народа и нашей Церкви в нашей стране почти полностью исчезли женские монастыри, в нашей стране было всего 75 православных монахинь». Согласно историческими исследованиям, вместе с игуменией из Лесны (Холмская область) через Бессарабию в новое южнославянское государство пришло от 75 до 80 монахинь. Сестер, прибывших в Кувеждин, перенаправили в соседний монастырь – Хопово, который имел больший материально-технического потенциал для приема и размещения вновь прибывших монахинь, поскольку там находился Дом для брошенных детей. Из доклада Священного Синода министру религии мы узнаем о том, что количество Леснинских монахинь было неожиданно большим для Сербии: «Как вы уже знаете, 60–70 русских монахинь из женского Леснинского монастыря недавно переехали в нашу страну». Современники отмечали важность русского примера для возрождения сербского женского монашества Современники отмечали важность русского примера для возрождения сербского женского монашества. Монастырь Кувеждин, находящийся недалеко от монастыря Хопова, превратился в настоящий русско-сербский женский монашеский союз. Некоторые сведения о хозяйстве и количестве монахинь мы получаем из первой монографии о монастыре (24 монахини и 575 акров земли и леса). Русский митрополит Евлогий (Георгиевский) писал: «Приход монастыря Лесны имел большое значение для Сербии. Дело в том, что женское монашество в Сербии давно умерло. В последние столетия в Сербии не было ни одного женского монастыря, и сербы начали считать это совершенно нормальным явлением». Так что сербское женское монашество имеет русский корень: «Христос, Который привел сюда русских сестер-монахинь, желал, чтобы именно они зажгли свечу своих сербских сестер и разожгли огонь любви ко Христу».

http://pravoslavie.ru/148289.html

После междоусобной распри между сыновьями Стефана Немани, один из них, по имени также Стефан, стал во главе государства и в первой четверти XIII века папским легатом был коронован королевской короной, почему и известен в истории как Стефан Первовенчанный. С этих пор Сербское государство превратилось в королевство, и сам Стефан Первовенчанный был “кралем” всех сербских земель. При нем же, также из рук папского представителя, сербская церковь получила самостоятельного главу в лице сербского архиепископа. Но эта зависимость Сербии от Римской церкви быстро прекратилась, и новое королевство осталось верным заветам Восточной церкви. Латинская империя встретила для распространения своего влияния на Балканском полуострове большое препятствие в двух славянских государствах – Болгарии и Сербии. После падения Латинской империи (1261 г.) обстоятельства изменились: вместо нее появилась слабая, восстановленная Византийская империя, и к этому же времени Болгария, ослабевшая благодаря своим внутренним смутам, и уменьшившаяся в своих границах, уже не представляла прежней силы. Самым крупным государством на Балканском полуострове после 1261 г. являлась Сербия. Но ошибка сербских государей заключалась в том, что они, не заботясь о присоединении к Сербии западных сербских (хорватских) областей, т.е. не закончив еще дела сербского национального объединения, устремили свое главное внимание на юго-восток, а именно на Константинополь. Во время внутренней войны между Андрониками, дедом и внуком, сербский “краль” поддерживал деда. Большое влияние на дальнейшую судьбу Сербии оказала победа сербов в 1330 г. над болгарами, бывшими в союзе с Андроником III, близ Вельбужда (теперь Кюстендиль) в Верхней Македонии. В этой битве принимал участие еще юный князь, будущий знаменитый сербский государь Стефан Душан, бывший, несмотря на некоторое несогласие источников, 839 главным решителем сражения. Болгарский царь, свалившийся с лошади во время бегства, был убит. Результаты вельбуждской битвы имели важное значение для молодого Сербского королевства. Греко-болгарский союз был разорван, и всякая возможность для Болгарии задержать дальнейшее усиление Сербии была навсегда уничтожена. С этих пор главная роль на Балканском полуострове оказалась в руках Сербского королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Президент Республики Сербии Б.Тадич «Умер большой друг нашего народа, человек высоких духовных и моральных достоинств, о чьей доброте и мудрости сохранится долгая память. Патриарх Алексий II многое сделал для сближения и укрепления сотрудничества между славянскими народами. Мы навсегда запомним его благородство и поддержку, оказанную нашей стране в судьбоносные для нее моменты», — отметил в послании на имя главы правительства РФ Владимира Путина премьер-министр Сербии Мирко Цветкович. Свои соболезнования церковным и светским властям России выразили также сербский престолонаследник Александр Карагеоргиевич, экс-премьер, лидер Демократической партии Сербии Воислав Коштуница. Священному Синоду Русской Православной Церкви Примите мое искреннее соболезнование по поводу упокоения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сербский и российский народ прочно связаны нашими Святыми Православными Церквами и глубочайшими взаимными чувствами братской и исторической близости наших народов. Сербия сегодня искренне сочувствует российскому народу по поводу упокоения Его Святейшества Патриарха Алексия II. Сербский народ глубоко благодарен Его Святейшеству Патриарху Алексию II за его молитвенное покровительство сербскому народу и наши святыни в Косово и Метохии, а также за всю поддержку, которую он оказывал в деле сохранения Косово и Метохии в составе Сербии. Его Святейшество Патриарх Алексий II предоставлял и величайшее духовное утешение, подал искреннюю надежду и принес истинную радость сербскому народу в тяжелейшие минуты его истории, когда во время бомбардировок Сербии и Черногории со стороны НАТО, в храме святого Саввы в Белграде вместе с Его Святейшеством Патриархом Павлом молился за мир и защиту Сербии и сербского народа. Сербский народ вместе с российским народом искренне радовался, когда благодаря Его Святейшеству Патриарху Алексию II после длительного раскола было восстановлено полное единство Русской Православной Церкви. Выражая искреннейшее соболезнование Священному Синоду Русской Православной Церкви и ее полноте, а также братскому российскому народу по поводу упокоения Главы Русской Православной Церкви – новопреставленного Патриарха Алексия II, желаю, чтобы Господь наш Иисус, принимая его, благословил Русскую Православную Церковь и весь российский народ.

http://patriarchia.ru/db/text/500154.htm...

Общие определения §1 Господствующая (государственная) вера в Сербии христианская восточно-православного исповедания. Сербская церковь автокефальна. Она не зависит ни от какой заграничной церкви, но сохраняет единство в догматах с восточной вселенской Церковию. §2 Внутреннее управление восточно-православной сербской церкви принадлежит Архиерейскому Собору. §3 Церкви, монастыри, епископии, все их имения и все церковно-благотворительные заведения сербской православной церкви состоят под верховным управлением Архиерейского Собора и под надзором министра просвещения и церковных дел. §4 Имения церквей, монастырей и епископий, которые суть задушбины 1 благочестивых и верных сынов православной церкви, не могут быть употребляемы ни на что иное, как только на то, на чтó они пожертвованы. Те монастырские имения, которые не были завещаны для какой-нибудь определенной цели, с согласия Архиерейского Собора, могут быть употреблены на благотворительные цели и на церковно-просветительские и (другие) полезные дела. Церковно-административное деление страны §5 Территория королевства Сербии, в церковно-административном отношении, делится на епархии, протопресвитерства, наместничества, парохии и капеллании. §6 В королевстве Сербии суть следующие епархии: 1) белградская (состоящая из округов – подринского, подунайского, валевского, пожаревацкого и моравского), которою управляет архиепископ белградский и митрополит Сербии, – с кафедрою в Белграде; 2) жичкая (состоящая из округов – ужицкого, рудницкого и крагуевацкого), с кафедрою в Кралеве; 3) нишская (состоящая из округов – теплицкого, враньского, пиротского и крушевацкого), с кафедрою в Нише; и 4) тимокская (состоящая из округов – крайнского, чернорецкого и тимокского, с кафедрою в Зайчаре. §7 В королевстве Сербии каждый округ образует окружное, г. Белград – белградское и г. Ниш – нишское протопресвитерства; каждый уезд, в котором находится более 10 приходских священников, образует уездное наместничество, церковь же с определенным количеством домов (согласно §1 закона об урегулировании положения священников – от 31 декабря, 1882 г.) – парохию (приход), а при каждом протопресвитерстве, окружном, а также нишском и белградском, есть и капеллания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Ср.: Мф. 28, 18 60 Монастырь Жичапостроен в XIII веке сыновьями святого царя Симеона Мироточивого – святым королем Стефаном Первовенчанным и святым Саввой Сербским. В 1219 году святой Савва был хиротонисан в Византии в первого архиепископа Сербского и привез с собой мастеров для росписи жичского собора Вознесения Господня. Через два года, в 1221 году, в этом соборе в день его храмовой славы (престольный праздник) святым Саввой был венчан на царство первый король Сербский, Стефан Первовенчанный. Здесь же были венчаны на царство еще 19 королей Сербских. Жичский Спасов дом был сердцем сербского Православия, он именовался Великой церковью и Матерью другим церквам. За долгую историю монастыря его неоднократно разрушали, даже в середине и в конце ХХ века, но он всегда поднимался из руин. В 1804 году Жичу восстановил знаменитый Карагеоргий, а в 30-е годы прошлого столетия— великий святитель Сербский Николай, автор настоящей книги. Святитель Николай много заботился и о духовном благоустройстве Жичи, и при нем духовная жизнь Сербии достигла расцвета. Сегодня Жичский монастырь самый крупный в Сербии, в нем подвизаются 45 насельниц. 61 В оригинале дословно: «носят литию». 62 Четникив Сербии — то же, что казаки в России. Четы, вооруженные партизанские отряды самообороны сербов, возникли в тяжкие времена турецкого ига, в XV веке. Состояли они в основном из гайдуков. «От Балкан до кремнистого далматинского приморья, от Карпат и до Пинда не было ни одной планины (плоскогорья), которая не скрывала бы в своих недрах хоть одного отряда (четы) сербских гайдуков, которые здесь хранили кадило сербской свободы и самостоятельности и отсюда слетали в долину, где кроваво мстили своим тиранам» ( Погодин А.Л.История Сербии. С. 296). В 1904–1908 годах ввиду террора, развязанного албанскими башибузуками, турецкими и болгарскими отрядами против сербов в Македонии и Старой Сербии, четническое движение активизировалось. Его деятельность поддерживалась МИДом Сербии. С 1908 по 1941 год четники составляли националистическую великодержавную монархическую организацию Народная оборона, объединявшую сербских патриотов («родолюбов»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Когда священник Душан в сослужении четырёх иереев освящал икону, она замироточила. В храме было очень много верующих, все они с молитвой опустились на колени. Это было первое чудо от этой иконы. За два года икона прошла во многих Крестных ходах, благословленных Святейшим Патриархом Иринеем, в Сербии, Черногории, Республике Сербской, в Косово и Метохии. Множество людей молилось пред иконой Царя-мученика Николая, поклонилось его святому образу. В обителях и храмах, где находилась икона, люди нередко отстаивали немалую очередь, чтобы только поклониться горячо любимому в Сербии Русскому Царю, приложиться к его честной иконе. Известны случаи чудесной помощи по молитвам к страстотерпцу Николаю пред новонаписанным образом. Балет «Распутин» — очернение Друга семьи Русского Царя Николая II Так, схимонахиня Д. из монастыря Василия Острожского на горе Рожай была тяжело больна лейкемией. За пять лет до приезда в монастырь Царской иконы она приняла схиму. Образ Царя находился в монастырской церкви три недели. Каждый день после литургии монахини читали акафист святому Царю. Потом икона была увезена, чтобы посетить святые места Центральной Сербии. Через две недели после этого монахиня, почувствовав себя лучше, посетила врача. Её анализы оказались такими, как если бы она никогда не болела! Врач был изумлен. И теперь она, слава Богу, здорова. Почти тридцать храмов и монастырей Сербии принимали икону Государя, а с ней и ещё два царских образа – святого Царя Лазаря Сербского и Царя Иоанна Сильного.  Все они прославились чудесным заступлением и помощью. Были иконы три месяца в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы на горе Рудник, куда ради них приезжало очень много людей, а также и священников, и монахов из Центральной Сербии. Здесь и в других местах между богослужениями непрестанно читался Акафист святому Царю Николаю или Царственным мученикам. Были иконы Царей и в Белграде, в храмах святой Параскевы Пятницы и святителя Николая. Неоднократно находились в сербско-русских Крестных ходах, предпринимаемых ради укрепления веры и спасения сербского и русского народов. Много раз там, где находились иконы, ощущалось благоухание.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

§128 Председатель Избирательного Собора – епархиальный епископ, старейший по хиротонии, который до времени избрания заступает место архиепископа белградского и митрополита Сербии. Он руководит и закрывает заседания Избирательного Собора. Члены Избирательного Собора суть все остальные лица, упомянутые в §127. §129 Избирательный Собор выбирает из своей среды делопроизводителя, который ведет протоколы занятий Избирательного Собора. Протоколы подписываются всеми, участвовавшими в заседаниях. §130 Избирательный Собор собирается в столице для избрания архиепископа белградского и митрополита Сербии не позже трехмесячного срока со дня освобождения митрополичьей кафедры. §131 Избирательный Собор созывает министр просвещения и церковных дел. Он, особым письмом (циркуляром), приглашает председателя и всех членов Избирательного Собора явиться на заседание в назначенный день. §132 Как только составится Избирательный Собор, совершается молитвенное призывание Св. Духа. Оно бывает в крестовой митрополичьей церкви. §133 Все члены Избирательного Собора, кроме архиереев, пред началом занятий, принимают в митрополичьей церкви пред всеми архиереями следующую присягу: «Я (N. N.) клянусь Всемогущим Богом и всем, что для меня есть самого святого и драгоценного в этом мире, – в том, что при совещаниях и избрании архиепископа белградского и митрополита Сербии буду иметь в виду только благо нашей святой православной Церкви, Короля и отечества, и подам свой голос только за того епископа, относительно которого убежден, что он достойнейшим образом будет проходить должность архиепископа белградского и митрополита Сербии. Как искренно я буду поступать, так да поможет мне Господь Бог и в сем и в будущем веке!» §134 Избирательный Собор может постановлять имеющие полную силу решения, если на заседании, кроме председателя, еще не менее двадцати членов. §135 На заседаниях Избирательного Собора могут присутствовать только его члены. §136 Избирательный Собор избирает архиепископа белградского и митрополита Сербии тайным голосованием (закрытою подачею голосов).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Надо понимать, что связаться с русской духовностью можно было только через Париж. Париж был свободным, а Москва еще не совсем. Многие наши студенты учились в Нью-Йорке во Свято-Владимирской духовной семинарии. Сейчас есть возможность, и слава Богу, что мы пользуемся этой возможностью, научить этих людей любить в первую очередь славянство, поддерживать братство, поддерживать отношения между нашими народами и Церквами, между братьями. - На Ваш взгляд, какие формы сотрудничества сейчас можно было бы развивать в богословской или иной какой-нибудь сфере? Что наиболее востребовано, и что реальнее всего осуществить? - Что сейчас можно было бы сделать, и уже делается, слава Богу, так это перевод современных русских богословов на сербский язык и перевод сербских богословов на русский. В России вышло уже много изданий сербских подвижников благочестия: Иустина (Поповича), владыки Николая Велимировича, и многих других - и владыки Афанасия (Евтича), и владыки Амфилохия (Радовича). В Сербии тоже немало издано и переведено русской духовной литературы: и прп. Паисий Величковский, и прп. Нил Сорский, и Феофан Затворник. Книги о преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В Сербии Серафим Саровский почитается не меньше, чем в России. Сейчас очень многие в Сербии интересуются житием блаженной Матроны и многих других русских святых. Эти переводы, эти книги тоже укрепляют наши братские отношения. Очень много желающих приехать в Россию, помолиться у мощей великих угодников Божьих, напоиться русской духовностью. В Сербии Россию всегда называли - матушка Россия. Вообще, надо отметить, возрождение монашества в Сербии началось после волны русской эмиграции. Под влиянием владыки Николая Велимировича, который побывал в России, общался с русскими людьми. Он получил очень хорошее западное богословское и светское образование. Но когда столкнулся с русским Православием, с русской духовностью, то очень изменился. И если бы этого не было, то, вряд ли владыка Николай стал таким великим, и таким почитаемым в Сербии святым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Блаженный Лазарь 291 не был из потомков владетельного дома св. Немани 292 . В честь св. Стефана Немани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Сте­фана Немани, чрез второго сына его Волкана 293 . Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Неманичей. При ц. Уроше он был правителем Сремской придунайской области. Когда в 1371 году погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния её. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довёл дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывесть за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, Лазарь прошёл с войском Далматию и Боснию 294 . Выгнав венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую сторону р. Тиссы до нынешнего Темесвара.– Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным властителем Сербии 295 . Церковь сербская примирена была благочестием его с патриархом цареградским. Тот негодовал на правителей Сербии за присвоение сербскому архиепископу звания патриарха и за провозглашение сербского владетеля Душана царём. Особенно это негодование стало сильно тогда, как царь Душан, завоевав греческие области, подчинил ведению сербского патриарха церкви, дотоле бывшие в ведении константинопольского патриарха и выслал из своих областей греков епископов.– Деспот Иоанн Углеш в 1368 г. передал церкви своей области ведению цареградского патриарха 296 . Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому надобно установить соответствующий закон, согласно с св. канонами (Апост. пр. 40; IV Всел. соб. пр. 22; Антиох. соб. пр. 24; Юстин. новел. 131; Арменопул. книг. V, титул 9), который бы мог урегулировать сей, столь животрепещущий для Церкви, вопрос. Предлагая гг. представителям нации вышеприведенные соображения об управлении Церкви, образовании священного клира и полезном употреблении церковного имущества, мы вовсе не считаем их непогрешимыми, напротив, обремененные многими заботами, считаем их недостаточными и требующими дополнения и лучшей обработки. Цель обнародования нами этих соображений есть наше желание, – с одной стороны, видеть нашу святую Церковь занимающею подобающее ей место, а наш клир – подвигающимся вперед к своему высокому назначению, а с другой, – возбудить внимание состоящих во власти людей —283— и вызвать обсуждение этих важных предметов. Если это обсуждение произведено будет с должным благоговением к нашей святой Церкви, то оно принесет много благ, ибо оно, с одной стороны, удержит нацию от падения в пропасть, а с другой, принесет много благ нашему отечеству, которое находится в тесной и неразрывной связи с нашею святой Церковью. Писано в Афинах 24 мая 1892. Воскресенский Г. А. Из церковной жизни южных славян: 2. Из церковной жизни сербов//Богословский вестник 1893. Т. 3. 8. С. 284–308 (2-я пагин.). —284— Православная сербская церковь в королевстве Сербии. – Народонаселение. Школы. Периодическая печать. – Закон о церковных властях восточно-православной церкви в королевстве Сербии от 27 апреля 1890 года. – Архиерейский сербский Собор. Обсуждавшиеся в прошлогодних заседаниях сербского Архиерейского Собора вопросы: о поднятии нравственности в народе, о точном соблюдении церковных уставов духовными лицами, особенно монахами, об ограничении белого духовенства от вмешательства в борьбу политических партий, об упорядочении семейственной жизни, о распрях между духовными судами и представителями епископской власти, об отбывании наказаний духовными лицами в монастырях, об облегчении монастырей от государственных пошлин, о взаимных отношениях церквей приходских и монастырских. – Донесение высокопреосвященного Михаила, архиепископа белградского и митрополита Сербии, министру просвещения и церковных, дел по поводу посещения им части епархии в 1892 году. Современное положение сербской православной церкви в Македонии и Старой Сербии. Религиозное и нравственное состояние сербского духовенства и народа по донесению митрополита Михаила. Упадок веры и нравственности в народе. Причины этого явления (влияние школ, казарм, отношение светских властей к церкви, низкий уровень проповеди в Сербии). – Рождественское послание митр. Михаила и епархиальных сербских епископов с призывом духовенства к борьбе с безбожием в Сербии. – Архипастырский объезд епископом жичским Саввою своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010