—339— тив заключения конкордата. 1134 В самом деле, Сербия никогда не мешала католикам, сербским подданным, пользоваться гражданскими и церковными правами наравне со своими подданными православного вероисповедания. Сербия всегда отличалась терпимостью. Каждая народность и каждое вероисповедание в Сербии всегда пользовались полною свободою. В Сербии живут евреи, магометане, лютеране, кальвинисты, католики. Все они имеют определенные места своего богослужения, и сербское правительство платит жалование и турецкому «ходже», и еврейскому раввину, и лютеранскому пастору. Католиков сравнительно с другими вероисповеданиями в Сербии очень мало, да и то почти все они считаются пришельцами и австро-венгерскими подданными, и имеют свою церковь в австро-венгерском посольстве. Сербское правительство в свое время предлагало и католикам построить церковь и дать ей все привилегии, которыми пользуются в Сербии остальные вероисповедания, но при условии, что они сделаются сербскими подданными. Католики, однако, на это условие не согласились. Говорят, если Черногория заключила конкордат с Ватиканом, отчего не сделать того же самого и Сербии? Черногорцы не испугались папы, почему же сербам бояться его? Но нужно иметь в виду, что между Сербией и Черногорией в этом отношении существует большая разница. Черногория действительно заключила конкордат с папою, но имела на это свои уважительные причины, проистекавшие, между прочим, из стремления её объединить свое племя хотя бы в политическом смысле. Дело было так. После сербо-турецкой войны Черногория приобрела от Турции значительную территорию, населенную сербами, но принадлежащими к католическому вероисповеданию. Эти завоеванные сербы-католики стали черногорскими гражданами и подданными, но по вероисповеданию остались и впредь католиками. Князь черногорский, чтобы удовлетворить религиозным чувствам и потребностям этих своих новых и многочисленных подданных, —340— предложил папе учредить для них особую епископию в Антивари (где насчитывается до 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Борьба окончилась в 1889 году, когда король Милан отказался от престола в пользу своего малолетнего сына Александра I. Народная сербская скупщина под председательством Константина Тушановича и сербское радикальное министерство во главе с генералом Саввою Груичем (нынешним посланником Сербии в С.-Петербурге) снова возвратились к забытым славяно-русским традициям, и доблестный архипастырь с честью возвращён был на свою кафедру. 29 мая 1889 года в самый день Св. Троицы —267— престарелый изгнанник прибыл в Белград, и его возвращение было народным праздником для всей Сербии. Накануне, 28 мая обнародован был указ о восстановлении митрополита Михаила и епископа нишского Иеронима 373 . Митрополит же Феодосий удалился в один из монастырей австрийской Сербии, откуда он был родом. 1 июня митрополит Михаил известил о своём воспоставлении на кафедру особым посланием к православному сербскому народу и всему духовенству святой православной церкви 374 . 20 июня того же года совершил священное миропомазание за сербский престол юного короля Александра. Торжество происходило в церкви жичского монастыря 375 , где происходило до сих пор венчание и помазание на царство всех сербских королей. Заняв вновь митрополитский престол, высокопреосвященный Михаил с ещё большей ревностью развил свою деятельность в пользу сербской церкви и народа. По его почину составлен был новый «закон о церковных властях восточно-православной церкви в королевстве Сербии», и, принятый народной скупщиной, утверждён регентством 27 апреля 1890 года. Этим законом имелось в виду прекратить неурядицы в сербской церкви, вызванные произвольными и противо-каноническими мерами злополучного папредняцкого правительства, поставить церковную жизнь в правильные условия, благодаря которым она могла бы свободнее преуспевать и развиваться. Основная черта но- —268— вого закона – соборно-выборный характер устройства сербской церкви, что в свою очередь согласно с заветами восточно-православной вселенской церкви. Это соборно-выборное начало проникает собой церковную жизнь Сербии, являясь основанием устройства сербской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А директор музея господин Драшкович также поблагодарил нас за приезд и подарил книги по истории музея. Городской музей находится напротив резиденции епископа Николая (Велимировича), где сейчас расположен музей святителя. В воскресенье, 22 мая, в день памяти святителя Николая, который также почитается сербами, поэтому для многих сербов день памяти святителя Николая является днем их крестной славы, мы втроем вместе с Павлом Тихомировым и Ранко Гойковичем посетили подворье Хиландарского монастыря - монастырь Сланцы. Этот монастырь находится в восточном пригороде Белграда. После литургии состоялось представление сборника докладов конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца» и книги Павла Тихомирова о святителе Николае (Велимировиче). Ранко Гойкович рассказал о конференциях «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» и «Православно-католический диалог после Ясеноваца», о книге, о геноциде православных сербов в Ясеноваце, особо обратив внимание на то, что многие из тех, кто пострадал, прославлены Церковью. Ясеновацские мученики укрепляют нас в нынешней нашей борьбе, отметил Ранко Гойкович. Я в своем выступлении рассказал о конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца», напомнил, что недавно Александр Невский стал «Именем России», и показательно, что его представлял в конкурсе нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Если бы в Сербии выбирали «Имя Сербии», то им, наверняка, стал бы святитель Савва. Павел Тихомиров в своем выступлении подчеркнул, что политическая и экономическая ситуация в Сербии тяжелая, но народ сохраняет духовную бодрость. На этой встрече было много вопросов, в том числе и острых, о наших отношениях, о недавней истории, когда во времена Ельцина правительство России фактически предало Сербию, о ситуации в Церкви. Видно было, что сербских православных верующих эти вопросы волнуют. В Сербии сейчас складывается ситуация, когда верующие, церковные люди, посещать те храмы, где сохраняется традиционная практика богослужения без модернистских и католических нововведений. Одним из таких мест является подворье Хиландарского монастыря в Сербии. Участники встречи прекрасно понимают, что происходит в Церкви. Встреча была короткой, потому что нам нужно было ехать в Баню-Луку на конференцию. Нас тепло провожали верующие в монастыре Сланцы песнопениями святителя Николая (Велимировича).

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/23/se...

С началом Балканских войн, а в особенности Первой мировой, горячий патриотизм отца Николая обрел свое практическое воплощение. Он оставляет преподавание в богословии и уходит на фронт полковым священником. Проводит богослужения, ободряет солдат, ухаживает за ранеными. Все свое жалованье до самого конца войны перечисляет на нужды раненых. Одним из самых ярких событий фронтового служения отца Николая было участие в операции по форсированию Савы. В сентябре 1914 года он вместе с сербскими солдатами высадился на противоположном берегу реки Савы и даже принял на короткое время командование небольшим отрядом в ходе кратковременного освобождения Земуна. Однако успех победы при Земуне вскоре обернулся большими трудностями. Сербская армия выдержала несколько лобовых наступлений австро-венгерских войск, но 14 октября 1915 года войну Сербии объявила Болгария. Сербским войскам пришлось сражаться на два фронта, и в результате сербские армии были разбиты. Оставшиеся бойцы отступили в горы. В это тяжелое время отцу Николаю довелось послужить родине и Церкви на дипломатическом поприще. В 1915 году премьер-министр посылает иеромонаха Николая с дипломатической миссией в Англию и Америку. Нужно было оказать влияние на общественное мнение и для того, чтобы собрать гуманитарную помощь, привлечь внимание Красного Креста к Сербии. Отец Николай и в США и в Англии постоянно выступал с лекциями в храмах, университетах и других общественных местах, внося таким образом неоценимый вклад в дело спасения и освобождения своего народа. Иногда его проповедничество, как и во время учебы в богословии, носило несколько юродский характер. Так, будучи в Лондоне, иеромонах Николай выходил в парк в монашеских одеждах и играл на сербском национальном инструменте флейте-фруле. Вокруг него собиралась толпа. Тогда он прекращал играть и начинал рассказывать о Сербии, о том, какие лишения ее народ несет от войны. Такие выступления отца Николая пользовались не меньшей популярностью, чем его лекции. Выступления иеромонаха Николая, продолжавшиеся с 1915 по 1919 год, проходившие в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, были столь блестящи, что впоследствии один из высоких военных чинов Великобритании назвал отца Николая «третьей армией» сражающейся Сербии. Благодаря его деятельности Сербии была оказана помощь, и военная и гуманитарная, в том числе и медицинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

От бедняка Индия примет Христа Мессию. Не от богача. И ни за что — от империалиста. Понимаешь ли ты меня, мой Ефим? От Сербии Индия приняла бы спасоносное Евангелие Царства Небесного. Почему именно от Сербии? Во–первых, потому, что у Сербии нет никаких ни материальных, ни политических интересов в Индии. Это Индия знает. Потому она будет рада открыть слух свой для искреннего евангельского слова тех, кто от нее не ищет ничего, а хочет дать все. Во–вторых, потому, что сербы — единственный народ в Европе, который уже тысячу лет во всех битвах и войнах выбирает Царство Небесное, а не земное. Да и который много раз терял свое земное царство, чтобы стяжать Небесное. А это и есть сердцевина Христова Евангелия. В–третьих, потому, что, как я ранее упомянул, сербы расово и психологически, подсознательно носят Индию в себе. Ибо они сами произошли из Индии. Этим своим объяснением мне удалось убедить посланников махараджи из Малабара повременить в Сербии и задержаться там, хоть и на самое краткое время. Благодарение им: они послушали меня. Вообще могу сказать тебе, что индийцы слушают меня больше, чем сербы. Сейчас беспокоюсь, с каким приемом они там столкнутся. Но я дал знать им, что спрут европейской заразы уже вонзил свои щупальца и в сербскую школу, и в школьную интеллигенцию. Чтобы они не упускали из виду ни на минуту, когда будут в Сербии, эту раздвоенность между народом и школьной интеллигенцией. Я сказал им, чтобы они особенно остерегались Белградского университета. Два знаменитых во всем мире человека попали в этом университете из-за своих лекций в такие переделки, каких не было нигде на всех пяти континентах. Это Джон Мотт и Рабиндранат Тагор. Когда доктор Джон Мотт говорил о необходимости христианской веры у студентов, те стали драться и бросать друг в друга стульями, и произошло кровопролитие. А когда славный индийский песнописец Тагор, выступая в университете, сказал, что Европа погибнет, если не обратится к Богу, студенты стали кричать от негодования, назвали его реакционером и стали скандировать: «Да здравствует Ганди!». Тогда удивленный Тагор объяснил, что Ганди его ученик и лучший друг и между ними царит полное согласие во всем. Этим заявлением Тагор утихомирил эту невежественную молодежь и завершил свое выступление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Еще с большей настойчивостью он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Не­маня с твердостью объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования со святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, нимало не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущество их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом тот с его не­честивыми книгами прогнан был» 311 . Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покро­вительствовал богомилам 312 . Но это не избавило Боснию от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства 313 . Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии 314 (современной Хорватии). В горных ущельях, в местах глухих в начале правления Немани в на­роде еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы» 315 . Следствием таких распоряжений было то, что единством святой веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политиче­ское тело Сербии. При такой политике успел он возвратить Сербии коренные славян­ские поселения, занятые греками, и возвысить народность сербскую 316 . Это стоило ему долгой борьбы: греки под видом покровительства чи­стой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена славян соединить под одну славянскую власть 317 . Всею душою любя святую веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница 318 , Сопочаны 319 . Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы 320 . Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию святителя Саввы, он строго под­тверждал стране своей о духовенстве сельском: «Начетки даита ему от своих плод праведных» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И Махмуд не выпустил узника до своей смерти. Оркан дал ему свободу и дорого поплатился за то. Когда умер Махмуд в Адрианополе, приближенные советовали Стефану воспользоваться случаем, чтобы завладеть Адрианополем. «Я клялся султану делать все доброе детям его», отвечал Стефан. По сущности дело было в том, что, при разделении власти и ее средств между удельными владельцами Сербии, деспот Стефан не был столько силен, чтобы счастливо окончить борьбу с наследником Махмуда за полную свободу Сербии. Удельные эти владельцы слишком ревниво отстаивали личные свои выгоды, как это видел Стефан и по опытам своей жизни; давние обычаи, к сожалению, стояли за одно с болезненною организациею Сербии. Стефану и еще раз пришлось испытать на себе, как трудно бороться с застарелою политическою болезнию. По смерти зетского владетеля Юрия Бакшича (ум. 1420 г.) деспот, опираясь и на родство и особенно на желание усилить крепость Сербии единою властию, два раза осаждал Скадру; но зетяне удержались при явившемся у них удельном правителе Черневиче29).   28) Цароставник у Раича 3, 105-109. 29) Летописи и граматы у Майкова стр. 274. У Раича III, 125. Майков ставит в вину деспоту (стр. 282. 283), что он не воспользовался усобицами детей Баязета и в соединении с Палеологом и Сигизмундом не выгнал турок из Европы. Но когда достиг он зрелого возраста, с Венгриею и Византиею он был в союзе; доставало ли того, чтобы выгнать турок из Европы? Нет. Безуспешность Сербии зависела всего более от того, что Сербия страдала раздроблением власти. При такой организации ее то родной брат отнимал у Стефана половину В последние годы свои страдал он ногами. Чувствуя приближение смерти, пригласил он к себе зятя – Юрия, патриарха, епископов и великих бояр. В присутствии всех благодарил верных слуг своих и объявил наследником своим Георгия. «Отныне его признавайте государем вашим вместо меня», сказал он. Впрочем, на этот раз Стефан освободился от опасной болезни. Он еще два раза сражался с Амуратом и заключил с ним мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Богатая Македония представляет арену громадной сложной борьбы, ведущейся перекрестно разными нациями, причем в этой борьбе косвенно участвуют и соседние, покровительствующие той или другой нации, государства. Не подлежит сомнению, что главная масса македонского населения — болгары (две трети жителей), хотя это энергично оспаривают другие народности; в стране много греческого элемента и сербов. Обособленную от внутренней Македонии область составляет Старая Сербия (часть Косовского или Ускюбского вилайета, напоминающего о Косовской битве 1389 года и победе турок над сербами), на которую не теряет видов сербское правительство. В Старой Сербии — царство арнаутов, т. е. албанцев-магометан, но много и христиан-сербов: в северной Македонии их не менее 60-70 тысяч душ. Арнаутская вольница подавляет сербскую народность. Давно наблюдаемая в Старой Сербии борьба мусульманства с православием есть, в сущности, борьба албанцев с сербами. Для поддержания православия в Старой Сербии много работают монастыри. Знаменитый Дечанский монастырь составляет средоточие православия в самом главном албанском гнезде с цельным албанским населением. Этот монастырь основан десятью афонскими монахами из келии св. Иоанна Златоуста. Монастырь подвергался опасности быть захваченным католиками и разгромленным арнаутами. Во время недавней осады Дечанского монастыря были убиты несколько арнаутов. Рассвирепевшая арнаутская вольница требовала от монастыря богатого выкупа и только впоследствии по настоянию нашего правительства турки успокоили расходившихся хищников. Арнауты Старой Сербии и Скутарийского вилайета родственны туркам, как магометане и соплеменники. Христиане Старой Сербии в разное время переходили в мусульманство, но многие из них сохранили до сих пор христианские обычаи. Арнауты — настоящие разбойники и звери. Вспомните зверства солдат-албанцев, их разгромы, насилование женщин. У албанцев есть только одна симпатичная черта — верность присяге, приняв которую они никогда ей не изменяют. Изменнику грозит кровавая родовая месть. У султана есть албанская стража из арнаутов — они верные телохранители. Албанцы же служат в качестве консульских кавасов в Македонии, давая клятвенное обещание охранять особу консула от всяких посягательств, и они действительно честно и самоотверженно исполняют свой долг; нарушение клятвы было бы в глазах албанца ужаснейшим преступлением. Лет восемь тому назад в Салониках был такой случай. Кавас-албанец, сопровождавший консула во время прогулки, убил на улице мусульманина, который по адресу проходившего консула сказал дерзость.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1622

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы испытали искомое чувство братства, счастья и единения» Об открытии «Русского Собрания в Сербии» 19.10.2016 690 Как сообщалось , Российская делегация в составе Анатолия Степанова и Владимира Крупина находится с рабочим визитом в сербском государстве. Своими впечатлениями от поездки и размышлениями об открытии «Русского Собрания в Сербии» делится в интервью «Русской народной линии» член делегации, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член центрального совета «Русского Собрания» русский писатель Владимир Николаевич Крупин : Я посещаю Сербию уже не в первый раз, но эта поездка оставляет неизгладимо счастливый отпечаток воспоминаний на сердце. По прибытии мы сразу отправились в Баня-Луку. А в Белграде посетили могилу Врангеля, личность которого меня всегда интересовала. Удивительное счастье быть в Сербии. Мне показали карту времен Первой мировой войны, на которой Сербия, крохотная и беззащитная, находится в окружении враждебных европейских государств. Так же было и на карте Второй мировой войны, когда Сербию окружили силы зла. Как она, бедная, выжила и сохранила свою душу православную и любовь к Отечеству?! Я преклоняюсь и восхищаюсь тем, что сербы сберегли ценность дара Божьего - жизнь в Сербии. Пора осмыслить, что эмиграция из России происходила волнообразно. Либералы-демократы хлынули в Париж, а православные эмигранты нашли спасение в Сербии. Здесь очень красиво. Утром рано я ходил в церковь, расположенную в пригороде Белграда. И вчера вновь побежал в Божий храм. Я вышел из него в тот час, когда дети шли в школу, а у меня всегда сердце согревается радостью и счастьем, видя деточек, идущих ко Причастию или бегущих на учебу. Меня окружили удивительные, красивые и веселые лица ребят. На смену нам приходит поколение прекрасных людей. Я не приемлю возмущения, когда сетуют: что нынче за молодежь пошла? В упрек московским дамам я вынужден сказать, что здесь, в Белграде, я не видел ни одной курящей девушки и женщины! Увы и, увы, многие ходят в брюках, оправдывая себя тем, что уже наступили осенние холода.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/19/my...

По юго-западным границам Сербии делал в конце прошлого лета объезд или точнее обход церквей епископ жичский Савва. Он был сопровождаем окружным и уездным начальниками, с игуменом одного из монастырей, десятью священниками и сотнею всадников. Епископ Савва ежедневно по нескольку часов шел пешком по гористым местностям даже ночью, и жители соседних сел заботливо освещали ему путь факелами, чтобы он не сорвался в пропасть. Он посетил все селения по границе, по реке Дрине. Народ массами переходил из Старой Сербии, находящейся в пределах Турции, и из Боснии, конечно тайком, чтобы видеть сербского епископа и присутствовать на его богослужении. Во время своего обхода епископ Савва нашел пятнадцать церквей, в которых никогда еще не бывал сербский епископ. В этих церквах найдены были антиминсы греческие и сербских патриархов начала прошлого столетия. 91 92 Священническое общество в королевстве Сербии („Опште свештоничко удруженье у кральевини Србиии»). Его устройство и задачи. Орган общества „Весник српске цркве“. Фонд для вспомоществования вдовам и детям умерших священников и диаконов. Обсуждавшиеся в собраниях священнического общества и в сербской духовной печати вопросы: об обеспечении материального быта духовенства, о преобразовании семинарии, о преподавании Закона Божия в средних и основных школах, об устройстве церковных домов и библиотек при церквах. Современное положение сербского священнического общества – Первый общий съезд монашествующего духовенства сербского. Обсуждавшиеся на сём съезде вопросы: о поднятии благосостояния монастырей, об основании школ при монастырях, об учреждении пенсионного фонда для престарелых и больных монахов. – Сношение митрополита сербского с патриархом константинопольским по вопросу об исправлении юлианского календаря. – Успехи русского языка и литературы в Сербии. В 1892 г. подтверждены королевской властью правила „священнического общества в королевстве Сербии». Устройство и цели этого общества достойны нашего полного внимания. Главное начало, положенное в основу нового сербского церковного закона – соборность („архиерейский собор», „великий духовный суд», „епархиальные духовные суды», „церковная община») открыло широкое поле для развития пастырской самодеятельности приходского духовенства, конечно под надзором высшей церковной власти – архиерейского собора и местных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010