— Думаю, что и президент, и премьер Сербии, по крайней мере на словах, были на высоте и твердо отстаивали государственную позицию по вопросу Косово и Метохии. Но оба они недостаточно четко определяют ее для мирового сообщества, и это дает повод мировым политикам предполагать, что Сербия не будет предпринимать решительных шагов, поскольку, если говорить о КиМ как о неотъемлемой части Сербии, готовность к сотрудничеству с агрессором — позиция непоследовательная. С агрессорами не может быть никакого сотрудничества. Те, кто хочет признать Косово, не могут быть нашими партнерами, и мы не должны спешить в их общество! — Правительство Сербии отвергло независимость Косово и Метохии и объявило о мерах, которые предпримет против всех, кто признает это фальшивое государство. Как Вы это прокомментируете? — Это правильный шаг, и, несомненно, у Правительства Сербии имеется для этого широкий диапазон мер. Хорошо, что Правительство заблаговременно заняло такую позицию, и, возможно, впервые, не дожидаясь наступления самого события. Но меня беспокоит, что об этом никогда не говорил  президент Сербии. — Недавно Вы заявили, что Сербия должна объявить о намерении купить самые современные системы вооружения в России (и других странах) и направить этой стране приглашение установить свое военное присутствие в Сербии, прислав добровольцев. Не слишком сильно сказано для владыки? — Почему же слишком сильно? Разве нам не нужно вооружение?! Это были мои соображения о том, что нужно было бы выполнить до провозглашения независимости, а не после. Это мое мнение, и я от него не отказываюсь. А захочет ли Правительство подобные шаги предпринять — не знаю. Это не приказ, не принуждение Сербии, а предложение того, что нужно было бы сделать и что дало бы результаты. — Поддерживает ли Вашу позицию Сербская Православная Церковь? — Думаю, что в Церкви нет никого, кто был бы против моей позиции. — Как Вы прокомментируете позицию СПЦ по Косово и Метохии? В последние дни СПЦ опубликовала всего одно сообщение. — Ее позиция анемична! Вероятно, это из-за состояния здоровья Его Святейшества. Церковь должна действовать намного решительнее.

http://pravmir.ru/episkop-rashko-prizren...

У нас в студии был насельник московского Сретенского монастыря, специалист по истории и культуре Сербии иеромонах Игнатий (Шестаков). Мы говорили о том, как отмечают Светлое Христово Воскресение в Сербии. Светлый вечер - (эф. 15.04.2015) - Часть 1 Скачать (MP3 файл. Продолжительность 30:40 мин. Размер 29.5 Mb ) Светлый вечер - (эф. 15.04.2015) - Часть 2 Скачать (MP3 файл. Продолжительность 24:02 мин. Размер 23.1 Mb ) У нас в студии был насельник московского Сретенского монастыря, специалист по истории и культуре Сербии иеромонах Игнатий (Шестаков). Мы говорили о том, как отмечают Светлое Христово Воскресение в Сербии. Ведущие: Владимир Емельянов и Лиза Горская В. Емельянов — Здравствуйте, уважаемые слушатели! Продолжается Светлая седмица на радио «Вера». Вы слушаете программу «Светлый вечер» с Владимиром Емельяновым и Лизой Горской. Христос Воскресе! — продолжаем говорить. Иером. Игнатий (Шестаков) — Воистину Воскресе! В. Емельянов — И радуемся эту неделю. У нас сегодня в гостях иеромонах Игнатий Шестаков — он насельник Сретенского монастыря. Здравствуйте! Иером. Игнатий (Шестаков) — Здравствуйте! Христос Воскресе! В. Емельянов — Воистину! Наше досье: Иеромонах Игнатий (Шестаков) родился в Москве в 1974 году. Окончил исторический факультет Московского университета, с 2000-го насельник Московского Сретенского монастыря. Автор более сотни статей по истории Сербской Православной Церкви. Многолетний автор «Православной энциклопедии», член Союза писателей, редактор сербской версии портала Православие.Ru. В. Емельянов — Мы хотели бы с вами поговорить сегодня, в продолжение наших разговоров о пасхальных обычаях и традициях… Л. Горская — В мире. В. Емельянов — Да, в мире. О пасхальных традициях в Сербии. Чем наши пасхальные традиции отличаются от сербских. Л. Горская — И отличаются ли, вообще? Иером. Игнатий (Шестаков) — В общем и целом разница не очень большая. Я бы даже так сказал, лучше говорить не в Сербии, а у сербов, потому что сербы не только в Сербии живут. Есть очень много сербов в Боснии и Герцеговине, в Черногории и в Хорватии. Надо сказать, что каких-то особенных таких отличительных черт в пасхальных традициях я бы не назвал. То же самое — те же поздравления: Христос Воскрес! — Воистину Воскрес! (говорит на сербском языке). Всё это наполнено такой радостью семейного праздника и, конечно, литургической радостью — люди стараются сейчас быть как можно больше в церкви и причащаться Святых Христовых Тайн. А что касается каких-то традиций, обычаев, ну, тоже можем видеть и пасхальные яйца — в разных регионах разные традиции существуют, даже к этим яйцам особым образом относятся, как к особым святыням. Например, расписное яйцо хранят в семейном иконостасе, иногда целый год, потом на следующий год пишут новое. Конечно, оно с христианской символикой.

http://pravoslavie.ru/78760.html

Митрополит Кирилл побывал с визитом в Сербии Фото службы коммуникаций ОВЦС 23 марта 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл с трехдневым визитом в столицу Сербии для совершения великого освящения храма Святой Троицы Подворья Русской Православной Церкви в Белграде после капитальной реставрации, которая стала необходимой вследствие повреждений, полученных храмом во время бомбардировок Белграда силами НАТО в 1999 году, сообщает служба коммуникаций ОВЦС . В аэропорту Белграда Владыку встречали епископ Бачский Ириней, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Сербии А.Н.Алексеев, министр по вопросам религий Республики Сербии Милан Радулович, апостольский нунций архиепископ Еудженио Сбарбаро, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде священник Виталий Тарасьев. По прибытии в Белград Владыка Кирилл посетил Святейшего Патриарха Сербского Павла. Митрополит Кирилл передал Предстоятелю Сербской Православной Церкви благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Святейший Патриарх Павел выразил сердечную благодарность Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю за всестороннюю поддержку, оказываемую Сербской Православной Церкви и единоверному сербскому народу. В состоявшейся затем продолжительной братской беседе приняли участие митрополит Загребско-Люблянский Иоанн, епископы Зворничко-Тузланский Василий, Сремский Василий, Бачский Ириней, Милешевский Филарет, Хвостанский Афанасий. Обсуждались вопросы, связанные с положением Косова и Метохии, проблемы Православия на Балканах, а также широкий круг тем межправославного значения и межхристианского диалога. «Сербская Православная Церковь относится к Косову как к зенице ока. Косово – исток нашей духовности, нашего самосознания, – сказал, в частности, епископ Зворничко-Тузланский Василий. – Сегодня Косовский край переживает свою Голгофу. И мы глубоко благодарны Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, всей Русской Православной Церкви. Мы благодарны за молитвы русского народа, за поддержку представителей государственной власти России во главе с ее Президентом В.В.Путиным. Мы благодарны за все усилия, которые единоверная Россия предпринимает для того, чтобы Косово оставалось частью Сербии». Владыка Василий отметил значение косовской проблемы для мира и стабильности в Европе и во всем мире.

http://pravoslavie.ru/21495.html

Пораженный скорбию святитель помолился, и Стефан ожил, чтобы выполнить желание его; пострижение совершено, и он предал дух свой Господу, сент. 24-го 1224 г. Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным, и он причтен к лику святых. Из четырех сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии. Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума беспутною женою, венецианкою, за беспутства выгнан был из Сербии, и Владислав объявлен был преемником его. Но Родослав грамотою от 4 февр. 1234 г. обявил из Дубровника, что он - король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен братом. Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество. Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф Омышский, со своими Омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал Рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии. Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкою их обогатил Сербию. По известию Даниила, " желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы " . Благотворения же его нищим, странным, больным – неисчислимы. Королевствовав 7 лет, перешел в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Милешеве. На монетах писался он: " раб Христов Владислав " , и изображался: " стоящий король с венцем на главе, в длинной одежде, опоясанный, с державою в правой руке " . В Милешевской обители еще цело на стене изображение с надписью: " обретение мощем святаго Стефана " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1914 году само существование Сербии как государства было поставлено на карту. Одиннадцатого июля Австрия предъявила сербскому правительству ультиматум, совершенно неприемлемый для независимого государства. В этот же день Государь Император Николай Второй получил от сербского королевича-регента Александра телеграмму. В ней говорилось: «Мы не можем защищаться. Посему молим Ваше Величество оказать нам помощь возможно скорее… Мы твердо надеемся, что этот призыв найдет отклик в Вашем славянском и благородном сердце». Через три дня русский Император отправил в Сербию ответ. «Пока есть малейшая надежда избежать кровопролития, — писал он, — все наши усилия должны быть направлены к этой цели. Если же, вопреки нашим искренним желаниям, мы в этом не успеем, Ваше Высочество может быть уверенным в том, что ни в коем случае Россия не останется равнодушной к участи Сербии». В ответной телеграмме королевич Александр писал: «Тяжкие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности за помощь и защиту Вашего Величества будут свято храниться в сердцах всех сербов». Пятнадцатого июля Австрия объявила Сербии войну. Она подвергла Белград артиллерийскому обстрелу, в результате которого погибло много мирных жителей. В ответ на это Россия провела частичную мобилизацию, через несколько дней — всеобщую. Австрии пришлось большую часть своих войск перебросить на восточный фронт, и таким образом Сербия была спасена. Сербский народ называет нашего Государя Императора Николая Второго своим спасителем. Минуло всего несколько лет, и пришла очередь Сербии оказать помощь русским братьям. Спасаясь от большевиков, сотни и сотни тысяч русских людей покинули родину и стали беженцами. Сербия первой из европейских стран проявила к ним милосердие. Архиереи и рядовые священнослужители, великие князья и офицеры, казаки и графы, солдаты и юнкера — все нашли приют на гостеприимной земле Сербии. Король Сербии Александр I лично покровительствовал русским беженцам.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Вскоре после смерти отца святой Савва был хиротонисан епископом Ерисским Николаем во пресвитера, после чего вернулся в Карейскую келлию. По просьбе брата Стефана святой Савва перевез нетленные мощи своего родителя, преподобного Симеона, в Сербию, в монастырь Пресвятой Богородицы на реке Студенице. На родину он ехал через город Солунь (Фессалоники), где был посвящен в архимандриты. Святой Савва некоторое время управлял братией Студеницкой обители. В Сербии преподобный Савва к своим обычным подвигам иноческим присоединил труды апостольские. В разных городах Сербии он утверждал Православие, восстанавливал порядок в церковной службе, основывал обители, строил церкви, восстанавливал мир между враждующими. Так, преподобный Савва примирил своих братьев Булка и Стефана. Своим словом он убедил Вулка подчиниться старшему брату и не злоумышлять против него. Стефана святой Савва венчал на царство—впервые в истории Сербии. Благодаря ему была предотвращена кровавая война между Сербией и Болгарией. За праведную жизнь Господь наделил Своего верного служителя даром чудотворений: многие по его молитве получали исцеление, одержимые освобождались от нечистых духов. Трудами преподобного Саввы православное благочестие все более утверждалось на сербской земле. Слава о святом подвижнике распространилась по всей Сербии. Это тяготило смиренного инока, и он вновь удалился на Афон. После отъезда святого Саввы перестало течь миро из раки преподобного Симеона. Царь Стефан обратился к святому брату с просьбой вернуться и помолиться над гробом отца. Преподобный Савва не поехал сам, а послал своего ученика с молитвенным обращением к отцу, в котором просил преподобного Симеона не лишать соплеменников благодатной помощи и быть предстателем за них перед Богом. После литургии это послание было прочитано над гробом преподобного Симеона, и в знак услышания просьбы святого Саввы из раки вновь стало истекать миро. Интересы Сербской Церкви побудили преподобного Савву отправиться в Малую Азию и ходатайствовать у греческого императора и Константинопольского Патриарха, которые тогда пребывали в Никее, о назначении в Сербию архиепископа-серба. Его прошение было удовлетворено с условием, что он сам возглавит Сербскую Церковь. В 1219 году, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, Константинопольский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. Тогда же святой Савва добился для сербов права впредь самим избирать архиепископа Собором сербских епископов независимо от Константинопольского Патриарха. С того времени Сербская Церковь, прежде возглавляемая епископами-греками, стала автокефальной. Святитель Савва разделил Сербию на 12 епархий. Первыми епископами стали хилендарские монахи—ученики святого Саввы.

http://pravmir.ru/svyatoj-savva-angel-xr...

Проходим с ними в монастырскую церковь Пресвятой Богородицы, построенную в конце XII в. Мы рассматриваем уникальные фрески, которые искусствоведы считают лучшими для этого периода развития средневекового искусства во всей Европе, и Ольга не устаёт повторять мне: «Смотри, Андрей, какие ангелы и сколько их!» А над входом в храм – редкий для православной традиции резной барельеф, изображающий Пресвятую Богородицу и двух ангелов. Это не единственный элемент западно-христианского искусства, который мне встретится в Сербии. Древние сербские церкви чем-то напоминают одновременно и суровые романские храмы Италии и Франции, и византийские базилики, а нынешний кафедральный собор Белграда совсем неотличим от европейских барочных храмов. А на Литургии во время преложения Даров в алтаре принято звонить в пронзительный колокольчик, как у католиков. В церкви Пресвятой Богородицы почивают мощи трёх сербских святых: великого жупана (князя) св. Стефана Немани, основателя королевской династии Неманичей, позднее принявшего монашество в Студенице и известного ныне как прп. Симеон мироточивый, св. прп. Симона (короля Стефана Первовенчанного) и св. Анастасии, матери св. Саввы, архиепископа Сербии. Св. Савва занимает особое место в духовной сфере Сербии. Будучи отпрыском великокняжеской династии, он совершал иноческое служение в Студенице (которая благодаря ему становится духовным центром Сербии) и на Афоне, а затем был призван к епископскому служению. Сотрудник монастыря, работающий в церковной лавке, рассказывает мне, что обитель до сих пор живёт по уставу, написанному св. Саввой. Монастырь и сейчас сохраняет своё значение в церковной жизни Сербии, в нём 10 человек братии и 10 послушников, есть и работники-миряне. Говорим с Ольгой о той войне, она мне рассказывает о мощном протесте, который был поднят там, по другую сторону океана, и не только сербами по происхождению, о книге со свидетельствами очевидцев тех событий, которые она собирала. Я снова вынужден извиняться за то, что совершило, а точнее – не совершило наше правительство в той ситуации. Понимаю, что на меня лично сербы не в обиде, да и на Россию, по большому счёту; за неделю, проведённую в Сербии, мне ни разу не случалось слышать упрёки в том, что «Россия нас предала», но отнесём это на счёт незлопамятности сербов, ибо наши власти сербов всё-таки предали.

http://pravmir.ru/cerbiya-zemnaya-i-nebe...

С чувством глубокой скорби воспринял печальное известие о постигшей всех православных христиан утрате — кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Вся жизнь его — это пример святого служения Господу через молитву и дела свои, приумножения веры людей в лучшее будущее. Православный мир Молдовы будет вечно признателен Патриарха Алексию II, вдохновлявшему наше общество во времена отчаяния и безысходности, умевшему зажечь сердца, пробудить в них надежду и новые силы для устремленности к лучшим чаяниям и идеалам. Его жизненный путь оборвался на самом пике той благородной и благодарной работы, которую вел Святейший по упрочению единства православных народов, по духовному возрождению Русской Православной Церкви. Убежден, что все сотворенное Святейшим Патриархом за краткий миг человеческой жизни будет вечным светом озарять души всех последующих поколений, вселяя в них надежду и укрепляя веру в добро и справедливость. Вечная и благодарная ему память. С глубоким и искренним соболезнованием Президент Молдовы Владимир Воронин Президент Сербии Борис Тадич в телеграмме на имя президента РФ Дмитрия Медведева отметил, что весть о кончине Алексия II, «которого чтили в Сербии», вызвала в стране глубокую скорбь. «Мы помним и ценим ту искреннюю поддержку, которую он всегда оказывал нашему народу, оправданным интересам и устремлениям Сербии», — подчеркнул Тадич. Президент Сербии направил Священному Синоду Русской Православной Церкви послание с выражением соболезнований в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С глубокой скорбью мы приняли известие об упокоении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Народ Сербии всегда будет помнить блаженно усопшего Патриарха как искреннего друга и великого духовного деятеля Православной Церкви, который своими духовными качествами при жизни заслужил глубокое уважение. От имени граждан Республики Сербии и своего имени выражаем самые глубокие соболезнования Священному Синоду Русской Православной Церкви, священнослужителям, духовенству, монашеству и всему русскому народу.

http://patriarchia.ru/db/text/500154.htm...

Если бы нам пришлось искать ключевой позитивный стереотип о России среди сегодняшних поколений сербов, то это был бы опыт России как последнего хранителя Косово и Метохии в пределах Сербии. Все положительные исторические воспоминания о роли России в сербской истории, от помощи России в восстановлении современной сербской государственности в двадцатые годы 19 века до вступления святого царя Николая в войну против Австро-Венгрии и Германии за защиту Сербии, кристаллизовались среди сегодняшних сербов только в одно ожидание: Россия, защищая международное право и резолюцию 1244, защитит территориальную целостность Сербии от иностранных узурпаторов и внутреннего предательства. Возможное решение Кремля отказаться от такой четкой принципиальной позиции вызовет у сербской общественности такое разочарование, что предоставит англосаксонской политике готовый материал для взращивания массовой русофобии, которая как никогда ранее прижилась бы среди сербов. Лондон работал над этим с момента установления дипломатических отношений с Княжеством Сербия в 1837 году. В стратегическом плане процесс вступления Сербии в ЕС наносит наибольший ущерб сербско-российским отношениям. Однако мы не можем говорить о членстве Сербии в ЕС до тех пор, пока Сербия не разрешит так называемой Республике Косово членство в ООН и решение с ней всех спорных вопросов. Имея это в виду, самый тяжелый удар по отношениям между Сербией и Россией будет нанесен решением России принять соглашение между Сербией и так называемым государством Косово, что сделало бы возможным членство так называемой Косово в ООН и других международных организациях. Сербская общественность оценила бы такой поступок Москвы как измену, и перед общественностью, которая испытывает такие чувства, правительству больше не придется заигрывать с обществом, проводя братскую политику по отношению к России. После согласия русских на вступление так называемого Косово в члены ООН Москва потеряет последний инструмент влияния на политическую ситуацию на Балканах, а официальный Белград окажется под исключительным влиянием Вашингтона и Брюсселя. Все это объясняет, почему ЕС не просит Белград ввести санкции против России, а настаивает на сотрудничестве Белграда в решении косовской проблемы. Если косовский вопрос будет решен так, как предполагал Запад, и Белград убедит Кремль, что такое решение отвечает наилучшим интересам Сербии, согласие Кремля на такой план навсегда закроет для России Балканы.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/opasno...

Для того, чтобы в благонамеренных распоряжениях по церковным делам не допустить какой-либо ошибки против постановлений вселенской церкви, он входил в письменное сношение с просвещенным болгарским архиепископом Димитрием Хоматиным, знатоком церковных правил 563 . Святой король много благотворил храмам и обителям православия: студенице, милетскому, кафедральному в Жиче, сопочанам 564 , которскому монастырю Превале, где впоследствии паписты отравили зараз 72 инока 565 . Не говорим о Хиландаре. Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки св. брата своего. Святитель Савва, имея в виду неглубокую старость его, отвечал, что ещё будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю явился владыка, брат-король лежал уже бездыханный. Пораженный скорбию, святитель помолился и Стефан ожил, чтобы выполнилось желание его 566 ; пострижение совершено и он предал дух свой Господу, сент. 24, 1224 г. 567 Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным и он причтён к лику святых 568 . Из четырёх сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии 569 . Сын, король Владислав как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума безпутною женою, венецианкою, за безпутства выгнан был из Сербии и Владислав объявлен был преемником его 570 .– Но Родослав грамотою от 4 февр. 1284 г. объявил из Дубровника, что он – король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишён братом 571 . Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество 572 . Едва окончились эти тревоги, как Владимир, граф омышский, с своими омышанами, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал рагузян грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии 573 .– Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкою их обогатил Сербию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010