Кстати, до сих пор в Белграде существовало два места памяти о последнем русском Царе, есть и улица, названная именем последнего нашего монарха. На белградском Новом кладбище русскими ветеранами Первой мировой войны в 1935 году был воздвигнут мемориал «Русской славы», где написано: «Вечная память Императору Николаю II и 2000000 русских воинов Великой войны». В крипте монумента в часовенке покоится прах русских военных, погибших на балканских фронтах. Кстати, здесь всегда лежат живые цветы... Их приносят сюда и потомки русских эмигрантов и сербы, которые свято почитают Царя-Мученика. В 2013 году в Русском доме был установлен бюст Николая II. А установкой нового памятника Сербия хочет отдать долг нашему Государю за его помощь в Великой войне. Это, без сомнения, событие знаковое и для истории Сербии, и для истории России. Я даже не берусь судить о том, для кого больше - для сербского народа или русского. - Давайте начнем с Сербии. - Тогда немного предыстории: как известно, формально поводом к началу Первой мировой войны стал австро-сербский конфликт. В сущности, произошло столкновение желания сербского народа объединить все его разделенные между Австро-Венгрией и Турецкой империей части с сербским Княжеством, получившим независимость еще в середине XIX века, с противодействием этому объединительному процессу, не завершенному, к несчастью, и по сей день (сербский народ остается разделенным народом Европы - часть его проживает в Хорватии, часть в Боснии). Премьер Сербии Никола Пашич кратко и емко сказал об этом: «Австро-Венгрия как авангард Германии объявила нам войну, чтобы уничтожить Сербию и открыть немцам дорогу в Константинополь и на Восток...». Выстрел в Сараево открыл «ящик Пандоры». 23 июля Австрия предъявила сербскому правительству ультиматум из 10 пунктов, совершенно неприемлемый для независимого государства. Чтобы не углубляться в этот сюжет процитирую оценку, данную министром иностранных дел Великобритании Эдвардом Греем этому документу: «Я еще никогда не видел, чтобы одно государство направляло документ такого весомого характера в адрес другого независимого государства. Требование ультиматума 5 нарушит суверенитет Сербии, если будет означать, что Австро-Венгрии будет дано право назначать государственных лиц, наделенных властью внутри Сербии». Что могла противопоставить крохотная Сербия мощной Австро-Венгерской империи, население которой было в 12 раз больше, не говоря уже о военной мощи?

http://pravoslavie.ru/74958.html

Пакет документов, который был подписан в ходе визита, действительно впечатляет: соглашения в области энергетики, особенно о полной газификации Сербии и строительстве газовой инфраструктуры; соглашения о военном сотрудничестве, о строительстве и обслуживании железных дорог (на 660 млн. евро); а также договоры в области образования, культуры, спорта, туризма, инновационных технологий и других сфер общественной жизни. Важно, что Россия помогает в строительстве храма Святого Саввы. В феврале в Сербии стартуют масштабные мероприятия в рамках Дней российской духовной культуры. Лидеры договорились, что Россия возвратит 166-ю страницу Мирославова Евангелия, древнейшего кириллического памятника сербской письменности, а Белград вернёт Москве семь картин Николая Рериха, которые оказались в Сербии в межвоенный период. Все, особенно сербы из Косова, ждали, какие новые идеи будут высказаны при обсуждении косовского вопроса. Косовска-Митровица была увешана российскими флагами и портретами Путина. А вот солдаты Сил для Косово (KFOR) срывали плакаты, флаги и фотографии нашего президента. Хотя в СМИ просачивались слухи, что Москва приедет со своим планом решения косовской проблемы, этого не произошло. Позиция Москвы осталась неизменной: она одобрит любое решение косовского вопроса, которое станет приемлемым для обеих сторон - Белграда и Приштины. Россия считает, что договорённости должны соответствовать международному праву и быть одобрены Советом безопасности ООН. Главный вопрос, который задавали журналисты, а вероятно, и политики разных стран: зачем России и Сербии нужно было привлекать внимание мировой общественности к этой встрече, зачем такая помпезность и торжественность? Одни предположили, что Россия угрожает Европе, прочно обосновываясь на Балканах, другие выражали опасение по поводу изменения внешнеполитического курса Сербии. На наш взгляд, Москва действительно продемонстрировала своё влияние на Балканах. Путин называет Сербию дружественной и братской страной, стратегическим партнёром. Он продемонстрировал объективную и позитивную роль России в этом регионе, подчёркивая при этом, что политика США и некоторых западных стран является дестабилизирующим фактором на Балканах. Мария Захарова также говорила, что Югославия стала жертвой американского империализма. А визит должен был доказать, что Россия является фактором стабильности в международных отношениях. Сербы же уверены, что их отношение к Путину покажет Европе, что у России есть серьёзные партнёры, которые никогда не введут в отношении неё санкций и всегда будут сотрудничать, а также при решении вопроса Косова будут опираться на мнение Москвы.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/23/ta...

Хочешь понять, любит ли кто-то Христа – узнай, любит ли он монашество В Сербии обсудили, как женский монастырь может послужить миру? 18 октября, 2011 В Сербии обсудили, как женский монастырь может послужить миру? В Сербии , в знаменитом древнем монастыре Жича, отмечающем свое 800-летие, прошел первый в истории Православной Церкви международный духовно-научный симпозиум, посвященный женскому монашеству. У самых разных православных народов есть похожая поговорка: «Если ты хочешь понять, любит ли кто-то Христа – узнай, любит ли он монашество». Действительно, монашество есть нерв Церкви, ее упование и надежда, и от того, насколько здраво и крепко монашество, во многом зависит и духовное здоровье всего народа. И потому неудивительно, что симпозиум, который состоялся недавно в Сербии, был признан имеющим великое духовное значение не только для Сербской Церкви, но и для вселенского Православия. В симпозиуме приняли участие представители почти всех Поместных Православных Церквей из Греции, Сербии, России, Франции, Грузии, Румынии, Сирии и других стран. Открывая симпозиум, Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал, что монашество во все времена – это самая большая сила в Церкви. В монашестве воспитаны самые великие христианские умы. В настоящее время оно возрождается во многих странах, но проходит и через немалые искушения – и это требует обсуждения, соборного разума. «Очень радует, – отметил Патриарх, – что в этом благодатном собрании принимают участие и люди науки, и монашествующие – представители разных поместных Церквей. Благодаря этому у нас будет возможность рассмотреть не только историю православного монашества, но и его современное состояние, его проблемы и нужды». В ходе работы симпозиума были затронуты самые острые и важные вопросы, встающие перед настоятелями и насельниками современных монастырей. Названия докладов и имена выступающих говорят сами за себя. «Игумения как духовная мать», «Епископ и Церковь», «Роль духовника и священнослужителя в женском монастыре», «Женское монашество и его пастырская роль в Церкви»…

http://pravmir.ru/xochesh-ponyat-lyubit-...

По поводу развития первоначальной сербской богослужебной традиции необходимо сказать еще следующее. Напомним, что славянская письменность и богослужение на Балканах среди сербского населения в качестве официальных были узаконены святым Саввою еще до учреждения автокефальной Сербской Церкви. Создание последней в 1219 году дало дополнительный толчок в развитии самостоятельной сербской письменности и богослужебной традиции. При этом независимая сербская литургическая традиция формировалась под влиянием богослужебных образцов афонского монастыря Хиландаря, где трудам и деятельностью святого Саввы было положено ее начало . Это было вполне естественно, так как ХТ был предназначен и определял богослужение монашеское, которое в XII и XIII столетиях в Сербии существенно не отличалось от богослужения соборно-приходского. Начиная с первой половины XIII века хиландарская традиция оказывает сильное влияние на формирование богослужения в Сербии. Хиландарские нормативные и богослужебные правила не только заимствовались, но и использовались в качестве основы при составлении различных уставов для сербских монастырей. На широкое распространение хиландарской литургической традиции указывает, прежде всего, немалое количество сохранившихся списков Хиландарского типикона . Вернувшись на родину в 1203 году, святой Савва заботился о принятии хиландарской богослужебной практики в качестве единственной богослужебной практики во всей Сербии. Прямым свидетельством в пользу этого вывода являются слова его биографа Дометиана, который говорит, что святой Савва, обновляя старые и строя новые церкви, старался «всякий образ Святые Горы пренести в свое отьчьство» . Будучи еще архимандритом и игуменом центрального сербского монастыря Студеницы, святой Савва позаботился о дисциплинарных и богослужебных правилах для этого монастыря, создав для него Студеницкий типикон, который явился копией ХТ. Хиландарский устав был введен святым Саввой в Студеницкий монастырь и из него был принят другими монастырями, существовавшими в это время в Сербии, а через монастыри проник в общецерковную жизнь. Хиландарские богослужебные порядки господствовали в Сербии до 1331 года, когда деятельностью архиепископа Никодима они были сменены Иерусалимским уставом.

http://pravoslavie.ru/28177.html

Папа Анастасий IV в 1153 г. признает за архиепископом Дубровника те же права, что его предшественник в 1139 г. утвердил по отношению к Сплету. По всей вероятности, эта особенная милость к Дубровнику должна быть объясняема влиянием Венеции. Во время схизмы в Риме, начавшейся в 1160 г., эта последняя, приняв сторону папы Александра III против Фридриха I Барбаруссы, начала играть важную роль в той политической комбинации, какая образовалась в это время под главенством царя Мануила и Римского Папы. Александр III, желая удержать на службе церковных интересов Венецианскую республику, легко мог склониться на ее защиту притязаний Дубровника. Предыдущие наблюдения бросают достаточный свет на церковную зависимость земель, входивших в состав Сербского княжества. Но эти наблюдения главнейше имеют применение к приморской, или западной, части Сербии с политическим центром в Зете. В восточной же части, в особенности с началом борьбы из-за политического преобладания между Расой и Зетой, окончившейся в пользу великого жупана Немани, церковные отношения подвергались еще более сложным влияниям, которые предстоит нам теперь рассмотреть в связи с политикой царя Мануила и его походами на северо-западную границу империи. Княжеский род Восточной Сербии состоял из многочисленных членов, которые находились между собой в борьбе из-за преобладания и делились на партии, из коих одна находила поддержку в соседней Венгрии, другая – в Византии. Попеременно одерживала верх то венгерская, то византийская партия, и в связи с этим происходила частая смена великих жупанов. Несмотря на крайнюю скудость известий, которая препятствует бросить надлежащий свет на события, происходившие в Восточной Сербии, нельзя не отметить ярко выдвигающегося факта – враждебного движения сербов по направлению к Восточной империи, в долину Косова поля и далее на Белград и Ниш. Но по естественному ходу вещей, делая завоевания на восток, в пределах распространения сербского элемента, сербские великие жупаны постепенно входили в сферу влияния Охридской архиепископии и в церковном отношении сливались с Константинопольским патриархатом. Таким образом, мало-помалу подготовлялись в Восточной Сербии культурные и церковные отношения, делавшие из Сербии любопытный в историческом отношении пограничный сторожевой пункт, на который и по настоящее время с одинаковым напряжением идут с Востока и Запада культурные и церковные влияния. «Славянские священники Македонии и Болгарии были к ним ближе, чем латинские и албанские епископы и клирики приморской области Адриатики; точно так же им были легко доступны славянские книги Климента Охридского, эксарха Иоанна, епископа Константина и др.» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

По пении Трисвятого митрополит Загребско-Люблянский Иоанн и митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий трижды торжественно возвели Святейшего Патриарха Иринея на Патриарший трон на горнем месте. По отпусте Божественной литургии  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий огласил соборный акт об интронизации Святейшего Патриарха Иринея и вручил ему Патриарший жезл и Патриаршую панагию с изображением святого Саввы, преемственно передаваемую Сербскими Первосвятителями со времен, когда король Сербов, Хорватов и Словенцев Александр Карагеоргиевич подарил ее Святейшему Патриарху Димитрию. Затем Святейший Патриарх Сербский Ириней был троекратно возведен на кафедру святого Саввы с правой стороны от алтаря. После этого Предстоятель Сербской Православной Церкви произнес тронную речь. В завершение чина сербскими архиереями был подписан протокол об интронизации. На чине интронизации присутствовали президент Сербии Б.Тадич, первый заместитель председателя Совета Федерации России А.П.Торшин, посол Российской Федерации в Сербии А.В.Конузин, посол Украины в Сербии В.Ю.Недопас, временный поверенный в делах Беларуси в Сербии С.Н.Чичук, посол Греции в Сербии Д.Стоидис, главы международных присутствий, находящихся в Косове в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1244, сотрудники дипломатических представительств зарубежных стран, представители традиционных религий и конфессий, а также международных христианских организаций. По окончании Божественной литургии в Печской Патриархии был дан торжественный прием, на котором были зачитаны поздравления Святейшему Патриарху Иринею. Приветственное послание от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил глава делегации Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион. Затем митрополит Иларион вручил Предстоятелю Сербской Православной Церкви Патриарший жезл – памятный подарок от  Святейшего Патриарха Кирилла. Приветственное послание от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Его Святейшеству

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

4. Найдется ли, по вашей оценке, достаточное количество людей, способных пожертвовать, как велит Евангелие, всем, даже своей жизнью для спасения Родины? Евангелие положило высокоценный принцип: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн, 15:13). На днях был случай, о котором хочется поделиться с Вами и с российской общественностью. Один молодой человек, студент из Баня-Луки, приехал в Приштину и развернул сербский флаг перед зданием т.н. «парламента Косово». Это равно тому, как если бы какой-то русский молодой человек во времена коммунизма развил российский имперский флаг перед зданием коммунистической Думы в Москве . Конечно, молодого человека албанские полицейские избили, но потом его выпустили. Такая новость с видео-роликом воодушевила всех сербов, и устыдила сепаратистов, так как этот молодой человек проявил большую моральную силу в отношении к оккупантам. Я с гордостью могу сказать, что он - наш знакомый, и после того, как опубликовали ролик (он на «Голос Косово и Метохии» послал это видео, чтобы этот случай был распространен через СМИ). Такие люди есть, но мы должны воевать с апатией, которую сеют государственные учреждения предательской власти в Сербии, сепаратистские власти на Косово и Метохии, и другие организации поддерживаемые НАТО. Тогда, когда преодолеем пораженчество, мы сможем сказать о том, какое число таких людей. Пораженчество из героя делает слабака. Сербы, в общем, народ храбрый. С помощью Бога, православных братьев и правдивых людей в мире стоит бороться, пока есть возможностей для этого. 5. Ваши мысли о сегодняшнем положении, сложившемся на Косово: не оставят ли сербы свои дома, ища убежища в большой Сербии? Косово и Метохия - это сердце Сербии. Это не какой-нибудь пропагандистский лозунг, а научно доказуемый факт. Нынешняя власть в Сербии, вместе с некоторыми раболепными представителями сербской Церкви делают все, чтобы не дошло до такой развязки, т.е. чтобы сербы были заставлены либо выселяться, либо интегрироваться в тоталитарное государство, в котором господствует специфичный албанский фашизм. Я думаю, что НАТО и власть в Сербии больше хотят того, чтобы эта не выгнанная треть сербов с КиМ интегрировалась в «государство Косово» и стала «косоварами» - частью новой нации, и новой идентичности. В этом помогает им епископ Теодосий, участвовавший недавно, в мае 2013-го, в конференции, которую открыла сепаратистский лидер Атифете Яхьяга. На этой конференции еп. Теодосий сказал, что он хочет создание новой, более «широкой» идентичности, которая охватывала бы сербов с албанцами.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Благоверный князь Лазарь, стремясь сохранить независимость Сербии, стал объединять сербские земли. Он объединил области Ужице и Руюника со своими землями, изгнал венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии земли по обе стороны реки Тиссы. Противники объединения сербских земель в одно государство пытались помешать делу святого Лазаря. Наместник Герцеговины князь Николай Алтаман пытался убить святого, но, по Божию Промыслу, благоверный князь остался жив: нож убийцы ударил в крест, который святой Лазарь носил на груди. Вскоре к княжеству святого Лазаря были присоединены Герцеговина и Банат. В 1379 году сербские князья избрали благоверного князя Лазаря своим господарем. Благочестивый господарь заботился об укреплении Церкви Божией в своей стране и за ее пределами. Благодаря ему был улажен конфликт между Сербской Церковью и Константинопольским Патриархом. Греки не признавали самостоятельность Сербской Церкви, которая отделилась от Церкви Константинопольской во времена царя Стефана Душана. Патриарх Каллист отлучил Сербского Патриарха и предал анафеме сербов. В 1375 году состоялся Собор Сербской Церкви, на котором при участии святого царя Лазаря и Патриарха Саввы IV (1354–1375) было решено просить Константинопольского Патриарха о снятии анафемы. В Царьград отправили послов во главе с афонским старцем Исайей. Посольство оказалось успешным. Патриарх Филофей не только снял проклятие со всех живых и умерших сербов, но и соответствующим законодательным актом подтвердил автокефалию Сербской Церкви. Святой Лазарь основал в Сербии множество храмов и монастырей. Самый большой монастырь – Рованица основан святым Лазарем в 1381 году и посвящен Вознесению Господню. Благоверный князь Лазарь щедро одаривал монастыри не только в Сербии, но и в Иерусалиме, Египте, на Синае. Большую помощь оказывал святой царь и монастырям на Афоне: Хилендару, а также Русскому Пантелеимонову монастырю, которому передал храм Спаса и даровал несколько сел. У благочестивого правителя Сербии находили приют монахи, бежавшие из других земель Балканского полуострова и Святой Горы Афон, завоеванных турками. Он приютил и монахов Синайского монастыря, среди которых был ученик святого Григория Синаита , тоже Григорий. Для так называемых «синаитов» был построен монастырь Горняк, сохранившийся до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вслед за тем при ясном солнце явилась на небе туча и пролился дождь.– Христиане прославили Бога и просили начальство отдать им тело мученика.– Не надейтесь,– закричали турки,– всё сожжем и развеем прах.– Злобные набросали в костёр животных, чтобы нельзя было распознать обгорелых остатков. Но всё сгорело, кроме тела мученика.– Священник надеется достать тело,– говорили фанатики:- но сожжём его до завтра; если не так, бросим его в овраг нечистот.– Христиане сочли за лучшее разойтись. Ночью тайно один взял тело мученика в дом свой, откуда перенесено оно в соборный храм св. Георгия.– Священник Петр, явясь к судье, объявил:- рано утром пришёл я в церковь и нашёл там тело Георгия: позволено ли будет предать его погребению? Судья сознался:- «Георгий – святой: те, которые стерегли его, говорили, что сколько ни подбрасывали они дров, тело не горело. И дал разрешение похоронить усопшего. Св. мученик пострадал 1515 г. февраля 11 дня, в неделю мясопустную, на третьем году султана Селима, при митрополите Панкратие 83 . В судьбе Неемани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов.– Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Неемани 90 , хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу ещё прежде времени христианского 91 .– От чего это так? С 1062 г. большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от римского папы 92 .– Нееманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. И он уже в летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своём, рожденный в Зете, он был крещен латинским священником 93 . В 1143 г. он торжественно снова принял крещение от рук православного русского епископа Леонтия 94 .– Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Неемани не только не достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сербские и всеправославные новомученики верой и невинной жертвой победили тройное зло: фашизм, коммунизм и римо-католический прозелитизм. Их святыми молитвами, которые возносятся к престолу Небесному, да сохранит Господь всех нас, православных, в единстве веры, чтобы единым сердцем и едиными устами прославляли мы Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Епископ Будимлянский Иоанникий (Мичович), ректор Цетиньской Богословии (семинарии) О Сербии Сербский народ роднит с русским не только православная вера и славянская общность, но и множество мучеников за веру и народ. Неисчислимы новомученики и исповедники Российские. Но и сербский народ страдал пропорционально не меньше, причем на протяжении почти всей своей христианской истории. Сербский народ поселился на юго-западной оконечности православного мира, там, где граничат три мировые конфессии – Православие, католичество и ислам. К западным своим соседям, католикам, сербы относились со свойственной этому народу благородной открытостью. Свой духовный выбор сербы сделали твердо и бесповоротно: в момент исторического умаления и унижения Православия, когда Константинополь был захвачен и разграблен варварами-«крестоносцами», сербы обратились к изгнанной в Малую Азию Византии за благословением на автокефальное бытие своей Церкви, и святой Савва стал первым ее Предстоятелем. Сербы любят называть свою Церковь святосавской. Но брат святого Саввы, Стефан, для утверждения политического статуса своего государства обратился в Рим и стал первым, Первовенчанным, сербским королем. Только постепенно, под византийским влиянием, возобладало в Сербии строгое отношение к католичеству. Неисчислимые бедствия принесло Сербии турецкое завоевание. В кровавых битвах XIV–XV веков, на протяжении долгих десятилетий, истреблялся цвет сербского воинства. Но и побеждая, турки склонялись перед непреодолимым мужеством сербов. Долгое время побежденные сербы сохраняли автономию. Но завоеватели видели, что православный сербский народ вновь и вновь поднимает оружие. Ценой новых страшных войн, жестоких насилий, беспощадных опустошений сербские земли постепенно стали провинциями Османской империи. Одна лишь героическая Черногория так и не была покорена врагом.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010