В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. Колыбель династии Романовых [ править править код ] Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге). При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

http://azbyka.ru/palomnik/Ипатьевский_Св...

Предание гласит, что в эти дни в Москву пришел седой старец с двенадцатью возами печеного хлеба и, беспрепятственно миновав стражу, направился в Богоявленский монастырь на кремлевское подворье, где в то время жил знаменитый келарь Авраамий Палицын. Москвичи по дороге спросили старца, откуда он пришел, и тот ответил: «Из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Весть о том, что из Сергиевой обители пришел хлеб, разнеслась по Москве, и обрадованные москвичи поспешили на подворье. Тогда Василий Шуйский послал к Авраамию Палицину спросить, почему ему не представили прибывших с хлебом. Оказалось, что на подворье никто не видел ни старца, ни возов, но зато закрома чудесно изобиловали хлебом. И чудо сочли видением самого преподобного Сергия. Троицкое подворье в те дни действительно спасло положение. Авраамий Палицын выпустил на рынок из запасов подворья очень дешевый хлеб, чтобы сбить на него цены, хотя это и грозило истощением запасов подворья. Однако по молитвам преподобного Сергия зерно в житнице чудесно не убывало. Спекулянты же, испугавшись, что богатейший Троицкий монастырь может отдать голодающей Москве весь свой хлеб, немедленно опустили цены. По обычаю, все Троицкие архимандриты какое-то время проживали на кремлевском подворье. В их числе был и преподобный Дионисий, живший здесь летом 1610 года незадолго до падения Шуйского. Вместе с Авраамием Палицыным он рассылал грамоты в русские города, призывая встать на освобождение Москвы, отложив все дела и распри, ради избавления «от лютой смерти и латинского порабощения». А 20 февраля 1613 года, в дни, когда Русь на Земском Соборе избирала нового царя, на Троицкое подворье пришли дворяне из провинциальных городов, купцы, казаки, «великих чинов люди». Они вызвали из кельи Авраамия Палицына и возвестили ему о своем желании избрать на престол юного Михаила Романова, попросив передать «волю народа русского» державствующим московским боярам, воеводам и всему Земскому Собору. Старец исполнил их просьбу. Когда решение Земского Собора об избрании Михаила Романова было принято, Авраамий Палицын в числе депутации отправился на лобное место спросить москвичей, согласны ли они. Народ, по преданию, единодушно воскликнул: «Михаил Федорович да будет царь, государь Московскому государству и всей русской державе». Тогда в Кострому отправилось посольство к Романову с просьбой взойти на престол.

http://pravoslavie.ru/28971.html

17) Киприан, в 1831 г., из ризничих Ярославского Архиерейского дома; в марте 1833 г. переведен в Ярославский Афанасьевский монастырь. 18) Вениамин, родом из Тулы, из диаконов, окончивший курс Богословских наук 2-м разрядом. В 1834 г. им написана для обители плащаница, богато украшенная купцом М. М. Плешановым. 19) Мелхиседек, казначей и ризничий Ярославского Архиерейского Дома, после Вениамина; прибыл в монастырь 28 марта 1835 г., правил обителью 11 лет и скончался 73 лет от роду 26 марта 1846 г; погребен при монастыре. 20) Инокентий, из казначеев Ростовского Богоявленского монастыря, с 26 марта 1846 г. по 1847 г., когда был переведен строителем же в Петровский монастырь. 17 б) Киприян (вторично) со 2 декабря 1847 г. Из Афанасьевского он перешел и был игуменом в Спасогеннадиевом монастыре; затем в Ростовском Петровском и этим званием, наконец, в Варницком, где 14 февраля 1851 г. от нанесенных побоев скончался и погребен при обители. Он пользовался особым уважением не только Ростовских граждан и крестьян, но и многих иногородних богомольцев, почитавших его за строгое исполнение своих обязанностей и за благочестивую жизнь. 21) Димитриан, из казначеев Богоявленского монастыря; состоял строителем с 1851 г. по 23 декабря 1853 г., когда был переведен в Петровский. 22) Иоасаф иеромонах, с конца 1853 г., из Ярославского Архиерейского Дома. 23) Владимир, с 1858 г., скончавшийся 3 ноября 1861 г. По декабрь месяц 1861 г. монастырем управлял казначей Варницкий – Иеромонах Авраамий. 24) Исаакий, из Ярославского Архиерейского Дома, с 3 декабря 1861 г.; по четырехлетнем управлении переведен в Петровский. 25) Панкратий, из того же Дома, с 1865 г.; согласно своему прошению уволен от настоятельства 28 февраля 1866 г. 26) Парфений, из Ярославского Афанасьевского мон.; прибыл в Варницкую обитель 2 марта 1866 г. и в этом же году 10 ноября скоропостижно скончался в 6 ч. утра в своей келлии; погребен в монастыре по христианскому обряду. 27) Иаков, из братства Ярослав. Арх. Дома, в мире Иоанн Смирнов , с 20 ноября 1866 г.; за доброе управление обителью возведен 30 августа 1870 г. в сан игумена; в 1882 г. переведен в Исааковскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Управляет монастырем викарный епископ Угличский. По количеству братии обитель незначительна. Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростовском уезде. Этот необщежительный монастырь расположен в одной версте от г. Ростова, в сторону от Московско-Ярославского шоссе, на берегу озера Неро, недалеко от фабрики Ростовской Кекинской мануфактуры. Основана обитель прп. Авраамием, просветителем Ростовской области. Время основания с точностью определять нельзя, но предполагают, что основан монастырь в конце XI века. За время своего долголетнего существования обитель претерпела много бедствии, но особенно сильно пострадала она от нашествия Батыя и в Смутною время от поляков и разбойничьих шаек. В 1764 году монастырь был отнесен ко 2-му классу. В 1818 он удостоился посещения императрицы Марии Феодоровны, а в 1823 году – императора Александра Павловича. В 1862 году в обители происходило торжество переложения мощей Св. Авраамия в новую раку. Храмов в монастыре три: 1) соборный, в честь Богоявления Господня, с двумя приделами; 2) теплый Введенский и 3) над свв. воротами – во имя Св. Николая Чудотворца. На северной стороне Авраамиевского придела в соборном храме открыто почивают в серебряной раке мощи преподобного Авраамия, память которого чтится 29 октября, обретенные при вел. кн. Всеволоде III; около мощей лежит архимандритская шапка преподобного, а в северо-восточном углу арки вделан в стену в особом киоте медный шестиконечный крест с жезла прп. Авраамия. Против алтаря соборного храма находится каменная часовня, построенная в конце XVIII века купцом Никитой Хлебниковым над погребенными здесь подвижниками благочестия: Стахием, или Афанасием, юродивым и Пименом затворником, жившими в обители в XVII веке. В монастыре со времен Иоанна Грозного хранятся три иконы, называемые «Корсунскими»: Спаса на убрусе, Успения Богоматери и Одигитрии. Крестных ходов бывает ежегодно два: в первое воскресенье Петровского поста и 29 октября. Управляет обителью архимандрит. Борисоглебский монастырь в Ростовсковском уезде. Эта обитель, расположенная в 17 верстах от Ростова, на горе, близ р. Устьи, была основана в 1863 году старцами Феодором и Павлом, по благословению прп. Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Старинных и замечательных вещей в соборной ризнице не много: все драгоценности частью были разграблены поляками, а частью увезены в Ярославль в конце прошлого столетия при переводе туда архиерейской кафедры. Из сохранившихся предметов старины обращают внимание: крещеные ризы св. Леонтия, шитый золотом покров на его раку, серебряный золоченый крест, украшенный жемчугом (пожертвован царем Михаилом Феодоровичем); шитая золотом с драгоценными камнями плащаница и несколько других вещей. Собор открыт для богомольцев только во время утренних и вечерних служб, совершаемых в обычное, установленное время; но кроме этого, существует несколько священных обрядов, совершаемых в Успенском соборе по особо установленному порядку, а именно: в четверть на Страстной неделе, по древнему обычаю, совершается елеосвящение соборное и помазанье освященным елеем молящихся; в пятницу на той же недели, по совершении за часами водоосвящения, омываются, через погружение, частицы святых мощей, хранящиеся в соборе; вода, в которой омывались св. мощи, разбирается молящимися, как и Богоявленская; затем в соборе, кроме царских и других панихид, совершаются особые панихиды по князьям, княгиням и архиереям ростовским. Из собора же совершаются следующие крестные ходы: в Духов день происходит сретение иконы Казанской Божией Матери из Белогостицкого монастыря и крестный ход в Варницкий монастырь. В первое воскресенье Петрова поста ход вокруг города Ростова с иконами от всех церквей. 8 июля провождение иконы Казанской Богоматери в Белогостицкий монастырь. В первое воскресенье августа второй ход вокруг города, учрежденный в память избавления от холеры 1848 года. 21 сентября, в день обретения мощей св. Дмитрия, ход из собора в Спасо-Иаковлевский монастырь. 29 октября, в день памяти преп. Авраамия, крестный ход в Богоявленский монастырь, куда за позднюю литургию приносится из-за озерных селений св. икона Владимирской Пресвятой Богородицы, которая, по окончании обедни, и переносится в Успенский собор. 27 ноября, в день памяти святителя Иакова, бывает Последний крестный ход из собора в Спасо-Иаковлевский Димитриевский монастырь. Соборная колокольня

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Какой монастырь Костромской области называют колыбелью династии Романовых? Паисиево-Галичский Успенский Троицкий Ипатьевский Богоявленский-Анастасиин Покровский Авраамиево-Городецкий Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Какой Галич не существовал? Фото Ludvig14/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Галич Червенский Галич Мерьский Галич Чухломской Галич Волынский Галич Червенский был и есть. Галич Волынский и Галич Червенский — разные названия одного и того же древнего города в Северном Прикарпатье на правом берегу Днестра. Дата основания предположительно относится к 1140 году. Сто лет он был столицей Галицко-Волынского княжества. Возможно, именно от Галича Волынского через переселенцев из юго-западной Руси получил свое название Галич Мерьский (расположенный в земле народа меря). По летописным свидетельствам, он был основан в Костромских землях в 1159 году и долгое время был центром Галичского княжества. А вот Галича Чухломского не существует.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

3) ОГРАДА в окружности на 48 саженях с аршином, все деревянные. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 79 душ крестьян, пахотной земли – 7 десятин. Настоятельство Игуменское и Строительское: по Штатам же оставлен на своём содержании, и наконец, обращён в приходскую церковь . Росткин или Росткинский Ивановский монастырь Девичий, упразднённый. Находился внутри Великого Новгорода на Софийской стороне на улице Росткине, ныне именуемой Забаевской, построен в 1406 году и сооружена в нём тогда же каменная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1554 году во время пожара, бывшего в Новгороде, этот монастырь весь выгорел и каменная церковь несколько от оного повредилась; но вскоре иждивением доброхотнодателей был возобновлён и существовал до XVIII столетия, в начале коего упразднён, а Игуменья с сёстрами переведены в Сырков монастырь. См. Иоанно-Предтечев Новгородский и Сырков. Росткин Новгородский монастырь Мужской упоминается в 1678 году. Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь 181 Ярославской Епархии 2 класса мужской находится близ города Ростова при озере, именуемом издревле Неро, а ныне Ростовским. Начат он строением в 990 году, во времена Св. Благоверного Великого Князя Владимира Ярославича, Архимандритом сего монастыря Авраамием Ростовским чудотворцем, по сокрушении на том месте стоявшего идола Велеса, которого обожали Ростовцы; и с тех пор монастырь называется по имени основателя своего Авраамиевым. Преп. Авраамий родился в городе Чухломе, пострижен, как в монастырских записках значится, якобы в Валаамской обители, которая, однако же, тогда едва ли существовала (см. Валаамский монастырь); да и сочинители жития этого Преподобного в Прологе и Четьих Минеях положенного, о сем, как сомнительном сказании, умалчивают. И потому надобно полагать, что он пострижен в каком-нибудь другом монастыре, коего название переписчики превратили в наименование Валаамского, может быть, по сходству имени. По пострижению своему Преподобный по откровению Божьему пришёл к городу Ростову, и поселившись при озере, соорудил церковь во имя Богоявления Господня на том самом месте, где стоял идол Велес, а около церкви построил кельи для монашествующих и учредил общежительный монастырь. Какие с тех пор в этом монастыре были перемены, неизвестно; а в 1730 году, во время бывшего в Ростове пожара, этот монастырь весь выгорел; но подаянием доброхотных вскоре устроен весь каменный. В настоящее время в этом монастыре здания все каменные, а примечательнейшие из них есть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Древние монастыри Русского Севера: их основали ученики преподобного Сергия Радонежского Из-под крыла преподобного Сергия Радонежского, пройдя под его началом школу иноческого послушания, вышел целый сонм учеников, подвижников, святых. Какое-то время все они упражнялись в подвигах, молитвах, совершении добрых дел в его обители, а потом просили у своего наставника благословения и уходили от людей. Стремясь к безмолвию, пустынножительству, иноки долго странствовали, отыскивая себе место для уединения, пока не останавливались где-нибудь в непроходимых лесах, среди болот или на берегах рек, озер и устраивали себе пустыньку. Но так велика была духовная сила этих людей, что рано или поздно они привлекали к себе таких же ревнителей безмолвия и отшельничества, и вокруг пустыньки возникали монашеские общины, а потом и монастыри. Девять учеников Сергия Радонежского стали основателями монашеских обителей на Русском Севере. Фото: Архиповы Маргарита и Владимир. sobory.ru Преподобный Авраамий Галичский — четыре обители в Чухломском районе Костромской области: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы (основаны в 50–60-е годы XIV века). Преподобный Павел Комельский (Обнорский) — Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь под Вологдой, на излучине рек Обноры и Нурмы (основан в 1414 году). Преподобный Сергий Нуромский — Спасо-Нуромский монастырь в Вологодской области (основан в 1387 году). Фото: Архиповы Маргарита и Владимир. sobory.ru Преподобный Сильвестр Обнорский, Пошехонский — обитель Воскресения Христова под Вологдой (вторая половина XIV века). Преподобный Кирилл Белозерский — Кирилло-Белозерский Успенский монастырь под Вологдой (основан в 1397 году). Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкие — Череповецкий Воскресенский монастырь (основан в 50–60-х годах XIV века). Преподобный Иаков Железноборский — монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи под Галичем (основан в 1390 году). Фото Commons/CC BY-SA 4.0 Преподобный Никита Костромской, Боровский, Серпуховский —Богоявленский монастырь в Костроме (основан в 1425 году).  На заставке фото WCThornton/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Великие монастыри Русского Севера Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/drevnie-monastyri-r...

64) открытие мужского монастыря во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в урочище Калагур Рыбницкого района (Приднестровская Молдавская Республика) (26.12.2003), 65) преобразование Софийского прихода в Алма-Ате (Республики Казахстан) в Иверско-Серафимовский женский монастырь (26.12. 2003), 66) преобразование Казанского прихода в городе Данилове Ярославской области в Казанский женский монастырь (26.12.2003), 67) преобразование патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре в Ростове Великом в Авраамиев Богоявленский женский монастырь (26.12.2003), 68) преобразование Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря в Вологде в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области (26.12.2003), 69) преобразование прихода святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Норья в Мало-Дивеевский Серафимовский женский монастырь при храме святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Норья Малопургинского района Удмуртской Республики (26.12.2003), 70) перемещение Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря в селе Русский Пычас Можгинского района Удмуртской Республики в село Норья Малопургинского района (26.12.2003), 71) открытие Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелии (26.12.2003), 72) преобразование прихода святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Петропавловка Хабаровского края в женский монастырь (26.12.2003), 73) преобразование Успенского подворья костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря в селе Домнине Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев (25.03.2004), 74) преобразование прихода собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Нижнем Новгороде в Крестовоздвиженский женский монастырь (25.03.2004), 75) преобразование Иоанно-Богословского прихода в городе Чердыни Пермской области в Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь (25.03.2004),

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Дело в том, что Никон сам благословил еще 12 июля быть Митрополиту Крутицкому быть Местоблюстителем, но, говорит Михайловский, призвав к себе на подворье Митрополита Питирима, 10–12 июля, Никон сказал ему, что он уходит на время в Воскресенский монастырь и поручил ему до его возвращения в качестве викарного управлять Патриаршеством, а в делах большего значения обращаться к нему (IV, 138). Некоторое время Питирим и действовал в силу Никоновского благословения и позволения. Имя Никона стало упоминаться в богослужениях, а потом было опущено. В некоторых случаях имя и авторитет Никона употреблялись царем или Монастырским Приказом, чтобы переделать решения, принятыя Никоном лично и никогда самим Никоном неизмененные. Никон был недоволен и говорил: «Тех людей, которых мы властью, данной от Духа Святого связали, царь разрешает, почитая наше связывание ни во что». Царь, например, 17 августа 1658 г. послал грамоту в Кирилловский монастырь архимандриту Авраамию о прощении Никоном посланных туда двух иеродиаконов, и царь приказывает, в силу прощения Никона, их освободить и держать на свободе в монастыре до дальнейшего царского указа. А 21 февраля 1659 г. царь в грамоте Полоцкому Епископу Каллисту, которым от Никона получена юрисдикция в 1656 г. и обязанность подчиняться только ему в духовных делах, аннулировал древнюю привиллегию возстановленную Никоном в марте 1658 г. Богоявленскому монастырю в Полоцке, и приказал ему подчиняться не Патриарху, а местному Епископу. Указ царя Богоявленскому монастырю гласил: «Мы приказываем, чтобы юрисдикцию над тобой и твоим монастырем осуществлял Епископ Полоцкий и Витебский Каллист, и чтобы вы ему во всем повиновались». Для цезарепапистской точки зрения Каптерева не произошло ничего особенного. Царь для него, как единственный источник всякой власти, распоряжается и в Церкви. Сегодня он поручил управление Церкви Никону, завтра Питириму – мало разницы. Но с церковной точки зрения, на которой стоял Никон, произошла целая катастрофа. Патриарх в его глазах не царский чиновник, а носитель власти иного порядка и иного источника. Произошла подмена авторитета, восхищение на себя царем духовной власти. Никон Патриарх ушел, благодать Духа Святого с ним, он временно поручает на правах викария управлять Митрополиту Питириму, а Митрополит Питирим, по приказу царя, к нему не обращается, его имени не поминает за Богослужением, а царь сам распоряжается в чисто церковных делах, т. е. самовольно фактически устраняет Никона от Патриаршества. xxiii) Причины изменений в тоне Никона – каноническое правонарушение – поставление Митрополита Питирима в самостоятельное управление Церковью, независимо от Никона

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010