С этого именно времени и начинается историческая судьба Валаамской обители. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит препод. Авраамий, постриженник Валаамской обители, впоследствии основатель Ростовскаго Богоявленскаго монастыря. Он пришёл на Валаам из Галических пределов, из Чухломы. После 960 г., первое разорение Валаамский монастырь потерпел в XI в. Шведы, быв поражены русскими на берегах Ладожского озера, в досаде, плавая по озеру на судах, напали на беззащитных иноков валаамских. До сих пор Валаам назывался обителью Св. Троицы, как то ясно сказано в житии св. Авраамия. Между тем, во всё последующее время он становится известным, по монастырским грамотам, под именем монастыря св. Спаса Преображения. По всей вероятности, Троицкий Валаамский монастырь, бывший деревянным, был сожжён врагами до основания. Затем, по миновании опасности, устроился новый монастырь. Церковь во имя Спаса построил игумен Мартирий, упоминаемый в старинных памятниках под 1192 годом. В период цветущего состояния обители, в XIII и особенно в XIV веке, на Валааме существовали уже здания каменные. Тут были церкви, трапеза, кельи и ограда. Кельи построены были удобно, каждая имела „предсенье“ и для приходящих в монастырь существовала вне монастырской ограды гостиница. На украшение монастыря делались вклады. Но шведы не давали покоя Валаамской обители и после нового устроения. Монастырь уже со- стоял под владычеством царей русских, и в ограждение своих прав получал от нихъ жалованные грамоты. В столетии беспокойные шведы опять завели войны с Россией, и при сём удобном случае не забыли и св. Валаамской обители. Так, в 1578 г. 20 февраля в фанатической ревности о распространении лютеранства, преследуя православных корел, они напали на Валаамский монастырь: 18 человек благочестивых старцев и 16 послушников мученически истреблены были мечом за их твердость в православной вере. В 1581 г. на острове открылся мор, жертвою которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастия, пламя войны опустошило и самую обитель: церкви, трапезу, кельи и ограду. Это разорение произошло также от шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 г., заключён был мир. Царь и великий князь Феодор Иоаннович, узнав про разоренье Валаамского монастыря, повелел царскою казною возобновить его со всеми прежними его правами. Царь Борис Годунов подтвердил это. Монастырь был возобновлён, имел значительный капитал, и существовал в таком виде до 1611 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыряБогоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище, которое в 2006 г. завершило свою деятельность. Современное состояние [ править править код ] Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого, необыкновенно красивый православный мужской монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 годы имел статус ставропигии. В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

До середины XVI в. все его сооружения были деревянными. В 1553-1554 г.г. по повелению Ивана Грозного в центре монастыря возводиться каменный Богоявленский собор «На победу и одоление Казанского царства». По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Пятиглавый четырехстолпный собор стоит на подклете, окруженный тремя разновеликими приделами, западным притвором, галереей с юга. Сложная и живописная в своей асимметрии объемно-пространственная композиция ростовского памятника напоминает собор Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве, также созданного в честь победы над Казанью. Все перечисленные качества ставят собор Авраамиева монастыря в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества XVI в. Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 г., истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е г.г интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В нем выделяется резной барочный иконостас, прекрасный памятник декоративно-прикладного искусства ростовских мастеров. На северной стороне Авраамиевского придела собора находились мощи преподобного Аврамия, обретенные при великом князе Всеволоде III. В 1736 г. при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX в., проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В. Воейкова, ростовского крестьянина И.А. Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П. Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Первые сведения о строительстве в мон-ре относятся к XVI в. и связаны с возведением каменного собора в честь Богоявления. Этот храм, созданный, согласно описи нач. XVII в., ок. 1554/55 г., может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Васильевичем после взятия Казани (1552). Богоявленский собор является одним из первых многопрестольных храмов сер. XVI в., в к-рых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-вост. угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского, у юго-зап.- ц.-колокольня ап. Иоанна Богослова, у сев.-зап.- бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного. Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы сер. XVI в. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547-1549 гг. Мощи прп. Авраамия Ростовского находились до закрытия мон-ря на сев. стороне Авраамиевского придела, а в наст. время почивают в ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. Рядом с мощами хранилась др. святыня обители - крест прп. Авраамия, к-рый, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному. В с. Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 г. была выстроена деревянная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, в к-рой служила монастырская братия. К 1685/86 г. в обители была построена каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. врата с надвратной ц. свт. Николая Чудотворца (в 1-й трети XIX в. оба храма были перестроены); остальные постройки мон-ря долгое время оставались деревянными.

http://pravenc.ru/text/62894.html

Собственником объекта культурного наследия с 2004 года является “Местная религиозная организация епархиальный монастырь “Авраамиев Богоявленский женский монастырь” Ярославской епархии РПЦ. 1 июля 2015 года архитектурный ансамбль Авраамиева монастыря, объект культурного наследия федерального значения, был зарегистрирован в Едином госреестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. За три года до этого, 22.11.2012 г. в Департамент культуры Ярославской области поступило заявление от настоятельницы монастыря игумении Миропии (Юрченковой), на основании которого был-таки сделан первый шаг в деле устранения угрозы полного уничтожения памятника древнерусского зодчества: составлено Задание на проведение реставрационных работ, датированное 03.12.2012. Процесс пошёл. В 2013 году были осуществлены научно-проектные работы, инженерные обследования состояния памятника, результаты которых легли в основу проекта реставрации, выполненного специалистами московского института ”Спецпроектреставрация”. Читаем Акт технического состояния здания , 2013 г.: ” Своды подклета: кирпичная кладка деструктирована, обрушена центральная часть свода северо-западного придела. Основной ярус четверика: трещины на конхах трех апсид, вертикальные трещины на малых западных барабанах, трещина на пяте восточного свода центрального нефа и выпадение кирпичей из замка свода, трещины на подпружных арках южного и северного нефов, трещины в зоне примыкания западной стены к своду, глубокая трещина в арке над входом в юго-восточный придел, обрушение центрального свода северного нефа. В кирпичной кладке стен имеются трещины. (Ширина трещин варьируется в пределах 10-20 мм. Толщина стен 2-8 кирпичей – Прим. авт) Повсеместно: шелушение, выветривание, выкрашивание, вымывание, разрушение раствора кирпичной кладки. Основной причиной деформаций крестово-купольной системы храма являются неравномерные деформации грунтов основания, которые привели к значительной просадке центральных столбов и неравномерным осадкам несущих стен, которые, в свою очередь, привели к срезу опорных частей подпружных арок, парусов и цилиндрических сводов центральной части храма как в подклете, так и в основном объеме.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря . В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» . В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» . Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» . В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов . Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. . В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля 1765 г. Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» . В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…в 7100-м году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» . На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне» . В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к святым Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным.

http://drevo-info.ru/articles/13672327.h...

Другая церковь , огромная, в Итальянском вкусе, во имя Св. Митрополита Димитрия, с 2 приделами, Св. Николая Чудотворца и Св. Димитрия Солунского, построена иждивением покойного Графа И. П. Шереметева, в память рождения сына его, Графа Дмитрия Николаевича. Она освящена в 1801 году. Ризница обители богата вкладами Государей Русских, вельмож и других лиц. Там находится два покрова на раку Св. Димитрия и один на раку Св. Иакова – дар Екатерины II. Облачения и одежды на престол и жертвенник, пожалованные сею же Государынею и Императрицею Елисаветою Петровною. Серебряный напрестольный ковчег, весом более полутора пуда, пожертвованный Графом И. П. Шереметевым для построенной им церкви; две великолепные серебряные лампады пред мощами Св. Димитрия, из коих одна пожертвована Д. Н. Засецким, и многие другие вклады. Вне монастыря стоит древняя церковь Преображения Господня, прежде бывшая соборною в Спасском монастыре, именовавшемся на Песках. Летописец называет эту обитель Княгининым монастырем 108 , потому что она основана в XIII веке супругою Св. Князя Василька, Мариею, которая там и погребена, вместе с сыном своим, Глебом, лишенным Княжеской могилы в Соборном храме 109 . Спасский монастырь существовал до 1764 года, а тогда, при учреждении Духовных штатов, причислен к Иаковлевскому монастырю, который, быв до того времени приписан к Ростовскому Архиерейскому дому, в 1765 году положен во 2 классе и сделан Ставропигиальным, а в недавнее время возведен в первый класс, с предоставлением Архимандриту свечного осенения и некоторых других богослужебных обрядов. Глава IV. Авраамиев Богоявленский монастырь У самого въезда в Ростов, с севера от Ярославля, на левой стороне дороги, близ озера, красуется древний Богоявленский монастырь; обширная белая ограда его кажется издали как бы возникающею из волн озера. Основание сей обители относится к отдаленной древности. Преосвященный Амвросий, сочинитель Истории Российской Иерархии, полагает начало ея в 990 году при Св. Владимире; но это решительно невозможно, как потому, что и гораздо позднее язычество еще существовало в Ростове, что видно из жития Св. Исаии, так и потому, что во времена Преподобного Авраамия Великие Князья жили уже во Владимире на Клязьме, что не могло быть ранее времен Боголюбского, или, по крайней мере, Владимира Мономаха , основавшего этот город и часто ездившего в Ростовскую и Суздальскую землю 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

14) ИОАННИКИЙ Гаврилов, в 1788 году произведён из Иеромонахов и Лавры Троицы Сергиевой казначеев. Он с того времени через 24 года находится доныне, будучи присутствующим Московской Консистории и над церквями Московскими благочинным. Ему в 1801 году, Сентября 15 пожалован алмазный крест на золотой цепи. Петровский Николаевский монастырь Мужской заштатный Пензенской Епархии. Находится близ города Петровска при реке Медведице. Здания в этом монастыре все кроме ограды все каменные. Примечательнейшие же из оных есть: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя святого Николая; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ ; 3) колокольня. Настоятельство в нём было до Штатов 1764 года Игуменское, а с того времени доныне – Строительское. Петровский Покровский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Астраханской Губернии и Епархии, а ныне Епархии Пензенской, Губернии Саратовской, близ крепости уездного города Петровска при реке Медведице. Здания в нём были все каменные, обнесённые оградой каменной же. Петровский Покровский монастырь Девичий другой, упразднённый. Находился в Ярославской Епархии в уездном городе Петровске и принадлежал к Синодальной области. Петровский Ростовский, что на Поле, монастырь Мужской Ярославской Епархии, оставленный на своём содержании. Состоит при озере, именуемом Неро, на месте ровном и низком, с полуденной и восточной сторон окружён обывательскими домами, а с северной и западной – полем, расстоянием от города к юго-западу в 3, от Богоявленского Авраамиева к югу в полуверсте с небольшим. Построен в начале XIII столетия 155 Преподобным Петром, Ордынским Царевичем, Ростовским Чудотворцем, почему и называется монастырь Петровским; а в котором точно году начало оного монастыря последовало – сведений не имеется. В настоящее время здания в этом монастыре примечательнейшие есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Апостолов Петра и Павла с приделом Преп. Петра, Царевича Ордынского 156 , коего и мощи тут имеются под спудом. Построена при Игнатии, Епископе Ростовском; 2) в верхнем этаже келий настоятельских – тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Похвалы Пресвятой Богородицы; обе покрыты тёсом;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Помощь всем миром По постановлению Святейшего Синода Царский манифест был разослан по епархиям с указанием огласить его во всех соборных, приходских и монастырских церквах. После издания Высочайшего Манифеста об объявлении войны в церквах совершались молебны о ниспослании русскому воинству победы над иноверным противником. Решением Синода в употреблявшуюся ранее молитву о ниспослании войску помощи Божией было внесено дополнительное прошение о павших воинах: «А им же судил еси положити на брани души своя за Веру, Царя и Отечество, тем прости согрешения их и в день Праведнаго Воздаяния Твоего воздай венцы нетленныя». Синод призвал священнослужителей и мирян жертвовать на санитарные потребности действующей армии, на содержание воинских лазаретов, на раненых, и по всем православным храмам открыт был кружечный сбор на эти цели. Впрочем, еще задолго до объявления войны, 24 ноября 1876 года, Святейший Синод уже издал указ о том, чтобы женские монастыри и общины приняли меры к формированию отрядов «сердобольных сестер» из числа своих насельниц для отправления их в военные лазареты и об изготовлении в этих монастырях корпий и бинтов для перевязки раненых. А указом Синода от 3 марта 1877 года на мужские монастыри была возложена обязанность создавать отряды «сердобольных братьев» из монахов и послушников. Только в одной Костромской епархии собрали пожертвований около 7 млн. рублей (в переводе на современные деньги) Во исполнение этих указов в костромском Богоявленском монастыре был сформирован отряд из 66 сердобольных сестер. По словам исследователя С.В. Архипова, другой костромской монастырь – преподобного Макария Унженского – «пожертвовал в Общество Красного Креста 320 аршин холста и 15 мотков ниток на сумму 30 рублей, Авраамиево-Городецкий – 775 аршин холста на сумму 70 рублей, Предтеченский Железноборовский пожертвовал 6 пудов холста, мерой более 10 000 аршин… В Богоявленском монастыре функционировал Костромской Дамский комитет Общества попечения о больных и раненых воинах». Подобные же пожертвования делались монастырями других епархий, так что «к 1 января 1878 года изготовлено и отправлено в действующие армии через центральные склады 800 пудов… белья, одежды и прочих принадлежностей».

http://pravoslavie.ru/111458.html

После отъезда Иоанна Грозного в кон. 1564 г. в Александрову слободу и провозглашения опричнины в Москве Н., бывший в то время в столице вместе с митр. Афанасием и Новгородским архиеп. Пименом, принял участие в поездке к царю с прошением простить подданных и вернуться в Москву (ПСРЛ. Т. 13. С. 392, 393). В 1566 г. Н. присутствовал на Земском соборе, на к-ром было принято решение о продолжении Ливонской войны. 9 июня 1566 г., в воскресенье, Н. сослужил двум другим архиепископам - Пимену Новгородскому и Герману Казанскому, а также епископам в московском Успенском соборе во время болезни митр. Афанасия (СбРИО. Т. 71. Т. 3. 16. С. 364). В июле того же года он участвовал в избрании и поставлении нового митрополита - сщмч. Филиппа II (Колычева) (1566-1568; † 1569). Пересмотр жалованных грамот, произведенный в Российском гос-ве в сер. XVI в., коснулся и Ростовской епархии. Согласно царской жалованной грамоте 1554/55 г., данной Н. на земли в Ростовском, Ярославском, Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах и слободы в Ростове, признавались недействительными все жалованные грамоты, освобождавшие духовенство Ростовской епархии от уплаты налогов архиепископу. Эта грамота Иоанна Грозного не сохранилась, упоминается в пересказе в грамоте царя Михаила Феодоровича Ростовскому митр. Варлааму от 13 янв. 1622 г. (Сб. Археол. ин-та. СПб., 1880. Кн. 4. С. 99-112; см. также: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 3.//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 231-232; Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 67-79). 17 февр. 1560 г. Иоанн Грозный подтвердил грамоту своего отца Василия III Иоанновича , данную Кассиано-Учемскому мон-рю в Угличском у., оговорив, что монахов судит Н. «по церковным правилам и по соборному уложению» (ААЭ. Т. 1. 171. С. 141). В период архиерейства Н. в епархии велось активное храмостроительство. Зодчий Андрей Малой создал в 1566 г. в Ростове ц. Вознесения Христова с приделом блж. Исидора ( Титов. Ростов Великий. С. 48; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. Ч. 1: Надписи XIV-XVI вв.//НЭ. 1960. Вып. 1. С. 10). В Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре 2 окт. 1553 г., в 1-ю годовщину победы над Казанью, в присутствии царя был освящен Богоявленский собор, наиболее вероятно, его освящал Н. В апр. 1559 г. по благословению свт. Макария в Костроме заложен Богоявленский собор в Анастасиином мон-ре, Н. посетил обитель 8 июня того же года ( Баженов И. В. Костромской Анастасиин монастырь. Кострома, 1895. С. 11). В 1563-1564 гг. в Ярославле расписан Спасо-Преображенский собор ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565272.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010