Ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР: Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58.2 – 58.9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 («высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества») настоящего Кодекса. июня 1927 года (СУ 49, ст.330)]. Богоявленский Голутвин монастырь основан преп. Сергием Радонежским. Первым игуменом обители стал его учеником преп. Сергия Радонежского Григория ученик преп. Григорий Голутвинский, с 1392 епископ Коломенский (ум. 1405). Монастырь пользовался покровительством удельного князя Дмитровского Юрия Васильевича (1441-1473), брата государя и великого князя всея Руси Иоанна III Великого. Сам Иоанн III останавливался в обители перед знаменитым «стоянием на Угре» 1480 г., в результате коего Русское государство обрело суверенитет. Посещал монастырь и царь Иоанн IV Грозный. На Великом соборе 1613, призвавшем на царство дом Романовых, жителей Коломны представлял настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. Монастырь упоминается в сочинении архидиакона Павла Алеппского (XVII в.). В 1775 обитель посетила императрица Екатерина II Великая. Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) переселил большую часть братии Богоявленского Голутвина монастыря во главе с архимандритом Варлаамом (Главацким) в Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь на территории Коломенского Кремля, а древняя обитель с тех пор именовалась Старо-Голутвиным монастырем, соединенным административно с Бобренёвым монастырем. В 1912 настоятелем стал старец преп. Варсонофий (Плиханков) Оптинский, в 1910 безуспешно пытавшийся принять покаяние графа Л.Н. Толстого перед его смертью. Храмы: Богоявленский собор, церкви преп. Сергия Радонежского и Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Последним настоятелем был преподобномученик Никон (Беляев), расстрелянный в Бутове 10 декабря 1937 http://azbyka.ru/days/sv-nikon-beljaev . Монастырь закрыт и осквернён в 1929. В нем разместились артиллерийские склады, затем общежитие для приезжих рабочих. В 1994 обитель возвращена Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/29/...

Кожеозерский Богоявленский монастырь: современный опыт возрождения обители Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 8 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Кожеозерский Богоявленский монастырь в Архангельской епархии по праву считается одной из самых труднодоступных обителей современной России. Он находится на расстоянии 70 км от ближайшего населенного пункта, на Лопском полуострове в огромном и прекрасном Кожеозере, окружен труднопроходимыми лесами и болотами. Основанный в XVI веке преподобным Серапионом Кожеезерским 1 , — татарином, обратившимся из ислама, он стал славной обителью, в которой подвизалось десять святых, кроме самого основателя — преподобные Нифонт, Авраамий, Никодим, Лонгин, Корнилий, Герман и Боголеп Кожеезерские, Леонид Устьнедумский и Феодосий Сийский. В ХХ веке северный монастырь подвергся нападению большевиков, мученическую смерть за Христа приняли настоятель иеромонах Арсений, иеродиакон Пантелеимон, иеродиакон Иоан­никий, послушник Михаил Черепанов, и трудники — И. Я. Анцыферов, М. Зайцева. После упразднения монастыря на полуострове находился концлагерь, затем поселок ссыльных, но в 1960-х и он был расформирован, и остались лишь ветшающие здания да лесничий кордон. Возрождение иноческой жизни в Кожеозерском монастыре в наши дни во многом связано с трудами иеромонаха Михея. Иеромонах Михей, а тогда Михаил Разиньков был послушником Оптиной пустыни. Он пришел в этот монастырь с самого его открытия, в 1988 г. Однажды, в 1994 г. он поехал на Кавказ к старцу, а когда вернулся в Оптину, узнал, что 10 человек ушло из монастыря. Уехали они на север, в Карелию, основывать скит. Еще было время до конца отпуска, и брат Михаил поехал к ним. Вначале ему там не очень понравилось, ведь вся его жизнь была связана с Оптиной пустынью, “там, в Оптиной благодать не просто лилась, мы купались в благодати, все там было родное”, — скажет потом батюшка. Да и у людей тех ничего со скитом не получилось, братия разошлись кто куда, а послушник Михаил оказался в Троице-Сергиевой Лавре. Но все же он опять хотел поехать на север, подальше от людных мест, к трудам и лишениям, к строгой, величественной природе. Часто вспоминалось ему оставленное место: большое озеро, километров семи в длину, на берегу — старинный храм… Взял все-таки Михаил благословение у духовника и отца наместника и поехал попробовать… Присоединились к нему еще двое послушников.

http://pravmir.ru/kozheozerskiy-bogoyavl...

Вот несколько случайных примеров щедрости царя, заимствованных из Вкладных и Кормовых книг, которые если и не отличаются детальною точностью в показаниях, но конечно, не преувеличивают сумму пожертвований. В Кормовой книге (XVI в.) Троицко-Сергиева монастыря упомянуты вклады Uoahha IV , общая стоимость которых была не ниже 11,961 рублей и 25 алтын (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1879. II, стр. 35 и след.). Кроме того по случаю пожара монастыря 25 сентября 1564 года он же дал 1000 рублей (Русск. Ист. Библ., т. III, 223; Чт. О. И. и Др. Р. 1891, III, 12–13). В 7050 году царь пожертвовал в Новоезерский монастырь 1000 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1864, III, смесь, 8). Но опальных в Нижегородской Печерский монастырь от него же поступило 800 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1868, I, 4), в Московский Богоявленский монастырь – 407 рублей, (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1875, IV, стр. 153), в Новгородский монастырь св. Николая, что на Лятке, – 600 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 5. стб. 437), во Владимирский Рождественский монастырь – 900 рублей по опальных людях и еще 370 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 4, стб. 342). Новгородский Кириллов монастырь получил от царя вкладов на 2100 руб. (А. И., Т. I, 242, стр. 458), Махрищский московский – на сумму 530 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1878, III, 5–8), Спасо-Прилуцкий Вологодский – на сумму в 266 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. III, вып. 4, 1861, стб. 305), Антониев Сийский – на сумму свыше 2120 рублей (Чт. О. И. и Др. Росс, 1878, III, 71; Кононов впрочем, в брошюре «преп. Антоний Сийский чудотворец», СПБ. 1895, стр. 36, определяет сумму вклада Иоанна – неизвестно, на каких основаниях – в 1867 рублей 8 алтын и 2 деньги), Ростовский Борисоглебский – на сумму 1913 рублей (Вкладные и Кормовые книги Рост. Борясоглеб. монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII стол., изд. Титова, Ярославль, 1881), Тверской Краснохолмский – на сумму 1588 рублей (А. К. Жизневский, Древний Архив Краснохолмского монастыря, Древности, т. VIII, стр., 46, сравн. стр. 45. и друг. – Итог вкладов, впрочем, не вполне соответствует здесь их перечню). – Общая цифра перечисленных здесь вкладов равняется 25,555 р., но следует иметь в виду, что сюда не включено множество пожертвований недвижимостью и предметами, цена которых неизвестна. Помимо этого Грозный жертвовал и во многие другие монастыри, как то Белевский Спасо-Преображенский женский (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1862, кн. II, стр. 76 и 79), в Ростовский Богоявленский (Описание Ростов. Богоявлен. Авраамиева мужского монастыря, архим. Иустина, Ярославль, 1862, стр. 35 и 52), в Суздальский Покровский девичий и Переяславский Никитский (К. Тихонравов, Владимирский сборник, М. 1857, стр. 90–91 и 94; Труды седьмого археол. съезда в Ярославле, 1887, М. 1892, т. III, стр. 34), в Псково-Печерский монастырь (Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. Дерпт, 1821, стр. 29–30) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Калужской Епархии женский, упразднённый. Находился в уездном городе Лихвине. В нём была церковь каменная, во имя св. Афанасия, Патриарха Александрийского. Кельи и ограда деревянные. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 256 душ крестьян; по Штатам положен в 3 классе, но после за ветхостью упразднён. Лихвинский Гремячий монастырь Мужской, упразднённый. См. Гремячий Лихвинский. Лихвинский Покровский Добрый монастырь См. Покровский Лихвинский Добрый. Лихвинский Рождественский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лихвинский Успенский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лищинский монастырь Мужской. Находился в Минской Епархии в Пинском повете и был приписным к Виленскому Святодухову монастырю; потом обращён на Унию. Ломовский или Спасо-Ломовский монастырь Вологодской Епархии мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пошехонском уезде от Вологды к югу вёрстах в 60 и писался Спасская пустыня на Лому. Крестьян было за ним 37 душ. Ныне в Ярославской Епархии приходской церковью. Прибавление из VI тома Ломовский монастырь Построен Пр. Игнатием Вологодским, пустынником Водожского Богородицкого монастыря, что на Лому, на реке Сарре, учеником Пр. Кирилла Белоезерского, преставившимся в 7100 году, Декабря 28. Монастырь этот в 7181 году именовался: Игнатиева-Спасская пустынь. Лопотов Богородицкий монастырь Мужской 3 класса. Находится в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде на реке Пеляшме, по Архангелогородской дороге от Вологды к северо-востоку в 40 и от Кадникова к югу в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XV столетии Преподобным Григорием, по пребыванию его при реке Пелшме, прозванным Пелшемским; но родом был он из фамилии Галицких Бояр Лопотовых, от чего и монастырь его получил название Лопотова. Сперва жил он послушником в Богородицком Галицком монастыре при Озере, где и пострижен; потом в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, и оттуда произведён Ростовским Архиепископом Дионисием в Архимандрита в Ростовский Спасов монастырь, что на Песку. Но прожив там два года, пошёл искать себе пустынного жития и пришёл в Глушицкий монастырь к Преподобному Дионисию, который и дал ему келью в своём Сосновецком монастыре. Пожив здесь несколько времени с Дионисием, пошёл, с благословения его, искать уединённой пустыни и, найдя на Пелшме реке удобное место, основал там местопребывание своё. А потом в 1426 году, с благословения Ростовского Архиепископа Ефрема, построил монастырь с церковью во имя Собора Пресвятой Богородицы и сам до кончины своей, случившейся в 1442 году, Сентября 30, был Игуменом 4 своей обители на общежительном правиле. Кроме подвигов общежительных Преподобный Григорий имел ещё всегда упражнение в переписывании книг, и отличился сим искусством. По кончине его Настоятелями в монастыре сем всегда бывали Игумены, а с состояния Штатов 1764 года положено быть Строителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Во „Вселетнике” сказано под 1050 годом: Се лето принесоша с Валаама в Новуград великий преподобных Сергия и Германа утретли рас (в третий раз). А в „Опыте древней и новой Летописи Валаамского монастыря” к сему прибавляется, что во имя этих святых в глубокой древности воздвигнут был и монастырь (л. II, на обороте). Вот все, что известно о древнейшей истории Валаамского монастыря! Кто же после преп. Сергия и Германа устроял иночество на Валааме – неизвестно. За ними мы встречаемся уже с Иакимом, который управлял Валаамским братством в первой и в начале второй половины X века и называется уже в рукописном памятнике Валаамскаго монастыря игуменом. За ним Валаамским игуменом был Феогност, имя коего встречается по рукописи о житии преп. Авраамия Ростовского под 960 г. по Рождестве Христове. Во дни Иоакима и особенно Феогноста, Валаамское иночество имело уже правильное устройство. Там были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания, или степени для искуса, желающих ангельскаго образа. Для совершения богослужения был храм во имя Пресв. Троицы. Братия обители тщательно проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрощенных. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. С этого времени начинается историческая судьба Валаамской обители. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит преп. Авраамий, основатель Ростовскаго Богоявленского монастыря, постриженик Валаамской обители. Вот что говорит о нем рукопись о житии, находящаяся в библиотеке Валаамского монастыря. Мы приведем рассказ её в сокращении: „Сей убо блаженный Авраамий чудотворец от предел Галических, града, нарицаемаго Чухлома, богату родителю сын, но неверных; имя ему наречено по чухломски Иверик. Он от рождения своего был расслаблен неисцеленною болезнию, лежа на одре своем осмьнадесять лет. Приходяще же ко отцу его купцы из дальных стран из Новограда, из Пскова и из Немец, торгуя со отцем его, видевше же отрока того в болезни суща, утешали его своим посещением, беседуя с ним и сказуя о вере Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Преподобный Авраамий, не я – твоему монастырю разоритель! Раз во сне Иринарх видит: в келью его входит преподобный Авраамий и говорит: – Что скорбишь, избранное и праведное семя и житель святого рая, – что скорбишь о монастырских выдачах? давай им безвозбранно, ибо они захотели здесь жить пространно, а ты алчешь и наготуешь; и ты в вышнем царствии поживешь пространно и насладишься пищи небесной, а они взалчут во веки. Что же касается здешнего места, то я умолил и упросил Всевышнего Творца, чтобы дом мой был неоскуден монастырскими потребами алчущим и здесь живущим. Пробудившись от сна, Иринарх никого не видал уже. С того времени он утешился и выдавал без всякого сомнения. Однажды, стоя в церкви на литургии, во время Херувимской песни, Иринарх заплакал и зарыдал на всю церковь. Изумленный архимандрит подошел к нему и сказал: – Что ты, честный старец так плачешь и рыдаешь? – Мать моя преставилась! – отвечал Иринарх. Архимандрит удивился его словам и сам прослезился. Еще не окончилась литургия, как пришел к нему брат его Андрей и сообщил, что мать их Ирина преставилась. Взяв благословение у архимандрита, старец с братом своим Андреем отправился в дом родительницы и совершил честное погребение. Вернувшись после погребения матери в Аврамиев монастырь, Иринарх стал размышлять об ином пути спасения: келарское служение ему казалось высоким и почетным, ему же хотелось подвизаться в уничижении и смирении. Оставив Аврамиев Богоявленский монастырь, Иринарх перешел в ростовский же монастырь святого Лазаря и здесь вселился в уединенную келью и прожил в ней три года и шесть месяцев, пребывая в слезах и молитвах скорби и тесноте, терпя голод, ничего не вкушая подряд по несколько дней. Здесь часто навещал его преподобный Иоанн юродивый, и оба подвижника находили себе утешение в духовной беседе. Старец Иринарх неопустительно посещал церковь Божью и часто ходил в соборную церковь Пресвятой Богородицы и молился со слезами. Раз возвратившись с церковной службы, он сидел в своей кельи и молился со слезами и воздыханием страстотерпцам Христовым Борису и Глебу и взывал:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Церковь Спаса Всемилостивого. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:между приблизительно 2014 и 2022. Архитектор:Анисимов А.А., Носкова Е.И., Меньшова А.В. Адрес: Республика Карелия, Сортавальский район, Валаамский архипелаг, Емельяновы острова Координаты: 61.339547, 31.00443 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Житие преподобного Авраамия Ростовского, память которого празднуется 11 ноября по новому стилю, – одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно житию, будущий валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства был прикован болезнью к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша стал молиться и ощутил себя здоровым. После исцеления он отправился в новгородские монастыри, а оттуда – на Валаам, где подвизался в трудах и молитве. По иному преданию, преподобный Авраамий пришел в Валаамскую обитель еще язычником, в 960 году за 28 лет до Крещения Руси, где впоследствии крещен и пострижен в монашество. Далее он основал Ростовский Богоявленский монастырь, где был архимандритом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на Валааме существовало монастырское братство, управляемое игуменом. До первого разорения на острове существовала обитель в честь Пресвятой Троицы. В этом году исполняется 1055 лет после монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. Сейчас на острове ведутся работы по восстановлению исторического скита в его честь. " Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря Преосвященный епископ Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать " Северным Афоном " . Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом; а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве " .

http://sobory.ru/article/?object=56593

Труднее происходило крещение Руси инородческой (Меря и Весь) и состоявшей из славян польского происхождения (вятичи). В Ростове народ изгнал первых епископов – грека Феодора и Илариона. В Муроме язычники заставили удалиться князя Св. Глеба Владимировича. Ростовские язычники проявляли упорство и позднее. Третий епископ Св. Леонтий, проявлявший ревность и мужество, привлекший к себе молодое поколение, около 1077 г. был убит язычниками. Только преемнику его, Св. Исаии – родом русскому, постриженнику Печерского монастыря, потом игумену Дмитриевского мон. в Киеве, – удалось крестить ростовцев и жителей соседней суздальской области. Помогал ему кн. Владимир Мономах . Святитель Исаия преставился около 1090 г. Значительно позднее ревностным миссионером был св. архимандрит Авраамий Ростовский, живший сначала в хижине на берегу озера Неро. Он сокрушил идола Волоса с помощью жезла, полученного им в видении от св. ап. Иоанна Богослова. На месте сверженного идола он основал Богоявленский монастырь и был его первым архимандритом. Преставился преп. Авраамий предположительно в 1107 г. В Муроме просветителем края, входившего в состав черниговского княжества, был сын Святослава Ярославича черниговского, кн. Ярослав-Константин. Язычники в самом начале его деятельности убили сына князя, Михаила. Он, с другим сыном, Феодором, продолжал миссионерствовать до самой кончины в 1129 г. Князья Муромские Константин, Михаил и Феодор причислены к лику святых. Дольше всех славянских племен оставались язычниками вятичи (север Черниговской, восточная половина Орловской и южная – Калужской губерний). В составе черниговского княжества просветителем их был в 12 веке священномуч. Кукша, инок печерский, принявший от них в 1113 г. мученическую смерть. Корелы, тогдашнюю территорию которых составляли: юго-восточ. Финляндия, части нын. Петербургской и Архангельской и большая часть Олонецкой губ., крещены были в 1227 г. Просветителем Вологодского края был Пр. Герасим, пришедший из Киева и в 1147 г. поселившийся около Вологды (прест. в 1178 г.). В конце 12 века утвердилось христианство на р. Вятке. Скрытую – иногда только выходившую наружу – работу против христианства вели языческие волхвы. Деятельность их особенно проявлялась во время народных бедствий, которые ими приписывались гневу покинутых богов. Но большого значения это противодействие не имело. Христианство утверждалось, чему помогало наличие славянских книг. Вера стала национальной. Значительное время в некоторой части народа существовало двоеверие. Чтились и священник и волхв, иногда последний даже больше. Много старых верований и обрядов перешло и к христианскому народу; часть их сохранилась до позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

139 Василий Иванович Шуйский (1552–1612), русский Царь с 1606 по 1610 г.; после свержения Лжедмитрия I был возведен на престол. 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут и насильственно пострижен в монахи, после чего власть в Москве перешла к группе бояр во главе с Ф. И. Мстиславским. Умер в польском плену. 140 Имеется в виду Арсений, Архиепископ Елассонский, грек, прибывший в Москву в 1591 г. вместе с терновским митрополитом Дионисием и оставшийся в русской столице. В 1607–1613 гг. – Архиепископ при московском Архангельском соборе, затем Архиепископ Тверской и Кашинский (1613–1617), впоследствии – Архиепископ Суздальский и Тарусский (1617–1626). 141 Глава 68 соответствует главе 75 «Сказания» Авраамия Палицына, называемой «Чудо Преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца о исцелевшем немом». 142 1618/19 г. – осада Лавры войском Владислава. В 1617 г. королевич Владислав, не оставлявший надежды получить русский трон, вместе с гетманом Ходкевичем вторгся в русские земли. 24 сентября Чаплинский, командовавший бывшим отрядом Лисовского, подошел к Троице-Сергиеву монастырю, но вступившие в бой посадские крестьяне отбросили его от стен монастыря. В сентябре 1618 г. поляки подошли к Москве, но были отбиты у Арбатских ворот князем Пожарским. Отступая от Москвы, войска Владислава снова остановились недалеко от Лавры, но уже не предпринимали против монастыря активных действий. В декабре 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей сроком на 14 с половиной лет. 143 Глава 69 соответствует главе 54 «Сказания» Авраамия Палицына – «О гладе велицем во осад, бывший на Москве, и о житопродавцех, и о умножении потреб на Троицком подвории, в Богоявленском монастыре, молитвами Преп. отца Сергия и Никона». 144 Патриарх Московский Гермоген, сщмч., поставлен в Патриархи 3 июня 1606 г. из митрополита Казанского. Известен своими патриотическими грамотами, в которых он призывал русский народ подниматься на борьбу с поляками и твердо держаться Православия. 1 мая 1611 г. заточен поляками в Чудов монастырь, замучен голодом и скончался 17 февраля 1612 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010