На том месте, где ныне угол прежней Оружейной Палаты напротив Троицких, также Богоявленских во- рот, стоял некогда Богоявленский монастырь на Троицком подворье, или так именованное Троицкое Богоявление. Сооруженная в нем 1460 года каменная церковь Богоявления возобновлена была о трех верхах, после пожара 1565 года: при ней находились две придельные храмов: во имя Преподобного Сергия и Св. Феодора Стратилата. В 17 веке, с дворцовыми зданиями этот монастырь соединяли переходы, к церквям примыкали Настоятельские и братские каменные кельи в два жилья. Под управлением строителя, посланного из Троице-Сергиевой лавры, состояли здесь 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 пономарь, 2 псаломщика, 2 трудника для продажи свечей и для присмотра. Сохранившаяся 1764 года в архиве министерства юстиции опись этой обители, обнаруживает богатства ее ризницы и значительность библиотеки; достаточное содержание настоятель и братия получали от принадлежавших этому монастырю сел и деревень. В отечественной истории он достопамятен тем, что здесь, 250 лет назад тому, когда Москва сиротела без Царя, «люди разных чинов 21 февраля открыли совет, и подали Келарю Авраамию Палицыну свиток об избрании Царем Михаила Федоровича» 15 . Это монастырское подворье сломано в 1807 года, так, что и следов от него не осталось. В церкви находился крест с надписью: «Освятись жертвенник Бога нашего Иисуса Христа в царствующем великом граде Москве в Богоявленском монастыре, что на Троицком подворье во храме Святого Богоявления Господня, при державе благочестивой, самодержавной, великой Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны всей России, при Наследнике ее, внуке Петра Первого, благоверном государе, великом князе Петре Феодоровиче и при супруге его благоверной Государыни, великой княгини Екатерине Алексеевне, по благословению святейшего правительствующего Синода, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно-архимандритом и святейшего правительствующего Синода членом Афанасьем Ольховским, в лето от Адама 7262, от воплощения Бога Слова 14 мая 1754, на память Святого Мученика Исидора, при строителе Исавре Затворницком " 16 . Кроме того, издревне приписанный к Троице-Сергиеву монастырю Богоявленский находился в Китай-городе, на Ильинской улице, напротив Гостиного двора, и в последствии назывался Стряпческим домом Сергиевой лавры. В этом монастыре настоятелями были Троицкие келари: из них Арсений Суханов в 1649 году, послан был в Иерусалим, для описания Св. мест и греческих церковных чинов 17 . Надгробные надписи

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

670 …от заимодавецъ на правеже. – Человека, который занял деньги и не смог вернуть их в срок, по требованию заимодавца могли публично наказать – «поставить на правеж» (посадить в колодки, бить батогами и т. п.). Наказание длилось до тех пор, пока не возвращалась занятая сумма, либо пока заимодавец не сочтет принятые должником истязания достаточными. 671 …поминая многострадальнаго Иева… – Праведник Иов, испытываемый с согласия Бога дьяволом , не возроптал, лишившись скота, имущества и детей. Пораженный страшной болезнью, сидя «на гноище», вызывал омерзение у окружающих. С кротостью перенес все испытания, за что был вознагражден. (См. Иов, 1–42). 672 …в монастырь к великому чюдному Богоявлению…Богоявленский монастырь был основан Авраамием Ростовским в 10–20-х гг. XIII в. Богоявленский собор монастыря был построен в 1554–1556 гг. по повелению и на средства Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». О пятиглавом четырехстолпном храме с разнообразными боковыми объемами (угловыми притворами, колокольней и южной галереей) искусствоведы пишут как о воплощении «образа города», более всего напоминающем тот, что видим на иконах Николы Можайского в левой руке святого. С 1589 г. игуменом Богоявленского монастыря был Феодосий. 673 …к великому чюдотворцу… Авраамию. – В Житии Авраамия Ростовского говорится, что жители Чудского конца города «поклоняшеся идолу каменному – Велесу». Святой уничтожил истукана, а на том месте, где тот находился, и поставил Богоявленский монастырь. В Житии Авраамия многие эпизоды посвящены борьбе святого с язычеством. Был причислен к лику святых в начале XVI в. (еще до Собора 1547 г.). 674 О Лазарев монастырь.Монастырь во имя Лазарева воскресения упоминается лишь в двух документах конца XVI в. (об уничтожении пожаром 1597 г. нескольких домов близ монастыря; среди священников Ростова в 1619 г. назван «от убогих домов Лазарева монастыря поп Тихон»). Уже в конце 20-х гг. XVII в. речь идет лишь о приходской церкви во имя Воскресения Лазаря. Ни о времени создания монастыря, ни о его основателях сведений найти не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отпустив всех своих служителей, Святитель остался один и затворился в особой келлии, как бы желая дать себе покой. Когда на утро вошли в ту келлию его служители, то нашли его стоявшим на коленях, молившимся, но уже преставившимся... По облачении его во все Святительские одежды (заранее им на смерть приготовленные), тело его было положено во гроб, а вместо возглавия и под все тело, по завещанию его, положены были разные его черновые рукописи, и в тот же день вынесено было в церковь Спаса-Всемилостивого, что близ Архиерейских келлий на Сенях. В тот же день, по окончании литургии, прибыла в Ростов Царица Параскева Феодоровна с тремя Царевнами: Екатериною, Параскевою и Анною Иоанновнами и услышав, что Святитель уже преставился, много плакала, что не застала его в живых и что не удостоилась принять от него благословения. После соборной панихиды, по ее приказанию совершенной над телом новопреставленного Святителя, она отправилась на встречу Толгской иконы Богоматери, но, за осеннею непогодою и распутицею, не продолжая пути своего к Ярославлю, она остановилась в Богоявленском монастыре до следующего дня. При наступлении утра ей было доложено, что Толгская икона уже поблизости от Ростова; тогда она приказала, чтобы все собравшиеся на праздник преподобного Авраамия (Архимандрита Богоявленского-Ростовского монастыря и Чудотворца), шли бы крестным ходом на встречу иконы в Петровский монастырь, куда за крестами шли и Царевны и, встретив икону, Царевны несли ее на руках до Богоявленского монастыря, а Царица встречала оную во вратах монастырских. Икона была принесена во храм преподобного Авраамия, а по совершении и литургии была сопровождаема до градского собора возвращавшимся туда крестным ходом. Октября в 30 день, по желанию Царицы, тело Святителя из его домовой Спасской церкви было торжественно перенесено в Соборный Успенский храм и снова совершена вторая соборная панихида. После этого Царица и Царевны отправились в обратный путь, в Москву. По получении в Москве в Монастырском Приказе Духовной грамоты Святителя, собственноручно им писанной (4 апреля 1707 года), исполнено было согласно его желанию и прошение: прислан был в Ростов указ, чтобы тело его, по его назначению и указанию, погребено было в Ростовском Иаковлевском монастыре, в Зачатиевской церкви, у стены в юго-западном углу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1929 году древнейшая обитель Ростова прекратила своё существование. Монастырская ограда, представлявшая собой крепостные стены с башнями, была снесена. В Богоявленском соборе устроено зернохранилище. В Веденском храме сначала был детский сад, затем санаторий, его сменил городской вытрезвитель. В церкви Святителя Николая расположилась воинская часть, позднее - квартиры горожан. Под жильё были отданы также келейные корпуса. В 1991 году из Ростовского музея были возвращены мощи преподобного Авраамия. Их перенесли в единственную возобновлённую тогда обитель - в Спасо-Яковлевский монастырь, где они покоятся и в настоящее время. Вскоре церковная жизнь возродилась и в стенах Богоявленской обители. В 1994 году был освящён надвратный Никольский храм, ставший приходским со статусом Патриаршего подворья. В декабре 2003 года был учреждён Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Обитель постепенно преображается, община сестёр небольшая. Возрождена духовная жизнь, налажено подсобное хозяйство. Территория монастыря обнесена металлической оградой, производятся вялотекущие реставрационные и ремонтные работы в храмах возрождённой обители. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " , - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Упоминается в летописи с 1261 года. В церкви Николая Чудотворца сейчас находится рака с мощями прп. Авраамия, перенесенного сюда из Спасо-Яковлеского монастыря, где они временно находились в советское время. 19 июля 2015. Небольшая неточность в моём тексте: Здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов... " Отец Аристарх, конечно же, не изобретал колокольные звоны. Он приводил колокола в гармонию, т.е. настраивал колокол так, чтобы его основной тон соответствовал определённой ноте. После такой настройки из набора колоколов можно было построить музыкальный аккорд. Сам сочинил несколько колокольных звонов. Самый известный " Ионофановский " . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон - будущий Патриарх Всероссийский. Богоявленский храм В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами. Введенский храм-трапезная Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль. В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий - надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца. Никольский храм В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена... В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Эта величейшая потеря происходит на наших глазах. Заново отстроенный из современного кирпича храм перестанет быть Иоанновским Собором. Но с другой стороны, предпринимать какие-то грамотные, продуманные шаги по спасению памятника архитектуры необходимо. Или рухнет в силу ветхости - или уцелеет, но при этом превратится в " новодел " . Из двух зол снова нужно выбрать наименьшее? Сказ о реставрациях XX-XXI веков Богоявленский собор требовал безотлагательных ремонтных работ еще в дореволюционную пору. Последующие известные события первой половины XX века перечеркнули все надежды на возможность их проведения. Опустевший храм ветшал и рушился, превратившись в склад, и лишь к концу 1950-х годов усилиями архитекторов-искусствоведов ему был присвоен статус памятника зодчества. Объектом культурного наследия федерального значения Богоявленский собор стал еще в хрущевскую эпоху, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г за 1327. Планомерные научные исследования на памятнике начали производить в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В 1972 году Ленинградским филиалом института “Гипротеатр”, авторским коллективом в составе В.С. Баниге, А.Н. Милорадовича, И.Н. Кауфман, был разработан первый на советский период проект реставрации Богоявленского собора, дополненный по ряду пунктов в 1973 году, руководствуясь которым, в 1970-80-х годах был проведен комплекс мероприятий по воссозданию некоторых утраченных элементов собора (в частности, кокошников северо-западного придела и проёмов звона колокольни), укреплению разрушенных участков кирпичной кладки, возвращению исторических размеров всем оконным проёмам восточного фасада, а также первоначального вида шатровому Авраамиевому приделу, вплоть до покрытия его глазурованной черепицей. В начале 1990-х годов, после перерыва, была предпринята попытка продолжения работ, завершившаяся неудачей по причине отсутствия средств. С 1994 года на территории монастыря (в Никольском храме, не так серьезно пострадавшем в советские годы) возобновились богослужения, обитель потихоньку стала благоустраиваться – но до полного благолепия ей даже сейчас очень далеко. С 1996 по 2003 годы ряд безотлагательных ремонтных работ, продливших жизнь собору, всё же удалось выполнить: обновили кровлю алтаря, четверика, галерей и глав, частично пролили цементом бутовый фундамент (с давно уже сгнившими от постоянной сырости грунта деревянными сваями), кое-где подновили кладку стен, установили временные металлические связи на четверике. Четыре кирпичных внутренних столпа именно в эти годы были стянуты железными бандажами, дабы замедлить процесс дальнейшего расслоение кладки, а под своды и арки четверика подведены деревянные опорные конструкции, что в итоге спасло здание от неминуемого обрушения. После 2003 года вплоть до 2015 никаких работ в соборе не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Что касается мнения о тождестве преподобного Авраамия с игуменом Авраамием Низким, то и сам г. Голубинский высказал его, как одно лишь предположение; добавим, что игумен Авраамий Низкий именуется прямо игуменом ростовским; а принимая во внимание существование в XIV в. в Ростове не одного только Богоявленского монастыря (известен монастырь Петровский), мы не имеем права с уверенностью считать его настоятелем именно Богоявленского монастыря, даже и соглашаясь с г. Голубинским, что в XIV веке настоятели Богоявленского монастыря могли потерять титул архимандрита и называться просто игуменами. Впрочем, наша главная цель заключалась в том, чтобы определить по возможности литературные элементы жития и их источники, а не в окончательном выяснении вопроса о времени жизни святого (если это и возможно) или вообще в восстановлении подлинной ее истории. Неясность исторических черт жития и возможность воздействия на него других произведений нисьменной и устной словесности нужно объяснять устной передачей преданий о святом; она, несомненно, имела место среди иноков монастыря, раньше, чем закреплено было письмом сказание о нем, успевшее осложниться новыми подробностями. Согласно с обыкновенным положением вещей, в монастыре существовали предания о его настоятеле, отличавшемся святою, блогочестивою жизнью, а из внешних событий своей жизни обратившем на себя внимание недоразумением, происшедшим между им и князем, гнев которого он выдержал так достойно. Другими какими-нибудь особенными, яркими фактами жизнь его не отличалась, вследствие чего его намять не была окружена громкой славой, и его индивидуальный образ мало выделялся из общего типа святого инока-игумена; и празднование его памяти было приурочено к памяти соименного святого вселенской церкви. Может быть, уже и первоначальное предание не знало реальных фактов, выделяющих личность святого, кроме недоразумения с князем; можетъ быть, были еще (как допущено нами и выше) сведения об усердии Авраамия к делу проповеди и наставления своего стада в истинах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 1710 года на деньги, пожертвованные Новгородским митрополитом Иовом, построена новая деревянная ограда монастыря. В 1714 году была построена и освящена надвратная деревянная церковь Илии Пророка. В монастыре было 13 братских келий с больницей, поварней и хлебною, ещё одна келья была при Ильинской церкви, устроенная на средства митрополита Иова. В 1730 году монастырь полностью сгорел. В 1732 году вместо двух сгоревших церквей на месте тёплой Никольской церкви, над гробом преподобного Никодима, была построена одна двухэтажная церковь, освящённая по благословению Новгородского архиепископа Феофана (Прокоповича). В 1752 г. строится часовня над могилой Серапиона и Авраамия. По описи 1767 года в Кожеозерском монастыре была одна церковь, двоежирная (двухэтажная), деревянная. Верхний храм Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний во имя Николая Чудотворца. Около монастыря ограда деревянная, над святыми воротами колокольня деревянная, на ней семь колоколов, больших и малых, в ней часы бойчатые, железные, ветхие. В 1758 году, Кожеозерский монастырь, за бедностью, был приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, а в 1764 г. монастырь был окончательно упразднён и стал сельским приходом, который из-за недостаточности средств для содержания собственного причта был приписан к Прилуцкому приходу. Священники этого прихода приходили для совершения литургии только два раза в год в престольные праздники, 6 января в праздник Богоявления Господня и 3 июля, в день памяти кончины Преподобного Никодима. Летом 1850 года в приходе сгорела единственная ветхая церковь, а 25 января 1851 г. сгорела часовня над могилой Серапиона и Авраамия. В мае 1851 г., по указу Священного Синода, монастырь был возобновлён. Сначала он был приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу от 30 мая 1853 г. сделан самостоятельным, с причислением ко II классу. Для восстановления монастыря был назначен иеромонах Митрофан (Правоторов). На возобновление обители, епископ Архангельский Варлаам, благословил его иконой Успения Божией Матери, сказав, что в монастыре будет построен каменный храм. На нужды Кожеозерской обители известный московский благотворитель Павел Матвеевич Александров пожертвовал 10000 рублей, а позднее завещал ещё 40000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=20875

покосами м-ря Большого Микулина стана); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1849 г., XXVI, 429 (вотчина м-ря в Серпухов. уез.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., V, 372 (игум. Авраамий подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); 1775 г., VIII, 376 (тот же игум. Авраамий подписал грамоту кн. Дм. Тимоф. Трубецкому в 1614 г.), “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 171 (духовн. 1472 г., кн. Юрия Вас.; а к Богоявлению на Голутвино даю свое село Рожек, да Маливку); “Переписн. книги Москвы”, 1738–42 г., I, 37 (опись подворья в приходе Николая чуд., что в Мыльниках); 1665–76 г., 199 (подворье Голутвина м-ря, что на Коломне, на Покровке, за кузницами). 73. Богоявленский – Кременецкий , мужской, заштатный, в гор. Кременце, Волынской губ. О нем известно только, что он основан был православным братством в первой полов. XVII ст. и находился первоначально на месте нынешнего духовного училища, ныне же помещается среди садов при въезде в г-д с сев. стороны. Воссоединен из унии в 1839 г. и в 1886 г. здесь настоятелем был иеромонах, между тем как в „Воен. стат. обозр. Волын. губ. Забелина”, изд. 1887 г., он не показан. В 1880 г. при м-ре образовалось братство под именем Свято-Николаевского, поступившее под ведение и руководство управляющего этим монастырем викария Волынской епархии. Ратшин, 84; “Адрес Календарь Волын. губ. на 1886 г.”; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 85; “Волын. епарх. в.”, 1868 г., 27 (Воспом. о прошед. г. Кремонца); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 158, LXXIII (дело 1701 г. по жалобе Кременец. братства на дворян о захвате имущества, отказанного умершими братчиками; игум. Гедеон Щуркевич); т. VI, 718, CCLXXXIX (постановление 1636 г. правитель. комиссии о распределении в г. Кременце церквей между правосл. и униатами). 74. Богоявленский-Преображенский-Невьянский , мужской, ныне село Невьянский Монастырь, Пермской губ. Верхотурского у., в 130 вер. к юго-вост. от Верхотурья, при р. Нейве. Об основании его в грамоте 1621 г. сказано: „Да архиеп. Куприян писал, что во Верхотурском уезде, на Невье, на Ницу реке живут наши крестьяне, за 100 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А как в то время народ в Москве терпел крайний недостаток в съестных припасах, усилившийся еще более от сребролюбия торговцев, то Троицкий монастырь двукратно вывозил свой хлеб из бывшего тогда своего Богоявленского Московского монастыря на торг в великом количестве, и раздавали его за малейшую цену, чем два раза избавил Москву от голода. III По занятии Москвы Поляками, от несогласия Дворян, Троицкий монастырь наиболее принимал участия в вспоможении Москве. Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий Палицын рассылали неоднократно во все Российские города к Боярам и Воеводам грамоты, и описывая плачевное состояние Москвы, молили их о соединении и помощи царствующему граду. И сими-то писаниями сначала побужден был Кн. Трубецкой придти в Москве, а потом в Нижнем Новгороде бессмертный Козьма Минин, возженный отечественной ревностью, собрав не малое число имения и богатства на защищение Москвы, умолил Князя Пожарского быть полководцем собравшегося воинства, и пришедши к Москве, освободили Престольный град от Поляков. В сие время Келарь Авраамий Палицын и Архимандрит Дионисий уговаривали мятежников, не хотящих повиноваться, и убедительными своими словами приводили к послушанию; Казакам же, не хотевшим идти сражаться, монастырь послал все оставшиеся церковные утвари и сокровища, моля при том, чтоб они, взявши сие, не расходились до окончания своего подвига и от мятежа отстали. Казаки, увидев сие, не взяли ничего, успокоились и пришли в послушание. По возведении же на Российский престол Михаила Феодоровича, Польской Королевич Владислав, не имея удачи в покушениях своих на Москву, с войском своим, нечаянно пришел к Монастырю; но будучи храбро отражен, принужден был отступить за 10 верст и просить мира, который и заключен был с обеих сторон в 1619 году в деревне Деулине. В незабвенную память сего великого для России происшествия, воздвигнут в монастыре деревянный храм во имя Св. Сергия. IV Во время страшного смятения и заговора, учиненного стрельцами по внушению начальника их Хованского, а более Царевны Софии, оба Государя, Иоанн и Петр, укрывались в сем монастыре и спасли жизнь свой от злодейственной руки Щегловитого.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010