При жизни преподобного Пимена в обители некоторое время пребывал монах Иринарх, впоследствии прославившийся как затворник Борисоглебский. Считается, что именно пример преподобного Пимена и беседы с ним послужили к тому, чтобы преподобный Иринарх избрал такой же путь. Вернувшись из Авраамиева монастыря в Борисоглебскую обитель он затворился в крошечной келье и надел на себя свои " труды " - вериги. О блаженном Стахии известно, что жил он во времена митрополита Ионы, был с ним близок и даже делил трапезу. Ему принадлежит известное пророчество о судьбе Ростовского архирейского дома. Увидя как-то владыку, опечаленного некоторыми трудностями при постройке своей резиденции, блаженный сказал ему: " Ах, Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить " Прошло столетие, и это предсказание исполнилось с переводом архирейской кафедры в Ярославль, здания Ростовского кремля были заброшены и на долгое время стали приютом для птиц. Среди замечательных личностей, жизнь которых была связана с Авраамиевой обителью, следует упомянуть святителя Игнатия. Он был её настоятелем по воле святого Александра Невского и его двоюродных братьев Бориса и Глеба, сыновей святого князя Василька Ростовского, после чего в 1262 году стал епископом Ростова. Святитель управлял кафедрой более четверти века в лихое время татаро-монгольского ига. С восточной и северной стороны Богоявленского собора ранее располагался монастырский некрополь. В течение многих веков здесь погребали настоятелей и братию монастыря, среди которых были беззвестные подвижники и молитвенники, их же имена знает один Господь. С некоторого времени на монастырском кладбище стали погребать не только братию. Так, здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов. Авраамиев монастырь был основан мужским, и оставался таковым долгие столетия. В 1915 году, во время Первой мировой войны, мужская обитель вследствие малочисленности братии была расформирована, а на её территории разместился Евфросиниевский женский монастырь, эвакуированный из Полоцкой епархии (Белоруссия).

http://sobory.ru/article/?object=00594

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Обозревши кремль снаружи, мы взяли извозчика и поехали в Богоявленский монастырь, окруженный пустырями, отделяющими его от города. Он от Ростова не более как в полуверсте, при озере Неро. На том месте во времена язычества был истукан Велес, которому поклонялись жители Ростова и окрестностей. Преподобный Авраамий, Валаамский постриженник, недовольный почетом, который ему оказывали братия на Валааме за его подвижническую жизнь, и, ревнуя по Бозе, удалился сюда и, построив себе близ озера хижину, стал распространять веру Христову. Он сподобился видеть Иоанна Богослова, который вручил ему жезл, осененный крестом для сокрушения Белеса. Крест этот существует поныне, а жезл, отделенный от креста, был взят Иваном Грозным. Впоследствии преподобный Авраамий соградил небольшой храм на том месте, где находился сокрушенный им Велес, а потом устроил и монастырь и был в нем первым архимандритом при епископе Иларионе; скончался в половине XI века, а по мнению преосвященного Макария, около 1045 года 67 . Мощи преподобного Авраамия почивают на вскрытии (в приделе, во имя его устроенном), в арке под сводами. При гробнице сохраняется под стеклом архимандричья шапка преподобного из шелковой ткани с золотым шитьем и меховым околышем. Шапка весьма низкая, пряма, без развала кверху, но несколько скругленная и формой подобной той, которая хранится в Московском Успенском соборе при мощах святителя Петра. Думают, что это не есть подлинная шапка преподобного, которая не уцелела, но была сделана впоследствии при митрополите Ионе лет около трехсот тому назад. Крест медный, которым был увенчан жезл, врученный преподобному Авраамию святым Иоанном Богословом, хранится в храме; он шестиконечный, длиной в 7 вершков, в середине распятие, по бокам в круглых клеймах изображения Богоматери и Иоанна Богослова, на самом верху в круглом клейме изображение в виде Ангела, Спаса Эммануила (как принято изображать на иконе Троицы), а пониже лики Архангелов Михаила и Гавриила. Церковь соборная каменная с пристройками начала XVI века; вероятно, и колокольня того же времени; все прочие здания монастырские гораздо позднейшего построения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Федосьинское (вклад упом. в правой грамоте 1497/98 г.- АСЭИ. Т. 2. 414. С. 445; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 54). В 1472 г. удельный дмитровский кн. Юрий Васильевич в духовной грамоте дал «Богоявлению на Голутвино» коломенские сёла Рожек и Маливку, «с луги и с лесы, и с перевесии, и с ловищи, со всем с тем, как было при моеи бабе великой княгине (вел. кнг. Софии Витовтовне.- Э. П. Р.). А что серебра в тех селцех на людех, ино того серебра половина Богоявлению, а другаа половина тем хрестианом, на коих то серебро» (ДДГ. 68. С. 223). Под тем же годом в Ермолинской летописи упоминается монастырский двор в Москве на посаде, сгоревший 20 июля (ПСРЛ. Т. 23. С. 160). Позднее здесь существовала Голутвинская или Голутвина слобода (в Замоскворечье, в районе ул. Якиманки, ныне 1-й, 2, 3, 4-й Голутвинские переулки). В 1504 г. по духовной грамоте вел. кн. Иоанн III Васильевич завещал младшему сыну Андрею Ивановичу «на Москве за рекою слободку Колычевскую да монастырь Рожество Пречистые на Голутвине» (ДДГ. 89. С. 358). В 1687-1692 г. на месте мон-ря была возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца «в Голутвине». В 1577/78 г. К. С.-Г. м. принадлежали 49 селений, по вотчинным владениям это был крупнейший мон-рь Коломенского у. ( Кузнецов. 1993. С. 54). К нач. XVII в. он являлся первым по значению и богатству коломенским мон-рем. После московского Земского собора 1613 г., избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова, от жителей Коломны («Коломны города в посадцьких и в уездьных людей место») в мае того же года утвержденную грамоту подписал игум. Авраамий (СГГД. 1813. Ч. 1. 203. С. 641). В 1697 г. за критику царя Петра I Алексеевича в К. С.-Г. м. был сослан настоятель московского Андреевского мон-ря Авраамий, «поновивший» в Голутвине на свои средства Богоявленский собор. В 1707 г. в К. С.-Г. м. по указу царя Петра I была учреждена архимандрития. Настоятелями в XVIII в. были архимандриты Иоасаф (1708-1724), Виктор (1724-1728), к-рый в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря находится в 5-ти километрах на юго-запад от посёлка Мстёра. Рядом несёт свои воды речка Тара. От бывшего когда-то здесь села Акиншино-Богородское (имение князей Ромодановских) до недавнего времени оставались лишь название да полуразрушенный храм в честь иконы Казанской Божией матери. В 2003 году на этой земле, овеянной древними традициями и легендами, открывается Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря, первым скитоначальником назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук). Братией и трудниками скита построены жилые помещения, трапезная, мастерская, баня, смотровая площадка. Произведена реставрация и освящение храма. У подножия холма восстановлен источник Казанской Божией Матери и купальня. Материал из буклета: " Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь " Церковь Казанской иконы Божией Матери Первая церковь в Акиншине была построена в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли по 30 чети въ поле, перелогу 10 четей». К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья, Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. Патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистой Богородицы (здесь не сказано – «Казанская») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо неё, с благословения епископа Суздальского Иоакима, была построена новая деревянная церковь также в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1780-1790 гг. составлялась опись этого храма. «Храмъ былъ крытъ тесомъ объ одной главе, обитой жестью; надъ трапезой была колокольня, а на ней три колокола, изъ коихъ въ большемъ было 11 пудовъ. Престолъ былъ одинъ въ облачении кумачномъ, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престоломъ былъ выносной крестъ и Казанская икона Божией Матери, иконостасъ былъ въ 3 яруса. Местныя въ немъ иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Нерукотвореннаго Спаса, Пр. Илии, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во второмъ ярусе – 17 иконъ. За клиросомъ икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. В трапезе резное изображение Спасителя въ темнице. Ризница была для того времени довольно богатая».

http://sobory.ru/article/?object=28624

Так мы проходили в кремле по церквам, палатам и переходам почти до четырех часов и снова возвратились в дом протоиерея, где для преосвященного был приготовлен обед, к которому были приглашены: начальник уезда, начальник гарнизона и соборный староста. Во время стола некоторые из присутствовавших просили чтобы преосвященный благословил произвести звон на соборной колокольне, и так как это было время вечерни, то он и изъявил на это свое согласие. О колоколах, помнится мне, я говорил уже довольно подробно. После обеда преосвященный предложил мне ехать с ним осматривать церкви города, и побывали мы в шести церквах. Начали с той, в которой почивают мощи блаженного Исидора, я о нем и о церкви говорил уже выше; в церкви Иоанна юродивого Власатого (современника Грозного) мощи под спудом: кто он был и откуда, неизвестно; имени его в Святцах не находится. Были еще в нескольких церквах, которых по имени не упомню, кажется одна Вознесенская; и, наконец, приехали в Петровский монастырь, в котором святые мощи Петра-царевича. Здесь преосвященному сделали встречу, но, к его крайнему удивлению, без иеродиакона. Он спросил: «Отчего нет диакона?» Казначей, управляющий монастырем, ответил, что в братии три иеромонаха, а иеродиакона нет ни одного. Преосвященный остался очень недоволен этим и вопреки всегдашней своей приветливости не зашел к настоятелю в келию, и мы возвратились в Богоявленский монастырь. С вечера была всенощная, а на следующий день преосвященный пожелал служить литургию в приделе, где на вскрытии почивали мощи преподобного Авраамия. Служащие были: архимандрит Богоявленский и я, игумен Варницкого монастыря отец Антоний и два иеромонаха, пели архиерейские певчие. Преосвященный сказал прекрасное поучительное слово на текст: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие». Обед был в настоятельских келиях и к столу были приглашены те же лица, которые были и накануне на обеде в доме соборного протоиерея. После обеда преосвященный в сопровождении благочинного и со мной отправился в Варницкий монастырь, так называемый потому, что он основан на месте, где были когда-то соляные варницы; неподалеку от монастыря есть село, называемое также Варницы. Вся эта местность принадлежала, говорят, родителям Преподобного Сергия, которые, как известно, были Ростовские жители, а монастырь основан на том самом месте, где было их жилище и где родился Преподобный Сергий. В древности, когда Ростов был так обширен, что назывался Ростовом Великим, монастырь находился на краю города, а теперь отделен от него пустырями. Он в трех верстах от города. Монастырь Варницкий весьма невелик, но каменный, впрочем не древний, а перестроенный лет сто с чем-нибудь тому назад: церквей две, братий всего шесть человек, послушники мирские, живущие по найму.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня, по коей и монастырь именуется Богоявленским с двумя приделами. 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Введения Пресвятой Богородицы. 3)  ЦЕРКОВЬ над св. воротами во имя Св. Николая Чудотворца. 4) КОЛОКОЛЬНЯ. На ней девять колоколов: первой в 143 пуда, второй в 60 пудов. 5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские со службами. 6) ОГРАДА кругом всего монастыря вышиной от 4 до 6 аршин, в окружности до 450 саженей. Примечательнейшие вещи в этой обители имеются следующие 1) Святые мощи Преп. Авраамия, почивающие в серебро-позолоченной раке поверх земли в соборе. 2) КРЕСТ от жезла, которым Преп. Авраамий сокрушил идола Велеса, доныне находится при гробе; а самый жезл взят Царём Иоанном Васильевичем в 1553 году во время посещения его этой обители и находится в Москве. Достопамятные происшествия 1. Явление Св. Апостола Иоанна Богослова Преп. Авраамию на реке Ишне, от Ростова в пяти вёрстах, с поручением жезла на сокрушение идола Велеса; в память сего на том месте Преподобным устроена деревянная церковь во имя Св. Иоанна Богослова, каковая и ныне существует. 2) Обретение Св. мощей Преп. Авраамия. 3) Из жития Преподобного Авраамия видно, что просветивший Россию Святым Крещением Благоверный Великий Князь Владимир, во время которого жил этот Преподобный, великое имел к нему усердие за его святое житие и чудеса, и снабдил обитель его грамотами на владение сёлами и землями в разных местах. Таковыми же подаяниями и Ростовские Князи снабжали эту обитель по усердию своему. И наконец, в разные времена и Государи Цари Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович и Алексей Михайлович жаловали оной земли, разные угодья, рыбные ловли и селения; на что давались также от них грамоты, с которых находятся в монастыре списки. Между ними грамотой Государя Царя Феодора Иоанновича жалованной в подтверждение грамоты, данной от родителя его, Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, утверждено было бесспорное владение Богоявленскому монастырю деревней Богословской на реке Ишне, где Преп. Чудотворец Авраамий встретил Св. Апостола Иоанна Богослова, также рекой Ишней, перевозами и рыбной ловлей от помянутой деревни до Юрьевской слободки.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

932. Устав Церковный , в четвертку, без начала и конца, 331 л., полууставом XVII в., от дощатаго с тисненою кожею переплета уцелела только верхняя доска. Ha полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Положил сию книгу Устав в дом Воскресению Христову Дмитрий Андреев сын Ушаковского и вы Бога ради священници и дияконы и дьячки церьковные поминайте Никона скимника да Пелагию скимницу». Рукопись заключает в себе устав по месяцеслову; начинается службою индикту, оканчиваетея службою в праздник Благовещения, если он случится в великую субботу. Из русских и славянских святых отмечены следующие: сентября 5 – убиение святаго и благоверного князя Глеба сына Владимерова (16); сентября 7 – память преподобного отца Иоанна архиепископа Новгороц, нового чудотворца (19); сентября 9 – преставление преподобного Иосифа игумена, составльшаго пречестную лавру в славу Пречистей Богородицы честного Ея успениа на Ламском волоцы (23); сентября 12 – Сретение Николы Великорец; сентября 16 – преставление Киприяна митрополита Владимерского и Московского и всея России. Преставися в лето 6094 (!). Святыя Людмилы бабы князя Вячеслава (35 об.); сентября 19 – святых новоявленных трех преподобных отец наших и чудотворец благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославс и чад его Давида и Константина. Преставися в лето 6807 (38); сентября 20 – память святых великомученик и исповедник вели князя Михаила Черниговского и Феодора воеводы его иже пострадавших за православную веру от нечестивого царя Батыя в Орде в лето 6753 со службою им (41–43); сентября 24 – память преподобного Авраамия архимандрита и епископа Ростовского (46); сентября 25 – преставление преподобного Сергия игумена обители святыя Живоначальныя Троица иже есть в Маковце Радонежского чудотворца. Преставися в лето 6900 и всех лет жития его 78 лет. В той же день память преподобныя Ефросении Суздалскыя (47); сентября 27 – память преподобного Савватия начальника Соловец (51); сентября 28 – мученика князя Вячеслава Чешского (52), сентября 29 – память преподобного Авраамия архимандрита Богоявленского Ростовского чудотворца (53 об.); сентября 30 – преставление преподобного Григория игумена Делшемского чудотворца, составльшаго монастырь в славу Пречистыя Богородица честного Ея Собора в лето 6945.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 янв. 1801 г. настоятельница А. м. мон. Евсевия была возведена в сан игумении. При игум. Евсевии (1801-1821) были реконструированы Богоявленская ц., келейный корпус, устроена система водоснабжения; число сестер достигло 200. В 1852 г. в мон-ре открылся приют для 10 девочек из семей низшего духовенства, в том же году была сооружена больница с храмом в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1856). В 1853-1886 гг. духовником обители был свящ. Авраамий Некрасов, ранее миссионер по г. Горбатову, в 1846 г. обративший из раскола в Православие 362 чел. О. Авраамий лично знал прп. Серафима Саровского . Богатый пастырский опыт о. Авраамия отразился в его «Письмах духовного отца к духовным детям». В 70-х гг. XIX в. игум. Мария (Ахматова) обрела Владимирскую икону Пресв. Богородицы с записью, сообщавшей, что икона была подарена обители ее основателем свящ. Феофилактом. Владимирская икона почиталась в мон-ре наряду с чудотворным образом свт. Николая. В 1873 г. в А. м. была построена гостиница, в 1901 г. открылась школа для монахинь и послушниц. В нач. XX в. в мон-ре действовали живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и др. мастерские, богадельня. В обители ежегодно совершались 2 крестных хода с чтением акафиста свт. Николаю: 30 апр., в память о чудесном избавлении обители от пожара, и 2 февр.- в память об избавлении города от эпидемии после молитвы свт. Николаю. В 1927 г. А. м. был закрыт, здания и храмы отданы под жилые помещения, хозяйственный магазин, Сбербанк. В 1994 г. обитель была возвращена Нижегородской епархии РПЦ. 31 авг. 1994 г. митр. Нижегородский Николай (Кутепов) освятил зимнюю Богоявленскую ц. обители, а 19 февр. 1995 г. еп. Балахнинский Иерофей (Соболев) освятил в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» нижнюю церковь Богоявленского храма. К 2001 г. обители переданы требующая восстановления ц. свт. Николая Чудотворца, двухэтажное здание келий, Святые врата и угловая башня. В мон-ре - 42 сестры, настоятельница - игум. Филарета (Шевченко).

http://pravenc.ru/text/75922.html

отцу Макарию, честь воздаяти також, якож и прочим святым преп. отцем». Эти же самые слова повторил Филарет и в письме от 10 сентября к своему сыну и благословлял его немедленно исполнить свое царское обещание к преподобному чудотворцу Макарию и воздать ему такую же честь, как и прочим преподобным отцам. Судя по приведенным словам патриарха, причтение преподобного Макария Унженского к лику святых совершилось тогда Собором, а с тем вместе, конечно, установлен в честь его и праздник 25 июля . Спустя год послана была такая же комиссия в Чухломской городецкий монастырь (ныне Костромской епархии) для расследования чудес, совершавшихся при гробе основателя того монастыря, преподобного Авраамия Галицкого († 1375). Членами комиссии были архимандрит Корнилий из Крестовоздвиженского монастыря да игумен костромского Богоявленского монастыря Макарий с товарищами. Они производили расследование по росписи, поданной им настоятелем и братиею обители, лично расспрашивали получивших исцеления и свидетелей, при том бывших, и других людей и письменный акт своего свидетельствования и обыска за подписом и судейских людей отправили в Разрядную канцелярию к царю и патриарху. На основании этого акта, засвидетельствовавшего достоверность чудесных исцелений у гроба преподобного Авраамия Чухломского и Галицкого, он (в 1621 г.) причтен, без сомнения, Собором к лику святых, и ему положено праздновать в день его кончины, 20 июля, и совершать службу по церковному чиноположению . В 1625 г., 25 февраля прибыл в Москву, а 11 марта представлялся царю Михаилу Феодоровичу и отцу его патриарху Филарету посол от персидского шаха Аббаса грузинец Урусамбек и правил им обоим от шаха поклон. А после поклона поднес патриарху золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, и сказал: «Государь мой Аббас шах прислал к тебе, великому государю, золотой ковчег, а в нем великого и славного Христа срачица». О намерении шаха прислать этот подарок известно было в Москве еще прежде от русских послов, находившихся в Персии, Коробьина и Кувшинова, которым тогда же поручено было собрать о ризе Господней подробные сведения, но послы при всех стараниях могли узнать только, что шах достал ее из Грузии, что в Грузии ее чествовали и от нее совершалось много чудес, а подлинно ли она риза Господня и какова она, об этом никто ничего не мог сказать.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010