18 июня 1744 г. Синод подал имп. Елизавете Петровне доклад о выделении из Московской епархии 4 новых: Владимирской, Переславской, Тамбовской и Костромской. 16 июля 1744 г. императрица подписала указ об образовании новых епархий. 31 марта 1745 г. в С.-Петербурге состоялась хиротония первого Костромского архиерея архим. Симона (Тодорского) . Во вновь образованной епархии насчитывалось 786 церквей, 27 муж. и 8 жен. мон-рей. Офиц. резиденцией правящих архиереев стал Ипатиевский мон-рь, вплоть до своего закрытия в 1919 г. являвшийся духовно-адм. центром епархии. Троицкий собор монастыря получил статус кафедрального. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. По инициативе еп. Сильвестра (Кулябки) в окт. 1747 г. состоялось открытие Костромской ДС, разместившейся в Ипатиевском монастыре. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Костромской епархии оформилась сеть духовно-учебных заведений: Макарьевское ДУ (1791), Галичское ДУ (1803), Костромское ДУ (1814), Солигаличское ДУ (1815), Кинешемское ДУ (возникло в 1791 при Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре , в 1847 переведено в Кинешму). В 1764 г. в ходе секуляризации в епархии были упразднены 6 монастырей и 10 пустыней, обращенных в приходские церкви (напр., Спасо-Запрудненский мон-рь, Пахомиево-Нерехтский Сыпанов во имя Св. Троицы мон-рь, Авраамиева Ризоположенская Великая пуст., Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы, Благовещенский Ферапонтов мон-рь, Никольский Кажиров мон-рь, Воскресенский и Рождественский мон-ри в Солигаличе, Варнавина пуст. и др.). Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы В окт. 1834 г. Кострому посетил имп. Николай I Павлович. По его распоряжению определением Синода от 31 марта 1835 г. архиерейская кафедра из Ипатиевского монастыря была перенесена в центр Костромы - в Успенский собор бывш. Костромского кремля, к-рый состоял из 2 храмов: летнего Успенского (XVI в.) и зимнего Богоявленского (1776-1790). Тем же определением Ипатиевский монастырь был возведен в ранг первоклассного. В 30-50-х гг. XIX в. по проекту К. А. Тона в нем были проведены реставрационные работы. В 1854 г. в ранг первоклассного был возведен и Макариево-Унженский во имя Св. Троицы мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

1) во имя Св. Троицы и 2) Великомученика Георгия, которые и освящены помянутым же Игуменом. А потом от Митрополита Макария присланы были в этот монастырь книги церковные, и повелено Пермскому и Вологодскому Епископу Иоасафу освидетельствовать мощи. По освидетельствованию же уставлено от Митрополита и всего священного собора – праздновать память Авнежских Чудотворцев Григория и Кассиана Июня 15 дня, и сочинено описание чудес их. С тех пор этот Авнежский монастырь состоял в ведомстве Махрищского монастыря, и из оного присылаемы бывали туда настоятелями иногда Игумены, а иногда Строители. Когда же Махрищский монастырь приписан был к Троице-Сергиевой Лавре, то с оным в подведомство его поступил и Авнежский и оставался приписным до Штатов 1764 года. А с тех пор монастырь этот упразднён и церковь обращена в приходскую, в коей, однако же, и доныне есть придел во имя упомянутых Авнежских Чудотворцев. В описании, чудес Угодников сих упоминается ещё и другой в Авнежский областях Троицкий монастырь, бывший до возобновления ещё сего в уделе Авнежского Князя Симеона. Авраамиева Ризположенская пустынь Авраамиева Ризположенская (положения пояса Пресвятой Богородицы) мужская, упразднённая, пустынь находилась в Галицком уезде в Чухломской осаде и писалась: Авраамиев монастырь великой пустыни. Крестьян было за ней 254 души. Авраамиева Собора Пресвятой Богородицы пустынь Находилась в том же уезде и в той же осаде, а писалась: Авраамиев монастырь верхней пустыни. Крестьян было за ней 15 душ. Упоминаются в 1170 году бывшими в Галицком уезде и принадлежащими Синодальной области. Примечание: Обе сии пустыни, до учреждения Костромской Епархии, принадлежали к Синодальной области, а потом находились в ведении Преосвященных Епархиальных Костромских до Штатов 1764 года, по которым упразднены. Авраамиев Богоявленский Ростовский монастырь Мужской, Ярославской Епархии 2 класса. Находится в Ростовском уезде близ озера, издревле Неро именуемого. Начат он строением в 990 году во времена св. Благоверного Великого Князя Владимира Ярославича, Архимандритом сего монастыря Авраамием, Ростовским Чудотворцем, по сокрушению на том месте стоящего идола Велеса, которого обожали Ростовчане. А посему и монастырь называется по имени создателя своего Авраамиевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2. Утвердить иеромонаха Фаддея (Чередниченко) наместником мужского монастыря во имя Порока Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в урочище Калагур Рыбницкого района ПМР. ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: 1. Прощение Преосвященного Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия о преобразовании Софийского прихода г. Алматы Республики Казахстан в Иверско-Серафимовский женский монастырь (существовал в г. Верном (ныне г, Алматы) с 1908 по 1921 год). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Софийского прихода г. Алматы Республики Казахстан в Иверско-Серафимовский женский монастырь для возобновления в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Казанского прихода г. Данилова Ярославской области в Казанский женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Казанского прихода г. Данилова Ярославской области в Казанский женский монастырь. 2. Утвердить монахиню Екатерину (Гаеву) настоятельницей Казанского женского монастыря г. Данилова Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Миропии (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Магдалины (Сельской). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Миропию (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/429526/

Дело в том, что «в смутные годы, как об том писали царю архимандрит Дионисий и келарь Авраамий, того монастыря двух игуменов в воду посадили, а третьего с башни скинули, а черного священника зарезали, и монастырь разграбили, и жалованные вотчинные грамоты и всякие монастырские крепости поимали, и с тех мест в остроге (т. е. в ограде) и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьи завладели татарове и мордва» 593 . В том-же (1615) году приписана к Троицкому монастырю Макариева пустынь, с храмом в честь Рождества Пресвятыя Богородицы 594 . В следующем за тем году отнесен к Лавре Стромынский монастырь. Несколько раньше этот монастырь был самостоятельным, но потом оскудел и растроился или, как писали о нем царю Троицкие власти, «тот монастырь от частых игуменов разорился и до конца запустел, только в нем живут два старца»; а потому преподобный Дионисий, представляя о сем, просил государя о позволении «посылать в тот монастырь старца доброго, чтобы монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была-бы без пения». И действительно, стараниями Троицких властей он скоро был приведен в порядок: «мы богомольцы ваши государские, писали об этом монастыре Филарету Дионисий и Авраамий, церкви святили и всякое церковное строение починили и монастырь огородили и кельи новые поставили и мельницу поделали и всякое монастырское строение строили и пашню монастырскую устроили, заводили семена и на обиход хлеба давали из большого Троицкого-Сергиева монастыря и в вотчины крестьян их собирали» 595 . В 1616 году приписан к Троицкому монастырю Хотимский монастырь на реке Тезе с двумя храмами Успении преподобного Сергия 596 . В 1626 году Пелегова Богоявленская пустынь передана в Троицкий монастырь основателем ее Троицким старцем Трифиллием 597 ; а в 1631 году был передан Рождественский монастырь в Новосиле, который впрочем был не более, как подворьем Троицкого Сергиева монастыря. Наконец, в 1632 году грамотою царя от 30 апреля был приписан к Лавре Чердынский Богословский монастырь с его вотчинами и со всеми промыслами 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

На Кожозере были написаны и первые иконы прп. Никодима ( Рягузова. 2002. С. 38-45), о чем сообщалось в документе от 6 июня 1741 г.: «В расходе того числа Пияльской волости иконописцу Петру Ортемонову за письмо Богородично и двух Никодимовых образов и за дело рамок плачено девяносто копеек» (ГААО. Ф. 441. Оп. 6. Л. 10). 1850-2014 гг. Летом 1850 г. в приходе на Кожозере сгорела единственная ветхая церковь, а 25 янв. 1851 г.- часовня над могилой преподобных Серапиона и Авраамия. В мае по указу Синода К. м. был возобновлен как приписной к Корельскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю На нужды К. м. известный московский благотворитель П. М. Александров пожертвовал 10 тыс. р., а позже завещал еще 40 тыс. р. По Высочайшему указу от 30 мая 1853 г., К. м. стал самостоятельным, второклассным. Иером. Пармен (Правоторов; † 1867), постриженик Соловецкого монастыря, управлял обителью. В 1855 г. в К. м. была построена и освящена 3-престольная деревянная Богоявленская ц. с колокольней. Одновременно над гробницей преподобных Серапиона и Антония (Авраамия) Кожеезерских была поставлена часовня для чтения Псалтири. В 1861 г. еп. Архангельский Варлаам (Успенский) поручил иером. Митрофану (Правоторову; † янв. 1884), брату иером. Пармена, дальнейшее восстановление обители. Вскоре по ходатайству нового настоятеля в пользу К. м. были отписаны принадлежавшие ранее мон-рю земли (4 версты вокруг Кожозера) и местность с часовней прп. Никодима на р. Хозьюга. В 1862 г. попечением игум. Митрофана Архангельская палата гос. имущества вернула мон-рю земли, ранее захваченные крестьянами-арендаторами. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. В 1864 г. в К. м. по проекту губ. архит. Васильева началось возведение, а в 1884 г. состоялось освящение 5-главого каменного храма Успения Пресв. Богородицы с 2 приделами: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и прп. Никодима Кожеезерского. Одновременно начали строить каменную теплую трапезную, соединенную переходом с Успенской ц. В трапезной был освящен теплый храм Преображения Господня. В 1867 г. игум. Митрофан ушел на покой (похоронен в обители). В 1867-1885 гг. в К. м. сменилось более 10 настоятелей. В 1885 г., при иером. Тихоне, часовня над гробницей преподобных Серапиона и Авраамия была перестроена в каменную ц. св. Иоанна Предтечи. В 1887-1888 гг. на месте сгоревшего Богоявленского храма (рядом с Иоанно-Предтеченской ц.) была возведена и 15 янв. 1889 г. освящена новая теплая деревянная соборная ц. Богоявления (РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 35. 1987 г.). Ок. 1898-1909 гг. была построена надвратная ц. Тихвинской иконы Божией Матери. На территории обители находился также 2-этажный кирпичный игуменский корпус, молочарня для хранения и обработки молока с подвалом и ледником, овин для сушки снопов, 2 амбара с погребами, кирпичная баня.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Москве, ... Знаменский на старом государеве дворе, Вознесенский девичий монастырь, далее истлело... Донской Пресвятой Богородицы монастырь.... Рождественский девичий монастырь, что за Пушечным двором, Вознесенский монастырь, Давыдовская пустыня, Георгиевский девичий монастырь за житным рядом, Никольский, что за.... рядом, Воздвиженский монастырь, что на Арбате, Златоустов, что на Покровке, Воскресенский, что на Тверской, Воскресенский Москов. уезда на реке Истре... Богоявленский монастырь, Спасский Злотовороцкий, Успенский девичий, Покровский, что на Устье реки Нерли, Георгиевский, что во Владимире на Посаде, Николаевский-Златовороцкий, Козьмин монастырь. Город Дмитров... Борисоглебский монастырь на посаде, Никольский-Песношский, что на реке Нерли, Никольский-Песношский, что в Берендеевском стану. Можайск... Лужецкий монастырь, Петровский, что в Можайске на посаде, Иоакиманский на посаде, Предтеченский Колоцкий, Троицкий. Переяславль Залесский. Монастыри: Горицкий, Троицкий, Данилов, Никитский, Феодоровский, Борисоглебский, Покровский Антониевой пустыни, Семенов, что под Александровской слободой, Никольский, что на Болоте. Звенигород – Саввы Сторожевский. Верея. Входоиерусалимский. Волок–Ламский – Иосифов, Возницкий, Успенский-Левин. Боровск – Рождественский-Пафнутиев. Ярославец Малый – Тихонова пустынь. Масальск – Успенский Боровский. Калуга – Рождественский. Алексин – Богоявленский-Бундырев. Серпухов – Высоцкий, Владычний. Ржев Володимиров – Троицкий-Селижаров. Торопец – Троицкий-Кудин, Троицкий-Небин. Кострома – Ипацкий, Богоявленский, Девичий Воздвиженский, Успенский Шеренский, Геннадиев, Богородицкий-Ризоположецкий девичий, Сыпанов, (?) Спасский-Запрудный, Богородицкий Игрицкий, Надейная пустынь. Галич – Троицкий Варнавиной пустыни, Спасский, Богородицкий Верхней пустыни, Авраамиев-Городецкий, Устинский Жуковы пустыни, что на р. Вексе, Воскресенский, что на посаде у Соли, Васильевский, что в Галиче на посаде, Фроловский, что у Галицкого озера, Никольский, что в Галиче на посаде, Зачатиевский девичий, что в Галиче на Посаде, Макарьевский Желтоводский, Благовещенский, что на Упороже, Рождественский девичий, что в Галиче на посаде: Богородицкий Паисиев, Благовещенский Андреяновой пустыни, что на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2. Утвердить монахиню Екатерину (Гаеву) настоятельницей Казанского женского монастыря г. Данилова Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Миропии (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Магдалины (Сельской). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Миропию (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области. 2. Утвердить монахиню Магдалину (Сельскую) настоятельницей Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана о преобразовании Павдо-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь и об утверждении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Павло-Обяорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. 2. Утвердить иеромонаха Амфилохия (Кузнецова) наместником Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об утверждении монахини Евгении (Подолещенко) настоятельницей Никольского женского монастыря г. Приволжска Ивановской области.

http://pravoslavie.ru/8566.html

С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году в Авраамиевой обители сначала была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. Но и это не всё: за волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие... Но монастырь продолжал существовать под вывеской «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». Однако в 1929 году по распоряжению советских властей в монастырских храмах прекратились богослужения. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии были арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно: детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались: воинская часть, квартиры... В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости, скорее всего навсегда. Возрождение обители [ править править код ] В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви (и почивают сейчас в Никольском надвратном храме). В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящён Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви. В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Современное состояние. Храмы [ править править код ] Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Авраамиев Богоявленский мужеский, 2-го класса степенью 6-й, Ярославской Епархии в Ростовском уезде; построен в 990 году Архимандритом Авраамием, коего Св. мощи в нем почивают. В сем монастыре церковь Соборная во имя Богоявления Господня, построена в 1553 г. Авраамиев мужеский, заштатный, Костромской Епархии в Чухломском уезде на берегу озера Чухломского; построен в XIV столетии. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Преподобного Авраамия Чухломского Чудотворца, коего Святой мощи в ней почивают под спудом. В сей монастырь ежегодно бывает из города Чухломы крестный ход в шестое Воскресение по Пасхе. Авраамиев мужеский, 2-го класса степенью 30-й в Смоленске, построен в начале XII столетия. В нем находится Семинария, церковь Соборная о двух этажах: в верхнем храме во имя Преображения Господня, а в нижнем во имя Преподобного Авраамия и Св. Мученика Меркурия, где и Святой мощи их почивают. Аграфенинский Покровский девичий, 2-го класса степенью 13-й, Рязанской Епархии, в 13 верстах от Рязани; построен в 1507 году. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Адрианов мужеский, 3-го класса, Ярославской Епархии в Пошехонском уезде, в 7 верстах от города; построен в 1543 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Богородицы, в которой почивают мощи Преподобного Адриана, основателя обители сея. Акатов Алексеевский муж. 2-го класса степенью 35-й, в Воронеже, составленный из двух обителей: Успенского монастыря и Акатовской пустыни. В нем церковь двухэтажная: в вернем храм во имя Владимирской Богородицы, а в нижнем во имя Алексея Митрополита, перестроенная в 1804 году. 2) Церковь во имя Воскресения Христова, великолепно устроенная в 1819 г. Александро-Невская Свято Троицкая Лавра в Санкт-Петербурге, расстоянием от Петропавловской крепости в 5 верстах. Монастырь сей основан Петром Великим в 1710 году на месте, называвшемся Виктори. В 1812 году заложена была первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая существовала до 1756 года, а потом разобрана, и вместо оные вновь выстроена другая деревянная же церковь , которая до 1787 года была приходской; но с тех пор на место ее пристроена каменная трапеза к нынешней церкви во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кроме всего прочего, проект предусматривал полное восстановление западного крыльца здания, утраченного в 1970-х годах. Обращает на себя внимание стена из старого кирпича, которой заложен проём, может, оставили её в расчёте на дальнейшее возобновление крыльца – если его отстроят, то стену разберут. Предусмотрительно добавленная приписка в конце плана мероприятий заранее предупреждает о возможности пересмотра сроков их исполнения, в зависимости от изменения в сроках и объемах финансирования работ. Что и сбылось в итоге, сместившись на два года позднее. В первоначальной версии сводного сметного расчета стоимости реставрационно-восстановительных работ светилась сумма в 245 млн руб (в ценах 2013 г.), в дальнейшем существенно подкорректированная (любопытно, за счёт чего). Zakupki.gov.ru утверждают, что в период с 2015 по 2018 гг. на реставрацию Богоявленского собора Авраамиева монастыря Ростова Великого из федеральной казны потрачено 67 млн руб. В 2017 году контракт на 37 млн был заключен с ООО «Зодчие Северо-Запада”. В 2018 году работы выполняются силами ООО ”Архнаследие”, общая сумма контракта 22 млн руб. До XVI столетия в Авраамиевском Богоявленском монастыре не было каменных построек, так как все строения были деревянными. В середине XVI века благодаря царю Иоанну Грозному на монастырской территории вознёс свои купола наиболее важный по своему художественному значению Богоявленский собор - ровесник собора Василия Блаженного в Москве. Богоявленский собор был построен на месте деревянной церкви в честь взятия Казани русскими войсками в 1553 году по повелению Грозного царя. Сюда, для строительства был прислан из Москвы " каменных дел государев мастер " Андрей Малый. Богоявленский собор занимает центральное место в ансамбле Авраамиева монастыря. Основной массив памятника - четырёхстолпный куб с тремя апсидами, притвором и крыльцом. Его венчают пять массивных куполов на мощных барабанах, центральный их которых крыт " железом под лемех " . Все барабаны световые. Главный объём храма не выделяется, он кажется зажатым своими приделами и звонницей. Особо интересен в архитектурном отношении придел во имя прп. Авраамия Ростовского в юго-восточном углу собора. Основанием придела является четверик, на фасадах которомго устроены небольшие оконца с наличниками. Он переходит в восьмерик, который несёт шатёр с лемеховым покрытием. Стены четверика расчленены лопатками на три равных части и завершены кокошниками. К юго-западному углу собора пристроена трёхъярусная башнеобразная колокольня с двумя ярусами звона. Это так называемая композиция " небольшой восьмерик на двух вытянутых четвериках " . Колокольня имеет конусовидное шатровое завершение, на котором возвышается небольшая главка. С северо-запада фасад собора обрамляет одноглавый бесстолпный придел в честь св. Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=05699

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010