Иногда в эти пустые места вставляли еще большие глиняные шарообразные кувшины, от этого такие отверстия в стенах и получили название слухов. В этой церкви стояло тело святителя Димитрия, по его преставлении, в ожидании прибытия любившего его и им любимого Стефана Яворского , митрополита Рязанского, блюстителя патриаршего престола. По переходам водили нас еще в одну церковь , бывшую когда-то в находившемся здесь монастыре, в котором святитель Стефан Пермский полагал начало, где был пострижен и рукоположен в иеродиакона. Заходили еще в две церкви. Всех церквей в кремле пять, кроме собора. Проходив до четырех часов, мы снова возвратились в дом протоиерея, где был обед, к которому были приглашены начальник уезда, начальник гарнизона и соборный староста. После того мы ездили осматривать городские церкви: начали с той, где были мощи блаженного Исидора, были в церкви Иоанна Юродивого-Власатого, еще в некоторых церквах и, наконец, приехали в Петровский монастырь. Здесь была встреча преосвященному, но, к его крайнему удивлению, без иеродиакона. Он спросил: «Отчего нет диакона?» Казначей (отец Геронтий), управляющий монастырем, объяснил, что в братии всего три иеромонаха, а иеродиакона нет ни одного. Преосвященный остался этим весьма недоволен, и мы возвратились в Богоявленский монастырь. Всенощная была с вечера, а на следующий день преосвященный служил в пределе (где на вскрытии почивают мощи преподобного Авраамия) и с ним архимандрит Богоявленский, я, игумен Варницкий отец Антоний и два иеромонаха; пели архиерейские певчие. Слово было на текст: Поминайте наставники ваша иже глаголаша вам слово Божие. Обед был в настоятельских кельях; приглашены были те же лица, которые были и накануне у протоиерея. После стола, в сопровождении благочинного отца Нафанаила и меня, преосвященный поехал в Варницкий монастырь, верстах в трех от Ростова, так названный оттого, что основан на месте, где были соляные варницы. Неподалеку от монастыря село – также Варницы. Вся эта местность принадлежала родителям преподобного Сергия, которые, как известно, были жители (бояре) города Ростова; самый же монастырь на том месте, где было их жилище и где родился преподобный Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Не забудем, что в верхних частях южной и западной стен - неосмотрительно растесанные в начале XVIII века окна, и что стены служат опорой для пятиглавия, и что распор и силу тяжести никто не отменял. Судя по тому, что ни на одном из архивных фото не видно никаких намеков на каменное крыльцо у северного фасада – оно изначально было деревянным. Именно этот факт спас древний северный портал, единственный дошедший до наших дней из трех первоначальных - разрушаться тут было почти нечему. В августе 1736 года интерьер собора был впервые расписан - местными художниками, из подмонастырской Богоявленской слободы. В 1870-х годах воспринимаемые как ветхая архаика древние изображения были записаны масляными красками. До недавнего времени, поднявшись по железной лесенке, можно было заглянуть внутрь сквозь решетчатые ворота – дальше нас не пустят, вход в законсервированный храм опасен для жизни. Всё пространство от пола до сводов густо заполнено деревянными конструкциями, удерживающими от обрушения горизонтальные плоскости, и подпорками, не позволяющими стенам обвалиться. Опорные столпы снизу доверху опутаны железными скрепами, дабы не рассыпались и хоть как-то поддерживали своды. И лики, безмолвно взирающие на эту архитектурную агонию. Послереволюционная судьба Богоявленского собора, уже к тому времени требующего серьезного капитального ремонта, сложилась на редкость неудачно. Приспособленный под зерносклад, храм на долгие годы остался без должного присмотра. Извечные проблемы с кровлей, отсутствие средств и материалов на восстановление – фактически на полвека древний собор оказался полностью заброшен. Сам Авраамиев монастырь превратился в жилой квартал для рабочих расположенной неподалёку ткацкой фабрики ”Рольма” – с детским садом (а в дальнейшем, и медвытрезвителем) в Введенском соборе, сквером и спортивной площадкой на месте некрополя. В надвратном Никольском храме впоследствии разместилась воинская часть и квартиры. До собора ли было в самом деле? Атеистов растили… Нынешнее ветхое состояние Богоявленского собора специалистами ГМЗ ”Ростовский Кремль” оценивается как предсмертное. Критическое, после которого памятники не выживают. В начале 2000-х годов стены стянули металлическими креплениями (которые сейчас уже не выдерживают нагрузки), но это не помогло – фундамент имеет серьезные деформации, а кладка в таком состоянии, что тронь – и начинает сыпаться.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Это было время подъема защищенной глухими лесами Москвы как центра государственной и церковной жизни. И поднималась Москва конечно же вместе с Троице-Сергиевой обителью, где преп. Сергий Радонежский (1313/14—1392 гг.) поставил Троицкий храм, чтобы, «взирая на Святую Троицу, одолеть страх перед ненавистной рознью мира сего». Эта диавольская, ненавистная рознь постепенно одолевалась преп. Сергием и его сподвижниками. Начинается золотой век монашества — период подлинного миссионерства, подлинного монашества, подвижничества. Весть о житии и подвигах преп. Сергия быстро распространялась по всей Руси и собирала к нему множество иноков и мирян, ищущих руководства духоносного старца. «Так Бог прославил угодника своего не только в том месте, где жил святой, но и в других городах, и в дальних краях, и у всех народов от моря до моря, не только в Царьграде, но и в Иерусалиме… И многие к нему приходили, не только от ближних мест, но издалека, и из дальних городов и краев, желая увидеть его и услышать поучение его, и великую пользу, и душевное спасение получали от поучения и дел его» С. 252]. Преп. Сергий и его ученики основали монастыри вокруг Москвы: Симонов монастырь — за Москвой-рекой, Зачатьевский Высоцкий монастырь — в Серпухове, недалеко от Коломны — Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин, в Звенигороде — Саввино-Сторожевский, Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову — вблизи Дмитрова, Борисоглебский — неподалеку от Ростова Великого, и др. Ученик преп. Сергия преп. Авраамий Галичский († 1375) стал просветителем двоеверов крещенного Чухломского края, где жила галичская чудь, державшаяся язычества и волхвования. Переходя с места на место, Авраамий основал в этом крае четыре монастыря, причем Городецкий монастырь основал вблизи Чудского города — «гнезда старого чудского суеверия». Вскоре в обители было около ста братий, а Чудский город стал православным С. 185]. Вологодский край просвещали ученики и сотаинники преп. Сергия — Павел и Сильвестр Обнорские, Сергий Нуромский, Стефан Махрищский (со своими учениками Григорием и Кассианом он основал Авнежский Троице-Сергиев монастырь).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондакове Ростовского уезда. В крещении получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисо-Глебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги, и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась»! Архимандрит удивился. Еще не окончилась Литургия, как пришел к Иринарху брат Андрей и сообщил, что мать их Ирина умерла. Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в ростовский монастырь Святого Лазаря, поселился в уединенной келье и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель — Борисо-Глебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к древесному комлю, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг блаженный Иоанн Юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

В XVIII-м столетии, при Богоявленской церкви, почти рядом, построена также каменная церковь во имя Казанской иконы Пр. Богородицы. О построении этой церкви свидетельствует летописная надпись на каменной доске, вделанной в южную стену снаружи. Надпись, резанная обронно(?) вязью, следующего содержания: «1764 года майя в 10 де постройся сия церковь Божия во имя Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благовер(н)ом Государе и великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина». Обе эти церкви принадлежали монастырю до так называемого открытия штатов. В 1764-м году от 10 февраля веневский воевода, надворный советник Иван Завалишин, на запросы Академии наук, отвечал; «Внутри города соборная церковь каменная; а на посаде приходских каменных 2, деревянная 1; да монастырь один, в котором церквей каменных две». Что одна из этих двух церквей была Богоявленская, а другая Казанская, это очевидно из подписи на одной минее за июль месяц, хранящейся в Богоявленской церкви, следующего содержания: «Сия книга минея града Венева храма Богоявления Господня и Казанския Богородицы Богоявленскаго монастыря». Богоявленский монастырь, имея две каменные церкви, был, однако, так беден, что по «по штатам духовным» 1764 года не причислен ни к какому штату и был закрыт, а церкви его были приписаны к Никольскому приходу, при котором состоят и теперь. Богоявленский монастырь был мужской, как это показывает следующий список известных его настоятелей со второй половины XVII-ro века: 1. Черный поп Гавриил 1666 г., в апр. 1672 г. 2. Строитель Авраамий, в мар. 1676,1677,1680. 3. Строитель иеромонах Маркел 1688. 4. Строитель Авраамий, 1697 и 1698. 5. Строитель Павел, 1701—1703, 6. Строитель Совватий [так в тексте Троицкого], 1739. По всей вероятности, монастырь возник на могилах убиенных граждан. При монастыре же хоронили и покойников. Доселе сохранились отчетливые признаки могил существовавшего при монастыре кладбища; уцелел даже один намогильный камень близ юго-западного угла Казанской церкви со следующей надписью: «1769 году декабря 6 дня преставися раб Божий веневский купец Георгий Семенов сын Аникеев жития его было 2... года 1 месяц 10 дней». На том же камне: " 1767 году апреля 28 преставися раба Божия Марфа Иванова дочь Никитина, жития ея было 47 лет а в супружестве была за веневским купцом Семеном Аникеевым 28 лет " . Здесь, очевидно, мать с сыном покоятся под одним камнем.

http://sobory.ru/article/?object=06948

Игуменом монастыря стал брат Митрофана, Пармен, который управлял обителью до 1861 года. При нём в 1855 году была построена и освящена деревянная трёхпрестольная церковь Богоявления Господня, в которой была устроена рака над мощами Никодима Кожеозерского. Над папертью храма была надстроена колокольня на которой было 8 колоколов. Тогда же над гробницей Серапиона и Авраамия была устроена деревянная часовня для чтения псалтыри. В монастыре построили все необходимые хозяйственные постройки. С 1861 года настоятелем становится " попечитель обители " иеромонах Митрофан. В 1864 году началось строительство пятиглавой  каменной холодной церкви в честь Успения Богородицы с двумя приделами, первый Зосимы и Савватия, второй Никодима, кожеозерского чудотворца. Храм был построен в 1883 г. Освящён в 1884 г. В этот же период строится каменная тёплая трапезная, соединённая с Успенским храмом переходом. В трапезной был устроен тёплый храм, он был освящён во имя Преображения Господня. Игумен Митрофан был уволен на покой 25 января 1867 года. С 1867 по 1885 годы в обители сменилось 11 игуменов. Следствием этого стал упадок монашеской жизни. В ночь на 26 сентября 1884 года, проживающие в монастыре Георгий Рядцин и Николай Щипунов ограбили и подожгли Богоявленскую церковь. 25 ноября 1885 года игуменом монастыря назначен соловецкий наместник, иеромонах Питирим. Новую тёплую деревянную Богоявленскую церковь начали строить в 1887 году. В августе 1888 года она была построена, а 15 января 1889 года освящена. Во многих описаниях монастыря указано, что в 1885 г. из часовни над гробницей Серапиона и Авраамия была устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. Однако в Епархиальных Ведомостях за 1897 год, есть сообщение из Кожеозерского монастыря о грозе случившейся 11 августа. Там интересное описание монастыря и его храмов: " …Удар, последовавший в 10 час. 40 мин. вечера, не прошел даром, — молния ударила в колокольню при деревянном Богоявленском храме в фонарь ниже креста с северной стороны и, пробивши обшивку, вышла с южной стороны, образовав опаленные кругом отверстия, каждое в диаметре около двух вершков, затем прошла к колоколам, и ниже перил оторвав две доски обшивки, и далее по проволоке, протянутой на колокольню из Предтеченской деревянной церкви для отбоя часов во время неусыпного чтения псалтири, прошла в Предтеченский храм, где в мелкие дребезги разбила стекла в киоте образа Тихвинской Божией Матери, выбивши и деревянные переплеты киота, но образа Богоматери и висевшей пред оным лампады нисколько не повредила, хотя киот с левой стороны образа — ниже к полу — молнией поврежден и расколот.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Петром в кон. 1631 г., с братской школой. 30 дек. 1631 г. шляхта Киевского воеводства от всех «уписных» членов К. б. дала заверение Петру (Могиле) в том, что он как старший братчик будет не только пожизненным «блюстителем» и опекуном объединенной школы и братской церкви, но и Братского мон-ря со всеми имениями, будет заведовать ими в сотрудничестве с «годичными старостами» К. б. из шляхтичей - членов братства, не нарушая, однако ж, ставропигиального статуса братства. Под посланием стоят подписи 32 чел., первыми подписались Луцкий еп. Исаакий (Борискович) и Туровский еп. Авраамий (грек, рукоположен патриархом Феофаном). Остальные подписи принадлежат киевским шляхтичам, среди к-рых выделяются 2 земских чиновника: чашник Филон Стрибиль и кладовщик Ян Струсевич. 10 подписей сделано кириллицей, остальные - на польском. Это наиболее полный список членов К. б. 5 янв. 1632 г. почти идентичное обращение к Петру (Могиле) направил митр. Исаия (Копинский), к-рый обратился от собственного имени, от правосл. епископов и от членов К. б. Обращение помимо митр. Исаии подписали Афанасий (Пузына) и Туровский еп. Авраамий, которые в это время принимали активное участие в деятельности К. б. 12 марта 1632 г. аналогичное послание Петру (Могиле) направили запорожские казаки во главе с гетманом И. Д. Кулагой-Петражицким, они обещали защищать братские монастырь, школу, богадельню и имения. Киевские братчики упомянуты в послании после духовенства, правосл. шляхты и жителей Киевского воеводства. В послании содержится информация об управлении К. б.: упомянуты выборные «дорочные» старосты, а также «сполна рада всего братства». 17 марта 1632 г. гетман приказал своему киевскому атаману не препятствовать власти печерского архимандрита над К. б. и школой. Предоставление Петру (Могиле) почти абсолютной власти над К. б. говорит о фактическом уничтожении прав ставропигии братства. В завещании Петр (Могила) оставил «отцам-коллегиатам Киевского Богоявленского братства» 20 тыс. злотых (имения Мухоеды и Опачица).

http://pravenc.ru/text/1684575.html

Ист.: ИИМК РАН. Фототека; РГИА. Ф. 1488. Оп. 2. Д. 265; ПСРЛ. Т. 5. Стб. 199; Т. 15. Стб. 486; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Костромская земля: Краевед. альманах. Кострома, 1999. Вып. 4. С. 68-78; Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 271, 284. Лит.: Островский П. Ф., прот. Ист. описание Костромского Успенского кафедр. собора. М., 1855; Максимов С. В. Авраамиев монастырь и г. Чухлома//Живописный сб. СПб., 1858. 1-2. С. 22-25; Разумовский М. А. Чухломский Преображенский собор//Костромские ГВ. 1858. 16. С. 159-160; Чухломский Авраамиев Городецкий мон-рь. Кострома, 1859; Беляев И., свящ. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895; Сырцов И. Я., прот. Древние памятники самозащиты и благочестия г. Солигалича. Кострома, 1899; Рыбин К. Г. Краткие сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 12; А. С. Из архива ИАК: 3: Костромская губ. (с 196 рис.)//ИИАК. 1909. Вып. 31. С. 67-296; Титов А. А. Летопись Костромского Богоявленского мон-ря. М., 1909; он же. Летописец Воскресенского мон-ря, что у Соли Галичской//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 39-48; Краткие стат. сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911; Лукомский Г. К. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы//Старые годы. СПб., 1913. Янв. С. 21-41; он же. Старинные церкви Костромской губ. Пг., 1916; Лукомский В. К., Лукомский Г. К. Кострома: Ист. очерк и описание памятников худож. старины. Кострома, 1913; Иванов В. Н., Фехнер М. В. Кострома. М., 1955; Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971; Кудряшов Е. В. К вопросу о первоначальных формах Успенского собора в Костроме//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 146-150; он же. Костромское каменное зодчество XVII в.: Его особенности и пути развития: Дис. М., 1975; он же. Солигалич. Кострома, 1987; он же. Худож. культура Костромского края XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Кто же после преп. Сергия и Германа устроил иночество на Валааме – неизвестно. За ними мы встречаемся уже с Иоакимом, который управлял Валаамским братством в первой и в начале второй половины Х века и называется уже в рукописном памятнике Валаамского монастыря игуменом. За ним Валаамским игуменом был Феогност, имя которого встречается по рукописи о житии преподобного Авраамия Ростовского под 960 г. по Рождестве Христовом. Во дни Иоакима и особенно Феогноста, Валаамское иночество имело уже правильное устройство. Там были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания, или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был храм во имя Пресвятой Троицы. Братия обители тщательно проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрещенных. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. С этого времени начинается историческая судьба Валаамской обители. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит преп. Авраамий, основатель Ростовского Богоявленского монастыря, постриженик Валаамской обители. Вот что говорит о нем рукопись о житии, находящаяся в библиотеке Валаамского монастыря. Мы приведем рассказ ее в сокращении: «Сей убо блаженный Авраамий чудотворец от предел Галических, града, нарицаемаго Чухлома, богату родителю сын, но неверных; имя ему наречено почухломски Иверик. Он от рождения своего был разслаблен неисцельною болезнию, лежа на одре своем осьмьнадесят лет. Приходящие же ко отцу его купцы из дальних стран из Новограда, из Пскова и из Немец, торгуя со отцем его, видевше же отрока того в болезни суща, утешали его своим посещением, беседуя с ним и сказуя о вере Господа нашего Иисуса Христа. Слышав же сия той отрок Иверик от Новгородцев и от Пскович о Христе Бозе нашем, удивися зело, и отпусти их с миром. «Сам же, лежа на одре своем, размышляя и удивляяся, глаголя в себе: како мой и мати мнозех богов имут и требы творят им велия; помощи же мне в толико лет никоея несть от них, у Новгородцев же един Бог в Троице славимый и единою верою от них токмо славится, и такова многа человеком исцеления подает и мертвых воскрешает, и аще бы той Новгородцев единый Бог Вседержитель, в Троице славимый, дал мне облегчение, по их извещению, ныне, то пошол бы в их страну и нашел бы их Бога Иисуса Христа и веровал бы в Него, яко же и они.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богородицы,– Лаврентьевская летопись под 1239г. 2, издание стр. 445.] Монастырь Никитский мог существовать и до нашествия Монголов; но, относя жизнь Никиты к последующему времени, мы будем иметь и свидетельство о нём (читаемое в житии Никиты) из этого позднейшего времени. б) Область Ростовская. В Ростове: 1 . Богоявленский, впоследствии Богоявленский Авраамиев, находящийся подле города, с его северного или Ярославского края. Неизвестно когда основан и упоминается в первый раз уже после нашествия Монголов, под 1261г. (Лаврентьевская летопись), но с титулом архимандритии, т. е. старейшего по степени из всех монастырей Ростовской области, на основании чего есть вероятность относить его уже к периоду до-монгольскому и считать вообще более или менее древним. О мнимом основателе монастыря преподобном Аврамии сейчас ниже. 2 . Петровский, находящейся также за городом, в полуверсте далее от Богоявленского. Также неизвестно – когда основан, но не позднее конца XII века (Пахомий, поставленный в епископы ростовские из игуменов Петровских в 1214г., был игуменом монастыря 13 лет,– Лаврентьевская летопись под 1214 и 1216 годами.– Житие преподобного Петра, царевича Ордынского, о котором скажем в следующем периоде, легендарно усвояет основание монастыря этому последнему). [Под 1230г. упоминается в Ростове Спасский Княгинин монастырь,– Никоновская и Воскресенская летописи.] В Ярославле: 3 . Монастырь Спасский, основанный князем Ростовским Константином Всеволодовичем в 1216г. (Лаврентьевская летопись; в этом же году заложена и его каменная церковь , чего в списке каменных церквей не указано). О мнимом основателе Богоявленского монастыря преподобном Аврамии. Основание Ростовского Богоявленского монастыря усвояется преподобному Аврамию, который будто бы жил при великом князе русском Владимире святом, т. е. крестителе Руси, и при удельном Ростовском князе св. Борисе... Житий преподобного Аврамия известно три и именно в отношении к объёму – пространное, среднее и краткое. Между этими тремя житиями действительное житие есть среднее, а что касается до остальных двух, то краткое есть проложное сокращение среднего или действительного жития, а пространное есть позднейшее его распространение, сделанное не ранее конца XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010