Постановили: Слушали: Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения о назначении ректора Саратовской Духовной Семинарии. Постановили: В связи с кончиной Преосвященного Архиепископа Саратовского и Вольского Александра назначить ректором Саратовской Духовной Семинарии Преосвященного Епископа Саратовского и Вольского Лонгина. Слушали: Рапорт Преосвященного Епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана о благословении на открытие мужского монастыря во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в урочище Калагур Рыбницкого района ПМР и о назначении наместника обители. Постановили: Слушали: Прошение Преосвященного Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия о преобразовании Софийского прихода г. Алматы Республики Казахстан в Иверско-Серафимовский женский монастырь (существовал в г. Верном/ныне г. Алматы/с 1908 по 1921 год). Постановили: Благословить преобразование Софийского прихода г. Алматы Республики Казахстан в Иверско-Серафимовский женский монастырь для возобновления в нем монашеской жизни. Слушали: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Казанского прихода г. Данилова Ярославской области в Казанский женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. Постановили: Слушали: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Постановили: Благословить преобразование Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Слушали: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Миропии (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Магдалины (Сельской).

http://mospat.ru/archive/86342-zhurnaly-...

По преданию, он сокрушил языческого идола Велеса. На стенах церкви помещена история, основанная на его житии. На первой фреске изображена сцена пострижения Авраамия в монахи. Далее рассказывается о том, как он собрался ехать в Царьград, чтобы обратиться с молитвой за помощью к Иоанну Богослову. Однако по дороге Царьград, недалеко от Ростова, Иоанн явился Авраамию. Апостол дал Авраамию жезл с крестом, которым можно было повергнуть идола. И Авраамий сокрушил этим жезлом Велеса. Идол изображен на постаменте в виде фигуры мужчины в короне. На месте, где был повержен Велес, святой основал Богоявленский монастырь. На фресках церкви Иоанна Богослова также изображен сюжет, в котором демон, превращаясь в воина, оговаривает Авраамия перед ростовским князем Владимиром, рассказывая о том, что святой утаил от князя огромные богатства. Авраамия доставляют на суд, по пути его подвергают позору. На фреске художник изобразил Авраамия в женских сапогах на высоких каблуках. Авраамий предстает перед князем на суде. Завершения этой истории в росписи храма нет. В житии сказано, что во время молитвы святого демон открывает свою истинную сущность. Князь просит прощения у Авраамия и щедро его одаривает. Исследователи отмечают, что «во всех трех циклах росписи стен прослеживается единая линия повествования. Жизнь и учение Христа получают продолжение в деяниях его учеников, а продолжателем дела апостола становится, в свою очередь, преподобный Авраамий Ростовский. Так создатель программы росписи подчеркивает преемственность местной ростовской священной истории от истории общехристианской». Выражением преемственности становится явление Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Благодаря этому событию ближайший ученик Иисуса Христа становится у истоков крещения жителей Ростовских земель. Роспись галереи, окружающей церковь Иоанна Богослова с трех сторон, к сожалению, плохо сохранилась. Некоторые из фрагментов полностью утрачены. На стенах галереи изображены Деяния и Страдания апостолов. Надвратная церковь Иоанна Богослова построена в 1683 г.

http://sobory.ru/article/?object=00588

В монастыре было две каменные постройки - Богоявленский собор и церковь Сергия Радонежского с трапезной. Подробная опись имущества, содержащая двадцать страниц рукописного текста, позволяет представить богатства монастыря - ни одна другая обитель Коломны не имела их в таком количестве. Вкладчиком был сам государь, царь и великий князь Иван IV Васильевич. Он пожертвовал золотую монету-привеску и большую поставную свечу к храмовому образу Богоявления. Не оставляли вниманием монастырь и коломенские владыки. Особенно важно, что в монастыре к концу правления Ивана Грозного сложилась очень большая по средневековым меркам библиотека - 137 книг; в том числе 22 на пергаменте (не позднее начала XV в). С XVII века начинается период расцвета святой обители. В городе и уезде монастырь признавался самым крупным и авторитетным. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что в Земском соборе 1613 года участвовал настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. Он подписал Утверждённую грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. В 1653 году Коломну во время путешествия по России посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его секретарь, архидиакон Павел Алеппский составил описание дальнего путешествия, в том числе и некоторых коломенских храмов. 16 августа 1653 года восточный патриарх посетил Голутвинскую обитель. Его торжественно встретили согласно обычаю, после чего архиерей проследовал в храм Богоявления. " Всход в эту церковь чудный, высокий, с трёх сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя " , - писал архидиакон Павел Алеппский. В соборе Патриарху показали древний храмовый образ Богоявления Господня и после вечернего богослужения путешественники проследовали в Сергиевскую церковь " весьма древнюю и красивую, соединённую с трапезной. Меж двумя церквами стоит высокая звонница с приподнятым куполом " . После воцарения Петра I и начала его реформ в церковных кругах формируется мощная оппозиция преобразованиям. Начинается скрытая и открытая критика нововведений. Дерзнувших на это подвергают репрессиям и ссылают в " надёжные " монастыри. К таковым принадлежал и Голутвин монастырь. В 1697 году сюда ссылается монах Авраамий, письменно обличавший Петра Великого. В истории монастыря это был единственный случай, когда обитель становилась местом ссылки опальных людей. Вскоре Пётр решил необходимым знать объём и состояние имущества монастырей для использования имущества в интересах государства. По всей стране рассылаются чиновники для повсеместного описания обителей. В 1701 году в Голутвин приехал близкий сподвижник Петра стольник Иван Кикин, составивший подробную опись. В 1707 году Голутвинские настоятели по указу царя получают сан архимндрита, в том же году по указу Петра изымаются драгоценные металлы из ризниц.

http://sobory.ru/article/?object=01135

2. Утвердить монахиню Екатерину (Гаеву) настоятельницей Казанского женского монастыря г. Данилова Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Патриаршего подворья в бывшем Авраамиевом Богоявленском женском монастыре г. Ростова Великого в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумении Миропии (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области и о назначении на эту должность монахини Магдалины (Сельской). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Миропию (Юрченко) от обязанностей настоятельницы Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области. 2. Утвердить монахиню Магдалину (Сельскую) настоятельницей Алексеевского женского монастыря г. Углича Ярославской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана о преобразовании Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь и об утверждении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. 2. Утвердить иеромонаха Амфилохия (Кузнецова) наместником Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря с. Юношеское Грязовецкого района Вологодской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия об утверждении монахини Евгении (Подолещенко) настоятельницей Никольского женского монастыря г. Приволжска Ивановской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4891810.ht...

2) в 1628 году монастырь Никольский над Волховом на устье реки Полисти, а в монастыре храм каменный во имя Николая Чудотворца, келья новая и две ветхих; в них живут Священник чёрный Дионисий; за монастырём двор конюшенный; пахотной земли на 10 четвертей»; 3) В 1688 году кроме сего означена другая церковь с трапезой каменная во имя Св. Иоанна Богослова а вотчины и угодья в Грузинском, Коломенском и Полистском погостах. Из Настоятелей в крепости, в 1682 году монастырю данной, упоминаются: 1) Игумен Варлаам, бывший в 1617 году; 2) Строитель Киприан, в 1672 году; 3) Мисаил, в 1676 году; 4) Ипатий, Строитель, в 1682 году. В 1686 году, Декабря 4, этот монастырь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до совершенного упразднения своего. Ныне в Полистском погосте находится одна церковь каменная во имя Св. Николая Чудотворца. Положения Пояса Пресвятой Богородицы пустынь Положения Пояса Пресвятой Богородицы Аврамиева Чухломская пустынь . Мужская, упразднённая. Находилась в Галицком уезде и принадлежала к Синодальной области, а писалась: Чухломской осады положения пояса Пресвятой Богородицы Аврамиевой великой пустыни монастырь. В III части Истории Российской Иерархии, на стр. 63 ошибочно сказано о ней: АВРАМИЕВА Ризположенская. PDF стр. 64. Абзац начало «АВРААМИЕВА Крестьян было за этой пустынью 254 души. Полоницкий или с Полонища Екиманский монастырь См. Екиманский Полоницкий. Полоницкий Нововознесенский монастырь Упразднённый. См. Нововознесенский с Полонища. Полоницкий или с Полонища Успенский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Губернском городе Пскове. Полотский Борисоглебский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Могилёвской Епархии в городе Полоцке. Настоятельство было в этом монастыре Архимандричье. Из Настоятелей известнее всех Игнатий Гевлевич, произведённый в Архимандрита из Игуменов Полоцкого братского Богоявленского монастыря по нижеследующей грамоте. «От Царя и Великого Князя, Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца; в Полоцк Богомольцу Нашему Каллисту, Епископу Полоцкому и Витебскому. Указали Мы, Великий Государь, Богоявленского монастыря, что в Полоцке, Игумена Игнатия совершить в Архимандриты, в Борисоглебский монастырь, что в Полоцке; и как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придёт, и ты бы по Нашему, Великого Государя, указу Богоявленского монастыря Игумена Игнатия совершил в Архимандриты в Борисоглебский монастырь, что в Полоцке: и тот Борисоглебский монастырь приказать ему ведать, и меж братии, и служек, и служебников расправу чинить. А которого месяца и числа его, Игумена Игнатия в Архимандриты поставишь, и в том Борисоглебском монастыре быть велишь, и ты бы для ведома о том к Нам, Великому Государю, к Москве отписал. А отписку велел подать в Патриаршем разряде Патриаршему Боярину, Борису Ивановичу Нелединскому да Дьякам Ивану Колотилову да Ивану Калитину. Писан на Москве, лета 7168 Декабря в 10 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Удивленный народ следовал за возами, пока они не въехали в Богоявленский монастырь, московское подворье Троицкого монастыря. Вышедшие из монастырских ворот иноки удивились стечению народа и сказали, что никаких возов и приезжих из Троицкой лавры не видели. Народ недоумевал; извещенный о приезде троице-сергиевских посланцев царь Василий гневался на келаря Авраамия, что тот не отправил их первым делом к нему. Возы и посланцев искали на подворье, но не нашли. С тех пор, однако, на подворье началось изобилие «хлебов и всякого брашна», польза от которого была всему городу. В завершение говорится, что это произошло в тот же день, когда «явися преподобный в монастыре пономарю Илинарху, глаголя, яко послах к Москве трех ученик своих», и читатель отсылается к комментируемому нами месту (см.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 200–202). 470 ...х Колязину монастырю... – Троицкий Калязин мужской монастырь, основанный в 1444 г. напротив впадения в Волгу речки Жабны. 471 ...и Иван Заруцкой... – Заруцкий Иван Мартынович – ум. в 1614 г., руководитель казачьих отрядов, поддерживал Лжедмитрия II, служил в пользу польско-литовских интервентов, чинил препятствия народному ополчению К. Минина и Пожарского. Был казнен как предатель. См. также коммент. к «Житию архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия». 472 ...съ Яковом Пунтосовым... –Якоб Понтус Делагарди (1583–1652), шведский полковник (барон Колькский и Рунзский, впоследствии – за военные заслуги – возведен в графское достоинство, государственный маршал, президент военной коллегии Швеции и др.; отец его Понтус Делагарди прославился своими завоеваниями в Ливонии в последние годы царствования Ивана Грозного); опытный военачальник, возглавил вспомогательный отряд наемников, состоявший из шведов, французов, немцев, шотландцев, направленный в помощь войскам Василия Шуйского по выборгскому договору 28 февраля 1609 г. Отряд находился в распоряжении М. В. Скопина. 473 ...и с Велгоремъ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в храме Григория Богослова сохраняется часть мощей св. Артемия Веркольского, а в числе старинных икон обращают на себя внимание: огромный образ Спасителя из упраздненной в XVII веке Спасской пустыни и образ Божией Матери «Неопалимыя Купины». С 1886 года в храме находится копия с чудотворного животворящего креста Господня, явленного при Ростовском архиепископе Дионисии, 29 мая 1423 года, в Никольском погосте, Ростовского уезда. Крест помещается в первой части Григорьевской церкви в углу у окна, под резною вызолоченною сенью. Изображение распятого Спасителя сделано во весь рост человека, по сторонам стоят изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Все фигуры воспроизведены художественно и производят неотразимое впечатление. Св. крест пожертвован Ростовским обществом взаимного от огня страхования недвижимых имуществ. 21 Подлинные царские врата в Иоанно-Богословскую деревянную церковь были принесены из храма Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря; на них находится следующая надпись: «Лета 7070 г. месяца августа 29 дня, на память усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, совершены двери сия в дом Богоявлению Христа Бога и Чудотворцу Айрамию, в Ростове, при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руссии, при архиепископе Ростовском Никандре, при архимандрите Богоявленском Ионе. Резал инок Исаия». 22 Св. Григорий Пельшемский, из рода Галичских дворян Лопотовых, в ранней юности принял пострижение в Ростовском Затворе (около 1400 года); был настоятелем Спас-Песковского и архимандритом Богоявленского Авраамиева монастырей в Ростове, но, тяготясь настоятельством и чувствуя неодолимое влечение к безмолвной жизни, удалился в дебри вологодские, и на берегу реки Пельшемы основал обитель, впоследствии Богородицкий Пельшемский монастырь, где теперь под спудом и почивают мощи святого основателя. Читать далее Источник: Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова : С портр. авт. и рис. - Изд. В.А. Талицкого - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 87 с., 1 л. портр. : ил. (Предисл.: В. Т[алицкого]).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Мы все это храним в своей памяти, так же как храним и годы Великой Отечественной войны. Смоленск принял удар во много раз превосходящей силы врага. Он не мог в 1941 году сдержать натиск на Москву, но Смоленск и Смоленщина были местом партизанской борьбы. Мы знаем, какое огромное значение наш город сыграл в Великой Отечественной войне, как знаем, что именно здесь, на Смоленской земле, произошла, может быть, самая страшная трагедия Великой Отечественной войны, о которой много не говорили. Здесь Богородицкое поле, здесь место массовой гибели наших солдат и мирного населения. Здесь Соловьева переправа, под которой воды Днепра смешались с кровью. Здесь величайший подвиг и величайшая трагедия, которая, тем не менее, внесла и свой вклад в последующую победу. Нельзя не вспомнить и послевоенные годы, разруху и голод, как люди жили в крепостных стенах, в сараях и землянках. Я застал то поколение смолян, которые делились со мной этими воспоминания. И ведь отстроили город, возродили жизнь на Смоленской земле. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто мирным трудом воссоздал жизнь на Смоленщине. Непростыми были и 1990-е годы. Я помню, как на этой площади, на которой вы стоите, мы, собирая продукты и одежду где только могли, хранили их в этом Богоявленском соборе и раздавали нуждающимся смолянам, а их были тысячи. Но и то тяжелое время позади. Сегодня страна наша набирает сил, и сегодня Смоленск явил совершенно иное лицо обновленного города — красивого, уютного, такого милого вашим сердцам и моему сердцу. Мы не можем сегодня не вспомнить и об особо духоносных личностях и духовно важных событиях в истории Смоленска. Я уже сказал о подвиге мученика Меркурия. Но как не сказать об интеллектуальном, духовном, научном подвиге святого преподобного Авраамия Смоленского, монастырь которого также возрождается сегодня в городе нашем, того самого Авраамия, который был интеллектуальным светочем средневековой Руси. Вокруг него была целая школа, у него были ученики, и знание, образованность, духовная проницательность и опыт преподобного Авраамия распространялись из Смоленска по всей Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3200694.ht...

В описи 1763 г. об этой церкви сказано: «Между Богоявленской и Сергиевской предельная во имя Федора Стратилата, длиною 5 сажен, шириною 2,5 саж., крытая тесом». Отсюда как будто следует, что эта церковь размещалась в отдельном здании. На упоминавшейся миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича» непосредственно между этими храмами никакой церкви не показано. Книга с миниатюрой датируется 1672–1673 гг., то есть она создана через 11–12 лет после возведения церкви св. Федора Стратилата. Возможно, миниатюра изображает пространственную ситуацию этого кусочка Кремля на момент события, а именно на тот день 1613 г., а именно на субботу 20 февраля, на первой неделе Великого Поста, после обедни, когда на подворье Троице-Сергиева монастыря пришли депутации москвичей, просивших об избрании на царство Михаила Романова. Келарь Троице-Сергиева монастыря, сподвижник Дмитрия Пожарского Авраамий Палицын, находившийся в это время в Москве, в своей книге «Сказание о осаде Троицкого монастыря» сообщает, что «в Богоявленский монастырь на Троицкое подворье приходили многие дворяне и дети боярские и гости многих разных городов; и атаманы и казаки открывали ему свою мысль и благое изволение избрать именно Михаила. Приносили об этом и свои писания, моля старца да возвестит о сем державствующим тогда боярам и воеводам. Старец от великой радости исполнился многих слез и скоро пошед возвестить о том всему освященному собору и боярам и воеводам и всему Синклиту, которые, слышавше, благодарили Бога о преславном начинании». Поверившие этому тексту историки стали утверждать, что избрание Михаила происходило на Троицком подворье. Именно эта встреча старца Авраамия Палицына с депутациями москвичей и является центральным событием миниатюры, а не демонстрация красоты Сергиевской церкви, что хорошо видно на наиболее полной публикации ее в издании книги А. Ф. Малиновского «Обозрение Москвы». Старец Авраамий, прославившийся позднее при обороне Троицкого монастыря в 1618 г., стоя на северной паперти Богоявленского собора перед москвичами, читает свиток, в котором, видимо, содержится проект их послания Собору.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Роспись монастырям Ростовской епархии. Ростов – Богоявленский монастырь и чудотворца Авраамия, Борисоглебский монастырь на устье, Спасов – на песках, Троицкий у варниц, Петровский, Николаевский на Бою, Андреевский монастырь на посаде; Ярославль – Спасов монастырь, Толгской, Александрова пустынь, Пречистой Богородицы Ламская пустыня, Афанасьев на посаде, Воскресенский на Обноре реке, Вознесенский на р. Обноре же, Рождественский в Ноксове, Рождественский на Алдоме; Углич – Воскресенский монастырь на посаде, Алексеевский, Покровский, Никольский Улеменский монастырь, а ныне приписан к Воскресенскому монастырю, что на Петре, Афанасьевский монастырь на Мологе, а ныне приписан к тому же Воскресенскому монастырю, Учемский, Шалотский монастырь – Гурьева пустыня, Никольский Мединский. Романов – Богоявленский Островский монастырь; Пошехонье – Андреянова пустынь, Златоустовский монастырь, Троицкий монастырь – Рябинова пустынь, Никольский Тропский монастырь, Никольский Выксинский монастырь; Устюг Великий – Архангельский монастырь, Троицкий-Телегов, Троицкий Гляденов, Никольский Прилуцкий, Ивановский; Соль-Вычегодская – Введенский, Борисоглебский, Никольский Коряжский; Соль-Тотемская – Преображенский – Суморин монастырь. А что за каким монастырем крестьян и бобыльских дворов про то неведомо, а ведомо про то в посольском, да поместном приказах. Преосвященного Симеона, м. смоленского и дорогобужского стряпчий Василий Истомин в приказе большого дворца боярину и дворецкому кн. Василию Феодоровичу Одоевскому с товарищами сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастыри: в г. Смоленске – Авраамиевский монастырь, Троицкий, Вознесенский девичий; в Дорогобуже – Болдин монастырь, Бизюков, пустыня Свирсковы Луки; в г. Рославле – заводится Спасский монастырь вновь, а в нем живут 4 брата, в г. Белой и уезде монастырей нет. А что есть за теми монастырями великого государева жалованья крестьянских и бобыльских дворов, того мне не ведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленского, о том моя и сказка. Сказку писал подъячий митрополичьего казенного приказа Родька Степанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010