Следующий богослужебный круг – годовой. Внутри годичного круга можно выделить как бы два пласта: цикл подвижных праздников и цикл праздников неподвижных. Подвижные праздники – это праздники, связанные с Пасхой. Наверное, вам известно, что православная Пасха отмечается в первый воскресный день после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. При условии, что таким образом вычисленный день не предваряет иудейскую Пасху и не совпадает с нею. А иудейская Пасха всегда совершается 14-го нисана (нисан – один из месяцев лунного календаря). Вот ответ на вопрос, почему Пасха передвигается. У людей, далеких от Церкви, возникает иной раз недоуменный вопрос: почему же Пасха перемещается? Неужели христиане сами не знают, какого числа воскрес Христос? Знают. Но дело в том, что мы знаем, когда это произошло по лунному календарю, и знаем, что произошло это в первый день после субботы. Именно такому счету времени мы и следуем, а не тому, который принят y нас сейчас (не солнечному календарю). Я пока не давал определения богослужебных книг, но предполагая некоторую подкованность аудитории и забегая немного вперед, скажу, что с Пасхой связаны такие богослужебные книги, как Триоди. То есть весь цикл великопостного богослужения, естественно, зависит от времени наступения Пасхи. И точно так же – весь цикл богослужений Св. Пятидесятницы, или цветной Триоди, зависит также от наступления Пасхи. Это все более или менее понятно и очевидно. Менее очевидно – как завязана последовательность гласов с Пасхой, иначе говоря, каким образом связаны с Пасхой богослужения Октоиха? Очень простым: неделя Антипасхи всегда бывает первого гласа. Светлая седмица не имеет собственного гласа, там каждый день поются воскресные песнопения разных гласов, осуществляется как бы, образно говоря, парад гласов. А начиная со следующей седмицы, т.е. после недели о Фоме, поются песнопения первого гласа, а далее гласы чередуются: с первого до восьмого. После восьмого гласа снова наступает первый, и все повторяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во времена, когда предписанное Типиком уставное чтение исполнялось, синаксари читались по шестой песни великопостного воскресного канона. Понять причину такого расположения синаксарей в Триоди поможет труд профессора Киевской духовной академии Михаила Скабаллановича «Толковый Типикон». Современный канон любой богослужебной книги представляет собой девять песней со своими ирмосами и тропарями. В нынешнем каноне поется только ирмос, а чтению подлежат тропари. Не так было до XVII века в России. Ирмос и тропари, за ним следуемые, изначально есть гимны, их положено петь, а не читать, что и делалось в Российской Православной Церкви до указанного времени. Однако песенное исполнение канона удлиняло и без того продолжительную службу. Чтобы как-то дать отдохнуть и настроить внимание верующих на смысл пения, были придуманы междопесния. Канон делился двумя вставками на три части: с первой по третью, с третьей по шестую, с шестой по девятую песни. Вставки произвели после третьей и шестой песен. Их предназначение было противоположным канону по характеру: хвальба заменялась молитвой, вместо сложного напева канона употреблялся текст с более простым, взамен пения исполнялось чтение. Так появились в каноне малые ектении, седальны, кондаки и икосы и интересующие нас чтения синаксарей, в славянской традиции — прологов, а синаксарей в Триоди. О древности междопесния говорит дата их появления — VI–VII века. Из всего сказанного становится понятной одна из причин исчезновения практики чтения синаксарей Триодей постной и цветной в Российской Церкви. Сокращение богослужения, чтение тропарей канона (с XVII века), а не пение их — всё это приводит к факту ненадобности для верующего отдыхать, а раз так, то исчезает и необходимость в длинных чтениях житий и историй праздников. Но это не единственная причина исчезновения из богослужебной практики чтения синаксарей. Причины забвения синаксарей Возможные причины тому следующие: а) закономерная тенденция к сокращению Всенощного бдения (которое в российских условиях, особенно в приходской практике, не могло оправдывать своего названия); б) излишняя «эстетизация» бого­служения, воспринимаемого в качестве музыкально-драматического целого, «прозаические» вставки в которое представлялись излишними (аналог: проповедь после чтения Евангелия, будучи обязательным литургийным элементом, со временем превратилась в факультативное приложение после отпуста); в) быть может, сыграла свою роль и реакция на протестантское «проповедничество»: дескать, у нас не только псалмы, но и тропари и стихиры «боговдохновенны», и не нужны нам длинные чтения, прерывающие красивый му­зыкально-драматический ­спектакль под названием «Всенощная».

http://azbyka.ru/missiya-sinaksarej

Более того, мы помним, что в 1909 году Святейший Правительствующий Синод одобрил издание отредактированных текстов Постной Триоди, подготовленных комиссией под председательством будущего Патриарха Сергия, а двумя годами позже благословил издание исправленной Цветной Триоди и продолжение работ комиссии по исправлению Октоиха и Миней (довести этот труд до конца не позволила революция). Однако главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения. Эта учительная задача никак не отменяет необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность; неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма, которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами. Все это не требует больших усилий при внимательном и ответственном отношении к богослужению, любви к нему. В сфере просвещения людей также есть достаточно много несложных способов помочь мирянам хотя бы на базовом уровне. В своем позапрошлогоднем докладе на епархиальном собрании я приводил пример того, как в некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую. Полезно на праздники и Великим постом читать после 6-й песни канона синаксарь или краткое житие святого на русском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/5550814.ht...

Такое указание мы находим в одном служебнике XIII века, 88 в триоди постной и цветной XIII же века 89 и в некоторых служебниках века XIV. 90 Предположим даже, что в позднейших из указанных богослужебных книг существование в чине утрени великого славословия возможно объяснить влиянием устава Иерусалимского, который уже существовал в России во второй половине XIV века и по которому указанная особенность Студийского устава входила в состав каждой утрени; но за то с этой точки зрения ни в каком случае не может быть объяснено существование в чине утрени великого славословия в XIII веке, когда Студийский устав был господствующим в России и Иерусалимский устав был совершенно неизвестен в ней. Подтверждается наше понимание приведенных слов Студийского устава также и тем, что при существовании по этому уставу только простой утрени, на которой: тогда как и теперь, великое славословие только читалось, утреня великой субботы с пением этого гимна составляла исключение из обыкновенного чина утрени и совершенно естественно могла вызвать замечание составителя устава относительно пения великого славословия, что никогда нет обычая делать это, исключая указанного случая. Наконец, доказательством того, что чтение великого славословия входило в состав утрени по уставу Студийскому, служить до некоторой степени самое название: «утреннее пение». При совершенном отрицании существования в чине утрени великого славословия по этому уставу подобное название теряет всякий смысл. Слово «пение» не должно смущать нас, когда мы защищаем обычай только чтения на утрени великого славословия по уставу Студийскому, потому что это слово употреблено составителем устава, нужно думать, в значении «гимна», так что сказать: «утреннее пение», это значить «утренний гимн», без означения способа его произношения посредством чтения или пения. Кроме общих черт отличия от современного нам устава. Студийский устав представляет также, как было уже замечено, не мало частных отличий богослужебного порядка по нему, как в отправлении службы по триодям, постной и цветной, так и в отправлении службы по минее и октоиху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? вся прах и сень. Темже пощади Спасе, всех нас». «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, Просвещение душ наших».    По своему исследованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТЫ МЯСОПУСТНОЙ    На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами.    На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» и «Тебе стену и пристанище имамы».    После рядовой 16 кафизмы, малой ектений и седальна Октоиха поются Непорочны: 17 кафизма (разделяемая на 2 статии). По обычной практике, при пении Непорочное священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу — тетраподу (т.е. к «кануну»).    Первая статия начинается пением «Блажени непорочнии» (поются первые 2 стиха). Священник читает псаломские стихи; в это время хор к каждому стиху поет тихо припев «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (петь «Аллилуиа» не положено). После 91 стиха хор поет 92—93 стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов, повелений) Твоих, яко в них оживил мя еси». После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас «Боже духов».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Имеет ли Октоих какое-нибудь преимущество в сравнении с прочими песенно-Богослужебными книгами? Имеет. Так, по составу своему Октоих в кратком виде заключает в себе все службы и всем святым, какие в пространном виде находятся в прочих Богослужебных книгах. Например, в постной Триоди – службы покаянные: в понедельники и вторники всех гласов Октоиха помещены также службы покаянные. В цветной Триоди службы радостные: таковы же и воскресные службы Октоиха. В месячных Минеях – службы порознь Апостолам, пророкам, святителям и всем прочим святым, по их именам, а в Октоихе службы – общи всем святым. В понедельник, например, службы Ангелам, во вторник – св. Предтече, в среду и пяток – честному Кресту и Богоматери, в четверток – св. Апостолам и св. Николаю, в субботу – всем святым и об усопших. На повечериях всякой седмицы читаются общие каноны Богоматери. Вообще по внешнему составу Октоих можно почесть основанием всех других Богослужебных книг. Ибо он служил образцом для их составления, как по отношению к известным службам, так и по самому их напеву. Из сего видно, что Октоих в Богослужении, при недостатке, может заменить прочие Богослужебные книги. По внутреннему содержанию Октоих кратко содержит то же учение веры, какое пространно находится в прочих упомянутых книгах. Нужно ли знать учение Церкви о Боге и Триипостасных Его свойствах? Оно заключается в Троичных канонах Октоиха. Хотим ли иметь понятие, согласное с учением Церкви, о воплощении Бога Слова, о двух Его естествах, волях, действиях, о приснодевстве Богоматери, об Ангелах, апостолах, пророках, мучениках, преподобных, о почитании святых, о поклонении кресту, о поминовении усопших, вообще обо всем домостроительстве нашего спасения? Об этом говорят Богородичные догматики, стихиры, тропари, каноны и прочие песни Октоиха. Самое употребление в Церкви Октоиха преимуществует перед употреблением прочих песенных книг. Тогда как сии последние в известные времена года употребляются в Церкви, а в известные – не употребляются. Октоих поется во весь год.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

За «Достойно» – ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь, и воскрéсе спасаяй нас». После отпуста совершается благословение хлéбов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлéбов и пять тысящ насытивый! Сам благослови хлéбы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящáяй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Хлебы раздробляются и раздаются верущим. На трапéзе разрешается ястие без масла. Если освящение куличей и пáсох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа – «Егда снизшéл». После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов. Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Глава 1. Полунощница, утреня, часы, Литургия и вечерня Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20–30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы, по обычному чину, начиная Трисвятым. Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало: «Благословен Бог наш». «Царю Небесный» не читается, но по возгласе – «Аминь» и сразу Трисвятое и проч. Псалом 50-й. Канон «Волною морскою». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия – тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни – седален и по 6-й – кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и вносят ее в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писаная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В принципе, особенности богослужения в предпразднство почти полностью сходны с особенностями периода попразднства, за исключением литургии. Потому мы в данной главе и далее в тех случаях, когда особенности богослужения в пред- и попразднство совпадают, будем обозначать соответствующие песнопения как «праздника» (тропарь праздника, стихира праздника, канон праздника и так далее). В тех же случаях, когда устав богослужения на предпразднство отличается от устава в попразднство, мы будем различать песнопения предпразднства и праздника. Устав службы бденному святому в период пред- или попразднства представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). Хотя в Типиконе почти нет памятей бденных святых в период пред- или попразднства, все же такой вариант возможен, если случится престольный праздник (этот вариант рассматривается в 22-й храмовой главе) или по изволению настоятеля совершается бдение в честь святого полиелейного. Также подобный устав имеют бденные праздники, случившиеся в период пения Цветной Триоди (см. 23 апреля и 8 мая). Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника 354 . На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника 355 – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне» поется воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа 356 . Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма 357 , стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В попразднство существует система рядовых песней, т.е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица – попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку). Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха – специальные, вторые – из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих – тропарь, стих – тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить. Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять – значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове – там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

39 В Неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный Устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря). Если Неделя св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству. 40 Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IX-X в.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами). Название «царские» великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Такое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов «великими», так как их служба посвящена Царю царей – Христу Спасителю. 41 Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час – 5, 89 и 100 псалмы; 3-й час – 16, 24 и 50 псалмы; 6-й час – 53, 54 и 90 псалмы; 9-й час – 83, 84 и 85 псалмы. 44 Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии («Царю Небесный...», Слава в вышних Богу...» и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются Престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает «Благослови, владыко!»; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: «Благословенно Царство...», после чего оба делают поклон Престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010