Кроме того, в Типиконе, под 24 и 25 числом нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую...» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у Престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя» 22 . Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословено Царство...», начертывая крест Евангелием над Антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост , то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах...»– стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1) Быт. 28; 2 ) Иез. 43–44; 3 ) Притч. 9 . Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах...» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исх. 3 (о купине); 2) Притч. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе. Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб. Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся». Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается). На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются. На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные дни на утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды. Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется. На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

по 2, тропари на 12» (л. 57) 373 . Из седмичных и субботних – те дни, в которые может случиться тот же праздник, т.е. Воздвижение, а также Сретение: «канон праздника..., ирмосы по 2, тропари на 12» (л. 171 на об.) и его отдание «канон праздника со ирмосом на 14, ирмос по 2» (л. 180 на об ); далее: Великие понедельник, вторник, среда и пяток: «поем Триоди трипеснец.... ирмос по 2, тропари на 12» (послед. Вел. понед., л. 335. См. также послед. Вел. вторника, среды и пятка),– Великая суббота: «канон гл. 6..., ирмос: Волною морскою... по 2, тропари на 12» (л. 345),– все дни Пасхи, начиная с понедельника: «поем канон: Воскресения день: ирмосы по 2; тропари же на 10. В Славу же и И ныне глаголем богородичны... И глаголем сие во всю седмицу вкупе со ирмосы на 14» (л. 355) 374 . См. также основную благов. гл. 25 март., л. 203 на об. Переходим к тем случаям, когда при двух или более канонах на 14 указывается брать ирмосы из одного только первого, но такого, который не есть дневной канон рядового гласа Октоиха. По воскресным дням это бывает тогда, когда хотя воскресные песнопения совершенно не отменяются, но вместо воскресных канонов Октоиха назначается какой-нибудь другой, а именно: в неделю пред Рождеством Христовым, если она случится 24 декабря, в каковом случае назначается канон недели св. Отцев (вместе с каноном предпразднства), и в период времени пения Цветной Триоди, начиная неделею Мироносиц и кончая неделею Слепого, в каковом случае назначается канон Пасхи (вместе с каноном Триоди). О первой в Типиконе прямо сказано: «канон Отцев со ирмосом на 8; ирмос: Волною морскою... по 2, тропари на 6; другой канон праздника на 6» (мр. гл., 24 декаб.. Тип., л. 131). В последованиях на недели Мироносиц (л. 365), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.) и Слепого (л. 371 на об.) о двукратном пении ирмоса не упоминается, но аналогия этих дней с другими, напр., с неделею пред Рожд. Хр., прямые указания Типикона касательно седмичных (л. 362) и субботних (л. 363) дней седмиц, следующих за Пасхальною, и, наконец, причисление означенных недель к праздничным 375 , в связи с указанием Ирмологиона на двукратное пение ирмоса в праздничные дни (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Просветившеся, братие…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды). На часах – тропарь и кондак праздника Преполовения. На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых, поющия Ти…». По входе – тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» – кондак праздника Преполовения. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона Преполовения: «Чужде матерем девство…». Примечание. Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи. Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды . На трапезе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»). 1 В Типиконе и Триоди Цветной в праздник Преполовения Пятидесятницы нет указаний на малые ектении после трех антифонов рядовой кафизмы великой вечерни. Существует предположение, что на основании общего устава о великой вечерне, изложенного во 2-й и 7-й главе Типикона, малые ектении после трех антифонов рядовой кафизмы должны быть. В таком случае после 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава…»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш…». Ср.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 193. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

При пении Цветной Триоди, на некоторые воскресные дни полагаются стихиры Октоиха, но не рядового гласа, а того, который именно указан для известной Недели. Эти воскресные стихиры Октоиха внесены и в Цветную Триодь: на неделю мироносиц – 2-го гласа, на неделю расслабленного – 3-го гласа, на Неделю самарянина – 4-го, на Неделю слепого – 5-го, на Неделю Святых Отец – 6-го, на Неделю Всех Святых – 8-го гласа. На Недели же: св. ап. Фомы и Пятидесятницы поются стихиры сим праздникам, стихиры Триоди (Тип., послед. сих дней). На вседневной и великой вечернях (и отдельно от утрени и на бдении) в седмичные дни от недели Всех Святых до дней пения Постной Триоди – На «Господи воззвах» поются следующие стихиры: Если нет празднуемого святого и вообще праздника на следующий день, имеющего в Типиконе или Минее знак предпраздничный, то поются три стихиры Октоиха и три Минеи (Тип., 25 сент. и др.) Так бывает и в субботу, если поется «Аллилуиа» (Тип., гл. 13) 350 . Не одинаков бывает порядок пения сих стихир в седмичные дни, кроме субботы, и в субботу. В седмичные дни, кроме субботы, сперва поются стихиры Октоиха, подобно тому, как в эти дни все вообще песнопения Октоиха поются прежде Минеи. Но в субботу сперва поются стихиры Минеи, а потом уже Октоиха. Если случится святой, имеющий в месяцеслове праздничный знак, то стихиры Октоиха оставляются, и поются стихиры святому или празднику из Минеи (Тип., 5 сент. и др.). Если же случатся два празднества, напр. – святым, хотя и не имеющим знака, но таким святым, из коих каждому есть в Минее стихиры, то в этом случае Октоих оставляется, и поются стихиры Минеи тому и другому святому по три (Тип., 2, 3-го сентября и др.) Если в дни седмичные случится предпразднство или попразднство, то тогда стихиры Октоиха, как и вообще другие песнопения его, не поются. Октоих заменяется стихирами предпразднства иди попразднства из Минеи. Между стихирами Минеи и Октоиха то различие, что стихиры предпразднства или попразднства (Минеи) не отменяются даже и в праздник с полиелеем, бдением, а стихиры Октоиха отменяются и для шестеричного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Здесь приводятся сначала прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны периода Цветной Триоди, а на подвижные Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. Затем даются чтения рядовые для всех воскресных и седмичных дней в году, за исключением среды и пятка сырной седмицы. Прокимены, аллилуарии и причастны для рядовых чтений находятся в отдельных приложениях. 2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста». Здесь указаны прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны для субботних и воскресных дней Великого поста, а для Недели ваий приводится еще и текст праздничных антифонов. 3. «Соборник двунадесяти месяцей» – чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны праздников и святых на каждый день года. На Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых в месяцеслове не указано ничего (10 сентября, 15 октября и др.). В этих случаях поются только дневные прокимен, аллилуарий и причастен и читается только рядовое чтение. 4. «Прокимени и аллилуиаре воскреснии, литургийнии, осми гласов». Здесь даются прокимены и аллилуарии воскресные 8 гласов, которые поются в течение года на воскресных литургиях в соответствии с гласом Октоиха. 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии». Прокимены, аллилуарии и причастны на каждый день седмицы, с понедельника по субботу, которые поются в дни памяти святых полиелейных, со славословием, шестеричных и малых, кроме периодов попразднства двунадесятых праздников и Цветной Триоди. 6. «Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу» – прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны общие для каждого лика святых. Это приложение используется в тех же случаях, когда употребляется и книга Общая Минея: при совершении бденной или полиелейной службы святому, не имеющему знака в Уставе (например, в случае храмового праздника), или при совершении служб новопрославленным святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

После каждой кафизмы на всенощном бдении непременно произносится Малая ектения, которую, согласно 2–ой гл. устава «Священник глаголет отшед пред святыя двери». Каждая малая ектения заканчивается особым возгласом священника. После первой кафизмы малая ектения имеет возглас: Яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава:, после второй кафизмы Яко благ и человеколюбец Бог еси: Здесь надо заметить, что в те воскресные дни, когда по Уставу не положен полиелей (об этом см. ниже), вместо полиелея стихословится 17–ая кафизма: Блажени непорочнии:, после которой малой ектении не бывает, а сразу поются воскресные тропари: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися: Эти тропари так и называются: «Тропари воскресные, поемые по Непорочнах». В таком случае малая ектения произносится уже после этих тропарей. Вообще надо знать, что устав о малых ектениях после кафизм имеет связь с большей или меньшей торжественностью богослужения. После каждой кафизмы положен так называемый седален. Если этот седален праздничного содержания, то перед ним произносится малая ектения, если же он покаянно–умилительнаго содержания, как бывает в будничные дни и в дни св. Четыредесятницы, то перед ним малой ектении не произносится. Вот почему на бдении под Благовещение, которое в большинстве случаев приходится в дни св. Четыредесятницы и на котором поэтому, если оно придется в седмичные дни, бывает не две кафизмы, как обычно на бдении, а три, малая ектения произносится не после каждой кафизмы. Согласно уставу, на бдении под Благовещение, если оно случится во св. Четыредесятницу до Страстной седмицы, после 1–ой кафизмы не бывает ектении, по 2–ой же и 3–ей кафизмах положены ектении. Но если Благовещение случится в Страстную седмицу то не полагается ектений после первых двух кафизм, после 3–ей же кафизмы ектения бывает. Седальны на воскресном бдении поются или читаются после каждой кафизмы и следующей за ней малой ектении из Октоиха, в двунадесятые же праздники и святых из Минеи или, соответственно, из Постной или Цветной Триоди, когда праздники цикла Триоди. Особое положение у праздника Благовещения, когда он придется в седмичные дни Св. Четыредесятницы: 1–ый седален тогда бывает не праздничный, а Триоди. Полиелей, Воскресные Тропари, Величание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

л. 358–373 об. – Пробная лекция о чине воцерковления 234 ; л. 374–389 – «2 пробная лекция, прочитанная 3 ноября», помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 235 ; л. 390–425 об. – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви, помеченная в начале: «Тетр[адь] 1» (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 236 ; л. 426–446 – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви (без начала), помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 237 Из обзора содержания видно, что в деле сосредоточены разные лекции, принадлежащие как А.А. Дмитриевскому , так и, в записи слушателей, его учителю Н.Ф. Красносельцеву . преобладают лекции А.А. Дмитриевского по истории богослужения в Русской Церкви. 2) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 197. «Наука о православном богослужении». Лекции. После 1885 г. автограф. неполный текст. л. 1–6 об. – «Понятие о христианском богослужении». Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 238 ; л. 7–9 – Лекция о предмете литургики (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 239 ; л. 10–31 об. – Лекция об историческом развитии чина литургии (без окончания) (д. 197, л. 55–55 об., 56–56 об.). Бумага со штемпелем датируется 1912 г. или ранее 240 ; л. 32–35 – Лекция о византийской архитектуре (без начала и окончания). Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 241 ; л. 36–54 об. – Лекция по общей литургике (без конца). Бумага со штемпелем датируется 1895–1902 гг. 242 ; л. 57–59 об. – Прощальная лекция в казда. Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 243 ; Из обзора содержания дела видно, что к нашему материалу относится только один фрагмент, расположенный на л. 57–59 об.; написание остальных лекций относится к более позднему времени. 3) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 135 . Заметки (5) о богослужебных книгах: Триоди Постной и Цветной, Типиконе, Требнике, Служебнике и др. л. 1–11 – Лекция о Триоди Постной и Цветной, помеченная в конце: «Казань. 22 февраля. Вторник. 20 м[инут] одиннадцатого. 1883 г.». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 244 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Входа нет. Возгласа: «Премудрость, прости» – нет. Сразу после Богородична хор поет: «Свете тихий...». Иерей возглашает из алтаря: «Вонмем. Мир всем» 128 . Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас 6: Господне есть спасение...» (или какой-либо другой) 129 . Хор поет прокимен. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение» 130 . Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – чтец: «Сподоби, Господи...». Священнослужитель: «Исполним вечернюю молитву нашу...». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «Главы наша Господеви преклоним». Хор: «Тебе, Господи». Возглас: «Буди Держава Царствия Твоего...». Далее Хор поет стиховные стихиры из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен, а во вторник (перед средой) и в четверг (перед пятницей) – Крестобогоро- дичен Триоди. Если в Минее есть стихира святого на «Слава», то она поется, а на «И ныне» – Богороди- чен по гласу «Славы» из Минеи, во вторник же и четверг – Крестобогородичен Минеи на ряду. После стихир – чтец: «Ныне отпущаеши...» и Трисвятое по «Отче наш». (Иерей выходит на солею.) По возгласе иерея: «Яко Твое есть Царство...» хор поет тропари: «Богородице Дево, радуйся...» (великий поклон), «Слава» – «Крестителю Христов...» (великий поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (великий поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Далее, вместо сугубой ектении, чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами) и возвращается в алтарь. Чтец – Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Хор: «Буди имя Господне...» (трижды). Чтец – 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». Иерей (на солее): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (по «Честнейшую...»). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». Иерей – полный отпуст 131 . Хор – многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010