“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Молитвословия Триоди постной обозначаются в богослужебных книгах словом «дне», например «прокимен дне». Слово «дне» чаще прилагается к стихирам на стиховне вечерним и утренним. Над ними весьма часто надписывается: «самогласен дне». Поэтому и в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди постной (глава 49) под словами «самогласен дне» следует разуметь молитвословия и песнопения не Октоиха, а Триоди. Молитвословия же Октоиха для этих дней обозначаются в Типиконе или словом «Октоиха», или названием песнопений, или словом «глас». Так, в Типиконе читаем: «седальны Октоиха», «седальны апостольския», «Троичны гласа». Поскольку же в Триоди постной почти на каждый день находятся некоторого рода песнопения двух творцов, то в Типиконе песнопения эти обозначаются также и именами их творцов и тем различаются между собой. 57 Триодь цветная (Пентикостáрион, еже есть Пятидесятница) содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Триодь цветная поется вместе с Октоихом, но иначе, чем Триодь постная. Во-первых, в Триоди цветной в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Триодь цветную или назначаются в ней для пения по порядку гласов, с непосредственным указанием, какого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. В Триоди же постной при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, ибо в недели и седмицы, в которые поется Триодь постная, гласы бывают в разные годы не одни и те же. А во время пения Триоди цветной и в недели и в дни седмичные – одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия и песнопения Октоиха, следуют в Триоди цветной таким образом. В пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нед. Разслабленного – тропарь воскресный. Кондак – Триоди, т. е. нед. Разслабленного. В нед. Самаряныни – тропарь воскресный. Слава, тропарь праздника Преполовения. Кондак – праздника Преполовения и нед. Самаряныни попеременно. В послед. нед. Слепого тропарь и кондак не обозначены. Применительно к нед. Разслабленного тропарь должен быть воскресный, а кондак недели Слепого. На литургии Златоустого Начало такое же, как в неделю Антипасхи. После изобразительных псалмов на 3 антифон назначаются блаженны Триоди гласа, напечатанныя в последов. недель Цветной Триоди, на 4 и от канона Триоди (нед. Мироносиц, Разслабленного и т. д.) песнь 6 на 4; итого на 8. Как составить это число, объясним примером, взяв нед. Мироносиц. Сначала надобно петь: Во царствии твоем. по порядку, как напечатано в Часослове, стих за стихом: потом: Блажени милостивии... и одну блаженну Триоди, в данном случае – Помяни, благоутробне...; далее: Блажени чистии сердцем... и вторую блаженну: Древо изгна Адама...; Блажени миротворцы... и третию блаженну: Гроб подъят тя, Спасе...; Блажени изгнани правды ради... и четвертую блаженну: Апостоли славнии... Затем надобно петь еще четыре песнопения из 6 песни канона Триоди, в выборе их руководствуясь уставом, изложенным в мр. гл. 23 апр. и касающимся канона Триоди, именно: Блажени есте, егда поносят... Христос воскресе пленивый ада... (это – воскресный тропарь). Жены Мироносицы, что тщитеся... (это – тропарь мироносиц). Слава, Троицу во единстве... (это троичен). И ныне, Во чреве не возделанно... (это – богородичен). По входе – в нед. Мироносиц – тропари: Егда снисшел еси к смерти... и Благообразный Иосиф... Слава, кондак Триоди. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... В нед. Разслабленного – тропарь воскресный. Слава, кондак Триоди. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... В нед. Самаряныни – тропарь воскресный и праздника Преполовения. Слава, кондак Самаряныни. И ныне – праздника Преполовения. В нед. Слепого – тропарь воскресный. Слава, кондак: Душевными очима ослеплен... И ныне – Пасхи: Аще и во гроб...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В третьей части после канона «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш» и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем – «Боже Отец наших», «Иже во всем мире». «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...» 86 и прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается.) После отпуста – чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...» (см. Часослов, вседневная полунощница). В среду и пятницу сырной седмицы на утрени: Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами. Стихи: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли», «Правде научится живущие на земли», «Зависть приимет люди ненаказанный», «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология) 87 . К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду – 3, 8 и 9, а в пятницу – 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу) присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь – к 1-й; 8-я – к 6-й; 9-я – к 7-й 88 . Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы (см. схему на с. 165). После 9-й песни и ектений поется светилен Троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной. Дни недели

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира. Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

п. Заметим, что воскресные песнопения в указанные в заглавии недели поются по порядку гласов: в неделю Мироносиц – гл. 2, в неделю Разслабленного – гл. 3, в неделю Самаряныни – гл. 4 и в неделю Слепого – гл. 5. 3) Восточны. Это – то же воскресные песнопения, напечатанны в Октоихе и перепечатанные в Триоди Цветной. С этим наименованием указываются стихиры на Господи, воззвах и хвалитные. 4) Настоящие недели, т. е. такие, какие усвоены той или другой неделе. Они составляют принадлежность Цветной Триоди, в которой одной и напечатаны. Кроме общего: «настоящия недели», Типикон усвояет им частные названия, соответствующие недельным воспоминаниям, т. е. называет их песнопениями Мироносиц (л. 364), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.), Слепого (л. 371). К этим же самым песнопениям иногда прилагается название Триоди и дне, напр., говорится «седален Триоди» (л. 365), «блаженна Триоди» (л. 365 на об.), «седален дне» (л. 367). 5) Сверх перечисленных, в неделю Самаряныни употребляются еще песнопения Преполовения, пот. что в эту неделю празднуется попразднство сего праздника. Этого рода песнопения напечатаны в Цветной Триоди частью в последовании 5 недели, напр., тропарь: Преполовившуся празднику..., канон: языцы, восплещите, частию в последовании праздника Преполовения, а в послед. 5 нед. указываются только начальными словами (см., напр., стихиры на Господи, воззвах). Им усвояется наименование песнопений Преполовения праздника (просто) или же праздника Преполовения, напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Преполовения», «тропарь праздника», «тропарь праздника Преполовения» Начало всенощного бдения такое же, какое указано выше накануне недели Антипасхи (Тип., л. 364 на об.). На нем, как и всегда под воскресенье, полагается вся 1 кафизма (см. посл. нед. 3, л. 364 на об.; нед. 4, л. 367; нед. 6 л. 371). В стихирах на Господи, воззвах богородичном всегда служить воскресный догматик настоящего гласа: в неделю Мироносиц – 2 гл. Прейде сень законная..., в неделю Разслабленного – 3-го: Како не дивимся, в неделю Самаряныни – 4-го, в неделю Слепого – 5-го, хотя, напр., в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Разделы портала «Азбука веры» М.Э. Давыденкова старший преподаватель ПСТБИ В 2003 г. издательство ПСТБИ приступило к изданию Постной и Цветной Триоди. Избранный для этого формат доступного издания (с использованием русской орфографии) ставит своей целью наиболее широкое ознакомление современных верующих со службами Великого Поста, Страстной Седмицы и Пентикостария. Уже вышел первый том «Богослужения Триоди Постной», и готовятся к изданию следующие два: «Богослужения Страстной Седмицы» и «Богослужения Триоди Цветной». Четвертый том должны составить собственно синаксари, которые, как текст небогослужебный, были переведены на русский язык (переводчик М.Э. Давыденкова). При подготовке перевода не ставилась задача глубокого текстологического анализа синаксарей, критического сравнения различных греческих и славянских вариантов, при том, что такая постановка вопроса является вполне правомерной и ждет своего исследователя. В данном случае переводчик сознательно ограничился лишь современной печатной церковнославянской Триодью, во избежание возможных разночтений. Прямой перевод с греческого, возможно, был бы более оправданным, он не повторил бы недостатков и неточностей славянского текста, которые неизбежно в каком-то количестве перейдут в русский. Однако этот путь не был избран, т.к. после богослужебной реформы XIX в. греческая Триодь стала несколько отличаться от славянской по составу, и количество и объем синаксарей в ней стали немного другими, чаще сокращались. Тем не менее, интересной задачей представляется сличение переводного текста с греческим; сейчас такое сопоставление проводится, и результаты его, безусловно, будут отражены в готовящемся издании. Синаксари — это поучения, объясняющие суть празднуемого события, которые, согласно Триоди, следует читать на праздничной утрене по шестой песни канона. В современной приходской практике синаксари почти вышли из употребления, так как, написанные по-церковнославянски и будучи текстом прозаическим, они трудны для восприятия на слух, а между тем содержат в себе немало глубоких и интересных образов и мыслей.

http://azbyka.ru/o-perevode-sinaksarej-p...

10) В субботу 5 седм.– блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 330). 11) Если в субботу 5-ю случатся а) праздник Благовещения, то – блаженна от канона праздника песни 3 и 6 на (л. 208), б) его отдание, то – блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 220). 12) В Лазареву субботу – блаженна от канона этого дня песни 3 и 6 на 8 (л. 332 на об.). 13) Если в Лазареву субботу случится Благовещение, то – блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и от канона Лазаря песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 209). В. В период времени пения Триоди Цветной. 1) В седмичные и субботние дни периода времени пения Триоди Цветной никогда не поются вседневные антифоны; но, за исключением немногих дней пения праздничных антифонов, всегда изобразительные, а после них блаженны. 2) Блаженны никогда не заимствуются из Октоиха, но, взамен его, всегда от канона праздника, с присоединением иногда блаженн от канона святого. Праздничными же днями называются: а) недельные, или воскресные, дни этого периода времени. Напр., если в последов. понедельника 2 нед. Антипасхи сказано, что в это время поется блаженна Триоди, песнь 1-я праздника на 6 (Тип., л. 361), то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в предшествующее, т.е. Фомино, воскресенье и напечатанная в Триоди Цветной; или если в послед. понедел. 3 нед. по Пасхе сказано, что в этот день поется «на литургии на блаженнах песнь 1-я праздника на 6» (л. 366); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в неделю, или воскресенье, Мироносиц и также напечатанная в Триоди Цветной. б) Особенные, бывающие в это время, празднества, по отношению к которым известные седмичные и субботние дни служат попразднством или отданием. Таковы: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Так, напр., если в послед. четверга, следующего за Преполовением, сказано, что в сей день «блаженна праздника песнь 1-я с ирмосом на 6» (л. 369); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в среду – в праздник Преполовения. Тот же канон имеется в виду, напр., в понед., втор. и среду после недели Самаряныни, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

а) Для вечерни помещаются стихиры на «Господи воззвах», паримию (в постной триоди), стихиры на стиховне. Для повечерия иногда канон, иногда канон-трипеснец. Для утрени: троичны гласа (в постной), тропарь, седальны по стихословии кафизм, «трипеснцы и каноны, светильны, зкзапостилларии: стихиры на «Хвалите» и на стиховне. Для часов – (в постной) на 1-м (велик, четв.) тропарь пророчества и на 6-м часе тоже. Для литургии – антифоны блаженны, прокимны, причастны. Молитвословия и песни постной триоди обозначают в ц. уставе молитвами и песнями дне, напр., прокимен дне, самогласен дне, а песни октоиха песнями гласа или октоиха, напр., троичны гласа, седалны октоиха и т. п. А молитвословия и песнопения триоди цветной обозначаются словами: Пасхи, праздника, напр., стихиры Пасхи, т-е. поемые в день Пасхи, канон праздника, т.-е. канон недели, напр., Мроносиц, или Вознесения; словом же воскресны, напр., стихиры воскресны, обозначаются стихиры октоиха; словом – дне – песни триоди, напр , прокимен дне, стиховны триоди дне. К числу книг, чаще других употреблявшим, на клиросе чтецами и певцами, относятся: ирмологий и типикон. Ирмологий или ирмологион. Он содержит ирмосы всех 8-ми гласов октоиха, а также ирмосы минеи и триоди на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с октоихом и печатаются под этим гласом. Напр. под 1-м гласом помещены ирмосы 1-го гласа октоиха и ирмосы 1-го же гласа на Рождество Христово, на Пасху и другие, поемые на тот же глас. Кроме ирмосов в ирмологии есть молитвословия и песнопения для литургии и утрени, напр., припевы на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники. Типикон или церковный устав содержит правила и указания на то, в какие дни, при каких службах, в каком порядке и числе, при совпадении различных празднований, должны быть употребляемы молитвословия и песнопения октоиха с молитвами и песнями минеи и триоди. Чтецами и певцами употребляется еще следованная псалтирь. Она не содержит в себе новых молитвословий для Богослужения; но содержит в себе или целые Богослужебные книги, или только избранные молитвословия из Богослуж. книг. Так в ней есть: 1) псалтирь, 2) часослов, 3) месяцеслов с тропарями и кондаками святым и праздникам, избранными из миней, октоиха и триодей; 4) молитвы утренние и вечерние, акафисты и последование к св. причащению, избранные из канонника. § 9. Объяснительный словарь молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах16

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010