Вот почему апостолы имели полное право быть достоверными свидетелями об Иисусе Христе как о Мессии, о Сыне Божием: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Из Апостольских чтений во время Богослужений мы узнаем все больше и больше подробностей о жизни и проповеди святых апостолов. Но не было ли в уме вашем вопроса о том, почему Спаситель наш Иисус Христос после преславного Своего Воскресения не остался на земле видимо вместе с апостолами, чтобы далее управлять Своей Церковью? Сегодня мы говорили о том, что земная жизнь Господа явилась временем намеренного уничижения. Спаситель очень много претерпел, пребывая как Человек в этом мире. Но страданиями, распятием и смертью на Кресте это время завершилось. Наступило время Божественного прославления. Сын Божий отныне пребывает во всей славе Своей. Господь воплотился для того, чтобы искупить людей от греха, примирить с Богом грешный род человеческий. Свершилось это потому, что Отец Небесный так возлюбил мир, что во искупление грехов человеческих отдал Единородного Своего Сына. Дух же Святой, сошедший на людей уже после Жертвы Спасителя, начал дело освящения и возрождения человечества. Церковь Христова получила свое начало и Таинства наитием Духа Святого. Вот почему мы говорим, что Господь вознесся на небо для нашего же блага и спасения. Без Его Вознесения не было бы сошествия Святого Духа. Господь взошел на небо, дабы уготовить там место всем верным христианам. Мы ведь с вами хорошо помним слова Спасителя: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Да, Господь наш Иисус Христос восседает ныне на Небесах. Но это не значит, что Возлюбленного Бога нет сегодня с нами. Ведь Сам Спаситель говорил: Се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Как пребывал Господь с апостолами, так пребывает Он теперь и с нами, братья и сестры. И особенно зримо присутствует Спас наш в храме Божием, в Церкви, где Он — Глава, в Церкви, которая является Его Телом, а мы же с вами — члены этого Тела. В благодатную жизнь христианскую наше возрождение совершилось посредством Таинства Святого Крещения. И теперь мы имеем уникальную возможность — причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, таинственно соединяясь с Самим Сыном Божим.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды – время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни. Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизни вечной» ( Мк. 10, 29–30 ; Мф. 19, 29 ). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса 45 Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь. Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же – тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Корнилий рассказал Петру об удивительном посещении Ангела Божия и его повелении, завершив свой рассказ словами: Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Так сотник выразил свою веру в вездесущие Всевидящего Бога, а также готовность исполнить Божественную волю, посылаемую через святого апостола. Из Апостольского чтения, прозвучавшего сегодня во время Богослужения, мы сумели сделать вывод о том, что Бог стремится спасти всех, кто живет и поступает по правде естественной. Разумеется, нельзя веровать как угодно и быть при этом угодным Богу. Нет! Только истинная христианская вера несет спасение и радость непрестанного Богообщения. Мы не должны быть безразличными в религиозном отношении, но обязаны быть доброжелательными и внимательными к людям всех наций и народностей. Ко Христу могут прийти все люди, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности. Угодные Богу в деле спасения есть во всякой стране и во всяком народе. Мы знаем, что история Церкви Христовой этот факт в достаточной мере подтвердила. Потому что Царство Небесное есть Царство всеобщего мира и спасения. И в него призваны Богом все люди, без исключения. А неверие или ложная вера рождаются в душах тех, кто не может, а вернее, по собственному злому волеизъявлению, не хочет слушать Господа. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Разными дорогами, различными поводами и причинами призывает нас к Себе Вселюбящий Отец Небесный. Не всегда мы умеем внимать этому Божественному призыву. А ведь путь этот прост: веруй в Бога, живи по правде, смиряйся перед волей Божией, твори благо и будь сам благ. Господь наш Иисус Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Спаситель есть Истина. Познание Истины просвещает нашу душу Божественной правдой, изгоняет из нее стремление ко греху и пороку. Тот, кто вступает на путь Истины, сочетает себя Христу, становится чадом Божиим. А приступить к Истине можно только через веру, иного пути для нас не существует.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Нет, здесь все иначе. Силою Божией Павел воскресил юношу, и душа его опять была в нем. Но, по величайшему смирению своему перед Господом, апостол не выражался прямо. Он не хотел, чтобы ученики, поразившись, восславили его, как невиданного чудотворца. Таким образом, Павел избежал похвал за совершенное чудо. Чудо воскрешения произошло, а Богослужение и духовное общение продолжались. Все настолько верили словам апостола, что даже и тени сомнения в их душах не оставалось. Люди успокоились, что с юношей все в порядке. Апостол Павел продолжал проповедовать: Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Верный последователь Христов, не дав себе даже короткого отдыха, отправился далее в путешествие. Окончание этой истории было чудесным и радостным: Между тем отрока привели живого, и немало утешились, пишет автор Деяний, апостол Лука. Троадские христиане восславили Господа, совершавшего величайшие чудеса через ближайших учеников Своих. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Юноша этот действительно разбился, упав с высокого этажа, и был мертв. Но Господь наш всесилен. Его именем святой апостол совершил столь знаменательное чудо. Сегодняшнее Апостольское чтение свидетельствует о том, что нет ничего невозможного для славы и могущества Господа. Но, посмотрите, как ведет себя апостол Павел, какую веру в силу Божию он являет, какие смирение и самоуничижение. Апостолу совершенно не надо было, чтобы его благодарили, возвеличивали, прославляли за чудо. Единственная слава, которой он жаждал, это слава воскресшего Господа, чтобы весь мир воспевал и восхвалял в благодарных молитвах неизреченное торжество воскресшего Спасителя. Троадские христиане верили, что Бог не оставит их в беде и через верного ученика Своего, апостола Павла, пошлет желанную помощь. Так и случилось. Если бы этой веры не было, они не смогли бы правильно воспринять совершившееся чудо и называться чадами Божиими. Тот же апостол Павел пишет: Ибо все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Однако не таково новозаветное понимание, говорит нам святой апостол Петр. В Новом Завете — день Господень — день Страшного Суда. Суд будет страшен для неверующих, отрицающих Бога, а также для нераскаянных грешников, всякого рода нечестивых и беззаконных. Но тот же Суд Божий явится спасением для всех, кто призовет имя Господне. Великая награда за труды веры обещана праведникам, истинно верующим в Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Призовет не просто, ибо не всякий, говорит Христос, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное ( Мф.7:21 ), но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением». Блекнет всякое человеческое воображение перед величайшей истиной о том, что в Богочеловеке, Возлюбленном Своем Сыне выступил на арену человеческой истории Сам Всесильный Бог. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Почему в этот радостный день Светлой седмицы Святая Церковь предлагает нам именно это Апостольское чтение? Мы вместе с Господом с состраданием пережили испытания Страстной седмицы. Мы видели Возлюбленного Спасителя распятым за грехи людские на Кресте. Вместе с Иосифом и Никодимом благоговейно снимали с Креста тело Христа, дабы бережно положить Его во гроб. Со святыми женами-мироносицами мы пришли, чтоб отдать погребальные почести Господу, и узнали от пречистого Ангела о необыкновенном событии — Преславном Воскресении Христовом. Ликование охватило наши сердца. Но в этом ликовании мы не должны забывать о грозном обетовании Господа о Втором пришествии и Суде Божием. И потому мы ждем… Но готовы ли мы к этой страшной и желанной встрече?! Когда мы ждем в гости любимого человека, мы тщательно убираем дом, приводим в порядок и себя самих. И это естественно, нам хочется лучше выглядеть перед дорогим гостем. Ожидание Господа еще более ответственно. Ведь любовь к Богу не сравнима ни с какой, пусть даже самой сильной и крепкой, любовью человеческой! Великим постом мы вычищали наши души, готовясь к Светлой Пасхе. Теперь наша задача — сохранить дом души чистым и неповрежденным. Понуждать себя к духовному бодрствованию в заветном желании достичь благословенного Царства Небесного. Хранить полученные дары и трудиться для обретения новых, вот что мы должны делать в ожидании Господа. Будем же всегда помнить прозвучавшие сегодня за Богослужением слова о том, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Опять-таки исключительно по собственному выбору. Вот почему, слушая слова Господа, обращенные к ученикам, сподобимся принять их в свою душу, и, по словам святителя Тихона Задонского, «возьмем на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Ибо, как призывает другой отец Церкви, святитель Иоанн Златоуст: «Возлюбим Господа по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая это полезным для Него, но для нас самих. Таков закон любви: любящие считают счастьем страдания за любимых». Аминь. Христос воскресе! Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса Христа. ( Деян.9:28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Вчера мы с вами слышали во время Богослужения о чудесном призвании гонителя христиан Савла. Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.9:19-31 ) нам рассказывается о его первых шагах жизни во Христе. То, что произошло с Савлом, было столь необычно и чудесно, что приводило в замешательство не только иудеев, но и самих христиан. Трудно было поверить, что человек, еще недавно творивший столь много зла, ненавидевший имя Господне, сегодня со всей искренностью и смелостью проповедует Его в синагогах, вступает в спор с иудейскими вождями, побеждает силой слова и убеждения. Речь Савла оказывалась так ярка и вдохновенна, что не могла не обратить на себя внимания. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? И ничто не могло остановить теперь благовестия, изливаемого из уст талантливого Савла, которого Сам Господь назвал избранным сосудом Божиим. По мере укрепления в истинной христианской вере, Савл проповедовал все увереннее и пламеннее и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, рассказывая, что Сей есть Христос.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Понятно ли теперь после всего сказанного, что есть живая вода, о которой беседовал Господь у колодезя с самарянкой, и какие она производит спасительные действия в нас грешных? Живая вода, или благодать Божья, есть спасительная Божья сила, действующая в человеке во спасение через веру во Христа, — располагающая его к покаянию и умилению; — сила, противоборствующая греху и побеждающая грех, — сила милующая, врачующая, очищающая, освящающая, примиряющая и соединяющая человека с Богом, возбуждающая и воспламеняющая сердце человека любовью к Богу и ближнему; — сила просвещающая, утешающая и духовно питающая, воссозидающая и обновляющая, совершенствующая всего человека, в иных — чудотворящая и провидящая сокровенное и тайное. Обретший у Бога благодать человек проявляет ее в себе разными добродетелями: живой верой, упованием и любовью, искренним всегдашним покаянием, глубоким смирением, тихостью и кротостью ко всем, незлобием, воздержанием, чистотой, правотою, богомыслием, миром и радостью в Духе Святом, послушанием, терпением, святым дерзновением и ревностью ко всякой добродетели. Святой апостол Павел так пишет о благодати к ученику своему Титу, епископу Критской Церкви: “ явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ” (Тит. 2:11–14). Эта благодать, спасительная всем человекам, нужна и всем нам, братия мои. Источник же этой благодати, кладезь этой живой воды есть Господь наш Иисус Христос или святая Церковь православная, на которую Он обильно излиял Духа Святого. В ней постоянно истекают струи жизни в Слове Божьем, в святых таинствах, в Богослужении, особенно — при совершении литургии. Приходите все почерпать здесь воду жизни вечной даром. Будем все искать благодати более всех сокровищ земных, как искали ее святые, которые для получения благодати презрели мир, во зле лежащий, со всеми его прелестными, скоропреходящими благами, презрели и изнурили многострастную плоть свою, чтобы очистить, освятить, укрепить и возвысить горе душу, подавляемую и омрачаемую плотскими пристрастиями, чтобы восторжествовать над страстями и похотями, возлюбить всем сердцем Бога, правду и святыню и вечную жизнь; ибо нельзя работать двум господам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Потому-то апостол Павел пишет: Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовество-вании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам. Не человеческое желание, хотя бы оно было очень сильным и благим, а именно воля Господа руководила всеми поступками святого апостола. Павел Самого Бога призывает в свидетели его доброго отношения к христианам Рима, к которым он стремится всей душой и сердцем. Интересно для нашего восприятия и выражение: служу Богу духом моим. Что означают эти слова? То, что дело служения Господу апостол Павел ставит превыше других обязанностей и занятий, что только это является для него сущностью бытия, стимулом и образом всей жизни. В то же время верный ученик Христов смиряется пред Божественным Промыслом и молит лишь о благе, споспешествующем ему как можно скорее увидеться с возлюбленными чадами Божиими в Риме. Для чего же желает этой встречи апостол? Для того, чтобы преподать римлянам некое дарование духовное к утверждению в вере. И далее: …то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. Несомненно, апостол Павел обладает великим духовным дарованием, которое заключено в истинном и искреннем исповедании христианской веры. Своей проповеднической деятельностью, делами любви и милосердия, чудесами исцелений он способен в большей степени укрепить новоначальных христиан, поддержать их в исповедании веры, удовлетворить интерес ко многим духовным вопросам. В то же время, как признается апостол Павел, уча других, он учится сам, укрепляя других в вере, тоже становится в духовном отношении более сильным и убежденным. Это благодатное взаимодействие в равной степени важно как для христиан Рима, так и для самого апостола, у которого в повседневной жизни встречается немало трудностей и испытаний. Но вера помогает ему все достойно преодолевать и не отступать от пути благовествования. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Неслучайно нам был сегодня прочитан за Богослужением этот отрывок из Послания к римлянам апостола Павла. Конечно, все люди, живущие на земле, разные. Но православных христиан, в какой бы стране они ни жили, объединяет вера в Господа, благодарение Богу за все и желание послужить Ему словом и делом. Исповедуя Господа нашего Иисуса Христа, мы несем свет всему миру, который просвещается словом Божиим и примерами святой, праведной жизни. Ведь по отношениям между членами Церкви Христовой, по их любви к ближним все другие люди судят и о Церкви вообще. Если среди нас присутствуют склоки, ссоры, всякие греховные недоразумения, то это, безусловно, явится не к прославлению веры, а в умаление ее. Если же христиане приносят миру лишь добро, любовь, милосердие, то и мир воскликнет о них, вторя словам апостола Павла: Благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Праздник известен с конца IV — начала V Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Обряд и гимнография В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным: Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна) В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал») Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)

http://pravicon.com/info-2006

Пример самарянки свидетельствует, что даже самые отчаянные, страшные грешники способны искренним раскаянием перед Богом воздвигнуться от греховного плена и обрести Божественную благодать. Отец Небесный взывает ко всем грешникам, призывает к покаянию род человеческий. По свидетельству апостола Павла, глас Божий звучит всегда, убеждая: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). Наконец, достойно нашего внимания и поведение самарян, которые, поверив Господу, устремились к дальнейшей жизни во Христе, чтобы не просто веровать, но впитать в себя истину Христову, отложить ветхого человека и облечься в нового, созданного по Богу, в правде и преподобии истины. Ведь Господь наш Иисус Христос не только Спаситель миру, но и Избавитель каждого из нас, верующих в Него и почитающих Его преславное имя. И наше христианство определяется не только по внешним проявлениям, не по тому, как мы молимся, ходим в храм Божий, соблюдаем посты, участвуем в Богослужениях, но и по внутреннему духовному деланию, сочетанию со Христом. Сочетаться же со Христом — значит всю жизнь свою посвятить служению Богу, свято хранить заповеди Господни, творить дела любви и милосердия. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Только сердце, свободное от всякого плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться со Христом». Сподобимся же подвизаться и проводить жизнь так, как заповедует Святое Евангелие, помня о том, что сила наша в смирении, в осознании того, что собственные усилия и подвиги христианские невозможны без участия Господа и помощи Божией. По словам святителя Тихона Задонского, «Бог начинает дело нашего спасения и совершает его, если мы не противимся Ему и делаем то, в чем действует Его благодать». Аминь. Христос воскресе! Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. ( Деян.11:21 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010