Небезынтерсным был отзыв о деятельности Комиссии под руководством архиепископа Сергия (Страгородского) со стороны старообрядцев. В.Сенатов в 1915 году писал: «Труден для понимания текст иосифовский, но все же в нем чувствуется какая-то глубокая и вполне вразумительная мысль. Менее понятен и более сбивчив текст никоновский (которым мы пользуемся сегодня. – Прим. ред. БО). Уже совершенно неопределим и положительно бестолков текст новейший». Когда Московская Патриархия получила в 1970-х гг. возможность переиздавать богослужебные книги, новые издания стали воспроизводить старую редакцию XVII века, а не версию начала ХХ-го. Вот как объясняет причину этого многолетний Председатель Издательского отдела Московской Патриархии митрополит Питирим (Нечаев; †2003): К вопросу о церковнославянском языке «Когда мы начали издавать богослужебные книги, то стали их печатать со старых изданий, а не с тех, что были подготовлены Синодальной комиссией митрополита Сергия. Это было связано с тем, что церковная практика всё же отвергла эту справу. Я и сам не могу читать, к примеру, Покаянный канон по сергиевскому изданию – там слишком сильно нарушена мелодика» («Русь уходящая». Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007, с. 298–299). Это же подтверждает и прот. Валентин Асмус : «Как свидетель-современник, должен сказать, что Владыка Питирим, переиздавая в 1969 г. Постную Триодь, сделал совершенно сознательный выбор в пользу старой редакции, руководствуясь не только дореволюционными учеными дискуссиями, но и существующей в церковной среде репутацией двух редакций». Узаконить административно-волюнтаристским путем для богослужебной практики крайне неудачный опыт русификации Триодей Комиссии архиепископа Сергия (Страгородского) начала ХХ века представляет собой ползучую русификацию церковнославянского богослужения в Русской Церкви. Иными словами, нам предлагается для духовной пищи явно недоброкачественный «генномодифицированный продукт», по всем критериям уступающий прежнему. То есть в ближайшее время в практику нашего богослужения могут войти новые тексты Триоди Постной и Цветной, отличающиеся не в лучшую сторону от ныне используемых при богослужении.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/22/o_nedo...

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться. Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то. Страстная седмица Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе. В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности. Протоиерей Максим Козлов: Чтобы быт не поглотил бытие Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития. От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.

http://pravmir.ru/strastnaja-nedelja-kak...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На полной литургии (в любой день) паникадило зажигается в самом начале, перед возгласом «Благословенно Царство…», и гасится после отпуста. Приложение 4. Устав о катавасиях В данном приложении рассмотрим все виды катавасий и периоды их пения. Греческий термин «катавасия» происходит от глагола καταβανω, который означает «сходиться, спускаться, идти вниз» и по значению является антонимом глагола αναβανω – «подниматься, идти вверх». Катавасией в Церковном Уставе называется ирмос, который исполняется в конце песни канона, а само название указывает на способ его исполнения: для пения катавасии два лика спускаются со своих клиросов, сходятся в центре храма и вместе торжественно поют заключительный ирмос песни. Устав о пении катавасии различается для вседневных и праздничных богослужений. Сразу скажем, что на любой вседневной службе, то есть когда на утрене не поется славословие, принцип пения катавасии прост: всегда поется ирмос последнего канона (чаще всего это канон Минеи, но иногда и каноны из других книг – Октоиха или Триоди). При этом иногда вседневная катавасия поется по каждой песни канона; это возможно только в тех случаях, если на вседневной утрене Типикон предписывает совершать канон по праздничному варианту пения библейских песней – «Поим Господеви…» (это второй вариант библейских песней в Ирмологии). Так, в частности, бывает в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в некоторые дни Постной Триоди (например, в 1-ю субботу Великого поста). Но эти случаи относительно редкие; в большинстве же случаев вседневная катавасия (покрывающий ирмос) поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. Более сложным является вопрос о пении рядовой катавасии. Рядовой называется катавасия, которая поется на каждой праздничной утрене (воскресной, с полиелеем или с великим славословием) в течение определенного периода. Рядовая катавасия поется по каждой песни канона, и устав ее пения излагается в 19-й главе Типикона. Рассмотрим подробно содержание этой главы. В данной главе различаются три периода пения рядовых катавасий (неподвижный годичный круг богослужения, Постная Триодь и Цветная Триодь).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В итоге кондак стал свого рода «собратом» тропаря и в русской практике кондаки даже поются тем же распевом, что и тропари. Кондаки помещаются в службе праздника или святого (в Минее или Триоди) после 6й или после 3й песни канона. Также все кондаки вместе с тропарями можно найти во II части Псалтири Следованной. Кроме утрени, кондак читается на часах, поется на литургии, а в праздники с великим славословием и полиелеем — на повечерии. Современное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевания священников (при том что отдельный чин отпевания священников появился только в XV веке). Обычный кондак (кукуль) «Со святыми упокой…» здесь сопровождается не одним только икосом «Сам Един еси безсмертный…», но всеми 24. Кроме того, кондак с четырьмя небольшими икосами присутствует в Триоди Постной в неделю сыропустную. архимандрит Киприан Керн «Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6ой или после 3ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена. Самое слово «кондак» – κντκιον некоторые производят от κνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντς – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся λητριον. Сборники та­ких «кондаков» называются кондакариями. Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20–30 строф, постепенно развивающих одну общую тему.

http://azbyka.ru/kondak

Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира. Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава: Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен, токмо Ты,/могий и преставленным дати покой. Слава: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих/и всё, в чем они в жизни согрешили, прости:/ибо никто не безгрешен, кроме Тебя./Ты можешь и преставившимся дать покой. И ныне, Богородичен: Мати Святая Неизреченнаго Света,/ангельскими Тя песньми почитающе,/благочестно величаем. И ныне, Богородичен: Матерь святая неизреченного Света,/ангельскими песнями мы чествуем Тебя/и благоговейно величаем. Кондак, глас 6: Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть/болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,/но жизнь безконечная. Кондак, глас 6 Со святыми упокой, Христе,/души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО (1360) Тропарь воскресный гласа. Тропарь воскресный гласа. И святителю тропарь, глас 8: Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю,/монахов доброто,/богословов поборниче непреборимый, Григорие чудотворче,/Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,/молися выну спастися душам нашим. И святителю тропарь, глас 8 Православия светило, Церкви утверждение и учитель,/монахов красота, богословов защитник непреоборимый,/Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала,/провозвестник благодати,/моли непрестанно о спасении душ наших. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Кондак, глас 8 Премудрости священный и Божественный орган,/богословия светлую согласно трубу,/воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/но яко ум, Уму первому предстояй,/к Нему ум наш отче настави, да зовем:/радуйся, проповедниче благодати. Мудрости священный и божественный орган,/богословия громкую трубу,/мы стройно воспеваем тебя, Григорий богословесный./Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму,/к Нему ум наш, отче направь, дабы нам восклицать:/“Радуйся, провозвестник благодати!” НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ Тропарь воскресный гласа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV в. распространение И. у. сопровождалось внесением дополнений в «базовую» редакцию. Так, в составе И. у. появилось пространное наставление игумену о необходимости тщательного соблюдения предписаний Типикона. Содержащееся в нем сообщение о создании этого текста в палестинских мон-рях на долгое время определило представления историков о месте возникновения И. у. Новая часть И. у., Марковы главы , состояла из указаний («глав») о совершении богослужения в случае совпадения различных праздников, пред- и попразднств с воскресными днями и праздниками подвижного круга. Кроме того, в текст месяцесловной части вносились специальные рубрики, связанные с местными богослужебными обычаями. Одновременно с различными дополнениями «базовой» редакции появлялись новые пространные редакции И. у. Так, вероятно, не позднее нач. 40-х гг. XIV в. была создана пространная редакция И. у., в которой Марковы главы распределили по тексту месяцесловной и триодной частей, а также включили часть этих глав в состав «Иерусалимских богослужебных глав», общее число к-рых дошло до 50. В 3-й четв. XIV в. пространная редакция И. у. с распределенными Марковыми главами распространилась и на Афоне. Тогда же в конце «Иерусалимских богослужебных глав» появилось неск. глав (о совершении последования по усопшим, о возжжении свеч и о постных днях в течение года), надписанных именем К-польского патриарха Никифора. Кроме того, на основании «базовой» редакции И. у. была составлена пространная «келлиотско-киновиальная», где в тексте «Иерусалимских богослужебных глав» систематически отмечены различия в совершении служб суточного круга в мон-рях келлиотских и в монастырях киновиальных, а в месяцесловную и триодную части устава включены рубрики, регламентирующие совершение малой вечерни для праздников, имеющих всенощное бдение. Появление и распространение нового богослужебного устава в К-поле и на Афоне в палеологовский период стало причиной появления и распространения новых богослужебных книг, соответствующих И. у.: Евангелия служебного, Апостола служебного, Часослова, Евхология, Миней служебных, Триоди Постной и Цветной, Октоиха, а также различных сборников, предназначенных для обеспечения уставных чтений . Переход на богослужение, регламентировавшееся И. у., привел к существенным изменениям и в практике церковного пения, в результате к-рых в кон. XIII - нач. XIV в. в Византии сложился новый тип богослужебных певч. рукописей (т. н. Ακολουθαι), включающих невмированные песнопения великой вечерни и утрени по И. у., а также песнопения Божественной литургии.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимскому ...

Хор Ново-Тихвинского женского монастыря отмечает 15-летие Екатеринбург, 1 июля 2009 г. В нынешнем году Ново-Тихвинская женская обитель отмечает 15-летие. Полтора десятка лет исполняется и монастырскому хору, который был образован в 1994 году, сразу после возобновления обители. Сначала на певческом послушании было всего 3 человека, сегодня - несколько десятков, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . В обители возрождается древнерусское богослужебное пение, истоки которого лежат в древневизантийской певческой системе. К основным древним распевам относятся знаменный, демественный, путевой. До середины XVII века именно эти распевы звучали во всех православных храмах на Руси. Мелодии их оказывают особое влияние на слушателя, уводят душу от земной суеты, настраивают на молитву. Песнопения исполняются по особым знакам - " знаменам " (или " крюкам " ), которые использовались для записи мелодий древних распевов. Они отличаются от современных нот тем, что один крюк может обозначать сразу несколько звуков (два восходящих или два нисходящих звука, мелодическую группу из нескольких звуков, а также целую музыкальную фразу). В древности эти знаки указывали также на характер исполнения, например, " возгласить светло и сановито " , " дрогнуть, покудрить гортанью " , " дващи подернути горлом " и другие. Для подбора репертуара песнопений насельницы используют копии некоторых древних рукописей Кирилло-Белозерского, Соловецкого и других монастырей. Письмо в них мелкое и трудночитаемое, и для удобства исполнения сестры сами переписывают песнопения, пытаясь сохранить древний стиль письма и оформления рукописей. Для решения многих, неизбежно возникающих проблем, сестры обращаются к специалистам Санкт-Петербурга и Москвы, занимающимся исследованием древних рукописей.Древнерусское богослужебное пение зародилось на основе древневизантийского, поэтому сестры предпринимают попытки возрождения и этой традиции. Например, песнопения на богослужении исполняются по византийскому образцу, с исоном. Исон - непрерывно длящийся звук, на фоне которого исполняется мелодия. В древности он считался основным элементом пения, символом вечности. Певчие Ново-Тихвинского монастыря выпустили несколько дисков: песнопения Постной и Цветной Триоди, акафист святому праведному Симеону Верхотурскому и другие. 1 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30983.html

Устав общего маслосвящения в великую субботу XVII века. По Обиходнику Соловецкого монастыря. Ркп. Сол. библ. 1119, (Оп. 780) л. 381–384. К маслосвящению звон часа дни. Благовестят в постной колокол. Входит преж пономарь да ризничеи, и поставят в трапезе посреди крылосов столец понерег, покрыт пеленою. На нем чаша со пшеницею; во пшенице сосуд с маслом, другой с вином, и седмь свеч, и седмь спичек. Собравшемся братиям исходит игумен оболчен в ризы, священники и дияконы. Пред ним несет диакон евангелие, и положит на томже столе, а пономарь поставит подсвещник со свещею, а праз(дник) стоит в трапезе на своем месте. Свещи вжигают повседневные. Диакон болшой пред столом став речет: Благослови владыко. Игумен: Благословен Бог наш. Псаломщик: Царю небесный. По Приидите поклонимся, Господи услыши молитву мою и прочее по обычаю молебенному. На Бог Господь тропарь: Помилуй нас Господи, слава: Господи помилуй нас, и ныне»: Милосердия двери, псалом возглас: Милостью и щедротами. Канон поем на сходе, ирмос по -ж., тропари на запев: Милостиве Господи услыши молитву и Сохраняем. По пес. ектенья: Помилуй нас Боже, Господи помилуй Еще молимся о милости живота, мира, здравия, спасения, Господи помилуй кì. Возглас: Яко милостив и человеколюбец. Сед. слава и ныне Богородичен. По песни ектенья: Помилуй нас Боже (пис. по пес.) таж кондак без икоса. По пес. стихиры на подобен, запев той же, слава и ныне богородичен. Таж Трисвятое, по Отче наш тропарь: Помилуй нас Господи, слава: Господи помилуй нас, и ныне: Многая премножества, и ектенья: Помилуй нас Боже. Господи помилуй Еще молимся о милости живота. Господи помилуй Таж глаголет игумен мол: Царю и целителю и возглас: Яко милостив. Посем диакон: Благослови владыко. Игумен: Благословен Бог наш. Псаломщик: Аминь, Трисвятое, по Приидите поклонимся псалом Помилуй мя Боже, псалом Живый в помощи, таж: Верую во единого Бога. Посем глаголет меншой конархист стихиры богородичны стихов, таж глаголет игумен молитву вливая масло. Потом глаголет конархист тропари и кондаки и покаянны и богородичен, слава и ныне: Заступнице христианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010