Упомянув о прекрасных богослужениях Триоди Постной, будет, наверное, уместным дословно привести яркие фрагменты первой службы постного цикла, обращённой к Евангельскому чтению притчи о мытаре и фарисее: Смирение древле вознесе мытаря, плачем возопивша: очисти — и оправдися. Того подражаим вси, во глубину зол впадшии, возопиим Спасу из глубины сердца: согрешихом, очисти, Едине Человеколюбче (седален по 3-й песни канона на Славу). Показал еси, Владыко, Твоим учеником высокотворное смирение, лентием препоясан по чреслом, нозе умыл еси, и сему образу подражати повелел еси (4-й тропарь 6-й песни канона). Дивно: ещё только началась подготовка к Посту, а уже в поле зрения — Страстная. Действительно, путь начинаешь тогда, когда знаешь о его цели. Нельзя, конечно, умолчать о том, что с Недели о мытаре и фарисее на воскресных утренях поётся замечательное песнопение Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче — песнопение, которое будет сопутствовать нам до 5-й Недели поста, то есть почти до Страстных дней. Таким образом, весь постный путь, как и вся жизнь наша имеют стать подвигом покаяния, такого, что и в конце его мы не должны видеть себя даже начавшими этот путь. То есть, глас первой Господней проповеди: “Покайтесь!” — гремит над нами всю жизнь, мы обречены на бодрствование над своей душой до самой смерти. Как не вспомнить по этому поводу предсмертные слова преподобного Сисоя Великого. “Не знаю, начинал ли я покаяние”, — говорит святой муж, когда Ангелы приходят взять его душу на небо… В Вербное же воскресенье Покаяния отверзи мы уже не поём, ибо в жизнь нашу, как в Иерусалим земной, входит Сам Господь, чтобы ввести нас в Иерусалим Небесный — Царство Божие (свидетельство тому — службы Страстной седмицы). Спустя неделю после начала пения Постной Триоди мы слышим за воскресной литургией Господню притчу о блудном сыне (Лк 15:11–32). Главный смысл этой притчи — Божественное свидетельство о безграничном милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам, которые все для Него — родные дети.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас», во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас» и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени). Стихословятся три кафизмы. Ектении пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы и седальна читается 50-й псалом. После 50-го псалма – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и после возгласа «Милостию и щедротами...» – каноны. Каноны поются в соединении с библейскими песнями, начиная со стиха «Господеви поем...». Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов ). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю; во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-ю; в среду – 3-ю, 8-ю и 9-ю; в четверг – 4-ю, 8-ю и 9-ю; в пятницу – 5-ю, 8-ю и 9-ю; в субботу – 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях – на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если случится два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник – 6 тропарей. Порядок пения канона следующий. Песнь 1-я: по Следованной Псалтири или Ирмологии поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи 106 . Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: «Рече враг...». Чтец – тропарь канона. Стих: «Послал еси...» и тропарь. Стих: «Кто подобен Тебе...» и тропарь. Стих: «Простерл еси...» и тропарь. Стих: «Утешил есл...» и Богородичен канона. Со стиха: «Тогда потщашася...» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: «Господь, царствуй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: «И наведе на ня...». Чтец: «Приспе ныне...». Хор вышним гласом: «Слава». Чтец: «Единице простая...». Хор: «И ныне». Чтец: «Божию Святую гору воспоим...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Колеснице огненная...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Брашно Адам яде...», и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите людие...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В 1317 году, по словам Феодора Тоскани, в городе Твери некиим Фомою Сирийцем был написан первый Иерусалимский устав, и с тех пор в стенах монастырей началась переработка греческого устава св. Саввы. Все, что было необходимо для монастырей, – все то взято из греческого Типика: правила монашеской жизни из Студийского устава, оттуда же службы по Триодям Постной и Цветной и некоторые службы в честь русских святых. Одним словом, славяно-русский Иерусалимский Типик, заменивший собою окончательно Типик Студийский в конце XIV в. или начале XV в., говоря словами архимандрита Сергия (ныне еп. Ковенского), есть «собственно слияние уставов Студийского и Иерусалимского». Вот состав этого рода Типика. В первой части излагается порядок нощеденственного богослужения; кроме указаний на совершение вообще чинов дневного богослужения – вечерни, полунощницы, утрени, часов, всенощного бдения – здесь находим наставления о пище, питье, об одеждах, об обуви и других потребах монастырских (статьи эти почти целиком вошли из студийского устава). Во второй части излагаются службы годичные по Минеям, Триодям Постной и Цветной и Марковы главы; в третьей, наконец, некоторые общие указания на краткие песнопения и некоторые необходимые в богослужебной практике молитвословия. В общих чертах такой порядок статей Иерусалимского Типика остается и в настоящее время, но количество статей постепенно возрастало, пока Типик не принял свой настоящий вид. В конце XVI века к Марковым главам присоединились так называемые «храмовые главы», которых греческий Типик не знал и не знает доселе. К этому же времени, кроме того, расширилась значительно и последняя часть Типика. В XVII веке в конце Типика появилась «Пасхалия неисходимая, списана с Афы». Но и после этого дальнейшее развитие Типика не остановилась. При патриархах Гермогене, Филарете и Никоне принимались меры к исправлению Типика, но они не пошли далее исправления его текста. При патриархе Ио[а]сафе в Типике рядом с Марковыми главами явились «подобны Марковым главам». В этом же Типике приложены еще, по словам Пращицы, «российских соборных церквей и монастырей многия новоположенныя чины, яже в филаретовском и в греческих (Типиках) не обретаются» 524 . Окончательная редакция нашего Типика принадлежит концу XVII века. «Устав новоисправленный о всем последовании церковном, – по словам автора т. наз. Пращицы, – повелением святейшаго патриарха Московскаго Иоакима, с древних греческих и с российских старых с письменных и с харатейных печатных уставов написася, со множайшими архиереи и архиепископы и епископы, по всему преданию древнему святых отец последствуя исправися соборне и своеручным подписанием утвердиша» 525 . Типик, сошедший с печатного станка в 1682 году, был последним. С этого времени дальнейшее развитие Типика сделалось невозможным раз навсегда; он заключился в свою неподвижную устойчивость, из которой вывести его доселе никто не решается 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Действительно, о некоторых субботах в богослужебных книгах сказано, что так именно они в эти дни и стихословятся; так, в Типиконе говорится, что в субботу Мясопустную песни Священного Писания стихословятся по этому отделу (л. 299); по тому же, без сомнения, отделу, по мысли Типикона, надобно стихословить их по субботам тогда, когда в период времени пения Октоиха настоятель изволить петь «аллилуиа» и отправлять заупокойную службу; в Триоди Постной указано по этому отделу стихословить в Сырную субботу (л. 60) и в субботу 1 седм. Великого поста (л. 131 на об.). Но что касается всех прочих суббот, не включая сюда только субботы 2, 3 и 4 седмиц Четыредесятницы и Великую, то в эти субботы, по ясному указанию Типикона, надобно стихословить по отделу: Поем Господеви (гл. 12, л. 20 на об.); мало того: даже в Сырную субботу Типикон (вопреки Триоди Постной) указывает стихословить по отделу: Поем Господеви (л. 304 на об.); может быть, тоже предполагает относительно субботы 1 седм., хотя и умалчивает 398 ; относительно же субботы 6 седм. прямо говорит (л. 332). 2) Хотя здесь во дни святых, имущих славословие, указывается песни Священного Писания стихословить по отделу: Поем Господеви; но, как выше мы видели, в 48 гл. Типикона под 23 сентября сказано: «О славословии же великом да и не почудишися. Возможно убо есть, якоже устав изъявляет, и Осмогласнику певаему, и Господеви поем, сотворити и великое славословие». Эти слова Типикона, как в своем месте мы обяснили, по всей вероятности, надобно понимать так: во дни святых с славословием, следов. при пении славословия великого, возможно петь и Господеви поем, а не Поем Господеви, но только в те дни, в которые поется Октоих, т.е. нет ни предпразднства, ни попразднства, при коих Октоих оставляется и в которые песни Священного Писания стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви. 3) Нигде не встречается особых указаний касательно седмичных дней Сырной седмицы (понед., вторн., среды, четвер. и пятка; см. в Типик., л. 301 и дал.). Отсутствие оных ведет к мысли, что в это время песни Священного Писания надобно стихословить обыкновенным образом, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

2-ой элемент: прокимен и чтения. Разногласие существует между нашими службами по поводу прокимна: он находится перед малыми антифонами на Вечерне, после них на Утрене и на Тритоекти и еще на Литургии. Хотя прокимен часто помещается рядом с чтениями, он от них не зависит. Судя по рубрикам Вечерни-Литургии Великой Субботы, (когда Пс. 31 пелся с анти-трисвятым и заменял прокимен) прокимен есть тоже своего рода входной псалом, несомненно самый древний. Мы излагали нашу теорию о чтениях в VI главе (с. 251). Мы не будем здесь снова излагать ее. Только заметим что чтения помещаются в различных местах в ходе службы; на Утрене и на Тритоекти: после трисвятого и после входа в алтарь; в праздничной Вечерне: после просительной ектении; в постной же Вечерне: после входа и после прокимна, как на Утрене и на Тритоекти, имея в виду, конечно, что постная Вечерня не имеет малых антифонов (но мы подозреваем, что два прокимна и Да исправится ( Пс. 140 ) и есть самые «малые антифоны» постной Вечерни в другом, древнем, виде). 3-ий элемент: ектении с молитвами и главопреклонение. Этот элемент ектений и молитв оглашенных, 1-ой и 2-ой молитв верных, и «отпустной», вместе с молитвой-благословением главопреклонения – самый древний и самый постоянный. Его богословское содержание тоже самое глубокое. Тема молитвы об оглашенных, как на Вечерне так и на Утрене и на Тритоекти – откровение Иисуса Христа и «баня пакибытия». В Великом Посте прибавляется вторая молитва для тех, которые были уже близки к просвещению; она находится на Литургии Преждеосвященных. Молитвы 1-ая и 2-ая верных [XIII] и [XIV] – введение к молитве, которая завершается молитвой «отпуста» Текст этих трех молитв предполагает молитву самых верующих, не заменяемую ни иерейским, ни диаконским действием; молитва верующих сводится к Господи, помилуй или к той, которая таится в глубине сердца. Молитва необходима согласно указаниям Нового Завета. В этих трех молитвах находится также тема вечера и предстоящей ночи. В этом смысле, как мы уже заметили в II главе (с. 40), наша теперешняя «седмая» молитва, и «отпустная» или «3-ья верных », является как бы резюме всего вечернего богослужения, и она может сравниться с молитвой-сестрой, вечерней молитвой VIII книги Апостольских Постановлений. Молитва главопреклонная испрашивает божественный ответ на молитву верных: свет от лица Божия, который оживотворял и просвещал их на житейском пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такое указание мы находим в одном служебнике XIII века, 88 в триоди постной и цветной XIII же века 89 и в некоторых служебниках века XIV. 90 Предположим даже, что в позднейших из указанных богослужебных книг существование в чине утрени великого славословия возможно объяснить влиянием устава Иерусалимского, который уже существовал в России во второй половине XIV века и по которому указанная особенность Студийского устава входила в состав каждой утрени; но за то с этой точки зрения ни в каком случае не может быть объяснено существование в чине утрени великого славословия в XIII веке, когда Студийский устав был господствующим в России и Иерусалимский устав был совершенно неизвестен в ней. Подтверждается наше понимание приведенных слов Студийского устава также и тем, что при существовании по этому уставу только простой утрени, на которой: тогда как и теперь, великое славословие только читалось, утреня великой субботы с пением этого гимна составляла исключение из обыкновенного чина утрени и совершенно естественно могла вызвать замечание составителя устава относительно пения великого славословия, что никогда нет обычая делать это, исключая указанного случая. Наконец, доказательством того, что чтение великого славословия входило в состав утрени по уставу Студийскому, служить до некоторой степени самое название: «утреннее пение». При совершенном отрицании существования в чине утрени великого славословия по этому уставу подобное название теряет всякий смысл. Слово «пение» не должно смущать нас, когда мы защищаем обычай только чтения на утрени великого славословия по уставу Студийскому, потому что это слово употреблено составителем устава, нужно думать, в значении «гимна», так что сказать: «утреннее пение», это значить «утренний гимн», без означения способа его произношения посредством чтения или пения. Кроме общих черт отличия от современного нам устава. Студийский устав представляет также, как было уже замечено, не мало частных отличий богослужебного порядка по нему, как в отправлении службы по триодям, постной и цветной, так и в отправлении службы по минее и октоиху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и великия Четыредесятницы... повечерия поем великая; на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице“ 808 . Кроме того, это повечерие служит самым приличным временем для пения канона святаго, прилучившегося в субб. 1 седм. В Типиконе сказано так: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучающихся святых в субботы“ (разумеются не все субботы, а только те, в которые служба рядового святаго не правится ни на вечернем, ни на утреннем богослужении, к разряду которых относится и суббота 1 седм.) „и недели св. Четыредесятницы поем в повечериях“ (т. е. субботнего святаго в повечерии пред субботой, а недельного – в повечерии пред неделею), или егда изволит екклисиарх. Тако творим во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы“ (посл. пят. 1-й седм., л. 319). То же самое повторяет и Тр. Постная: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившаго святаго в субботу и неделю поется на повечерии“ (т. е. одно накануне субботы, а другое накануне недели) „или егда хощет екклисиарх“ (посл. пятка 1 седм., вечера, л. 125 на об.). Смысл этих предписаний таков: выбор повечерий для пения канонов субботнего и недельного святаго должен зависеть от усмотрения предстоятеля церкви: однако, более приличным для этого временем должно считать повечерия накануне субботы (для субботнего святаго) и накануне недели (для недельного святаго). Но так как такой выбор, будучи приличным, а для субботнего святаго, вообще говоря, и удобным, для недельного святаго может иметь препятствие, проистекающее от того, что накануне недели может быть всенощное бдение, но не вечерня с повечерием; то на этот случай для сего последнего в Триоди Постной указывается другое настолько же приличное время, как и канун недели. Но об этом – ниже, а теперь заметим, что кроме приведенных, есть и еще, и притом совершенно точные и определенные, указания на то, что канун субботы 1 седм. всего приличнее избирать для пения канона святаго этой субботы. Такие указания находятся, во-первых, в Триоди Постной, в посл. пят. 1 седм., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

л. 358–373 об. – Пробная лекция о чине воцерковления 234 ; л. 374–389 – «2 пробная лекция, прочитанная 3 ноября», помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 235 ; л. 390–425 об. – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви, помеченная в начале: «Тетр[адь] 1» (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 236 ; л. 426–446 – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви (без начала), помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 237 Из обзора содержания видно, что в деле сосредоточены разные лекции, принадлежащие как А.А. Дмитриевскому , так и, в записи слушателей, его учителю Н.Ф. Красносельцеву . преобладают лекции А.А. Дмитриевского по истории богослужения в Русской Церкви. 2) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 197. «Наука о православном богослужении». Лекции. После 1885 г. автограф. неполный текст. л. 1–6 об. – «Понятие о христианском богослужении». Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 238 ; л. 7–9 – Лекция о предмете литургики (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 239 ; л. 10–31 об. – Лекция об историческом развитии чина литургии (без окончания) (д. 197, л. 55–55 об., 56–56 об.). Бумага со штемпелем датируется 1912 г. или ранее 240 ; л. 32–35 – Лекция о византийской архитектуре (без начала и окончания). Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 241 ; л. 36–54 об. – Лекция по общей литургике (без конца). Бумага со штемпелем датируется 1895–1902 гг. 242 ; л. 57–59 об. – Прощальная лекция в казда. Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 243 ; Из обзора содержания дела видно, что к нашему материалу относится только один фрагмент, расположенный на л. 57–59 об.; написание остальных лекций относится к более позднему времени. 3) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 135 . Заметки (5) о богослужебных книгах: Триоди Постной и Цветной, Типиконе, Требнике, Служебнике и др. л. 1–11 – Лекция о Триоди Постной и Цветной, помеченная в конце: «Казань. 22 февраля. Вторник. 20 м[инут] одиннадцатого. 1883 г.». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 244 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Триодь (τρες и δ – трипеснец) постная содержит в себе, как и Минея, восследования, или службы годовые, т. е. однажды в год совершаемые в св. Четыредесятницу, или великий пост. Все службы великопостные выражают сердечное сокрушение о грехах, о потере первобытного блаженства, молитвенные воздыхания к Спасителю о помиловании и возвращении потерянного блаженства, ублажается пост и духовное трезвение, как средства ко спасению. В постной Триоди, кроме служб св. Четыредесятницы, помещаются восследования предваряющие св. Четыредесятницу и заключающие ее страстной седмицей. И потому, в состав постной Триоди входят: а) восследования, или службы недель мытаря и фарисея, блудного сына, субботы и недели мясопустной и службы сырной седмицы, т. е. службы на каждый день ее. Службы сии, приготовляющие верующих к святому посту, подобны обыкновенным службам Минеи и Октоиха, т. е. содержат в себе определенное число стихир вечерних, утренних, также канон и проч. b) службы на каждый день св. Четыредесятницы, и с) службы страстной седмицы. Разность, или особенность, замечаемая в сих последних службах сравнительно со службами Минеи и Октоиха, состоит в том, что: а) каноны в некоторые дни сырной седмицы, также в простые дни св. Четыредесятницы, кроме дней воскресных и особенно замечательных, состоят вместо девяти из трех песней. В трипесненном каноне восьмая и девятая песни остаются неизменными, а прочие изменяются по дням седмицы, так первая песнь в понедельник, вторая во вторник и т. д., а в субботу остальные шестая и седьмая песни и неизменные – восьмая и девятая. От того, в субботы св. Четыредесятницы на утрени, вместо трипеснеца, поется четырепеснец. От употребления трипесненного канона в Триоди, она получила свое наименование трипеснеца, который, как видно из надписания книги, составлялся, во образ трисвятой песни Ангелов, немолчно воспевающих песнь Господу Саваофу: свят, свят, свят. б) В некоторых канонах Триоди, по шестой песни, помещается Синаксарь (συναξριον от συνγω – собрание, или сокращение), в котором кратко излагается содержание и цель установления службы на известный день поста. в) В седмичных службах св. Четыредесятницы воспоминаются и те священные события, которые прославляются в известные дни седмицы в службах Октоиха, и потому службы Октоиха отлагаются в великий пост, кроме служб в воскресные дни 127 . § 60. Пентикостарион, или Триодь цветная. Понятие о ней и особенности ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Великий пост этого смысла нет. Наоборот, великопостные службы устроены таким образом, чтоб на них не читалось Евангелие, то есть если вы посмотрите на службу Великого поста, там нет Евангелия (если его искусственно туда не интерполировать). Это как бы разрушает уникальность Страстной седмицы. Но так делают не везде, но кое-где делают, такой перенос чтения. Это нужно обязательно знать. Получается, что Евангелие читается и на вечернях и утренях (о чем мы долго говорили), по событиям, которые в эти часы происходили; и Евангелие читается на часах, просто весь текст подряд. Поэтому, я в начале сказал, что трудно найти службу на Страстной седмице на которой бы не читалось Евангелие. И последнее, что я про эти дни скажу — это песнопения. Какие песнопения поются в понедельник, вторник и среду? Все песнопения этих дней берутся из одной книги — это “Постная триодь”. Никаких других книг в эти дни не используются. Значит все, о чем мы говорим — это материал Постной триоди. Среди песнопений Постной триоди есть сквозные песнопения, которые поются каждый день, то есть изо дня в день повторяются. А есть уникальные, характерные для каждого дня в отдельности. Сначала скажу про сквозные. Это, во-первых, тропарь “Се жених грядет в полунощи”, этот тропарь поется на утрени каждый день. Про что он? “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: не достоин же паки, его же обрящет унывающа”. То есть Жених — это Христос, это вообще такая распространенная символика, кстати, откуда идет этот символ? Из притчи о десяти девах. То есть сам Христос — это жених. О чём этот тропарь? О втором пришествии. Видите, можно сказать, что через дни Страстной седмицы красной нитью проходит тема Второго пришествия (эсхатологическая тема), и в притчах, и беседах Христа с учениками на склоне Елеонской горы, и в песнопениях. Это одна из главных тем Страстной седмицы, как не странно — это второе пришествие. Другое сквозное песнопение — это ексапостиларий. Такое страшное слово, обычно все студенты пугаются, когда его произносишь.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010