Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

иеромонах Михаил (Тахи-Заде) Скачать epub pdf Период Триодиона Общие сведения о Великом Посте Я не стал бы противопоставлять период пения Триоди Постной периоду пения Триоди Цветной. Правильнее было бы рассматривать их как единый период пения Триодей. Этот двойной период начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается неделей всех святых. Занимает он свыше 100 дней в году, т. е. примерно треть церковного года. Даже сама граница Триоди Постной и Триоди Цветной достаточно условна. Напомню, что Триодь Цветная получила свое название от Субботы и Недели цветоносия, т. е. от Субботы Лазаревой и Вербного Воскресения, хотя при современном делении эти Богослужения находятся не в Триоди Цветной, а в Триоди Постной. Но когда-то Триодь Цветная начиналась именно с Богослужения Лазаревой Субботы. Триодь Постная, конечно же, ассоциируется в первую очередь со Святым Великим Постом, или со Святой Великой Четыредесятницей. Пост этот именуется Великим по сравнению с другими по протяженности и строгости воздержания. Включая Страстную седмицу, в это время постятся семь недель, а кроме того, три предыдущие седмицы готовятся к вступлению в Великую Четыредесятницу. Не буду останавливаться на смысле и значении приготовительных к периоду Великого Поста дней, скажу лучше о тех правилах, которые существуют в Церкви относительно Святой Великой Четыредесятницы. Предпасхальный пост существует со времен апостольских. Но образ совершения этого поста был в истории Церкви различным. Дело в том, что изначально христиане праздновали более не Пасху воскресную, а Пасху крестную, т. е. день крестной смерти Христа Спасителя – то, что мы теперь называем Великим Пятком. И только затем Пасха воскресная (Воскресение Христово) получила некое преобладающее значение по сравнению с крестной Пасхой. В древности были, как известно, некие разногласия внутри Церкви относительно празднования Пасхи. Часть христиан, следуя якобы примеру апостола Иоанна Богослова, праздновала Пасху всегда 14 нисана по лунному календарю, независимо от того, на какой день седмицы попадало это празднование. екоторые другие христиане праздновали Пасху обязательно во воскресный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 12. Подготовительный период к великому посту Мы приступаем к изучению порядка, содержания и смысла богослужения по Постной Триоди. Надо сказать, что Постная Триодь и Цветная Триодь представляют собой в принципе единое целое – так называемый Триодион. Две книги подчинены одному принципу построения, обе зависят от одного праздника – Пасхи; просто 1-я часть содержит все, что предваряет празднование Пасхи, а 2-я – все, что за ним следует. Собственно, названия книг говорят о том, что они едины: обе они называются Триодь, только одна Постная, а другая Цветная. И надо сказать, что еще в IX-XII вв. эта книга существовала как единое целое. Однако, параллельно, где-то уже с Х в. Постная Триодь начинает отделяться и существовать самостоятельно. В связи с богослужением по Постной Триоди надо было бы очень подробно и серьезно говорить о посте, о святой Четыредесятнице. Об установлении поста, о его смысле мы скажем кратко, а подробнее поговорим уже в связи с богослужениями Великого поста. Конечно, предпасхальный пост существовал с первых лет христианства, по заповеди Спасителя, на основании Его слов: «...Еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? Приидут же дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся» ( Мф. 9:15 ). Продолжительность поста, степень его строгости различалась в разных местностях, в разных общинах, и лишь к концу III – началу IV веков мы можем говорить о практически повсеместном установлении поста в виде св. Четыредесятницы. Что же касается приготовительного периода, то он, естественно, сформировался не сразу, и тоже имел свой путь развития. В истории формирования этого периода мы также можем наблюдать взаимодействие, взаимопроникновение литургических традиций различных поместных Церквей. Так, например, сырная седмица, которая у нас называется масленицей – последняя седмица перед Великим Постом – сформировалась уже в палестинском богослужении, палестинской традиции. А вот Неделя о блудном сыне – это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее – к XII в., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Можно порекомендовать труд дореволюционного литургиста Карабинова «Постная Триодь», который как раз посвящен проблеме формирования, состава, исторической судьбы Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О.М. Захарова Введение Пост составляет важнейшую часть жизни православного христианина. Из 365 дней года от 180 до 200 являются постными, то есть половина церковного года – это время поста. Основным первоисточником знаний о посте является Триодь Постная, в которой содержатся все необходимые сведения о том, как подготовиться к Великому посту и как проходить святую четыредесятницу. Руководствуясь этим источником, христианин сможет не только с пользой для спасения провести Великий пост , но и научится поститься, чтобы уверенно проходить постный подвиг и в дни других, установленных Церковью постов в течение года. Однако в настоящее время мало кто знает смысл великопостных служб. Протопресвитер Александр Шмеман считает, что незнание Триоди является главной причиной изменения в христианском сознании понимания смысла и значения Поста, что мало – помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных предписаний и ограничений в пище. 1 Подлинный дух Великого поста в настоящее время утерян, и единственная возможность его вновь приобрести – это внимательное слушание и исследование песнопений Постной Триоди. Поэтому для современных христиан большое значение имеет изъяснение смысла богослужебных текстов. Систематизированные знания о посте необходимы для начинающего христианина, чтобы он имел четкое представление о том, что такое пост, из чего он складывается и какое значение имеет для временной и вечной жизни. Несмотря на то, что исследованию Постной Триоди посвящен ряд научных, богословских и популярных трудов, систематического исследования сущности и значения поста нет. Приведенный ниже обзор литературы показывает, что тема поста по Постной Триоди разработана не полностью, в малом объеме, в иных аспектах, с применением различной методики. Существует несколько подходов к изучению Триоди: уставной, исторический, пастырско-назидательный, богословский. К работам, носящим уставной характер относятся: 1 . «Лекции по литургике» схиархимандрита Иоанна (Маслова) . 2 . «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пост дан нам для того, чтобы победить себя Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 11 марта, 2016 Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. — «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? — Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это время, когда нужно постараться это сделать. Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански. Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками. — Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

http://pravmir.ru/post-dan-nam-dlya-togo...

Произведения святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, в Триоди постной Свт. Софроний Иерусалимский. Греция. XVI в. Значительное количество древнейших песнопений Триоди постной находится в последовании святых страстей. Их вместе с тропарями часов Великого пятка приписывают святому Софронию, патриарху Иерусалимскому (634–644). Но в полном составе усвоить ему эти песнопения не представляется возможным, ибо источники содержат разные сведения по поводу авторской атрибуции в службах Страстной седмицы. Сами чины нощи и часов Страстной пятницы существовали задолго до святого Софрония, равно как и после него претерпели значительные редакции и корректуры. Обе эти службы появились в Иерусалиме в конце IV века. В древности между тем и другим чином существовала неразрывная связь. В основе последования святых страстей лежит особого рода бдение, состоявшее из процессий по различным местам около Иерусалима, которые в эту ночь посетил Христос. Евангелия его касаются лишь тех событий, которые происходили в ночь с четвертка на пяток, что соответствует первым пяти Евангелиям святых страстей, читаемым в настоящее время. Зачал же о страданиях, смерти и погребении Христа, как это бывает теперь, тогда не полагалось. Для них существовала особая служба, начинавшаяся с 6 (12) часов дня Великого пятка, соответствующая современным часам. На ней читались псалмы, места из Пророков, Апостола и Евангелия, повествующие о страстях. Эта служба затягивалась до 9 (3) часов по полуночи, до вечерни, на которой полагалось Евангелие о снятии с Креста и погребении Господа. Таким образом, древнее иерусалимское богослужение Великого пятка точно соответствовало ходу событий этого дня в жизни Спасителя. Подобный порядок сохранялся приблизительно до IX–X веков. Позднее чин страстей подвергся серьезной трансформации, и в начале XIII столетия бдение получило вид, максимально приближенный к настоящему. Так, количество Евангелий увеличено до 11 (понятно, что нет последнего), причем прибавлены Евангелия о таких событиях из жизни Христа, которые происходили в пяток. Несколько изменены и места процессий: бдение начиналось на Сионе, после первого Евангелия отправлялись на Елеон, после третьего – в Гефсиманию, после четвертого – на место отречения святого Петра, после пятого – на Лифостротон к юстинианову храму Святой Софии, после шестого – к середине святого вертограда (ныне в храме Воскресения), после седьмого – к Голгофе, перед которой бдение и заканчивалось.

http://pravoslavie.ru/34727.html

Христианский пост по изображению Постной Триоди Православно-христианское учение о посте, как земном подвиге, обязательном для всех верующих во Христа, по-видимому совершенно понятно без каких-либо дополнительных объяснений. Фактически оно оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Углубление в смысл и задачи поста открывает здесь много новых подробностей, касающихся настроения постящегося, конечных целей и благодатных даров постничества. Авторитетно-твердое и исчерпывающе-полное истолкование понятия о посте мы находим в православной литургической письменности или в церковно-богослужебных молитвах, песнопениях и канонах. На основании отрывочных замечаний о посте церковных песнопевцев можно вскрыть подлинную точку зрения Церкви: 1. на существо телесного и 2. душевного поста, – 3. как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия, – и 4. назначение постничества в процессе спасения. Литургическое освещение общехристианского подвига поста во всех его сторонах дает преимущественно Постная Триодь. Здесь по дням великопостных богослужений рассыпаны замечания по этому вопросу знаменитых учителей Церкви: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, святых Анатолия Патриарха Константинопольского, Козьмы Епископа Майумского, Андрея Архиепископа Критского и многих других песнопевцев. Их богослужебные наставления, уже полторы тысячи лет, учили и учат христиан истинно поститься. Кто из православно-верующих с раннего детства не воспринимал в Церкви потрясающего душу назидания упомянутых святых лиц о богоугодном прохождении времени пощения? Из медоточных речей Постной Триоди извлечем прежде всего понятие о посте телесном. 1. ТЕЛЕСНЫЙ ПОСТ Телесный пост далеко не безразличен в духовной жизни каждого христианина. Беспорядочно и безразборно вкушаемая пища нередко возбуждает страстность 688 , огрубляет чувствительность души и мешает молиться. Некогда праотцы человеческого рода Адам и Ева чрез ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы Начиная с Недели о мытаре и фарисее вплоть до Великой Субботы за богослужением используется Триодь постная. Богослужение периода пения Триоди постной задумано как единый литургический цикл, развертывающийся на протяжении десяти недель. Этот цикл включает три подготовительных недели к Великому посту, шесть недель поста и Страстную седмицу. Молитвы и песнопения Триоди ведут верующего по пути великопостного покаяния через «пасху распятия» к «пасхе воскресения». Период действия Триоди постной – наиболее духовно насыщенный период годового богослужебного круга. Интенсивность литургического переживания возрастает по мере приближения к Пасхе и достигает своего апогея в дни, когда вспоминаются страдания, крестная смерть и воскресение Христа. Подготовка к Великому посту Неделя о мытаре и фарисее является первым из четырех воскресных дней, предваряющих Великий пост . Основной темой богослужения в этот день является притча о мытаре и фарисее, читаемая за литургией (см.: Лк. 18:10–14 ). В этой притче перед взором верующего представлены два типа религиозности. Фарисей – человек, исполняющий предписания закона, соблюдающий установленные посты, дающий десятину на храм. А мытарь – тот, у кого презренная профессия, кто не соблюдает установления закона, но у кого есть смирение и покаяние. Фарисей все свои добрые дела ставит себе в заслугу, а мытарь лишь со смирением сознает свое недостоинство. Мытарь в притче отнюдь не представлен в качестве идеала для подражания, так же как фарисей – отнюдь не исключительно отрицательный персонаж. Притча завершается словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Иными словами, оправданы оба – и мытарь, и фарисей, но мытарь оправдан более фарисея за свое самоуничижение. В контексте предстоящего Великого поста притча о мытаре и фарисее напоминает о том, что соблюдение поста не должно становиться поводом для гордыни и превозношения. Кроме того, эта притча является напоминанием о смирении как об основании всех добродетелей и о гордыне как о корне всех пороков. В стихирах и тропарях смирение и покаяние мытаря противопоставляются надменности и гордыне фарисея: Триодь постная. Неделя о мытаре и фарисее. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии...» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь Богородицы (Иверской иконы), глас 1-й (трижды) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

5. Понедельник 1-й седмицы. Мч. Конона Исаврийского. Начало Великого поста. Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября) . Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Прмч. Феофана Графова, диакона . В течение Великого поста в седмичные дни все богослужения совершаются по Минее и Триоди Постной. Из Октоиха в будние дни берутся только Троичны, седальны и светильны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоустого в дни св. Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16). По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш...» . Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Слава» – «Вознесыйся на Крест...», «И ныне» – «Предстательство страшное...». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив...». Певцы: «Аминь», «Именем Господним...». Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010