Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Хотя с положенными на этой утрени канонами храма и Триоди, по указанию Триоди Постной, стихословятся песни Свящ. Писания «Господеви поем», но Устав предписывает стихословить «Поем Господеви». Канон Триоди имеет и вторую песнь, поемую на 8; с ней второй песни Свящ. Писания (находящейся во Псалтири (Следованной), не глаголем, но припеваем (вместо стихословия второй песни Свящ. Писания): «Преподобнии Отцы, молите Бога о нас...» В сырную неделю (воскресение), равно и во все следующие за тем недели до недели Ваий, всегда, за исключением праздников только с бдением (см. в Уставе храмовые главы, гл. 34 и Марковы главы, 25 марта), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы, и после следующего за великой ектенией возгласа поется на рядовой глас Октоиха «Господи, воззвах» и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в неделю и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; «Слава» святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на «И ныне» Богородичен (из тех, которые печатаются в книге Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» Богородичен «в тойже глас Минеи» (см. в Триоди Постной, неделя сырная вечера). При пении Богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, «великих ради прокименов»; диакон возглашает: «Премудрость, прости», лик поет «Свете тихий», затем диакон возглашает: «Вонмем», иерей: «Мир всем», диакон: «Премудрость, вопием», и бывает пение великого прокимна (в недели сырную, 2-ю и 4-ю поста – «Не отврати лица Твоего...»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста – «Дал еси достояние...»); за входом (не ектения «Рцем вси...», как на великой вечерне) следует «Сподоби, Господи...» и проч., как на вседневной вечерне. Но по «Отче наш» «со сладкопением поются во вся недели св. 40-цы» (см. Устав, неделя Ваий вечера) тропарь «Богородице Деве...» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Бездна грехов! Сколько в сердце человека, не возрожденного благодатию, как я, окаянный, зла, недоброжелательства тайного, гордости, упрямства, своенравия, блудных и скверных помыслов, лукавых и хульных, пристрастия к благам земным, сластолюбия, сребролюбия, любостяжания, дерзости, ропота, отчаяния, хулы! Паралич сердца моего и бесовское смущение и теснота происходят, как дознал я опытом, от излишества в пище и питье сверх телесной потребности, которая у меня очень малая. Все должен я кушать и пить числом, мерою и весом. Понравились вчера сливки, и я довольно употребил их с чаем, а не надо было бы ничего ни пить, ни есть. Скоромная пища утомляет, отягощает и стесняет организм, а вместе с тем и душу; напротив, постная дает отдохновение, легкость, простор (разумею растительную пищу без рыбы, например суп с крупою и с кореньями, пирожок с капустою и с семечками малины или пирог с рисом и луком). Когда наблюдаешь пост в дни постные, сейчас замечаешь разницу для души и тела между постной и скоромной пищей. Так, сегодня по милости постной пищи я чувствовал себя очень хорошо, легко, спокойно, просторно и молился благопоспешно и искушений видел гораздо меньше, а вчера, когда я ел мясо и пил чай со сливками – о, как было у меня тяжело на сердце, сколько искушений, какая теснота, боязнь во время молитвы, хотя и было великое умиление на всенощной. Скоромная пища – истинный бич для души и тела. Да не прельщаюсь же пищею и питьем скоромными, жирными, хотя вкусны они. Благодарю Господа за великую благодать молитвы и умиления сегодня во храме во время всенощной, с 29-го на 30-е августа. Христе, Свете истинный... произнес громко всю молитву, со дерзновением и силою. Благодарю Господа за отъятие суетного страха. Сегодня днем спал после обеда. Это благодетельно было для меня. Как ядовиты и смертоносны для души житейские попечения и пристрастия, и на едино мгновение коснувшиеся её во время богослужения! – Душа помрачается, лишается мира, спокойствия, жизни, простора и впадает в смущение, тесноту, пагубу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Четыредесятницу поются стихиры, положенные в Триоди Постной, на ряду; кроме того, «аще будет предпразднство или попразднство, егда октоих не поется, тогда на стиховне глаголем (стихиры) праздника» (из Минеи или Цветной Триоди); при этом, «аще будет святому на утрени стих (т.е., стихира) с запевом», «тогда глаголем на стиховне» после стихир Октоиха или праздника стихиру святому (с её припевом) и на «Слава» – ему же; на «И ныне» поётся богородичен (в среду и пяток – крестобогородичен) по гласу «Славы» святого, а в дни предпразднства и попразднства – стихира праздника; если в Минее имеется только стихира на «Слава» (см., напр., 3 и 4 сент.), то она и поётся на «Слава», а на «И ныне» поётся, как указано выше (Уст., 9, 12, 13, 49, 50 гл.; Окт., «о светильнах», «указ о служ. субб. »; Мин. Общ.). К стихирам «на стиховне» из Октоиха «припевы поем во все лето»: «Исполнихомся заутра», «И буди светлость» (Уст., 2 сент.); те же припевы положены и к стихирам Постной Триоди, за исключением ниже указанных случаев; но к субботним стихирам Октоиха, «егда поется аллилуиа» (Уст., 13 гл.), – особые припевы (см. их в Окт.); особые припевы также к стиховным стихирам Минеи, Цветной Триоди (поемым в дни предпразднства и попразднства), к 4-й стиховной стихире в Великую среду и ко всем стиховным стихирам Великих четвертка и пятка (см. их в служб., на ряду). 47) В Вел. субботу сугубая ектенья начинается с прошения: «Рцем вси». 48) В конце той утрени, на которой положено вседневное славословие, не бывает отпуста, а непосредственно, после: «Утверди, Боже», (без отпуста) следует служба 1-го часа (Уст., 9 гл.; Служеб.). 49) Утреня с великим славословием отделяется от 1-го часа полным отпустом. Отпуст произносится тот же, какой и на вечерне. – В конце церковных служб обыкновенно произносятся «отпусты дневнии» – или великие, или малые. Великие отпусты начинаются и оканчиваются так же, как и малые, именно: в начале тех и других отпустов произносится: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере», а в конце – «и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это значит то, что сначала надобно петь первую стихиру Постной Триоди, имеющую надпись: «самогласен дне»: в данном случае: Постящеся, братие, телесне... Потом повторить ту же самую стихиру 686 . Затем петь стихиру Триоди, имеющую надпись: «мученичен»; в данном случае: Аще кая добродетель... Далее петь одну за другой три стихиры Триоди, из которых каждая имеет надпись: «подобен»; в данном случае: а) Светолучныя вас, яко молнии... б) Добродетельми Илиа возшед... в) Апостоли божественнии... Наконец, следует петь четыре стихиры святаго из Минеи, а недостающее здесь до четырех число их восполнить повторением одной из них подобно тому, как из стихир Триоди первая стихира была пропета два раза. После Слава, и ныне, надобно петь богородичен, как объяснено в особом издании Служб на каждый день 1-я седм, св. Четыредесятницы, л. 74 на об., его же, т. е. святаго Минеи. Иногда, впрочем, вместо богородична, Типикон и Постная Триодь указывают особое песнопение, напр., в среду 4 седм.: Днесь неприкосновенный существом... Примечание. На вечерни постных дней св. Четыредесятницы, предшествующей постным же дням, ежедневно назначаются: 2 самогласна (если один, то повторяется), 1 мученичен и 3 подобна. Но разница между днями такая: в среду, когда совершается литургия преждеосвящ. даров, все эти песнопения предписывается петь в стихирах на Господи, воззвах (послед. среды 1 седм., Тип., л. 317. См. также 24 февр., мрк. гл., л. 192; 9 марта, л. 196 на обор.; 25 марта основн. благов. глав., л. 202 на обор. и храм. гл. 35, л. 419 на обор. Впрочем, в последних двух местах одно песнопение, именно мученичен, опущено). Вследствие этого в Триоди Постной в последовании среды все эти песнопения напечатаны именно в стихирах на Господи, воззвах. В другие же дни, а именно – в понедельник, вторник и четверток, когда вечерня не соединяется с литургиею преждеосв. даров и когда на ней, кроме стихир на Господи, воззвах, поются еще стихиры на стиховне, предписывается в стихирах на Господи, воззвах петь только три подобна, а самоглясен 2-жды и мученичен 1-жды – в стихирах на стиховне (послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

688 Когда же на литургии преждеосвященных даров положено читать евангелие, напр., 24 февр., то вход бывает с Евангелием (Тип., гл. 49). 689 Полагаются только две паремии; но если на следующий день будет праздник или святой, имеющий полиелей; то, кроме того, читаются паремии празднику или святому (см. Служебн., стр. 273). 690 Устав о порядке пения: Да исправится... изложен в 49 гл. Тип., а самые песнопения находятся в Ирмологионе; см. изд. 1847 г., л. 106 на обор. См. также особ. изд. Служб на кажд. день 1-я седм. св. Четыр., л. 76 на обор. и 77. – Надобно только добавить, что по установившейся практике священник во время пения: Да исправится... и стихов находится в алтаре пред престолом в прямом положении с кадильницей в руках и кадит; но когда чтец в последний раз поет: Да исправится...; то, отдав диакону кадильницу, и сам становится на колена: встает же вместе с другими. При пении Да исправится... царские двери бывают отверзты. Впрочем, этот обычай, как не имеющий для себя основания ни в Типиконе, ни в Служебнике, не есть повсеместный. 694 Чит. об этом ниже – ч. 2. гл. 21, откуда видно и то, что если после изобразительных почему-либо вместо литургии поется одна вечерня, то на сей последней поминается святой только следующего дня. 696 Когда в Типиконе говорится об особенностях вел. повечерия накануне праздников (см., напр., 25 марта, л. 203); то это трисвятое именуется первым. 700 Такое начало для этой утрени Типикон назначает потому, что предполагает отправление её отдельно от полунощницы. 702 В Типиконе (л. 328 на обор.) сказано: „Ирмосов у троепеснца не поем“. Но так как в Триоди Постной ирмосы 1-го трипенца напечатаны полностью, то это выражение Типикона надобно понять не в том смысле, что ирмосы трипеснцев вовсе не глаголются, а в том, что хотя в Триоди Постной напечатаны ирмосы 1 трипеснца, но они не поются, а читаются; ирмосы же второго трипеснца, указанные начальными только словами, действительно совсем не глаголются. 703 В последовании четверга 5 нед. св. постов конечные молитвословия утрени не обозначены (Тип. л. 329). Во дни великой Четыредесятницы при пении, вместо Бог Господь, аллилуиа, как в своем месте мы видели, состав их бывает несколько иной, чем здесь мы их изложили. Но мы изложили их именно так, а не иначе, на том основании, что в четверток великого канона, в отличие от других постных дней, ни на одной службе и в частности в конце утрени не положены вел. поклоны с молитвою Ефрема Сирина , следов., и состав заключительных молитвословий не может быть такой же, какой обыкновенно бывает в постные дни св. Четыред., когда Типикон назначает 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

    Эти материалы были обнаружены в конце ХХ века     Три экземпляра Постной Триоди с правкой А.А.Дмитриевского, Х.М.Лопарева и Н.Ф.Чуриловского хранятся в РГИА     А.Г.Кравецкий, А.А.Плетнева. История... С. 364-365     Справедливости ради отметим, что в мемуарах митр. Питирима дается рассказ, близкий свидетельству прот. Валентина Асмуса (см. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 298-299).     Комментарии ( 16): Дунаев А.Г. 06 сентября 2011г. 12:33 Возражения А. Г. Кравецкого, хотя и полезные, не затрагивают существа ответа прот. Валентина Асмуса. 1) Значит, все же тиражи Триодей были в продаже, тогда как документ пытается минимизировать это обстоятельство. 2) Может, " живейшей " дискуссии и не было, но отклики в периодич. печати были, как и обсуждение -- видимо, более кулуарное. Так что отрицат. отношение общества было зафиксировано. 3) Тем более любопытно, что вл. Питирим не последовал рекомендациям Богосл. комиссии. Асмус пишет о позиции Питирима, а не Комиссии. Протокол говорит только о том, что в начале года Питирим не владел достаточной информацией, но к моменту переиздания ситуация явно изменилась, о чем свидетельствуют воспоминания. 4) " Научное " переиздание на практике сведется к обычному репринту со  вступительной статьей, как это следует из публикаций в Интернете, а не к фундаментальному коммент. изданию, где будет рассмотрена и оценена каждая поправка. То, что конечные цели нынешней реформы -- русификация богослужения, сомнений не вызывает, как то следует из документа о богослуж. языке, принятого параллельно с решением о переиздании Триодей. Поэтому реплика А. Г. Кравецкого может уточнять кое-какие аргументы в ответе прот. В. Асмуса, но не может скрыть некомпетентности или заведомой предвзятости (чтобы не сказать недобросовестности) составителей документа. Александр Кравецкий, Москва 10 сентября 2011г. 03:28 1) На мой взгляд, документ достаточно подробно и объективно описывает эту ситуацию. Там сказано: «В 1912 году вышло исправленное издание Постной Триоди (в 1915 — второе издание), а в 1914 – Цветной Триоди (в 1915 — второе издание). В 1913 г. в новой редакции вышли «Службы на каждый день Страстныя седмицы Великаго Поста» (переиздано в 1993 г. Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем). Близилось к завершению исправление Октоиха. При этом определением Святейшего Синода от 25 августа – 24 сентября 1909 года за 6679 было установлено, «чтобы новые, исправленные издания богослужебных книг выпускались в продажу не прежде, как по распродаже всех экземпляров старого издания». В результате существенная часть тиража исправленных Триодей не появилась в продаже вплоть до начала Первой мировой войны и революции.»

http://bogoslov.ru/article/1934928

Так, при работе над новым, наборным изданием Триоди постной мы выяснили, что «патриархийная» редакция, которая наиболее широко распространена сейчас в нашей Церкви, восходит к Триоди постной, выпущенной в 1904 году Киево-Печерской лаврой. Можно было бы просто продолжить киевскую традицию, но во время работы над текстом был выявлен ряд мест, смысл которых представляется затемненным, нуждающимся в правке. И оказалось, что, например, московские издания XIX века позволяют внести такую правку, поскольку там упомянутые места лишены темноты. Работая над Канонником, мы столкнулись с тем, что до 1917 года состав его был несколько иным — другие каноны Ангелу хранителю, бесплотным Силам, Иоанну Предтече и т. д. Можно было бы вернуться к старой традиции, но ведь уже не одно поколение монашествующих привыкло к «патриархийному» Каноннику, неоднократно переиздававшемуся. Представим себе, что будет, если наши маститые отцы или владыки приобретут новый Канонник — и обнаружат там совсем другие каноны? Существуют нерешенные вопросы даже по таким основополагающим текстам, как, например, служебный Апостол, причем различаются не только четий и служебный варианты — наблюдаются разночтения в изданиях именно служебного Апостола XIX века. Вопросы ставят перед нами и такие книги, тексты которых многие просто знают наизусть: «пестрят» от издания к изданию тексты традиционного православного Молитвослова. Но особенно изменчивым предстает текст служебных Миней. В «Церковном вестнике» упоминалось о проекте «Литургическое наследие Православной Церкви» (см. ЦВ 10, статью «Тысячелетнее мгновенье»), так вот: уже сейчас в архивах и у современных гимнографов выявлен никогда не публиковавшийся в силу исторических причин церковно-поэтический материал, значительно превышающий по объему все, что было когда-либо опубликовано Поместными Православными Церквами. Богослужебные книги XI–XXI веков (рукописные, печатные и электронные) свидетельствуют: и в древности, и в наше время встречаются тексты гениальные поэтически и совершенные по языку, а бывают тексты невыразительные и косноязычные. Причем это никак не связано с уровнем образования составителя: есть составители-филологи, даже авторы учебных пособий, не владеющие языком, путающие времена и падежи, и составители, что называется, «от сохи», не имеющие специального образования, но прекрасно выражающие свои мысли по-церковнославянски. Должно быть, участвуя в богослужении, такой человек, подобно ребенку, сначала понемногу начал понимать то, что слышит, — а потом и сам заговорил в меру отпущенного таланта.

http://e-vestnik.ru/church/zhivotvoryash...

Глава 1. О субботнем заупокойном богослужении в период времени пения Октоиха Глава 2. О заупокойном богослужении Мясопустной субботы и субботы пред Пятидесятницею Глаза 3. О заупокойном богослужении суббот 2, 3 и 4 седмиц Великого поста В пяток накануне субботы после 9 часа отправляется вседневная вечерня. Так же. Отправляется вечерня в соединении с литургией преждеосвященных даров по великопостному уставу. На ней стихословится обычная (18) кафизма, после которой бывает малая ектения. По этому уставу после каждого антифона 18 каф. полагается малая ектения. Господи, воззвах поется во гласе стихир Минеи. Господи, воззвах поется во глас самогласна Триоди. Стихиры на Господи, воззвах святого из Минеи 3 и из Октоиха мученична 3: 2, 3 и 4-й, а 1-й оставляется. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. Стихиры на Господи воззвах: Из Октоиха мученичны 3 настоящего гласа 883 , из Триоди Постной подобны 3. Слава – из Триоди: Плачу и рыдаю... Стихир полагается 10: самогласен Τриоди 4 гл. 2-жды, мученичны Октоиха прилучившагося гласа 4-ре 884 и Минеи 4. Слава – святого, если есть. Если же нет, то – Слава, мертвен Октоиха, (чит. его в стих, на стиховне). И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й гласа. Прим. Поются из стихир на Господи, воззвах те именно 3 мученична, которые в обыкновенное время, т. е. когда нет заупокойной службы, поются в стихирах на стиховне. Прим. Не указано, какие 3 мученична. Руководствуясь уставом 13 гл. Типик., надобно петь мученичны 2, 3 и 4, в обыкновенное время поемые в стихирах на стиховне. Если же почему-либо не будет преждеосв. литургии, то Господи, воззвах поется во глас Октоиха. Стихиры – мученичны гласа 3-ри 885 и Минеи святого 3. Слава – святого, если есть. Если же нет, то Слава, мертвен. И ныне, богородичен 1-й гласа. После Свете тихий... – прокимен: Боже заступник мой... со стихом (чит. Часослов, Послед. вечерни, стр. 77). Вместо прокимна поется аллилуиа на 8 гл. со стихами: Блажени, яже избрал... Души их во благих водворятся... (чит. их в Тр. Постн. в послед. субб. Мясоп. в пяток вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010