Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский сочельник, 6 января 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 05.01.2024 Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, ежегодно празднуют 6 января. До праздника остается всего один последний день Рождественского поста. Его принято встречать в храме, а пост в сочельник особенно строгий. Это последний из 5 дней предпразднства Рождества Христова. Память преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и мученицы Клавдии, а также преподобного Николая Славянина совершается 6 января 2023 года. Это последний из 5 дней предпразднства Рождества Рождества Христова. В ХХ веке 6 января преставились Господу преподобномученик Иннокентий (Беда) и священномученик Сергий Мечев. Суббота, 6 января 2024 года, Навечерие Рождества Христова Рождество Христово — двунадесятый и непереходящий праздник. Поэтому и сочельник из года в год приходится на 6 января. Обычно на богослужение в храм приходят ночью накануне или в само Рождество, 7 го января утром. Но важно понимать, что Рождество начинается уже в сочельник. И хотя день еще постный (последний день Рождественского поста), но Рождество уже наступило. Православная Церковь с 2000 года празднует 6 января Память одного из самых почитаемых московских новомучеников — священномученика Сергия Мечёва. Подробнее о сочельнике читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Служба Рождественского сочельника продолжается дольше обычной литургии. В этом году сочельник приходится на субботу, поэтому совершается литургия Иоанна Златоуста . Также служат вечерню, которая совершается не накануне вечером, а утром после литургии. По завершении богослужения в центр храма выносят свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Сначала священники, а потом хор и, как в некоторых храмах, все прихожане, обращаются к Богу с пением тропаря Рождеств у . Об одной из основных особенностей богослужения Сочельника — восьми рождественских паремий или ветхозаветных пророчеств — читайте в нашем материале . Тропарь предпразднства Рождества Христова

http://foma.ru/rozhdestvenskij-sochelnik...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя тридцать третья по Пятидесятнице, по Богоявлении, глас 8, воскресенье, 21 января 2024 года: что будет в храме? 9 мин., 20.01.2024 На воскресенье 21 января в 2024 году приходится попразднство Богоявления. В этот день Церковь вспоминает преподобных Георгия Хозевита, Домнику Константинопольскую, Паисия Угличского, Илию Египетского, Григория, чудотворца, и Григория, затворника, Печерских. В тридцать третью Неделю по Пятидесятнице мы молитвенно обращаемся к священномученику Исидору Юрьевскому и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, Картерию Кесарийскому, диакону Феофилу и мученику Елладию, мученикам Иулиану, Келсию, Антонию, Анастасию, Василиссе и Марионилле, семи отрокам и 20-ти воинам, а также мученику Або Тбилисскому и исповеднику Емилиану, епископу Кизическому. 21 января 2024 года Церковь также чтит память священномучеников Виктора Усова, Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого, Василия Архангельского, преподобномученика Пафнутия Костина, мучеников Михаила Новоселова и Иоанна Малышева, а также исповедника Михаила Розова. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 21 января. Воскресенье, 21 января 2024 года, попразднство Богоявления Воскресенье 21 января называется Неделей по Богоявлении, потому что в этот день совершается попразднство Крещения Господня. Недавно в праздник Крещения Господня Церковь вспоминала событие, описанное в Евангелии, когда Спаситель пришел к реке Иордан, чтобы пророк Иоанн Предтеча крестил Его. В момент крещения на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба был глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Евангелие от Луки, глава 3, стих 22). Таком образом Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — Сын Божий. Праздник получил название Богоявления, поскольку в событии Крещения явили Себя все Лица Святой Троицы.

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

С 26 по 29 января в столице России пройдут XXII Рождественские чтения на тему «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» 23 января 2014 г. 16:35 С 26 по 29 января 2014 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заключительный этап XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема Чтений, открывающих юбилейные торжества в честь 700-летия со дня рождения игумена Земли Русской: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». 23 января в ходе пресс-конференции в ИТАР-ТАСС о Чтениях представителям СМИ рассказали председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Чтения проходят в два этапа. С сентября 2013 года по январь 2014 года в более чем 50 епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви в России, Украине и Белоруссии прошел региональный этап. В воскресенье, 26 января, заключительный, международный этап Чтений откроется Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужение возглавят Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевой лавры будет принесена специально написанная к празднованию 700-летия прп. Сергия икона с частицей мощей святого. По окончании Чтений икона будет пронесена по всем епархиям Русской Православной Церкви, чтобы каждый имел возможность поклониться святыне. За Литургией будет оглашено Послание Святейшего Патриарха и Священного Синода к 700-летию преподобного Сергия и освящены памятные патриаршие хоругви с изображением Преподобного, которые будут направлены в митрополии и епархии Русской Православной Церкви. В понедельник, 27 января, в 11.00 в Государственном Кремлевском дворце Блаженнейший Патриарх Иоанн Х и Святейший Патриарх Кирилл откроют пленарное заседание Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/3534966.ht...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Крещенский сочельник Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника принято было делать " иордань " (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры. Литургия Василия Великого более продолжительна. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). 18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

http://zavet.ru/a/rss_1011337568.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя тридцать четвертая по Пятидесятнице, воскресенье, 28 января 2024 года: что будет в храме? 6 мин., 26.01.2024 В воскресенье 28 января Церковь обращается в молитве к преподобным Павлу Фивейскому и Иоанну Кущнику, Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому, преподобномученику Пансофию и святителю Герасиму Александрийским, а также священномученику Михаилу Самсонову. Воскресенье, 28 января 2024 года Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 28 января. Особенности православного богослужения Тропарь преподобным отцам, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не отстави милость Твою от нас,/но молитвами их//в мире управи живот наш. Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй. Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!» Кондак воскресный, глас 1 Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/и мир совоскресил еси;/и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/Адам же ликует, Владыко;/Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи://Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.

http://foma.ru/nedelja-tridcat-chetverta...

Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 января 2012 27 января, 2012. Редакция " Правмира " 26 января в Киево-Печерской лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). 26 января в Киево-Печерской лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). Перевод с украинского — портал « Правмир » ЖУРНАЛ 1 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о визитах в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: 14-15 сентября 2011 года — в Луганскую епархию и 1-2 октября 2011 года — до Черновицкой епархии. Справка: 14 сентября 2011 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Луганскую епархию. В состав официальной делегации, сопровождавшей Его Святейшество, вошли: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В. Р. Легойда, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, и.о. руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М. Г. Куксов. Из аэропорта Святейший Патриарх направился в Свято-Владимирского кафедрального собора г. Луганска. 15 сентября, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию на Театральной площади г. Луганска. После богослужения на площади Героев Великой Отечественной войны Патриарх Кирилл возложил цветы к Могиле Неизвестного солдата. У обоих мемориалов пропели «Вечную память» павшим за Родину.

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2019 20 мин., 23.01.2019 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2019. 1-я страница обложки. На светлом зимнем фоне — симпатичный снеговик в вязанной шапке, которого с любовью обнимает и целует в щеку юная девушка в припорошенном снежком тоже вязанном наряде (фото). Надписи: КАК СЛЕПИТЬ СЕБЕ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА? Почему наши попытки переделать ближнего под себя заканчиваются провалом. См. рубрику «Вопрос номера. Как изменить другого?» (С.20-27).   Пролог :   Дмитрий Кленовский . « Елочка с пятью свечами …». Стихотворение. 1947//Фома. - – январь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание: С.3.   Даты месяца :   Даты месяца: январь //Фома. - – январь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:   1 января. Православный «день трезвости» [В этот день, когда наши соотечественники бурно встречают Новый Год, Православная Церковь отмечает день памяти мученика Вонифатия — святого, которому молятся... об избавлении от пьянства]. - С. 4;   19 января. Крещение Господне . Ил.: Спаситель принимает крещение от Иоанна Предтечи. - С.4;   27 января. 75 лет назад Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. [О священнослужителях, живших в        осажденном городе и из последних сил постоянно совершавших богослужения, ободрявших и утешавших верующих. Из пятидесяти священнослужителей  около двадцати умерли от    голода.  Пережившие блокаду - осенью 1943 года были награждены медалями «За оборону Ленинграда»]. Фото блокадных лет: горожане набирают воду из полыньи на замерзшей реке. - С.4;   7 января. Рождество Христово. [ Патриарх Кирилл. Из рождественского обращения к телезрителям, 7 января 2018 года]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси и фото Виктории Фатиновой. - С.5;   Колонка главного  редактора:   Владимир  Легойда . Год с детьми . [По традиции в рождественском номере главный редактор «Фомы» вспоминает самые яркие за прошедший год диалоги со своими детьми — Аней, Лизой, Ромой]. Фото, рисунки и рукописные тексты из семейного архива В. Легойды//Фома. - – январь 2019. – С.6-9. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-189-...

15. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прп. Варлаама Керетского. Служба прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») – кроме Недели о мытаре и фарисее, в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49) . В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я . Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы. С 15 января и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) – катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю...». Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице (из Октоиха) на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, прп. Павла, глас тот же – 3, и прп. Иоанна, глас 2-й – 3. «Слава» – прп. Иоанна, глас тот же: «Отвергся мира...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – прп. Павла, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е) : «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – прп. Павла, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е): «Творец и Избавитель...» .

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-28/

Раздел 1 При служении с диаконом Петром А. Сафроновым надо мне самому считать после обедни деньги или поручать считать диакону совместно с дьячком по причине неверности диакона. Случай такой был 23 ноября 1874 г. Почти явно взял себе два рубля. От проскомидии было пять рублей да от панихиды три рубля двадцать копеек доходу, а записано было в книгу всего пять рублей с копейками. Зорко глядеть надо за ним. Бывали уже и прежде случаи неверности. Узнать завтра, вернее, у Михайлова, сколько было от проскомидии, чтобы напрасно не сказать и не подумать что. 17 декабря 74 г. Афанасьеву и Иогансону две книги для чтения. Конец 1874, 1875, 1876 г. Три новых рамы нужно сделать в кабинет и в спальню мою – старые негодны: камины натопить нельзя – холодно, простуда постоянная. Января 19-го 1875 года. Зрелову дьячку дано 30 января в долг пятнадцать рублей. Брандмейстеру 1 Балыкину 27 января – двадцать пять рублей на 3 месяца. К И. Мейнарду и (Филовину) написать письма 8-го апреля. К Потапию Корниловичу сходить. С постным маслом не есть ничего, особенно постного пирога на ночь: вредно, изжога вредная, непрестанная, неудобоваримость, крепит. Покушал я постного пирога вечером, и сильно закрепило живот: рожном стал он у меня в боках. Лососину на ночь не есть, молоко не пить [...], во рту дурно, как от смолы. 14 июля 1875 г. Жене директора реального училища Акафисты. 31 января 1876 г. 27 . марта. (Гомеловскому) книга и другому (...). Николай Матвеевич Федоров: две книги – «Духовные Беседы» 1869 г. и Творения Отцов, часть П. Катерине, жене дворника, дано в долг три рубля 16 сентября 1875 до 1-го октября. Начало. Не бойся призраков бесовских. Написать, с Божией помощью, науку о богослужении и отпечатать ее наилучшим образом, с картинками и с великолепною обложкою. Ныне и форма много значит у людей. 26 января 1875 г. Полно есть молоко в постные дни под предлогом немощи: молочная пища увеличивает немощь духа, искушения вражии, страсти укрепляет, преткновения умножает, посмеянием от бесов делает. 14 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Часть первая. Век Александра Благословенного 4 Глава I. Начало века Ошибка в исчислении начала XIX столетия. – Встреча нового столетия церковным богослужением в Петербурге. – Царствование императора Павла I ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ век в русской истории, по воле императора Павла I, начался на год ранее своего математического срока и продолжался, поэтому, 101 год. Император Павел I в конце декабря 1799 года выразил желание, «чтобы в первое число наступающего января, для нового столетия, отправлено было в Петербурге по всем церквам приличное молебствие». Император Павел в счете столетий шел за ошибкою Петра Великого, который указами 19 и 20 декабря 7208 года, переменяя принятый в России порядок летосчисления от Сотворения Мира и с месяца сентября на установившийся в западной Европе от Рождества Христова и с января, повелел начать с наступившего первого числа января новый год и «новый столетний век 5 . И теперь, как при Петре, решено было начать новый век торжественным богослужением во всех церквах столицы и обычное новогоднее молебствие совершить в первые же минуты нового года. В полночь на 1 января 1800 года, когда при проходе часовой стрелки через цифру XII на часовом циферблате неуловимо и таинственно кончался один год и начинался другой, загудели в Петербурге колокола во всех церквах, все церкви были освещены, и петербургское духовенство, во главе со своим архиереем, служившим в морском соборе, испрашивало у всемогущего и всевышнего Владыки времен благословения не на новое только «лето», но на все «новое столетие» 6 . Время для Церкви, как и для общественной жизни, было тяжелое. Добрая душа больного императора, разочарованная в своих лучших мечтах, замкнулась в угрюмости и суровости. Имевший непреодолимое желание водворить на земле добро и счастье, император Павел I сгорал в приступах «раздражительной мелочности» и достиг только водворения «всеобщего страха» 7 . Под гневными взорами государя, в которых почти никогда не искрилось столь необходимых для жизни веселья и радости, гибло много людских благополучий, счастий и жизни. Никто не знал, что сулит ему завтрашний день. Для Церкви положение становилось особенно тяжелым, потому что император Павел I, подпав влиянию иезуитов и других иноверных интриганов, проявлял стремления неподобающим образом вступать в дела Церкви. Это были особенно томительные последние минуты ночи пред близившимся рассветом. Ночью 11 марта 1801 года императора Павла не стало и 12 марта на императорский престол вступил двадцатитрехлетний Александр I. Глава II. Император Александр Благословенный: его воспитание

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010