В рамках Рождественских чтений прошло совещание руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами 28 января 2017 г. 13:29 27 января 2017 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами в Москве состоялось совещание с руководителями епархиальных «военных» отделов. Мероприятие прошло в рамках программы повышения квалификации руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами и стало второй частью «военного» направления XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Перед участниками совещания выступил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , который представил основные руководящие документы для военного духовенства и подробно рассмотрел проблемы пастырской работы внутри воинских формирований. Особое внимание руководитель Отдела уделил вопросам организации и совершения богослужений в полевых условиях с учетом решений пастырского семинара, состоявшегося ранее в ПСТГУ , индивидуальной работы с военнослужащими, взаимодействию со СМИ. Порядок планирования и отчетности в деятельности военного духовенства были рассмотрены в докладе заведующего информационно-аналитическим сектором Синодального отдела иерея Андрея Дьяченко. В своем выступлении отец Андрей остановился на технических вопросах составления ежемесячных и квартальных отчетов и дальнейшего взаимодействия с Синодальным отделом. Протоиерей Андрей Немыкин, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Ростовской епархии , провел презентацию разработанного епархиальным отделом катехизического пособия «Памятка воину». Материл пособия предназначен для ознакомления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов с основами православной веры и христианской жизни. Памятка определяет порядок пастырского служения штатного и внештатного военного духовенства в воинских и правоохранительных формированиях и алгоритм действий должностных лиц по реализации Положения о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. По итогам выступлений состоялась дискуссия, в рамках которой военные священнослужители обсудили вопросы взаимодействия Церкви и силовых структур, практической работы военных священников, окормления воинских частей и подразделений и др. Победа.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4793493.ht...

Бездомные очень часто погибают — просто не выдерживает организм Сегодня, 6 марта, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине была отслужена панихида по бездомным людям, жившим и умершим на улицах Москвы. Как сообщает агентство РИА «Новости» , служба состоялась по инициативе объединения « Друзья общины святого Эгидия ». Первая такая панихида в храме в Столешниковом переулке прошла в 2006 году в память о молодой женщине, которая умерла на улице от холода и болезней. С тех пор каждый год в его стенах поимённо вспоминают всех тех, кто остался без крова и погиб и чьи имена оказались известны верующим. « Мы собираемся уже 10 лет, чтобы бросить вызов забвению, чтобы учиться человечности. Мы встречаем Бога, когда помогаем друг другу. Это дает каждому из нас достоинство, радость и надежду », — сказала координатор программы помощи бездомным «Друзей общины святого Эгидия» Светлана Файн после окончания богослужения. Добровольцы движения регулярно приносят бездомным горячие чай и еду, медикаменты, помогают им в решении непростых каждодневных проблем. « К сожалению, бездомные очень часто погибают — просто не выдерживает организм. Среди тех, кого сегодня поминали за панихидой, много и тех, кого мы знали лично, и тех, о ком нам рассказали. Можно сказать, что мы молимся о наших друзьях и о друзьях наших друзей », — отметила Светлана Файн. Традиция заупокойных богослужений по погибшим бездомным впервые появилась в Риме более 30 лет назад. 30 января 1983 года на железнодорожном вокзале Термини умерла нищенка Модеста Валенти — врачи отказали ей в медицинской помощи. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 марта, 2012 10 января, 2016 6 марта, 2016 17 декабря, 2022 25 июля, 2022 8 февраля, 2022 15 января, 2022 27 ноября, 2021

http://pravmir.ru/v-moskve-otsluzhili-pa...

Этим постановлением дано право на участие в выборе патриарха и нескольким славянским городам, имевшим второстепенное значение в империи, тогда как лишены были этого права некоторые из первенствующих греческих городов. Так, по крайней мере, писал один из духовных членов собрания в своих примечаниях на правила об избрании патриарха. «По милости некоторых, заседающих теперь в народном совете, – писал он, – дан голос и тем городам, которые не имеют прав, принадлежащих первенствующим городам, как например Тырнову, Филиппополю, Серре, Смирне, Митилене, Софии, Хиосу..., но забыли другие области, как-то Трапезунд, Еллеспонт, Ниссу, Призрен, Синоп, Рухизани» 127 Заседание 19 декабря 1858 года посвящено было рассмотрению вопроса об избрании епархиальных архиереев. Светские стали требовать себе участия и в избрании архиереев. Начались горячие прении. «В особенности депутаты от болгар,– писал новый наш посланник при Порте А. Лобанов от 27 декабря 1858 года, –позволили себе в увлечении неумеренные обвинения против высшего духовенства». От вопроса об избрании архиереев они перешли к вопросу о том, на каком языке совершается богослужение в Болгарии. Заседание становилось очень шумно, и тогда некоторые из преосвященных прочли список епархий и церквей, в которых богослужение совершается исключительно по-славянски. По прочтении сего списка, спокойствие восстановилось 128 . В заседании 3 января 1859 года рассмотрен и утвержден проэкт комиссии о составе св. синода и выборе и низложении архиереев. «Чтобы решение дела было определеннее и точнее, дали каждому члену собрания карточку, чтобы каждый свободно выразил свое мнение. Все прочие дали утвердительные голоса, кроме представителей Боснии и Филиппополя, представивших белые, и духовного лица, подавшего отрицательный голос. Представитель Боснии отговаривался своею отдаленностью, разумно сказав, что не понимал рассуждения о предмете, который предложен на утверждение, потому что о нем говорили на непонятном ему языке. Вслед затем, когда ему вкратце было объяснено, он понял вполне и согласился с другими, что сделал и представитель Филиппополя, отнеся жалобу на составление прежде бывших протоколов» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

И.В. Мещан принял участие в видеоконференции епархиальных ответственных за монастыри Янв 24, 2022 Комментарий , Новости , Событие Москва, 24 января . Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ И.В. Мещан принял участие в собрании епархиальных ответственных за монастыри, которое состоялось в понедельник в формате видеоконференции. И.В. Мещан напомнил участникам собрания, что основными задачами работы, которую ведут монастыри в медийном пространстве, неизменно остаются информирование и просвещение своей аудитории. В числе тех, кто составляет эту аудиторию, находятся как монашествующие, так и миряне (церковные и нецерковные люди). И если монашествующих интересуют ресурсы обителей как источники, отражающие полезный опыт монастырской жизни, то люди светские чаще ищут там сведения о социальной деятельности монастырей. Занимаясь информационной работой, следует помнить об обеих составляющих аудитории, подчеркнул И.В. Мещан. Очень важно, чтобы монастырские ресурсы размещали необходимую для паломников информацию о наличии гостиниц и транспорта, на котором можно добраться до обителей, изменениях в расписании богослужений монастырских храмов и пр. Не менее важно для монастырей знакомить посетителей своих страниц с событиями, отражающими участие в жизни монастырей священноначалия — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епархиальных архиереев. Как особую тему информационной повестки 2022 года заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом выделил тему жизни монастырей в период ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Организация трансляций богослужений и все прочие способы дистанционного взаимодействия монастырей с прихожанами и паломниками по-прежнему востребованы, как и любая помощь монастырей людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Также И.В. Мещан кратко рассказал о проходившем осенью 2021 года IX Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», который собрал около 350 человек из разных епархий и монастырей Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ получил хорошие отзывы о проведенных в рамках форума мастер-классах и практикумах, посвященных присутствию Церкви в социальных сетях и готов предложить ответственным за информационную работу в монастырях пройти такого рода обучение дистанционно. Курсы по дистанционному обучению ответственных за информационную работу в монастырях планируется провести весной 2022 года.

http://sinfo-mp.ru/i-v-meshhan-prinyal-u...

     Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) одиннадцать лет своей жизни провел в тюрьмах и ссылках. Где бы он ни находился, он возвращал людям здоровье и веру. Лечение больных он считал подражанием самому Христу. «Это Бог вас исцелил моими руками» Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий) в возрасте 66 лет. 1943 год      Енисейск 20-х годов XX века мог похвастаться добротными домами, раньше принадлежавшими золотопромышленникам, мощеными улицами, электричеством, телефонной линией, библиотекой и даже театром. Больница тоже была, но медиков не хватало. Во всем Енисейском уезде числился лишь один врач и 22 фельдшера. Свирепствовала эпидемия трахомы (хроническое инфекционное заболевание глаз, ведущее к слепоте). Епископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) прибыл в ссылку в Енисейск 18 января 1924 года. Оперировал пациентов в местной больнице, вел прием больных на дому. Работал самозабвенно. На слова благодарности отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь ему». «Все в том, чтобы жизнь имела высший смысл добра. И с этой точки зрения деятельность врача представляется одной из самых высоких», – писал он из Енисейска сыну Михаилу. По сохранившимся в городе преданиям, святитель Лука как архиерей открывал в Енисейске храмы и проводил богослужения, невзирая на запреты властей и противодействие комсомольских активистов. Выступал с проповедями: обличал обновленцев, стыдил разрушителей церквей. Власть среагировала – 3 марта 1924 года его вновь арестовали и выслали под конвоем за 450 км от Енисейска в деревню Хая на реке Чуне, притоке Ангары. Поселили в двух комнатах крестьянского дома. В одной епископ жил, а в другой совершал богослужения вместе с монахинями Лукией и Валентиной (он постриг их в Енисейске). Святитель и в этой таежной глуши лечил людей. Ему удалось даже провести экстракцию катаракты местному старику: набор хирургических инструментов и маленький стерилизатор владыка всегда имел с собой. В чем обвинили святителя Луку в 1923 году Весной 1922 года советская власть приступила к изъятию церковного имущества, якобы «для помощи голодающим». В Церкви начался обновленческий раскол, патриарха Тихона арестовали. Десятки тысяч священников, монахов, дьяконов и простых верующих были расстреляны.

http://pravoslavie.ru/134920.html

– контроль церковной власти за качеством переводов; – осмотрительность и постепенность практических шагов; – сохранение элементов славянского языка в русском (украинском) богослужении: чтение Евангелия непременно на двух языках. Тем самым, фактически были признаны главные принципы непринудительной реформы богослужебного языка на основе «новообрядного единоверия», которые предлагались многими участниками предшествовавшей Собору дискуссии. Однако епископ Мефодий, по-видимому, не был удовлетворен достигнутыми уступками «новаторов». При завершении работы подотдела он заявил, что войдет в заседание отдела о богослужении с собственным докладом – в дополнение к утвержденному докладу подотдела, который, по единогласному избранию, должен был представить Кудрявцев. Впрочем, в протоколе отмечено, что представленные тезисы доклада преосвященного Мефодия (в архивном деле их нет) в целом совпадают с принятыми подотделом (42 об). Дальнейшее рассмотрение доклада 392 До рождественских каникул ни тот, ни другой доклад заслушать не успели. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме занимался другими вопросами: о церковной проповеди (по этой теме был подготовлен и принят Собором соответствующий доклад), о церковном искусстве и охране памятников церковной археологии, о богослужебном уставе. Деятельность Собора возобновилась 20 января 1918 года. Епископ Мефодий 1/14 февраля телеграммой из Оренбурга запросил соборную канцелярию «существуют ли занятия Собора» 393 . Получив положительный ответ, он, однако, так и не смог выехать в Москву – вероятно, по условиям гражданской войны. Тем не менее 20 марта владыка направил в адрес Собора докладную записку с просьбой «разрешение вопроса о богослужебном языке Церкви отложить до будущего времени, тем более, что вопрос не требует спешности». В этом документе епископ Мефодий отмечает, что «огромной важности вопрос» о богослужебном языке к настоящему времени «изучен много в возможной полноте и составлен по нему обширный доклад». Видимо, речь идет о личном докладе преосвященного, поскольку доклад подотдела, принятый 21–26 сентября, умещается на одной странице. Далее владыка высказал следующие опасения:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лекции по литургике, читанные студентам Казанской духовной академии в 1880/1881 учебном году Содержание Лекция 1-я. Название и предмет науки Методы литургических исследований Лекция 2-я По литургике Лекция 3-я. Общий анализ материала литургики и разделение ее на части Краткий очерк науки – литургики 13 сентября. По литургике. Лекция 4-я По литургике Лекция 6-я. Необходимость формы богослужения в христианской религии Развитие форм богослужения Свойства форм христианского богослужения По литургике 8-я лекция О формах молитвы: приветственной (продолжение) 29 октября. 12-я лекция по литургике 13 лекция. Литургика 5-го ноября. Лекция 14-я Лекция 16-я. Литургика Лекция 17-я. Лекция по литургике 22-го ноября 26 ноября. Литургика. Лекция 18. О русском церковном пении История пения греческого Осмогласное пение Славянское осмогласие, или знаменный напев 10 декабря. Лекция 21-я. О церковном пении на Западе 17 декабря. Лекция 23. По литургике Лекция 24-я по литургике. Об обрядах (2-го рода), служащих для выражения отношения. Бога к человеку Лекция 25-я 17 января 1881 г. Лекция по литургике Лекция 30-я. Кон. Гусев.. Лекция по литургике 7-го февраля О чинопоследованиях нормальных Лекция 31. Лит[ургия] Златоуста Лекция 32-я по литургике . Литургия преждеосвященных Даров Лекция 34. Литургика 4-е марта Н.Ф. Красносельцев. Приложение 1     В предлагаемой публикации впервые в русской литургической науке осуществляется издание курса лекций по литургике выдающегося русского ученого Н. Ф. Красносельцева . Во вводной к изданию статье устанавливается авторство, описывается структура и история создания этого лекционного курса. Николай Фомич Красносельцев – выдающийся русский ученый-литургист, археограф и историк Церкви. Он родился 3 декабря 1845 года в с. Верхосулье Богульминского уезда Самарской губернии в многодетной священнической семье. Первоначальное образование Н. Ф. Красносельцев получил в Богульминском духовном училище и Уфимской духовной семинарии, а высшее богословское – в Казанской духовной академии. На протяжении 18 лет – с 1871 по 1889 гг. – Николай Фомич преподавал в Казанской духовной академии церковную археологию и литургику, а после перехода на службу в Императорский Новороссийский университет читал историю Церкви и разные спецкурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Arhiva Инокиня Ксения (Чернега): Согласование с властями определенных публичных религиозных обрядов не нарушает права Церкви 18 ianuarie 2013 16:42 Предложение Министерства юстиции Российской Федерации согласовывать с властями проведение определенных публичных религиозных обрядов не нарушает права Церкви, более того, такая практика уже существует сегодня, но некоторые положения разработанного ведомством документа все же нуждаются в корректировке, заявила 17 января 2013 года РИА «Новости» руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). Согласно подготовленному Минюстом законопроекту, богослужения и другие религиозные обряды можно проводить без согласования с властями только на территории культовых сооружений, зданий и земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, в местах паломничества, на кладбищах и в жилых помещениях. В остальных случаях потребуется разрешение. «Документ не вносит каких-то существенных новшеств в действующую редакцию статьи 16 закона " О свободе совести и о религиозных объединениях " , — сказала инокиня Ксения. — Принципиальных возражений по тексту законопроекта у нас нет — мы считаем, что упорядочить проведение публичных богослужений необходимо, и даже ставили этот вопрос, когда принималась новая редакция закона о митингах». Она пояснила, что проведение публичных религиозных обрядов, например, протяженных крестных ходов при обязательном согласовании с властями, как это уже установлено и сегодня, имеет свои положительные стороны. «В принципе, такие уведомления в интересах религиозной организации, поскольку выделяются наряд скорой помощи, наряд полиции для того, чтобы сопровождать массовое шествие и исключить какие-то несанкционированные вещи и возможные неприятности», — отметила глава юрслужбы Патриархии. Впрочем, некоторые понятия, которые вводит законопроект, по мнению инокини Ксении, нуждаются в уточнении. Например, «публичные религиозные обряды», под которыми в документе понимаются «открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания». «Определение публичных богослужений, возможно, нужно сформулировать более точно, потому что в Православной Церкви, например, нет закрытых богослужений, — в православный храм может зайти каждый», — заметила представитель Русской Православной Церкви. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2741392...

Предварительно объяснения богослужения сказать о поклонении Богу духом и истиною (обряды – внешняя оболочка духа), о Церкви небесной и земной и взаимообщение ее; о необходимой нужде и величайшей пользе богослужения и посещения его, наставления о том Священного Писания (педагогическая цель богослужения); о досточтимости [сана] священства, о его высоком назначении: оно служит обновлению, спасению и бессмертию. 23 . Утро. Семь с половиной часов. После утрени. Благодарю всем сердцем Господа моего, сейчас помиловавшего меня и исцелившего лютую язву сердечную от ужаления змия духовного, воспалившуюся за мое огорчение на нищих, просящих непрерывно во все дни милостыни, людей молодых. Я искренно осудил себя в самолюбии, плотоугодии, сластолюбии, блудливости, в злобе, ярости, зависти, гордости, презорстве, скупости, сребролюбии, суровости, жестокосердии, строптивости, ибо из-за этих и подобных грехов я неохотно подаю милостыню. Благодарю Господа, преложившего адский огнь, мучительно паливший, на росу благодати Своей животворящей. Сигара закуриваемая есть истинно диавольское жало в плоть, она расслабляет душу и тело, подклоняет душу под власть многострастной плоти и, следовательно, диавола. Это испытано и верно. Кофе пить вредно; сию минуту его пил и сию минуту испытал это. Не пить вперед. Прилив к сердцу от него бывает. Вечер 23 января. Вторник. Благодарю Господа, помиловавшего меня величайшим помилованием на пути в гимназию, когда я был в великой тесноте, скорби, жжении в боках, особенно в правом боку и во глубине живота. За покаяние мое всесердечное и за молитву всеусильную Господь избавил меня от всех грехов и от всех теснот и жжения, оросив душу мою росою благодати. И опять избавил от тесноты Господь во время вечерни. Старайся проводить высокие идеи христианские в мысли и сердца верующих, а не слова, не букву, не одну безжизненную форму, например в мысли и сердца учеников, потому что идеи животворны и бессмертны и никогда не забываются, а слова, буква, форма, например учебников, проповедей (французов), скоро забываются или делаются иногда бесполезным материалом, не проникающим в сердце, не животворящим душ и сердец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЩЕГОЛЕВ ДИОНИСИЙ ЕФИМОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений: «Как священник, я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-ти человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания». 13 января 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Карандинской области был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь. Период его пребывания в Сибири неизвестен, но в 1937 году он уже священствовал в своем прежнем приходе в селе Чиганак , где 26 октября 1937 года он был арестован Аркадакским районным отделом НКВД. За время своего служения о. Дионисий так и не скопил никаких тленных богатств — пришедшие производить в его доме обыск сотрудники НКВД констатировали в «Описи вещей, ценностей и документов»: «При обыске ничего не обнаружилось». Священнику было предъявлено обвинение в «систематическом проведении среди населения антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, на развал колхоза», «дискредитировании политики ВКП/б/и Советского правительства» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему, распуская провокационные слухи о голоде в колхозе». Ни по одному из пунктов обвинения он не признал себя виновным. 14 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Саратовской области был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к расстрелу. Расстрелян 23 ноября 1937 года в г. Балашове Саратовской области. Место погребения мученика осталось неизвестно. 24 мая 1989 года областной прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области был реабилитирован по 1933 году репрессий. 7 августа 1989 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

http://drevo-info.ru/articles/21929.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010