Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года) /      Монашество, как доказано и самой историей, представляет собой попытку деятельно и досконально претворить в жизнь Евангелие Христово – с настроем на жертвенность и полное посвящение себя Богу, сходное с таковым у святых мучеников. Монашество получило развитие в основном после провозглашения свободы вероисповедания византийским императором Константином Великим – как реакция на обмирщение и расслабленность, которые начали проявляться в Церкви после прекращения гонений. Эта абсолютная форма жизни постепенно обрела устойчивость и упорядочилась, войдя в определенные рамки посредством правил и наставлений, составленных старцами – людьми опытными в этом образе жизни, – в виде трактатов или писем к новоначальным и просто интересующимся данным поприщем; или же в виде формальных указаний. Таким образом, с течением времени сформировалось не только чинопоследование монашеского пострига, которое подтверждает решимость кандидата следовать монашескому состоянию на весь остаток жизни, но и целое собрание текстов на эту тему, называемое обычно аскетической литературой. Трактовка нашей темы будет следовать этим текстам, то есть словам старцев и отцов Церкви, которые говорят с нами, исходя из своего опыта, а также из божественных откровений, полученных ими на пользу души своей собственной, своих послушников и всех последующих поколений. Святитель Василий Великий – первый, кто систематически занялся правилами, которые регламентировали бы монашескую жизнь, направляя ее к достижению цели, высказывается об этом следующим образом: «Служение, как думаю, есть напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к тому, кому служишь». Святитель Василий также проводит одно любопытное разделение: «Различие служения разумного от неразумного показывает Апостол, говоря в одном месте: когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас (1 Кор. 12; 2), а в другом месте: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12; 1). Ибо кто как ведомый ведется, тот совершает служение неразумное, потому что, с одной стороны, он не руководствуется собственным стремлением и произволением, движимым разумом, а с другой – действует не по своему желанию, ведомый авторитетом того, кто его вовлекает. Но кто по здравому разуму и благому изволению с великою заботливостью всегда и во всем имеет в виду и совершает угодное Богу, тот исполняет заповедь о словесном (разумном) служении, согласно с сказавшим: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс.118; 105); и еще: и совет мой оправдания Твои (Пс.118; 24)».

http://pravoslavie.ru/68608.html

Краеугольным камнем Церкви является Христос. Он Ее Глава. Здесь, на земле, Он поставил церковную иерархию — епископов и пастырей. Без епископа нет полноты Церкви. Нам нужно дорожить этим, и никакие раздоры не должны возмущать нашу жизнь. Сегодня мы, как одна дружная православная семья, собрались вокруг своего Первосвятителя в день его тезоименитства. Мы приходим к нему как его дети, ибо он — наш духовный пастырь и отец. Может быть, среди наших повседневных забот нет времени подумать о его трудах, посте и неустанных молитвах. И сегодня мы обращаемся к нему со словами приветствия и добрыми пожеланиями, ибо он близок и дорог нашему сердцу. Не щадя своего здоровья и сил, он всегда истово совершает богослужения в этом святом храме. Когда нас. посещает несчастье, он поддерживает нас, когда мы радуемся, он радуется вместе с нами. Если жизнь посылает нам невзгоды, он помогает нам пережить их. Во время Божественной Литургии мы молились за здоровье Его Блаженства. И во время молебна будем просить, чтобы Господь, по молитвам его небесного покровителя, святого архидьякона Стефана, подал Ему здравие и долгоденствие, чтобы Его Блаженство еще долгие годы окормлял нас. Будем стараться быть истинными членами нашей Церкви, верными наследниками святого архидьякона Стефана, ревнуя о своей вере, чтобы и о нас можно было сказать: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1 Ин.4:15 ). Аминь. Варшава, 27 декабря/9 января 1967 г. Проповедь на тему: «Я семь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ) Переживая смену времен года, мы знаем, что прекраснейшая из них — весна. С ее наступлением в жизни каждого человека, даже пессимиста, наступает какой-то новый период, жажда радости. И наши мысли и шаги невольно направляются туда, где зеленеют деревья. Так поступал и Христос, когда жил здесь, на земле. Наш Божественный Учитель шел некогда среди зеленых кустов виноградника, при одном из них задержался и увидел на виноградной лозе сухую ветку… Незадолго перед своей крестной смертью Христос собрал на Тайной Вечере своих учеников и, давая им последние наставления, сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмъ лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15,4-5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Мы, однажды крестившись, совершаем свое течение в Теле Христовом, в соединении с Царством Небесным, в котором пребываем еще не в полноте, но уже в восхождении и сообщении. Однако если мы все еще грешим и поступаем, как ветхий человек, нам необходимо покаяние, возвращение в утраченное достоинство. Нельзя забывать об этом, но хорошо бы помнить завет святого апостола Павла: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». (Еф.4:1-3) А так же: «не давайте места диаволу». (Еф.4:27) 23 января 2012 года Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с воскресным днем, с неделей по Богоявлении, особенно же приветствовать участников Рождественских чтен ий, ибо этим торжественным богослужением мы начинаем наше собрание, состоящее из архипастырей, пастырей и большого числа благоч естивых представителей Церкви нашей из многих и многих епархий и стран. Сегодня мы слышали слова апостола Павла из послания к Ефесянам: Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (см. Еф. 4:7). Что это означает? Это означает, что каждый человек получает по воле Божией дар благодати. Подарок, за который не нужно платить денег, подарок, о котором н е нужно просить, — каждый получает его в Таинстве Крещения, но каждый получает свой дар. Многие философы и богословы напряженно размышляли о том, как соотносится в жизни человека его собственная свобода с Божиим промыслом. Наверное, никто никогда не ответит окончательно на этот вопрос — где заканчивается человеческая свобода и начинается независимое от человека участие Бога в его жизни и в жизни рода человеческого. Но сегодняшнее апостольское чтение помогает нам понять, что Бог участвует в жизни людей даром благодати, и от Него зависит, кто какой дар и в какой мере получает. Этот дар не зависит от происхождения человека — от того, родился ли он в знатном семействе или в простом. Этот дар не зависит от того, получил ли он особые таланты, этот дар не зависит от того, какое он имел образование, тем более этот дар не зависит от имущественного или социального положения, от успехов в работе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-po-bogo...

Почитая св. мучеников всякого возраста, Прав. Церковь прославляет в сонме их не только совершеннолетних и старцев, юношей и дев, но и невинных младенцев. День св. младенцев 14 000, Христа ради избиенных 29 декабря (11 января) Сии невинные младенцы иудейские мужеского пола пострадали ради безлетного Младенца Христа Сына Божия, по повелению Ирода, царя Иудейского. Услышав от волхвов о рождении Иисуса Христа – потомка Давидова, Ирод, происшедший не из царского рода, смутился, и весь Иерусалим с ним; спрашивал первосвященников и книжников иудейских, где должно родиться Христу; тайно выведывал от волхвов о времени явления звезды, приведшей их в Иерусалим, и сказал волхвам: «Пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Поруганный от волхвов, кои, поклонившись Младенцу Христу, не возвратились к Ироду, а иным путем отправились в страну свою, Ирод разгневался и, опасаясь, чтобы новорожденный Царь Иудейский не отнял у него царства, послал через год по рождении Иисуса Христа, не зная, где Он находится, избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и Младенца Христа, Которого напрасно боялся. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком: глас в Раме 1682 слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешиитися, яко не суть ( Мф.2:17–18 ). Так злобный и суетный Ирод принес в жертву своему необузданному властолюбию 14 000 младенцев, не ведая, что Иисус Христос родился устроить царство не земного владычества, а вечного спасения; не ведая, что все козни человеческие бессильны и напрасны для всемогущего Промысла Божия, властно и беспрепятственно устрояющего спасение мира, и что жизнь самого Ирода, самонадеянно заботившегося о себе, продлится не более года, а судьба детей его зависит от Бога! Суд Божий, по словам писателей Церкви, постиг Ирода страшными болезнями, прекратившими его жизнь за беззаконное избиение невинных 1683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Привлеченный к ответственности по 196 от. Улож. о нак. и допрошенный в качестве обвиняемого 26 августа 1889 г. и 18 января 1890 г., Дмитрий, 31 года, на обычные вопросы о времени рождения, о родителях, о вероисповедании и проч., ответил, что по плоти он родился в Малой Горке; крещен, по преданию, по плоти, в селе Егорьевском, но сам этого по помнит; приписан ли к Малой Горке, не знает; об этом должно быть известно волостному правлению; определенного места жительства не имеет, а по духу живет во Христе Господе; рожден матерью Акулиной Васильевной, а кто был его отец, не знает, а потому не знает, законнорожденный ли он, или нет; от матери же слышал, что отца звали Василием Фоминым; по плоти крестьянин, а духовно – христианин; корел; знает, что он христианин, искупленный кровью Иисуса Христа, а больше ничего не знает, и к православию не относит себя; занимается преимущественно исследованием Св. Писания; никакого собственного имущества не имеет, а проживал в доме бабки своей Ирины Кондратьевны, а с 25 августа (накануне первого допроса) переехал в д. Залесье, к жениной тётке; лет семь или восемь тому назад, в П.-Бурге был судим мировым судьей за торговлю неверными весами и отбыл за это суточный арест вместо взноса 5 руб. штрафа. Затем, по существу обвинения, Дмитрий показал, что он верует всему написанному в законе Моисеевом, в пророчествах, псалмах и в 27 книгах Нового Завета, и вероучение свое передает не только всем своим родным —124— по плоти, как-то: жене, матери, брату, сестре, детям своим, но и всем посторонним, и в этом смысле признает себя виновным в том, что распространяет Божие учение так, как ему открыл Бог во Христа, т.е. что Христос Иисус имел пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день для нашего оправдания и спас нас не по делам нашей праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости банею возрождения и обновления Св. Духом, который Он обильно излил на нас, чтобы мы по упованию соделались наследниками жизни вечной. Учение это он считает вполне истинным, а не заблуждением, и усвоил его из священных книг. Что же касается обрядовой стороны православного богослужения, то он ничего этого не признает, как несогласного с словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни 17 января 2020 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Неделю пред Богоявлением мы слышим евангельский рассказ об Иоанне Крестителе. Он содержится в самом начале Евангелия от Марка, которое начинается со слов: «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия…» (Мк. 1.1) , – и далее рассказывается об Иоанне Крестителе. Почему Евангелие Иисуса Христа, то есть благая весть, которую на землю принес Спаситель, Сын Божий и Воплотившийся Бог, должно было начаться не с Его проповеди, а с проповеди другого человека? Почему слова: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1), – впервые произнес не Господь Иисус Христос, Который с них начал Свою проповедь, а Иоанн Креститель? Потому что Богу было угодно послать Иоанна Крестителя как вестника для  израильского народа, чтобы он подготовил народ Израиля к принятию Господа и Спасителя Иисуса Христа. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1.4). Иоанн Креститель говорил людям: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3. 11). И люди внимали его словам – кто с любопытством, кто со страхом, кто с недоумением. Они не знали о Ком говорит Креститель, пока, как мы слышим из Евангелия от Иоанна, он не указал на Него перстом и не сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29).

http://mospat.ru/ru/news/59753/

Читайте также: Особенности православного богослужения Тропарь Крещения Господня, глас 1 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине,/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже,//и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Кондак Крещения Господня, глас 4 Явился еси днесь вселенней,/и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/в разуме поющих Тя:/пришел еси, и явился еси,//Свет неприступный. Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!» Чтение Евангелия: Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12–17 Читать отрывок 12  Услышав же Иисус, что Иоанн отдан  под стражу,  удалился в Галилею  13  и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,  14  да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15   " земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16  народ, сидящий во тьме,  увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет " . 17  С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Свернуть Комментирует священник Стефан Домусчи Апостольское чтение: Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стихи 7–13 Читать отрывок 7  Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.  8  Посему и сказано: " восшед на высоту,  пленил плен и дал дары человекам " .  9  А " восшел " что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?  10  Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.  11  И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,  12  к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,  13  доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

Руководители Синодальных отделов провели пресс-конференцию, посвященную предстоящим XVIII Международным Рождественским образовательным чтениям 22 января 2010 г. 20:01 22 января 2010 года в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящим XVIII Международным Рождественским образовательным чтениям «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». В пресс-конференции приняли участие: XVIII Рождественские чтения пройдут в Москве с 24 по 29 января. По традиции Чтения начнутся торжественным богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в воскресенье 24 января. 25 января в 11.00 в Государственном Кремлевском дворце под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится торжественная церемония открытия Чтений, в которой примут участие представители Церкви и светской власти. В рамках открытия конференции пройдет награждение победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя». Во второй половине дня начнется пленарное заседание, которое продолжит свою работу 26 января с 10.00. 27 и 28 января состоится работа по направлениям. 29 января в 14.00 в Храме Христа Спасителя состоится торжественное закрытие Чтений и концерт.   Открывая пресс-конференцию, епископ Меркурий подчеркнул, что авторитет Международных Рождественских образовательных чтений, которые пройдут в Москве в восемнадцатый раз, очень высок, и сегодня уже нет необходимости объяснять, почему проводится этот масштабный форум. Владыка выразил надежду, что в предстоящие дни церковные и светские власти смогут лучше узнать о региональных проблемах и путях их решения, а представители регионов, в свою очередь, «смогут услышать из первых уст то, что думает и светская, и церковная власть по тому кругу вопросов, которые обозначены темой Чтений». Епископ Меркурий представил спектр проблем, которые будут рассмотрены на Рождественских чтениях. В частности, впервые в истории форума будет обсуждаться тема «Катехизация и Таинства в Церкви». Особое внимание будет уделено методам катехизации людей, желающих войти в число верных чад Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1047406.ht...

Несмотря на противодействие оккупационных властей, епископ Платон в мае 1918 года посетил Ригу, где в течение одиннадцати дней ежедневно совершал богослужения во всех церквах, ободрял угнетенный дух пасомых, устраивал пастырские собрания, при всех храмах учредил приходские советы. Из Риги Владыка Платон предполагал совершить объезд ряда латышских приходов, но оккупационные власти не разрешили ему этого, а впоследствии и вообще запретили пользоваться железнодорожным транспортом. Тогда он в сопровождении трех человек частью на лошадях, частью пешком посетил до сорока приходов, где его проникновенные богослужения и проповеди поддерживали верующих. В ноябре того же года он вновь стремился посетить Ригу, но болезнь — испанка в тяжелой форме, осложненная крупозным воспалением легких, — не позволила осуществиться этому благому намерению. Тем временем г. Юрьев вторично был занят большевиками. Ко дню десятой годовщины расстрела епископа Платона и иже с ним убиенных была издана книжка в 48 страницах — «Мы ублажаем тех, которые терпели. Ко дню 10й годовщины 14 января 1919 года». (Юрьев, 1929). Вот ее начало: “События 14 января 1919 года никогда не изгладятся из истории Юрьева. Велики были контрасты в событиях этого дня. В то время, как со стороны Техельфера послышался гром орудий, раздались глухие удары и выстрелы из подвала Юрьевской Кредитной кассы. Что там происходило, было не сраженьем, — там просто убивали людей, людей совершенно ни в чем не повинных. Их было девятнадцать. Юрьев дважды был под властью большевиков: с октябрьской революции 17-го года по 24 февраля 18-го года и затем — с 21 декабря 18 года по 14 января 19-го. В первый период первыми комиссарами были два студента — Фурман и Кикнадзе. В ноябре 17-го был разогнан первый Эстонский сейм в Ревеле. В конце января 18-го все дворяне были объявлены «вне закона». Обыски в Юрьеве приняли ужасающие размеры. В ночь на 29 января 18-го года свыше 200 мужчин и много женщин, принадлежавших к немецкому обществу, были арестованы. 20-го февраля было объявлено, что после 8 часов вечера воспрещается выходить из дому. В эту же ночь 154 мужчины были отправлены по железной дороге, через Нарву, в Красноярск, в Сибирь.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

поиск:   разделы   рассылка Руководители Синодальных отделов провели пресс-конференцию, посвященную предстоящим Рождественским чтениям 22 января 2010 года в Российском агентстве международной информации " РИА Новости " состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящим XVIII Международным Рождественским образовательным чтениям " Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования " . В пресс-конференции приняли участие: епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, глава Оргкомитета Рождественских чтений; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела. XVIII Рождественские чтения пройдут в Москве с 24 по 29 января. По традиции Чтения начнутся торжественным богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в воскресенье 24 января. 25 января в 11.00 в Государственном Кремлевском дворце под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится торжественная церемония открытия Чтений, в которой примут участие представители Церкви и светской власти. В рамках открытия конференции пройдет награждение победителей конкурса " За нравственный подвиг учителя " . Во второй половине дня начнется пленарное заседание, которое продолжит свою работу 26 января с 10.00. 27 и 28 января состоится работа по направлениям. 29 января в 14.00 в Храме Христа Спасителя состоится торжественное закрытие Чтений и концерт. Открывая пресс-конференцию, епископ Меркурий подчеркнул, что авторитет Международный Рождественских образовательных чтений, которые пройдут в Москве в восемнадцатый раз, очень высок, и сегодня уже нет необходимости объяснять, почему проводится этот масштабный форум. Владыка выразил надежду, что в предстоящие дни церковные и светские власти смогут лучше узнать о региональных проблемах и путях их решения, а представители регионов, в свою очередь, " смогут услышать из первых уст то, что думает и светская, и церковная власть по тому кругу вопросов, которые обозначены темой Чтений " .

http://religare.ru/2_72114.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010