647 Вскоре Патриарх написал Г. Карпову письмо о 10 самых больных вопросах, которые он хотел бы обсудить с Н. Хрущёвым. Но все попытки организовать встречу с 1-м секретарем ЦК КПСС закончились неудачей. 9 Января 1960 года было принято постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», в котором с неудовольствием отмечалось, что руководители некоторых партийных организаций занимают пассивную позицию по отношению к враждебной марксизму-ленинизму религиозной идеологии. Ещё более жёстко прозвучало постановление ЦК КПСС от 13 Января «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах». Антирелигиозная война поднималась на новую ступень. Речь шла уже об изменении самих основ деятельности Русской Православной Церкви. В постановлении указывалось, что «вопреки советскому законодательству о культах, предоставлявшему право управления религиозными общинами, органам, выбранным из числа самих верующих, церковнослужители сосредоточили всё руководство приходами в своих руках и используют это в интересах укрепления и распространения религии». Сильное негодование и тревогу партийного руководства вызывал тот факт, что несмотря на все антицерковные акции и атеистическую пропаганду религиозная активность в СССР не снижалась. Так, в Апреле 1960 г. Совет по делам РПЦ извещал ЦК КПСС, что по всей стране на Пасхальных службах верующих присутствовало в целом больше, чем в прошлом году. В Москве, в частности, «на Богослужениях было много мужчин и женщин, особенно молодёжи – значительно больше, чем в «Пасху» 1959 года. Все храмы города были переполнены народом. Кроме того, десятки тысяч людей находились в ограде храмов, на прилегающих улицах и многие из них – с горящими свечами в руках». 648 Ставка была сделана на дальнейшее усиление антирелигиозного натиска. Г. Карпов не слишком подходил на роль церковного гонителя, хотя в соответствии с новыми требованиями он и пытался перестроиться. 22 Января председатель Совета повёл беседу с митрополитом Николаем в небывалом прежде жёстком тоне, заявив, что вскоре с ним и Патриархом состоится большой разговор о невыполнении Русской Церковью советского законодательства о культах и очевидно произойдут некоторые изменения в Положении о Церкви. Г. Карпов резко поставил вопрос о проповедях владыки в московских храмах против массированной атеистической пропаганды и указал, что она будет вестись и впредь, а всякие попытки сопротивления этому найдут «соответствующее реагирование». Но 16 Февраля 1960 года последовало публичное выступление Патриарха с речью на конференции советской общественности за разоружение. Начав с перечисления заслуг Православной Церкви за тысячелетнюю историю Русского народа, первосвятитель достаточно ясно заявил и о нынешних гонениях:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В борьбе за реформу   23 января 1919 года в Праге состоялось собрание членов Объединения. На нем присутствовало 475 человек. Главным событием этого собрания стало выступление священника Богумила Заградника-Бродского. В декабре 1918 года он разослал всему католическому духовенству Чехословакии опросные листы с целью выяснить настроение умов в этой среде. В своем докладе Заградник-Бродский рассказал о результатах опросной акции. Им были получены ответы от 1 744 человек, что составляло примерно четверть всего католического духовенства республики . 55 человек из числа приславших свои ответы были однозначно против реформ, 410 поддерживали проведение реформ с некоторыми оговорками, остальные — однозначно высказались за церковную реформу в Чехословакии. Доклад Б. Заградника-Бродского стал эмоциональным призывом к реформе. Он отстаивал идею демократизации Церкви, ратовал за выборность и ротацию высшего духовенства, подвергал резкой критике абсолютизм католической иерархии, имущественное расслоение духовенства, выступал за широкое привлечение мирян к участию в церковной жизни, осуждал излишнюю помпезность богослужения и театральность обрядов . Наибольший резонанс вызвала та часть выступления, в которой речь шла о безбрачии духовенства. Заградник-Бродский высказался за отмену целибата. Более того, он заявил, что «часть духовенства уже сейчас живет в браке, к сожалению, тайком и подвержена влиянию своих нелегальных жен» . Реакция епископата не заставила себя долго ждать. Уже через три дня (26 января) было издано пастырское послание чешских епископов . Здесь были подвергнуты критике высказывания Б. Заградника-Бродского. По поводу нарушения целибата католическим духовенством епископы писали: «Наш клир ведет безупречную жизнь, и ... грехи такого рода являются лишь редкими исключениями» . К июню 1919 года окончательно оформилась программа Объединения. Тогда же она была издана отдельной брошюрой . Основные положения этого документа очевидным образом повторяли программу реформ, выдвинутую модернистами еще в начале ХХ века. Объединение призывало к созданию в Чехословакии католического патриархата, отделению церкви от государства, отмене обязательного целибата духовенства, совершению богослужения на чешском языке, а в некоторых исторических местах и на церковно-славянском, демократизации церковного управления, реформированию богословских и духовных учебных заведений.

http://bogoslov.ru/article/556242

Правительство Индии поддержало идею строительства первого в стране православного храма 6 мая, 2013. Новостная служба Более 100 православных христиан из России, Белоруссии, Германии, Индии и Франции приняли участие в пасхальном богослужении, которое состоялось в одном из залов посольства России в Индии. 6 мая. ПРАВМИР. Правительство Индии в целом поддержало идею строительства здесь первого православного храма и уже в течение года может одобрить выделение земли под него, сообщает  ИТАР- ТАСС со ссылкой на официального представителя единственного в Индии православного прихода Святого Апостола Фомы Субрату Бакши. «Генерал-губернатор заверил нас в том, что земля будет выделена. Обращение в настоящее время находится на рассмотрении соответствующего департамента. Мы планируем также встретиться с другими чиновниками, в том числе главным министром Дели Шейлой Дикшит, чтобы получить и их поддержку», — отметил Бакши. Приход был официально зарегистрирован в октябре 2012 года. На торжественной церемонии его презентации в Российском центре науки и культуры в Нью-Дели тогда присутствовали министр информации и телерадиовещания Маниш Тевари, посол России в Индии Александр Кадакин и глава Евразийского департамента министерства иностранных дел Аджай Бисария. 5 мая в Нью-Дели праздновали Пасху. Более 100 православных христиан из России, Белоруссии, Германии, Индии и Франции приняли участие в пасхальном богослужении, которое состоялось в одном из залов посольства России в Индии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 мая, 2021 13 мая, 2021 2 июня, 2023 25 января, 2023 31 октября, 2022 3 июня, 2022 2 декабря, 2021 23 июня, 2021 3 июня, 2021 31 мая, 2021 13 мая, 2021 2 июня, 2023 25 января, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/pravitelstvo-indii-pod...

Толпы паломников стекались к старцу за утешением, так что под конец всем приходящим стали выдавать особые билеты, пропуская по 55 человек в день. Именно в этот период старец Алексий стал духовником великой княгини Елизаветы Федоровны, а среди его посетителей были Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Каждый получал от него помощь. Вспоминают, что старец Алексий был очень снисходительным, понимал кающегося и прощал, и за этой добротой тоже тянулись люди . Как отмечал архиепископ Арсений (Жадановский), слух о духовной опытности старца Алексия и о его необыкновенной доступности постепенно распространился повсюду: «Особенно же москвичи массами стали ездить к нему. Дело дошло до того, что он, принимая народ без отдыха целыми сутками, начал ослабевать и подвергаться сердечным припадкам. Это обстоятельство, а затем и внутренние запросы духа заставили его временно затвориться в келлии» . Что касается «высоких» посетителей старца Алексия, то, пожалуй, особо следует сказать о великой княгине Елизавете Федоровне. Она посещала Зосимову обитель несколько раз: в 1909 году (30 мая, 5 сентября, 31 октября, 20 ноября), в 1910 году (5 января, 29 января, 6 марта, 23 апреля, 29 мая, 27 августа, 2 октября), в 1911 году (11 марта, 17 июня, 20 августа) и 2 марта 1912 года. Во время этих своих посещений пустыни великая княгиня неоднократно присутствовала за богослужениями, а также беседовала со старцем Алексием, у которого она не раз исповедовалась . С 1909 по 1916 год старец Алексий находился в так называемом полузатворе. Полный же затвор был дозволен ему отцом Германом лишь когда старцу исполнилось уже 70 лет – в январе 1916 года. Точнее сказать, именно в январе игумен Герман дал свое согласие, а 5 июня того же года стало известно, что свое разрешение дал и наместник лавры архимандрит Кронид: в его указе началом полного затвора значилось 6 июня, 2 часа дня. Но уже через год старцу пришлось прервать свое духовное уединение: 15 июля 1917 года он выехал в Сергиеву лавру на съезд монахов, где был избран в члены Всероссийского Церковного Совета. А 5 ноября 1917 года старец Алексий сыграл и свою главную историческую роль, приняв участие в избрании патриарха. Вот как об этом событии вспоминал митрополит Евлогий (Георгиевский):

http://pravoslavie.ru/44073.html

24 января 1903 года – по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой. 15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года – Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) – они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом – обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.

http://sobory.ru/article/?object=27237

В Академии Генштаба ВС РФ состоялась конференция «Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных сил» 26 января 2016 г. 16:22 26 января 2016 года в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений состоялась научно-практическая конференция «Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных сил». Участие в конференции приняли представители Русской Православной Церкви, Управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны РФ, епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, представители различных видов и родов войск ВС РФ, Военного университета, военных академий и училищ, православной общественности. Открыл заседание генерал-майор Сергей Чварков. Заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ по научной работе выступил с докладом «Задачи ВС РФ по обеспечению национальной безопасности страны в условиях информационного противоборства. Роль духовной составляющей в подготовке офицерских кадров». Исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов представил доклад «Пастырство и  духовничество в войсках. Роль личности военного священнослужителя в духовно-нравственном просвещении военнослужащих». Отец Сергий подчеркнул, что военный священник «должен стать не только добрым пастырем, который совершает установленные богослужения, правильно проповедует, ведет беспрестанную просветительскую и духовно-нравственную работу, участвует в социальных и патриотических мероприятиях, помогает командованию в искоренении негативных явлений в армейской среде, но в первую очередь — духовником». Священнослужитель напомнил об ответственности командиров воинских соединений за духовно-нравственное состояние воинского коллектива. Были также представлены следующие доклады: По итогам конференции была принята  резолюция . Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4355758.ht...

Января 9 дня 1875 года. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Св. Синоду сего 1805 года января в 1-й день за Собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «Майор Чорба жаловался Нам на решение Св. Синода, который, расторгнув брак его со второю женою, определил жить ему с первою, яко не изобличенною. Рассмотрев жалобу его и находя, что не содержит она никаких особенных обстоятельству которые бы переменяли существо дела и что главнейшие показания, в ней приводимые, были уже в рассмотрении Св. Синода и против ясных доводов, со стороны жены Чорбы предъявленных, не могли никак быть уважены, – повелеваем: оставив решение Св. Синода, яко правильное и в существенном деле согласное, в его силе, в просьбе Чорбы, яко неосновательной, отказать. А как существо дела сего и соображения других ему подобных открывают, что весьма вредно и твердости брачных союзов противно предоставлять местным Консисториям власть без всякой ревизии Синода, по односторонним жалобам действием одного присутствующего и утверждением Архиерея расторгать браки и делать разводы, кои по правилам нашей церкви с толикими предосторожностями и в одних только нетерпимых и ясно доказанных случаях дозволяются; что власть сия тем вреднее, что злоупотребления, от нее происходящие, при дозволении вторичного брака вовлекая невинные лица в союз осуждают как их, так и детей, от них рожденных, на отчуждение от прав законных; то, в предупреждение сего на будущее время, за нужное признаем твердым постановить правилом дабы решения Консисторские о разводах никогда на месте не были исполняемы, но вносились бы на рассмотрение Св. Синода и не иначе, как по утверждении его, были бы приводимы в исполнение 78 . Св. Правительствующей Синод приказали: о должном и непременном по сему Именному Его Императорского Величества Высочайшему повелению исполнении предписать указами Синодальным Членам и прочим Преосвященным епархиальным Архиереям с тем, чтобы в Консисториях по окончании производства дел о разводах на прежнем основании по силе узаконений, сочиняемые из них экстракты с привнесением приличных законов, по скрепе их секретарем, объявлять прежде слушания в Копсисториях обоим тяжущимся сторонам для рукоприкладства к оным, а если бы кто из них признал что в тех экстрактах пропущенное, или с делом не сходственное, то в оном рукоприкладстве написать им не возбранять, и против того с Консисторской стороны справливаться, потребное дополнять и исправлять, а потому по выслушании и рассмотрении Консисториями из таковых дел экстрактов, и по учинении ими решения, представлять Преосвященным епархиальным Архиереям, которым уже, по положении на те решения мнения своего, на основании Святых Отец правил и Государственных узаконений, и не объявляя оного отнюдь тяжущимся, вносить при репортах на рассмотрение Св. Синоду с приложением и тех экстрактов. Правительствующему же Сенату сообщить ведением. Февраля 6 дня 1805 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как только папа получил известие о новом катехизисе, он не замедлил заявить протест: «император хочет присвоить себе полномочие, которое Бог предоставил только церкви; апостолам, а не королям, сказано: «Идите и научите все народы». Но протест явился слишком поздно. Императорский катехизис оставался одобренным во Франции в качестве учебника до падения империи. Рядом с этим своеволием, с которым император присваивал себе право, принадлежащее в римско-католических землях лишь папе, именно право отмены и введения учебников, явились и новые огорчения для папы. Не ограничиваясь захватом укрепленных мест церковного государства, Наполеон хотел иметь и нравственную поддержку папы против своих врагов. Когда Пий не согласился на это, то Наполеон решил сделать последний шаг. 10 января 1808 года генерал Миоллис получил приказ внезапно двинуться на Рим, и именно под предлогом, что он хочет соединиться со своими войсками в королевстве Италии. Он должен был занять город и «малейшую попытку восстания наказать и подавить найстрожайшим образом». К концу января 1808 года Миоллис во главе своего войска двинулся из Флоренции. Дойдя до пределов церковного государства, он просил позволения пройти чрез Рим. «Он хотел бы иметь крылья, чтобы достигнуть Неаполя по воздуху; но так как на земле нет другого пути к Неаполю, кроме как чрез город Рим, то он и просил позволить ему пройти этой дорогой». Позволение было дано: и поэтому никто не удивился, когда рано утром 2 февраля 1808 года чрез «Народные ворота» вступил в город многочисленный французский корпус. Войско двигалось в военном порядке чрез Испанскую площадь к воротам св. Джиованни: впереди несколько пушек, а затем кавалерия и пехота. Прибыв на большую площадь перед Квириналом, где жил папа, войско остановилось, и пушки направлены были жерлами против Квиринала. Папа в это время, по случаю праздника, вместе с кардиналами совершал богослужение в церкви Квиринала. Французы не мешали им и с удивлением видели, как по окончании мессы кардиналы садились в свои кареты, как будто ничего не случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

е. в первый день Петрова поста, поется проследование понедельника 8-го гласа, во вторник – вторника 8 гласа, в среду – среды 8 гласа и т. дал. до конца седмицы. В 1-е воскресенье, следующее за неделею Всех святых, начинаются так называемые столпы гласов, которых в Зрячей Пасхалии Типикона для каждого года показано 6 с точным обозначением, когда какой столп начинается. Из Зрячей Пасхалии видно, что, напр., в 1900 г., имеющем ключевую букву с, первый столп начался июня 11, второй – августа 6 и т. д.; последний же – 18 марта 1901 г. Отсюда ясно, что когда настоит необходимость навести справку о какой-нибудь неделе, в гражданском году предшествующей неделе Всех святых, напр., надобно определить, в каком столпе находилась неделя, в 1900 году падавшая на 16 января; то следует приискивать ключевую букву не текущего, но прошедшего года. В 1899 году таковою буквою значится щ. Из Зрячей Пасхалии видно, что в срок от 5 декабря до 29 января включительно шел 5 столп, след. 16 января данного года находилось в 5 столпе. Каждый столп обнимает собою 8 гласов, т. е. столько, сколько их и находится в Октоихе. В 1-е воскресенье, которое следует за неделею Всех святых и в которое, как видно из предыдущего, начинается 1-й столп, поется проследование недели 1-го гласа, в 1 день после сего воскресенья, или в понедельник, проследование понедельника 1 гласа, во вторник – вторника 1 гл. и т. д. во всю седмицу. В следующее воскресенье из Октоиха поется проследование недели 2 гл., в понедельник – понедельника 2 гл., во вторник – вторника 2 гл. и т. д. чрез всю седмицу. Затем точно так же в течение целой седмицы поются последования следующих гласов до 8 включительно, и таким образом один столп оканчивается. После того снова и по порядку поются последования первого и прочих гласов, что составляет второй столп, за которым следуют третий, четвертый и т. д. до пятка, предшествующего Сыропустной субботе, включительно, т. е., напр., в 1900 г. до 18 февраля, каковой день в этом году находился на 3 седмице от начала 5 столпа, след., на такой, в продолжение которой пелся 3 глас Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

С этого времени за означенною моленною имелось постоянное наблюдение со стороны министерства внутренних дел. В декабре 1851 года, по распоряжению бывшего министра графа Перовскаго, сделан был внезапный осмотр моленной Пиккиева и произведено подробное описание ея. Поручение это было исполнено на кануне праздника Рождества Христова, во время раскольнического богослужения, и потому не удивительно, что в моленной было найдено до 500 человек молившихся разного пола и возраста, из которых 127 человек показали на допросе, что они – православные и находились в моленной только из любопытства. Это обстоятельство дало графу Перовскому повод к исполнению Высочайше утвержденного в 1847 году журнала секретного комитета о закрытии моленной Пиккиева. 29 января 1852 года, он вошел в секретный комитет с представлением, в котором, объяснив, что закрытие моленной Пиккиева может послужить к ослаблению беспоповщинского раскола не только в столице, но и в соседних губерниях, полагал со своей стороны предоставить Петербургскому военному генерал-губернатору – запечатать означенную моленную со всеми находившимися в ней иконами (а их было 504 – в богатых серебряных окладах – с драгоценными камнями), книгами и другим имуществом, – с тем, чтобы местная полиция имела строгий надзор за целостью печатей и неприкосновенностью имущества. 15 мая 1852 года последовало Высочайшее повеление – запечатать моленную Пиккиева, но не иначе, впрочем, как «по избрании удобного времени и тогда, когда будет благовидный к тому повод». Повод этот не замедлил представиться. При посещении 6 января 1853 г. моленной Пиккиева чиновниками министерства внутренних дел – и – Петербургского военного генерал-губернатора, замечены были в ней признаки поправок: леса для переделок, образа, вынутые из иконостаса для поновления, потолок главного отделения отбеленный, на хорах 6 человек рабочих и, кроме того, колокол. Так как возобновление раскольнических моленных было запрещено еще в 1839 году 84 , а в 1841 году последовало нарочитое Высочайшее повеление о снятии с Петербургских раскольнических часовен колоколов 85 , то само собой понятно, что С.-Петербургский военный генерал-губернатор, которому поручено было запечатание моленной Пиккиева, счел себя теперь в праве исполнить Высочайшую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010