После революции храм содержался «двадцаткой» верующих. Богослужения не прекращались, несмотря на всевозможные притеснения. В 1922 году храм, как и многие другие, подвергся разграблению во время компании по изъятию церковных ценностей. В 1937 году настоятель храма протоиерей Александр Флеров был арестован, а в 1938 году расстрелян. В 1940 году вышло распоряжение храм закрыть, а здание отдать под клуб. Но сделать из церкви клуб не удалось, в селе было много верующих людей. Сделали склад. Во время Великой Отечественной войны в августе 1942 года наши войска вели упорные ожесточенные бои, пытаясь прорвать кольцо блокады. Особенно активные военные действия проходили недалеко от храма. Этот плацдарм получил название «Ивановский пятачок». В результате храм был разрушен, а в конце 60-х – начале 70-х годов на месте храма и кладбища были построены бетонные гаражи. Часть захоронений была перенесена в одну общую могилу на кладбище на 9-й линии, где тоже раньше был храм. С возрождением прихода в городе Отрадное здесь теперь совершается поминовение усопших в Троицкую родительскую субботу и на Радоницу. 57 лет в Отрадном не было храма. По усердным молитвам верующих и их стараниями в 1997 году был освящен временный, домовый храм Свт. Иоанна Милостивого в крыле старой поликлиники, где раньше была детская консультация. Настоятелем храма был назначен проректор Духовной академии и семинарии, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков. Снова стали совершаться богослужения, исполняться все требы. Открылась новая страница в истории Отрадного. Началось духовное возрождение города. А в 1998 году под храм было передано здание бывшего клуба, требовавшее серьезного ремонта, который и был сделан руками самих прихожан. 4 апреля 1999 года в праздник Входа Господня в Иерусалим была отслужена последняя Божественная Литургия во временном храме. После Литургии все присутствовавшие за службой крестным ходом направились в новый храм. Священнослужители на своих плечах несли Святой престол, а прихожане шествовали с храмовыми иконами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Среда 6-й седмицы – отдание праздника Пасхи. Четверг 6-й седмицы по Пасхе – Вознесение Господне, двунадесятый Господский праздник в период пения Триоди Цветной, богослужение которого имеет уже все признаки двунадесятого праздника. На литургии мы не сможем спеть «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного...», ведь еще не было Пятидесятницы, мы и Царю небесный еще не поем. Вместо Видехом –тропарь праздника «Вознеслся еси во славе...» Неделя 7-я по Пасхе, свв. Отцев 1-го Вселенского Собора. Естественно, здесь речь идет об Арии, о ереси, а тексты этого праздника очень интересными словами прославляют Отцов Вселенского Собора. Несколько стихир нахвалитех начинаются симметричными по содержанию и очень красивыми в музыкальном исполнении фразами: «Все собравше душевное художество и Божественным Духом разсмотривше...»; «Все приемше умное сияние Святаго Духа, преестественнейшее благословие...»; «Все собравше пастырское искусство и ярость подвигше ныне праведнейшую...» В пятницу 7-й седмицы – отдание Вознесения Господня. В субботу совершается последование Вселенской родительской Субботы (Троицкая родительская суббота), которая даже не имеет собственного описания в Типиконе, потому что она точно такая же, как Суббота мясопустная. Неделя 8-я по Пасхе – Пятидесятница (Сошествие Святого Духа), в русской традиции – День Святой Троицы. В этот день мы, наконец, поем долгожданные слова «Царю Небесный...» и «Видехом Свет истинный...» Длительное, многодневное воздержание от пения таких любимых текстов являет в нашей жизни подобие того ожидания, в каком находились апостолы, чтобы, когда мы будем встречать вместе с ними праздник Пятидесятницы, наша радость была такой же полной. По своему происхождению молитва«Царю Небесный...» – это стихира Пятидесятницы. Ни в Триоди, ни в Типиконе этот праздник не называется Троицей, но Троическое богословие ясно присутствует в богослужении. Рассмотрим стихиру Пятидесятницы на Господи, воззвах на Славу, и ныне: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом; Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый 6е во Отце с Сыном прославляемь: едина Сила, едино Существо, едино Божество, Ему же покланяющеся вси глаголем...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С середины 1940-х и до конца 1990-х годов территория спецобъекта «Коммунарка», обнесенная высоким забором с колючей проволокой, строго охранялась. Только в конце XX века обществу стали известны спецзоны, где происходили массовые расстрелы и захоронения. Родственники убиенных смогли придти на места захоронений их близких, побыть здесь наедине со своими воспоминаниями. Большинство из них по 50-60 лет искали своих мужей, жен, отцов, матерей, сначала — живых людей, потом — их могилы. В 1999 году территория бывшей дачи Ягоды была передана Русской Православной Церкви. «Коммунарка» стала подворьем Свято-Екатерининского мужского монастыря Московской епархии. Именно тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что бывшие спецобъекты станут местом постоянной молитвы и покаяния. 3 июля 1999 года монахами Екатерининской пустыни у въездных ворот был установлен поклонный крест, около которого оборудовали площадку для совершения поминальных служб. В здании, занимаемом когда-то сотрудниками НКВД, устроили небольшую домовую церковь. 10 апреля 2000 года настоятелем монастырского подворья в «Коммунарке» был назначен иеромонах Стефан (Макаров). Первая Божественная литургия в домовом храме состоялась в Троицкую родительскую субботу 2000 года. На подворье начались регулярные богослужения. Начинать церковную жизнь в «Коммунарке» было трудно. Люди боялись этих мест, обходили их стороной. В течение нескольких месяцев у храма в «Коммунарке» была одна-единственная прихожанка из местных жителей. Жизнь на подворье, расположенном в глубине леса, вдали от селений, была нелегкая: ни питьевой воды, ни электричества. Но не это, конечно, — главное. Самое главное заключалось в том, что порой невыносимо было оставаться наедине с этой землей, исполненной скорби. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил строительство храма в честь Святых новомучеников и исповедников Российских. Нашлись жертвователи, пожелавшие внести посильную лепту в это святое дело. Летом 2001 года был заложен фундамент будущей святыни, и всю следующую зиму братия завозила на территорию «Коммунарки» строительные материалы.

http://patriarchia.ru/db/text/554794.htm...

Следуя благословению духовного отца, я в августе 1981 года пришел в Издательский отдел и был зачислен на должность референта. Как я впоследствии понял, Владыка пригласил меня в Отдел, предполагая в будущем (если не будет канонических препятствий) поставить в иереи. Это произошло в 1982 году – на Троицкую родительскую субботу Владыка рукоположил меня в сан диакона в нашем домовом храме во имя преподобного Иосифа Волоцкого ; иерейская же хиротония состоялась в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Волоколамске, 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского . На следующий день (день памяти святого пророка Илии) Господь сподобил меня участвовать в богослужении, которое совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и архиепископ Волоколамский Питирим в Сретенской церкви с. Пески Шаховского района. Через несколько дней по благословению Высокопреосвященного Ювеналия я приступил к стажировке в Успенском храме Новодевичьего монастыря, которая продолжалась в течение трех месяцев. С 10 ноября 1982 года я начал служить в Преображенском храме села Спас Волоколамского района, продолжая работать в Издательстве. Как референт я вначале работал с В. П. Овсянниковым, ответственным секретарем «Журнала Московской Патриархии», выполнял его поручения по сбору различных материалов, подготовил несколько статей. По благословению главного редактора, Высокопреосвященного Владыки, готовил к изданию напрестольное Евангелие, Апостол, Служебник большого формата. Одновременно Владыка благословляет меня участвовать в работе по составлению Симфонии или словаря-указателя к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета. Задача подготовки Симфонии к тексту синодального перевода Библии была поставлена Владыкой еще в 1970-е годы. Практически работа была начата в двух направлениях: составление Словника с подбором цитат из текста Библии и нахождение параллельных мест в тексте. Непосредственным руководителем группы внештатных сотрудников, занимавшихся ручной алфавитной распиской Библейского текста, был тогда Е. А. Карманов. В 1983 году Высокопреосвященный Владыка уточняет и значительно расширяет план предстоящей работы: «многотомное издание должно содержать не только элементы Симфонии, но и разделы богословского словаря с иноязычными соответствиями из еврейского, греческого, латинского и церковнославянского текстов Библии», и назначает меня ответственным по составлению словаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Структура данного молебствия следующая: г) Поминовение усопших воинов При описании воинских чинопоследований Церкви нельзя не упомянуть обособых днях поминовения усопших воинов. Кроме Вселенских родительских суббот (Мясопустной и Троицкой), когда Святая Церковь творит «память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших», включая и тех, кто погиб на поле брани, есть день, твердо укоренившийся в богослужебной традиции Русской Церкви как поминовение преимущественно усопших воинов – это Дмитриевская суббота перед памятью великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Имеющее корни в древних, восходящих еще к языческим временам, осенних поминках 41 , в христианском контексте это поминовение было установлено великим князем Димитрием Донским в 1380 г. после Куликовской битвы. Богослужение совершается в этот день по 13й главе Типикона, предусматривающего в любую субботу периода пения Октоиха 42 , не совпадающую с праздником 43 , отправление по желанию настоятеля так называемого заупокойного Аллилуйного богослужения. В 1769 г. по распоряжению императрицы Екатерины II во время войны с турками и поляками было установлено совершать 29 августа в день великого праздника Усекновения главы святого Иоанна Предтечи поминовение православных воинов. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. установлено ежегодное поминовение 9 мая нового стиля усопших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. III. Заключение Рассмотренные нами воинские чины в их историческом развитии позволяют сделать вывод о том, что попечение Святой Церкви о воинах имеет довольно богатую и древнюю историю. Литургические формы воинских молитвословий были весьма разнообразными и имели в своем становлении и развитии определенные закономерности. Древние богослужебные книги, как правило, не приводят развернутых чинопоследований, даются лишь молитвы, которые произносились в определенных случаях в контексте существующих к тому времени чинов. Постепенно довольно краткий формуляр молитв начинает «обрастать» специально составляемыми последованиями. Структура их в этом развитии усложняется, и они превращаются в гармонично сбалансированные литургические конструкции, являющиеся свидетельством Предания и находящиеся в неразрывной связи с многовековой традицией Церкви. Славянская богослужебная практика отличается довольно интенсивным умножением воинских чинов. Появляются особые молебствия на благословение орудий, военного корабля и т.д. Это развитие иногда происходит не без влияния внешних установлений. В общем же, многообразное воинское богослужебное наследие является выдающимся произведением церковного творчества и раскрывает глубину Литургического Предания.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

С течением времени события в стране изменили и отношение к церквям. А. Крошеницын в той же газете пишет: «По мере того, как закон об отделении церкви от государства набирал силу, о том, что религия — опиум для народа, стало известно в деревне. Президиум окрисполкома Архангельской области поручил Емецкому райисполкому ликвидировать каменную церковь и передать ее Меландовскому сельсовету для переоборудования под школу... Не состоялась школа в каменной церкви, не увенчались успехом и попытки сделать в ней клуб, видимо, кресты кладбища напоминали об уважении к усопшим. Но зимой 1943 года сельскому Совету потребовался кирпич на строительство смолокурни. Было принято решение ломать каменную церковь. Однако качество кладки кирпича, его прочность не позволили сильно повредить здание, а под упавшей колокольней погиб уважаемый жителями деревни мой однофамилец Крошеницын... Позднее в каменной церкви сделали колхозный склад... В деревянной церкви организовали клуб, прокат кинофильмов, хотя зимой в ней было по-прежнему холодно. Уже много лет обе церкви в полном забвении, да и проживающих постоянно в деревне людей осталось мало». Из книги Т.В. Мининой " Тихая моя родина, или Емецк и его округа " Время образования Меландовского прихода неизвестно. На начало XX века в Меландовском приходе находились два храма: Каменный двухэтажный храм с колокольней, во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1819-1826 годах. На первом этаже размещается зимний храм во имя великомученика Георгия Победоносца; на втором – летний храм во имя Святой Троицы; Деревянный летний храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1755-1759 годах. Приход закрыт в конце 1930-х годов. Каменный Троицкий храм восстанавливается силами местных жителей. Богослужения совершаются в нижнем Георгиевском храме раз в год, в Троицкую родительскую субботу. Владимирская церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. В 2012-2014 годах инициативной группой (г. Москва) проводились работы по уборке мусора и консервации храма.

http://sobory.ru/article/?object=10111

326 Начало этой победы справлялось при зимнем солнцеповороте. Начинали праздновать (разгулом, и маскированием, и прочим) в декабре и кончали в январе. Это падало на нынешние святки, веселие которых, как мы видели выше, как раз и есть пережиток древних языческих празднеств в честь, главный образом, солнца. Подобные же празднества у греков и римлян составляли гнуснейшие дионисии и сатурналии, из которых у западноевропейских народов произошел карнавал. Последний так же, как и наша масленица, справляет разгулом и мясоедением заговенье на Великий пост («карнавал» значит «прощай, мясо!»  –  латинско-итальянское carno-vale). 327 Обычай печь на масленице иногда еще оладьи  –  те же круглые блины, но меньшей формы  –  происходит из язычества. Оладьи  –  это приношения богине весеннего плодородия Ладе, которую у южных славян и теперь еще возят на масленице из села в село в виде чучела в женской одежде («масленистая баба»). Так, образно, блины, оладьи в древности  –  это жертва, приносимая бесам (идолам), в лучшем случае  –  составная часть приношений в ложном культе предков. 328 Только в этот понедельник так, во все же остальные дни Великого поста полунощница с частыми и великими поклонами. (Типикон. Последование понедельника 1-й седмицы Великого поста.) 332 Поклоны, разумеется, входные (три земных в этот день). См.: Основы искусства святости. Т. 4. Отдел III. Гл. 12. § 5. Место молитвы (храм)... 334 Посему, например, исключительно на этот глас Устав приписывает отправлять заупокойную службу в родительскую Троицкую субботу и в другие некоторые дни. 335 Почти все по переводу проф. Ловягина. См.: Ловягин Е. Богослужебные каноны... Кн. 3. С. 5–60. 340 См. о пользе поста в: Основы искусства святости. Т. 2. Отдел III. Гл. 1. § 5. Пост. Там же см. сведения о том, кто до какого возраста доживает. 344 Основы искусства святости. Т. 3. Отдел III. Гл. 5. § 7. Главные моменты в истории православного монашества. 355 Парфений, инок. Сказание о странствовании и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. М., 1857. С. 101. Ч. 4. Цит. по: Никольский К. Пособие к изучению.... С. 590.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В Петрозаводске состоялись торжества по случаю празднования Собора Карельских святых и 10-летия Карельской митрополии 3 июня 2023 г. 17:00 3 июня 2023 года, в Троицкую родительскую субботу, день празднования Собора Карельских святых, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил Божественную литургию, заупокойную литию и молебен с крестным ходом в кафедральном Александро-Невском соборе г. Петрозаводска. Накануне владыка Константин совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе. Также в этот день молитвенно отметили 10-летие образования Карельской митрополии . Во всех храмах митрополии было зачитано «Обращение Высокопреосвященного Константина, митрополита Петрозаводского и Карельского, главы Карельской митрополии, пастырям, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Карельской митрополии по случаю десятилетия образования Карельской митрополии». В течении года в митрополии проходят мероприятия, посвященные этой дате. В этот же день митрополит Константин отмечает день памяти своего небесного покровителя — святого князя Константина Муромского. Будучи студентом первого курса Московской духовной академии , 14 апреля 1986 года владыка Константин принял монашеский постриг с именем благоверного князя. 3 июня 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение восстановленного Александро-Невского собора. В богослужении 23 года тому назад принимал участие ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Тихвинский Константин, ныне — глава Карельской митрополии. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужил епископ Костомукшский и Кемский Борис, духовенство Петрозаводской епархии . Богослужебные песнопения исполнил соборный хор. После сугубой ектении владыка Константин вознес молитву о мире на Святой Руси. По завершении Литургии была совершена заупокойная лития и молебен всем карельским святым и благоверному князю Константину Муромскому. Состоялся крестный ход с водосвятием. В адрес митрополита Константина поступили поздравления от глав Республики Карелия и Петрозаводска, Законодательного Собрания, духовенства епархии и других. Первым Его Высокопреосвященство поздравил епископ Костомукшский и Кемский Борис . Прозвучали теплые слова от председателя Законодательного Собрания Карелии Элиссана Шандаловича. От прихожан и духовенства архипастыря поздравил с днем тезоименитства настоятель собора протоиерей Иоанн Тереняк.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Троица – это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем – «Неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно не случайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев, – неразрывно связана с почитанием Святой Троицы, тайна Которой открылась нам в полноте(хотя выражение «в полноте» здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам: Я и Отец – одно (Ин. 10: 30), уже принес Свою Крестную жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин. 14: 16–17; Деян. 1: 8): людям является третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой. – Почему Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших – Троицкая родительская суббота? – Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому – забежим немного вперед – коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших. – Троица всегда бывает в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи; но начнем мы с вечера субботы, со всенощного бдения. Что мы услышим в храме в этот вечер? – На вечерне мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой – мы не слышали их в храме со Страстной седмицы. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем – вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» – при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Услышанное нами сегодня Апостольское чтение — яркий и явный тому пример. Станем же во всем призывать имя Господне, уповая на спасение Божие. «Будем же, — по словам святителя Иоанна Златоуста, — подражать Павлу, этой доблестной и адамантовой душе, дабы, шествуя по следам его жизни, мы могли проплыть море настоящей жизни, достигнуть безмятежной пристани, и сподобиться благ, обетованных живущим достойно Христа». Аминь. Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих и всех от века скончавшихся православных христиан в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание… Молитва на заупокойной литии Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В этот день, накануне праздника Святой Троицы, Церковь Христова постановила особо поминать всех от века усопших православных христиан. За светлыми пасхальными торжествами не должно было печалиться о поминовении усопших, дабы не умалить радость великого праздника. Хотя Святая Церковь все это время ни на минуту не забывала верных чад своих, от века почивших. За каждым Богослужением звучали молитвы об упокоении душ усопших православных христиан. Все вместе пережили мы и Радоницу, веруя, что пасхальная радость озарила несказанным светом души почивших наших дорогих и близких. Но сегодня Святая Церковь сугубо призывает всех нас совершить моление за усопших. Для чего это нужно и почему мы это делаем? Из этой жизни мы ничего не возьмем, как не взяли с собой усопшие, — только свою душу. И вот уже здесь, на земле, человек предвкушает либо райское блаженство, либо геенну огненную. Если христианин живет по заповедям Божиим, они для него становятся совершенно естественными, являясь настоятельной потребностью для его души. Тогда всякий грех, если и совершается, омрачает душу человеческую, не дает ей жить спокойно, мучает ее.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010