Подобно набедреннику, П. также символически изображает меч духовный, которым является Четвероевангелие; дополнительно имеет значение края полотенца, которым Христос отирал ноги Своим ученикам. Панагия ( греч. παναγα – Всесвятая) – молитвенное наименование Богоматери; это слово обозначает просфору, из которой изъята на проскомидии частица в честь Богородицы; в монастырях П. хранится в особом сосуде и вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи (этому предшествует специальный чин возношения Π.); П. называется также знак архиерейского достоинства – небольшая круглая икона, носимая на груди поверх облачения, украшенная цветными камнями и изображающая Божию Матерь или Спасителя. Паникадило (от греч. πολυκνδηλον) – подсвечник для большого числа свечей, обычно имеет форму круга или многоярусного конуса. П. подвешивается к своду храма и, по выражению святого Симеона Солунского , изображает блеск звезд на небосводе. Панихида ( греч. παννυχς – всенощное пение от πας – весь, νξ – ночь) – богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Не дерзая предвосхищать тайны Божия Суда над душами близких усопших, молитвами за них христиане облегчают их посмертную участь, в частности, облегчают им прохождение загробных мытарств (этим обусловлено свершение П. в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти); также поминают умершего в дни его рождения, Ангела и кончины. Кроме этих дней, Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших: суббота мясопустная, родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, вторник Фоминой недели (Радоница, чисто русское установление), суббота перед днем Святой Пятидесятницы (Троицкая суббота). Кроме того, в Русской Православной Церкви установлено поминать «православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших» – в субботу перед днем великомученика Димитрия Солунского (Димитриевская суббота), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в день Победы в Великой Отечественной войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

" Наше Отечество - Небесное " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери В Троицкую родительскую субботу, 18 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа , настоятель храма протоиерей Виктор Московский с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся был вице-губернатор Игорь Дивинский. За богослужением диакон Алексий Егоров рукоположен во пресвитера к храму святителя Спиридона Тримифунтского в здании Адмиралтейства , Павел Клименко рукоположен во диакона к храму святителя Спиридона Тримифунтского в Ломоносове . После панихиды митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом. " Смерть бывает разной: одни умирают в глубокой старости, пройдя путь болезней, покаяния, подготовки к смерти, блаженно и мирно заканчивают свою жизнь. Другие умирают внезапно - смерть забирает людей, которые не готовы к ней, они бывают жизнерадостны, здоровы, полны планов и надежд. И вдруг землетрясение, автокатастрофа или какое-то другое событие неожиданно прерывает человеческие жизни, - начал владыка. - Так было всегда, Адам первым увидел смерть своего сына Авеля и похоронил его. Святая Церковь, зная по Слову Божию, что " нет человека, который не грешил бы " (3-я Цар. 8:46; Еккл. 7:20), старается в определенные дни призывать нас в храм, чтобы мы помолились Господу о прощении грехов наших сродников, которые преставились Богу раньше нас. Мы приходим в эти дни в храмы, чтобы здесь вознести молитву, принести милостыню. Сегодня мы молимся и о здравии живущих, и о поминовении усопших, то есть Святая Церковь представляется здесь в своей полноте. В праздник Святой Троицы будем молиться, чтобы Господь дал благодать и живым, которые здесь, на земле, и тем, кто на небе, и даже тем, кто находится в аду, чтобы Господь никого не лишил Своей благодати и милости. И вот, сегодня мы вспомнили родных и близких, помолились о них. Конечно, память смертную мы все должны иметь, потому что не знаем, кого и когда Господь призовет. Мы на земле временно живем, наше Отечество -Небесное, мы должны каждый день быть готовыми предстать на суд Божий " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Храмы откроются, но войдут туда не все. Как будут организованы службы после карантина И что будет с теми, кто не поместится 5 июня, 2020 И что будет с теми, кто не поместится В Москве с 6 июня для верующих откроют православные храмы. Первые службы после карантина состоятся в Троицкую родительскую субботу. Во время богослужения прихожане должны будут соблюдать социальную дистанцию, а максимально допустимая вместимость храма составит четыре квадратных метра на человека. «Правмир» поговорил с настоятелями о том, как они готовятся к будущим службам, что изменили в жизни прихода санитарные требования и что делать, если храм не сможет вместить всех прихожан. Переживаю, что люди будут обижаться Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах:  Протоиерей Алексий Уминский — Провести богослужение в сегодняшней ситуации — непростая задача для настоятеля. Непростая и технически, и этически.  Очевидно, что вместимость храмов в центре Москвы очень небольшая. Кроме того, само по себе нахождение в храме не может быть выстроено так, как на шахматной доске. Исключить передвижение людей по храму очень сложно.  И настоятель еще должен думать о том, каким образом люди будут делать самые простые, привычные для них вещи, скажем, подавать записки на литургии, ставить свечи перед иконами. То есть так или иначе со своего места, на котором они должны стоять, придется уходить. Это же произойдет в тот момент, когда люди пойдут к причастию и к месту, где будет раздаваться запивка. Как это все будет происходить, необходимо предусмотреть заранее, иначе весь смысл всех разметок сводится на нет.  Как поступим мы? О том, как все будет происходить, мы расскажем в инструкции, которую и покажем заранее, и дадим прихожанам сразу в руки, когда они будут приходить в храм.  Мы предполагаем, что прихожане должны заранее написать все записки дома. В храме такой возможности не будет. Там они по очереди смогут положить их самостоятельно на стол, где указано — о здравии и упокоении. Самостоятельно взять и отложить в сторону свечу, которую они хотят поставить. В определенном месте оставить пожертвование, если они захотят это сделать. 

http://pravmir.ru/hramy-otkroyutsya-no-v...

В столице Азербайджана прошли мероприятия, посвященные памяти архиепископа Александра (Ищеина) 13 июня 2022 г. 11:49 11 июня 2022 года, в Троицкую родительскую субботу, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , временно управляющий Бакинской епархией , совершил Божественную литургию и панихиду в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц г. Баку. Архиерею сослужило епархиальное духовенство во главе с секретарем Бакинского епархиального управления архимандритом Алексием (Никоноровым). После Литургии владыка Феофилакт возглавил панихиду по приснопамятному архиепископу Александру (Ищеину) , годовщину кончины которого в эти дни отмечают духовенство и миряне Азербайджана. По окончании богослужения архиепископ Феофилакт совершил заупокойную литию в Аллее почетного захоронения, на месте упокоения первого архипастыря Бакинской епархии. На богослужении присутствовали председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, апостольский префект в Азербайджане монсеньор Владимир Фекете, глава Религиозной общины горских евреев Милих Евдаев, глава Бакинской религиозной общины европейских евреев Александр Шаровский, глава албано-удинской христианской общины Роберт Мобили, глава Бакинского международного центра мультикультурализма Раван Гасанов, посол Российской Федерации в Азербайджане Михаил Бочарников, представитель Государственного комитета по взаимодействию с религиозными образованиями, дипломаты, общественные деятели, сотрудники епархиального управления, работники и прихожане храмов епархии. Со словами, посвященными памяти архиепископа Александра, к присутствующим обратились шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде и другие почетные гости. Перед началом литии религиозные деятели возложили цветы на могилу первого президента Азербайджана Гейдара Алиева. В этот же день в Религиозно-культурном центре Бакинской епархии состоялось открытие епархиальной библиотеки имени архиепископа Александра (Ищеина). Библиотека сформирована из личного книжного фонда первого архиерея возрожденной Бакинской епархии. Книжный фонд включает более чем 1 000 экземпляров книг по богословию, истории, патристике, искусствоведению, культурологии, межрелигиозному диалогу, а также редкие и коллекционные издания.

http://patriarchia.ru/db/text/5936337.ht...

Молодой священниксразу столкнулся с проблемами. Секретарь горсовета, куда батюшке необходимо было явиться для получения права на служение, была возмущена, ведь Воскресенскую церковь власти твёрдо намеревались закрыть. Но отец Анатолий уже на следующий день, в Дмитриевскую родительскую субботу смело совершил первую самостоятельную Божественную литургию. Храм так и не закрыли, он действует по сегодняшний день. Батюшка, не взирая на внешние трудности, совершал богослужения, окормлял свою немногочисленную паству, подновлял купола… Здесьего труды были отмечены первыми наградами – скуфьей и набедренником. 16 июня 1965 года отца Анатолия перевели в город Выборг настоятелем Спасо-Преображенского собора. 3 января 1966 года он отправился в составе Русской духовной миссии на Святую Землю, но уже через неделюуказом митрополита Никодима был возвращен в Санкт-Петербург и зачислен в клир на тот момент приходскогоСвято-Троицкого собора «бывшей» Александро-Невской Лавры. 3 апреля 1966 года в День Входа Господня в Иерусалим в храмеим. апостола Иоанна Богослова Ленинградской Духовной Академиибатюшка был подстрижен в иеромонахис наречением нового имени в честь учителя мучеников Маккавейских Елеазара. Удивительно, что это произошло в день упокоения Святого Серафима Вырицкого (тогда ещё не прославленного церковью), который в свое время был духовником Александро-Невской Лавры. Отец Елеазар стал первым иеромонахом среди белого духовенства во вновь открытом Свято-Троицком соборе. 20 июня 1966 года отца Елеазара назначили секретарём Ленинградского епархиального управления. Однажды, будучи на этом посту, он сумел помешать власть имущим закрыть Казанский храм в Вырице в момент отсутствия Митрополита Никодима в Ленинграде. Дело обстояло следующим образом. Иеромонах Елеазар перед предстоящим разговором с властями долго молился и с Божьей помощью неожиданно сумел получить их разрешение на просьбу оставить вырицкий храм для служб хотя бы по Великим праздникам. Позже Митрополит Никодим, вернувшись в Ленинград, пригласил в Вырицу иностранных журналистов. Казанская церковь получила большую известность, и закрыть её уже не смогли.

http://azbyka.ru/fiction/blizhe-k-nebu-o...

устав службы но Триоди Постной и Цветной, 5. каноны: св. Отцам и Живоначальной Троице; 6. чин службы вел. Субботы, Пасхи и Благовещения; 7. Каноны: неседальное пение Богородице; канон: многими содержим напастьми; служба сладчайшему Иисусу; на исход души; молитвы ко св. Причащению – и пр. Это то, что впоследствии назвали Псалтирью с возследованием, но – особого состава. Список с Киприановой Псалтири хранится в библиотеке Волоколамского монастыря. Отзыв Нила Полева о Киприановой Псалтири в Словаре Митр. Евгения 2, 38. 166 Летоп. у Карамз. 5. пр. 137. По летоп. (у Карамз. 4. пр. 373) в 1348 г. мая 26 дня при гробе Свят. Петра исцелилась девица, имевшая скорченные руки; в 1351 г. – женщина, два года не владевшая ногами. В договорной грамоте 1448 г. Князья поставляют свидетелями «великих чудотворцев Святителя Николу и св. Петра Митрополита» (Собр. Госуд. Грач. 134–154). Перенесение мощей Свят. Петра стали праздновать, именно 6 октяб., с 1473 г., когда перестроен был Собор Успенский. 167 См. о чудесах Соф. Bp. 1, 265. Собор 1547 г. не считал нужным вносить имена их в число тех, которым не праздновали. 168 О Кн. Алексадре «егда вложиши тело святое его в раку, иконом же Севостьян М. Кирилла приступл и хотя разняти руку его, да вложить Митрополит грамату душевную, он же сам, яко жив сущи, распростер руку свою и взя грамату от руки Митрополита». Соф. Вр. 1, 274. 172 О Троицкой Лет. у Карамз. 2. пр. 261. слч. 9. пр. 80. Субботы мясопустной не видно в Летоп., но она, без сомнения, была субботою поминовения: такова же она по Студийскому уставу. Слч. Дебольского: Дни Богослужения, 3, 31–98. 173 Дебольский (3, 103. 104) субботы 2-й, 3-й, 4-й, недель Вел. поста причислил к родительским. Но это совсем не родительские субботы, а такие дни Вел. поста, в которые одни, сообразно с древнею строгостью покаяния великопостного, позволялось поминать умерших. Митр. Киприан писал игум. Афанасию: «если по наступлении Вел. поста случится кому преставиться среди недели, то, пав над ним, предать гробу, но правления никакого, даже и панихиды (великой), до вечера пятницы, в субботу же поминание, то же делать по всем пятницам Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вы спрашивали: «Почему в хоре именно 28 человек?» Это связано с материальным обеспечением: 28 человек – это то количество людей, которое в настоящее время монастырь может обеспечивать материально, и то минимальное количество людей, которые могут обеспечивать богослужения и концертную деятельность в разных ситуациях. Ведь помимо того, что мы постоянно поем в Троицком соборе Данилова монастыря и храме святых отцов семи Вселенских Соборов, мы также поем в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Много у нас выездных служб: в детском приемнике-распределителе на Алтуфьевском шоссе, подшефных детских домах; поем для солдат в воинских частях и для заключенных в местах лишения свободы. Нас приглашают на освящение храмов и архиерейские богослужения в различных храмах Москвы – всюду, где нужно представить красивое клиросное пение. Два-три раза в год мы поем в Кремле во время Патриарших богослужений. И, когда к Святейшему приезжают делегации в его резиденцию в Даниловом монастыре, нас приглашают для обеспечения встречи делегатов и служения благодарственных молебнов и поминальных служб. Кто же поет по будним дням в Даниловом монастыре? Будничный хор. А мы поем в пятницу, субботу и воскресенье плюс праздничные службы. На нас также первая седмица Великого поста, родительские субботы, Светлая седмица до Радоницы, Страстная седмица. Богослужения комбинируются с гастрольными поездками. Нередко выпадает по 4–5 концертов в неделю, и тогда половина наших ребят уезжает на гастроли, а вторая – остается в обители. Петь на концертах легче или труднее, чем на службах в храме? На концертах ребятам приходится сильно выкладываться. Иной раз случается по два концерта в день плюс репетиции перед концертом. Певцы сильно устают. Сразу после концерта летим домой, и, прилетев, скажем, в семь утра в Домодедово, мы уже к девяти приезжаем в обитель и поем на службе. Но, как говорят ребята, «это наш крест». Георгий Леонидович, пожалуйста, расскажите немного о себе. Как Вы сами попали в хор Данилова монастыря, как стали регентом?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/09/nash_d...

" Единение и любовь " июня 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию во Владимирском соборе В Троицкую родительскую субботу, праздник Владимирской иконы Божией Матери , день памяти святых Константина и Елены , 3 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию во  Владимирском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Георгий Шмид с клиром, протоиереи Валерий Дорохов, Александр Пелин, Михаил Подолей, Алексий Исаев, Роман Ковальский, Николай Брындин, Алексий Скляров, Евгений Шогенов, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Александр Бельский, игумения София (Силина), председатель приходского совета, епархиальный древлехранитель Иван Раевский. Были совершены уставное заупокойное богослужение, крестный ход вокруг храма с Владимирской иконой Божией Матери. По случаю дня рождения архипастыря были возглашены прошения " о ныне чествуемом господине нашем, Высокопреосвященнейшем митрополите Варсонофии " . Митрополит поздравил верующих с престольным праздником. " Мы встречаемся накануне великого праздника Святой Троицы, а также вспоминаем равноапостольных Константина и Елену, - сказал владыка в проповеди. - Триста лет шли гонения на Церковь Христову, пока в среде императоров не появился Константин Великий. Он положил конец гонениям, дал свободу Церкви, разрешил повсюду проповедовать Евангелие, открыл храмы, освободил христиан, томившихся в заключении за веру, возвратил общинам их имущество. Империя была обращена от язычества в сторону христианства. Мы вспоминаем вклад святого царя в историю Церкви - он разрешил исповедовать веру Христову и отправил свою мать, царицу Елену, на Святую землю, где она построила храмы, обрела Животворящий Крест Господень. Сегодня мы также вспоминаем одну из самых значимых для Отечества икон Божией Матери - Владимирскую. Ее в двенадцатом веке принесли в Киев, затем князь Андрей Боголюбский перенес во Владимир. Она долго находилась там, верующие уповали на нее, но когда центром Руси стала Москва, то жители упросили, чтобы икона была принесена в новую столицу, которая нуждалась в защите и помощи Царицы Небесной. Не было в те времена десятилетия, чтобы кто-то не нападал на Русскую землю, все хотели поживиться ее богатствами. Не однажды заступалась Божия Матерь за Москву, поэтому мы празднуем Владимирскую икону несколько раз в году " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Весной 1946 года по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе. В числе первых насельников СвятоТроицкой Сергиевой Лавры был и келейник скитоначальника о. Израиля о. Иосиф (Евсенюк) (в будущем схиархимандрит Иосия). В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению последнего – взорваны. На месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма - колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга. В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий, был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В декабре 1988 года председатель комитета В.М. Еремина получила благословение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Архимандрита Феогноста на деятельность комитета, при условии общего контроля со стороны наместника. По благословению наместника Свято Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры. Первый молебен был совершен в мясопустную родительскую субботу 1989 года. Также были возобновлены регулярные панихиды на могилке старца Варнавы. Исполком Загорского горсовета, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры, в сентябре 1989 года обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский Скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Первая встреча наместника о. архим. Феогноста с представителями горисполкома и Совета по делам религий состоялась 13 сентября 1989 года, накануне празднования 120-летия Явления Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, которое было совершено в Черниговском скиту впервые после его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=01122

Курган. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм расположен в бывшем клубе продольного водопровода. Ожидается, что в будущем он будет переименован и останется одним из приходов города Кургана. В 1994 году Богоявленская община была зарегистрирована именно с целью строительства нового храма в стиле традиционного русского зодчества. В 1997 году община взяла пустующее и запущенное здание клуба в аренду. После его обустройства в 2000-м его освятили архиерейским чином как Богоявленский храм. Первое богослужение в помещении клуба Продольного водопровода отделения Южно-Уральской железной дороги состоялось на Вселенскую Троицкую родительскую субботу 14 июня 1997 года по благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского. Указом Владыки протоиерей Николай Чирков был назначен настоятелем Богоявленской общины, которая по ходатайству мэра г.Кургана Ельчанинова А.Ф. перед начальником отделения дороги Павлюченковым Н.Д. получила бесхозное помещение бывшего клуба на правах аренды для временного обустройства в нем прихода и с целью строительства нового храма в находящемся поблизости парке Победы. а это время клуб был перестроен под церковь окончательно и 18 января 2000 года – состоялось освящение нового храма в г.Кургане архиерейским чином. В Богоявленском храме имеется чтимая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой по пятницам за вечерним богослужением совершается акафист. Также почитаются мощи святых, находящиеся в мощевиках в иконах: Святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, Святителя Петра, митрополита Московского, Свв. Великомучеников Георгия Победоносца и Целителя Пантелеимона, Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, Свв. Мучеников младенцев Вифлеемских, а также частица от Честных Древ Честного и Животворящего Креста. Со дня основания храма работает церковная библиотека, насчитывающая свыше 6.000 экземпляров книг. Фонд бережно хранится и регулярно пополняется новыми изданиями. В библиотеке заведены летописные альбомы, где собираются фотоматериалы и выдержки из газет о жизни Курганской епархии и нашего прихода. Основными событиями в жизни прихода являются: Престольный храмовый праздник 19 января – Крещение, в который совершается крестный ход на реку Тобол и купание в купели, а также активное участие в 30-ти километровом традиционном Крестном ходе из г.Кургана в с.Утятское с чудотворным образом Святителя Николая в день Всех Святых в земле Российской просиявших. Радостным и запоминающимся событием является выезд за город в лес или к озеру с детьми церковной воскресной школы, а также зимние церковные детские праздники. Сайт Епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09955

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010