13 апреля — Суббота 4-я седмицы Великого поста 22 июня — Суббота Троицкая 2 ноября — Суббота Дмитриевская Другие дни особого поминовения 4 февраля — Поминовение усопших, пострадавших за веру Христову в годину гонений 14 мая — Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Что такое Вселенские родительские субботы Среди прочих родительских суббот выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Что такое вселенские панихиды В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Что такое панихида Панихида в переводе с греческого значит « всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Вселенская (мясопустная) родительская суббота Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей. В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Троицкая родительская суббота Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, – молитва о нем будет  непрестанно возноситься до скончания век а». Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот? Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром). Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу? Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника. Обязательно ли в этот день совершать поминальное застолье? Церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Не забывайте: главное в этот день – молитва. Зачем в храм приносят еду? Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в основном в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души . Хотя это не исключает первого – в некоторых храмах принято после богослужения собираться общиной для вкушения поминальной трапезы. Также при некоторых храмах есть благотворительные столовые, и продуктами, принесенными на поминальный стол, питают нуждающихся. Следует трезво относиться к традиции приносить еду “на канун ”, исходя из современных реалий. Священникам при всём усердии не скушать 30 буханок хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых. Какие богослужебные особенности у Родительских суббот в Великий пост? Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2й, 3й и 4й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров) : «В субботы 2ю, 3ю и 4ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших». Читать далее

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

После революции храм содержался «двадцаткой» верующих. Богослужения не прекращались, несмотря на всевозможные притеснения. В 1922 году храм, как и многие другие, подвергся разграблению во время компании по изъятию церковных ценностей. В 1937 году настоятель храма протоиерей Александр Флеров был арестован, а в 1938 году расстрелян. В 1940 году вышло распоряжение храм закрыть, а здание отдать под клуб. Но сделать из церкви клуб не удалось, в селе было много верующих людей. Сделали склад. Во время Великой Отечественной войны в августе 1942 года наши войска вели упорные ожесточенные бои, пытаясь прорвать кольцо блокады. Особенно активные военные действия проходили недалеко от храма. Этот плацдарм получил название «Ивановский пятачок». В результате храм был разрушен, а в конце 60-х – начале 70-х годов на месте храма и кладбища были построены бетонные гаражи. Часть захоронений была перенесена в одну общую могилу на кладбище на 9-й линии, где тоже раньше был храм. С возрождением прихода в городе Отрадное здесь теперь совершается поминовение усопших в Троицкую родительскую субботу и на Радоницу. 57 лет в Отрадном не было храма. По усердным молитвам верующих и их стараниями в 1997 году был освящен временный, домовый храм Свт. Иоанна Милостивого в крыле старой поликлиники, где раньше была детская консультация. Настоятелем храма был назначен проректор Духовной академии и семинарии, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков. Снова стали совершаться богослужения, исполняться все требы. Открылась новая страница в истории Отрадного. Началось духовное возрождение города. А в 1998 году под храм было передано здание бывшего клуба, требовавшее серьезного ремонта, который и был сделан руками самих прихожан. 4 апреля 1999 года в праздник Входа Господня в Иерусалим была отслужена последняя Божественная Литургия во временном храме. После Литургии все присутствовавшие за службой крестным ходом направились в новый храм. Священнослужители на своих плечах несли Святой престол, а прихожане шествовали с храмовыми иконами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

С середины 1940-х и до конца 1990-х годов территория спецобъекта «Коммунарка», обнесенная высоким забором с колючей проволокой, строго охранялась. Только в конце XX века обществу стали известны спецзоны, где происходили массовые расстрелы и захоронения. Родственники убиенных смогли придти на места захоронений их близких, побыть здесь наедине со своими воспоминаниями. Большинство из них по 50-60 лет искали своих мужей, жен, отцов, матерей, сначала — живых людей, потом — их могилы. В 1999 году территория бывшей дачи Ягоды была передана Русской Православной Церкви. «Коммунарка» стала подворьем Свято-Екатерининского мужского монастыря Московской епархии. Именно тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что бывшие спецобъекты станут местом постоянной молитвы и покаяния. 3 июля 1999 года монахами Екатерининской пустыни у въездных ворот был установлен поклонный крест, около которого оборудовали площадку для совершения поминальных служб. В здании, занимаемом когда-то сотрудниками НКВД, устроили небольшую домовую церковь. 10 апреля 2000 года настоятелем монастырского подворья в «Коммунарке» был назначен иеромонах Стефан (Макаров). Первая Божественная литургия в домовом храме состоялась в Троицкую родительскую субботу 2000 года. На подворье начались регулярные богослужения. Начинать церковную жизнь в «Коммунарке» было трудно. Люди боялись этих мест, обходили их стороной. В течение нескольких месяцев у храма в «Коммунарке» была одна-единственная прихожанка из местных жителей. Жизнь на подворье, расположенном в глубине леса, вдали от селений, была нелегкая: ни питьевой воды, ни электричества. Но не это, конечно, — главное. Самое главное заключалось в том, что порой невыносимо было оставаться наедине с этой землей, исполненной скорби. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил строительство храма в честь Святых новомучеников и исповедников Российских. Нашлись жертвователи, пожелавшие внести посильную лепту в это святое дело. Летом 2001 года был заложен фундамент будущей святыни, и всю следующую зиму братия завозила на территорию «Коммунарки» строительные материалы.

http://patriarchia.ru/db/text/554794.htm...

Примеч. Обычай поминать усопших в определенные дни существовал и в церквах западных, как это видно из свидетельств Тертуллиана , Киприана и других. Но он не был в таком общем употреблении, как на Востоке. Иоанн Котелерий, в замечаниях своих на дни поминовений, приводит мнения Амвросия, Августина и других западных отцов: но утверждает, что церквам Латинским мало были известны дни христианских поминовений, строго сохраняемых на Востоке 754 . Вообще обычай наблюдать дни для поминовения усопших в Православной Христианской Церкви, от начала установления его до наших времен, переходя из рода в род, из века в век, постоянно был одинаков. Всегда, в память усопших, совершалась Божественная литургия, приносилась о них великая умилостивительная жертва, читались псалмы, и, в сии дни, из любви к своим покойникам, многие усугубляли и усугубляют пожертвования в храмы, в помощь бедным и нуждающимся братиям и т. и. Дни поминовения ежегодные Вселенские Родительские Субботы Вселенскими родительскими субботами можно назвать те, которые указаны уставом Вселенской Церкви. Дни общего поминовения были издревле. Бл. Августин указывает на творение памяти многим усопшим 755 . В кругу священного года Прав. Церкви дни общего поминовения суть: субботы Мясопустная, Троицкая субботы вторая, третия и четвертая седмицы св. Четыредесятницы. Преимущественно же Вселенскими родительскими субботами можно назвать две первые, потому что в оные православные христиане, по древнему обычаю, наипаче стекаются на кладбища для торжественнейшего поминовения умерших. Суббота Мясопустная Первая Вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице 756 . Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере – праотец, отец и братий наших, от всякаго рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшия снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом: яже уби мечь, конь совосхити: яже удави пливеа или персть посыпа: яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления – всех внезапно умерших и оставшихся без узаконеннаго погребения» 757 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Прихожане должны приходить в храм только в масках. Если прихожанин придет без нее, сотрудники храма обязаны выдать ему маску. В таком режиме мы будем служить до тех пор, пока карантинные меры не будут далее ослаблены или отменены. Е. Грачева: А как будет проходить причастие? Митрополит Иларион: Причастие будет проходить так же, как оно проходило всегда, с той только разницей, что люди не будут толпиться возле Чаши, как это обычно у нас бывает, а станут подходить по очереди: сначала один, потом другой, соблюдая дистанцию, а лжица, при помощи которой будут причащать, после каждого причастника будет обрабатываться спиртовым раствором. Е. Грачева: К сожалению, пришла еще новость о том, что Русская Православная Церковь понесла еще одну потерю: речь идет о скончавшемся митрополите Чебоксарском и Чувашском Варнаве. Как Вы думаете, с чем связано такое количество смертей и вообще вспышки заболевания на территории монастырей в разных регионах нашей страны? Гибель митрополита Варнавы — это следствие сопутствующих заболеваний или он был здоров? Митрополит Иларион: Владыка Варнава скончался на 90-м году жизни. Он отличался хорошим здоровьем. Я хорошо его знал, не так давно мы с ним общались за одним из богослужений. Конечно, он был пожилой человек, у него был избыточный вес, соответственно, наверняка были сопутствующие заболевания, но причиной его кончины стал именно коронавирус. Митрополит Варнава был выдающимся иерархом. Он очень долгие годы прослужил в Чувашии и был одним из старейших иерархов Русской Православной Церкви. Конечно, он не единственный, кто скончался от этой болезни. В Троицкую родительскую субботу мы поминаем всех усопших и сугубо поминаем жертв этого вируса. Священнослужители всегда общаются с людьми, они не могут полностью изолировать себя от народа, поэтому и правила самоизоляции в отношении священнослужителей могут быть применены достаточно условно и далеко не во всех случаях. Не все, конечно, сразу сориентировались. Поначалу многим вообще была непонятна мера опасности, которая всех нас подстерегает. Но это было достаточно давно и те, кто сейчас, в эти дни, на наших глазах умирают от коронавируса, — это, конечно, не те, кто в свое время, еще до начала карантина, не проявил достаточного внимания и бдительности.

http://pravoslavie.ru/131718.html

С течением времени события в стране изменили и отношение к церквям. А. Крошеницын в той же газете пишет: «По мере того, как закон об отделении церкви от государства набирал силу, о том, что религия — опиум для народа, стало известно в деревне. Президиум окрисполкома Архангельской области поручил Емецкому райисполкому ликвидировать каменную церковь и передать ее Меландовскому сельсовету для переоборудования под школу... Не состоялась школа в каменной церкви, не увенчались успехом и попытки сделать в ней клуб, видимо, кресты кладбища напоминали об уважении к усопшим. Но зимой 1943 года сельскому Совету потребовался кирпич на строительство смолокурни. Было принято решение ломать каменную церковь. Однако качество кладки кирпича, его прочность не позволили сильно повредить здание, а под упавшей колокольней погиб уважаемый жителями деревни мой однофамилец Крошеницын... Позднее в каменной церкви сделали колхозный склад... В деревянной церкви организовали клуб, прокат кинофильмов, хотя зимой в ней было по-прежнему холодно. Уже много лет обе церкви в полном забвении, да и проживающих постоянно в деревне людей осталось мало». Из книги Т.В. Мининой " Тихая моя родина, или Емецк и его округа " Время образования Меландовского прихода неизвестно. На начало XX века в Меландовском приходе находились два храма: Каменный двухэтажный храм с колокольней, во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1819-1826 годах. На первом этаже размещается зимний храм во имя великомученика Георгия Победоносца; на втором – летний храм во имя Святой Троицы; Деревянный летний храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1755-1759 годах. Приход закрыт в конце 1930-х годов. Каменный Троицкий храм восстанавливается силами местных жителей. Богослужения совершаются в нижнем Георгиевском храме раз в год, в Троицкую родительскую субботу. Владимирская церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. В 2012-2014 годах инициативной группой (г. Москва) проводились работы по уборке мусора и консервации храма.

http://sobory.ru/article/?object=10111

Действительно, именно в Литургии, «общем деле», деле, продолжающем и утверждающем Воскресение, мы, как никогда, чувствуем единство Церкви. Да, за долгие века – об этом о. Александр писал не раз, и с особенной болью – целокупное переживание Литургии как Воскресения пообветшало, Богослужение как бы искрошилось, и от него отвалилась заупокойная частица, стала отдельной «требой об умерших», и мы, христиане, подобно язычникам, иногда взираем на «загробный мир» с неподобающим страхом, а на усопших – как на чужих и далеких, словно бы забыли, что смерть побеждена Христом, что в Церкви мы – снова едины и близки… Когда мы молимся об усопших на Литургии, мы молимся не столько о них, сколько вместе с ними. Оттого в Троицкую родительскую субботу – ощущение того, что храм переполнен, что мы с нашими усопшими стоим локоть к локтю. Но вместе с тем – нам не тесно, мы — в свете и просторе Субботы, утра Воскресения. Потому что не мы перешли в «загробный мир», и не усопшие проникли назад в нашу земную юдоль – мы вместе с ними вступаем в невечернее Царство, в пространство жизни вечной. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 марта, 2020 2 июня, 2012 7 июня, 2014 4 июня, 2023 20 июня, 2021 20 июня, 2021 20 июня, 2021 19 июня, 2021 19 июня, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/troickaya-roditelskaya...

Затем Святейший Католикос дал пресс-конференцию представителям местных церковных и светских СМИ, рассказав о целях своего визита в Россию, традиционно близких отношениях российского и ассирийского народов, об истории учреждения и актуальной деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Вечером делегация побывала в Суздале, посетив Спасо-Евфимиев мужской монастырь, Покровскую женскую обитель и Суздальский кремль. 27 октября Католикос-Патриарх Мар Ава III и сопровождающие его лица побывали в пределах Муромской епархии. В Спасо-Преображенском мужском монастыре Мурома высокого гостя встретили епископ Муромский и Вязниковский Нил, наместник обители иеромонах Симеон (Нестеров) и руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ священник Артемий Чернов, в сопровождении которых делегация Ассирийской Церкви посетила Троицкий женский и Благовещенский мужской монастыри города. Католикос Мар Ава поклонился пребывающим здесь великим святыням — раке с частицей мощей преподобного Илии Муромца и честным останкам благоверных князей Петра и Февронии Муромских. 28 октября, в Димитриевскую родительскую субботу, Предстоятель Ассирийской Церкви Востока и члены делегации присутствовали на панихиде в Христорождественском храме Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира. Богослужение совершил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. В этот же день от имени главы Владимирской митрополии был дан торжественный прием в честь высокого гостя. Затем Католикос Мар Ава посетил Успенский кафедральный собор, жемчужину древнерусского зодчества — храм Покрова на Нерли и Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово, после чего отбыл в Москву, где продолжился его визит в Русскую Православную Церковь. В состав посещающей Россию делегации входят: митрополит Мар Афрем Атнейл, управляющий Сирийской епархией; епископ Мар Нарсай Беньямин, управляющий епархией Ирана, Армении и Грузии; хорепископ Самано Одишо, настоятель ассирийского храма Пресвятой Девы Марии в Москве, представитель Ассирийской Церкви Востока в России; священник Петр Павлов, настоятель храма Ассирийской Церкви Востока в Краснодаре; священник Эфраим Алхас, настоятель ассирийской общины Ростова-на-Дону; диакон Роланд Биджамов, старший диакон храма Пресвятой Девы Марии в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/6073243.ht...

На литургии – антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После малого входа – тропарь и кондак: «Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы». Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Апостол – Деян., зач. 1, Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник (и до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию...» с первым припевом. Вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш...» 225 . Вечером в день праздника – великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне – катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу...». На литургии, после малого входа, поется: «Приидите, поклонимся...» с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: « Аллилуиа». Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный...» не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже...» и прочее. В конце литургии вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу – тропарь «Глубиною мудрости...». Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения. Неделя седьмая по Пасхе, св. Отцев 1-го Вселенского Собора В эту Неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев l-ro Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в синаксарии, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010