В этот день в храмах совершают особую вселенскую панихиду 19 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает особый день поминовения усопших — Троицкую родительскую субботу. По уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Это поминовение усопших ведет свое начало с апостольских времен. В этот День Православная Церковь молится обо всех усопших отцах, братиях и сестрах. Для этого в храмах совершают особую вселенскую панихиду. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 июня, 2019 14 июня, 2019 2 июня, 2012 18 июня, 2016 25 апреля, 2023 19 июня, 2021 6 марта, 2021 28 марта, 2020 13 марта, 2020 15 июня, 2019 14 июня, 2019 2 июня, 2012 18 июня, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-troi...

Архив Пн 6 июня Троицкая родительская суббота 5 июня 2009 г. 20:13 В субботу 6 июня, в канун праздника Пятидесятницы, Святая Православная Церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. По древней традиции суббота эта также носит название Троицкой родительской. Смысл этого поминовения очень глубок. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению. Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение с верой и молитвой о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их». Молитва за усопших это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. Домашняя молитва за умерших близких это наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. «Православие в Татарстане» Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/668805.htm...

Но кроме усопших праведных душ, есть еще и такие, которые не достигли полного блаженства или по крайней мере еще не прославлены Богом. Святая Церковь в субботу молит за них, чтобы Господь человеколюбивый «пощадил Свое создание, омыл скверну усопших рабов Своих, упокоил их в селениях святых Своих, идеже мученицы вси веселятся, вселил их в недра Авраама, идеже ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная» (служба субботняя 1 гласа, 9-я песнь канона). В некоторые субботы с особенным торжеством совершается поминовение усопших. Такие дни называются «родительскими» субботами, между которыми особенно известны – суббота Мясопустная и Троицкая; в эти дни в великом множестве собираются православные на кладбище, и здесь торжественно поминают всех своих родственников и знаемых, отошедших ко Господу. У нас, на Руси, особенно известна Дмитриевская суббота, перед 26-м днем октября. Эта родительская суббота установлена в XIV веке великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав славную победу над Мамаем на поле Куликовом (1380 г. 8 сентября), Димитрий Иоаннович отправился в находящуюся близ Москвы обитель Живоначальной Троицы возблагодарить Господа Бога за оказанную Им милость всему российскому воинству. В этой обители великий князь совершил поминовение убиенных на поле брани воинов, которых решился поминать ежегодно в Дмитриевскую субботу. И действительно с этого времени Св. Церковь ежегодно воспоминает в субботу перед 26 октября всех вообще воинов, положивших свою жизнь за веру, царя и отечество. Видите, братия, как премудры уставы матери нашей – Церкви. Она положила каждый день недели посвящать каким-либо важным воспоминаниям. В первый день недели она прославляет воскресение Господа нашего Иисуса Христа, служащее основанием нашей веры; в среду и пяток воспоминаются страсти Христовы; в другие дни недели ублажаются св. мужи, послужившие спасению рода человеческого – пророки, апостолы, преподобные, святители, мученики, – наконец, в субботний день Св. Церковь приглашает нас поминать своих умерших братий и молиться об оставлении их прегрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скоро мы будем говорить о двух главных субботах года – субботе Лазаревой и Преблагословенной – Великой Субботе. И, конечно, все субботы года связаны с этими двумя. Почему Суббота – такой особенный день? Потому, что устроение христианской жизни по Новому Завету не отменило вполне ветхозаветной заповеди, и хотя главным, конечно, стало воскресенье, но в богослужении суббота осталась, – как день особенный. И в Великую Субботу мы будем слышать, что это суббота Преблагословенная, «день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» – как Бог почил на седьмой день после сотворения мира, так суббота постоянно в богослужении памятуется как день упокоения, покоя. 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста как раз и являются теми субботами, когда на утрени поется Аллилуйя. Они, конечно, немного отличаются от тех суббот, в которые поется Аллилуйя в другое время года. В эти дни богослужение устроено особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее. На утрени поется тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивший...», второй тропарь начинается словами «Помяни, Господи, яко благ...». Затем читаются 16 и 17 кафизмы, поются тропари по Непорочнех заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», «Святых лик обрете Источник Жизни и дверь райскую» и т.д. Эти тропари нам знакомы по отпеванию, по панихиде, и служба имеет заупокойный характер. Важно, что эти субботы Великого поста не такие, как суббота Мясопустная и суббота Троицкая, которые суть Вселенские родительские субботы, в которые поминают всех от века усопших православных христиан, а эти – малые родительские заупокойные субботы, их богослужение не такое полное и торжественное. Совсем не такова последняя суббота Великого поста, суббота 5-ой седмицы. Она имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня действительно не похоже ни на одно богослужение. Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме этого, на данную субботу может быть перенесена заупокойная служба с мясопустной субботы, но только в двух редких случаях: если в саму мясопустную субботу случится Сретение Господне (ближайший такой год – 2031) или храмовый праздник. § 2.2. Суббота мясопустная Седмица перед Неделей мясопустной существенных особенностей не имеет, достойны внимания только две особенности, отмеченные в Типиконе в заключительном абзаце статьи, посвященной Неделе о блудном сыне (впрочем, обе они касаются и следующей седмицы – сырной): – кафисмы читаются по летнему расписанию; – в соответствии с замечанием Типикона, канон Богородице из Октоиха на повечериях мясопустной и сырной седмиц не поется 14 . Суббота перед Неделей мясопустной (она же – предпоследняя суббота перед Великим постом) – одна из двух суббот, именуемых вселенскими родительскими (другой такой день – Троицкая суббота). Службы этих двух дней во многом уникальны, а сами мясопустная и Троицкая субботы занимают особое положение в годичном круге богослужения. О значении заупокойного поминовения в дни вселенских суббот много размышляет святитель Афанасий (Сахаров) . Он указывает, что наше привычное отношение к этим субботам как к родительским и стремление в эти дни исключительно вознести молитвы за усопших сродников – заблуждение, вызванное незнанием глубинного смысла этих суббот. Основной акцент в службе этих двух дней сделан на молитве за всех усопших православных христиан: «…Святая Церковь , представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких… вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его,– молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века» с. 40] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В годовой богослужебный круг Церковью включены и особые дни для торжественного, вселенского поминовения всех от века усопших христиан. 1 . Суббота мясопустная (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей). 2 . Субботы второй, третьей и четвертой седмиц (недель) Великого поста. 3 . Вторник Фоминой недели (то есть недели, наступающей после Светлой Седмицы), называемый Радоницей. 4 . Троицкая суббота пред днем Святой Пятидесятницы. 5 . Димитриевская суббота – перед днем великомученика Димитрия Солунского (то есть перед 26 октября по ст. стилю), когда поминают «православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших». 6 . Поминовение усопших воинов – 9 мая (по н. ст.). 7 . Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 25 января (7 февраля по н. ст.), если этот день – воскресенье, либо в ближайшее воскресенье после него. В синаксаре 32 установление о вселенском поминовении всех от века усопших христиан в мясопустную субботу объясняется так: «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви». Начало молитвенных поминовений усопших в Троицкую родительскую субботу восходит также ко временам апостольским. Объяснение этому находим в содержании праздника и косвенно – в словах апостола Петра, который в день первой христианской Пятидесятницы говорит о Воскресшем Спасителе: Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти) ( Деян. 2; 24 ). В Постановлениях апостольских также говорится, что «Апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых» (книга 5-я, глава 19). В День Пятидесятницы освящающая и совершительная сила Животворящего Пресвятого Духа излилась не только на живущих, но и на умерших. Поэтому и Святая Церковь в День Пятидесятницы молится о всех усопших отцах и братьях. Субботы мясопустная и Троицкая по преимуществу (в связи с их достоинством) называются Вселенскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Каковы наши обязанности в дни поминовения усопших? – Наша прямая обязанность в эти дни – молиться в храме и на кладбище, а также творить милостыню за души умерших с глубокой верой, что Господь Бог примет приношение за упокой души тех, кого поминаем. Какие дни поминовения есть в Православной Церкви? – Дни поминовения бывают личные и общие. Личные дни поминовения совершают члены семьи о своих умерших родственниках. Церковь совершает общие дни поминовения обо всех умерших членах Церкви от ее начала. Сколько общих дней поминовения в церковном году? – Всего четыре: – перед Великим постом, в субботу мясопустную, – перед Троицей, то есть Троицкая родительская суббота, – перед Рождественским постом, то есть Димитриевская родительская суббота, – на Радоницу. Помимо этих дней, каждая суббота посвящена поминовению усопших, как указано в субботних церковных службах (в богослужебных книгах «Октоих» и «Триоди»). Глава 7. О священных предметах Все, что освящено и посвящено служению Богу, считается священными предметами. Это храмы, священные сосуды для алтаря, хоругви, священнические облачения, богослужебные книги. Самыми важными священными предметами являются крест, иконы и святые мощи. 7.1. Святой Крест Почему крест считается священным предметом? – Потому, что Христос умер на Кресте ради нашего спасения. Испокон веков крест почитается как единое знамя Христианства, знамя победы над сатаной и всеми врагами Христа. С какого времени христиане используют знак креста? – С апостольских времен. Чем нам помогает крест? – Дает нам надежду в отчаянии, отвагу в страхе, облегчение в боли, свободу в насилии. Зависит ли эта помощь от материала, из которого изготовлен крест? – Нет, помощь дает Христос через крест. Почему же именно через крест? – Чтобы напомнить нам тот факт, что люди получили вечное спасение через страдание нашего Спасителя на Кресте. Как Церковь почитает Крест? – Крест используется во всяком богослужении, при всякой молитве в храме, во всяком богослужении вне храма. Кресту посвящены два дня в неделе: среда и пятница, когда читают и поют о Распятом Христе, Его страданиях и о значении Его страданий, чтобы мы не забывали об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

625 По требованию обстоятельств, с сугубой ектенией могут соединяться особые молитвы, например: по случаю общественных бедствий, поминовение лиц о здравии, об исцелении болящих (по особой просьбе прихожан) и др. Бывают также особые моления и после сугубой ектении; тогда диакон произносит: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», и читается священником молитва (например, о даровании победы). 661 Вместо Херувимской на литургии в Великий четверг поется «Вечери Твоея Тайныя...», а в Великую субботу – «Да молчит всякая плоть...». 698 Чтобы в единомыслии исповедовать – то есть единодушно, открыто выразить свою Православную веру. 707 На «Милости мира» на каждом возгласе диакона или священника молящиеся творят поясной поклон с крестным знамением. 714 В воскресные дни, а также в период от Пасхи до дня Святой Троицы земные поклоны заменяются поясными. (Это примечание относится и к последующему тексту.). 758 То есть просит Бога, чтобы Он силою Духа Святого преложил хлеб в Тело Христово, а вино – в Честную Кровь Христову. 766 В двунадесятые праздники и их попразднства, а также в Великий четверг и Великую субботу вместо «Достойно...» поется «задостойник»: припев и ирмос 9-й песни канона – они указаны в службах праздников. 806 Стих, называемый причастен, получил свое наименование оттого, что он поется во время причащения священнослужителей. Любой причастен заканчивается троекратным «аллилуия». Устав о пении причастных стихов находится в богослужебных книгах вместе с уставом о прокимнах и аллилуиариях, и за редким исключением подобен последним, то есть когда читается два Апостола, поется два причастна, однако «аллилуия» поется только после второго. Праздничные причастны указаны в службах праздников. 825 В великий четверг поется «Вечери Твоея тайныя...»; в пасхальную седмицу – тропарь «Христос воскресе...» 826 В практике Русской Церкви эти песнопения читаются во время раздробления св. Агнца для причащения мирян. 838 Вместо «Видехом свет истинный...» от Пасхи до ее отдания поется «Христос воскресе из мертвых...»; от Вознесения до отдания – тропарь Вознесения, в Троицкую родительскую субботу – «Глубиною мудрости...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пост в день Воздвижения Креста (14-го сентября) установлен в память страданий и смерти Господа. Он начался с 7-го века, когда Честный Крест был возвращен в Иерусалим из Персидского плена. Пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи установлен в честь св. Иоанна, строгого подвижника, в изображение скорби о его кончине и в наставление, что объедение и пьянство, как показал пример Ирода, ведут к гнусным порокам. Д. Дни поминовения усопших По учению православному, души людей, впавших в смертные грехи, но при смерти не отчаявшихся, а еще до разлучения с телом покаявшихся, только не успевших принести плодов покаяния, освобождаются от мучений ада по силе молитв и благотворений, совершаемых, ради них, на земле и особенно по силе бескровной жертвы, приносимой Церковью за всех живых и умерших с верою. Согласно с этим учением существует в Церкви с древних времен обычай поминать усопших, молиться за них с принесением Бескровной жертвы и совершать благотворения во спасение души их. Кроме обычая поминать каждого усопшего в 3-й, 9-й, 20-й и 40 день и чрез год после его кончины, в Церкви установлены определенные дни, когда поминаются вместе все усопшие. Эти дни назначаются большею частью в субботу, как день общего покоя, и у верующих называются днями родительскими, от поминовения родителей. Дни поминовения усопших, существующие в православной Церкви, суть следующие: Суббота мясопустная (1 родительская) бывает на мясопустной неделе. Накануне дня, посвященного воспоминанию Страшного Суда Божия, Церковь воспоминает всех усопших, особенно же молится за тех, которые, скончавшись скоропостижно, от несчастных случаев, не сподобились, пред смертью, христианского напутствия. Поминаются в это время усопшие как потому, что на другой день вспоминается страшный Суд, так и потому, что в наступающие дни поста и сердечного сокрушения, души верующих будут отвлечены от мысли об усопших. Суббота Троицкая (2 родительская) установлена пред Троицыным днем потому, как объясняет Церковь , что нам, после победного торжества с воскресшим Спасителем, прилично помолиться за тех, которые, борясь со грехом, под знаменем И. Христа, преставились от здешнего мира. Из молитв Троицкой вечерни, где много говорится об усопших, видно, что еще во времена Василия Великого , составившего эти молитвы, поминались усопшие около Троицына дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В знак того, что душа усопшего подобно фимиаму восходит на небо, и что молитвы Церкви о ней приятны для Бога 13 . б) Кроме этих дней, Церковь назначила еще дни общего поминовения , называемые днями родительскими, в кои призывает нас молиться не только о родных и друзьях, но и о всех вообще умерших в надежде воскресения и жизни вечной. аа) Первая родительская суббота бывает на Мясопустной неделе . В эту субботу Церковь поминает всех, начиная от первого человека Адама и доныне умерших. На другой день, то есть в воскресенье, совершается воспоминание страшного суда Христова. Посему накануне этого дня, как бы в день перед страшным судом Христовым, Церковь молится о всех усопших, да праведный Судия явит им Свою милость на всемирном испытании. бб) Другая родительская суббота бывает накануне Троицына дня и обыкновенно называется Троицкой. Известно, что в день Пятидесятницы Св. Дух нисшел на землю для научения и освящения и приведения всех людей к вечному спасению. И потому Святая Церковь и молится в эту субб οту, чтобы спасительная благодать сего Святого Духа очистила немощи душ и прежде отшедших отцов и братий наших. вв) Кроме этих суббот, назначены для поминовения усопших субботы во вторую, третью и четвертую недели Великого поста . Так как в Великий пост , при совершении Литургии Преждеосвященных, не бывает такого поминовения, какое бывает во всякое другое время года, то поэтому в нашей Православной Церкви и принято в эти три субботы творить память об усопших в пользу их и для утешения плачущих об них. гг) Еще установлено поминать усопших во вторник Фоминой недели , для того чтобы после светлого праздника Пасхи разделить и с ними великую радость Воскресения Христова, отсюда этот день и называется Радоницей. Как Иисус Христос перед Своим воскресением сходил к мертвым во ад, так и последователи Его в день Радоницы собираются на могилы усопших, чтобы приветствовать их радостью о победе Иисуса Христа над смертью . дд) Но вот еще есть два дня, которые Церковь назначила собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество на брани живот свой положивших. Первый из этих дней бывает 29-го августа . В этот день Церковь воспоминает усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Подобно сему праведнику, пострадавшему за истину, полагают живот свой за веру и отечество и все находящиеся на поле брани. Итак, когда же приличнее молится о всех православных воинах, убиенных на брани, как не в этот день?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010