Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

http://pravmir.ru/30-maya-troitskaya-vse...

Гласное поминовение почивших в храме на вечерне, утрени и литургии включено в общей форме на прошениях сугубой ектеньи: «О блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего, и о всех преждепочивших отцах и братиях, зде лежащих и повсюду православных» (на литургии добавляется: «святейших патриархах православных»). Уставом предусматривается в дополнение к общественному богослужению будничных дней служение после вечерни и после первого часа краткой заупокойной службы – литии. В праздники «со славословием и с полиелеем» заупокойные молитвословия сохраняются только на полуношнице. Для поминовения усопших Церковь назначает: A) субботы каждой седмицы (если не попадает на субботу праздник. Типикон 13 гл.) Б) Вселенские родительские субботы: мясопустная и Троицкая. По Уставу поименное поминовение совершается на панихиде после вечерни. B) Родительские субботы Великого поста: 2;3 и 4-я. Г) Дмитриевская суббота – установлена в Русской Церкви в 1380 году для поминовения павших на Куликовом поле. Позже стали поминать всех усопших. Д) Радоница – вторник Фоминой седмицы – первое гласное поминовение усопших после Пасхи. Е) В день Усекновения главы Иоанна Крестителя с 1769 г в Русской Церкви совершается поминовение убиенных воинов. В песнопениях службы Усекновению заупокойных молений не положено, совершается только панихида после Литургии. В Древней Руси в городах в четверг перед праздником Пятидесятницы был еще поминальный день: совершалось погребение и поминовение в мимо-шедшем году убиенных, казненных, убогих и всех оставшихся без церковных погребений. Примечания. 1. О заупокойных добавлениях в Литургии А. В связи с тем, что в иерейском молитвослове напечатаны особые заупокойные прошения для великой ектеньи, в некоторых приходах ектинью на Литургии. Справка: иерейский молитвослов, сложившийся на Украине, под несомненным влиянием латинского ритуала, и стражающий местную южно-россйкую пратику, во многих случаях не соответствующий основным богослужебным книгам, употребляемым Православной Русской Церкви. Поэтому указания этого молитвослова вообще не могут считаться общеобязательными. (Епископ Афанасий (Сахаров +1962 г.) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись, ч. 1, гл. 3, стр. 195)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Также она посвящена воспоминанию Адамова изгнания. Это тоже очень важно, потому что тема будет звучать у нас в заупокойном богослужении. Мы боимся Страшного Суда и трепещем грозного изречения Судии и Бога о себе недостойных. Но мы ведь будем поститься, говеть и каяться не только ради страха наказания. Мы ощущаем ещё непреодолимую тоску и печаль по утерянному Раю, по утерянной родине. Ибо настоящая родина для каждого человека – это Рай, Едемский сад, который Господь насадил, сотворив человека и поселив туда наших прародителей. Пока человек не вернется в Райский сад, не стяжает Царствие Небесное, он странник и пришелец. Он любит свое земное отечество, всё делает для его процветания, но его душа, его сердце всегда тоскуют и по утерянной духовной родине  – Раю, Царству Небесному. Поэтому мы будем каяться не только из-за страха осуждения и наказания, но и из горячего сердечного желания вернуться в свою прародину, истинную родину, Райский сад, куда по Божиему замыслу человек и должен быть помещен, где он может полноценно блаженно пребывать. Поэтому плач Адама по прекрасному Раю, который звучит во всех песнопениях в это Прощеное воскресенье, отзывается непреодолимой болью и тоской в нашей душе, подвигает нас просить у Бога прощение своих грехов, приходить на исповедь для покаяния ради того, чтобы вернуться в Райский сад, насажденный Богом Едем. Эта тема наравне со Страшным Судом всегда будет звучать в заупокойных песнопениях. Наше покаяние, молитва – это не только страх, это ещё тоска по утерянной родине. Еще одна Вселенская субботаТроицкая родительская суббота. По структуре богослужения она почти идентична Мясопустной родительской субботе. Она тоже Вселенская, тоже мы молимся о всех усопших православных христианах, ушедших в мир иной без покаяния, с бременем грехов. Почему она правится перед праздником Святой Троицы? Праздник Святой Троицы или сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница, празднуется всегда в воскресенье на 50-й день после святой Пасхи. В субботу перед этим 50-м днем всегда бывает поминовение усопших – Вселенская Троицкая родительская суббота.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Таким образом, мысль о нашей участи в будущей жизни должна, по-видимому, занимать наше сердце и ум более, чем что бы то ни было. Но, к сожалению, в наши дни вследствие влияния ложного духа времени есть немало людей, которые совсем отрицают будущую загробную жизнь, и понятно, какая участь ожидает их вследствие сего отрицания. Такие неверы-отрицатели или совсем отчаиваются в земной жизни и не видят в ней никакого смысла, или, если живут, то лишь одной низменной, животной жизнью, держась эпикурейского правила: станем есть и пить, ибо завтра умрем! Господство чувственно-животных страстей и грубой материальной силы, подавление всего духовного, нравственного – вот к чему приводит отвержение веры в будущую жизнь. Но есть люди и другого рода, которые хотя и не отрицают будущей жизни, но зато обнаруживают крайнее равнодушие к своей загробной участи, совершенно не думают о ней. Они непременно вступят в жизнь будущую, но вера их так слаба, что этот столь важный предмет совсем не тревожит их сердце и они едва-едва воспоминают иногда о нем. Они веруют, что душа бессмертна, веруют, что будет каждому воздаяние: вечное блаженство или вечное мучение – и, однако же, не размышляют, что это значит – пребывать в вечном блаженстве или в вечных муках, которые страшны и никогда, ни на минуту не ослабевают. Будущей жизни здесь нет, она еще не наступила, как будущее блаженство и мучение, а есть жизнь настоящая, с ее удовольствиями и неудовольствиями, и потому она так легко заслоняет собой неощущаемое будущее, и потому так много людей остаются равнодушными к столь важному для нравственной жизни вопросу. Различны бывают причины равнодушного отношения людей к вере в будущую жизнь: излишняя привязанность к миру и к его благам; порабощение себя каким-либо грехам или порокам. Но Святая Церковь , заботясь о наших усопших сродниках и о нас, пробуждает в нас веру особыми общественными богослужениями. Сегодня суббота, канун Троицына дня. И мы собрались с вами по следующей причине: в день Пятидесятницы Дух Святый сошел на Апостолов и на всю Церковь Христову, и в день Пятидесятницы испрашивают у Господа благодати Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя и для себя, и для усопших. Потому Церковь и установила молиться за них накануне, в субботу, и в самый день праздника, что в эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы. Но нет человека, который бы пожил и не согрешил, и оттого смерть застает нас должниками пред Богом. А человек может творить добрые дела лишь в земной жизни, за гробом же он для того, чтобы улучшить свое положение, ничего сделать не может. Поэтому, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, мы молимся о прощении грехов всех, в вере скончавшихся. И многочисленные примеры неопровержимо свидетельствуют о пользе и необходимости этих молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

98 Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 495–496; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 41. – Сост. 99 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 496. – Сост. 100 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 496; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 42–43. – Сост. 101 Здесь разумеются не только родители наши в собственном смысле, но и все усопшие предки и сродники наши. «Родительская суббота» – день поминовения всех усопших предков. 102 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47–48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497. – Сост. 103 В субботу «Похвалы Богородицы» – служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: «В какие дни не совершается заупокойное богослужение», с. 134–136. 104 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 45–46. – Сост. 105 Димитрий [Самбикин], архиеп . Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве: В 14 вып. Каменец-Подольский, 1893–1903. Вып. II. 1893. С. 168. 106 В «Душеполезном чтении» (1871. Октябрь) высказано мнение, что Димитриевская суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны. См.: Димитрий [Самбикин], архиеп . Там же. С. 170. 107 В древности в некоторых местах погребения на убогих домах, кроме четвертка 7й седмицы по Пасхе, поминки совершались еще пред праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве есть «Покровский монастырь, что за Яузой в убогих домах». См.: Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 160. 108 См.: Голубинский Е . Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 65, примеч. 64. 109 Димитрий [Самбикин], архиеп . Месяцеслов… Вып. II. С. 171 и примеч.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

23. Димитриевская родительская суббота. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба ап. Иакова совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кровию мучения…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопастыря Христа…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды . Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-05/

На Валааме возобновят поминовение павших воинов, в том числе и на Первой мировой Валаам, 8 июня 2014 г.      В пятницу на вечернем богослужении в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря панихидой была отмечена Троицкая родительская суббота, сообщает сайт обители. Особенно проникновенно была отслужена панихида на скиту «Всех Святых», братия которого недавно закончила переезд на вновь отреставрированный скит и планируется, что насельники скита в ближайшее время возобновят чтение Псалтири по погибшим воинам России: «Помяни всех, иже исполниша Твою заповедь вождей и воинов за веру православную и за Россию на поле брани на Куликовском поле, на Бородинском поле, в Первую мировую войну, в Великую отечественную войну, в Афганистане и в Чечне на всякое время и на всяком месте живот свой положивших и явивших нам образ верности…». Во время чтения Псалтири поминаются все установленные имена 629 157 мирных ленинградцев погибших в блокадном Ленинграде – чтение имен происходит по книге Памяти «Блокада. 1941 - 1944. Ленинград» в 35 томах. Также Псалтири читаются по советским воинам погибшим в Афганистане и российским воинам погибшим в годы Чеченского конфликта. Дополнительно особо поминаются имена российских солдат, погибших в годы Первой мировой войны 1914-1918 г.г. Чтение имен происходит по двум томам книги памяти Великой войны 1914-1918 г.г., изданной в Рязани. В книгах поминаются имена 74 тыс. имен нижних чинов и офицеров, погибших в Первой мировой войне. Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий считает очень важным восстановить все синодики и поминать тех воинов, которые погибли во время Первой мировой войны, Второй мировой войны и других военных конфликтах. К сожалению, монастырские синодики с именами воинов Первой мировой войны были утрачены после ухода братии в Финляндию в 1940 году. В Российской Федерации только с 2013 года стал отмечаться День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов, это день - 1 августа. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед праздником Святой Тройцы, ведь сошествием Святаго Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Троицкую родительскую субботу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятаго Духа, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Святитель Василий Великий, составивший коленопреклонные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Для сайта обители Артемий Орлов, Александр Веригин 8 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71331.html

С Д. р. с. связаны некоторые рус. пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут - живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» - традиц. название седмицы перед Д. р. с.; пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Д. р. с. случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Д. р. с.). В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Д. р. с. не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Д. р. с. поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников.- Дранникова. 2002), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу. В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Bocehьckiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Д. р. с. носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии Bocehьckiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова - 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших - 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст. время Bocehьckiя дзяды - это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день ( Крук. 2003). В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Д. р. с. совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице». Устав богослужения

http://pravenc.ru/text/172067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/155486.html

Собор проходил в Никее в 325 году. Он был собран против еретика Ария, отвергавшего Божество Господа Иисуса Христа. Собор начал работу в дни Пятидесятницы. Он послужил славе воскресшего Господа, исповедав Сына Божия единосущным и равночестным Отцу. Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественного домостроительства дела спасения человечества перед праздником Пятидесятницы Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, Троицкую родительскую субботу. Эта родительская суббота называется Вселенской, как и Мясопустная, на ней мы «совершаем память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». Заупокойное богослужение совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. (2, с. 179). Неделя 8я по Пасхе. Пятидесятница Пятидесятница – один из величайших христианских праздников с апостольских времен. В день Пятидесятницы вспоминается сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков ( Деян.2:1-4 ). Это событие произошло в 50й день по Пасхе, поэтому праздник всегда попадает на воскресение. Праздник Пятидесятницы установлен святыми апостолами. Они сами ежегодно его праздновали ( 1Кор.16:8 , Деян.20:16 ). И в постановления Апостольских говорится: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн.5, гл.20) (7, с. 307). Пятидесятница была одним из трех крупнейших праздников 53 ветхозаветной церкви. Она посвящена дарованию Синайского законодательства. Христианская Пятидесятница, как и христианская Пасха, заменили собой одноименные иудейские праздники. «В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал, и теперь законополагает Дух Святой». [Блаж. Феофилакт Болгарский . Цит. по 10, с. 20].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010