Кроме того, Владыка Афанасий явил нам примеры, если можно так сказать, нарушения Устава: как нужно нарушать Устав. На первый взгляд, это выглядит странно, но наша жизнь такова, что мы не можем обойтись без нарушения Устава. Как же его нужно нарушать? Кромсать вдоль и поперек? Без разбора выбрасывать все, что не нравится и непонятно? Нет, не так. Нарушение Устава возможно только в духе Устава. Допустимо Устав деликатно сократить – таковы условия нашей жизни. Владыка Афанасий явился автором идеи изменения Устава чтения Псалтири для сельских храмов, в которых богослужения совершаются не каждый день. По Уставу Православной Церкви в обычное время, т.е. не во время Великого поста, за седмицу Псалтирь прочитывается вся целиком, начиная с воскресного богослужения в субботу вечером, когда поется Блажен муж (1-я кафизма) и до конца седмицы. Но в некоторых сельских храмах служба была только по субботам и воскресеньям, и получалось, что каждый раз на воскресной утрени читают одни и те же кафизмы (2-ю и 3-ю). Владыка счел, что это «буква», но не дух, потому что не прочитывается Псалтирь, все время читается одно и то же, и он сказал: «Читайте не 2-ю и 3-ю, а всю Псалтирь подряд. В одну неделю 2-ю и 3-ю, в следующую – 4-ю и 5-ю и т.д.». Таким образом, Псалтирь прочтется не за неделю, а за более длительный срок, но это и будет исполнением Устава не в его букве, а в его духе, чтобы мы могли помолиться вместе с псалмопевцем, чтобы услышали всю Псалтирь. Вот для нас маленький пример того, каким может быть нарушение Устава. Надо сказать, что нарушение Устава бывает не только по нашей немощи и нерадению, оно является нашей судьбой. От нас это уже не зависит, изменить это уже не в наших силах. И само содержание книги «Типикон» чрезвычайно проблематично по своему составу и объему. Начав изучать его, мы обнаруживаем противоречия (мелкие, разумеется), несогласованности, обнаруживаем, что для многих частей богослужения нет ясного предписания, как их выполнять. Эта причина родила две крайности в отношении к Уставу, Одна позиция – охранительная: ревностное и последовательное выполнение буквы Устава. По какой бы причине, в какое бы время, по какому бы историческому случаю ни вошло в Устав то или иное предписание, оно для сторонников этой позиции является непреложным законом. Другой, не менее уродливой позицией, является безразличие к Уставу, плоды которого мы сегодня вкушаем. Безразличие рождает многочисленные и бестактные по отношению к Уставу нарушения. Оно оставляет от богослужения некую схему без наполнения, например: нужно спеть псалом – мы споем один стих, нужно спеть 10 стихир – мы споем 3. Так сказать, по каждому пункту отметимся, и все. Есть и более ужасные проявления безразличия к Уставу, сокращение объема богослужения – это еще самое невинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестой час Приидите поклонимся 3. Псалмы: Боже, во имя твое спаси мя... Внуши, Боже, молитву мою... Живый в помощи вышняго... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, тропарь 153 . И ныне, богородичен: Яко не имамы дерзновения... Скоро да предварят ны... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть царство... Чтец: Аминь. Кондак 154 . Господи, помилуй 40. Иже на всякое время... Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним... Священник: Молитвами святых отец... 155 Чтец: Аминь. Молитва: Боже Господи сил... Литургия Не излагая здесь порядка литургии, находим нужным подробно говорить о некоторых составных ее частях, а именно: 1) об изобразительных псалмах, антифонах и блаженных, 2) о тропарях и кондаках, глаголемых по входе, 3) о чтении апостола и евангелия и 4) о прокимнах пред апостолом, аллилуиариях после него и причастных. Но, во избежание повторений, исследование обо всех этих предметах мы предпочли поместить в особых главах: част. 1, отд. 4, глав. 41, 42, 44 и 45. Главы 2, 3 и 4 о богослужении воскресных дней, если случится праздник святого, имущего или бдение, или полиелей, или поемый на 6. С торжеством воскресного дня иногда соединяется другое какое-нибудь торжество. Если это будет торжество господского двунадесятого праздника, то воскресная служба совершенно отменяется и поется служба только праздничная (чит. в Типик, о разных господских праздниках). Но в других случаях воскресная служба не отменяется, а совмещается. Как именно совмещается, это объясняется в 3, 4 и 5 главах Типикона и еще в так называемых марковых главах, помещенных под разными числами в 48 гл. Типикона. Из них 3-я глава показывает способ совмещения воскресной службы со службою святого, имущего бдение, т. е. такого святого, которому и в седмичный день полагается бдение, 4-я – способ совмещения воскресной службы со службою святого, бдения не имеющего, но имеющего полиелей, 5-я – способ совмещения воскресной службы со службою святого, поемого на 6, – марковы главы – способ совмещения воскресной службы со службами некоторых других праздников, главным же образом богородичных. Первоначально мы сделаем обозрение 3, 4 π 5 гл. Типикона, ссылаясь, где найдем необходимым, и на другие. Так как при настоящих условиях порядок всенощного бдения остается тот же, какой изображен выше, то здесь мы отметим только некоторые его части, причем подробно скажем о тех из них, которые принадлежат к разряду изменяемых. Особенностей малой вечерни, которая должна предварять всенощное бдение, совсем не излагаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Структура из 3 антифонов была обычной для богослужения К-поля; в частности, во мн. дни года литургия предварялась шествием по К-полю с пением последования из 3 специально подобранных антифонов (Ibid. P. 34-40). В. а. могли быть включены в литургию для пения их в те дни, когда такого шествия не было,- в подражание 3 антифонам предлитургийных процессий. Еще одна возможная причина замены входного антифона из Пс 94 структурой из 3 В. а.- необходимость удлинить начальную часть службы из-за совершения в это время протесиса (проскомидии) (Ibid. P. 44-45). Согласно к-польским памятникам IX-XII вв. (Типикону Великой ц., рукописям Евхология этого времени, описаниям очевидцев), в те дни, когда перед литургией совершалось шествие, В. а. отменялись (впрочем, существовали и исключения, когда пелись и процессиональные, и вседневные антифоны - напр., в понедельник Светлой седмицы); в дни нек-рых важнейших праздников В. а. заменялись праздничными; литургия начиналась без антифонов и в нек-рые особые дни года (напр., на Воздвижение Креста). В остальные дни исполнялись В. а., еще не воспринимавшиеся, однако, как обязательная часть службы,- архиерей во время их исполнения или еще не присутствовал в храме, или находился в притворе; мирная ектения читалась не перед В. а., а перед Трисвятым (Ibid. P. 40-41). Припевами к В. а. первоначально были: Τας πρεσβεαις τς Θεοτκου (     - совр. припев 1-го В. а.) или Τας πρεσβεαις τν γων σου (      - совр. припев 2-го В. а.) к 1-му антифону, «Аллилуия» ко 2-му, «Единородный Сыне» к 3-му. Совр. порядок с пением «Единородный Сыне» в конце 2-го В. а. и установлением нового припева (Σσον μς, Υ Θεο -        ) для 3-го В. а. утвердился ок. XI в. (Ibid. P. 49-53). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском (первый получил в IX-XII вв. большое распространение в Византии, второй, основанный на первом, в XII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире) - В. а. были в значительной степени вытеснены изобразительными. Служба изобразительных первоначально сформировалась в богослужении палестинского уединенного монашества как служба келейного самопричащения Преждеосвященными Дарами. В студийском послеиконоборческом богослужении, принявшем палестинский Часослов за основу суточных служб, эта служба потеряла практическое значение и была включена в литургию; вместо В. а. в качестве начальных антифонов стало обычным петь 2 начальных псалма изобразительных (102 и 145) без припевов (но с «Единородный Сыне» в конце Пс 145) и блаженны ; в качестве обычного входного стиха, однако, остался Пс 94. 6 со своим припевом, происходящий из 3-го В. а. Для дней великих праздников монастырские Типиконы сохранили праздничные антифоны со своими входными стихами.

http://pravenc.ru/text/155478.html

М. и Ф. н. открывает триодный цикл в монастырских Типиконах студийской традиции. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (в древнейших рукописях, содержащих этот Типикон, начальные листы, к-рые как раз могли содержать указания о М. и ф. н., утрачены, в связи с чем текст воспроизводится по списку XIV в.- см.: Пентковский. Типикон. С. 233) на М. и ф. н. даны лаконичные указания: за богослужением соединяются песнопения воскресной службы Октоиха и песнопения М. и ф. н., включающие на вечерне 3 самогласные стихиры на «Господи, воззвах», самогласен на стиховне, канон на утрене и самогласен на стиховне утрени; на литургии прокимен Пс 32. 22, Апостол (из Посланий к Тимофею - 2 Тим 3. 10-15?), аллилуиарий Пс 94. 1, Евангелие Лк 18. 10-14 (см.: Там же). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются воскресная служба Октоиха, Триоди (М. и ф. н.) и рядовому святому; на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 2 самогласна Триоди (их же предписывается петь и в 3-е воскресенье Великого поста, что является отголоском древней иерусалимской практики, согласно к-рой евангельское зачало Лк 18. 10-14 читалось в 4-е (по счету, принятому в визант. традиции, оно было бы 3-м) воскресенье Великого поста) - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на стиховне вечерни еще 2 самогласна (не зафиксированы в Студийско-Алексиевском Типиконе); показательно, что канон Триоди поется не на утрене, а на паннихис (особой службе в начале ночи - см. в ст. Евергетидский Типикон ), на утрене поются воскресные каноны Октоиха и рядовому святому, причем при отсутствии кондака в службе рядовому святому по 6-й песни канона утрени поется кондак Триоди; на хвалитех также указаны 2 самогласна Триоди (один из них есть в Студийско-Алексиевском Типиконе); на литургии прокимен гласа Октоиха, аллилуиарий Пс 118. 132, чтения М. и ф. н. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499-501). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются только воскресная служба Октоиха и служба Триоди (канон рядовому святому поется на полунощнице); последование Триоди содержит кондак, канон, 7 самогласных стихир (большинство известны уже в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах) и, вероятно, ипакои ( Arranz. Typicon. P. 186; ср. также указания афонского Георгия Мтацминдели Типикона сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 272).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

—364— ностен и неудобовосприемлем для учащихся. Вообще существование в программе 4-го класса особой главы о временах богослужения хочется считать недоразумением, объяснимым тем, что составитель этой программы увлекся сходством её по содержанию с программами немецких и русских систем церковной археологии и как бы забыл о существовании второй половины программы по литургике, – программы 5-го класса. Помимо повторений, систематичность и стройность программы по литургике нарушает, как сказано, и беспорядочность в распределении её материала. Мы не беремся судить, насколько удовлетворителен порядок распределения материала в крайне сложной программе 5-го класса, хотя и в нём (порядке) есть несомненные дефекты. К числу последних мы относим то, что основная исторически и фактически службалитургия – рассматривается после остальных дневных служб и без связи с ними, – вообще – то, что в распределении материала в программе 5-го класса богослужебная точка зрения и практический интерес господствуют над исторической точкой и научным интересом. Свое внимание мы обратим на доказательство беспорядочности плана в программе 4-го класса. Если в программе 5-го класса есть хотя какое-нибудь, положим ненаучное, начало деления, то в программе 4-го класса такого начала совсем нет. Нельзя даже предположить, чтобы распределение материала в курсе 4-го класса было результатом поверхностной индукции. Иначе – странно, почему, наряду с четвертой главой – о «местах богослужения и принадлежностях их», поставлена еще отдельная пятая глава о «богослужебных книгах». Как будто эти книги не составляют тоже принадлежности богослужения?! Отдельное существование пятой главы, – невольно возникает мысль, – обязано тому, что автор программы испугался несоразмерного, по сравнению с предыдущими главами, обилия материала, помещенного им в четвертую главу. – Отсутствие надлежащего начала деления повело, в свою очередь, к тому, что распределение содержания и внутри отдельных глав программы отличается беспорядочностью и случайностью. За доказательствами ходить не далеко. Начинаем со второй главы программы. К первой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия Антифоны вседневные. По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства) Субботняя служба имеет особенности, связанные, во-первых, с тем, что в субботу совершается отдание гласа, во-вторых, с тем, что в Октоихе на ряду находятся некоторые заупокойные песнопения, которые, однако, поются только в том случае, если совершается парастас (заупокойная служба). Если же совершается обычная вседневная служба с пением «Бог Господь…» на утрене, то заупокойные песнопения опускаются. Устав вседневной субботней службы находится в 12-й главе Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

К. Мацан — Три года, она говорила, по-моему. В. Легойда — Три года общая подготовка, насколько я понимаю, последние несколько месяцев очень интенсивная. Потому что более 250 детей, хор, это, конечно, очень сложно. А. Пичугин — И вот мы хотели бы спросить: «А зачем вообще нужны детские литургии?» Во-первых, мы говорим про патриаршую литургию, а во-вторых, я знаю несколько храмов, где отдельно раз, может быть, несколько раз в год, раз в несколько месяцев служатся тоже отдельные детские литургии. Причем каждый настоятель подходит к этому творчески, по-разному. Где-то скамеечки детям ставят… В. Легойда — В разных храмах, простите, в разных епархиях, если я не ошибаюсь, в Ставрополе в этом году тоже была примерно в это же время детская литургия, архиерейская. А. Пичугин — И в связи с этим вопрос: «Зачем нужны детские литургии?» В. Легойда — Если позволите, мы сначала проясним, что такое детская литургия, потому что некоторые люди начинают удивляться, кто-то даже смущаться. В чем ее детскость, — один батюшка даже написал в Фейсбуке. Это условное название, это не значит, что идет чинопоследование какое-то другое. Речь идет о том, что было в Храме Христа Спасителя. Там просто был детский хор, как вы уже справедливо заметили, читал мальчик апостола, апостольское чтение, и приглашены были, в основном, дети. Конечно, там были и взрослые, детей нужно сопровождать и все, но храм был полон детей, в этом её детскость. Речь не идет о том, что это какое-то особое богослужение. Для чего это нужно? Мне кажется, что это какой-то самоочевидный ответ, это здорово, когда столько детей, и для детей это очень важно. Не просто интересно, но и важно. Ребенок очень живо переживает богослужение. Конечно, когда архиерейская служба, она длиннее, когда патриаршая — торжественнее. Может быть, это и для детей тоже важно и интересно. Мне кажется, когда дети, я так исключительно своим впечатлением делюсь, мнение высказываю. Когда дети приходят со взрослыми, вот ты, кажется, при взрослом ты пришел, а тут это наше. Тут никаких смыслов других, подводных камней нет. Я думаю так, ощущение священника, Святейший Патриарх даже потом прослезился, на чтении апостола, когда мальчик читал.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Много упреков люди адресуют А.И. Введенскому . В начале этого тома мы и сами говорили о многих предосудительных поступках. Здесь мы скажем: душа у него была красивая и чистая – душа артиста, поэта, гуманиста и музыканта, впечатлительная и восприимчивая ко всему прекрасному. Он вставал в воскресенье в шесть часов утра – он часто вспоминал Андрея Белого, которой за всю жизнь не пропустил ни одного солнечного восхода. После прогулки он садился за рояль и долго играл, а потом переставал, сидел, задумавшись, над роялем. Я любил смотреть на него в это время: молодое, прекрасное лицо – хорошие и глубокие глаза, проникновенные и лучистые. Но вот – резкое движение: он встает из-за рояля, захлопывает у него крышку и идет в соседнюю комнату читать Правило перед Причащением. К Евхаристии он относился с особым чувством: «Евхаристия – это основа моей духовной жизни, всей моей религии», – часто говорил он. А потом он шел служить литургию. Я часто (постоянно почти в тот период) служил вместе с ним. Служил он по-разному: он всегда был человеком настроения. Одно можно сказать: он никогда не служил механически. Я помню одну литургию Преждеосвященных Даров, когда он был настроен лирически и грустно: митрополит Виталий густым басом пел: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою”, – а владыка Александр стоял и кадил у Престола – и вдруг он начал плакать и так плакал всю литургию, плакал и утирал слезы и снова плакал, и прерывающимся от слез голосом произносил и возгласы. И какое-то дуновение прошло по храму: у диакона, у певчих, даже у сдержанного и холодного владыки Виталия, у молящихся – у всех на глазах были слезы. Просто и искренно, без византийской пышности, совершал он эту литургию. «Древне христианское богослужение, обедня в катакомбах», – подумал я. Большей частью его служба была, однако, порывистая и эмоциональная. Человек повышенной страстности и горячего темперамента, притом чуткий и впечатлительный, он обычно служил в состоянии особого нервного подъема. В момент Пресуществления он находился в состоянии особой экзальтации. Громко, каким-то особым захлебывающимся голосом, он читал тайные молитвы евхаристического канона. Во время «Тебе поем”, он с каким-то надрывом – напоминающим декадентские стихи – произносил призывание Святого Духа. Потом взволнованно, не слушая диакона, произносил слова благословения Даров. На всю жизнь осталась у меня в памяти интонация, с которой он с мучительным надрывом, не видя и не слыша ничего вокруг, восклицал: «Преложив и Духом Твоим Святым”, а затем падал плашмя у Престола и долго лежал и плакал, а потом вставал просветленный, успокоенный, добрый..,

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

В качестве такой статьи оно встречается во многих древних рукописях ( 42 ). Третья главнейшая часть толковой службы надписывается обыкновенно: «Толкование (или толк) божественнеи службе» и начинается: «глоголющу диакону. блогослови владыко, то есть к невидимому божеству Отцу и Сыну и Святому Духу. того ради иерей противу возгласит. благословенно царство»... Толкование это своим заглавием, отчасти началом и значительной частью своего содержания буквально сходно с тем толкованием, которое приведено нами выше, но не есть тоже самое: оно значительно обширнее и в состав его входят целиком, кроме выше приведенного толкования, и другие однородные статьи. Всё содержание его логически слагается из следующих трёх составных элементов: а) из описания обрядов литургии, при чём имеется в виду совершение литургии архиереем, б) из толкования этих обрядов, и в) из подробного объяснения некоторых песнопений, входящих в состав литургии. Описание обрядов или изложение порядка совершения литургии здесь значительно подробнее тех описаний, которые встречаются вообще в толкованиях богослужения и замечательно еще тем, что в нём встречаются указания на такие обряды, которые ныне уже вышли из употребления. Вот некоторые главные из этих указаний. Во время чтения апостола, когда епископ сидит на горнем месте «возстанеть старейши ереи, и поклонится епископу, и положить епископ главоу его на правом колене прекрестить. трижды главоу его. потом с правои сторони. востанеть стареишии ереи, сим же образом. но на левом колене своемь. прекрестить емоу главоу епископ» ( 43 ). Затем епископ »дает дьяконоу темьян своею роукою. вземь ис ковчешчя. он же поклонися. блогословение приим. кадит... Потом же диаконоу взимающе святое евангелие. внезопоу падиак. велегласно вопиеть. келевсаите. рекше воставаите. тогда епископ и соущии с нимь святителе воскоре востаноут... потом же диакон сядеть ( 44 ). емоу же чести святое евангелие. и разгнеть книги, и помалоу и собе чтеть... егда же поють последнюю аллилуия тогда диакон востав со евангелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать. Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. 5 ноября, 2010 Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Перевод с английского статьи First Visit to an Orthodox Church: Twelve Things I Wish I’d Known специально для портала « Правмир » М. Леонтьевой Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Приведу некоторую справочную информацию, которая может помочь вам почувствовать себя на православном богослужении более уверенно: двенадцать фактов, о которых нужно знать, оказавшись в православном храме впервые. 1. Это что за беспорядок? В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. Вообще, когда вы вошли, служба уже шла, хотя на дверях было ясно написано: «Начало Божественной литургии в 9:30». Вы явно смутились, что опаздываете, однако эти люди пришли еще позже и теперь перемещаются по храму. Что здесь происходит? По воскресениям в православной церкви происходит одна Евхаристическая — Божественная литургия , ей предшествует утреня [в греческих и славянских Церквах литургия служится после утрени – ред.]. Между этими службами нет перерыва, как только заканчивается одна, начинается другая, поэтому время начала службы указывается предположительно. В общей сложности во время воскресной службы священнослужитель проводит в алтаре более трех часов, «пребывая в свете», как выразился один священник.

http://pravmir.ru/pervye-shagi-v-pravosl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010