Если совершается литургия тремя или двумя иереями без диакона, то каждую ектению произносит тот же иерей, которому следует произносить и возглас после нее. В указе Св. Синода так изложен порядок совершения литургии без диакона: великую и сугубую ектении с возгласами должен произносить старший священник, а прочие ектении и возгласы – остальные иереи поочередно. Старший совершает каждение, при чтении Апостола, выносит (во время Малого Входа) и читает Евангелие; во время Херувимской выносит Св. Чашу и произносит: Благочестивейшаго; следующие иереи несут дискос и св. крест и поминают царскую фамилию, по принятому порядку. Заканчивает это поминовение старший священник. Он же совершает все, начиная от «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») до «И да будут милости», возглашает: «И сподоби нас», выносит Чашу, произнося: «Со страхом Божиим» и «Всегда, ныне». Он же совершает и отпуст (Указ Св. Синода на имя Донск. Преосвящ. 13 сент. 1874 г.) 737 . О службе литургии, недоконченной священником В Служебнике в Известии учительном изъяснено, как поступать в том случае, если будет не докончена литургия по внезапной болезни священника. В Статье: «О прилучаях недостаточества служащого священника» изложено так: «Аще иерей литургисаяй, прежде освящения тела и крове Господни, тяжко разболится, яко отнюдь ему не мощи действовати, или вскоре умрет, служба оставляется и престает. Аще ли по освящении и совершении сие приключится, иный священник, аще тамо будет, слушая литургию, начен от места, его же первый преста». Это указание о прекращении службы прежде освящения тела и крови Господней – недостаточно определенно. В этой же статье «Известия учительнаго» в правилах 6 и 5 точнее указано, в которой своей части литургия может быть прекращена, именно может быть прекращена, когда литургия отслужена до Великого Входа, подобно тому, как бывает допущена недоконченность литургии при других крайних обстоятельствах 738 . Тогда литургия продолжается только до Великого Входа. Приготовленные же на проскомидии для совершения таинства хлеб и вино, в этом случае, на следующей литургии потребляются с Дарами не яко же тело и кровь Христову, но яко же благословенный – хлеб и вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Конечно же, как-то все это немножко странно. В нашем приюте, где дети как-то участвуют в богослужениях, служить для них специальную детскую Литургию тоже было бы не совсем правильно. В некоторых храмах идут по этому пути; католики служат какие-то там детские Литургии. Но Литургия не может быть детской, монашеской, сестринской. Литургия всегда одна. Литургия есть великое Таинство, и нельзя к ней применить никакой иной термин, не может она быть иной. Бывает воскресная Литургия, когда собирается вся община, или Пасхальная Литургия, которая совершается раз в год, ночью, и являет собой центр годового богослужебного круга. Но служить какие-то служебные Литургии, заупокойные Литургии, или еще что-то такое, конечно, как-то странно. Это некое принижение; нельзя из Литургии сделать что-то игрушечное, детское, приближенное к пониманию детей, это, наверное, будет неправильно. Но вот, скажем, в нашем приюте есть домовый храм, и можно приходить туда с детьми на службы, — не всем, естественно, если сразу все дети придут, они там не поместятся, — но отдельными группами. Во всяком случае надо думать: как сделать так, чтобы служба стала более понятна для ребенка. Если каждый из тех, у кого есть дети, будет вместе с ними стоять на службе, ощущать себя в единстве со всеми и тихонечко им что-то объяснять, помогать им осознать службу, тогда даже не нужно будет никаких специальных занятий. Конечно же, с детьми нужно беседовать, нужно помочь им осознать свою веру. Вера у ребенка может быть очень сильной, очень живой, очень глубокой, очень действенной. Но ребенок — он на то и ребенок, что он не вполне обладает своим сознанием, рассудком, и нужно помочь ему осознать свою веру. Осознанию ребенком веры, которая в нем есть, и служат беседы с детьми. О чем и как можно беседовать с детьми? Я думаю, что самая лучшая форма бесед с маленькими детьми — это пересказ им житий святых; на примере святых можно беседовать о вере. Я думаю, родители обязательно должны рассказывать детям о годовых праздниках. Эти рассказы могут повторяться каждый год, особенно для маленьких детей. Как выяснилось на моем опыте, дети в возрасте трех лет запоминают какие-то яркие образы, но вот связный рассказ, сюжет они не запоминают. Я говорю: “Ты помнишь, что я тебе рассказывал тогда-то о том-то?”. — “Нет, я не помню”. — “Ты помнишь, мы с тобой ходили, видели какой-то спектакль?”. — “Ну, я помню, там птица какая-то была, а что там было, я ничего не помню”. Но тем не менее эти рассказы должны быть обязательно, потому что они накладываются один на другой и остаются в сознании ребенка, может быть, на подсознательном уровне, дают возможность на будущий год рассказать им о том же самом, только более глубоко.

http://pravmir.ru/ottsyi-materi-deti/

Я считаю, что-то сделать для храма — это просто обязанность любого христианина. И ограничиваться тем, чтобы поставить свечку или бросить рубль в кружку для пожертвований, мне кажется, неправильно. В любом храме самое дорогое — это все-таки человек: его руки, его ум, его труд. И поэтому подлинная православная церковная жизнь возможна лишь при теснейшем единении в приходе. А если человеку что-то не нравится, нужно смириться и потерпеть. — А временно может быть такая ситуация? — Временно, конечно, может быть — когда человек еще не нашел своего прихода. Одно дело, когда человек принципиально не считает нужным что-либо делать для храма,— мне кажется, это некоторый эгоизм. А когда человек еще не нашел своего прихода и ищет,— думаю, это вполне нормально: ведь рано или поздно он, наверное, его найдет. Кстати, часто бывает так, что человек живет в Москве, а приход, храм, о котором он заботится, находится в Московской области. Ведь достаточно часто в деревне всего три дома и три старушки — немощные и бедные люди. Но там есть храм и священник, причем часто это достойный пастырь. Человек туда ездит и помогает батюшке, этому храму. И действительно, это неоценимая помощь. И Господь, конечно, дает особую награду за это. — Но если при храме действительно сложилась община, и она действительно духовно едина, то что представляет собой такая община? Совместные молитвы и совместный труд или еще что-то? И почему, когда такая община действительно сложилась, люди чувствуют себя близкими, даже находясь в разных местах, на разных работах? Что именно их объединяет? — Объединяет, думаю, любовь к ближнему, любовь друг к другу, любовь к Богу. Любовь друг к другу должна быть одухотворена, освящена любовью к Богу, служением Богу. Конечно, в храм человек идет прежде всего молиться — на богослужение. Первое христианское дело и важнейшее предназначение храма — это молитва, это Божественная Литургия, богослужение. И конечно, пастырь, который хочет собрать общину, начнет с богослужения: постарается, чтобы это богослужение было благоговейным, чтобы оно было строгое, по возможности уставное, а не какое-то ускоренное. Это просто недопустимо, потому что человек, увидев такое богослужение, сразу уйдет. Настоящие православные христиане начинают, конечно, с поисков — такого храма, где хорошо молиться. И, как правило, храм, в котором богослужение благоговейно, требует, конечно, большего труда и собирает людей уже определенного настроя: они могут приехать с другого конца большого города, чтобы помолиться именно в этом храме, потому что им нравится здесь служба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Какие святые наиболее почитаемы у православных жителей Франции? Кому чаще прихожане заказывают молебны? Чаще всего благодарственные молебны у нас в соборе заказывают святителю Николаю – Чаще всего благодарственные молебны у нас в соборе заказывают святителю Николаю. У нас немало старых и древних икон, которые почитаются. Однако отмечу, что современное русское благочестие все же отличается от того, как оно проявляется во Франции. У нас вся литургическая жизнь в основном направлена на Евхаристию, нежели на почитание святынь. Это результат, конечно, трудов Богословского Свято-Сергиевского института. Евхаристия – это самое главное, а почитание святынь – уже второстепенное. Однако в центре Парижа есть мощи царицы Елены. Там раз в месяц совершается служба, но это не самое важное проявление церковной жизни. – Есть ли какие-то особенности богослужений во Франции по сравнению с Россией? – Что касается богослужения, оно такое же, какое и здесь, ничем не отличается, поскольку это православная служба. Приходская служба, как и здесь, естественно, отличается от архиерейской. Что касается практической стороны, меня немножко рассмешил вопрос по поводу кагора, ведь Франция известна как самый крупный и лучший производитель вин. И мало кто в России знает, что на юге Франции существует город, который называется Кахор (Cahors), и там производится вино. Когда-то Николай II купил себе там участок, и оттуда до революции морским путем поставляли в Россию красное сухое вино. Но для того, чтобы оно пережило перевозку (а тогда на корабле не было никаких холодильников), в него добавляли сахар, чтобы оно не скисло. И когда оно приходило в Россию, то было уже сладким, как тот кагор, который сейчас потребляют в России. Во Франции можно купить вино из этой местности, но это будет сухое вино, красное или белое. Но существует регион на Средиземном море, где производится сладкое красное вино Баньюлс (Banyuls), которое мы употребляем на церковные нужды. Что касается просфор, то один из наших сторожей с супругой готовят просфоры для собора. И на других православных приходах Франции есть такая практика, что просфоры по благословению готовят дома.

http://pravoslavie.ru/156197.html

Мне очень захотелось принять участие в богослужении. Но нет риз. Монастырские все разобраны. Но вот один батюшка, пришедший с крестным ходом, не будет выходить на литию и уступил мне свои ризы. Выходим на литию. Преосвященный Михей и человек 20 священников, все добровольно пришедшие. Но что это за служба? Песни печальные, а настроение благоговейно-праздничное. Есть что-то напоминающее светлую заутреню. И чем дальше идет служба, тем это праздничное настроение все растет и поднимается. Какая-то благодатная сила исходит от гроба и наполняет сердца присутствующих неземною радостию, словно окрыляет их, возвышает, освобождает от чего-то. Чувствуется, осязательно чувствуется, что в гробе лежит праведник. Побывши у его гроба, нельзя было сомневаться в этом. Из гроба его исходило какое-то духовное благоухание, и именно духовное, невещественное, не воспринимаемое обонянием, но ощущаемое духом... Теперь я уже не мог уйти до конца службы. Я опять вышел в облачении на середину храма на «Непорочны». Знакомое уже благодатное чувство переполняет душу, и сначала я молился за усопшего, затем является потребность молиться у его гроба за других. Я стал мысленно поминать близких и знакомых, живых и усопших, особенно больных лиц, просивших помолиться за них, и являлась уверенность, что его молитвами примет Бог моления наши. Кончилась эта чудная служба. Духовенство пошло прикладываться к усопшему, и опять это чувство благодатной силы. Кончилась всенощная в первом часу ночи. Не хотелось уходить из храма. Хотелось остаться там на всю ночь. И многие остались. Выхожу. Громадная многотысячная толпа народа ждет очереди, когда ее пропустят в храм проститься с о. Иоанном. Всю ночь народ наполнял храм по очереди. Всю ночь служились панихиды. Затем ранняя, затем поздняя литургия... Всенощная была так хороша, что я решил непременно попасть на литургию и отпевание и выпросил у матушки игумении билет. Только два билета осталось, – сказала мне мать Ангелина, вручая мне один из них. На другой день я поспел к отпеванию. Вхожу в алтарь. Облачаюсь. Служит митрополит Антоний 103 и целый сонм священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Везде здесь обряд является как оболочка внутреннего превыспреннего духовного содержания, как нечто второстепенное, и исчезает сам по себе, как исторический факт, как известное выражение церковной жизни, как известный процесс литургический. Как складывался обряд, при каких условиях, и каким ближайшим целям он удовлетворял,–эти вопросы остались чуждыми восточного толкования, а если и затрогивались, то случайно и мимоходом, без всякого влияния на постановку толкования и на выработку исторического метода. В противоположность Востоку это последнее толкование пустило глубокие корни на Западе и оставило несколько замечательных трудов в этом роде в сочинениях западных литургистов, каковы Исидор Севильский , Флор Диакон, Валафрид Страбон, Аталарий Мецкий и Вильгельм Дуранд. У них на первом плане стоит история той или другой служебной формы, ее постепенное развитие и осложнение, а не statu quo с его готовым содержанием. Обряд, по воззрению этих литургистов, не есть символ или оболочка чего-то, но самостоятельная величина, исторический факт, к которому толкование нравоучительное или мистическое примыкает, как приложение обряда к жизни и как средство нравственного развития. В этом отношении труды западных литургистов составляют видный источник для истории обряда и имеют значение археологическое. Посмотрим теперь, какую судьбу имело толкование литургии у нас на Руси, и в каком положении находилась у нас эта отрасль литературы. Зная склонность старо-русского человека к церковному обряду и особое воспитательное значение богослужения у нас, где оно долгое время оставалось единственным органом религиозного развития общества, зная это, можно было бы подумать, что у нас больше, чем где в другом месте, будут заниматься объяснением богослужения, и сочинения истолковательного характера займут видное место в литературе. Но этого, на самом деле, не случилось и, конечно, потому, что обряд сам по себе, как церковный акт, как божественная служба, пользовался высоким авторитетом и оттеснял·на задний план толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

560 Например, в некоторых изданиях Псалтири, в Правильнике, изд. в Киеве 1846 г., 1863 г., л. 109, в Типиконе, изд, в Москве, 1848 г., гл. 52. 561 В Типиконе, при указании молитвословий и песнопений Изобразительных (Тип., гл. 52), говорится, что они поются на часах. Например: «а идеже несть литургии, на часех глаголем по «Ослаби, остави» и по «Отче наш», кондак и пр. (Тип., гл. 52). Молитвословие же «Ослаби, остави» читается не на часах, а на Изобразительных. В некоторые дни в году псалмы последования Изобразительных входят в состав литургии. 565 В книге: Правило (изд. в Киеве, 1863 г., л. 120), кроме Блажен – евангельских стихов, содержатся: Блаженна воскресна, собрана от осьми гласов – и еще Блаженна дневная, глас 6-й. 566 «На царских часах не глаголем исповедание веры, аще есть литургия», сказано в книге: Служба на Рождество еже по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, напечат. при Имп. Екатерине II, л. 59, и в Типиконе, на царских часах перед Рождеством Христовым и пред Богоявлением не указано на чтение «Верую». Но в Типиконе в Великую пятницу, хотя и не бывает в тот день литургии, указано на царских часах чтение: «Верую» и псалма: «Благословлю Господа» ( Пс.33 ). 567 Указание на порядок чтения кондаков на обеднице, при келейном совершении ее, содержится в книге: Правило к Божественному причащению, изд. в Киеве 1863, при утренних молитвах, л. 109. 569 Евхаристия совершается пред обедом; от того в обыкновенном разговорном языке дается ей название «Обедни». В древности после литургии устроялась вечеря любви, на которой вкушали от остатков хлеба и вина, приносимых христианами для совершения литургии. 570 Епархиальным архиереям предоставлено разрешать в известных случаях миссионерам и приходским священникам совершать литургию на переносных антиминсах и престолах как в молитвенных домах, так и в других приспособленных к тому зданиях, равно и в открытом месте (Опред. Св. Синода 19–23 декабря, 18 марта 1885, 1886 г., 2899 – о деян. бывшого в июле 1885 в Казани Собрания Преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Литургия является службой, которая не имеет смысловой связи с определенным временем суток и с определенным временем вообще, поскольку она являет таинство будущего века. Но, будучи установленной Господом Иисусом Христом в вечернее время, в традиции раннего христианства Евхаристическая служба совершалась вечером. В книге Деяний апостольских приводится случай совершения «преломления хлеба» (термин, которым в древности называлась Литургия) ночью. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. …и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.» ( Деян.20:7,11 ) Постепенно, начиная уже со II века, обычным временем совершения Литургии становится утро. Это установление связано с постепенным развитием традиции всячески готовиться ко причащению Святых Тела и Крови Христовых, и в том числе – готовиться постом. Время служения Литургии регулирует 8я глава Типикона (монастырского устава Богослужения и общежития, 1682 г.). Согласно этой главе, в воскресные дни и в великие Господние праздники надлежит начинать Литургию в начале 3го часа дня (около 8–00 по нынешнему счислению времени), чтобы трапеза пришлась на начало 4го часа дня (около 9–00 по нынешнему). В субботы же и будни Типикон указывает совершать литургию позже, чтобы и трапеза приходилась на более позднее время. Типикон связывает (хотя и не всегда) начало Литургии с соответствующим ему временем трапезы. Изменением времени начала Литургии регулируется время окончания пощения (т. е. полного воздержания от пищи) того или иного дня. Причем, для праздничных и воскресных дней длительность пощения бывает меньше, чем для будней. Так на Пасху Типикон дает указание совершать литургию «порану», на Богоявление – «порану, труда ради бденнаго». «Известие учительное» при московском Служебнике (кон. XVII в.) предписывает начинать литургию не ранее рассвета и не позднее полудня, за исключением постных дней, в которые положено поститься до девятого часа (около 15–00 по-нынешнему), и в которые Литургия должна начаться позднее – после полудня, с тем расчетом, чтобы закончиться к предписанному времени окончания пощения. Однако, на практике оба эти указания «Известия учительного» уже не действуют в большинстве храмов Русской Православной Церкви: Обычай совершать в некоторые дни Литургию ночью вошел в повсеместное употребление в Русской Православной Церкви. Такая же практика существует и в других Поместных Православных Церквах. В афонских же монастырях Литургия, как правило, всегда совершается в ночное время. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vremja-sovershenija-lit...

Совершение панихиды после литургии в качестве дополнения к общественному богослужению несоответственно и по времени. Самое название «панихида» по переводу с греческого означает службу всенощную. Поэтому она может быть после вечерни, как всенощное бдение должно быть после малой вечерни. Она может быть во время, предназначенное для утрени или близкое к нему, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. Но как совершать панихиду – СЛУЖБУ «ВСЕНОЩНУЮ» в обеденное время, близкое к полудню, около которого должна оканчиваться литургия, «обедня», предобеденная служба? 430 ЗАМЕНА НА ЛИТУРГИИ ПОЛОЖЕННОГО ПО УСТАВУ ЗАУПОКОЙНЫМ Как ради поминовения усопших на литургии не может и не должно быть никаких дополнений, кроме разрешаемых уставом, так, с другой стороны, и на заупокойной литургии обязательно исполнение всего положенного на данный день по уставу. Поэтому совершенно незаконно наблюдаемое нередко опущение всех тропарей и кондаков и замена их только заупокойными, изо дня в день повторяемыми; опущение рядовых апостола и евангелия и замена их также из недели в неделю повторяемыми заупокойными шестью зачалами из апостола и пятью евангельскими. О таком порядке (или, вернее, беспорядке) можно сказать то, что Типикон говорит о чтении изо дня в день апостолов и евангелий вместо рядовых только святым по месяцеслову: «СИЕ ОТ СВОЕГО НЕРАЗУМИЯ, А НЕ ПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ» 431 . То, что положено по уставу в качестве обязательного на данный день, и на заупокойной литургии должно быть исполнено в первую очередь неопустительно и точно. А заупокойное, когда это разрешается, может быть присоединено в качестве дополнения к основному и обязательному. Даже при исключительно заупокойных службах в субботы мясопустную и Пятидесятницы, заупокойные апостол и евангелие поставляются на втором месте, присоединяясь к рядовым, а не заменяя их. Так же и в три поминальные субботы Великого поста. Тем более во всякое другое время заупокойное не может назначаться в замену рядового, дневного. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ВЕЛИКОМ ПОСТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Лик: «Достойно есть» до половины. Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую Херувим» (допевает «Достойно есть» до конца). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). Полный отпуст с поминовением святых храма, святых дня и дня седмицы. После этого почему-то по традиции указано петь «Господи, помилуй» трижды. Мне кажется справедливым было бы петь Многолетие: «Великаго Господина...», потому что фактически закончилось дневное Богослужение. Кстати, Типикон позволяет иначе организовывать Богослужение Великим Постом – совершать днем 3-й и 6-й Часы, а после этого творить отпуст. И вот там явным образом указано Многолетие. А уже во второй половине дня совершать 9-й Час с вечерней. Но не запрещен Типиконом и тот порядок, который для нас привычнее, когда 3,6,9 и Изобразительны идут заедино, а иногда к ним добавляется вечерня. Из великопостных служб нам осталось посмотреть вечерню, великое повечерие и Литургию Преждеосвященных Даров. Мы закончили рассмотрение особенностей великопостной утрени и великопостных Часов с последованием Изобразительных и подошли к последованию вечерни. Начну с изложения особенностей великопостной вечерни в те дни, когда уставом не назначается Литургия Преждеосвященных Даров, т.е. в понедельник, вторник и четверток (вечером) – когда Литургии никакой нет. Хотя служба и называется вечерней, но она совершается днем. С точки зрения Типикона это вполне оправдано: Типикон разрешает двоякий порядок совершения Богослужений во время Великого Поста. Согласно одному порядку, в 3-й час дня, т. е. примерно в 9 утра, совершается 3-й Час, затем 6-й час, а потом отпуст. Богослужение это довольно краткое. Второе Богослужение совершается в 9-й час дня, т.е. примерно в 3 часа пополудни: совершается последование 9-го Часа и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров либо без нее (в зависимости от дня). Получается, что вечерня совершается, как обычно, ранним вечером. Однако Типикон разрешает и другой порядок Богослужения – тот, к которому мы привыкли. А именно: в 3-й час дня (то есть примерно в 9 утра) совершается 3-й Час, 6-й Час, отпуста нет, и сразу идет 9-й Час, затем Изобразительны и вечерня. Причем все эти Богослужения совершаются непрерывно – все пять служб суточного круга идут с одним возгласом и одним отпустом (возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» произносится только перед началом 3-го Часа, а отпуст – только в конце вечерни). Так что если отправлять это Богослужение со всеми положенными уставом чтениями, оно продлится максимум три-четыре часа. То есть получается, что вечерня будет совершаться сразу после полудня. Практика, сложившаяся в приходских храмах, не является вопиющим нарушением устава. Но надо все-таки стараться, чтобы вечерня отправлялась после полудня. Особенности великопостной вечерни (без Литургии Преждеосвященных Даров)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010