В какой бы момент литургии ни узнал этого священник, агнец в котором замечен недостаток, должен быть отложен и заменён новым, не имеющим никаких недостатков. Над новым агнцем совершается всё чинопоследование проскомидии. Начинается оно, как и обыкновенно, словами: В воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , и оканчивается прободением Агнца. Всё это чинопоследование совершается тайно, а не вслух народа. Если остановка в богослужении за необходимостью приготовить новый Агнец для таинства последует вскоре по перенесении Даров с жертвенника на престол, то по приготовлении Агнца служба продолжается обычным порядком с того места, на котором последовала остановка. Когда недостатки Агнца были замечены или пред самым произнесением совершительных слов, или уже по освящении св. Даров, то, по приготовлении нового Агнца, служба начинается от молитвы: С сими и мы блаженными силами. Слова положенных при сем молитв, произносимые вслух народа, произносятся тайно, если они были уже произнесены, притом произносятся только те слова, которые касаются собственно хлеба, а те, которые касаются вина, не произносятся. В четвёртом и последнем случае совершение таинства над новым Агнцем начинается со слов: В нощь, в нюже предан бываше… ; при этом также повторяются слова: Приидите ядите …, затем, опустив относящееся до св. чаши, священник продолжает молитву: Поминающе убо … и далее – Твоя от Твоих …, по обычаю; при этом священник должен поднять и возвысить св. дискос, конечно, один, вовсе не касаясь чаши, как уже освящённой, и затем читать молитву: Еще приносим …, и тропарь: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа …, со стихами, 3-жды, по уставу, и тут же освятить хлеб отдельно, говоря: И сотвори убо хлеб … После сего должна быть прочитана обычная молитва: Якоже быти причащающимся …, и должно причаститься по обычаю. Первый освящённый Агнец потребляется или сряду по причащении, или же на жертвеннике вместе с остатками св. Даров. Этими правилами должно руководствоваться и в том случае, когда бы пред великим входом, или по входе, Агнца на дискосе не оказалось, по опрометчивости и неосторожности священника, или по какой другой причине. Но если пред освящением Даров окажется в приготовленном хлебе плесень или какой-либо другой недостаток, а другого лучшего не будет, то служба должна быть прекращена 132 ; если же окажется это уже по освящении Даров, служба должна быть окончена. 133 «Хотяй избегнути всех сих случаев (паче же в них смертного греха), иерей у пекущих просфоры да надсмотряет, чтобы пекли просфоры из чистыя и добрыя муки пшеничныя, а не из затхлыя и смердящия, и каковыя-либо неспособные (сн. 47 сн.), и излишнюю просфору сего ради да взимает» 134 (Уч. Изв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ [Иерусалимский Типикон, (Нео-) савваитский Типикон; греч. Τυπικν τς Λαρας το ϒου Σββα], книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в визант. литургической традиции. Выражение «по Иерусалимскому уставу» означает совершение богослужения в соответствии с этим Типиконом. Двумя основными частями И. у. являются «Иерусалимские богослужебные главы» и «Иерусалимский синаксарь». «Иерусалимские богослужебные главы» определяли порядок и особенности совершения всенощного бдения (агрипнии палестинского происхождения) и служб суточного круга богослужения. «Иерусалимский синаксарь» - это собрание рубрик (уставных указаний) для служб всего церковного года, состоящее из 2 частей, месяцесловной и триодной. В месяцесловной части регламентировалось совершение служб годового неподвижного круга богослужения с 1 сент. по 31 авг.; в триодной устанавливался порядок совершения годового подвижного круга богослужения в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. И. у. обладал основными литургическими параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) к-польского происхождения. Он появился в 1-й пол. XI в. в Палестине в результате адаптации к обычаям палестинских киновий первоначальной (к-польской) редакции Студийского синаксаря, возникшей в свою очередь не ранее 1-й пол. X в. Отличительной чертой богослужения, определявшегося И. у., было совершение в канун воскресных и праздничных дней особых «всенощных бдений» (агрипний), состоявших из великой вечерни , в к-рую были включены лития и благословение хлебов , и воскресной или праздничной утрени . В архаичных редакциях И. у., сохранившихся в сир. переводах, описание совершения всенощного бдения и некоторые указания общелитургического характера находились после текста «Иерусалимского синаксаря». В известных ранних греч. редакциях «Иерусалимские богослужебные главы» различной степени полноты помещены перед «Иерусалимским синаксарем». Отличительной особенностью всех ранних редакций И. у. было отсутствие описания малой вечерни в начале «Иерусалимских богослужебных глав», однако из текста следовало, что эта служба совершалась в притворе (нартексе) накануне воскресных и праздничных дней перед вечерней трапезой.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимскому ...

Проповедание Слова Божия очень оскудело. Внебогослужебные беседы отличаются обычно своею безсистемностыо, читаются то жития святых, то нравоучительные рассказы, то объяснение богослужения и проч. Катехизических бесед почти нет. Бог знает, продолжает автор-священник, к чему приведет нас и нашу паству такое состояние. Спешу заявить, что это говорится не в укор, а по долгу сопастыря 74 . Признание проповеди существенною частью богослужения не потребует особенного сокращения устава церковных служб Устав православного церковного богослужения составлен главным образом применительно к монастырской жизни; поэтому он необходимо требует сокращения и действительно сокращается как в приходских так еще более в казенных церквах, находящихся при учебных заведениях. Эти сокращения касаются главным образом всенощного бдения, которое нигде не совершается в течение всей ночи (за исключением очень немногих обителей); а обыкновенно начинается в 6 час. вечера и оканчивается приблизительно около 8-ми часов вечера. Поэтому в одном месте сокращается чтение кафизм; в другом месте кафизмы совершенно не читаются; в третьем – на всенощном бдении ектении: великая, сугубая и просительная вместо двух раз произносятся один раз, в четвертом – сокращается чтение канона, не поются катавасии, опускаются стихиры на стиховне и на хвалитех и т.д. Думаем, что сокращения церковного устава нельзя делать одни и те же обязательными для всех, чтобы не возмутить благочестивого чувства прихожан, а следует предоставить свободе и местным обычаям. Так напр., на литургии, во время совершения проскомидии, обязательно читаются часы третий и шестой, но в некоторых местах священник начинает совершать проскомидию на утрени во время пения канона и оканчивает ее во время чтения первого часа, так что после пения «Взбранной воеводе» тотчас же начинается божественная литургия без чтения третьего и шестого часов. Прихожане привыкли к такому порядку; и вся служба утрени и литургии совершается в течении двух часов. Только при сокращении церковного устава необходимо наблюдать, чтобы не были нарушены существенные части богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Ранние секвенции, возникшие в результате подстановки текста к юбиляционному распеву, получили также название «прозы» (они писались ритмизованной прозой). Расширение юбиляционного мелизма, особенно выделяющее мелодическое начало, получило название longissima melodia. Одной из причин, вызвавших подстановку текста к юбиляции, была трудность запоминания «длиннейшей мелодии» в условиях несовершенных способов нотации. С 12 в. секвенции обычно – стихотворные, силлабо–тонические. 1109 Согласно motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum от 7 июля 2007 года, вновь может использоваться Бревиарий, изданный по решению Тридентского собора и последний раз переизданный (с изменениями) папой Иоанном XXIII. Таким образом, ныне имеют место две формы канонических часов: ординарная форма, если богослужения совершаются по книгам, изданным по решению 2 Ватиканского собора, и экстраординарная – если те же богослужения совершаются по книгам, изданным по решению Тридентского собора. В Римской церкви, помимо мессы, установлены следующие молитвенные часы: (ночью) Утреня (лат. Matutinum или Matutinae; в византийском обряде – Orthros); (на рассвете) Лауды (лат. Laudes, букв, «хваления»); (приблизительно в 6 час. утра) Первый час (лат. Prima); (приблизительно в 9 час. утра) Третий час (лат. Tertia); (в полдень) Шестой час (лат. Sexta); (приблизительно в 3 час. дня) Девятый час (лат. Nona); (на закате солнца) Вечерня (лат. Vesperae); (перед сном) Комплеторий (лат. Completorium – служба, завершающая день; по–русски часто называется, как соответствующая ей православная служба, повечерием). «Литургия часов», установленная после 2 Ватиканского собора, состоит из следующих богослужений: Воззвание ( Invitatiorum) – краткая служба, самостоятельно не совершаемая, а предваряющая ту службу (Час чтений или Утреню), которая совершается раньше; Час чтений ( Officium lectionis) – основан на прежней «утрене» ( Matutinum), однако не имеет жесткой привязки ко времени и может совершаться в любое время в течение дня; Утреня ( Laudes matutinae – утренние хвалы; служба совмещает две прежних – собственно утреню и лауды), совершаемая утром; Дневной час, который в зависимости от времени совершения может соответствовать 3–му, 6–му, или 9–му часу, причем меняется гимн часа, а псалмы остаются прежними; для желающих прочитать в день более одного часа существует т.н. дополнительная псалмодия; Вечерня ( Vesperae), совершаемая вечером; Повечерие ( Completorium), совершаемое перед отходом ко сну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

435 В этой главе не говорится о литургийных тропарях и кондаках в господские и богородичные дванадесятые праздники, потому что сказано выше в главах о праздничном богослужении. 436 Применение этого положения мы уже видели в гл. 34, в которой изложен устав о тропарях и кондаках малого повечерия. 437 В порядке, указанном в таблицах, впрочем, может быть иногда перемена: если лицо рядового святого будет выше лица храмового святого, то песнопения первого надобно петь прежде песнопений второго. 438 Но если 13 ч. совместно со службою недели Праотцев поется служба святых того дня, то на Славе – кондак св. Евстратия. 439 Если служба недели по Рожд. Христ. правится 26 дек. в понедел., то полагаются тропари праздника и святых, Слава, кондак святых, И ныне, кондак Богородицы: Иже прежде денницы... (л. 137). 440 Здесь есть некоторые пропуски. По поводу их признаем необходимым заметить следующее: а) на опущение тропаря храма Богородицы можно смотреть, как на недомолвку, б) опущение тропаря и кондака храма святого показываете, что службу отцев Типикон до некоторой степени приравнивает к службе святого с бдением, в) тропарь и кондак рядового святого не уместны, потому что служба его в эти дни не правится. 441 102 и 145 пс. называются изобразительными антифонами и, как мы знаем из предыдущего, часто поются на литургии. 442 В Часослове (см. Последов. изобразител. стр. 59) к евангельским изречениям о блаженствах: Блажени нищии духом и т.д. указан припев: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем; кроме того, после них и после Слава, и ныне назначаются схождение двух ликов и совместное пение: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем. Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии твоем. Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии твоем. Но в том же Часослове обяснено, что припев к евангельским изречениям и после них указанное пение полагаются только во дни св. Четыредесятницы, а из 49 гл. Типикона видно, что означенное пение бывает только в постные дни св. Четыредесятницы и при том такие, в которые не случится никакого праздника. Поэтому, напр., в праздник Благовещения этого пения нет (Тип., л. 204); точно так же нет его в Сырную среду (Тип., л. 303) и в Великий четверток (особ. изд. Служб. на Вел. четверт., л. 33 и 34). Во все эти дни, т.е. в праздник Благовещения, случившийся в постный день св. Четыред., в Сырную среду, в Великий четверт., и под., непосредственно после Радуйтеся и веселитеся... надобно читать (а не петь): Слава, и ныне. Помяни нас, Господи, егда приидеши... Помяни нас, Владыко, егда приидеши... Помяни нас, Святый, егда приидеши... Лик небесный поет тя и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Это день, принадлежащий не времени, а вечности, так же как и Евхаристия. Мы спешим к службе к 7 или к 10 часам утра, зная, что она будет продолжаться где-то 2,5 или 3,5 часа, но это как бы внешнее знание. Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии. В нашем Типиконе и в той его редакции, которой мы сейчас пытаемся пользоваться, это учение отражено в полной мере, но оно не излагается в каких-нибудь красивых словах или законченных формулировках, а заключается в целом собрании правил, которые по внешности являются формальными предписаниями, а по сути своей – именно тем хранилищем, тем сосудом, в котором мы черпаем учение о воскресном дне. Это учение существует не само по себе, оно существует только для нас, только для того, чтобы войти в наш разум, в наше сердце, в распорядок нашей жизни и стать частью нашего существования, очень важной частью. Итак, в первой главе Типикона описывается малая вечерня, во второй главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). Третья глава – это воскресное бдение в соединении со службой бденному святому; четвертая глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, пятая – в соединении со службой шестеричному святому и святому со славословием, шестая говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года; очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. Седьмая глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскресная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что, действительно так мало отличий между старым и новым чином? Этот вопрос напомнил мне известный ребус, когда между двумя похожими картинками требуется отыскать десяток отличий. Это тест на внимательность. В нашем случае не хотелось бы, чтобы старообрядные богослужения стали «тестом на внимательность». Конечно, отличия есть. И не просто отличия – старообрядное богослужение, это несколько иной мир. Но войти в этот мир может всякий. Это, во-первых, духовно безопасно, во-вторых, духовно полезно, и в-третьих, не требует какого-то особого духовного и интеллектуального «посвящения» и сверхусилий, принципиальных внутренних перемен – вот об этом я хотел сказать. Что же касается отличий, то все зависит, говоря языком семиотики, от адресата и адресанта. От молящихся и служащих. От подхода к богослужению. В некоторых современных единоверческих общинах существует своеобразное «идеологическое» отношение к старому чину. Все новообрядцы считаются если не еретиками, то какими-то «недохристианами». Но даже в традиционном староверии было не так. В общем и целом не новый обряд считался ересью, а отрицание старого, и лишь некоторые новообрядческие установки не принимались принципиально (однако, кое-что даже заимствовалось!). При подобном – идеологическом – отношении особо выделяются, «выпячиваются» различия старого и нового обрядов. Но такой подход способен изуродовать старый обряд. Богослужение – не поле брани. Ведь служба – это не набор внешних ритуалов, а способ литургического бытия, способ молитвенного восприятия и мышления (в средневековье «сквозь» богослужение воспринималось вообще все окружающее), и любой идеологизм умерщвляет его. Старый и новый чины нельзя противопоставлять – их нужно сопоставлять. И старообрядное богослужение должно быть «спокойным». Не в плане темпа (точнее, не только в плане темпа), а в плане того, что называется «неидеологичностью». Речь идет не о сглаживании имеющихся различий – не нужно излишне акцентировать разницу. Это «выпячивание» отдает искусственностью, неорганичностью, безвкусицей. Наша задача – как бы забыть о двухвековом противостоянии обрядов и просто перенестись назад, в средневековье. Именно поэтому наше богослужение – это не классическое старообрядческое богослужение, как, например, на Рогожке. Наши головщики используют древнее наонное пение, которое староверы-поповцы утеряли, а сохранили лишь беспоповцы. То же можно сказать и в отношении еще многих богослужебных компонентов – чтения, устава…

http://pravmir.ru/staryj-chin-kak-prizna...

После Великого Славословия, заканчивающегося пением Тривятаго, поётся ещё на воскресной утрени тропарь воскресен точию (Тиникоп, гл. 3-я), по своей мелодии «самогласный», т.е. не похожий на уставной глас. Потом за ектеньями сугубой и просительной («Исполним утреннюю молитву нашу…») следует краткие заключительные молитвословия, исполняемые обыкновенно речитативом («Утверди Боже…», «Честнейшую…» и «Слава и ныне»), названными молитвословиями с благословением священно-действующего (отпуст) и завершается весь чин утреннего Богослужения, который, в содержании своих умилительных песнопений и в своём трогательном обряде, даёт духовному композитору прекраснейший материал для воплощения в нём художественного религиозно-музыкального вдохновения. —471— XVIII. Служба Литургии или обедни (потому что совершение её приурочено ко времени перед вкушением пищи т.е. ко времени перед обедом) есть таинство. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится бескровная жертва за спасение людей, причём верующим, под видом хлеба и вина, преподаются истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа во исцеление их душ и телес, во оставление им грехов и в жизнь вечную. Так как Литургия установлена Самим Христом Спасителем в благодарственное воспоминание о Его бесконечной любви и искупительных заслугах роду человеческому, но она называется так же «евхаристией» т.е. «благодарением» (εχαριστα). Тогда как вечерня и утреня, по требованию обстоятельств, могут быть совершаемы не только во храмах Божиих, но и в часовнях и даже в кельях и частных домах; Литургия, как богослужение по преимуществу общественное (от слова λειτς – общественный), должна быть совершаема не иначе, как в храме Божием, имеющем специальное назначение быть местом общих молитвенных собраний всей церковной общины. В виду своего высокого общественного значения, а так же, как служба высшего таинства Тела и Крови Христовых, служба Литургии и по содержанию своего текста, и по своему обряду, более прочих церковных служб является величественным образцом целостного и законченного религиозно-поэтического творения. А потому и музыка Литургии должна возвышаться над музыкальным содержанием прочих церковных служб своей особенной художественной целостностью и быть строго-законченным духовно-музыкальным произведением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После возгласа священника диакон отходит на солее к иконе Спасителя и становится перед ней с поднятым орарем. Начинается пение первого антифона. Антифоны – это изменяемая часть Литургии. За Литургией их бывает три. Антифонами принято называть песнопения, традиционно исполняемые двумя хорами попеременно; однако ныне антифоны Литургии в нашей обыденной практике, как правило, поются одним хором. Чаще всего за Литургией мы слышим «изобразительные» антифоны: 102-й и 145-й псалмы, а также евангельские заповеди Блаженства. Однако существуют еще и вседневные антифоны, и антифоны праздничные. Скажу несколько слов о праздничных антифонах. Они исполняются в храме в Господские двунадесятые праздники, а также в день Пасхи и на протяжении всей Светлой седмицы. Первые два праздничных антифона – это стихи из псалмов и пророчеств, связанные своим духовным смыслом с тем или иным праздником, к которым добавляются особые припевы. Третий праздничный антифон (звучащий в тот момент, в который мы чаще всего слышим за Литургией пение заповедей Блаженства) – это, как и на первых двух антифонах, особые стихи, к которым припевается тропарь праздника. Антифоны – в их взаимосвязи с византийским богослужением Литургии – стали впервые звучать в начале VIII века, однако обязательной составляющей каждой совершаемой в константинопольских храмах Евхаристии они оказались после X века. Поначалу антифоны, избранные антифонные псалмы, пелись во время торжественного шествия христиан из одного храма – места начального общего сбора верующих – в другой, где, собственно, и должна была служиться праздничная Литургия. При этом во время специальной остановки совершалась особая краткая служба – так называемая «служба трех антифонов»; затем шествие двигалось дальше – в храм, для участия в Евхаристии. Постепенно эта «служба трех антифонов» влилась в чин самой Литургии. Первоначально здесь пелись псалмы 91-й, 92-й и 94-й. Толкователи Литургии подчеркивают особое значение органичного соприсутствия в богослужении Евхаристии как новозаветных, так и ветхозаветных текстов Священного Писания. Их соседство в чинопоследовании Литургии должно лишний раз засвидетельствовать нам единство богооткровенного происхождения как Ветхого, так и Нового Завета. Это относится и к антифонам Литургии. По словам истолкователя богослужения Евхаристии, жившего в XII столетии, Феодора, епископа Андидского, здесь «сначала поются псалмы Ветхого Завета, а потом песни новой благодати, дабы все могли знать, что законоположивший и то и другое есть один и тот же Бог Господь Христос». 290

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse se va ruga cu colaboratorii i persoanele aflate sub tutela celui mai mare serviciu social al Rusiei 30 noiembrie 2018 12:15 2 декабря 2018 года в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит Божественную литургию, за которой будут молиться о нуждающихся, людях в беде и о тех, кто оказывает им помощь. На Литургии соберутся сотрудники и подопечные крупнейшей церковной социальной службы России —  православной службы «Милосердие» : сестры милосердия и добровольцы, которые ухаживают за одинокими больными, стариками, сиротами и инвалидами, студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия , а также Друзья милосердия — люди, которые регулярными пожертвованиями поддерживают работу службы. В 2018 году служба «Милосердие» отмечает круглую дату — исполняется 10 лет Обществу Друзей милосердия. Общество было создано в кризисном 2008 году, в него входят те, кто регулярно жертвует на существование службы помощи «Милосердие». За 10 лет Общество Друзей милосердия выросло до 18 000 человек. Их поддержка — это фундамент, на котором строится ежедневная работа всех 26 социальных проектов службы. Именно регулярные пожертвования обеспечивают уверенность, что и в трудные времена качество заботы о подопечных останется на высоком уровне, а проекты продолжат свою работу. Литургию посетят и подопечные службы «Милосердие»: дети из Свято-Софийского социального дома, жители Свято-Спиридоньевской богадельни, детских и взрослых интернатов, где трудятся сестры милосердия, многодетные семьи и другие. После богослужения все, кто хочет поддержать работу службы «Милосердие», смогут  записаться в Друзья милосердия. В настоящее время православная служба «Милосердие» входит в десятку крупнейших благотворительных организаций России. В год здесь получают разовую помощь примерно 30 000 человек. Кроме того, на постоянном попечении службы около 1 500 людей, среди них одинокие старики и инвалиды, семьи с тяжелобольными детьми, женщины в кризисной ситуации. Начало Литургии в 10.00. К желающим причаститься на Литургии руководитель службы «Милосердия» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон обращается с просьбой исповедоваться накануне вечером. Аккредитация проводится по эл. почте  accredit@patriarchia.ru  до 14.00 30 ноября. Пресс-служба православной службы помощи «Милосердие» /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5315207...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010