Согласно Типикону, допускается произнесение мирянами некоторых священнических возгласов и молитв: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Свят Господь Бог наш…», «Бог Господь и явися нам…». Эти относительно простые правила применимы ко всем богослужениям, кроме главной службы суточного круга — Божественной Литургии. Без священника эта служба не совершается вовсе, а заменяется специальным чинопоследованием, называемым «Изобразительны» (в просторечии — «обедница», то есть служба, заменяющая Литургию — «обедню»). Современная практика прочно закрепила включение в состав обедницы изменяемых частей Литургии (таких как тропарь праздника, чтение Священного Писания с прокимном и аллилуиарием, блаженны, праздничные антифоны и др.) Объем этих включений и способы их вставки в службу Изобразительных имеют широкие вариации; единых правил на этот счет пока не выработано. Актуальность мирянского богослужения и необходимость его осмысленной унификации озвучивалась в последние годы на самом высоком церковном уровне. Однако составление мирянских служб и по сей день носит характер широкого и не слишком упорядоченного движения «снизу». Предлагаемые вам чинопоследования часов и обедницы «на ряду» предназначены для мирянского богослужения в определенный воскресный или праздничный день. Накануне каждого из таких дней мы планируем выкладывать новые тексты соответствующих служб. Службы составлены по тем же правилам, что и мирянские богослужения пасхального периода с официального сайта Московской Патриархии (выложенные весной текущего года во время жестких карантинных ограничений «первой волны»). Включенные в службу фрагменты Литургии составлены по Богослужебным указаниям Московской Патриархии (и частично заимствованы из открытых источников). Дизайн последований позволяет использовать их как в частной, так и в коллективной молитве (например, в формате видеоконференции). Для второго случая предусмотрена разбивка текста на «роли» чтеца, хора и общенародного пения (хотя для чина Изобразительных такое деление нужно признать весьма условным). Выделенные красным цветом и особым шрифтом уставные пометки не предназначены для чтения, но могут пригодиться для повышения литургической грамотности.

http://blog.predanie.ru/article/samoizol...

Как видно, св. Симеон отождествляет претворение и жертвоприношение. Следовательно, если бы на Литургии Преждеосвященных совершалось бы преложение Даров, она была бы Жертвой. Но св. Симеон это прямо отрицает. Так, обсуждая уходящую в прошлое практику совершать службу Преждеосвященных в Великий Пяток, св. Симеон пишет : «И как в Его божественном теле чрез страдания была принесена тогда жертва, то и нет нужды в Великий Пяток совершать нам Литургию в воспоминание страстей Его, когда Он сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же Преждеосвященные Дары и совершать их Литургию предано». Итак, если преложение в Тело и Кровь — это жертвоприношение, а служба Преждеосвященных — нет, то невозможно, чтобы преложение вина в Кровь происходило на Преждеосвященной, согласно св. Симеону. Обсуждаемая нами статья «Еще раз к Литургии…» согласна с тем, что служба Преждеосвященных — не Жертва, и дает этому такое обоснование : «Но, по нашему мнению, в данном случае Жертва и не приносится – именно в условиях совершения данного богослужения происходит как бы умножение Того, Что уже есть от полной Литургии». Теория «умножения» нуждается в отдельном разборе, пока остается лишь выразить недоумение относительно того, как связаны части предложения. Ведь, как мы видели, Жертва, или заколение, возникает в результате преложения незакланного (вина) в закланное (Кровь) — и это никак не зависит от того, есть ли они уже где-то поблизости. Ведь и во время полной Литургии дарохранительнца содержит запасные Св. Дары, так что их появление на алтаре после призывания Св. Духа тоже можно описать как «умножение». Можно надеяться, что в последующих статьях — если они нас ожидают, — автор развернет свою аргументацию более подробно. Перейдем теперь к собственно литургическому контексту. Тут некоторый интерес для реконструкции мысли св. Симеона может представлять описываемая им практика причащения отшельников: «Вопрос. Мы знаем, что монахи в пустынях приобщаются одни. Следует ли делать это и как приобщаться?

http://bogoslov.ru/article/6028886

Утрени бывают: полиелейная – служится при , , и ; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня – при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба;служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты. Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя). Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало...» Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение. «И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы. Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нужно ли доказывать, что при обеих этих «установках» служба как целое – и в каждой своей части, и в их соподчиненности и согласованности – недоступна пониманию молящихся? В первом случае понять ее могут лишь те, кто ее непосредственно «ведет» и потому способен уловить и оценить тонкости всех сочетаний и «обозначений»; во втором же понимание вообще не считается необходимым или даже желательным и вся служба сводится к отдельным – доступным и потому любимым и музыкально «оформленным» – моментам. Но как раз в этом непонимании богослужения, исключающем и подлинное участие в нем, в этом разрыве между алтарем и клиросом, с одной стороны, и молящимися, с другой, я и усматриваю кризис нашей богослужебной практики и, больше того, одну из главных причин падения церковности вообще. Ибо утверждается, и совершенно правильно, что в богослужении заключена и раскрывается полнота нашей веры, что оно и есть источник нашей церковной жизни и богословия и духовности, а вместе с тем богослужение совершается так, что оно не только ничего не раскрывает, но само же и приучило верующих молиться своей частной, индивидуальной молитвой «под» то или иное пение или чтение, лишь изредка вырывая из него отдельные любимые моменты: «Херувимскую», «Ныне отпущаеши», «Величит душа моя Господа» и т.д. И нередко можно встретить человека, «обожающего» службы Страстной недели и отрицающего Воскресение Христово в теле, любящего воскресную всенощную за ее «уют», «полумрак» и «интимность» и не подозревающего, что она вся насквозь имеет пасхально-победный смысл... Ревнители устава часто сокрушаются о литургической безграмотности мирян, об их равнодушии к смыслу и богатству службы. Но откуда и как они могут этот смысл постичь? Что «раскрывается» в нашей полуторачасовой всенощной, в которой «обозначена» всенощная древних времен? Откуда знать, что отпуст изобразительных в среду Великим постом относится к этому дню, а отпуст Литургии Преждеосвященных Даров через час в то же утро относится уже к четвергу, ибо когда-то эта служба служилась вечером? Что кроме номинализма и пренебрежения самым смыслом службы может раскрыть повсеместное у нас служение утрени с вечера, к чему прибавляется иногда служение вечерни утром? Почему при «говении» лучше приобщаться на «полной» литургии, а не на Литургии Преждеосвященных Даров, тогда как в любом учебнике можно узнать, что Литургия Преждеосвященных Даров только для того и установлена, чтобы не лишать христиан причастия Постом и что другого смысла она иметь и не может, так как Православной Церкви чуждо поклонение Святым Дарам вне литургии, то есть вне причастия? Короче говоря, что может «раскрыться» от сущности православной веры простому верующему при быстром и монотонном чтении повернутого к нему спиной (или часто отделенного от него оградой клироса) человека при ничем не обозначенных переходах из Октоиха в Минею, из Минеи в Триодь и т.д.? Да, ученому-литургисту, богослову, знатоку, любителю раскрывается очень много.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   Неодинакова была и практика чтений в III в. на утреннем богослужении, сливавшемся с подготовительной частью литургии. Как мы видели, «Завещание» указывает для этого богослужения чтения из пророков и «прочих», а затем евангелие. Апостольские Постановления заключают уже более сложную и определенную практику чтений: они указывают два ветхозаветный чтения: из закона и пророков, и два или три новозаветных из Деяний, посланий и евангелий; сирийская и халдейская литургии чтения из Деяний иногда заменяют чтениями из соборных посланий; армянская имеет одно пророческое чтение пред посланиями апостольскими; коптская и эфиопская литургии не имеют ветхозаветных чтений, но пред евангелием имеют три чтения из Н.З. в след. порядке: из посланий Павловых, соборных и Деяний. Из взаимного влияния и соединения этих видов практики и возникла наша теперешняя, по которой ветхозаветные чтения отнесены исключительно к вечерне, новозаветные – к литургии, а утреня, как служба близкая по времени к литургии, оставлена без чтений, исключая иногда евангелие.    Надо заметить, что исключая Тертуллиана, другие памятники III в., на говоря о составе утреннего Богослужения, подготовительную часть литургии, слившуюся в Завещании с утреней, представляют приблизительно в таком же виде, как «Завещание». Так, арабская Дидаскалия (т.е. арабский перевод «Завещания» для коптской церкви) говорит о подготовит. части литургии в следующих двух местах: «место для крещения должно быть сбоку церкви, чтобы оглашенные, которые в нем, имели (с. 92) возможность слушать перикопы и гимны духовные и псалмы, которые говорятся в церкви». Епископ «начинает служить литургию по чину и именно так. Сначала скажет благодарение, затем, когда весь народ сидит, сделает им объяснение слова, т.е. свящ. книг, и учит их покаянию (обращению), как прилично, и пути честности. Затем пусть говори псалмопение из книги псалмов, их поэтов сентенций, от мудрых благодати; и весь народ с пониманием и страхом это слушает, и с сокрушенным сердцем следует этому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

90 При большом стечении народа, в другой части храма ставится еще аналой с праздничной иконой, и туда из алтаря выходит другой (если есть) священник с небольшим («требным») Евангелием. Тем самым многие неудобства устраняются и на лобзание верующими Св. Евангелия уходит меньше времени. 95 Или напевом ирмосов канона, или иным напевом; в некоторых храмах это песнопение поют вместе с народом. 106 Как уже было сказано, по традиции служба 3–го и 6–го часа предваряет службу Божественной литургии, и совершается во время служения в алтаре проскомидии (см. чинопоследование литургии). Поэтому в нынешнее время колокольный звон к службе часов заменяется колокольным звоном к Божественной литургии, хотя издревле Церковный Устав постановил перед службами часов совершать особенный (ныне сохранившийся в Великом посту) звон. Перед 3–м часом полагается благовестить во вседневный колокол, а затем «часить», т. е. ударять перед началом каждого часа (3–го – три раза; 6–го – шесть раз и т. д.) в тот же колокол. 107 Соблюдая при этом чин входа в храм, в алтарь и облачения в епитрахиль и поручи, искони принятый в храме и епархии (см. указания об этих чинах в начале чина малой вечерни и чина всенощного бдения). 108 Если в это время он готовится совершать проскомидию (или уже совершает ее), то он произносит этот возглас из алтаря, стоя перед св. престолом, если же служба часов совершается не во время совершения проскомидии, то – на солее, перед царскими вратами, и остается там до возгласа «Яко Твое есть Царство...», после которого уходит в алтарь. 109 Это может быть чередной чтец, совершающий все службы суточного богослужебного круга, или особый чтец, назначенный настоятелем к чтению именно 3–го (или 3–го и 6–го) часа. 112 Если в данный «день служится служба двум святым (малым), то на 6–м часе читается тропарь второму. 113 Таковой порядок не указан в Служебнике, но наблюдается в большинстве Церквей России и греческого Востока. По служебнику же, входные молитвы читаются прежде входа в алтарь, причем священник в епитрахиль не облачается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

У нас почти нет таких гробниц, какие были в древности, на востоке, и какие имеет в виду Типикон. Те усыпальницы были местом погребения, но не были храмом, в них не было святого престола, в них не совершалась божественная литургия. Поэтому в отношении строя богослужения, иногда совершавшегося в них, они приближались к келии, к дому, куда ведь тоже переносятся иногда из храма некоторые службы. У нас на кладбищах святые храмы, освященные по особому чину, имеющие святые престолы, на которых совершается Божественная литургия, самым своим названием показывающая, что она есть служба по преимуществу общественная. А там, где храм, где Литургия,— там должны быть и все остальные общественные службы, как находящиеся в неразрывной связи с ней и в качестве ее необходимого предварения, причем они должны совершаться точно по руководству Церковного Устава. Поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в храме, хотя бы и кладбищенском. Так, например 2-го февраля, если случится в субботу мясопустную, в усыпальнице, на могилах может быть совершена заупокойная служба, разумеется, без всяких праздничных добавлений. В храме, даже кладбищенском, должна быть служба праздника Сретения точно по Уставу, обязательному для всех православных храмов, значит, без внесения в нее каких-либо и самых малейших заупокойных добавлений.    Но так как наши кладбищенские храмы имеют все же особое, специальное назначение, то и строй службы в них может иметь некоторые особенности. Только эти особенности не должны быть в противоречии с основными положениями Церковного Устава. Ради специального характера кладбищенских храмов может быть допущено лишь некоторое применение Церковного Устава, но не игнорирование, не искажение его:    Как известно, Церковный Устав предусматривает возможность совершения в один и тот же день одной и той же службы в разных храмах с разной торжественностью. Так, например 16 августа Устав назначает службу со славословием, а затем делает оговорку: аще храм Нерукотворенного образа или аще изволит настоятель творим бдение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Начинаем с тех дней, кои не имеют в Месяцеслове знака, и перейдем, по порядку, к праздникам, называемым малыми, средними, великими, от краткого и менее торжественного богослужения круга годичного к продолжительному и более торжественному. Дни богослужения, кои в Типиконе не имеют никакого праздничного знака, отличаются тем, что в эти дни поются стихиры (т. е. на вечерне на «Господи, воззвах») на 3-ри, то есть, на 3-ри из Минеи. С ними соединяются стихиры на 3-ри из Октоиха, канон же на утрени на 4-ре (Тип., 47 глава), то есть, на 4-ре из Минеи. С ними соединяются тропари канонов из Октоиха на 10-ть. В последованиях Месячной Минеи 793 на дни, не имеющие праздничного знака, большею частью содержатся три стихиры на «Господи, воззвах», и канон в каждой песни до 4-х тропарей. Но, кроме указанных песен, последования этого разряда имеют еще и другие. Типикон же на них но указывает потому, что они по составляют принадлежности каждого последования, находятся не во всех последованиях. h11 Праздники малые Малые праздники, которые в Богослужебных книгах имеют черный знак, отличаются тем, что они имеют на «Господи, воззвах» стихир на 6-ть из Минеи, на утрени канон на 6-ть, то есть, на 6-ть из Минеи. Эти дни святых, со знаком черным, имеющие стихир на «Господи, воззвах» на 6-ть, канон на 6-ть, называются «шестеричными святыми» 794 или «святыми на шесть». Стихиры на шесть именуются «шестерик» 795 . О праздниках со знаком черным сказано в Типиконе, что на «литургии», «по чину устава», Типикон разумеет под этим то, что: а) из Минеи иногда 3-я, а иногда 3-я и 6-я песни канона читаются на 3-м антифоне литургии; б) если положено читать Евангелие Святому на литургии, то в Минее бывает прокимен, аллилуиарий, причастен. 5-го сентября совершается служба пророку Захарии и св. праведной Елизавете. И в месячной Минее находятся сим святым две службы. До XVIII же века в Православной и Русской Церкви не было 5-го сентября празднования праведной Елизавете. В славянских, как и греческих, богослужебных книгах указано было празднование только пророку Захарии. Ему одному (без Елизаветы) и правилась служба 5-го сентября 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

— Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен… А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях? — С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном. Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня. В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально. В этом году, слава Богу, было полегче. Что особенно впечатлило в этот раз — физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники. И это — основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем. Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли. Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, — к сожалению, меньшинство. А основная масса — это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий.

http://pravmir.ru/nochnaya-sluzhba-na-ro...

С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 128), без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 302) устав на 11 дек. описан кратко: служба совершается как обычно, на вечерней стиховне указан самогласен святого. В слав. студийских Минеях также приводится этот самогласен, др. праздничных элементов служба не имеет и включает седален, 3 стихиры-подобна и канон ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 36). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 336) служба в день памяти Д. С. имеет ряд черт, характерных для праздничного богослужения: на утрене поется «Бог Господь» и тропарь святого Υπομονς στλος γγονας (        ), стихиры Д. С. на «Господи, воззвах» и канон Д. С. на утрене поются на 6 гласов, на стиховне после 2 стихир Октоиха - самогласен Д. С., указаны прокимен, аллилуиарий и причастен литургии. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 69) дано лишь краткое описание службы, на утрене поется Аллилуия одновременно с тропарем Д. С. (того же, что и по Евергетидскому Типикону; т. о., тропарь святого заменяют обычные для службы с Аллилуией троичны). После смены Студийского устава на Иерусалимский состав службы Д. С. не изменился. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на память Д. С. 11 дек. указано пение тропаря святого, а также самогласного славника на «Господи, воззвах», на литургии - общая служба преподобным. Такой же устав выписан в слав. списках Иерусалимского устава XV в. (обычно без указания литургийных чтений). В списках XVI в. устав 11 дек. меняется в зависимости от дня недели: если 11 дек. попадает на понедельник, среду или пятницу, на утрене поется Аллилуия с троичнами, а тропарь и самогласен на вечерне Д. С. отменяются; в др. дни на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь и самогласен. Такой же устав сохраняется в дониконовских печатных изданиях. Первопечатный рус. Типикон (М., 1610) указывает еще один самогласен Д.

http://pravenc.ru/text/171316.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010