Славословие великое. Великим славословием называется песнопение «Слава в вышних Богу», которое на утрени поется, а не читается, которое оканчивается словами: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Когда великое славословие не поется, а читается на утрени, тогда оно оканчивается молением: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Согласия. Выражения: «молитвы согласия», «согласия» – означают те молитвы, которые читают иерей и архиерей на литургии при пении антифонов, в этих молитвах, между прочим, молятся так: «Иже общая сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни» и т.д. Названием «согласия» обозначается и само антифонное пение. Со славным. Выражение «стихиры святаго со славным 4» означает, что в число четырех стихир входит и та, которая положена (в Минее) на «Слава». Со славословием святой. Святым «со славословием» именуется тот, служба которому обозначается в богослужебных книгах следующим знаком: красным. Празднество таковому святому принадлежит к малым первого разряда, в Типиконе эти праздники отличаются следующим образом: «на вечерни кафизма обычная (т.е. не антифон 1-й кафизмы), на «Господи воззвах» стихиры на 6 (т.е. Минеи), на утрени канон на 6 (т.е. из Минеи) и славословие великое и прочая служба по Уставу». Отличие этого праздника от имеющих знак черный то, что на утрени праздника с знаком красным поется (а не читается) великое славословие. Служба. Службою в богослужебных книгах называется и полный состав всякого отдельного богослужения, например, божественная служба литургии, и собрание одних изменяемых молитв для вечерни, утрени и прочих богослужений известного дня седмицы или дня года. Таким образом, слово «служба» заменяет собою слово «восследование», «последование» (см. Восследование). Статии 17-й кафизмы. Части семнадцатой кафизмы называются «статиями», т.е. «стоянием» (στσις – означает «стояние»), так как эту кафизму иногда указывается петь и во время пения полагается стоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Доведши таким образом детей до сознания, что в 1-м члене мы выражаем веру в Промысл Божий, когда Бога называем «Вседержителем», учитель заставляет еще детей объяснить, что разумеется «под небом», под «видимым и невидимым». Дети старшего и среднего отделений без труда это объясняют, а дети младшего отделения вспоминают данное уже им на уроках объяснение, что под «небом», созданным «в начале», нужно разуметь и ангелов, которых нельзя видеть человеку глазами. Конспект урока по изъяснению Богослужения в старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Житомире 11 июля 1911 года    Предмет урока — вступительные сведения о литургии и объяснение литургии оглашенных до малого входа включительно. Главным образом учитель занимается со старшим отделением, привлекая к участию в работе и среднее.    Учитель начинает с вопроса, какие церковные службы детям известны. Дети пересчитывают почти все службы, частью сами, частью при помощи учителя (например, что читают пред обедней, за какой службой дети бывают в Пасху в 12 часов ночи, какая служба бывает всегда в полночь и т.д.). Затем учитель спрашивает, какая главная из всех служб, и, получив ответ, что самая главная — литургия, заставляет детей объяснить, почему она — главная. Дети старшего отделения говорят, что на литургии совершается таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых (детей среднего отделения учитель при этом спрашивает, за какой службой они причащаются) и потому литургия самая важная служба. Учитель дополняет сказанное указанием на то, что остальные службы только «подготовительные» к литургии. Выясняя это название, учитель спрашивает детей, пошли ли бы они в гости, не умывши лицо, руки, не причесавши волосы, не почистивши загрязненную одежду и т.д., — что нужно сделать сначала? Дети отвечают, что сначала нужно вообще подготовиться. — «Не тем ли более нужно подготовиться к литургии? И вот для этого подготовительные службы».    «А вспомните, как вы подготовляетесь к литургии, когда причащаетесь, прямо ли к обедне приходите?» Учитель нарочно спрашивает это, чтобы выяснить, как худо следовать укоренившемуся в Малороссии обычаю приходить к Святому Причащению во время уже литургии и иногда почти прямо во время самого причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Со временем я перешел в другой храм – Всех Святых в Красном Селе. Я был его постоянным прихожанином примерно пять лет и опыт духовной жизни приобретал в основном там. На всех пасхальных службах я был именно в этом храме. Службы там были характерны тем, что, прежде всего, они были долгие. Пасхальная литургия заканчивалась под утро. Расходились часов около семи. Тогда мне казалось, что только так и может быть, но и к этому, разумеется, надо было привыкнуть, приучить себя, что было непросто сделать, исходя из моего нецерковного прошлого. Я доныне питаюсь полученным тогда духовным зарядом. Служба была полностью уставная. И канон пелся так: стихи канона повторялись по несколько раз. Некоторые недоумевают: зачем эти повторения на службе и каждый день одно и то же? Уставная служба как раз дает понимание, для чего нужны повторяющиеся элементы богослужения. Повторения служат тому, чтобы божественные истины, в которых и заключается суть содержания богослужения, могли задержаться в сознании молящегося, захватив его разум и чувства, и стать частью его бытия. Тогда содержание службы легче становится понятным, органичным, не навязанным тебе, но чем-то очень родным. Для начинающего христианина, если он молод и здоров, нужно попробовать просто смириться, потерпеть боль в ногах, пережить усталость. И в дальнейшем все станет для него привычно и естественно. Безусловно, для уже зрелого или, тем более, пожилого человека это бывает сделать труднее. Тогда эти богослужения были для меня не только насыщены духовным содержанием, но и воспитывали меня. Потому что просто отстоять на службе можно час или два, но когда служба длится 3-4 часа и более, ты уже не ждешь, когда она закончится. И волей-неволей втягиваешься в происходящее. И хотя простой молящийся прихожанин в основном не поет и никаких действий не производит, при углубленном, внимательном отношении к службе он все же становится ее участником. Что и является одной из главных целей прихожанина во время литургического, т.е. общественного, богослужения.

http://pravmir.ru/my-zhdem-pasxalnuyu-sl...

Шаббат. 119b; ср.: Танна де-вей Элияху. 20). III. Мусаф - дополнительная служба в субботу и праздники, совершаемая в воспоминание дополнительного жертвоприношения в храме (Числ 28. 9-10). Время молитвы Мусафа точно не установлено, а потому ее можно читать весь день (Мишна. Берахот. 4. 1; Тосефта. Берахот. 3. 1, 3; Вавилонский Талмуд. Сукка. 53a). Нек-рые раввины полагали, что Мусаф надо читать только в миньяне, другие считали его обязательным для всех (Мишна. Берахот. 4. 7; Вавилонский Талмуд. Берахот. 30a-b). В субботу и праздники Мусаф читается сразу же после недельного чтения Торы и хафтарот. Служба начинается с Хаци-Каддиша. Далее следует Амида с 7 благословениями (от обычной Амиды отличается только срединное благословение; на Рош ха-Шана вставляется не одно, а 3 благословения). Кедуша Мусафа имеет вставку Шма (Втор 6. 4), к-рая появилась в VI в. (Саадия Гаон и Маймонид требовали ее исключить; их позиция отражена, в частности, в йеменских литургических книгах). IV. Неила. В Йом Киппур и дни поста после Минхи читается предвечерняя служба Неила (завершение) (от Неилат Шеарим - закрытие храмовых врат) (Мишна. Таанит. 4. 1; Вавилонский Талмуд. Таанит. 26b; Йома. 87b; Иерусалимский Талмуд. Таанит. 4 (167c); Берахот. 4. 1 (7b-c); Йома. 8. 8 (45с)). В древности эта служба читалась за час до захода солнца во все посты и завершала дневные службы маамадот. В Йом Киппур она читается в сумерках, вплоть до полуночи. Состоит из псалмов «Ашрей», Амиды с 7 благословениями, исповедания грехов и 2 покаянных молитв. С этой службой обычно соединяется чтение селихот. В финале произносится литания «Авину Малкену» (Наш Отец, наш Царь) (Вавилонский Талмуд. Таанит. 25b) и Каддиш, а затем Шма, благословение «Барух Шем» (Благословенно Имя) и возглас 3 Цар 18. 39. Завершается служба однократным звуком шофара. V. Арвит (Маарив). О вечерней службе в Мишне содержится мало сведений (впервые она упом. в Мишне (Берахот. 4. 1)). В Иерусалимском храме после закрытия врат жертвы не приносились. В это время было принято проводить домашнюю (или общинную) трапезу.

http://pravenc.ru/text/1237769.html

3 Лица, совершающие богослужения, и священные облачения их : – Какие лица имеют право совершать церковное богослужение? В чем состоят особенности служения диакона, священника и епископа? Как называются разные чины диаконов, священников и епископов? Как называются диаконы и священники, монашествующие? Какие одежды даются диакону? Какое значение имеют эти одежды? Какие особенные одежды даются священнику и епископу? Что они означают? Какие знаки отличий даются епископам и священникам? Кроме священнослужителей, какие еще лица служат при церкви? В чем состоят обязанности церковнослужителей? Какая священная одежда дается им? 4 Важнейшие праздники : – Какие дни называются праздниками? Чем отличается церковная служба в эти дни? Какой праздник почитается самым главным? Какие дни принадлежат к двунадесятым праздникам? Какие особенности в богослужении праздников: Крещения Иисуса Христа, Входа Его в Иерусалим и Воздвижения Честного Креста? В какие еще дни совершается служба по чину вели ких праздников? Как называются эти дни? В каких церковных песнях изображается сущность и значение праздников? 5 Посты православной церкви : – Какие дни называются постами? Какие посты однодневные? Какие многодневные? Для какой цели установлены посты? Какие особенности в богослужении Страстной недели? 6 Сведения о всенощном бдении : – Какая церковная служба называется всенощным бдением? Что называется вечерней? Из каких молитв и песнопений состоит вечерня? Какие события воспоминаются в службе вечерни? Какая особенность бывает на праздничной вечерне? Какая церковная служба называется утреней? В чем состоит первая часть её? Какое событие на ней воспоминается? Чему посвящена вторая часть утрени? Какая особенность бывает в этой части на праздничной утрене? Из чего состоит третья часть утрени? 7 О литургии : – Какое церковное богослужение называется литургией? Как еще называется эта служба? Что воспоминается во время её совершения? На сколько частей разделяется она? Почему первая часть литургии называется проскомидией? Что значит слово проскомидия? Что приносится на проскомидии? Сколько берется просфор? Для чего употребляется первая просфора? Куда кладется часть, вынутая в воспоминание Христа? Как эта часть называется? Почему она называется агнцем? В честь кого вынимается часть из второй просфоры? Куда кладется эта часть? Для чего употребляется третья, четвертая и пятая просфоры? Куда полагаются части, вынутые из этих просфор? Что еще приносится на проскомидии кроме хлеба? Куда вливается вино? Чем покрываются дискос и потир? О чем молится священник, приготовив дары для таинства? Что напоминает проскомидия из жизни Христа? Что делают стоящие во храме во время совершения проскомидии?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Идеал православного христианского Богослужения заключается в том, как мы это неоднократно подчёркивали, чтобы все молящиеся принимали в нём участие, ибо из самого текста нашего Богослужения видно, что на возгласы священнослужителя должны отвечать все молящиеся («мы» или «людие», как указано в наших богослужебных книгах). А поскольку трудно и даже невозможно требовать от всех, чтобы все знали наизусть все наши церковные песнопения, то неизбежно пользование книгами, для каковой цели именно и издан наш так называемый Великий Сборник». Вышедший первым изданием. ещё на Карпатской Руси, где именно сохранился этот обычай древности – всем петь за Богослужением. 188. ВОПРОС: Можно ли служить панихиды, акафисты и молебны ещё до отпуста литургии, сразу после заамвонной молитвы? ОТВЕТ : Совершенно недопустимо. После заамвонной молитвы, по уставу совершается только заупокойная лития (но никак не полная панихида) да ещё некоторые указанные уставом чины, как напр., великое освящение воды на Богоявление. Молебны, акафисты и панихиды должны совершаться только после отпуста Божественной литургии. 189. ВОПРОС: Может ли католик причащаться, по своему усмотрению, и у нас и в католической церкви? ОТВЕТ : Никак не может. Причащать Св. Христовых Таин можно только того, кто сознательно присоединился к Св. Православной Церкви. Римо-католиков взрослых мы присоединяем по третьему чину, то есть через исповедь, отречение от заблуждений римско-католического исповедания и причащение Св. Христовых Таин, после чего, конечно, присоединённое таким образом к Св. Православию лицо уже нигде не может и не должно причащаться, кроме Св. Православной Церкви. Над детьми, крещёными в католичестве (до 12 лет), должно совершать предварительно ещё Миропомазание. 190. ВОПРОС: Может ли священник, по своему усмотрению, сократить Богослужение, как например, упразднить литию, когда она положена по уставу, и считается ли это большим упущением? ОТВЕТ : Сокращение Богослужения – в наше время очень больной вопрос. Правда, в Уставе есть замечание, на которое многие любят ссылаться: «Аще настоятель изволит» , – но если мы разберёмся, в каких случаях это замечание употребляется, то увидим, что это замечание относится не к праву сокращать Богослужение, а наоборот – расширять Богослужение – делать его более торжественным, а, следовательно, и более продолжительным. Например: в целом ряде случаев, на ряду, в начале Богослужения, в дни, когда положена служба повседневная, указано: «АЩЕ НАСТОЯТЕЛЬ ИЗВОЛИТ, ТВОРИМ БДЕНИЕ», то есть: положена служба обычная, будничная, но, если настоятель хочет, можно совершать торжественное праздничное всенощное бдение. Но нигде мы не найдём, чтобы, по воле настоятеля, а тем более, по воле псаломщика, регента или церковного старосты (как это теперь нередко бывает!), можно было сокращать Богослужение, делать его менее торжественным, нежели это положено по уставу, как например выбрасывать литию из бденной службы, непременной составной частью которой лития всегда является.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

200 на об.). Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 3 и 4 седмицы Великого поста и в пяток 23 числа почему-либо не будет литургии преждеосвящ. даров (Тип., л. 200 на об.). Примечание. Если предпразднство Благовещения случится во вторник 5 седмицы, то служба его переносится на понедельник 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. Во вторник же в этом случае поется великий канон. Примеч. 1. Если предпразднство Благовещения случится в четверток 5 седмицы, то служба его переносится на среду 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. В четверток же поется великий канон. Примеч. 2. По изложенному в этой графе уставу богослужение отправляется и в том случае, если предпразднство случится в четверток 3 и 6 седм., а накануне его, 23 марта, почему-либо не совершается литургии преждеосвященных даров. Примечание. Если предпразднство Благовещения случится в Лазареву субботу, то служба его переносится на четверток 6 седмицы 22 марта, и отправляется так, как изложено в сей графе. В воскресенье, в первом случае 23 марта, а во втором 22, на вседневной вечерни (Тип., л. 201 и на обор.). На вечерни, следующей за изобразительными, в первом случае в понед. 23 марта, во втором во вторник 23 марта, в третьем во вторник же 22 марта, в четвертом – в четверток 23 марта и в пятом – в среду 23 марта (Тип., л. 200). На вечерни, следующей за изобразительными, 23 марта, в первом случае во вторник, а во втором – в четверток (Тип., л. 201 на обор.). В среду, в первом случае 23 марта, а во втором – 21, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Типик., л. 200). В среду, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Тип., л. 201 на обор.). В пяток, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров. В пяток, 23 марта, на вечерни, следующей за изобразительными. Кафизмы нет, потому что в неделю вечера кафизма не глаголется. Обычная кафизма и малая ектения. Рядовая кафизма и малая ектения. Обычная кафизма с малыми ектениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., в день предпразднства служба происходит с теми же особенностями, что отмечены и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Вечером в среду праздничная вечерня со входом и паремиями, на паннихис повторяется канон предпразднства. На утрене поется «Бог Господь» с тропарем праздника, стихословятся 2 кафизмы Псалтири, полиелей, степенна 4-го гласа (1-й антифон), прокимен из Пс 46, Евангелие Мк 16. 9-20, после Евангелия сразу указан Пс 50. На каноне отменяется стихословие библейских песен; в конце утрени поется великое славословие . Служба на литургии такая же, как предписывается в Студийско-Алексиевском Типиконе. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Софии в Охриде (Македония). 40-е гг. XI в. Вознесение Господне. Роспись ц. Св. Софии в Охриде (Македония). 40-е гг. XI в. На вечерне в день праздника поется только последование В. Г. (если нет памяти великого святого), отменяется стихословие Псалтири, бывает вход, поется прокимен из Пс 113; на утрене в пятницу 6-й седмицы по Пасхе также отменяется стихословие Псалтири, поется канон праздника и святого с библейскими песнями. На литургии пятницы повторяются праздничные антифоны и чтения В. Г. В др. будние дни попразднства соединяются последования праздника, дневного святого и Октоиха; на литургии - изобразительные антифоны (на блаженнах - 9-я песнь из трипеснца дня, кроме субботы 6-й седмицы, когда поется 9-я песнь канона В. Г. 4-го гласа), прокимен, аллилуиарий и причастен - В. Г. (в среду и четверг 7-й седмицы поются прокимен и аллилуиарий дня, только причастен - праздника). В пятницу 7-й седмицы по Пасхе, день отдания В. Г., поется только последование праздника без входа на вечерне и полиелея и великого славословия на утрене; на литургии - изобразительные антифоны (на блаженнах - 9-я песнь трипеснца дня), прокимен и аллилуиарий - В. Г., чтения - дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 584-592). В афоно-италийских редакциях Студийского устава богослужение праздничного цикла В. Г. описывается сходно с Евергетидским уставом. На утрене праздника рядовое стихословие Псалтири заменяется особыми праздничными антифонами из стихов Пс 46, 56, 22 и 23 (такие антифоны составляют особенность афоно-италийских редакций устава). Для праздничной литургии могут указываться как изобразительные, так и праздничные антифоны.

http://pravenc.ru/text/155108.html

Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. И на воскресный день попадает праздник; это может быть и Господский двунадесятый праздник, и Богородичный праздник, или память святого, поэтому рассматривать просто одно воскресное богослужение невозможно, обязательно его нужно с чем-то соединить. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся воскресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскресный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преображение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в системе Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает. Воскресный день – это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе 6-го гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...» Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше...» – яркий пасхальный текст – стоит в центре воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Текущее расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса можно найти на сайте храма. Текущее расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса можно найти на сайте храма . Адрес храма: ул. Новослободская, д.58, стр. 5 (ближайшее метро – «Новослободская» или «Савеловская»). См. схему прохода от перекрестка улицы Новослободская и Вадковского переулка. Как правило , богослужения в храме совершаются согласно следующему распорядку. Время богослужений: Дни богослужений: В субботу (а в период летних отпусков – в воскресенье) после Литургии могут также совершаться молебен и панихида. Как правило, дважды (в какие-то из суббот) в период Великого поста совершается соборование. Исповедь совершается вечером (как во время богослужения, так и после него). Исповедь утром во время литургии допускается только при наличии уважительной причины (например, мама с маленькими детьми) и по благословению настоятеля. Подробная исповедь утром может происходить только в период Великого поста во время чтения великопостных часов перед Литургией Преждеосвященных Даров. Текущее расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса можно найти на сайте храма . Словарь «Правмира» — Богослужение, служба, Литургия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 ноября, 2013 25 мая, 2011 20 января, 2011 16 сентября, 2010 19 августа, 2010 23 июня, 2010 23 сентября, 2009 14 августа, 2009 12 августа, 2009 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/raspisanie-bogosluzhen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010