12 февраля, в день памяти трех вселенских великих учителей и святителей, отец Николай был допрошен. На вопросы следователя священник ответил: «С политикой советской власти, являющейся властью безбожной, я расхожусь, но молюсь за то, чтобы Бог просветил ее. По отношению к советской власти, которая поносит имя Божие, я являюсь противником. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показываю: никакой агитации против колхозного движения я не вел, никаких провокационных слухов я не распространял. Виновным себя признаю в том, что в религиозном вопросе я являюсь противником советской власти. Еще признаю себя виновным в том, что отказался подписать протокол описи имущества, а вместо подписи написал, что это есть гонение на меня, как на священнослужителя». 25 февраля 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника Николая Голышева к пяти годам заключения в концлагерь в Сибирь. По отбытии наказания отец Николай вернулся на родину и продолжал служить в Никольском храме. Отец Николай много и долго молился дома, стоя на коленях с воздетыми руками. Особенно батюшка любил Псалтырь. Имея большое усердие к богослужению, ревностный пастырь порой даже в полном одиночестве совершал службу, за что нередко получал упреки со стороны жены: «Зачем служить, если в храме никого нет?» «Служить Богу – моя святая обязанность», – отвечал отец Николай. На праздники и во время постов, когда много богомольцев приходило в храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, отец Николай подолгу исповедовал их после вечернего богослужения. Пришедшие из дальних деревень могли найти ночлег в церковной сторожке, где жил сам батюшка. Матушка для таких богомольцев готовила что-нибудь поесть. При наступлении Страстной седмицы отец Николай имел благочестивый обычай ничего не вкушать с Великого Четверга и до самого дня Светлого Христова Воскресения. Доброта и бескорыстие отца Николая были исполнены христианского смирения. Он помогал косить траву одиноким престарелым женщинам. Бывало, дадут ему рубль за работу, а он его незаметно под скатерку положит. Такая нестяжательность вызывала непонимание в семье: в те тяжелые времена они сами были вынуждены продавать или закладывать свои вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 вересня 2010 р. 16:46 В.Р. Легойда: В Москве строят церкви шаговой доступности [Ihmepb " ю] В Москве в ближайшие годы будут возведены 200 новых православных храмов. О планах Церкви, поддержанных властями российской столицы, в интервью газете «Аргументы и факты» рассказывает председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. 16 серпня 2010 р. 11:05 знайшли «життя вдосталь» [Ihmepb " ю] Про те, як шанування в в " ю порталу «Православ " я Донського монастиря, голова Синодального з козацтвом Павлово-Посадський Кирил. 12 липня 2010 р. 11:26 Епископ Антоний (Пантелич): «Я надеюсь, что связи между Сербией и Россией будут укрепляться» [Ihmepb " ю] Накануне престольного праздника храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот настоятель прихода епископ Антоний (Пантелич), представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате дал интервью сайту «Татьянин день». Владыка рассказал о том, как живет русско-сербская община подворья, в чем разница между приходом в России и Сербии и что для него главное в жизни прихода. 3 травня 2010 р. 15:30 «Я вспоминаю о нем каждый день…» [Ihmepb " ю] 3 мая исполнилось 20 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена (1910-1990). В связи с памятной датой портал Патриархия.ru публикует интервью с протоиереем Николаем Соколовым, настоятелем храма святителя Николая в Толмачах, хорошо знавшим приснопамятного Предстоятеля и сохранившим о нем добрую и светлую память. 30 березня 2010 р. 16:00 Протоиерей Владимир Воробьев: В Страстные дни Господь Сам берет наше сердце в Свои руки [Ihmepb " ю] Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе протоиерей Владимир Воробьев рассказал корреспонденту портала «Православие и мир» о смысле происходящего в дни Страстной седмицы в храме, о богослужении Страстной седмицы, о подвиге исповедников и Пасхе в советское время. 15 березня 2010 р. 12:31 Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Разработана комплексная программа возрождения Донского монастыря [Ihmepb " ю] Интервью викария Московской епархии, наместника Донского ставропигиального мужского монастыря столицы епископа Павлово-Посадского Кирилла порталу «Благовест-инфо».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/18...

16 сентября 1947 г. Уполномеченный получил следующий ответ от председателя исполкома: «Зерно из Мартыновской церкви в недалеком будущем будет выброшено на Гос. элеватор и впредь не будет  засыпаться до тех пор, пока не будет оборудовано надлежащим образом». В октябре 1951 г. церковный совет Троицкой церкви сообщил о постройке маленького флигеля в ограде церкви для квартиры священника: «...флигель деревянный, длинною шесть с половиною метров, шириною три с четвертью метра и при нем сквозной коридор… Покрыт толью». В октябре 1955 г. священник И. Воронин обратился к Уполномоченному с жалобой —  «… церковь на протяжении нескольких лет занимали гражданские организации и предприятия — местным отделением «ЗАГОТЗЕРНО» под ссыпной пункт, затем строительством Волго-Донского канала, а теперь – местным «РАЙПОТРЕБСОЮЗом» под склад железо-скобяных товаров…». Несмотря не неоднократные требования Ростовского Епархиального Управления освободить Троицкую церковь от гражданских организаций, все оставалось без изменений. Решением Цимлянского райисполкома 93 от 26.03.1963 г. Мартыновская Троицкая церковь была закрыта на основании того, что в связи с распадом религиозного православного общества церковь на протяжении года не работала. Молитвенный дом было решено передать под производственные мастерские Промкомбината. Однако слады  местного  «РАЙПОТРЕБСОЮЗа» оставались в здании церкви до 1991 года. Стараниями жителей слободы и благочинного Семикаракорского округа протоиерея Николая Овчинникова в 1991 году здание храма было освобождено от складов и в приделе святой царицы Александры начались богослужения. Современное состояние [ править править код ] 22 мая 2002 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Высокопреосвященным Пантелеимоном, архиепископом Ростовским и Новочеркасским храм был освящен. В 2004 году по инициативе настоятеля храма иерея Владимира Овчинникова, с благословения Правящего Архиерея, при поддержке Областной Администрации и Администрации Мартыновского района, при активном участии казачества , предпринимателей, фермерских хозяйств и жителей района была восстановлена колокольня. И 20 декабря этого же года Высокопреосвященнейший  Владыка  Пантелеимон в сослужении священников Семикаракорского благочиния совершил  молебен в честь окончания строительно-восстановительных работ  и освящения колокольни храма. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

25 марта 1990 г. храм был передан общине верующих. В мае был назначен настоятелем священник Николай Лопухович, зять глубоко уважаемого в Павловском Посаде протоиерея Василия Бащука. Первая Божественная Литургия, а накануне Всенощное Бдение с чтением акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма. С этого времени регулярно совершаются Богослужения. С 1990 г. началось восстановление храма. Источник: Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Современный Ильинский Погост как центр древней Гуслицкой волости известен ещё с первой трети XIV века, когда московский князь Иван Калита завещал Гуслицу княгине " с меньшими детьми " , а в конце века великий князь Дмитрий Донской завещал Гуслицу своему сыну Петру. Издавна известны были в селе деревянные храмы - это Ильинская и Никольская церкви, а позже и остроенная Казанская. Известно, что в 1628 году в Гуслицком Погосте стояли две дервянные клетские церкви - Пророка Илии и Святителя Николая, построенные неизвестно когда и кем. О первой из них говорит описание 1631 года: " Церковь небольшая - деисус 7 образов - то есть ряд икон во всю ширину храма был не более 10 метров. Венцы на иконах серебряные с позолотой. Церковь небогата убранством. Крест деревянный, сосуды оловянные. В церкви книги: Апостол, Минея общая, Триодь цветная, Шестоднев, Потребник, Служебник, Псалтырь, Часослов " . В 1677 году при священниках Григории и Иване была выстроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В дозорной книге Патриаршего казённого приказа от 1680 года записано: " В Гуслицкой же волости погост на речке Околице. На погосте церковь во имя Илии Пророка, да в приделе Николая Чудотворца, да на том же погосте другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. У церкви во дворе поп Афанасий Григорьев, во дворе поп Михайле Ассонов, во дворе дьячок Сергушка Григорьев, во дворе пономарь Петрушка Иванов, во дворе просвирница Марья Андриева дочь. И попы Афанасий и Михайле сказали: церковь Илии Пророка построена изстара и данью обложена, а другая де церковь построена вновь во 185-м году (1677), церковною де пашнею и сенными покосами к церкви Илии Пророка они владеют, а на сколько де четей пашни и что сенных покосов владеют, и то написано в писцовых книгах, а выписи де у них на тое церковную землю нет... с писцовых книг 1631-1633 гг. написано: к церкви Илии Пророка что на р. Околице, пашни паханныя церковныя земли три чети с осминою, да лесом поросло 16 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж: сена 30 копен, лесу десятина... " .

http://sobory.ru/article/?object=01799

  Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " села Федоровское была выстроена в 1768 году в усадьбе князей Шаховских её тогдашним владельцем Петром Алексеевичем Шаховским силами крепостных. Имя зодчего, создавшего проект, остаётся неизвестным. Изначально был четырёхлепестковым в плане. Главный Скорбященский придел являлся холодным. Южный Никольский придел был тёплым, северный придел в честь Василия Херсонского, как и главный храм, не отапливался. В 1882 году к храму была пристроена трапезная. При владельцах села Федоровское Эйлерах вместо старой обветшавшей колокольни усадебного храма возвели новую, сохранившуюся до наших дней. Её построили в 1894 году по проекту московского архитектора С.К. Родионова. Заказчиком колокольни выступил сын " первого " Эйлера, тоже Александр Александрович, юрист, предводитель дворянства Волоколамского уезда. В настоящее время службы ведутся в восстановленном правом приделе храма, освящённом во имя Николая Чудотворца. Главный Скорбященский придел и левый придел в честь Василия Херсонского находятся на ремонте и закрыты для посещения. Вход в храм находится со стороны колокольни. Между колокольней и следующей за ней трапезной частью - внушительных размеров проём, в который вписана деревянная дверь. Последний владелец усадьбы Федоровское А.А.Эйлер покинул родовое имение в 1918 году. Скорябщенская церковь же продолжала действовать примерно до конца тридцатых годов. До 1970-х годов церковный комплекс сохранялся в относительном благополучии. Однако сорок лет назад здесь были уничтожены алтарь, оба придела, трапезная. От первоначальной постройки осталась только центральная часть здания. Оказался утраченным и иконостас. С 1997 года был поднят вопрос о возвращении Скорбященского храма Русской Православной Церкви и создании при нём хозяйственного подворья московского Богородице-Рождественского монастыря. Вскоре храм был передан обители в безвозмездное пользование. В течение нескольских лет, до 2003 года, здесь производились масштабные ремонтные работы. 14 июня 2004 года, в день празднования 525-летия Иосифо-Волоцкого монастыря, состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия II в Федоровское. В Пасхальную ночь 2005 года возобновлены богослужения в приделе Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03218

В 1918 году отец Николай стал служить в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря, где служил до 1922 года, а затем переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие, если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. Однажды отец Николай шел с сыном по селу. Стоящая на улице группа молодежи, увидев священника, стала громко скандировать: «У попа-то рукава-то – батюшки!» На что отец Николай тут же ответил: «У ворот-то дураков-то – матушки!» Услышав ответ священника, молодежь одобрительно загудела. В это время еще устраивались крестные ходы во всех тех случаях, когда требовалась помощь Божия, – во время засухи, при падеже скота, когда выгоняли первый раз после зимы скот на пастбище. И вера народа не посрамляла просящих. С 1925 по 1931 год отец Николай служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея. В 1932 году староста греческой, что на Лиговском проспекте, церкви Колхитис пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением А.П.  Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, но характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел богослужение в храме сделать более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище. В 1935 году протоиерей Николай был награжден митрой. В 1935 году власти произвели широкие аресты среди духовенства города, коснувшиеся и Никольского храма. 19 марта 1935 года был арестован и отец Николай Розов. На допросе на следующий день следователь спросил его:

http://fond.ru/kalendar/247/nikolay/

В 2000 году на ж/д станции Покров (дер. Перепечино) была восстановлена и начала действовать часовня в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Божьим промыслом часовня была открыта в воскресенье 16 июля – накануне злодейского убийства в Екатеринбурге семьи последнего Российского Императора Николая II. Вскоре, 25 августа, состоялось освящение часовни Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Шел пятый день после завершения юбилейного Архиерейского собора в Москве, на котором были прославлены в лике святых более тысячи Новомучеников и исповедников Российских. В их число вошли святые Царственные страстотерпцы – Царь Николай, Царица Александра, Наследник Престола цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Часовня на станции Покров стала первым в России святым местом, освященным в честь Царственных мучеников. С первых дней после её открытия каждый день в часовне читается Акафист Царственным страстотерпцам. За минувшие годы в часовне появились не только иконы Царственных мучеников, сегодня здесь можно увидеть целый ряд икон русских святых: благоверного князя Андрея Боголюбского (с частицей мощей) и благоверного князя Александра Невского, святителя Афанасия, епископа Ковровского (с частицей мощей), святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святой блаженной Матроны Московской. Восстановлением часовни на станции Покров занималась Галина Николаевна Фомичева, жительница деревни Перепечино, журналист по профессии. Предлагаем вашему вниманию подготовленную ею публикацию, повествующую о восстановлении часовни. Царская часовня в деревне Перепечино Кто и когда построил часовню в деревне Перепечино, стоящую напротив здания вокзала железнодорожной станции Покров, местным краеведам установить не удалось. Престольным праздником здесь всегда был и остается день памяти пророка Божия Илии 2-го августа. Служить в часовню до её закрытия приезжали священники из Свято-Покровского храма г. Покрова. В часовне, или в здании вокзала, где проходило богослужение в зимнее время, была большая напольная икона Покрова Божией Матери. После закрытия часовни примерно в 1926 году эта икона хранилась в семье Василия Федоровича Филиппова, а затем была отдана в село Марково. Об этом рассказывала его дочь Александра Васильевна Перехожева.

http://sobory.ru/article/?object=04415

В день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля. 1922 года, в Александро-Невской Лавре митрополитом Вениамином во епископа Петергофского посвящался архимандрит о. Николай, с участием епископа Алексия Ямбурского, и другие. Итак, отец архимандрит Николай стал Владыкой Николаем. Новое облачение епископское-архиерейское великолепно гармонировало с его обаятельной внешностью. Мы, его почитатели, усердно посещали его богослужения и его проповеди слушали с великою жадностью... 18 января 1923 года – сочельник. Завтра великий двунадесятый праздник – Крещение Господне. Рано утром, пешком, я направилась в Исаакиевский собор за обедню, которую, как мне сообщили почитатели Владыки Николая, будет он совершать там. В храме стоял жуткий холод. Отопить такой громадный собор было абсолютно невозможно. (На улице стоял большой мороз – температура была около –23° С). Служба при таком холоде – это великий подвиг духовенства. Мы стояли и боялись за здоровье Владыки Николая. Вот литургия кончилась, и все духовенство с хоругвями, иконами и с большим Запрестольным Крестом направилось на реку Неву. Там на реке, недалеко от берега, была сделана прорубь, настланы мостки и т.п., и Крестный ход, пришед к сему месту, начал Водосвятный молебен во главе с епископом Николаем. Крест Господень несколько раз погружали в невские воды. Освятив воду Наитием Святаго Духа, Крестный ход возвратился в собор. Настроение было у всех торжественное, а когда пришли в собор и Владыка Николай произнес свою прекрасную, внушительную, вразумительную проповедь, то восхищению и восторгу на его «слово» не было конца. И очень часто после Владикиной службы так бы и не ушел из храма, – хотелось все стоять и стоять, слушать его речи и видеть его вдохновенное лицо... Завтра, 25 февраля (1923 г.), память великого святителя земли Русской Митрополита Алексия. Посему сегодня, 24 февраля, торжественную всенощную в храме Спаса, что на Сенной площади (пл. Мира) будет совершать епископ Николай, и завтра – литургию. Все его усердные поклонники-почитатели задолго до начала службы пришли в этот храм, чтобы помолиться вместе с Владыкой великому святителю Алексию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В ответном слове архиепископ Верейский Амвросий поздравил всех молящихся с попразднством Сретения Господня и с днем памяти равноапостольного Николая. Архиерей, в частности, отметил, что жизненный подвиг святого равноапостольного Николая Японского является источником вдохновения для каждого служителя Церкви и каждого студента духовной школы. Число православных верующих в Японии в годы его святительства достигло 30 тысяч человек, хотя в начале своей миссии молодой иеромонах Николай не знал ни языка, ни культуры, ни обычаев далекой Японии. Владыка Амвросий также обратился с архипастырским словом к новорукоположенному диакону Иоанну и студентам Николо-Угрешской семинарии, возведенным в ходе праздничного богослужения в степень чтецов. В тот же день в актовом зале Николо-Угрешской семинарии ректор Московской духовной академии возглавил годичный акт. Открывая торжественное собрание, ректор семинарии игумен Иоанн приветствовал представителей Учебного комитета Русской Православной Церкви, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, руководителей городской администрации и светских учебных заведений, а также всех гостей, собравшихся для участия в торжествах духовной школы. Отец ректор также приветствовал присутствующих на торжествах представителей Японии — профессора Игоря Симидзу и учащуюся иконописной школы Московской духовной академии Зою Ватанабе. С архипастырским словом к участникам годичного акта обратился архиепископ Верейский Амвросий. Владыка, в частности, пожелал всем студентам, готовящимся к священническому служению, такой же неутомимости, терпения и самоотдачи, какими обладал равноапостольный Николай Японский, а также напомнил будущим пастырям, что в центре жизни каждого служителя Церкви должна быть Евхаристия. Заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко огласил приветственный адрес председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова в связи с годичным актом Николо-Угрешской духовной семинарии. Заместитель главы г. Дзержинский по социальным вопросам Н.В. Минаев приветствовал участников торжеств от имени городской администрации, отметив, что для нового мэра города С.М. Грибинюченко и сотрудников администрации сотрудничество с Николо-Угрешской семинарией и Николо-Угрешским монастырем является приоритетным направлением деятельности, поэтому город рассчитывает на продолжение многолетнего плодотворного сотрудничества и новые совместные проекты.

http://patriarchia.ru/db/text/5374417.ht...

В церкви Успения находится особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, весьма древнего письма, именуемая «Взыграние», явившаяся в 1795 году, 7 ноября, в каковой день и совершается в честь ее празднество; Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, Поддерживаемым Ею обеими руками и прильнувшим Своей левой ланитой к Ее правой ланите. В той же церкви замечательны древние царские двери, сооруженные в XV веке. В больничной церкви во имя Всех Скорбящих Радости находится древняя икона Спаса Нерукотворенного, которую приписывают кисти инока Андрея Рублева. В 1894 году было совершено освящение нового Спасо-Преображенского собора, построенного в память 500-летия монастыря. В монастыре хранятся ценные вклады: от царя Михаила Федоровича — воздух, два покрова красного атласа с надписью, вышитой золотом и вынизанною мелким жемчугом, и крест напрестольный восьмиконечный с 16-ю частицами святых мощей; от царя Алексея Михайловича — житие и чудеса святителя Николая в лицах, — книга, писанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат; листов в ней счетом 421, а всех изображений 407. При монастыре богадельня для всех сословий, странноприимный дом, двухклассная школа с ремесленными классами и детской больницей и общество хоругвеносцев, члены которого носят утвержденный Святым Синодом в 1911 году нагрудный знак во время крестных ходов и богослужений. Близ монастыря находится принадлежащий ему Петропавловский скит. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Памятник Святителю и чудотворцу Николаю. Памятный знак выполнен скульптором В.М. Клыковым и преподнесен автором в дар монастырю и городу. 22 мая 1998 года, в день Перенесения Святых мощей Святителя и чудотворца Николая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Священноархимандрит Николо-Угрешского монастыря совершил освящение памятного знака.  http://nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_070.html Палестинская, или Иерусалимская стена Николо-Угрешского монастыря. Возведена вместе с Северной стеной в 1855–1866 гг. на пожертвования П.М. Александрова. При строительстве которой использовался проект Пимена Угрешского, эскизы академика Солнцева. Отлично сохранилась до наших дней, отреставрирована. Одна её часть – Палестинская стена – выложена из красного кирпича, другая возведена из белого камня, дополнена декоративными башнями. Палестинская стена – уникальное архитектурное сооружение, подобных в мире больше нет. Изображение этой стены находится на гербе города Дзержинский. Получила название «Палестинской» или «Иерусалисмской», поскольку представляет собой символическое изображение святого града Иерусалима в условных иконописных формах.

http://sobory.ru/article/?object=00627

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010