Л.А. Курикова «Приходское духовенство Маловишерского края в XIX – начале XX веков», 2015  Никольский Папоротский монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г. новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом варианте - Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря. Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в., существовавший до Великой Отечественной войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви - храм был выстроен " тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря " . На одном из колоколов Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в первой трети XVI в. при храме существовала колокольня. В Писцовых книгах Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой; 3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В переписи же 1620 г. сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено шведами. В 1686 г. Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел св.Троицы. Однако уже в 1819 г. храм был закрыт. В 1823 г. о храме доносили в Синод: " Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819 года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам. " Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело вместе с означенной церковью в 1844 г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость, потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в храме возобновились в 1866 г., при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в. или его возведение относится к 60-м гг. XIX в. - пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны. В начале века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили.

http://sobory.ru/article/?object=38439

Уже через два месяца Святейший Синод получил Высочайшее разрешение Государя императора Николая Александровича на сбор необходимых денежных средств. Для осуществления этого в феврале 1900 года отец Александр Хотовицкий в качестве председателя строительного комитета направился в Россию. Первый взнос на строительство - 5 тысяч золотых рублей - поступил от самого Императора Николая Второго. Неоценимую молитвенную и нравственную поддержку оказал глубоко всеми чтимый отец Иоанн Кронштадтский - на первой странице специально заведенной книги для записи пожертвований он, внеся 200 рублей, написал: " Благослови, Господь, эту книгу и труд, на который эти пожертвования испрашиваются... " Примеру Царской Семьи и иерархов Церкви последовали многие православные. В России нередко после звучавших с амвонов храмов обращений отца Александра Хотовицкого прихожане жертвовали снятые с себя серьги, кольца, ожерелья, браслеты. И, тем не менее, собранных средств не хватало. Тогда специальным постановлением Святейшего Синода, в день празднования Крещения Господня, в 1901 году по всем церквам России был объявлен сбор пожертвований в пользу строительства православного храма в Нью-Йорке. Краеугольный камень в основание собора был заложен в день Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая (22 мая по н.ст.) 1901 года. На всем протяжении следования крестного хода из церкви на Второй авеню к 97-ой улице дома были украшены российскими и американскими флагами. В присутствии тысячей верующих, прибывших из Вашингтона представителей русского посольства во главе с графом Кассини, генерального консула в Нью-Йорке Теплова, офицеров и матросов строящегося в Филадельфии броненосца " Ретвизан " , а также мэра Нью-Йорка Сета Лоу епископ Тихон освятил краеугольный камень. Через полтора года лучшая американская строительная фирма того времени " Джон Доуни и сын " под наблюдением архитектора Бергессена возвела здание Свято-Николаевского собора. Первое богослужение во вновь построенном храме состоялось 10 (23 ст.ст.) ноября 1902 года. По свидетельству очевидцев, на нем присутствовало не менее двух тысяч верующих (в два раза больше проектированной вместимости), и не менее тысячи молящихся стояло на улице. В своей проповеди, обращаясь ко всем собравшимся, епископ Тихон сказал: " ... В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию Православной веры " .

http://sobory.ru/article/?object=19008

К неизменному кругу суточного Богослужения на каждый день седмицы прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым с каждым днем седмицы. Воспоминания эти следующие. Первый день седмицы — воскресенье — посвящен воспоминанию Воскресения Иисуса Христа из мертвых. В богослужебных книгах день этот называется неделею, так как он заменил собою ветхозаветную субботу, день покоя, неделания обычных житейских дел. В первый по неделе день — понедельник — прославляются бесплотные силы, т.е. святые ангелы; во вторник — ветхозаветные пророки и между ними высший из пророков — святой Иоанн Предтеча; в среду и пятницу — воспоминаются предательство Господа Иудою, крестные страдания и смерть Спасителя; четверг посвящен прославлению святых апостолов и святителя Николая Чудотворца; в субботу, как день Покоя, прославляются все достигшие вечного Покоя святые люди и особенно мученики, а также совершается поминовение и всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери положены на каждый день седмицы, наряду с другими священными воспоминаниями. 7. Круг годового Богослужения В Каждый день года приходится память какого-либо святого или священного события. В честь этих священных событий и лиц составлены особые молитвословия и песнопения, которые и присоединяются к молитвам и песнопениям дней седмичных. Таким образом, в неизменные службы суточного Богослужения входят новые особенности, которые изменяются с каждым днем года и образуют круг Богослужения годового. 8. Понятие о праздниках и разделение их Наибольшими богослужебными особенностями в круге Богослужения годового отличаются дни праздничные и посты. Праздниками называются дни священного торжества Церкви, предназначенные для прославления Господа Бога, Пресвятой Богородицы и святых ангелов и человек. Потому праздники, по предмету своему, разделяются на Господни, Богородичны и святых. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22 марта и 25 апреля.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

В память о праздничном богослужении глава Митрополичьего округа передал в дар старейшему храму города напрестольный крест и подарил крест с украшениями ключарю Воскресенского собора протоиерею Феодору Проскурину. Епископ Амфилохий тепло поблагодарил митрополита Александра за архипастырский визит на землю Восточного Казахстана, молитвы у святого престола в главном храме Семипалатинска и принесение ковчега с мощами Мирликийского святителя. В дар владыке Александру управляющий Усть-Каменогорской епархией преподнес знак архиерейского достоинства — святую панагию. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Генеральным консульством Российской Федерации в городе Усть-Каменогорске и Усть-Каменогорской епархией генеральный консул Российской Федерации М.Ю. Королев был удостоен награды Казахстанского митрополичьего округа — ордена священномученика Пимена Верненского. Епархиальным благотворителям были вручены юбилейные медали и архипастырские грамоты. За время пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Семипалатинске святыне поклонились около трех тысяч человек. В тот же день митрополит Александр посетил литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, расположенный в Семипалатинске, и возложил венок к монументу «Сильнее смерти», посвященному памяти жертв ядерных испытаний, проводившихся на Семипалатинском ядерном полигоне с 1949 по 1989 годы. В церемонии возложения венка приняли участие епископ Усть-Каменогорский Амфилохий, епископ Рубцовский Роман, благочинный Семипалатинского церковного округа протоиерей Феодор Проскурин, а также представители духовенства, прибывшие с архипастырями, и клирики Усть-Каменогорской епархии. Собравшиеся пропели «Вечную память» всем погибшим от лучевой болезни в результате испытаний оружия на Семипалатинском полигоне. Далее владыка Александр и сопровождающие лица отбыли в Усть-Каменогорск. Глава Казахстанского митрополичьего округа доставил в столицу Рудного Алтая ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Святыня была принесена в главный храм епархии — собор в честь апостола Андрея Первозванного, где при стечении большого числа верующих митрополит Александр в сослужении епископа Амфилохия и епархиального духовенства совершил молебен. В завершение богослужения владыка митрополит осенил четыре стороны света ковчегом с мощами Николая Чудотворца, благословив молящихся, город и живущих в нем, и обратился к собравшимся со словами проповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/5293930.ht...

– Для меня, как для настоятеля, эти три дня дважды в год – самое тяжелое время. Необходимо организовать приезд нескольких тысяч паломников. Плюс епископы и митрополиты, одного из которых Святейший Патриарх благословляет возглавить службу. Их нужно встретить, препроводить, организовать богослужение. Раньше служили только в крипте. Я сам это видел, когда был настоятелем прихода в Неаполе. Это очень неудобно: в крипте помещается максимум тысяча человек. Плюс жара, потому что нет кондиционера, – там просто нечем дышать. Большая часть людей оставалась наверху. Многие обижались – народ ведь разный. Кто-то со смирением воспринимал, а кто-то начинал толкаться, пролезать. Бывали разные эксцессы, людям становилось плохо из-за жары. А чтобы батюшка с Чашей для Причастия вышел, вообще всех наверх выгоняли из крипты. И там наверху сначала причащали, а потом народ становился в очередь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Многие только к пяти-шести вечера доходили до мощей. Я это прекрасно помню, потому приезжал сюда на каждый праздник. Даже скандалы иногда случались, люди начинали драться. Привозят автобус, как наш из Неаполя, а там такие же гастарбайтеры, многие не церковные люди. Для них это как экскурсия, во время которой они могли и выпить. А тут их болтают: туда не ходи, сюда не заходи, потом встань в очередь на пять часов. Нет, большинство со смирением стояло и читало акафист. Но порой и карабинеры вмешивались. Поэтому после назначения в Бари я сразу задумался, как это можно исправить. И при помощи святителя Николая решили, что нужно служить наверху всем вместе, чтобы не было никакого эксклюзивизма. А то вроде как випы внизу, поближе к мощам. Я все эти нюансы подробно изложил Святейшему, и он благословил дважды в год на праздники служить на главном алтаре базилики. Теперь мы все вместе молимся наверху. Евхаристия ведь не зависит от того, в крипте она или в другом месте. Так же на Престол кладем православный антиминс, всё так же совершаем, Причастие от этого не меняется. Христос всегда Один и Тот же, как говорит Священное Писание. Каждый раз везем туда два грузовичка разных богослужебных вещей, облачений, икон, чтобы базилика приняла более-менее привычный православный вид. Ставим подсвечники. Уже с семи утра, пока идет проскомидия, внизу открыт вход к мощам – люди прикладываются и проходят наверх в храм молиться. Мы делаем специальный маршрут, чтобы никто в крипте после не оставался. Охрана очень деликатная, вежливая, следит, чтобы никто дольше пяти минут не задерживался. В результате к 12 часам уже все спокойно приложились, помолились, никому на ногу не наступили.

http://pravoslavie.ru/103620.html

На молитвенную память архимандрит Серафим преподнес владыке Илариону святую панагию. Поздравительное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава по случаю 17-летия основания представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии огласил архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил. В послании, в частности, говорилось, что в ноябре 1999 года Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем было совершено великое освящение храма святителя Николая в Котельниках  и утверждено представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле. Блаженнейший Митрополит Дорофей передал храму святителя Николая в Котельниках частицу мощей святой Людмилы (позже в храм также была принесена частица мощей святого Вячеслава), тем самым укрепив духовную связь не только между Русской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, но и братскими славянскими народами. Митрополит Иларион поздравил всех присутствующих с престольным праздником храма от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В архипастырском слове владыка сказал: «Уже 17 лет в этом храме действует Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Благодаря этому Подворью осуществляется тесная связь между двумя нашими Церквями – Русской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии. Наши Церкви всегда вместе, и Русская Православная Церковь неизменно оказывала поддержку Православной Церкви Чешских земель и Словакии в трудные для нее моменты. Всякий раз, когда пределы нашей Церкви посещает Блаженнейший Митрополит Ростислав (в текущем году мы имели радость дважды видеть Его Блаженство в наших пределах, в том числе в связи с 70-летием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла), мы ощущаем тесную связь между нашими Церквями. Эта связь восходит к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, просветителям славянских народов. Именно благодаря их миссионерскому подвигу наши народы получили письменность, доступ к Священному Писанию, к словам богослужебных текстов, и с тех пор славянская литургическая традиция развивается и является в наших Церквах основной.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

В 1980 году зданию Никольской церкви присваивается статус объекта культурного наследия. 3 ноября 2003 года здание Никольского храма передаётся в пользование Местной православной организации прихода Никольской церкви города Красногорска Московской области Русской Православной Церкви. В мае 2013 года над куполом церкви наконец был установлен крест, и 22 мая 2013 года была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. В Боголюбском храме богослужения не прекращались всё время существования СССР. Но он так и остался приписным к Никольской церкви. В настоящее время в Боголюбском храме богослужения совершаются ежедневно, всенощное бдение - по субботам и накануне праздников. Никольский храм, являющийся памятником культурного наследия, как уже было сказано, передан верующим, но находится в неудовлетворительном состоянии. Завершены проектные работы по его восстановлению. Сметная стоимость реставрационных работ - 80 млн. руб. Ремонтно-восстановительные работы ведут реставраторы, аккредитированные при Министерстве культуры Московской области. Можно надеяться, что вскоре Никольско-Боголюбовский храмовый комплекс будет вновь радовать прихожан и мало что будет напоминать павшинцам о долгих десятилетиях разрухи, и возрождённый из небытия Никольский храм, как и несколько веков назад, вновь будет являть пример торжества Православия. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Первое упоминание о Никольском храме в селе Павшино относится к XVI веку. Храм тогда был деревянным и, конечно, со временем обветшал. Перед прихожанами встал вопрос о его обновлении. В начале XIX века было принято решение о строительстве каменной церкви во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Строительство велось на средства прихожан и благотворителей. Новая церковь была закончена к 1821 году. Освящена церковь, как и прежняя - во имя Николая Чудотворца. Был сооружён в новой церкви и придел Пророка Илии. Старый, обветшалый храм разобрали - и по благословению Московской консистории древесину употребили на обжиг кирпичей для ограды нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=01722

Средства были выделены Патриархом Алексием II, храму были подарены иконостас, утварь и богослужебные облачения. Но доставить церковный груз в Китай не удалось потому что китайские таможенники ожидали специального разрешения от вышестоящих властей. Несколько лет эти принадлежности хранились в приграничном городке Приаргунске. Это делало невозможным освящение храма. На встрече с участниками Архиерейского Собора Русской православной церкви президент России сообщил о своем намерении затронуть эту проблему в ходе своего визита в Китай. Только в 2008 году удалось доставить из России иконостас и установить в храме. 30 августа 2009 года храм был освящён проживающим в Шанхае старейшим клириком Китайской автономной православной церкви священником Михаилом Ваном, которому сослужил настоятель Петропавловского прихода в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. На освящение приехали также православные верующие из Хайлара, Харбина, Шанхая, Пекина и русских сёл района Трёхречья. Это было первое освящение православного храма в Китае более чем за полвека. По окончании богослужения протоиерей Дионисий Поздняев провел переговоры с прибывшей на церемонию освящения храма директором 4-го департамента Государственного управления по делам религий госпожой Ван Яньмин. К тому времени этот храм был одним из четырёх официально действующих православных храмов в Китае, наряжу с Покровским храмом в Харбине, храмом святителя Николая в Кульдже и храмом святителя Николая в Урумчи. 16 мая 2015 года в храме совершил литургию председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в сослужении заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Успенского храма в Пекине священника Сергия Воронина и секретаря председателя ОВЦС диакона Александра Карзана. Престольные праздники [ править править код ] Иннокентий Иркутский, святитель - 9 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Лабудалинь, городской уезд Аргунь, городской округ Хулун-Буир, автономный район Внутренняя Монголия, КНР Паломнику [ править править код ] В зимнее время богослужения совершаются по домам прихожан по причине отсутствия в храме отопительной системы. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Храм Святителя Иннокентия Иркутского в Трёхречье (Лабдарин) Три дня в Трехречье Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

1929 год - храм впервые попытались закрыть, о чём отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла и ещё семь лет действовала. В 1930 году Моссовет планировал снос церкви Святителя Николая на Каляевской улице для освобождения площадки по запросу Химико-технологического института. В 1934 году храм захватили обновленцы, их лидер - лжемитрополит А.И. Введенский , после закрытия церкви Петра и Павла на Новой Басманной, перенёс сюда свою кафедру. В 1936 году Никольский храм был закрыт и приспособлен для конторских нужд Треста строительства набережных. В этом же году Моссовет распорядился устроить в храме Центральный антирелигиозный музей. 1942 год - Центральный Антирелигиозный Музей переименовывается в Центральный музей истории религии и атеизма. 1944 год - помещение музея передается комитету кинематографии для киностудии Союзмультфильм, в постановлении СНК по этому вопросу не предусматривалось выделение какого-либо другого помещения взамен изъятого. С 1946 года – в здании храма находится киностудия Союзмультфильм. В настоящее время к восточной, древнейшей части храма, не подвергавшейся перестройкам со времени постройки в XVII веке путём перестроек приделан пятиэтажный дом с колоннами. К трапезной с приделами и колокольне сделаны пристройки. Община храма святителя Николая Чудотворца зарегистрирована в 1993 году, богослужения в здании храма не ведутся. В декабре 2007 года община закрытого храма получила помещение для своих молитв: московские власти приняли решение передать приходу в безвозмездное пользование дом причта на Долгоруковской улице рядом с церковью, где был устроен временный храм. В 2012 году во время праздничной Пасхальной службы впервые с момента закрытия храма был совершен крестный ход вокруг здания Никольского храма. Храму Святого Николая угрожает снос. Его конструкции обветшали, многоярусная колокольня дала крен, который с началом строительства по соседству может стать опасным. Парадокс в том, что приватизированное частными владельцами здание не является памятником архитектуры; существуют проекты его сноса и строительства на его месте гостиницы и копии колокольни. Община судится с инвесторами за спасение Святыни. http://arch-heritage.livejournal.com/1351427.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04629

В 1859 году егорьевский фабрикант и меценат Давид Иванович Хлудов строит неподалёку от деревянной каменную церковь во имя святителя Никлая, сохранившуюся до наших. Бесстолпный одноглавый двусветный четверик храма под четырёхскатной кровлей увечан глухим обшитым железом гранёным барабаном под малой главкой. В обработке карниза и оконных проёмов использованы элементы классицизма. Фасады повторяют схему московского посадского зодчества: трёхчастная композиция с высоким центральным и пониженными боковыми пряслами и увенчаны килевидными архивольтами фальшивых закомар. Двухпридельная трапезная объединяет храм с четырёхъярусной шатровой колокольней. Всюду присутствует эклектичный стиль с элементами псевдорусского стиля и классицизма. Пол выстлан метлахской плиткой. Каменная четырёхъярусная колокольня высотой 23 метра была возведена в 1886 году на пожертвования егорьевского мещанина Фёдора Никифоровича Юрьевского. Храм трёхпрестольный. Кроме главного алтаря было устроено два придела: в честь трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и в честь благоверных князей - братьев Александра Невского и Фёдора Ярославича. В 1938 году священник Николай Голышев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорён к расстрелу. А храм был варварски разграблен. Иконы и церковная утварь расхищены. Здание церкви использовали как складское помещение, а с нач. 1980-х гг. оно совсем пустовало и разрушалось. В самом нач. 1990-х гг. были варварски спилены чудом сохранившиеся в советский период кресты. В 1991 году святыня Егорьевской земли начала возрождаться. При возрождающемся храме была образована православная община и под руководством назначенного в церковь протоирея Виктора Аксёнова в полуразрушенном храме начались совершаться первые богослужения. 19 декабря 2000 года в левом приделе в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста была совершена первая Божественная литургия. 12 марта 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви последний настоятель Никольского храма перед его закрытием священник Николай Голышев, расстрелянный 17 февраля 1938 на полигоне Бутово под Москвой за веру Христову, был причислен к лику святых как новомученик. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия правый придел Никольского храма устроен в честь священномученика Николая. Это, наверное, уникальный случай, когда в храме, в котором служил священномученик, есть придел в его честь. 17 февраля 2003 года праздничная Литургия была совершена во вновь устроенном правом приделе в честь священномученика Николая.19 декабря 2009 года состоялось Великое освящение Свято-Никольской церкви. Его совершил Высокопреосвященный архиепископ Можайский Григорий.

http://sobory.ru/article/?object=03872

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010