Святитель Николай всегда  первым  являлся в храм Божий к богослужению и последним уходил из него. Эта привычка его, как известно из жития его, послужила к избранию его во епископа Мир-Ликийских. Так ли и мы поспешаем всегда в храм к началу богослужения и простаиваем его все от начала до конца? Не бывает ли у нас иногда, что мы страшно боимся опоздать на какое-нибудь заседание или даже просто на зрелище или увеселение, а в храм Божий даже намеренно опаздываем, чтобы не утруждать себя долгим стоянием? Святитель Николай отличался необыкновенным милосердием и любовью ко всем страждущим и нуждавшимся в помощи и утешении людям. Он употребил все богатое, доставшееся ему по наследству от родителей имущество на дела благотворения. Многих людей он спас от греха и порочной жизни своим милосердием, причем старался благотворить всегда  тайно  по заповеди Христовой, – так, чтобы «левая рука не знала, что делает правая»   ( Матф. 6, 3 ) Так ли и мы употребляем свои доходы и имущество на добрые дела – на помощь нуждающимся? Не бывает ли у нас чаще, что мы охотно тратим деньги, и даже не малые, на всякие греховные прихоти, на увеселения и разного рода удовольствия и наслаждения и равнодушно относимся к людскому горю и нужде? А если и жертвуем, то непременно так, чтобы  все об этом знали  и нас за это превозносили и хвалили? Не на этом ли последнем принципе основано большинство современных благотворительных организаций, которые, по евангельскому выражению, так любят  «трубить перед собою»   ( Матф. 6, 2 ), снискивая своими «благотворениями» славу себе среди людей и пользуясь затем этой славой, Бог весть, в каких целях, едва ли всегда чистых, а порою и явно-сомнительных? А уж о так называемых «благотворительных балах» здесь страшно и упоминать. Это – подлинный позор ХХ-го столетия, когда жертвы на нуждающихся не даются от чистого сердца, а «вытанцовываются»...  да еще в кануны праздников и в дни поста, чем оскверняются дни, посвященные Богу. Такие «жертвы» Богу не угодны! В личной жизни своей святитель Николай, даже став архипастырем, был необыкновенно  прост и невзыскателен.  Одежду носил самую скромную, без всякого блеска и пышности, пищу вкушал в самом малом количестве, строго соблюдая все установленные Св. Церковью посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Владыка Вениамин поддерживал на высоте уровень уставного богослужения, так как сам его очень любил. В письме от 2 апреля 1957 года святителю Афанасию (Сахарову) из Омска владыка Вениамин благодарит его за присланный в напечатанном виде канон празднику Благовещения.  «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят…». Еще со времен своей миссионерской работы во Львове и Остроге в 1930-х годах, когда требовалось свидетельствовать об Истине Православия перед лицом католиков и униатов, владыка старался использовать благолепие церковного пения и служб в качестве средства воздействия на сердца и умы людей. Любовь к службам у местного населения, о которой писал владыка Вениамин святителю Афанасию, была воспитана пастырями и архиереями. В Омске до самой кончины (в 1976 году) постоянно проживал, но был лишен реальной церковной власти, бывший Омский епископ Венедикт (Пляскин), отправленный «на покой». Он отличался любовью к службам без сокращений. Социальное происхождение, жизненный опыт и характер владыки Венедикта не позволяли советским властям оставлять его правящим архиереем, хотя он был фронтовиком и имел ранение – пролил кровь за Родину. Дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной при Государе Николае II в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. Сам он в юности служил в армии А.В.Колчака, отступил с белыми на Дальний Восток, окончил там военное училище, был произведен в подпоручики и до 1927 года жил во Владивостоке, затем вернулся в Омск. В 1930-м году принял монашеский постриг. В 1937–1941 гг. находился в заключении. В 1941–1943 гг. был на фронте, где получил ранение и был комиссован как инвалид 2 группы. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа. На короткие сроки он становился правящим архиереем Хабаровским и Владивостокским, Петрозаводским и Олонецким, трижды был временно управляющим Омско-Тюменской епархией. Когда он был правящим архиереем, в Патриархию поступали жалобы на него, в хрущевские времена он обвинялся в нарушении законодательства о культах (не согласовывал поездки по епархии с уполномоченными) и в итоге вынужден был пребывать «на покое».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Большое значение придавалось связи школы с родителями. Всячески поощрялись приезды в школу родственников учащихся, посещение ими занятий, богослужений в школьном храме, участие в религиозных праздниках и обрядах, других мероприятиях. В школе специально была оборудована своего рода ночлежка для приезжих, стойла для их лошадей. Заслугой школы являются её постоянные усилия по повышению роли женщины в воспитании детей. Это было продиктовано спецификой сельской жизни, когда мужчины часто отлучались из дома, и попечение детей полностью ложилось на материнские плечи. Не случайно, в школе функционировало женское отделение. Много внимания уделялось подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к труду на сельском поприще. Помимо занятий в учебных мастерских, работы в школьном огороде, учащиеся во время летних каникул привлекались к разъяснительной работе среди своих односельчан: демонстрировали успехи в учении и овладении различными навыками, пропагандировали грамотность среди сверстников, привлекали крестьянских детей к обучению в казанской и возникших позже сельских школах Братства святителя Гурия. Причём многое из этого имело чисто миссионерскую подоплёку: учащиеся читали сельчанам священные и богослужебные книги, обучали молитвам и церковным песнопениям, под руководством учителей казанской и сельских школ принимали участие в приходской жизни. Об эффективности работы центральной школы ходили легенды. Её выпускники пополнили ряды видных государственных и общественных деятелей, выдающихся учёных и хозяйственных руководителей, крупных военачальников, известных литераторов и артистов. Есть и впечатляющие количественные показатели. За полвека школу закончили почти четыре тысячи детей. Четыреста из них стали учителями, двести пятьдесят священнослужителями. Действовавшие в начале ХХ столетия более шестидесяти кряшенских школ, пятьдесят приходов и два монастыря не имели никаких кадровых проблем. Иными словами, их потребность в кадрах была не только покрыта полностью, но и перекрыта. Кряшенские учителя и священники служили даже в школах и храмах инонациональных регионов империи.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/01/...

Наряду с богослужениями большое внимание уделялось и религиозно-просветительной деятельности. Вскоре после основания подворья в братском корпусе был устроен зал, где могло размещаться до 300 человек. В праздничные дни здесь устраивались чтения лекций с «туманными картинами» – до 40 лекций в год 254 . «Общество трезвости». Просветительная деятельность. В 1903 г. при подворье было основано «Общество трезвости». «Особой организации оно не имело, – сообщалось в одном из отчетов о деятельности подворья, – совершались молебны для лиц, страдающих недугом пьянства и желающих дать обет воздержания от вина на известный срок; после молебна все записавшиеся давали в общей исповеди обет; каждому трезвеннику выдавалось книжка духовного содержания и лист с напечатанным обетом» 255 , так называемый «священный лист». Дела Общества, начавшего свою работу в «неблагополучном» районе, пошли успешно, и к июню 1904 г. в него записалось уже около 15 тысяч человек. А в 1906 г. число трезвенников достигло 25 тысяч. В кварталах, прилегавших к Воронежской улице и идущему параллельно Лиговскому проспекту, жил рабочий люд; здесь были выходцы из деревень, порой неграмотные. Для того чтобы «бесписьменные» прихожане овладели грамотой, при подворье была организована воскресная школа, в которой занятия велись по программе одноклассной церковно-приходской школы. Эту школу в свободное от работы время посещало около 100 человек; грамоте их обучали сотрудники подворья. Ученики воскресной школы были разделены на 3 группы. Два священника обучали прихожан Закону Божию; церковное пение преподавал регент хора – В. Ф. Гречанинов, а студенты СПбДА вели остальные предметы. Об уровне образования говорит тот факт, что двое из окончивших курс смогли даже сдать экзамен на должность учителя церковно-приходских школ. При храме был устроен книжный склад; им заведовал студент СПбДА С. Прозоровский. Кроме того было предпринято издание книг религиозно-нравственного содержания, и в 1904–1905 гг. увидели свет первые 6 брошюр. При подворье была также открыта библиотека и читальня. Благодаря пожертвованиям число книг составило до 2 тысяч названий. Для распространения в народе книг Священного Писания и другой духовной литературы были приглашены разносчики – книгоноши 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Поэтому Николай Васильевич выражал самую искреннюю надежду: «Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — и праздник Светлого Воскресения воспразднуется как следует прежде у нас, чем у других народов!» Антон Павлович Чехов в рассказе «Архиерей» нарисовал фигуру печальную и трагическую. Провинциальный владыка, выбившийся из низов духовенства, почувствовал, что болен и, кажется, смерть подкрадывается к нему. Как раз наступает Великая неделя. День ото дня душа его попеременно испытывает то восторг, то тягу к глубочайшему раскаянью в грехах. На одном из богослужений эта боль, столь созвучная духу последних дней перед Пасхой, прорывается: «Вечером монахи пели стройно, вдохновенно, служил молодой иеромонах с черной бородой; и преосвященный, слушая про жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный, чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину и уносился мыслями в далекое прошлое, в детство и юность, когда также пели про жениха и про чертог, и теперь это прошлое представлялось живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно, никогда и не было. И, быть может, на том свете, в той жизни мы будем вспоминать о далеком прошлом, о нашей здешней жизни с таким же чувством. Кто знает! Преосвященный сидел в алтаре, было тут темно. Слезы текли по лицу. Он думал о том, что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и всё еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то…» И лишь постепенно, тяжело пришел человек, облеченный высокой духовной властью, к пониманию двух простых вещей: его земной срок вышел; пора уходить, и душе потребно покаяние. …и после нее Вот грянула революция. Огромный мир, коему Пасха служила сердцем, умер, захлебнувшись кровью. Полтора десятилетия Пасха, изуродованная и поставленная под запрет, превращалась из центра вселенной в полуподпольное празднество немногих людей. Как будто яркая звезда гасла! И здесь, в России, она почти погасла, малости не хватило…

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

В заключение богослужения у мощей святителя в крипте базилики был совершен молебен, после которого архиереи, духовенство и миряне приложились к плите, покрывающей раку с мощами Николая Чудотворца. В память о праздничной Литургии у мощей святителя настоятель базилики священник Джованни Дистанте преподнес митрополиту Волоколамскому Илариону и митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию сосуды с миром из гробницы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. «Мы чувствуем любовь православных россиян к этому великому святому, — подчеркнул он. — Как биение сердца святого Николая достигло России с принесением в страну части его мощей, так сегодня русский народ приносит сюда, в Бари, биение своего сердца, и это наполняет нас радостью». Со своей стороны, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратил к настоятелю базилики слова благодарности за гостеприимство, которое неизменно оказывается паломникам из Русской Православной Церкви: «Я хотел бы поблагодарить за всегдашнее гостеприимство и благорасположение от имени Святейшего Патриарха Кирилла, от своего имени, от имени владыки Георгия, который возглавляет большую паломническую группу, прибывшую из России, и от всех многочисленных паломников, которые приезжают сюда из России, из Украины, из Молдавии, из Белоруссии и других стран, входящих в зону канонической ответственности Русской Православной Церкви, для того, чтобы поклониться мощам святителя и чудотворца Николая. Когда-то эти мощи Промыслом Божиим были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. Здесь святыня в целости и сохранности пребывает не как спрятанное от мира сокровище, а как сокровище, которое открыто для каждого, кто хочет к нему прикоснуться. Всякий раз, когда мы приезжаем сюда для того, чтобы поклониться мощам святителя и чудотворца Николая, всякий раз, когда мы имеем возможность совершить на его гробнице Божественную литургию, мы благодарим ваше братство как хранителей этой великой святыни, к которой вы позволяете нам беспрепятственно приходить и поклоняться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5327072...

В Харькове также священствовал протоиерей Николай Загоровский, пастырь высокой духовной жизни, впоследствии сподобившийся исповеднического подвига, которого юный Михаил хорошо знал. Отец Николай был женатым, у него было двое детей. Он стал настоятелем городского больничного храма, где служил перед почитавшейся им чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших» акафисты и произносил проповеди. Вначале присутствовали одна или две старушки, но такое положение длилось недолго: очень скоро народ повалил валом. Слава о нем как о Златоусте распространилась по всему Харькову. При батюшке образовался особый хор, с которым он посещал частные дома для служения молебнов. Устраивал он и народные паломничества, между прочим и к мощам св. Иоасафа Белгородского, причем участвовало в них несколько тысяч человек. Вокруг о. Николая стал собираться женский монастырь, который существовал тайно и после революции. Одной из будущих монахинь была Ульяна Ноздрина, которую выбрал о. Николай в спутницы, когда настало время изгнания. Отца Николая вскоре арестовали большевики и посадили в тюрьму. Ему было предложено покинуть Харьков и уехать подальше. Отец Николай, взяв с собой Ульяну, уехал в Петербург. Тут его опять арестовали и сослали на Соловки, где он принял тайно монашество с именем Серафим. После пребывания на Соловках отец Николай был отправлен на Крайний Север на поселение. Ульяна не оставила батюшку. Проехала тысячи верст. Путь шел тайгой. Наконец о. Николай отбыл свой срок наказания. Его отпустили жить где он захочет, кроме Харьковской губернии. Поехал о. Николай с Ульяной в Обоянь в Курской губернии, где существовал тайный женский монастырь. Отец Николай нашел квартиру в Обояни, где он ежедневно совершал литургию. Ульяна жила в Обояни в полном послушании у батюшки. Она была им пострижена в монашество с именем Магдалина. Началась Вторая мировая война. Во время немецкой оккупации о. Николай совершал в своем доме богослужения при большом стечении народа. Когда немцы стали отступать, о. Николай решил двинуться на Запад, ибо, как он говорил, был не в силах снова увидеть большевиков. Пересекая границу своего Отечества, он горько заплакал. При переезде в город Перемышль с ним случился удар. Умер он накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1943 года . Отец Николай был прославлен с прочими мучениками и исповедниками Российскими Русской Зарубежной Церковью. Мать Магдалина бежала во Францию и вступила в Леснинскую обитель, где и скончалась в 1998 году. Юный Миша Максимович глубоко почитал этого святого батюшку и, постоянно присутствуя на вечернях, которые тот служил, подходил к священнику за благословением после каждой службы. Монахиня Магдалина (Ноздрина) рассказывала, что однажды, когда Миша подошел за благословением, о. Николай сказал ему: «Да ты будешь святым!» Юноша, потупив глаза, ответил: «Нет, отче, Вы станете святым!»

http://pravoslavie.ru/4453.html

БРАТИСЛАВА (ИТАР-ТАСС). 27 апреля встретили православную Пасху в Чехии и Словакии. Торжественное богослужение в городе Прешов (Восточная Словакия) провел митрополит Чешских Земель и Словакии Николай. Службы состоялись во всех храмах, в которых служили священники Русской Православной Церкви и Чешской Автокефальной Православной Церкви. В городе Карловы-Вары, в западной Чехии, торжественное богослужение прошло в храме святых апостолов Петра и Павла. Ее совершил священник Русской Православной Церкви Геннадий. В центре Праги православная литургия совершалась в храме святителя Николая. Пасхальные богослужения также прошли во всех крупнейших городах Словакии и Чехии. На пасхальных богослужениях в Чехии и Словакии побывало более 20 тыс прихожан. Это – православные граждане Словакии и Чехии, а также находящиеся в обеих республиках граждане России, других стран СНГ и православных Греции, Югославии и Румынии. ВАШИНГТОН (РИА «Новости»). В Свято–Николаевском кафедральном соборе Вашингтона и в других православных храмах американской столицы прошли торжественные богослужения, которыми верующие отметили Светлый Праздник Пасхи. На Пасхальную литургию в каждый из храмов пришли сотни православных людей – американцев, русских, греков, сербов и многих других национальностей. По данным официальной статистики в США сейчас начитывается уже более 4 млн православных верующих. В последние годы в Америке отмечен заметный рост популярности Православия, и число православных приходов быстро растет, в том числе за счет принятия православной веры представителями других конфессий. По численности верующих самыми крупными православными церквями в США являются греческая и русская. Больше всего православных храмов находится в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. НЬЮ-ДЕЛИ (ИТАР-ТАСС). Торжественное богослужение по случаю православной Пасхи состоялось в Посольстве Российской Федерации в Индии. Богослужение совершил прибывший в Нью-Дели представитель Русской Православной Церкви при Евросоюзе епископ Подольский Иларион (Алфеев), который провел также несколько встреч с прихожанами. Как заявил епископ Иларион корреспонденту ИТАР-ТАСС, во время беседы с послом РФ в Нью- Дели Александром Кадакиным, обсуждался вопрос " о возможных путях устроения церковной жизни для русскоязычных православных верующих в Индии " . Пожелания прихожан сводятся к тому, чтобы Русская Церковь направила в индийскую столицу священнослужителя, который будет совершать богослужения на регулярной основе. Сейчас священнослужители приезжают из России в Индию лишь дважды в год, сообщил владыка.

http://sedmitza.ru/text/396621.html

Обладая замечательным баритоном, владыка Николай руководил на праздничных богослужениях “общим пением богомольцев”, а в будние – сам читал, пел, канонаршил, управлял левым хором 30 . На Страстной седмице, стоя на кафедре, “пронизывал” душу своим бархатным баритоном: “Чертог Твой…” 31 . Владыка особенно чтил из русских святых преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и Серафима Саровского . В дни их памяти Святитель облачался в простое льняное облачение. Он говорил: “Они в простых облачениях служили, а какой святости достигли!” 32 . В феврале 1955 года ко дню десятилетия своего служения в Патриаршем сане Патриарх Алексий I возвёл владыку Николая в сан митрополита 33 . В процессе управления епархией владыка Николай неоднократно обращался к Святейшему Патриарху за помощью в решении различных проблем 34 . Жизнь Святителя постепенно подходила к концу, слабели силы, поэтому он благословлял народ в соборе после богослужения сидя 35 . “В последнее время, не имея возможности по болезни посещать богослужение, он непрестанно молился дома и почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин” 36 . Вскоре Святитель мирно отошёл ко Господу. Современный церковный историк говорит о епископате Русской Церкви того времени: “В 50-х гг. происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни архиереи, рукоположенные в довоенные годы, и те, кто был хиротонисан в старости из вдовых протоиереев в военное лихолетье и первые послевоенные годы. Митрополит Алма-атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) , хиротонисанный ещё в 1919 г., 30-е гг. проведший в местах лишения свободы, скончался на 81-м году жизни 25 октября 1955 г. Весть о кончине привела в глубокое волнение его паству. Многие десятки тысяч православных алмаатинцев провожали гроб с останками своего архиерея на всём семикилометровом пути от кафедрального собора на кладбище” 37 . Святитель почил, “когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери” 38 . Этот праздник он особо чтил. Пробыл святитель на Алма-Атин­ской кафедре ровно десять лет. Его отпевание совершил епископ Среднеазиатский и Ташкентский Гермоген. В Никольском соборе всегда чтили память почившего иерарха. В день десятилетия со дня его кончины “был совершён парастас, а в самый день кончины архиепископ Алма-Атинский Иосиф совершил заупокойную Литургию и панихиду в сослужении соборного духовенства” 39 . Владыка Иосиф (†1975) чтил своего предшественника, святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г. Храм каменный, освящен в 1866 г. – памятник архитектуры. В 30-х годах ХХ вв. закрыт под зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г. открыт, с тех пор богослужения совершаются беспрерывно. Имеется церковная территория и причтовый дом, воскресная школа, просфорная, хозпостройки. Храм - двухпрестольный. Придел во имя святителя Николая Чудотворца расписан на тему Апокалипсиса, его алтарь – на тему Тайной Вечери. Среди многочисленных отлично выполненных образов есть все белорусские святые. Второй придел (находится в северной, левой от главного придела стороне храма) освящен в честь прп. Симеона Нового Богослова. Храм расписан на темы Апокалипсиса в 80-х годах ХХ столетия. На престольный праздник святителя Николая Чудотворца совершаются крестные ходы с освящением целебного источника, вытекающего из подножья холма, на котором стоит храм. При храме действуют: сестричество в честь иконы Божьей Матери «Знамение - Логойская», молодежное братство в честь 3-х Виленских мучеников. Имеется библиотека, воскресная школа, окормляются молитвенные комнаты: в Доме престарелых и инвалидов - в честь Иконы Божьей Матери «Иверская», в районной больнице - в честь вмч. и цел. Пантелеимона. Источник: В храме в честь святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца находится почитаемый список с чудотворной Логойской иконы Божией Матери. О Логойской иконе Пресвятой Богородицы сохранилось незначительное количество сведений. Священник Александр Зимницкий отмечает, что «данная икона находилась в древнем православном монастыре Иоанна Предтечи местечка Логойск». Об этой иконе также упоминает в своем сочинении «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» П.М. Шпилевский. Описывая Богоявленскую церковь и бывший при ней монастырь, он отмечает следующее: «В церкви обращает внимание чудотворный образ Богоматери, на котором, как говорится в монастырском инвентаре, была серебряная и три снурка настоящего жемчуга».

http://sobory.ru/article/?object=13584

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010