Впоследствии деревянный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери был разобран, и вместо него известным архитектором Аристотелем Фиоровенти был воздвигнут новый храм; через несколько лет была построена вновь и церковь святой Марии Египетской, причисленная к монастырским храмам. В 1552 году в Сретенском монастыре с крестным ходом был встречен победитель Казанского царства царь Иоанн Васильевич, который, приложившись к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери, оделся здесь в царскую одежду, в порфиру и Мономахов венец и шел во главе крестного хода, при колокольном звоне в соборы Кремля и во дворец. В 1586 году царь Феодор Иоаннович обнес Сретенский монастырь каменной стеною; в 1613 году, 2 мая, близ Сретенского монастыря был встречен духовенством и народом вновь избранный царь Михаил Феодорович, а через шесть лет игумену Сретенского монастыря Ефрему было поручено отправиться в Польшу сопровождать в Россию находившегося в плену отца царя Михаила Феодоровича – Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Благочестивый царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Сретенский монастырь в день крестного хода 26 августа и 1 апреля, когда празднуется святой Марии Египетской. Примеру его следовал и сын его, царь Феодор Алексеевич, построивший ныне существующий соборный храм и много жертвовавший в пользу этой обители. В царствование императора Петра I в монастыре устроен храм святителя Николая с колокольней, а в 1707 году, 18 февраля, в Сретенский монастырь была принесена константинопольским послом Емельяном Игнатьевичем Украинцевым драгоценная святыня – ковчег с большой частью мощей преподобной Марии Египетской, дарованный ему с грамотой Иерусалимским патриархом Досифеем. Святыня эта находится в соборном храме обители, и перед нею совершается много молебнов. Во время нашествия неприятелей в 1812 году часть драгоценной утвари была вывезена из Москвы, но большая часть драгоценностей оставалась на месте. Несколько человек братии остались в монастыре и успели спрятать много ценных вещей. Неприятели ограбили Сретенскую и Мариинскую церкви, но храм святителя Николая Чудотворца остался невредим, и в нем ежедневно совершались богослужения. Строения монастырские уцелели, и в них жил с октября месяца архиепископ Московский Августин, совершивший в Никольском храме 8 ноября 1812 года первое торжественное благодарственное молебствие об избавлении России от неприятелей. В этом же храме и находились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в ноябре месяце в часовню ее имени, что у Воскресенских ворот, а икона Владимирской Богоматери, ввиду исправления Успенского собора, была перенесена из Сретенского монастыря в Кремль в апреле месяце 1813 года. В 1812 году из Сретенского монастыря 12 декабря был совершен крестный ход вокруг Москвы в память избавления от нашествия неприятелей.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Масштаб юбилейных торжеств - весь православный Русский мир, включая суверенные ныне Украину и Белоруссию, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. В течение всего 2013 года поминовение святых Царственных мучеников и страстотерпцев будет совершаться на отпустах всех богослужений в приходах Русской Православной Церкви Заграницей. Как говорит ее глава, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион о 400-летии Дома Романовых, «надо воспользоваться этой возможностью, чтобы каждое чадо Русской Православной Церкви лишний раз заинтересовалось своей многоназидательной историей и вдумалось в эти неповторимые личности. (...) Обязательно отмечать эту дату и подвиг последней Царской семьи надо на всех совещаниях духовенства и съездах молодежи, в церковно-приходских школах и специальных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате», - отметил митрополит Иларион. Готовятся к юбилею и в штутгартском храме святителя Николая, клир которого возглавляет епископ Агапит (Горачек), викарий Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. На церковном сайте в разделе «Святыни нашего храма» ( ) читаем: «В конце 2010 года на престольный праздник Святителя Николая 19 декабря в наш храм пришли мощи Святых Царских мучеников . К сожалению, мы до сих пор не осознали всей торжественности, радости и милости этого события. Наш храм один из двух в мире обладает этой великой святыней. В ковчеге находятся частицы мощей из, так называемого, первого захоронения на Парасенковом логе. Это девять святых: царь мученик Николай, царица мученица Александра, царевны мученицы: Ольга, Татьяна, Анастасия, святой мученик Иоанн, мученик Алозий, святой мученик Евгений, святая мученица Анна» ( сохранены орфография и пунктуация оригинала - А.Х .). В России епископ Штутгартский Агапит (Горачек) известен, в частности, как один из авторов сборника «Научный православный взгляд на ложные исторические учения», выпущенного по итогам совместной конференции Русского культурно-просветительского фонда имени святого Василия Великого и Института Российской истории РАН (Русский издательский центр.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/29/...

Однажды я сидел на полу, склонив голову на колени, один в келии, освещенной тихим мерцанием лампады. Затосковал… Вдруг слышу — ктото ходит из угла в угол (а келия была закрыта), шаги вроде как старика. Таинственный голос громко спросил меня: “Хочешь быть монахом?”. Я ответил: “Хочу”. Прошло немного времени, и архимандрит Евгений постриг меня в монашество с именем Иувеналий (в 1912 г.). Через год епископом Пахомием я был рукоположен во иеродиакона. Войдя однажды после богослужения в свою келию, я увидел в углу Женщину в монашеском одеянии. Конечно, я очень изумился… Женщина оглянулась на меня, потом не спеша, не поворачиваясь, лицом к стене, вышла из келии. Встретив меня после этого, архимандрит Евгений спросил: “Не была ли у тебя Царица Небесная?”. И добавил: “Она была у меня и сказала, что теперь пойдет к Иувеналию”». В 1920 г. епископом Иоанном (из Конотопа) отец Иувеналий был рукоположен во иеромонаха. Батюшка рассказывал, что в том же году закрыли Рыхловский монастырь. Накануне праздника святителя Николая (6 декабря по ст. ст.) отслужили всенощное бдение, а утром богослужение уже не совершалось… Полураздетых монахов выгоняли из келий, из монастыря. Если кто надел брюки, с того снимали, оставляя в одном подряснике. Некоторых увозили, но кони становились на дыбы, ржали. Люди плакали. Была страшная картина. Священников гнали до Коропа, затем до Кролевца. Священнослужителей монастыря доставили в г. Кролевец, чтобы назначить на приходы. Предложили: кто хочет быстрее получить назначение, тот должен пойти нарубить столькото дров. Отец Иувеналий пошел рубить дрова. Получив указ на приход в Свято-Успенскую церковь с. Краснополье Коропского р-на, он не знал, как и чем туда добраться. Выйдя на улицу, увидел подводу, а извозчик сказал, что приехал специально за ним, да еще с запасным теплым тулупом. Это был первый батюшкин приход. Но вскоре, в 1922 г., староста церкви «подписался в “живую церковь”», а отца Иувеналия перевели в Свято-Троицкую церковь Коропа. «Закрывают Троицкую церковь. Куда деваться? — вспоминал батюшка. — Вижу во сне в алтаре за престолом святителя Феодосия, святителя Николая и преподобного Серафима Саровского, которые советуются между собой, куда меня определить. Святитель Феодосий говорит, что хотел бы забрать меня в Чернигов, а святитель Николай говорит: “Спросим у Владыки”. Потом продолжает: “Это Рыхловской мой любимец, заберу его к себе”. Вскоре пришел указ епископа Стефана из Чернигова о назначении отца Иувеналия в Свято-Николаевскую церковь с. Рыботин, что рядом с Коропом, где он прослужил с 1929го по 1933 г.»

http://pravicon.com/info-3802

Первое время служить было невозможно: храм был разрушен, зияли дыры, ни окон, ни дверей, ничего не было. Ко времени передачи нам помещения прошло семь лет, как отсюда выехала галерея, и церковь оставалась никому не нужной и покинутой. Через год после моего назначения начались серьезные ремонтные работы, стали прокладывать коммуникации, и находиться в храме стало невозможно. У меня в галерее была комнатка. Этот храм возрождался трудно, период его возрождения затянулся на десять лет. Не так просто складывались отношения с музейными работниками, хотя острых конфликтов, милостью Божией, мы миновали. Проблемы, конечно, возникают, но всё можно решить, оказывается, положительно, без нервных стрессов и без привлечения сторонних сил. Все понимают, что не нам это принадлежит, что не мы распоряжаемся святынями и храмом — Сам Господь. Церковь Святителя Николая в Толмачах из подсобного музейного помещения постепенно вновь превращалась в храм. 18 декабря 1992 года (эта дата и стала основанием нашего юбилея), в канун праздника Святителя Николая, был отслужен первый после возвращения храма молебен и панихида в день памяти его последнего настоятеля — священномученика Илии Четверухина. Как сейчас помню, мороз стоял — 19 градусов, все были в шапках. В 1994 году была совершена первая Божественная литургия. А 8 сентября 1996 года после завершения всех строительных и реставрационных работ восстановлено пятиглавие и колокольня со звонницей, главный престол храма был освящен Патриархом Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимирской иконой Божией Матери. Удивительная история чудесным знамением напомнила в мрачный период о его предназначении. Когда в фонды Третьяковки поступила картина Иванова " Явление Христа народу " , оказалось, что в тесных залах это масштабное полотно выставить невозможно. Пришлось сделать для картины специальную двухэтажную пристройку к зданию бывшей церкви. Так и получилось, что картина была установлена на северной стене храма. — Статус домового храма — довольно необычное понятие, тем более в музее. Как известно, творческие натуры свободны в своих мнениях и, как показывают события последнего времени, не приемлют никаких этических рамок. Как складывались ваши отношения?

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии настоятель храма архимандрит Серафим (Шемятовский) обратился к митрополиту Илариону со словами приветствия. «Сегодня мы отмечаем 20-летие со дня открытия подворья здесь, в Москве, которое осуществляет отношения между нашими Поместными Церквами. В этот день хотел бы Вас сердечно поблагодарить за Вашу любовь, внимание, которое Вы оказываете нашему представительству», — отметил, в частности, отец архимандрит. На молитвенную память архимандрит Серафим преподнес владыке Илариону святую панагию. Настоятель храма также сердечно поблагодарил представителей Поместных Православных Церквей за участие в праздничном богослужении. Поздравительное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава по случаю 20-летия основания представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии огласил архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил. В послании, в частности, говорилось, что в 1999 году Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем было совершено великое освящение храма святителя Николая в Котельниках и утверждено представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле. «На протяжении двадцати лет представительство служит братскому единству наших Поместных Церквей вокруг одной Чаши Христовой. Уповаю, что и в дальнейшем общим трудом и молитвой наше единство будет только крепнуть», — отмечалось также в послании. Архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил вручил архимандриту Серафиму (Шемятовскому) награду Православной Церкви Чешских земель и Словакии — орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (II степени). Поздравительное послание Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона огласил протоиерей Даниил Андреюк. «Православная Церковь в Америке имеет свое представительство в Москве — храм святой Екатерины . Мы верим, что задача представительства является очень важной: это задача поддержания общей веры через диалог, сохранение согласия через дружественные отношения и поддержание единства через Евхаристическое сослужение. По молитвам святой Екатерины, святой мученицы за веру, и святителя Николая, который является выдающимся примером истинного христианского пастыря, да будут наши усилия по сохранению православной веры, дружбы и единства в Теле и Крови Христовых благословенны и успешны», — в частности, отмечалось в послании.

http://patriarchia.ru/db/text/5529683.ht...

При администрации Кавказских Минеральных Вод 19 августа 1994 года создан Попечительский совет по обеспечению поддержки и развития Русской Православной Церкви в регионе. Председатель попечительского Совета глава администрации Кавказских Минеральных Вод Алексей Викторович Кулаковский изыскал средства на строительство собора и призвал руководство городов-курортов участвовать в возрождении православных храмов. По решению главы города Кисловодска В.Г. Бекетова были сняты налоги с выполняемых работ. Объединение тепловых сетей проложило бесплатно 23 м теплотрассы. Строителями СМУ-17 возводилась надземная часть. К лету 1995 года высота стен собора достигала уже 15 метров. Однако, в 1996 году строительные работы стали замедляться. Из-за недостатка средств первоначальные планы о завершении работ к 1998 году пришлось изменить. Несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета было прекращено, строительство не останавливалось. 20 мая 1997 года на фасадах храма установлены три большие иконы на медных пластинах в технике эмали соответствующие трем престолам собора: святителя Николая Чудотворца, благоверного великого князя Александра Невского и святителя Алексия, митрополита Московского. Избрание святых, во имя которых были освящены приделы, было обусловлено тем, что они являются небесными покровителями патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. В день престольного праздника 22 мая 1997 года впервые с начала возрождения настоятель храма протоиерей Иоанн Знаменский совершил праздничную Божественную Литургию, за которой последовал многолюдный крестный ход. 25 ноября были освящены и установлены на звоннице три больших колокола, а 29 декабря того же года восстанавливаемый храм увенчался первым куполом. В 1999 году 7 февраля была совершена первая Божественная Литургия в нижнем храме собора, освященном во имя новомучеников и исповедников Российских. 25 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, на храм был водружен главный купол с крестом, 22 мая того же года впервые День города был приурочен к престольному празднику собора. Регулярные богослужения в верхнем храме начались с Пасхи 2000 года.

http://sobory.ru/article/?object=00787

Прихожанами московского храма Вознесения Господня на Никитинской было установлено, что на месте этого села теперь находится дер. Береза Мостовского сельского округа Оленинского района Тверской области. В 1836 году село Береза являлось центром Березовской волости Бельского района и насчитывало 5 дворов (7 мужчин и 6 женщин). От села в деревне не осталось ни одного дома. Сельская церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны. Святитель заботился об отце до самой его смерти, ежемесячно отдавая ему часть жалованья. Молодой человек выказывал выдающиеся способности; предполагалось, что он останется при академии для подготовки к профессорской деятельности, однако решение отправиться в Японию совершенно изменило его судьбу. Оно было принято совершенно неожиданно. По свидетельству самого святителя Николая, ему до того времени никогда и в голову не приходила мысль о монашестве. Однажды же, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич заметил в одной из «занятных» объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на роль настоятеля посольской церкви в Хакодате. Несколько товарищей Касаткина уже выразили желание ехать в Японию в сане священника. Приглашение это не произвело на юношу особого впечатления, пусть в свое время его сильно впечатлили воспоминания Головнина о Японии. Он спокойно пошел ко всенощной. И вот, во время богослужения, он вдруг решил, что должен ехать в Японию. Вернувшись от всенощной, он в глубоком волнении направился к ректору академии, преосвященному Нектарию, и заявил ему о своем желании ехать в Японию, но не женатым священником, а монахом. Ректор академии очень сочувственно отнесся к порыву юноши и доложил о его желании митрополиту. В самый непродолжительный срок судьба Ивана Дмитриевича Касаткина была решена. 21 июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николая. 29 июня, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор Двенадцати Апостолов (престольный праздник академической церкви), — в иеромонаха. Епископ Нектарий, постригавший юношу в монахи, нарек его Николаем и сказал: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские.»

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-yapo...

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Лазутин. Духовенство, хор и молящиеся исполнили тропарь, кондак и величание новомученикам и исповедникам Чимкентским. Было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу. Митрополит Александр поздравил верующих с празднованием в честь Собора новомучеников Чимкентских и обратился к ним со слом назидания. По окончании Литургии владыка Александр вручил награды потрудившимся ко благу Православия на Казахстанской земле. Настоятель храма святителя Николая Мирликийского г. Сарыагаша протоиерей Алексий Лазутин был награжден орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского; ктитор Чимкентской епархии О.В. Почивалов был удостоен ордена священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. После вручения церковных знаков внимания глава Митрополичьего округа поздравил награжденных и поблагодарил их за труды. В тот же день митрополит Александр совершил литию по приснопамятному архиепископу Елевферию (Козорезу) , погребенному у алтаря Никольского храма. За заупокойным богослужением молились архимандрит Хрисанф (Коноплев), архимандрит Вениамин (Рудый), протоиерей Евгений Воробьев, духовенство Чимкентской и Астанайской епархий, духовные чада почившего, прихожане храмов г. Чимкента. Перед началом молитвы владыка Александр обратился к верующим с архипастырским словом, в котором с благодарностью вспомнил труды приснопамятного владыки: «Более тридцати лет почивший святитель нес крест апостольского служения Церкви Христовой, с любовью и усердием совершая различные труды, " возвещая тайну благовествования " (Еф. 6:19), проявляя деятельную заботу о возрастании в вере Христовой врученной его попечению паствы. Он стал свидетелем и активным участником возрождения и развития церковной жизни на благословенной земле Казахстанской после падения ледяных оков атеизма. В те далекие годы новорукоположенный архипастырь все свои таланты и силы, энергию и знания направил на устроение церковной жизни в Южном и Северном Казахстане и в центральных областях страны. Владыка восстанавливал поруганные святыни, открывал новые приходы, инициировал развитие благотворительного, просветительского и молодежного служения, вел диалог с представителями государственной власти и лидерами традиционных конфессий. Своей деятельностью он подготовил эти регионы к созданию здесь новых епархий Митрополичьего округа: Костанайской, Петропавловской, Кокшетауской и Карагандинской. Всегда, по слову апостола, архиепископ Елевферий стремился быть " образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " (1 Тим. 4:12). В нашей памяти покойный святитель останется как скромный, чуткий и добрый человек, стремившийся поддержать всякого, кто обращался к нему за помощью и утешением».

http://patriarchia.ru/db/text/5978584.ht...

С твердым намерением возродить Никольский храм церковная община молится и совершает все службы. Первая литургия во вновь открывшемся храме была совершена на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 2003 года. С тех пор службы в храме совершаются регулярно по субботам, воскресным дням и в двунадесятые, великие праздники. Каждый четверг поется акафист Николаю Чудотворцу, а в воскресный вечер — акафист Архистратигу Божию Михаилу и Феодоровской Иконе Божией Матери. После воскресной литургии совершается водосвятный молебен. Кроме богослужебной деятельности Свято-Никольский приход занимается и благотворительной деятельностью: так по воскресным дням и четвергам прихожанам раздаются хлебобулочные изделия, в престольные праздники устраивается трапеза для всех прихожан. При приходе работает часовня Матроны Московской во второй Детской Больнице, где по понедельникам совершается молебен святой Матроне. Никольские священники подражая своим предшественникам занимаются преподавательской деятельностью: ими окормляется ДС в честь святого князя Михаила Тверского, а в Тверском лицее, СШ дети занимаются по направлениям «ОДК» и «Основы мировых религий». При Никольском приходе действуют две библиотеки и две Воскресные школы в Никольской и Арсеньевской церквях. С 2008 года в Никольской церкви действует Клуб религиозно-патриотического воспитания «ПЕРЕСВЕТ» , в котором трудятся два преподавателя военно-патриотических дисциплин и один преподаватель ОПК (основ православной культуры). Ремонтно-восстановительные работы по возрождению Свято-Никольского комплекса продолжаются, а вновь построенная звонница уже призывает на богослужение жителей Пролетарского района. Вновь воссоздана шатровая четырёхскатная кровля, увенчанная серебристым куполом с крестом, иконостасы, киоты. Святыни [ править править код ] Основной святыней Никольского прихода является икона с частицей мощей Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца она находится в арке между центральным и южным (Архангельским) пределами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Человек, впервые переступивший порог храма, должен знать, что он здесь не чужой, что ему рады. Это достигается исключительно внимательным отношением к каждому. Мы воспитываем и воспитываемся в приходе на этих началах: каждый должен встретить новенького с любовью, с вниманием, выслушать и предложить помощь. Даже простое внимание к проблемам, с которыми человек пришел, располагает к тому, чтобы вновь прийти в храм. И так постепенно человек может стать частью церковной общины, частью прихода. Конечно, я бы не хотел идеализировать положение в нашем приходе – может случиться разное. Каждый человек все равно зависит от своего внутреннего состояния: сегодня он доброжелателен, а завтра может по-другому отреагировать. И люди приходят разные, с некоторыми приходится говорить и в жесткой манере, защищая и ограждая прихожан, святыню, Церковь. Я не ручаюсь за всех, но свое слово направляю к тому, чтобы люди встречали приходящих со вниманием, любовью, заботой. Со временем доброе отношение к приходящим принесет и зримые плоды, может способствовать в том числе росту числа прихожан. И даже если человек не придет к нам снова, то он все равно будет помнить, что с ним по-доброму обошлись. Воскресная школа прихода святителя Николая в Хамовниках известна в Москве, как и Ваше личное участие в ее созидании. Расскажите, пожалуйста, какие предметы изучают воспитанники, как часто у них проходят занятия, как Вы общаетесь с ребятами? – Придя в храм святителя Николая, я обратил внимание, что воскресная школа оторвана от прихода, что являлось, по моему убеждению, неправильным по отношению к приходу, его будущему. Я постарался обновить состав преподавателей, чтобы в школе трудились специалисты с педагогическим образованием и добрым сердцем, со всей ответственностью отвечающие за детей. С другой стороны, был обновлен перечень изучаемых дисциплин, а сама воскресная школа была интегрирована в приходскую жизнь, чтобы дети являлись неотъемлемой частью единого целого – частью прихода. Первым " уроком " для наших воспитанников является Божественная литургия. С нее начинаются занятия. В богослужении дети принимают участие вместе со своими родителями: в десять часов все приходят в храм, молятся, часть из них поют на клиросе, читают, причащаются Святых Христовых Таин. Раз в месяц я сам провожу детскую исповедь с участием всех детей и родителей. Это происходит накануне воскресенья или в великий праздник.

http://religare.ru/2_101505_1_21.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010