Архипастырь также напомнил о состоявшемся в мае-июле 2017 года принесении в Россию части мощей этого угодника Божия. «Более двух миллионов человек смогли поклониться мощам святителя и чудотворца Николая, — засвидетельствовал митрополит Иларион. — А если бы мощи пробыли в России еще больше, то есть, если бы они посетили не только Москву и Санкт-Петербург , но и другие города, то было бы не два, а десятки миллионов людей, которые пришли бы поклониться святителю и чудотворцу Николаю». Как отметил владыка, принесение святыни в Россию стало возможным в результате договоренностей, которые были достигнуты в Гаване в ходе встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска . «Будем молиться святителю и чудотворцу Николаю о нас самих, о нашем Отечестве, о наших близких и о всем мире. Помолимся святителю и о единстве Святой Соборной и Апостольской Церкви, о мире во всем мире. И будем всегда в своем сердце носить память о великом святителе, который никогда не забывает о нас, но всегда молится о нас перед престолом Небесного Царя», — сказал в заключение председатель ОВЦС. В своем приветственном слове священник Джованни Дистанте особо отметил, что благоговейное почитание святителя и чудотворца Николая является общим сокровищем для верующих Православной и Католической Церквей. В память о праздничной Литургии настоятель базилики преподнес митрополиту Волоколамскому Илариону и сослужившим ему владыкам сосуды с миром из гробницы святого. В завершение богослужения в крипте базилики был совершен молебен, затем архиереи, духовенство и миряне приложились к плите, покрывающей раку с мощами Николая Чудотворца. В тот же день митрополит Иларион посетил доминиканскую общину, несущую попечение о базилике святителя Николая, где встретился с архиепископом Бари-Битонто Франческо Какуччи. В ходе состоявшейся беседы ее участники отметили тесное сотрудничество, в течение многих лет связывающее базилику святителя Николая в Бари с Русской Православной Церковью и ставшее особенно плодотворным благодаря принесению в Россию части мощей святителя в мае-июле 2017 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5552344...

В 2007-2008 году церковь была полностью расписана в древнерусском стиле приглашенной артелью выпускников иконописного отделения Московской Духовной семинарии под руководством Артема Юрьевича Еманова и артелью иконописцев из Воронежа под руководством Владимира Новикова. Основной сюжет фресок в центральной части храма — жизнеописание Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, в алтаре изображена Евхаристия, совершаемая Ангелами, а в трапезной части храма изображены преподобные отцы Вселенской и Русской Православной Церкви. Рядом с храмом при участии С.Н. Уваркина для будущего монастыря было выстроено здание братского корпуса. Освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца совершил 16 декабря 2006 г. преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В 2012 году восстановление храма было завершено. Храм имеет статус памятника истории и архитектуры XVIII века регионального значения. Памятными датами являются 16 декабря 2006 г. – день освящения храма и 19 декабря – престольный праздник. Архитектура и внутреннее убранство Приземистая кирпичная церковь с метровыми в толщину стенами построена в стиле барокко. Основной объем в виде четверика со срезанными гранями перекрыт невысоким куполом, над западной частью трапезной части поставлена колокольня. В храме в 2006 году устроен деревянный резной 3-х ярусный иконостас темно-коричневого цвета изготовленный в мастерской г. Анны Воронежской области. Иконы первого яруса, писанные на дереве, выполнила монахиня Татьяна, прихожанка Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря. Остальные иконы печатаны на металле. Была приобретена вся необходимая церковная утварь для совершения богослужений. Главной святыней храма является икона Свт. Николая Чудотворца, единственная уцелевшая после закрытия, с частицей мощей угодника Божия. Также имеются икона с мощами св. Иоанна Крестителя и ковчег-мощевик с мощами других святителей и преподобных. В храме находятся два киота с иконами Иверской Божьей Матери, преп. Силуана Афонского, свт. Тихона Задонского, страстотерпца Николая II и преп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=02207

Пел хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. Богослужение транслировалось по телеканалу «Подмосковье», а также на специальных экранах, установленных на улице перед храмом. По окончании Литургии митрополит Ювеналий совершил славление у чудотворного образа. Верующих, которые подходили приложиться к святыне, священнослужители помазывали елеем, освященным на мощах святителя Николая, которые покоятся в итальянском городе Бари. Митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Возлюбленные братия архипастыри, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братия и сестры! Дорогой Андрей Юрьевич! Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о том, как два слепца шли за Христом и просили, чтобы Он их исцелил. Иисус, обращаясь к ним, сказал: " По вере вашей, да будет вам " (Мф. 9:29), и они прозрели. Это сегодняшнее Евангельское повествование мне напомнило о нашем с вами паломничестве в город Бари, когда в день памяти святителя Христова и чудотворца Николая, мы с Вами покланялись его честным и многоцелебным мощам, и испрашивали то, что было у нас на сердце. А мы имели благое намерение к сегодняшнему празднику возвратить в Зарайск образ " Николы Зарайского " , с которым связано древнее событие перенесение его из Херсонеса, где совершилось крещение святого равноапостольного князя Владимира, в землю Рязанскую, во град, который ныне именуется Зарайском. С тех пор установлен этот праздник. Но мы знаем, что многие испытания в прошлом веке постигли Русскую Православную Церковь, в том числе и град Зарайск. Храмы были закрыты, и икона была перенесена в Зарайский музей, а затем в 1966 году отправлена в Москву, в музей Андрея Рублева для реставрации, и после реставрации экспонировалась в этом музее. И никакие наши человеческие усилия не могли привести к тому, чтобы икону вернуть на прежнее историческое место, ведь она была создана не как музейный экспонат, а как величайшая святыня, через которую святитель Николай оказывал помощь и чудеса всем, кто с верой приходил к нему. И вот, сегодня мы можем сказать, что это чудо святителя Николая совершилось! И мы являемся свидетелями этого, и мы благодарим Бога и святителя Николая за то, что, несмотря на наше недостоинство, образ вновь на своем историческом святом месте, окруженный почитанием и молитвой людей, которые с верой и надеждой взирают на него и просят милости Божией.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Италия расположена на юге Европы, и веками складывавшийся национальный характер ее жителей представляет собой экзотическую смесь европейской основательности с живой непосредственностью детей Востока. В Бари довелось увидеть немало красноречивых тому подтверждений. Предупредительный итальянский полицейский решил помочь большой группе православных священнослужителей и монахов пересечь проезжую часть улицы у здания аэропорта, где движение происходило столь же интенсивно, сколь и беспорядочно. Решительным жестом он остановил рейсовый автобус, за которым немедленно образовалась транспортная пробка. Не обращая внимания на возмущенное гудение автомобильных клаксонов, страж порядка разговорился с водителем автобуса, а за спиной полицейского, прямо посреди проезжей части, тут же собралась группа молодых итальянцев, которая затеяла спор, эмоционально жестикулируя. Возможно и их предки около тысячи лет назад в такой же ясный весенний день встречали на берегу Средиземного моря корабль, доставивший в крохотный городок великую святыню Вселенской Церкви. Жители округа Бари, как их предки много веков назад, заняты преимущественно сельским трудом, масло- и виноделием. Вокруг города тянутся нескончаемые залитые солнцем виноградники и апельсиновые рощи, в глубине которых белеют одно-двухэтажные каменные виллы затейливой постройки. Над кирпично-красной распаханной землей возвышаются мощные – в человеческий обхват – узловатые серые стволы старых олив. Всенощное бдение в канун дня памяти святителя Николая проходит в «русской» Никольской церкви города Бари. Обстоятельства сложились так, что комплекс подворья, возводившегося тщанием императора Николая II для русских паломников, оказался поделен на три части, большую из которых сейчас занимает муниципалитет города. Верхний храм святителя Николая принадлежит Московскому Патриархату, нижний – Зарубежной Православной Церкви. Праздничное богослужение одновременно совершается и там, и там. Верхний храм переполнен народом, диаконы с трудом пробираются по нему для каждения. В толпе паломников есть и сербы, и степенные пожилые итальянки, которые, правда, не крестятся, но сосредоточенно внимают службе. Встречаются и смешанные супружеские пары итальянцев и россиянок: праздник святителя Николая собирает в Бари наших соотечественников со всей Италии. В нижнем храме у «зарубежников» прихожан совсем немного – около десяти человек. К появлению русских «сверху» относятся спокойно и даже радушно – значительное сближение позиций Священноначалия Русской Православной Церкви и первоиерарха православных общин русского Зарубежья уже сыграло свою положительную роль.

http://pravoslavie.ru/1723.html

Архитектурным украшением погоста является церковь Николая Чудотворца. Это характерный пример культового здания первой половины XIX века в Орехово-Зуевском районе. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной (ныне утрачена) с притвором и колокольни. Ротонда храма имеет полусферический купол. Колокольня церкви двухъярусная. Храм и колокольня завершены круглыми кирпичными барабанами, увенчанными золочёными главками. В церкви сохранились незначительные фрагменты поздней масляной живописи. Если обратиться к истории постройки данного храма, то мы узнаем, что в 1839 году местным помещиком подпоручиком в отставке А.П. Хметевским был построен вместо старого деревянного храма каменный трёхпрестольный, в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами благоверного князя Александра Невского и св. мученика Иоанна Воина, в господствовавшем тогда стиле классицизм. В 1880 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Особенно торжественно проходили службы в престольный праздник святителя Николая и когда отмечалась 10-я пятница по Пасхе. После Богослужения, на которое собиралось большое количество народа, обычно устраивались народные гуляния, была ярмарка. Службы в церкви продолжались до 1930-х годов, после чего храм и школу закрыли. Сократилось число жителей в окрестных деревнях, селян переселяли вместе с жильём подальше от этого места, так как перед Великой Отечественной войной неподалёку от храма расположилась воинская часть ПВО Москвы. Разрушающийся храм, одиноко стоявший возле леса, да церковное кладбище напоминали, что ещё недавно церковь жила богослужебной жизнью. Годы запустения привели церковь в аварийное состояние. Храм стоял целым до 1980-х годов, пока функционировала в пару километрах от него воинская часть. После её расформирования дачники и жители окрестных деревень трапезную часть храма разобрали на кирпич для возводившихся дачных домиков. К началу реставрационно-восстановительных работ от церкви остались всего лишь руины.

http://sobory.ru/article/?object=01563

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 г.; «Родная Вятка», http://rodnaya-vyatka.ru/churches/198 В период с 1884 по 1889 г.г. в селе Поршур на средства прихожан была построена деревянная церковь в русском стиле. Храму исполнилось 130 лет. Престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. 22 мая 2019 г. в день преполовения Пятидесятницы, память святителя и чудотворца Николая, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний совершил Божественную литургию в Никольском храме поселка Поршур Можгинского района. Его Преосвященству сослужили: секретарь Сарапульской епархии протоиерей Вячеслав (Остроумов), благочинный Можгинского округа иеромонах Антонин (Напольских), настоятель храма протоиерей Евгений (Калчев), духовенство епархии. Песнопения исполнил хор Михайловского храма г. Можга. По окончании Литургии епископ Антоний совершил малое освящение воды. Далее состоялся крестный ход, во время которого правящий архиерей совершил заупокойную литию по протоиерею Виктору Максютину, много лет служившему настоятелем Никольского храма и его матушке Надежде, погребенных за алтарем. В завершении богослужения Владыка Антоний обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил всех с престольным праздником. Затем были вручены епархиальные награды благотворителям и тем, кто много лет помогает приходу своими трудами. Церковь Николая Чудотворца построена без единого гвоздя, существует без подключения к электричеству, обладает десятками необычных икон. С 1862 г. привлекает верующих со всей республики. Интересные факты о Никольском храме: 1. Храм построен без единого гвоздя. В балках есть деревянные костыли, но железных, привычных нам деталей, нет. А лет ему более 130. 2. В храме до сих пор нет электричества. Освещается он свечами, которые вставляются в старинные люстры и канделябры. Света хватает. А в большие церковные праздники здесь особая светлая (в духовном смысле) атмосфера. Единственная проблема от такого освещения - копоть. Поэтому уборка здесь - тема отдельная.

http://sobory.ru/article/?object=20076

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия, светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш великий Николае. Кондак, глас 3: Взыде яко звезда от востока до запада твоя мощи святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемля тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый. 3061 Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого и внук Владимира святого, княжил с 1075 по 1076 г. (6 месяцев); затем вторично с 1078 по 1093 г. 3063 Под измаильтянами здесь разумеются одноплеменные восточные народы: турки, печенеги и половцы. 3065 Город Бари находится на юге итальянского полуострова, на восточном его берегу у Адриатического моря, в области, называвшейся Апулиею. Население южной Италии было издавна греческое. К концу IX в. здесь утвердилась власть греческого императора. В 1070 г. город Бари был взят у греков норманнами, северным племенем германского народа, но и после этого в некоторых апулийских монастырях сохранилась православная вера и Богослужение, и они были подчинены константинопольскому патриарху. 3066 В службе на перенесение мощей святителя Николая воспевается: «Морем святителю быша шествия твоя, из Мир ликийских в Барград: взятся бо от гроба ковчег твой, и к западом дойде от востока, благочестно последовавшим монахом, иже при гробе твоем, честь ти творившим, мановением Владыки всех, Николае преславне» стихира на стиховне. – Редакция «Азбуки Веры»]. 3067 Празднование перенесения мощей святителя Николая на Руси было установлено при митрополите киевском Иоанне II, в 1089 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

html:/nikolskiy-hram cerkov.ru О волости Крутинки Коломенского уезда упоминается в духовной грамоте великого князя московского Василия Дмитриевича от 1406 года. В коломенских писцовых книгах Данилы Житова 1578 года также говорится о погосте Крутины на реке Люболове (ныне Люблевка). Здесь же есть записи о храме во имя Николая Чудотворца. Самая первая деревянная Никольская церковь обветшала, и в 1633 году на её месте была построена новая церковь, сгоревшая, однако, зимой 1782 года. В начале XIX века церковь была вновь отстроена, колокольня же в ней пристроена в 1848 году. Этот храм находился в урочище Попова гора и был разобран в начале ХХ века. В 1859 году на пожертвования купца первой гильдии Давыда Ивановича Хлудова возведена рядом с деревянной каменная церковь, тоже во имя святителя Николая. Правый её придел был во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, левый придел во имя благоверных князей - братьев Феодора Ярославича и Александра Невского. Колокольня и трапезная к церкви достраивалась уже в год смерти Хлудова в 1886 году егорьевским мещанином Фёдором Никифоровичем Юрьевскими. Каменная ограда и угловые башни построены в 1858 году. Рядом находилась двухэтажная деревянная двухклассная церковно-приходская школа. Первым старостой был купец из села Клеменова Василий Никитич Любомилов. К приходу были приписаны деревни: Бережки, Захарово, Васцино (Холмы), Боярское, Трубицыно, Абрюдково. Всего в деревнях прихода насчитывалось 248 дворов. Перед закрытием в храме служил священник Николай Голышев, расстрелянный в Бутово в 1938 году и прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1930-е годы Никольская церковь была закрыта, а в ней разместили колхозный склад. Затем долгие годы здание пустовало. Иконы и утварь были расхищены. Кресты спилены в начале 1990-х годах. В 1991 церковное здание было передано общине верующих. В 2002 году митрополит Ювеналий благословил устроить правый придел Никольской церкви в честь священномученика Николая Егорьевского. Из священнослужителей означенной церкви известны: священник Стефан Матфеев (1792 г.); священник Иассон Никитин (1793-1800 гг.); священник Пётр Стефанов (1800-1810 гг.); священник Евфимий Юрьевский (1810-1835 гг.); священник Кодрат Богданов (1835-1859 гг.); священник Иоанн Добросотов (1859 г.); священномученик Николай (Голышев). В 1999 году настоятелем Никольского храма назначен священник Роман Аксёнов. Богослужения в храме совершаются по субботам и воскресеньям, а также в дни праздников.

http://sobory.ru/article/?object=03872

«Детство» Троицкого храма пришлось на начало века. Первый храм на полустанке Сходня построили за свои деньги местные земледельцы и дачевладельцы в 1903 году. Он принадлежал приходу села Черкизово, был деревянным, не имел колокольни, службы проходили только в дачный сезон. Освятили его во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1907 году на средства купца И.Н. Проскурякова и пожертвования прихожан воздвигли теплый придельный храм во имя Святителя Николая. В январе 1909 года деревянная Троицкая церковь сгорела. На месте деревянного храма сразу же было решено построить каменный. Архитектором был выбран Ф.Ф. Воскресенский, который лично наблюдал за постройкой. Он выбрал для будущей церкви характерный для начала века неорусский стиль, который сочетал в себе простоту и традицию. В 1910 году епископ Дмитровский, впоследствии митрополит, Трифон (Туркестанов) совершил Великое освящение храма. Вскоре на страну обрушились несчастья, которые не могли не сказаться на судьбе Троицкой церкви. Она действовала до 1936 года, затем вместе со многими другими храмами была закрыта и разорена. В советское время здесь сначала был склад, потом кинотеатр, в 1980-х годах тут устроили мастерскую скульптуры. Храм стоял в запустении и осквернении до 1990 года, когда указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия его настоятелем был назначен молодой священник Николай Рыженков. Его визита никто не ждал, более того, не желал. В адрес отца Николая посыпались угрозы. Освобождения храма пришлось добиваться через арбитражный суд. Как только храм освободили, сразу закипела работа по подготовке к первому богослужению. Первыми помощниками отца Николая были его родители и, конечно, супруга, матушка Вера. Сначала привели в порядок Никольский придел, и 14 января 1990 года – после почти шестидесяти лет запустения – совершили первую Божественную литургию, на которой, по словам отца Николая, было большое количество людей. Владыка Ювеналий поддерживал молодого настоятеля и много раз посещал храм: сначала в 1993 году, затем в 1996 году, когда совершил чин Великого освящения. В 2000 году Владыка служил в Троицком храме на Пасху. Тогда же был освящен закладной камень будущей часовни во имя Святой блаженной Матроны Московской. В 2010 году храм отметил свое столетие, и Владыка Ювеналий возглавил торжественное празднование этого события.

http://sobory.ru/article/?object=01971

Духовное наследие святых Кирилла и Мефодия скрепляет наши Церкви особой родственной связью: не только духовной и вероучительной, но и основанной на общности нашего языкового наследия. Мы понимаем друг друга без переводчиков. Когда русские слышат словацкий или чешский язык, не зная его на 100 процентов, они по крайней мере всегда понимают общий смысл того, о чем им говорят. Также, думаю, происходит и с русским языком, когда он звучит в Чешских землях и в Словакии. Для меня сегодня большая радость от имени Святейшего Патриарха Кирилла поздравить Подворье с 17-летием и пожелать помощи Божией отцу настоятелю, архимандриту Серафиму, всему клиру и прихожанам. Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, чья чудотворная икона находится в этом святом храме. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай является самым почитаемым святым не только Русской Православной Церкви, но, может, и всего мирового Православия, и даже всего мирового христианства. Несколько дней назад мне довелось быть у мощей святителя Николая в итальянском городе Бари, где они почивают с XI века, и еще раз воочию убедиться в том горячем почитании, которым этот святой окружен во всем мире. Не случайно в богослужебных текстах, посвященных празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град, говорится, что он связывает между собой Восток и Запад. Его молитва объединяет людей, ведь на протяжении веков они всегда получали скорую помощь в трудных обстоятельствах жизни благодаря небесному заступничеству и предстательству святителя. Мы знаем, что святой Николай является скорым помощником, его помощь не заставляет себя долго ждать. Как только мы обращаемся к нему с молитвой - почти сразу же удостоверяемся, что эта молитва услышана, а в скором времени получаем от чудотворца то, о чем просили. Может быть, именно этот особый секрет дерзновения святого пред престолом Божиим и снискал ему ту всемирную славу, которой он пользуется и на Востоке, и на Западе.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010