Богослужения возобновились только 27 сентября 1994 г. В храме совершались молебны, служились акафисты, панихиды. Проводились духовно-просветительские беседы с прихожанами. В 2000 году в храме начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжаются по настоящее время. 19 апреля 2003 г., накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, южный придел, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», был освящен малым чином Благочинным Богоявленского округа г. Москвы архимандритом Дионисием (Шишигиным). 20 апреля 2003 г., в день праздника Входа Господня в Иерусалим, была совершена первая Божественная литургия. http://www.derbenevo.ru/ Николая, святителя, в Дербеневе церковь (Уланский переулок, дом 11, строение 1). Первую деревянную Никольскую церковь здесь возвели в XVII в. на месте деревянной (упоминается в 1615 г.) стрельцы, которыми командовал стольник и полковник Семен Федорович Грибоедов, прадед писателя А.С. Грибоедова. В 1711–1715 гг. ее заменил каменный храм. Наименование местности «в Дербеневе» принято связывать со словом «дебри», которые, вероятно, некогда здесь существовали. В 1722 г. трапезную расширили с северной стены, где устроили Сергиевский придел. Храм представлял собой четверик, перекрытый невысоким куполом. Над куполом был поставлен восьмигранный барабан, характерный для первой трети XVIII века, увенчанный маленькой фигурной главкой. В 1790–1791 гг. возвели двухъярусную невысокую колокольню в стиле классицизма. Ее верх ее был выполнен в форме небольшой изящной ротонды. Тогда же храм был отделан заново. В 1878 г. по проекту архитектора К.М. Быковского соорудили южный придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а в 1894 г. симметрично южному перестроили северный Сергиевский придел. Над стеной Скорбященского придела, обращенной к Уланскому переулку, архитектор К.М. Быковский воздвиг высокую декоративную арку сложной формы, а на нее поставил главку южного придела. Она оказалась почти одной высоты с куполом главного храма, а положение ее на красной линии улицы зрительно сделала эту часть фасада главенствующей во всем ансамбле.

http://sobory.ru/article/?object=02186

Новое церковное здание возвели по проекту архитектора Валентина Курбатова (Православная архитектурная мастерская, г. Москва). Профессор Тульского государственного университета Владимир Игнатов проектировал несущие строительные конструкции бесстолпного храма и колокольни. Строительство вели специалисты ЗАО «Тулареставрация».К сентябрю 2001 года строительство было завершено. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение новой церкви и передал ей в дар большой напрестольный крест. Первую Божественную литургию в храме совершили 19 декабря 2001 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца. Колокола заказали на заводе ЗИЛ, где один из цехов взялся за возрождение колокольного дела. Образы иконостаса выполнил тульский художник Павел Матвеев. Заводские производства и службы участвовали в строительстве и благоукрашении: граверы и резчики по дереву изготовили богослужебные предметы, гальваники позолотили церковную утварь. Современное состояние [ править править код ] Настоятель храма – иерей Василий Шаталов. При храме действует библиотека в домовой церкви в здании заводоуправления. Там же находится Крещальня. Несмотря на закрытый режим предприятия, в храме совершаются все таинства – включая Таинства Крещения и Венчания. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Контакты [ править править код ] Адрес: г. Тула, ул. Советская, д. 1-а Телефон: +7(4872)321696 Паломнику [ править править код ] Храм находится за проходными режимного предприятия и работает вместе с заводом по будням. Нет вечерних богослужений. Открыт с 7.00 до 16.00. Начало Божественной литургии – в 9. 00, в неделю совершается 4 Божественные литургии. Храм открыт на ночных богослужениях на Пасху и Рождество и днём на престольные праздники ( день памяти святителя Николая и день отдания Пасхи). Для работников вход на территорию ТОЗа – по пропускам, для остальных – предварительная запись по телефону и вход по паспорту.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

В дар общине новоосвященного собора Святейший Владыка преподнес икону святителя Николая Мирликийского, для храмов епархии Предстоятель передал 24 напрестольных Евангелия.  Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам по строительству Спасского кафедрального собора г. Пензы были удостоены:  «Еще раз всех с праздником — особым событием в жизни Пензы и особым событием в жизни всей нашей Церкви! Храни вас Господь!», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кириллл.  Всем участникам богослужения священнослужители раздали иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Первое здание Спасской соборной церкви было построено одновременно с крепостью Пенза в 1663 году. В 1700 году оно обветшало, и вместо него было построено новое, также деревянное. В 1718 году оно сгорело, и было заменено третьим, теперь уже каменным зданием. В 1789-1824 годах вместо него построили в стиле классицизма монументальный пятикупольный храм с колокольней, ставший одним из символов дореволюционной Пензы. В Спасском соборе хранились главные городские святыни, храм посещали все монархи, бывавшие в губернском городе. В 1923 году собор был закрыт, в 1934 году — взорван. В 1998 году в ходе раскопок на месте храма были обретены останки пяти пензенских архиереев, в том числе святителя Иннокентия Пензенского. В 1999 году на месте собора Святейший Патриарх Алексий II заложил часовню Всемилостивого Спаса. В ноябре 2010 года начались работы по возведению колокольни Спасского собора, в августе 2011 года — по строительству четверика. Проект восстановления собора был разработан сотрудниками института «Пензгражданпроект» (главный архитектор — Олег Херувимов). В августе 2012 года на колокольню были подняты шпиль и крест, в августе-декабре 2014 года установлены пять куполов. С этого времени начались работы по внешней и внутренней отделке. Первая литургия в восстановленном Спасском кафедральном соборе была совершена на Рождество Христово 7 января 2021 года. С августа 2021 года богослужения в храме совершаются регулярно. 17 октября 2021 года в собор были перенесены мощи святителя Иннокентия Пензенского.

http://patriarchia.ru/db/text/5937969.ht...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Богослужебные песнопения исполнил хор Воскресенского кафедрального собора Семипалатинска под управлением Юлии Хохряковой. За Божественной литургией молились настоятельница Петропавловского Знаменско-Абалацского женского монастыря Семипалатинска игумения Марионилла с сестрами обители, казаки Союза казаков Семиречья, благотворители епархии, а также многочисленные паломники из различных населенных пунктов региона. В храме также присутствовали заместитель акима города Семипалатинска Н.В. Шарова, генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске М.Ю. Королев и президент российского благотворительного фонда «Энергия жизни» А.В. Холдин. За Литургией возглашались прошения о единстве Святого Православия. На заупокойной ектении были вознесены сугубые молитвы о почивших строителях и благоукрасителях Воскресенского кафедрального собора, возобновителях богослужебной жизни, усопших священнослужителях и прихожанах храма, о православных христианах, «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся». Перед причастием было оглашено обращение главы Казахстанского митрополичьего округа по случаю 300-летия города Семипалатинска. В завершение богослужения состоялось славление Пресвятой Богородице — духовенство и хор пропели тропарь, кондак и величание перед Абалацко-Знаменским образом Царицы Небесной. Участники богослужения также совершили славление святителю Николаю Чудотворцу, священномученику Александру Семипалатинскому и новомученикам и исповедникам Казахстанским. Были возглашены уставные многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, главе и Преосвященным архипастырям Казахстанского митрополичьего округа, «стране Казахстанской, Президенту, властем, воинству и народу ея, всему освященному собору и всем православным христианом». В слове по окончании богослужения митрополит Александр поздравил архипастырей, клириков и мирян с принесением в Восточный Казахстан списка с Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение» и мощей святителя Николая Чудотворца. По словам архиерея, прибытие святынь в город на Иртыше освятило празднование трехсотлетнего юбилея Семипалатинска.

http://patriarchia.ru/db/text/5293930.ht...

В 1882 году по рисунку Соколова сделан новый иконостас в холодном храме, а стены расписаны художником Александром Васильевичем Никитиным. Живопись выполнена на средства, пожертвованные братьями крестьянином Евфимием Ивановичем и отставным фейерверкером Василием Ивановичем Молчановыми. На средства крестьянина села Пересветово Петра Ивановича Виноградова храм поновили снаружи и внутри, соорудили новый резной иконостас. 28 августа 1888 года состоялось торжественное освящение поновленного храма. При храме имелась церковноприходская школа. В 1930-е годы храм был закрыт, помещения использовались в хозяйственных целях. После революции 1917 года церковь не ремонтировалась и к концу XX века от некогда красивой ампирной церкви остались руины: были полностью уничтожены трапезная часть с приделами пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца, а также апсидная часть главного придела, почти полностью разобраны южная и северная стены основного здания храма, поэтому ротонда держалась только на угловых пилонах. В 2000 году руины храмового здания были переданы общине верующих. С этого времени началось совершение молебнов в дни престольных праздников. Совершение еженедельных молебнов и панихид началось в октябре 2004 года. Богослужения проходили среди храмовых руин, то есть при уличной температуре, разрушенные стены не могли защитить молящихся от ветра, снега и дождя. Осенью 2005 года на месте Предтеченского придела был сооружен временный храм, в котором стали проводиться регулярные богослужения. 23 декабря 2005 года была торжественно отслужена первая литургия. С этого времени литургия совершается еженедельно, по субботам. В 2006 году началось проведение реставрационных работ. 17 сентября 2007 года над восстановленным главным куполом храма был водружен крест. К 2009 году были восстановлены стены и своды главного придела, вставлены окна и двери, сделаны деревянные полы, установлен временный иконостас, устроено отопление, что дало возможность совершать богослужения уже в самом храме. В 2015 году были проведены внутренние штукатурные работы, храм изнутри был побелен, а в 2016 году был установлен иконостас из Тихвинского храма села Игнатово.

http://sobory.ru/article/?object=02796

По окончании ссылки владыка Анатолий был возведен в сан архиепископа Саратовского и Самарского. Свалившийся от тяжелого заболевания язвой желудка, явившегося последствием концлагерного режима, владыка Анатолий по выздоровлении был назначен архипастырем, возглавляющим южную Одесско-Херсонскую епархию. В Одессу владыка попал в самые тяжелые времена. Все дела по религиозным вопросам в НКВД возглавлялись инспекторами культа: вначале Вышнегородским, а затем Барановичем. Как тот, так и другой с наслаждением вволю поиздевались над главой местной церкви. Владыку очень часто срывали глубокой ночью с постели с требованием немедленно явиться в НКВД на Маразлиевскую улицу. Случалось, в большой праздник, среди архиерейского богослужения, являлись в храм с таким же требованием. Кроткий и смиренный в обычное время, владыка веско и коротко отвечал, что он ни в коем случае не прекратит богослужения и явится в НКВД лишь по окончании его. Столь категорически звучал его тон, что и посланцы со скрежетом зубовным покорялись. По окончании долгого 45-часового богослужения не отдохнувший и не поевший Владыка спешил на Маразлиевскую, где, в отместку ему за задержку, его издевательски продерживали в передней еще часа полтора и наконец принимали, причем Баранович орал и топал ногами на епископа, как на провинившегося раба. Таковы условия, в которых подвизался на своем высоком посту горячо почитаемый населением архипастырь.Тяжелей всего ему было являться свидетелем почти поголовного ареста всех настоятелей и лучших проповедников Одессы в 1931 г. Все они в количестве свыше 20 человек были в 1931 г. сосланы, и с этого же года началось кощунственное закрытие и уничтожение храмов. На глазах владыки были взорваны величественный кафедральный Преображенский собор, дивный храм архистратига Михаила при Девичьем монастыре, прекрасное здание военного Святосергиевского собора и храмы святителя Николая в порту, и в местности так называемого Ботанического сада, а также множество других. Репрессии в отношении духовенства усилились: лишенные крова и пропитания, духовные лица день и ночь осаждали покои владыки, и он целыми днями метался по разным политическим учреждениям, униженно вымаливая пощады своим подчиненным, встречая насмешки и поношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Предоставляемое Типиконом право совершать в известный день богослужение с большей или меньшей торжественностью может быть использовано для церквей кладбищенских в направлении понижения торжественности богослужения некоторых меньших праздников до такой степени, при которой возможно внесение в общественное богослужение заупокойных молений. Из всех дней года Церковный Устав выделяет ряд дней, торжественное празднование которых не может быть понижено ни при каких обстоятельствах. Это – седмица Пасхи, двунадесятые и храмовые праздники, все воскресные дни и еще 10 дней, перечисленных выше. К этим дням по строю службы причисляются еще праздники 24 и 29 июня, и 29 августа. Во все означенные дни и в кладбищенских храмах служба должна совершаться точно по Уставу, без всяких заупокойных молитвословий, но тогда как ради исключительного вселенского характера этих дней и в других храмах не должно быть заупокойных молений, и в качестве частных треб, в кладбищенских храмах, как и на могилах могут быть после полного окончания общественного богослужения, заупокойные последования подобно тому, как в праздник Сретения, если он совпадает с субботой Мясопустной, может быть заупокойная служба в усыпальнице. Лишь в Великий Пяток и в кладбищенском храме не должно быть ничего заупокойного, даже и частных заупокойных треб, да в седмицу Пасхи возможно не служение каких-либо пасхальных панихид, а только христосование с усопшими на их могилках, или в самом храме. Перечисленные дни не допускают в своем богослужении ничего заупокойного по существу своему ввиду вселенского характера своих воспоминаний. Во все другие праздники удаление из общественного богослужения заупокойных молений определяется не характером самих праздников, а назначаемой Уставом или избираемой настоятелем степенью его празднования, сравнительной торжественностью его богослужения. В кладбищенских храмах минейные памяти всех этих дней могут быть справляемы все как памяти малых святых, не имеющие никакого праздничного знака. Если мы вспомним, как тщательно Церковный Устав изолирует радостное, праздничное от скорбного, заупокойного, то, конечно, согласимся, что лишь применением Устава к особенностям кладбищенского храма будет, например, опущение 1-го октября службы Покрову и совершение службы апостолу Анании и преподобному Роману, – или совершение 6-го декабря будничной службы Октоиха со службою Святителя Николая, как малого святого. Соединение же в один день пения на утрени величания, а на литургии заупокойного кондака будет прямым и сознательным нарушением Устава Церковного. В предпразднства и попразднства может быть совсем оставлена служба праздника, подобно тому, как если попразднство и отдание Сретения случится на 1-й седмице Великого Поста, совсем опускается служба предпразднства, не бывает и отдания, а во все дни со 2-го по 9-е февраля правится только служба минейных святых в соединении с Триодью, причем совершается и обычная лития.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Более того, им даже позволили литургисать в Риме несколько раз, а после кончины Кирилла Папа Римский захотел похоронить его в гробнице, приготовленной для себя! Мефодий насилу умолил того не поступать таким образом, и тогда они совместно погребли тело младшего из братьев в римском храме Святителя Климента. Мы стараемся подчеркнуть значение святых Кирилла и Мефодия как молитвенников пред Богом за просвещенные их трудами народы, за тех, кто живет на землях, по которым они проходили. Накануне праздника мы износим на поклонение верующих ковчег с мощами равноапостольного Кирилла, совершаем молебны с освящением воды и молитвой святым братьям. Центр праздника — конечно же, соборная Литургия с крестным ходом, куда мы собираем все епархиальное духовенство и приглашаем учащихся образовательных учреждений. Так, в прошлом году участвовали три сотни школьников — для Калмыкии это много. Дети приходят с приготовленными большими буквами славянского алфавита, которые они несут во время крестного хода. Уже второй год процессия, кстати, опоясывает стройплощадку возводимого кафедрального собора — по сути, целый городской квартал. Кроме того, празднование Международного дня славянской письменности и культуры мы разнообразим разноплановыми акциями различных культурных учреждений (Русского театра, детских музыкальных школ), ежегодно выступающих с теми или иными интересными программами. Вместе с проведением научных чтений епархия готовит к празднику различные издательские проекты. Например, весной прошлого года мы подготовили и издали перевод на калмыцкий язык жития Кирилла и  Мефодия. Дань уважения крещеным калмыкам — Литургический текст целиком переведен на калмыцкий? — Нет, частично. — Насколько часто за богослужением можно услышать молитвы на калмыцком языке? — По-калмыцки произносятся в основном «Отче наш», антифоны и ектении. Можно было бы, конечно, и увеличить эту долю. Но калмыков, не понимающих по-русски, сегодня нет. И через фрагментарное употребление калмыцкого языка за богослужением мы воздаем дань уважения и признательности крещеным представителям титульного для республики народа, молящимся вместе с нами. Кроме того, перевод церковных текстов — это дополнительная возможность для учителей калмыцкого языка в качестве пособий представить православные молитвословия, познакомить калмыцких детей с христианской литературой на родном для них языке. Специалисты епархии в сотрудничестве с местными учеными сделали переводы жития святого равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца. При поддержке Петербургского благотворительного общества в свет вышли православный катехизис и житие преподобного Серафима Саровского на калмыцком языке. Мы также издали молитвослов с параллельным текстом на церковнославянском и калмыцком языках.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhiepisk...

Более того, им даже позволили литургисать в Риме несколько раз, а после кончины Кирилла папа Римский захотел похоронить его в гробнице, приготовленной для себя! Мефодий насилу умолил того не поступать таким образом, и тогда они совместно погребли тело младшего из братьев в римском храме святителя Климента. Мы стараемся подчеркнуть значение святых Кирилла и Мефодия как молитвенников пред Богом за просвещенные их трудами народы, за тех, кто живет на землях, по которым они проходили. Накануне праздника мы износим на поклонение верующих ковчег с мощами равноапостольного Кирилла, совершаем молебны с освящением воды и молитвой святым братьям. Центр праздника, конечно же, — соборная Литургия с крестным ходом, куда мы собираем все епархиальное духовенство и приглашаем учащихся образовательных учреждений. Так, в прошлом году участвовали три сотни школьников — для Калмыкии это много. Дети приходят с приготовленными большими буквами славянского алфавита, которые они несут во время крестного хода. Уже второй год процессия, кстати, опоясывает стройплощадку возводимого кафедрального собора — по сути, целый городской квартал. Кроме того, празднование Международного дня славянской письменности и культуры мы разнообразим разноплановыми акциями различных культурных учреждений (Русского театра, детских музыкальных школ), ежегодно выступающих с теми или иными интересными программами. Вместе с проведением научных чтений епархия готовит к празднику различные издательские проекты. Например, весной прошлого года мы подготовили и издали перевод на калмыцкий язык жития Кирилла и Мефодия. Дань уважения крещеным калмыкам — Литургический текст целиком переведен на калмыцкий? — Нет, частично. — Насколько часто за богослужением можно услышать молитвы на калмыцком языке? — По-калмыцки произносятся в основном «Отче наш», антифоны и ектении. Можно было бы, конечно, и увеличить эту долю. Но калмыков, не понимающих по-русски, сегодня нет. И через фрагментарное употребление калмыцкого языка за богослужением мы воздаем дань уважения и признательности крещеным представителям титульного для республики народа, молящимся вместе с нами. Кроме того, перевод церковных текстов — это дополнительная возможность для учителей калмыцкого языка в качестве пособий представить православные молитвословия, познакомить калмыцких детей с христианской литературой на родном для них языке. Специалисты епархии в сотрудничестве с местными учеными сделали переводы жития святого равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца. При поддержке Петербургского благотворительного общества в свет вышли православный катехизис и житие преподобного Серафима Саровского на калмыцком языке. Мы также издали молитвослов с параллельным текстом на церковнославянском и калмыцком языках.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5578410...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010