Никольская церковь четырехстолпная, одноапсидная. Оконные проемы декорированы наличниками с колонками по бокам. Изначально Никольская церковь была соборной, т.е. главной как для Порхова, так и для всего окологородья. На здании храма, предшествовавшем построенному в 1770 году, было 5 глав. С возведением в 1783 году на левобережье города Троицкого собора, Никольская церковь утратила прежнее значение и стала приходской. До революции в церкви хранились несколько реликвий: Образ святителя Николая Чудотворца древнего письма, особо почитаемый всеми жителями Порхова; Небольшой серебряный крест, сооруженный в 1717 году, с мощами святых угодников киевских; Требник – подарок порховского военного начальника с надписью «1706 года декабря в 9 день дал сию книгу-требник в Порхов в церковь Николая Чудотворца комендант Иерофей Исаакович Ладеженков». Имя святителя носила и деревянная церковь в Порхове, построенная в старой крепости. Как и сама крепость, церковь была деревянной и не сохранилась до наших дней. Современная каменная Никольская церковь действовала до 1961 года. Даже во время оккупации Порхова немцами в церкви проходили богослужения, службу вел отец Павел. Из воспоминаний Афанасьевской Полины Федоровны, участницы Порховского подполья Записаны в 1974 году. «… Отец Павел прятал у себя в алтаре партизан, когда возникала необходимость. Отец Павел на своем веку много натерпелся. В годы войны некоторые священники были в связи с партизанами и действовали совместно против оккупантов. В частности, в деревне Хохловы Горки был священник (отец Федор) Пузанов, он тоже держал связь с отрядом Зеленцова Владимира Александровича». Из воспоминаний Ситникова Анатолия Александровича о пребывании в немецком лагере с 6 августа 1941 года по 23 июня 1943 г. Воспоминания записаны в начале 60-х годов. Он уроженец г.Орла, попал в плен под Старой Руссой. «…Это было летом 1942 года. Я узнал, что группа врачей-военнопленных выпросила у немцев разрешение сходить в одно из воскресений в городскую Порховскую церковь к обедне. В ближайшее воскресенье наша группа из 10 человек, под конвоем переводчика, из санчасти вышла из лагеря и направилась в городскую крепость, в стенах которой в одной части была ботаника (сад), а в другой деревянная церковь. Мы вошли в церковь, в которой уже шло богослужение. Церковь была полна народу. Пел хор певчих. По окончании обедни отец Михаил, священник, обратился к народу и сказал, что сегодня праздник образу Божьей Матери, что будет служить молебен, и предложил помолиться Божьей Матери, чтобы она сжалилась над Родиной нашей, и чтобы скорее мы дождались мирной жизни... Отец Михаил при встрече в городе спросил не нуждаемся ли мы в питании. «Конечно, нуждаемся». Тогда батюшка сказал, чтобы, когда я пойду в церковь, захватил мешок и после богослужения зашел бы к его попадье, которая даст нам картошки… Картошку мы ели с большим аппетитом – это кушанье было для нас – деликатес».

http://sobory.ru/article/?object=00268

Первоначально эта группа сформировала общественную организацию - Братство Святителя Николая, зарегистрированное в 1926 году. Важнейшей целью членов Братства было создание самостоятельного прихода, сооружение собственного храма, организация полноценной церковной жизни. Для того, чтобы создать приход и начать богослужения, необходимо было получить регистрацию в правительственных инстанциях Финляндской Республики. В это время в Выборге инициативная группа православных верующих уже сумела пройти необходимые процедуры, связанные с регистрацией Частной Православной Общины. Когда же представители хельсинкской группы встретились с организаторами выборгской Общины и обнаружили единство целей, было признано целесообразным ввести Хельсинкский приход в состав Выборгской общины. В группу лиц, составивших славную плеяду основоположников и организаторов вновь образовавшегося прихода вошли, прежде всего, супруги Павел и Екатерина Мошкиревы, Василий Синькевич, Анна Константинова, супруги Александра и Александр Васильевы и многие другие, на плечи которых легла вся ответственность и сложная работа по организации и устройству прихода. Поскольку устав, предусматривавший существование Общины, был уже утвержден правительством (сеймом) 23.12.1926, то на основании § 2-го Устава первой задачей устроителей прихода было зафиксировать его существование в подлежащих правительственных инстанциях, избрать административный орган прихода - Церковный Совет, а затем уже поставить приход в каноническое подчинение, войти в юрисдикцию одного из православных Епископов. Таковым был избран Высокопреосвященный Митрополит Евлогий, в то время возглавлявший Западно-Европейский Экзархат по поручению Св. Патриарха Тихона. Принятый под омофор митрополита Евлогия, вновь образовавшийся приход в честь Святителя и Чудотворца Николая наметил датой своего основания 9/22 мая 1927 года, которая является вместе и храмовым престольным праздником прихода. Предстоял поиск соответствующего места для временного храма, приобретение церковной утвари, икон, облачений и прочего оборудования для храма, затем избрание настоятеля прихода, организация постоянных, регулярных богослужений и т.д. Церковный Совет обратился к отцу Николаю Щукину с просьбой возглавить приход, стать его настоятелем.

http://sobory.ru/article/?object=18337

По высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанию приходов, церквей и причтов Псковской епархии причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая состоял из настоятеля, двух его помощников и трех псаломщиков. Согласно ведомости о церкви в указанный год причт составляли: протоиерей, два священника, три дьякона и две просфорни. На содержание церковь получала уже 535 руб. 85 копеек. Крестные ходы бывали: 1-й - 23 апреля в кладбищенскую церковь по случаю храмового праздника Великомученика Георгия, 2-й - 18 августа из церкви вокруг города, установлен по случаю холеры, 3-й - 29 августа приход чудотворных икон из Святогорского монастыря и из погоста Вехно храмового образа Преображения Господня. С упомянутыми иконами и местными 31 августа совершался крестный ход к литургии в кладбищенскую церковь и обратно в Николаевский собор; 1 сентября крестный ход вокруг города; 3 сентября крестный ход после литургии за город: Вехновский образ отпускался в свою церковь, а Святогорская икона в г. Опочку. По распоряжению епархиального начальства, изложенному в указе Псковской духовной консистории от 12 августа 1875 г., новая деревянная на каменном фундаменте кладбищенская церковь начата строиться с 23 мая 1876 г. и к августу вчерне постройки были завершены и покрыты железом на средства Новоржевского купца 2-й гильдии Петра Ивановича Филимонова. Согласно указу Псковской духовной консистории от 7 августа 1876 г., иконостас прежней разобранной кладбищенской церкви церковному старосте Филимонову было разрешено продать в пользу строящейся церкви. Новый же иконостас для вновь построенной церкви во имя Рождества Христова Филимонов приготовлял на собственные средства. Согласно распоряжению епархиального начальства от 5 апреля 1875 г., богослужение в кладбищенской церкви было прекращено. Приписанная к церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была полностью построена 12 июля 1877 г. вместе с деревянной колокольней. Престол в церкви стал один - во имя Рождества Христова. В 1881 г. Новоржевским городским обществом при кладбищенской Христо-Рождественской церкви была открыта богадельня в память в Бозе почивающего императора Александра II. По данным за 1883 г. в богадельне при кладбищенской церкви призревалось 6 лиц на средства городского общества, 6 на пожертвованный капитал личным почетным гражданином Петром Владимировым Филимоновым и 6 лиц на средства Новоржевского уездного земства. Кладбищенская церковь располагалась на открытой местности среди кладбища, вблизи почтовой дороги, ведущей в г. Великие Луки.

http://sobory.ru/article/?object=40214

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

Руководство Алтае-Саянской геодезической сейсмологической экспедиции охотно пошло навстречу общине – передали под устройство храма соседнее здание, которое было почти разрушено и готовилось ко списанию. Горячее желание прихожан, дружная работа буквально от зари до зари, усердная молитва сотворили чудо. Своими силами внутреннее помещение храма очистили от перегородок и произвели первичный ремонт: подновили крышу и стены, сделали пол, побелили, покрасили. Здание удачно было расположено длинной своей осью на восток, поэтому не было проблем с сооружением алтарной части храма. 11 сентября 1998 г., в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, состоялось освящение храма. Вместе с о. Анатолием служил настоятель Благовещенского храма о. Сергий Якушкин. С поздравлениями приезжал настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы прот. Сергий Федосеев с активом своего прихода. Они подарили молодому приходу первый аналой для храма. Была пятница, рабочий день, поэтому присутствовали всего 12 человек. А через день, в воскресение 13 сентября 1998 г., в канун Церковного Новолетия была отслужена первая Божественная Литургия. Уже через месяц в храме стали совершаться две Божественные Литургии в неделю. Особое внимание стало уделяться полноте богослужений по церковному уставу, ясному, четкому чтению и пению. 19 декабря 1999 г. очень торжественно отмечали престольный праздник - в этот день храму была подарена большая икона святителя Николая Чудотворца, которая сейчас расположена на солее. Икону подарили известная в Новосибирской епархии благотворительница Мария Николаевна Дольникова и её сын Николай. Перед Великим постом 1999 г., в Неделю о Страшном Суде, в Свято-Никольском храме состоялась первая архиерейская служба. Владыка Сергий поблагодарил прихожан за скорое благоустроение храма. Храм строился силами и на средства прихожан и благотворителей. Основными строителями храма были Александр Геннадьевич Власов и отец с сыном – Пекарский Владимир Владимирович и Сивачев Владимир Владимирович. Это подвижники храмостроительства: они участвовали в возведении всех храмов Академгородка, стали учредителями прихода и первыми прихожанами храма во имя святителя Николая Чудотворца. С первых дней существования общины вся их жизнь посвящена храму. В Субботу Светлой седмицы 2003 года Высокопреосвященнейший архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон вручил этим подвижникам Патриаршие грамоты как признание и благодарность за их беззаветное служение Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13904

История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 — сняты колокола, в 1930 — собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г. И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города. Описание [ править править код ] Успенский собор — возрождающаяся святыня Херсона. Храм постепенно восстанавливается после надругательства во времена безбожной власти. И хотя трудов потребуется ещё очень много, община живёт полноценной литургической жизнью. Главный предел собора, как нетрудно догадаться, освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и наш Храмовый День — праздник Успения 28 августа. Южный придел освящен в честь святителя Николая (престольный праздник 19 декабря), а северный — в честь великомученицы Варвары (престольный праздник 17 декабря). Сейчас оба придела находятся на реставрации. В настоящее время богослужение совершается во временном храме, расположенном в притворе coбopa.IMG_0507 Благодатное НебоОсобенно почитается прихожанами собора и всеми православными Херсонщины чудотворная икона Божией Матери «Благодатное Небо». Церковное празднование в честь этой иконы установлено в понедельник Светлой Седмицы. Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Понедельник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен, панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Вторник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен с акафистом вмц. Варваре и панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Среда: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен о страдающих от недуга пьянства с водоосвящением и акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», панихида. 17.00 — вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для подъема собрали с окрестных деревень пять тысяч человек, и с помощью четырех канатов колокол был поднят на колокольню за несколько часов. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 г. Николаевская церковь восстановлена и освящена в 2013 г., восстановление колокольни полностью завершено в 2014 г. После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне реки Сатис. На колокольне были установлены часы-куранты, изготовленные оружейных и часовых дел мастером Кобылиным из Тулы. Курантный звон исполнял мелодию «Кто избежит тебя, смертный час?». Минутный колокол напоминал о скоротечности земной жизни. Старинный механизм не сохранился и долгое время на колокольне были установлены просто часы (без боя), которые приводились в действие механизмом 1961 г. Сама колокольня в советское и постсоветское время служила теле трансляционной башней. Только в 2012 г. с колокольни были сняли технические площадки и трансляционное оборудование, а затем установлен новый купол. В декабре 2013 г. была освящена восстановленная надвратная церковь Николая Чудотворца (1806). Богослужение возглавлял митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Храм предстал во всей красе. Были разобраны чужеродные конструкции, в том числе этажные перекрытия советского периода, заменены инженерные сети и установлены новые оконные блоки. Проведен капитальный ремонт. Церковь не только отреставрирована, но и заново расписана, поскольку прежняя роспись была практически полностью утрачена. Стиль для росписи выбран академический, как и в Зосимо-Савватиевском храме. В 2014 г. в ходе восстановительных работ были открыты Святые врата и найдена сохранившаяся роспись. В Советское время там был устроен фальшпотолок, а полукружья арок с западной и восточной стороны застеклены как окна. Когда убрали все лишнее, открылся свод с хорошо сохранившейся росписью монастырского времени – орнаменты и христианские символы. А по бокам, над дверными проемами, – остатки сюжетной росписи. Сюжеты пострадали от огромных балок перекрытий, но большая площадь росписи уцелела.

http://sobory.ru/article/?object=37254

В 1840 году вокруг погоста возобновлена каменная стена с 4-мя шестигранными угловыми башенками — существовавшая ещё с середины XVIII века. Внутри этой ограды помещались причтовые дома, построенные в 1844 году на средства вдовы С. Г. Зубова Анисьи Михайловны, и богадельня на 5 мест, возобновлённая в 1840 году, служившая также странноприимным домом для прохожих паломников. В начале ХХ века здание богадельни занимали: верхний этаж — открытая в 1900 году приходская школа и квартира просфорницы; под ними — помещение для ночлега проходящих богомольцев и церковная сторожка. В приходе были две часовни. Первую, деревянную, в деревне Дашковка, в 1892 году построил тамошний крестьянин Павел Борисович Горячев, являвшийся также попечителем приходской школы. Часовня эта была поставлена в память об избавлении Цесаревича, будущего императора Николая II, от покушения в городе Отсу (Япония) 29 апреля 1892 года. В 2003 году она восстановлена жителями деревни Калиново и освящена во имя Святителя Николая. Вторая часовня, каменная, на источнике вблизи храма, была возведена в 1912 году на мирские пожертвования. В 1932 году березнинский храм был закрыт(12), а в 1953 — перестроен под административное здание, позднее обращённое в материально-технический склад совхоза «Большевик». При этом было уничтожено завершение храма и верхних ярусов колокольни, изменены оконные проемы и убранство фасадов. С 2006 года на Березне деятельно возобновляется приходская жизнь, идут восстановительные работы, совершаются регулярные богослужения. 17 октября 2007 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, в Никольском храме была отслужена первая Божественная Литургия. 28 мая 2017 года епископ Серпуховской Роман совершил Божественную литургию в Никольском храме, который в этот день праздновал 320-летие со дня основания. 6 сентября 2019 года на Никольском храме установили главку и крест. Ранее силами прихода и с помощью благотворителей в храме были отремонтированы коммуникации, восстановлены оконные проемы и покрашены стены внутри, заменена стропильная система и частично крыша. Также, восстановлена кирпичная кладка стен, воссоздана белокаменная облицовка цоколя приделов, отреставрированы карнизы треугольных фронтонов, усилен фундамент колокольни и завершается восстановление ее третьего яруса. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

В последней четверти 17 столетия село Арефино с деревнями стало дворцовым пашенным селом царя  Фёдора Алексеевича Романова, который вступил на престол 30 января 1676г., короновался 18 июня 1676г., а умер он в 1682 году. Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1676 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами в честь святых мучеников Бориса и Глеба и преподобного Никиты Исповедника. Деревянная церковь существовала до 1770 года. В этом же году за ветхостью деревянной церкви стали строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника. Пределы предполагались освятить Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. После завершения постройки храма престолы были освящены в 1775 и 1776 годах. Деревянная церковь была разобрана, но в каком году неизвестно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 году она упала во время утрени, пробила свод храма, причем была убита одна женщина, во время богослужением. Вскоре была построена новая  колокольня. С 1789 года по 1806 год на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие». В 1785 году по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы, но это желание прихожан почему-то не осуществилось. Каменный храм, построенный в 1775 году, совершенно изменил свой внешний вид. В 1846-51 годах перестроена была вновь его трапеза, а в 1868 -72 годах перестроен и главный храм. Не однажды изменялись и внутренние убранства храма. Престолов в храме было пять: в холодном храме - в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверного князя Александра Невского, в трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Из прежней бывшей деревянной церкви сохранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменного храма в 1868 году под верхнею престольною доскою. Оба антиминса освящены в 1680 году  митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, и выданы в село Арефино в придельные церкви св. мучеников Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника в 1686 году. Из святых икон от времени боярина Ивана Никитовича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями - Владимирская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23552

Есть взаимодействие и на уровне некоторых приходов: где-то в епархии нам приходится служить в англиканских храмах, и отношение к нам бывает теплым и братским. Как правило, это заслуга священников, которые могут хорошо наладить диалог на местах с настоятелями храмов. - Какие русские святые и святыни наиболее близки англичанам? - Прежде всего нужно сказать о том, что в первом тысячелетии после Рождества Христова в Англии было явлено множество святых - мучеников, исповедников, страстотерпцев, святителей и преподобных. Буквально Британию именовали " Землей святых " . Сегодня почитание древних святых восстановлено. Священный Синод Русской православной церкви установил особый день празднования Собора святых, просиявших в Великобритании и Ирландии, которое совершается в третью неделю по Пятидесятнице. Русское православное присутствие также явило свой яркий след в истории христианства в этой стране. Местные жители, конечно, знают о родственных связях преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой с английской королевской семьей. Ее имя особо дорого православным христианам Великобритании. Для чад Сурожской епархии большое значение имеет святитель Стефан Сурожский, прославившийся на исторической территории Крыма. Этот святой является покровителем нашей епархии. Достаточно распространено почитание святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, который в свою бытность правящим архиереем Русской зарубежной церкви в Западной Европе неоднократно посещал Англию и совершал здесь богослужения. Еще живы люди, которые помнят приезды владыки и свято хранят эту память. - Какова судьба храма-музея в честь царственных страстотерпцев в Оксфорде, устроенного архимандритом Николаем (Гиббсом), учителем детей последнего русского императора? Возможно ли его возрождение? - К сожалению, после смерти в начале 1990-х годов приемного сына архимандрита Николая, Джорджа Гиббса, часовня была закрыта. После этого некоторое время она была устроена в поместье " Luton Hoo " в графстве Хартфордшир, но финансовые трудности привели к закрытию и этого помещения. Сейчас наш приход Святителя Николая в Оксфорде трудится над тем, чтобы найти постоянное место пребывания для священных предметов, оставшихся от архимандрита Николая (Гиббса), и мы надеемся, что эти труды увенчаются успехом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010