— Крестный ход символизирует шествие жён-мироносиц к Гробу Иисуса Христа. Во время крестного хода молящиеся идут с зажжёнными свечами. Почему не на Пасхальной седмице на Литургии всю службу бывают открыты Царские врата? — Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами. В какие дни бывает Литургия Василия Великого ? — Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным? — Вряд ли найдётся нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы язык поэзии заменить языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии заменить базарным языком (потому что тот «народнее»). Так и идею полной за-. мены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов Церкви воспринимает как неоправданное упрощение. Славянский язык – это благодатный одухотворённый язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснётся сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. 10. О праздниках Для чего установлены церковные праздники?Праздники установлены для воспоминания о благодеяниях Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Отрывая от суеты житейских дел и обращая внимание на духовное, праздники оживляют и углубляют веру, воспитывают дух благочестия, укрепляют в жизни по вере. Какой самый большой церковный праздник? — Пасха – Воскресение Христово – «праздников Праздник и Торжество из торжеств». «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Kop .15. i 4 ). Что означает слово «Пасха»?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

При И. значительно оживилась деятельность братства во имя свт. Василия, еп. Рязанского, учрежденного при Рязанской архиерейской кафедре еще в 1878 г. с миссионерскими целями. Братство состояло под покровительством епархиального архиерея и начальника губернии, которые оказывали ему всестороннюю поддержку. Членом братства мог стать каждый желающий, но настоятели и настоятельницы мон-рей были обязаны состоять в его рядах. Деятельность братства была обширна - от собирания сведений о религиозно-нравственном состоянии населения до содействия церковной проповеди. Братство распространяло Евангелия, книги духовного содержания, приобретало и издавало противосектантские книги и брошюры, покупало старопечатные и старописаные книги, сочинения, написанные раскольниками, и т. д. Архиерей способствовал открытию при братстве типографии, б-ки и книжного склада; последние располагались при Рязанском ДУ, а позже были переведены в кремль, в здание духовной консистории. За заслуги по духовному ведомству 5 мая 1895 г. И. был награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. 20-22 сент. 1895 г., в период пребывания И. на Рязанской кафедре, состоялось грандиозное празднование 800-летнего юбилея г. Рязани и 600-летия со дня преставления свт. Василия Рязанского. Разработанная епископом программа по подготовке празднований предусматривала следующие мероприятия: «1) Оправить древнейший Архангельский собор, как усыпальницу древних князей и владык рязанских, назвать его Братской церковью, приурочить к нему братство свт. Василия… и открыть в нем всегдашнее поминовение Царской фамилии… Рязанских архиереев и братчиков, умерших и живых, по особому Синодику… 2) Соорудить благолепную икону свт. Василия Рязанского, в большом размере, наподобие крестовской и поставить ее в помянутом Архангельском соборе на видном месте, с двумя хоругвями - одною от города, а другою - от братства… 3) Напечатать славянскими буквами в Синодальной типографии как службу, так и акафист свт. Василию, вновь пересмотренные и исправленные; а также установить однажды навсегда и день торжественного празднования свт. Василию, именно 10-го июня, как день открытия и перенесения св. мощей Его» (об этом И. к тому времени уже отправил ходатайство в Синод). При этом И. предложил восстановить и празднование кн. мч. Рязанскому Роману Ольговичу , приходящееся на 19 июля. Наконец, И. поставил вопрос о необходимости обновить часовню на могиле святителя и благоукрасить соборную площадь «хотя бы палисадом, начиная от колокольни, с воротами в Спасский монастырь и в Архиерейский дом; а внутри посадкою прочных и красивых дерев», поскольку «нигде не видно такой небрежной открытости и совершенной беззащитности соборных зданий», украсить и защитить открытую соборную площадь деревьями (Празднование 800-летия. С. 8). Епископ составил проект богослужений и крестных ходов в день празднования.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Литургия святителя Иоанна Златоуста Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст». Литургия святителя Василия Великого По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии». Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу. Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров) Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров. В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

http://pravoslavie.ru/31420.html

Здесь сейчас и мороз, и немного есть и снежку, так, как полагается на Рождество. Простите нас, нерадивых. Просим Ваших святых молитв. Господь да поможет Вам, да сохранит, да даст здоровье, силы. Спаси Вас, Господи, за любовь и ласку к нам. Грешн[ые] о. В[асилий] и матушка. Если Бог благословит, думаю числа 10-го поехать в Москву. Повидать своих, родных, взять книги. Д. 4. Л.45–46 об. Подлинник. Автограф Т. А. Давидовой. 4. (от священника Василия Евдокимова и Т. А. Давидовой). Не позднее 20 апреля 1957 г. Дорогой, родной Владыко, поздравляем Вас с великим праздником Воскресения Христова. Христос Воскресе! Сердечно Вас благодарим за присланный канон к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. По возможности постарались исполнить так, как Вы указывали. К сожалению, певчие мало чувствуют богослужение, да мало и понимают. Хотелось Вам написать сразу, да уже очень занятые дни все были и в храме в хоре и дома по шитью к празднику облачений. Просим Вашим святых молитв и благословения. Отец Василий, матушка Татьяна. Получили сегодня Журн[ал] 4, читали статью о шестопсалмии 424 . Д. 23. Л. 42. Подлинник. Автограф Т. А. Давидовой. 5. (от Т. А. Давидовой). Около 11 февраля 1958 г. Дорогой, родной Владыко, я так тронута Вашим вниманием ко мне, грешной и скверной, Вашей любовью и такими дорогими пожеланиями. С благодарностью принимаем Ваше благословение, и да поможет оно нам, с Божией помощью, жить истинно христианской жизнью, с терпением нести все трудности и благодарить Господа за все. Великая радость была бы для нас, если бы Господь даровал нам исполнить псаломское слово: «пою Богу моему дóндеже есмь». Еще так недавно наша теперешняя жизнь казалась совершенно несбыточной, и вот по милости Божией мы при храме! Благодарим Господа! Просим Ваших святых молитв, чтоб жить нам по-Божьему; трудностей много у о. Василия, большой у него крест, и мне, чтоб быть помощницей настоящей. Провела день своего Ангела хорошо. Приобщалась св[ятых] Христовых Таин, а вечером опять была в храме за службой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

3 июля 1921 года, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, Василий Федорович был рукоположен святым Патриархом Тихоном во диакона, а 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи — во иерея к церкви во имя Святителя и чудотворца Николая у Соломенной Сторожки . Никольский храм — единственное место священнического служения отца Василия до самого дня его ареста в 1929 году — был построен усердием офицеров расквартированной в Петровско-Разумовском 675-й пешей тульской дружины по проекту архитектора Федора Шехтеля и освящен епископом Можайским Димитрием (Добросердовым) в 1916 году. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного института и приписана к институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, и прихожане его перешли в Никольскую церковь. К 1924 году в южной части летнего неотапливаемого храма был устроен теплый придел. Приход Никольской церкви в основном составляла научная интеллигенция, жители поселка при Сельскохозяйственном институте. Никольский храм у Соломенной Сторожки Священномученик Василий Надеждин с общиной Никольского храма в первую годовщину пастырства Девушки из общины Никольского храма 20 сентября 1925г, Петровско-Разумовское Группа профессоров Института после закрытия институтского храма обратилась к отцу Василию Надеждину с просьбой заняться христианским просвещением их детей. Отец Василий, многие годы сознательно готовившийся к пастырской деятельности, с радостью принял это предложение. Он сумел привлечь к участию в богослужении приходскую молодежь, и таким образом из юношей и девушек составился прекрасный церковный хор, вел с духовными детьми беседы об основах православного вероучения, посещал с ними концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Просветительскую деятельность среди молодежи вели по благословению отца Василия и некоторые члены приходской общины. Обязанности пастыря, заботы о духовных детях отец Василий ставил выше всего. В январе 1927 года матушка Елена Сергеевна родила сына Сергея и ожидала прихода отца Василия в клинику.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

В 1841 году священник Михаил Яковлев 70 , староста церковный, ямщик Петр Иванов Сечкин, и прихожане обратились с прошением к Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, в котором, указывая „на неудобопоместительность церкви вследствие увеличения числа прихожан, так что в Воскресные и Праздничные дни народ, приходя в церковь к Богослужению, за непомещением в оной, остается на паперти, от чего и не можетъ слышать совершения ни утрени ни литургии, а народ, стоящий в церкви по причине тесноты не может класть не только великих, но и малых поклонов“, просили Его Высокопреосвященство „дозволить им распространить оную церковь на пятнадцать аршин в длину, и чего необходимо требует таковое предполагаемое распространение церкви, – ныне существующую колокольню разобрать, соорудить новую близ ограды и церковь с вновь предполагаемою к сооружению колокольнею соединить галлереею“ 71 . Перестройка была дозволена, с 1843 года была начата стройка, а в 1845 году усердием прихожан, в особенности старосты церковного 72 , сооружение по Высочайше утвержденному плану новой теплой трапезной церкви, с двумя приделами: на правой стороне во имя св. пророка Божия Илии 73 , на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая 74 , – а при ней новой колокольни, было уже окончено. Вся церковь таким образом стала иметь в длину 22 сажени, и в ширину 11 сажень. Колокольня построена вышиною в 19 ½ сажень, 18 нояб. 1845 г., по сему случаю освящения теплой трапезной церкви, служил в храме нашем Высокопреосвященнейший митрополит Филарет. Вскоре же в 1847 году, усердием старосты П. И. Сечкина и прихожан был сооружен и новый колокол весом в 630 пуд. 19 фун., заменивший собою прежде бывший большим праздничным колокол в 290 пудов. После в 1871 году усердием московского купца (бывшего старостою этой церкви) – Василия Иасоновича Аристова 75 на собственное его иждивение на колокольне была устроена новая медная вызолоченная через огонь глава и новый вызолоченный крест, стоившие около 4-х тысяч рублей серебром. Под главою на шейке помещены 4 иконы: св. Василия Великого , св. Петра митрополита, св. Димитрия Солунского и св. Андрея Стратилата. Крест был поднят и поставлен на место 10 октября 1871 года после поздней литургии и молебствия по этому случаю, совершенного местным причтом 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Митр. Киприан в двух посланиях Псковитянам и в ответах игум. Афанасию также решал сомнения о чине богослужения, какие предлагали ему. Относительно Литургии Митрополит по одному пункту рассуждает так: «Вы писали ко мне, – говорит он Псковитянам: – если когда не случится диакона и можно петь вместе многим попам: не следует ли диаконствовать кому-либо из младших священников? В поповстве нет ни молодости, ни старости; если допустить, чтобы диаконствовал иерей: то это вышел бы ни поп, ни диакон. Потому нельзя быть тому. Поп есть поп, а диакон – диакон. Если не случится диакона: пусть поп служит один». Константинопольский Собор, как видели, дозволил, за недостатком диакона, говорить ектении в алтаре одному из младших священников; только там были в виду обстоятельства Сарайской Церкви, в каких не могли быть Псковитяне, хотя они, как видно, и следовали тому распоряжению. В ответах игум. Афанасию Киприан подтверждал постановление М. Кирилла: «диакону не следует просформисать; он есть слуга и не то, что священник». «Вы меня спрашивали о службах Василия Великаго , – писал он Псковитянам; – да будет вам известно следующее: Служба Василии Великаго начинается со второй недели Поста, а в неделю Сыропустную служба Златоустова, то же в неделю Соборования (Православия); на Соборе читается синодик (торжество Православия)... со второй недели в каждое воскресенье Великаго поста поется служба В. Василия; в Вербную неделю – Златоустова; накануне Рождества Христова и Крещения служба В. Василия. Многие и на праздник Василия Вел., в честь ему, служат его службою. В среду и пяток Сырной недели только Часы с вечернею... Вы спрашиваете: петь ли: Святый Боже, в олтаре? Где соборныя церкви – попы поют в олтаре одну только последнюю: Святый Боже». Умное решение дает Митрополит Афанасию по пункту, которого касались и в Константинополе: «служить без вина божеств. Литургию – преступление великое: прием бо, рече, Господь наш Иисус Христос от плода лознаго чашу и, благословив и освящ, даст св. Своим учеником и Апостолом рек: пийте от нея вси. Посему, если кто служит на ином чем-либо без вина, тот сопротивник узаконению Господнему. Кровь и вода истекли из ребр Господних; потому и мы вливаем воду и вино для служения».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как понять, чем сегодняшняя служба в храме отличается от вчерашней? 2 мин., 07.10.2023 Содержание В церковном календаре каждый день отмечается память какого-то святого или важного события в истории Церкви. Меняется ли богослужение в зависимости от календаря или нет? Разбираемся в слайдах журнала «Фома». 01 Правда ли, что в разные дни в церкви служат разные службы? И да, и нет. Любая церковная служба — вечерня, утреня, литургия — сохраняет структурное единообразие изо дня в день. Однако в тех частях богослужения, которые посвящены памяти святого или какому-либо празднику, его содержание меняется. 02 Как, например? Например, в день памяти апостола Иоанна Богослова на всенощном бдении и литургии поются стихиры и тропарь этому святому, а в день Пятидесятницы — стихиры и тропарь Святой Троицы, читаются посвященные этим дням каноны . В зависимости от календаря меняются отрывки из Евангелия и Апостола, читаемые за богослужением. Кроме того, праздник определяет цвет облачений священников. Так, в дни памяти Богородицы цвет облачений — голубой, а в пасхальные дни — красный. 03 А где написано, что в какой день петь и читать? Есть несколько книг, которые определяют изменяющиеся части богослужения. Это Минея, Октоих и Триоди . Вместе со Служебником и Часословом эти книги содержат всю информацию необходимую священнику для проведения церковной службы. 04 Иногда в расписании в церкви написано литургия Иоанна Златоуста, а иногда Василия Великого. В чем между ними разница? Литургия Василия Великого отличается от литургии Иоанна Златоуста более длинными молитвами священника, которые он читает в алтаре либо про себя, либо вполголоса. Литургия Василия Великогослужитсявсего 10 раз в году: накануне Рождества Христова и Крещения (в Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 14 января, в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу. 05 Есть ли особые службы, которые проходят только в определенный день в году?

http://foma.ru/kak-ponjat-chem-segodnjas...

Архив Пн В Рождественский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве 6 января 2016 г. 13:54 Утром 6 января 2016 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: епископ Егорьевский Тихон , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Евгения Кукушкина, клирика столичного храма Рождества Христова в Измайлово, во пресвитера. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Куксов, клирик Храма Христа Спасителя. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . В завершение Литургии перед рождественской свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил паству с наступающим праздником: «Всех вас, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — с Рождеством Христовым! Этим торжественным богослужением мы вошли в праздник, исполненный глубокого смысла. Очень важно, чтобы духовный и спасительный смысл воспоминаний о Рождестве Христовом присутствовал в сознании верующего человека. Праздник этот мы окружаем разного рода мирскими заботами, которые стали частью нашей культуры, нашей традиции, но никто не говорит, что все это не нужно или все это неправильно. Отнюдь! Внешние традиции, связанные с культурой, также содействуют тому, что люди сердцем и чувствами своими прилепляются к торжеству. Но, тем не менее, мирские заботы никогда не должны закрывать от нас главное — понимание того смысла, который заложен в этом замечательном воспоминании о Рождестве Христовом.

http://patriarchia.ru/db/text/4325745.ht...

Праздник в жизни православного христианина      Жизнь Православной Церкви размерена календарем. События Священной и церковной истории, памяти святых вспоминаются Церковью каждый день. Можно сказать, что у православных христиан праздник каждый день. По значимости церковный Устав различает праздники великие, средние и малые . Великие праздники, в свою очередь, по важности подразделяются на три разряда: 1) святая Пасха; 2) двунадесятые ( дванадесять по-славянски значит двенадцать ); этих праздников ровно двенадцать: — Рождество Пресвятой Богородицы; — Воздвижение Креста Господня; — Введение во храм Пресвятой Богородицы; — Рождество Христово; — Крещение Господне; — Сретение Господне; — Благовещение Пресвятой Богородицы; — Вход Господень в Иерусалим; — Вознесение Господне; — День Святой Троицы; — Преображение; — Успение Богородицы. 3) Великие недвунадесятые: — Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; в этот день вспоминается чудесное явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году (константинопольский святой блаженный Андрей видел Пречистую Деву со множеством святых и Ангелов, простирающую Свой покров над городом и всем миром); — Обрéзание Господне и память святителя Василия Великого — 1/14 января; служба памяти Василия Великого в богослужении тесно связана со службой, вспоминающей евангельское событие Обрéзания Господня (в этот день служится литургия Василия Великого); — Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня/7 июля; событие это описано в Евангелии ; — Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня/12 июля ; — Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа/11 сентября; об этом рассказывается в Евангелии . Все великие праздники отмечаются всенощным бдением — особым торжественным богослужением, совершаемым обычно накануне . В праздник православные христиане не просто вспоминают бывшие некогда события, а переживают их как совершающиеся здесь и сейчас. В церковных праздничных песнопениях постоянно звучит слово днесь , что значит ныне, сейчас, сегодня . «Дева днесь Пресущественнаго раждает», — звучит в песнопении Рождества Христова. «Днесь спасения нашего главизна», то есть «Ныне начало нашего спасения», — поем мы на праздник Благовещения.

http://pravoslavie.ru/105152.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010