В малой вечерне великой ектеньи нет, нет просительной, только есть сугубая ектенья в самом конце. И много таких в молитвословиях сокращений, стихир немного. Например, на полной праздничной вечерне-всенощной, под воскресный день, «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — прокимен поется четыре раза, а на малой вечерне только два. Бывают случаи, когда вечерня служится не в обычное время. Тогда она соединяется с другими богослужебными последованиями, как, например, в особые дни, которые относятся к Великому посту и Святой Седмице. Тогда вечерня соединяется непосредственно с литургией, иногда с литургией Преждеосвященных даров, а иногда с полной литургией Иоанна Златоуста или Василия Великого. Я хочу вам напомнить, в какие дни совершается литургия Василия Великого. Десять раз в году: в Рождественский сочельник, в Крещенский сочельник, в день памяти Василия Великого, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу. Богослужебные Прокимны Знающие наш Церковный Устав, знакомые с нашей православной службой, знают, что за богослужением часто возглашается прокимен. Этим греческим названием означается какой-либо текст из Священного Писания, имеющий особо близкое значение, отношение к данному празднику. Когда бывает праздник, например, в честь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого — этих величайших богословов и проповедников, то обычно, прокимен возглашается, соответственно этой их славе великой: «Уста моя возглаголят премудрость и поучение сердца моего разум». Ибо их уста, действительно, на всю вселенную возглашали глаголы божественной премудрости. Сейчас мы празднуем праздник в честь памяти другого великого Святителя, Святителя и Чудотворца Николая, но прокимен мы слышали другой: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Этот прокимен возглашается в честь многих великих святых. Но хотя Святитель и Чудотворец Николай вдохновенным, благодатным словом наставлял и назидал свою паству, главная слава ему не в этом. Мы знаем, в чем его главная слава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Слава, глас 6: Излияся благодать во устнах твоих, преподобне отче,/и был еси пастырь Христовы Церкве,/уча словесныя овцы/веровати в Троицу Единосущную/во Едином Божестве. Слава, глас 6: Излилась благодать из уст твоих, преподобный отче,/и стал ты пастырем Христовой Церкви,/уча разумных овец/веровать в Троицу Единосущную/во едином Божестве. И ныне, глас 8: Сходяй Спас к роду человеческому/прият пеленами повитие,/не возгнушася плотскаго обрезания,/осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу./Тому, вернии, возопиим:/Ты еси Бог наш, помилуй нас. И ныне, глас 8: Спаситель, сходя к роду человеческому,/благоволил пеленами быть повитым,/не возгнушался плотским обрезанием/– восьмидневный по Матери, безначальный по Отцу./Ему, верные, возгласим:/“Ты – Бог наш, помилуй нас!” Славословие великое. По трисвятом тропарь Василия. Слава, и ныне, праздника. Ектении и отпуст. Славословие великое. После Трисвятого тропарь святителю. Слава, и ныне: праздника. Ектении и отпуст. Отпуст: Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст В день восьмой плотию принять обрезание благоволивший нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, чью память мы ныне совершаем, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. И знаменуются братия елеем от кандила святаго, аще изволит настоятель, и поем стихиру самогласну. И, если изволит настоятель, помазываются братия елеем из лампады перед образом святого и поём стихиру самогласную. ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Сейчас традиция такая: будничные службы Великого Поста совершать в черных ризах, службы Цветной Триоди – до отдания Пасхи – в красных, службы Господских праздников – в белых (кроме того, в белых ризах совершаются заупокойные службы), как и таинства, перешедшие в разряд треб: крещение, венчание, соборование, отпевание, пострижение. В голубых ризах совершаются службы Богородичных праздников. В зеленых ризах – службы преподобнические, а также праздника Троицы (понедельник Святаго Духа – уже в белых). Вербное Воскресение служат либо в золотых (как и Лазареву субботу), либо в белых ризах, т. к. это Господский праздник. Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы – в красных ризах.) 5 . Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего...» (Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние – Литургии Иоанна Златоустог о? Почему не наоборот? Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустог о есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого . Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва , совершается Литургия Василия Великого . Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого , а по субботним – полная «обычная» Литургия, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн В Великую субботу Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве 19 апреля 2014 г. 13:21 19 апреля 2014 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального собора; клирики Храма Христа Спасителя и духовенство г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев), ряд песнопений исполнил хор духовенства. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Святой Земле, которая ежегодно совершается в Великую субботу во всех храмах Русской Православной Церкви. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан священника диакона Николая Головинова, специалиста контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии , сверхштатного клирика храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя. По заамвонной молитве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение хлеба и вина. Затем Святейший Патриарх Кирилл, преклонив колени, совершил молитву об Украине . Святейший Владыка поздравил паству с Великой субботой и призвал верующих хранить радостное и мирное состояние духа, «чтобы мирно встретить великую и чудотворную радость — явление Христа воскресшего в человеческой истории и в нашей жизни». На восточном стилобате Храма Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви  освятил куличи для благотворительной акции «Москва ветеранам». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3630290.ht...

Приданное Василию прозвище «Великого» объясняется тем особенным впечатлением, которое он производил на своих современников... Вся его внешность: осанка, бледное, изможденное лицо, глубокий взгляд, спокойная важность телодвижений, возбуждала во всех чувство благоговения... «Одна его улыбка была похвалой, а молчание укоризной». Враги его не могли не сознавать нравственной его силы, а друзья с восторгом подчинялись ей. Влияние Василия на духовенство было так велико, что при нем оно достигло высшей степени достоинства, и епископы чужих епархий просили у него пресвитеров для своих церквей. Он сам любил красоту церковную, благолепие храма, гармонию в богослужении, и это чувство внушал окружающим его; два раза в его жизнеописании упоминается о его служении в церкви – и оба раза говорится о том особом впечатлении, которое оно производило на душу. Святой Ефрем Сирин и император Валент, люди столь разнородные, оба восприняли одно впечатление при виде торжественного величия этого служения. «Я видел на ступенях алтаря дома Божия, – говорит увлеченный своим восторгом святой Ефрем, – видел этот сосуд избранный – стоящим пред лицом своей паствы, украшенным и обогащенным словами, сияющими, как драгоценные камни. На плече у него, казалось мне, сидел белый как снег голубь и шептал ему на ухо, а все собрание светилось божественным сиянием благодати». В храме же и при совершении богослужения была встреча святителя с императором Валентом. При обозрении подвластных стран императору однажды приходилось проезжать и по Кесарии. Не желая иметь столкновение и вступать в прения с епископом, который держался иного учения и думая, что нетрудно будет его привлечь на свою сторону, царь предварительно поручил префекту Модесту расположить Василия к общению с арианами. Модест, приехав в Кесарию прежде императора, тотчас приказал потребовать к себе святого Василия. Святой Василий явился перед ним с обычным ему спокойствием, как будто пришел он на праздник, а не на суд. Модест, окруженный ликторами с прутьями и топорами в руках, сначала обошелся со святым Василием почтительно и льстивым образом убеждал его исполнить волю императора, признать арианство. Но когда увидел средство это безуспешным, то принял грозный вид, и в чрезвычайной досаде, не удостоив святого Василия и имени епископа, сказал: «Василий, что это? Как смеешь ты упорствовать против столь великого императора, притом один и так нагло?» Василий объяснил, что не может принять заблуждения ариан. Модест стал грозить ему изгнанием, лишением имущества, смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется «ис полла ети». Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное «многая лета», возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по естеству, но и превыше естества, по обычаям мipa, но и превыше этих обычаев. По церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7-я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8. Особенно показателен в этом отношении устав службы 1 января, когда с Господским праздником Обрезания совпадает праздник святителя Василия Великого. Хотя воспоминаемое 1 января событие из жизни Господа Иисуса имеет важное значение в деле нашего спасения, как доказательство истинного, а не призрачного, как думали некот. еретики, воплощения Сына Божия, явльшегося на земле спасения ради нашего, но праздник Обрезания не относится к числу великих, двунадесятых. Поэтому, пришедшаяся на тот же день память святителя Василия не переносится на «ин день», как перенесена с 14 сентября память Златоуста, и служба святителя присоединяется к службе Обрезания. При этом, разумеется, песнопения в честь Господского праздника за единичными исключениями, предшествуют песнопениям в честь святителя. Но торжественнейшая часть богослужения — полиелей, почти вся посвящена Святителю (Обрезанию только один седален по полиелее). И число песнопений в честь святителя Василия значительно превышает число песнопений Обрезанию. Так во всей службе всего только 4 стихиры Обрезанию, которые повторяясь поются 12 раз. В честь же святителя 23 стихиры, из которых некоторые повторяются, так что всех стихир святителю поется 27. Седальнов праздника 4, а святителя 7 и один из них повторяется. Канон праздника на 6, а святителя на 8. Только паремий Обрезанию 2, а святителю одна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в церковных празднованиях в Черногории 13 мая 2009 г. 13:16 12 мая, в день памяти святителя Захолмского Василия, Острожского чудотворца, архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , председательствующий в Священном Синоде Сербской Православной Церкви , возглавил Божественную литургию под открытым небом в Острожском монастыре святителя Василия в Черногории. Владыке Амфилохию сослужили архиепископ Берлинский и Германский Марк ( Русская Зарубежная Церковь ), настоятель монастыря епископ Диоклийский Иоанн, возглавлявший полиелейную утреню перед началом Литургии, а также заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, братия обители, клирики Сербской Православной Церкви. На богослужении присутствовали тысячи молящихся, многие из них причастились Святых Христовых Таин. Архиепископ Марк и отец Николай накануне прибыли в Сербию и Черногорию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для братского общения и обсуждения c представителями Сербской Православной Церкви вопросов, представляющих взаимный интерес. В аэропорту сербской столицы их встретил настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев. Состоялась также краткая беседа с представителем Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископом Моравичским Антонием . Вечером 11 мая митрополит Амфилохий и архиепископ Марк совершили акафистное пение у раки чудотворных мощей святителя Василия. По окончании вечернего богослужения и Божественной литургии митрополит Амфилохий тепло приветствовал посланцев Русской Православной Церкви и выразил чувства сердечной любви и благодарности ее Предстоятелю. 12 мая представители Русской Православной Церкви приняли участие в продолжительном крестном ходе (литии) по улицам и площадям города Никшича, где некогда находилась епископская кафедра святителя Василия. Литию возглавлял митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. В ней также участвовали епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий, епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, епископ Диоклийский Иоанн, епископ бывший Захолмско-Герцеговинский Афанасий (Евтич) , многочисленные клирики, министр по делам вероисповеданий Сербии Б. Шиякович, Посол Сербии в Черногории З. Мутовац, представитель Европейской комиссии в Черногории В.Марагос. Возносились молитвы о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Святейшего Патриарха Сербского Павла , архипастырей, пастырей и всех православных христиан Черногории, Сербии и России. Митрополит Амфилохий и епископ Иоанникий приветствовали гостей из России, отмечая важность духовного общения с Русской Православной Церковью и ее Предстоятелем. Архиепископ Марк, по просьбе митрополита Амфилохия, обратился со словом проповеди к жителям Никшича, собравшимся во множестве для участия в совместной молитве.

http://patriarchia.ru/db/text/643657.htm...

Архив Пн В Рождественский сочельник Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве 6 января 2015 г. 14:05 Утром 6 января 2015 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили епископ Подольский Тихон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель Службы протокола Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Андрей Милкин, клирики Храма Христа Спасителя, духовенство г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил клирика храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, члена Межсоборного присутствия диакона Георгия Максимова во пресвитера. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Овчинников, клирик Храма Христа Спасителя. По окончании Литургии перед рождественской свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. В заключение Святейший Патриарх Кирилл поздравил духовенство и мирян с наступающим праздником: «Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас приветствую и поздравляю с навечерием Рождества Христова, с сочельником  днем, который помогает нам, присутствуя на богослужении, войти в историческую канву тех событий, в которой и произошло Рождество Христово. Это великая историческая канва восходит к Ветхому Завету. И сегодня читалось восемь паремий, это чтения из Ветхого Завета. Не всегда, может быть, мы способны до конца понять все слова из-за недостаточного знания славянского языка, но эти тексты вводят нас в тот ветхозаветный мир, который жил предчувствиями, ожиданиями и пророчествами о будущем Спасителе, о Его рождении в Вифлееме, о Его рождении от Девы, о Его спасительной миссии. И эта ветхозаветная древность в одном богослужении соединяется с новозаветным Таинством Церкви, с совершением Святой Евхаристии, которое стало возможным именно потому, что Господь, пришедший по обетованию ветхозаветных пророков, принес Себя в жертву за род человеческий.

http://patriarchia.ru/db/text/3914051.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В итальянской Болонье отпраздновал свое 50-летие православный приход с удивительной историей 3 мин., 31.10.2023 29 октября 2023 года в итальянском городе Болонья отпраздновал 50-летие со дня своего основания православный приход святителя Василия Великого. Торжественное богослужение в этот день, по благословению Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Корсунского Нестора, в сослужении духовенства возглавил викарий экзарха для молдавских православных приходов Италии епископ Богородский Амвросий. Фото: Антон Попов На малом входе настоятель храма иеромонах Серафим (Валериани), возглавляющий приход с 2013 года, был награжден правом совершать Литургию с открытыми Царскими вратами. Кроме того, было дано благословение на то, чтобы на приходе святителя Василия Великого по воскресеньям и на великие праздники Божественная Литургия также совершалась с открытыми Царскими вратами. На заупокойной ектении в этот день участники богослужения помолились об основателях храма – архимандрите Евлогии (Хесслере) и архимандрите Марке (Давитти). Фото: Антон Попов После отпуста был совершен благодарственный молебен. Епископ Богородский Амвросий помолился о здоровье отца настоятеля и клириков храма – протоиереев Виталия Цэрнэ и Иоанна Батрынак, а также его служащих, певчих и всех прихожан. Затем владыка Амвросий произнес проповедь и передал всем поздравление и благословение Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Корсунского Нестора. Исторический день для прихода святителя Василия Великого завершился праздничной трапезой. Фото: Антон Попов Храм в Болонье был основан епископом Болонским кардиналом Никколо Альбергати в 1435 году. Изначально он был посвящен матери Пресвятой Богородицы святой праведной Анне. Кардинал создал храм как Подворье (в пределах города) для католического монашеского ордена картезианцев, к которому сам принадлежал. В новый храм он поместил честную главу святой Анны. Эту реликвию кардинал Никколо Альбергати получил в дар от короля Англии за посредничество в установлении мира после Столетней войны с Францией.

http://foma.ru/v-italjanskoj-bolone-otpr...

Архив Пн В Рождественский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя 6 января 2014 г. 12:12 Утром 6 января 2014 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата епископ Подольский Тихон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , духовенство Храма Христа Спасителя и г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Алексия Алексеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Воронцове, во пресвитера. После причащения духовенства священник Михаил Селявкин, клирик храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле г. Москвы, обратился к прихожанам с проповедью. По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. В заключение Святейший Патриарх Кирилл поздравил духовенство и мирян с наступающим праздником: «Ваши Преосвященства! Досточтимые дорогие отцы! Братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Рождественским сочельником. Согласно уставу Церкви этот день называется навечерием, то есть кануном, великого праздника Рождества Христова. По церковному календарю день начинается с вечера, а поскольку Литургия в канун Рождества Христова соединяется с вечерней, то это предполагает, что по завершении Литургии мы уже как бы входим в этот духоносный праздник. Хотя астрономически день Рождества Христова еще не наступил, но по церковному уставу мы уже совершаем рождественские песнопения, и день этот озаряется светом Рождества Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/3497612.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010