Arhiva Reprezentantul Patriarhiei Moscovei a luat parte la srbtorirea aniversrii a 800 de ani a Eparhiei de Budimlje i Nikši a Bisericii Orotdoxe Sârbe 5 iunie 2019 17:05 2-3 июня 2019 года в кафедральном соборе святителя Василия Острожского города Никшич (Черногория) прошли богослужения по случаю празднования 800-летия автокефалии Сербской Православной Церкви и основания Будимлянско-Никшичской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий . 2 июня архиепископ Амвросий и епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий посетили Успенский мужской монастырь в местечке Пива. По дороге из Никшича в обитель архиереи посетили скит святого пророка Иоанна Предтечи, который принадлежит Пивскому монастырю. В Успенском Пивском монастыре иерархи в сослужении духовенства Будимлянской и Никшичской епархии, игумена и братии монастыря совершили Божественную литургию. Богослужение совершалось на сербском и церковнославянском языках. Вечером в кафедральном соборе святителя Василия Острожского г. Никшич было совершено всенощное бдение. Литию на великой вечерне совершил архиепископ Верейский Амвросий. Полиелей на утрене возглавил митрополит Дабро-Боснийский Хризостом. За богослужением в алтаре молились епископы, прибывшие на праздник, духовенство и монашествующие из разных стран и епархий. На следующий день в соборе святителя Василия Острожского была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Дабро-Боснийский Хризостом. Архипастырю сослужили ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий, епископы Будимлянский и Никшичский Иоанникий, Милешевский Афанасий, Полошко-Кумановский Иоаким, Рашко-Призренский Феодосий, Славонский Иоанн, Буэнос-Айресский и Южно-Центральноамериканский Кирилл, а также клирики Сербской и Русской Православных Церквей. По окончании Литургии архиепископ Амвросий от лица профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов Московской духовной академии поздравил всех присутствующих с 800-летием автокефалии Сербской Православной Церкви, 800-летием Будимлянско-Никшичской епархии, а ее правящего архиерея с 60-летием со дня рождения и 20-летием архиерейского служения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5450126...

Архив Пн В Крестопоклонную неделю Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве 23 марта 2014 г. 14:28 23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. За Божественной литургией пел хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. 27 марта отмечается День Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (27 марта 1811 года указом российского императора Александра I были созданы подразделения «внутренней стражи», сегодня этот день считается датой рождения Внутренних войск России). В связи с предстоящим праздником богослужение посетили: первый заместитель министра внутренних дел, главнокомандующий Внутренними войсками МВД РФ генерал армии Н.Е. Рогожкин, заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ, начальник управления по работе с личным составом Главного командования внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант В.Ю. Новожилов, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , военачальники, ветераны и воины Внутренних войск МВД России. Сотрудниками Внутренних войск в храм была принесена икона святого равноапостольного князя Владимира — небесного покровителя войск МВД. За Литургией были вознесены молитвы о здравии главнокомандующего, военачальников и всех воинов Внутренних войск.

http://patriarchia.ru/db/text/3611002.ht...

Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Банченском монастыре 14 января 2016 г. 19:47 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  совершает архипастырскую поездку в западные епархии Украинской Православной Церкви. 12 января 2016 года Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил родное село Корытное Вижницкого района Черновицкой области. 14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого и новолетия, Блаженнейший владыка возглавил Божественную литургию в Вознесенском мужском монастыре с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой области. В этот день была совершена Литургия святителя Василия Великого. Его Блаженству сослужили митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , наместник обители епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Евсевий , а также духовенство монастыря и клирики Черновицко-Буковинской епархии . За богослужением молилась многочисленные верующие православной Буковины. Во время Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения Его Блаженство поздравил всех присутствующих с великим праздником Обрезания Господня, церковным новолетием, а также днем памяти святителя Василия Великого. Накануне Его Блаженство совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Черновцов, сообщает официальный сайт УПЦ . При Банченском монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем селе Молница, в котором проживают несколько сотен сирот. 25 апреля 2001 года молебен на закладку детского дома совершил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 29 сентября 2002 года приснопамятный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил детский дом и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при приюте. Наместник монастыря епископ Лонгин (Жар) в 2008 году удостоен звания Героя Украины за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В этом году в Рождественский сочельник в эфире украинского телеканала «Интер» вышла передача о социальном служении православных священнослужителей, в которой принял участие епископ Лонгин. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4344312.ht...

Особенности богослужения праздника Навечерие Рождества Празднику Рождества предшествует сочельник или навечерие. Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих (царских) часов, изобразительных и вечерни, соединяющейся с Литургией святителя Василия Великого . Если сочельник случится в субботу или воскресенье, великие часы совершаются в пятницу вместо Литургии. В день сочельника служится Литургия святителя Иоанна Златоуста , а в сам день праздника совершается Литургия святителя Василия Великого . Великие часы Схема построения великих часов I. Читаются три псалма, причем берется только один из обычных на данном часе псалмов, остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Первый час: обычный псалом – 5-й, добавляются 44-й и 45-й псалмы. Третий час: обычный псалом – 50-й, добавляются 66-й и 86-й псалмы. Шестой час: обычный псалом – 90-й, добавляются 71-й и 131-й псалмы. Девятый час: обычный псалом – 85-й, добавляются 109-й и 110-й псалмы. II. После «Славы» поется тропарь предпразднства: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом…». На «И ныне» читается обычный Богородичен часа. III. После этого читаются или поются: 1) три тропаря (стихиры), посвященные воспоминанию события праздника. Каждый из них поется дважды; 2) прокимен; 3) паремия; 4) Апостол (без прокимна); 5) Евангелие; 6) после Евангелия читается «Святый Боже» и все остальное по порядку, как на обычных часах. Изобразительны Великие часы заканчиваются чином изобразительных 30 , которые обычно (но не всегда) совершаются вместо Литургии. Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание: если в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то Символ веры и 33-й псалом не читаются, а поется присущее только Литургии песнопение «Буди имя Господне». По установившейся церковной практике, во все дни кроме субботы и воскресенья сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого , которая начинается великой вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Храм Петра и Павла (Салехард) . Старинная икона свт. Николая Чудотворца. Православные монастыри [ править править код ] К сожалению, в настоящее время в Салехарде православных монастырей нет. Православные храмы [ править править код ] Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Салехард) [ править править код ] Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Салехарде Церковь Петра и Павла в Салехарде - первый каменный православный храм, который был построен на вечной мерзлоте.Сведений о первой церкви в Обдорске в архивных документах пока не найдено, и мы не можем точно сказать, во имя кого была она заложена. Приходившая в ветхость церковь реконструировалась, каждый раз меняя свое название. И вот в архивном документе за 1747 год «Дело об освящении в Обдорском остроге новой церкви святого Василия Великого» мы читаем, что в 1746 году обветшавшее здание снесли, а на его месте заложили новую церковь из кедрового леса во имя святого Василия Великого с приделом Святителя Николая Чудотворца. По истечении срока износа церковь вновь была снесена и заложена по благословению Архиепископа Амвросия в 1817 году трехпрестольная: во имя апостолов Петра и Павла с приделами святого Василия Великого и святого Николая Чудотворца. В сентябре 1894 года храм во имя апостолов Петра и Павла был освящен Агафангелом, епископом Тобольским и Сибирским. Каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла был действующим до лета 1930 года. В храме проводились праздничные и воскресные богослужения. Как и все церкви царской России, обдорская выполняла государственные функции: ведение метрических книг, регистрация браков и смертей, просвещением и народным образованием, оглашением царских манифестов, сбором средств на благотворительные цели. Прошло много лет с тех пор как разрушили купола каменного храма во имя апостолов Петра и Павла. В 1988 году местные власти зарегистрировали православную общину. Первым священником, который после стольких лет безбожия совершал богослужения, был духовник епархии архимандрит Зосима (Горшунов).

http://azbyka.ru/palomnik/Салехард

Определением Святейшего Синода прот. Иоанн был направлен в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского (сентябрь 1911 г.) 27 . До нас дошла опубликованная проповедь , произнесенная им в связи с этим событием: «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новоявленный чудотворец» 28 . В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов был поставлен настоятелем Покровского собора на рву (собора Василия Блаженного). С этого времени основным местом произнесения поучений и речей стал Покровский собор. Протоиерей Иоанн совершал священнодействия благолепно и благочинно. Проповедью он сопровождал каждое свое богослужение. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. «Ваше благоговейное совершение богослужения, – говорится в письме к нему, подписанном епископом Тобольским Алексием и священниками, – отчетливое и выразительное произношение возгласов и такое же чтение молитвословий, ваша красноречивая, сердечная и одушевленная проповедь, всегда на злободневные вопросы данного момента, никогда не изгладятся из нашей памяти и будут служить для нас образцом, как следует совершать богослужение, чтоб оно производило благотворное действие на молящихся, и как нази дать свою паству живым словом» 29 . В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов 30 . Несколько проповедей он произнес по поводу этого события. В проповедях пастыря в этот период прослеживаются темы покаяния, жертвенности, патриотизма. Так, по случаю этой войны, за богослужением в храме св. Василия Блаженного, прот. Иоанн произнес слово, в котором наставлял народ быть истинными патриотами своей страны, призывал к защите Родины, к единению: «Нет теперь ни у кого исключительного или преимущественного права, а равно и преимущественной обязанности на патриотизм, но все должны объединиться в любви к родине и в желании умереть за нее» 31 . Дошедших до нас опубликованных проповедей, помещенных в сборнике «Во дни войны», – 44. Основным местом произнесения поучений был храм св. Василия Блаженного, но отец Иоанн не ограничивался служением в этот период только в этом храме. Он произносил свои проповеди на Красной, Лубянской площадях, в Успенском соборе и во многих других монастырях и храмах Москвы; очень часто обращался со словом утешения именно к раненым воинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Литургия. 4 основных чинопоследования 3 мин., 23.03.2024 Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Существует несколько чинопоследований Литургии. Например, Великим постом мы часто можем видеть в расписании богослужений помимо привычной литургии Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя. Особняком стоит Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Иоанна Златоуста Составитель чинопоследования: святитель Иоанн Златоуст . Совершается: десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу. Особенность: молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно. Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом. Литургия Преждеосвященных даров Составитель чинопоследования: святитель Григорий Двоеслов . Совершается: только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье. Особенность: литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

http://foma.ru/liturgiya.html

После причащения верующих Евхаристическая чаша уносится в алтарь, и священник совершает «отпуст», то есть преподает присутствующим завершающее богослужение благословение. В Древней Церкви существовало немало разных чинопоследований Божественной литургии (например, литургии апостола Иакова или апостола и евангелиста Марка). В современной православной литургической практике наибольшее распространение получили три чина Божественной литургии: – Литургия святителя Василия Великого ; – Литургия святителя Иоанна Златоуста ; – Литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая по изложению святителя Григория Двоеслова . Литургия по чину святителя Василия Великого в соответствии с Уставом совершается только десять раз в году: в день памяти Василия Великого (1/14 января) 52 ; в канун праздников Рождества Христова и Крещения (24 декабря/6 января и 18 января соответственно); 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста; в Великий четверг и Великую субботу на Страстной седмице. Литургия по чину святителя Иоанна Златоуста более кратка по содержанию и совершается в бóльшую часть дней богослужебного года в Православной Церкви. Литургия Преждеосвященных Даров является особой, не-евхаристической Литургией, совершаемой только в период Великого поста по средам и пятницам. Особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является то, что Святые Дары освящаются на ближайшей по времени предшествующей полной Литургии. В соответствии с Уставом она должна совершаться вечером в соединении с вечерней. В современной практике большинства приходов Русской Православной Церкви ее совершение перенесено на утро. Причиной этого переноса является требование причащения натощак, означающее, что в случае причащения за вечерней Литургией верующий не должен вкушать пищу в течение дня. Не будучи Евхаристией, Литургия Преждеосвященных Даров лишена того торжественного, праздничного настроения, которое характеризует евхаристические литургии. Ее основной тон – покаянное и молитвенное поклонение Христу, присутствующему в уже освященных Святых Дарах. Важнейшие праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Согласно общепринятым изданиям литургических книг, литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого имеют одну и ту же З. м., начинающуюся со слов: Ο ελογν τους ελογοντς σε, Κριε κα γιζων τος π σο πεποιθτας (                  ). В нек-рых древнейших рукописях эти начальные слова отсутствуют; следующая за ними 1-я часть З. м., опирающаяся на стихи Пс 25 и 27, текстуально близка к молитве 2-го антифона энарксиса литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (что позволяет предположить либо зависимость одной молитвы от другой, либо единство их происхождения; см.: Ibid. P. 324-327). 2-я часть молитвы имеет параллели с одной из священнических молитв визант. чина утрени (см.: Ibid.); в ней священник, воздавая славу Пресв. Троице, молится о том, чтобы Господь даровал мир Церквам, священникам (букв. «иереям» - в древности это наименование подразумевало в первую очередь епископов), царям, воинству и всему народу. Тем самым З. м., завершающая собой службу и напутствующая молящихся, посвящает свои прошения миру, в к-рый возвращаются участники евхаристического собрания. Собственную З. м. имеет литургия Преждеосвященных Даров (нач.: Δσποτα Παντοκρτορ, πσαν τν κτσιν ν σοφ δημιουργσας,              ). В этой молитве отражена связь между совершением литургии Преждеосвященных Даров и временем Великого поста . Священник просит для всех, кто подвизается «добрым подвигом», победы над невидимыми врагами и достойной встречи пасхального дня святого Воскресения. З. м. полных литургий и литургии Преждеосвященных Даров имеют постоянный текст в офиц. правосл. изданиях богослужебных книг. Но в истории богослужения визант. традиции были известны и З. м., текст к-рых мог изменяться в зависимости от типа литургии. Литургия свт. Иоанна Златоуста, литургия свт. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, неконстантинопольские литургии ап. Марка, ап. Иакова, ап. Петра имели свой вариант З. м. Однако наибольшее разнообразие З. м. было связано с принадлежностью к различным праздникам или особым дням церковного года, а также к дням памяти святых, поэтому такие З. м. получили в научной лит-ре наименование праздничных З. м. В праздничных З. м. раскрывалось значение праздника, его богословские особенности. Эти молитвы встречаются в ряде рукописей Евхология и Служебника, они расположены или сразу после текста чинопоследования литургий, или в виде отдельных статей в др. частях Евхология. Число известных праздничных З. м. исчисляется десятками; их греч. тексты издавались А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание. Т. 2) прот. М. Орловым ( Орлов. 1909), Т. Миниши ( Minisci. 1948-1950) и А. Жакобом ( Jacob. 1966; Idem. 1967; Idem. 1972).

http://pravenc.ru/text/182389.html

В Типиконе об этом сказано так: «Подобает ведати..., яко держит церковь вселенская ни на блаженнах (т.е. в последов. изобразительных), ни на литургиях чести апостол и евангелие, точию рядовое, рекше столп чрез все годище, яже суть на ряду, и святых избранных, коих есть писано апостол и евангелие. А еже чести на всяк день святаго апостол и евангелие, сие от своего неразумия, а не по церковному уставу. Аще же кто хощет, творить литургию коего либо святаго, или мученика, или святителя, или преподобнаго, или апостола, или пророка, или мучениц, чти общее евангелие, обрет подобно святаго, его же твориши службу, такожде и апостол» (Тип., л. 406, в конце 58 гл.). 2) Если апостол и евангелие в седмичном последовании на известный день указаны в Типиконе, то в воскресном последовании на тот же день об них иногда не упоминается. Примеры этого можно находить в мр. гл. 1 января (аще случится Обрезание Господне и св. Василия В. в неделю, л. 143 на об.), где из особых апостолов и евангелий указаны только – недели пред Просвещением и Обрезания, Василия же Великого подразумеваются; а что на самом деле подразумеваются, это следует заключить из мр. гл. 26 декабря, 5 зри, л. 139, где сказано: «евангелие чтем прежде недели пред Богоявлением иануариа в 1 день, и потом Обрезания и Василия едино».– Полагаем, что точно так же подразумеваются апостол и евангелие ап. Анании под зачало с богородичным в последовании 1 окт. (аще случится праздник пр. Богородицы честнаго ея Покрова и св. ап. Анании в нед., л. 74) и св. великом. Иакова Персского под зачало с богородичным в последов. 27 ноября (аще случится праздник пр. Богородицы честнаго ея Знамения и св. великом. Иакова Персского в нед., л. 112 на об.). Устав предпраздничных и послепраздничных недель, равно как и суббот, есть следующий: в субботу (пред 9 сент. л. 51) и неделю (там же л. 54) пред Воздвижением креста Господня, субботу (Типик. 15 сент. пред марк. гл., л. 60 на об.) и неделю (Типик., мр. гл. пред 16 сент., л. 61) по Воздвижении, субботу пред Рождеством Христовым (Типик., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010