Какие бывают литургии Литургия апостола Иакова      Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии — литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все эти литургии едины по своему смыслу и значению, но отличаются текстами молитв, которые возносит священник при освящении Святых Даров. Сейчас в практике Русской Православной Церкви обычно совершаются три чина литургии. Это литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия святителя Григория Двоеслова. Литургия святителя Иоанна Златоуста Литургия святителя Иоанна Златоуста      Эта литургия совершается во все дни года, кроме первых пяти воскресений Великого поста и будничных великопостных дней. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Литургия святителя Василия Великого По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии». Литургия святителя Василия совершается десять раз в году: накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 1 января (14 января по новому стилю), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу. Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров Литургия святителя Григория Двоеслова      Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье.

http://pravoslavie.ru/105005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО [греч. Η Θεα Λειτουργα το Μεγλου Βασιλεου], чин полной евхаристической литургии , некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в наст. время совершаемый в правосл. Церкви 10 раз в год. Помимо византийского богослужения полная евхаристическая литургия, приписываемая свт. Василию Великому, известна в копт. традиции, а отдельные анафоры с тем же именем - в западносир., арм., эфиоп. традициях. Анафоры коптской и иных невизант. традиций имеют текстуальные параллели (в различном объеме) с анафорой визант. Л. В. В., что свидетельствует об общем происхождении. Анафора свт. Василия также послужила одним из источников при составлении восточносирийской анафоры, носящей имя Нестория ( Botte B. Les anaphores syriennes orientales//Eucharisties d " Orient et d " Occident: CSS, 1er Semaine. 1970. Vol. 2. P. 7-24. (Lex Orandi; 46); Spinks B. The Anaphora of Nestorius: Antiochene Lex Credendi through Constantinopolitan Lex Orandi?//OCP. 1996. Vol. 62. P. 273-294; Gelston A. The Origin of the Anaphora of Nestorius: Greek or Syriac?//BJRL. 1996. Vol. 78: 3. P. 73-86). Т. о., евхаристическая молитва, приписываемая свт. Василию Великому, является с учетом ее различных редакций наиболее распространенной на христ. Востоке. После II Ватиканского Собора в римо-католич. издания Миссала помимо рим. канона были включены новые евхаристические молитвы. Одна из них - евхаристическая молитва IV, согласно «Missale Romanun» 1969 г. и последующим изданиям, а также обновленному «Missale Ambrosianum» - составлена с расчетом на ее использование не только в католич. Церкви, но и в протестантских ( Houssiau. 1969; Mitchell. 1976). Впосл. ее действительно включили в свои офиц. богослужебные сборники Американская епископальная церковь (с 1979 - евхаристическая молитва D в «The Book of Common Prayer»), Американская пресвитерианская церковь (c 1984 - «большая благодарственная молитва» E в «The Service for the Lord " s Day», а с 1993 - молитва F в «The Book of Common Worship»), Церковь Англии (с 2000 - евхаристическая молитва F в «Common Worship: Services and Prayers for the Church of England») и др. Эта молитва основывается на копт. редакции анафоры свт. Василия. Ее присутствие в совр. католич., англикан. и др. богослужебных книгах фактически делает анафору свт. Василия самой общепризнанной евхаристической молитвой. Древнейшие свидетельства

http://pravenc.ru/text/2110607.html

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. 9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху? – В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих. 9.24. До какого часа длится Пасхальная служба? – В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра. 9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата? – Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами. 9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого? – Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого , в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше. 9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным? – Славянский язык святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык. Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания , а оно вполне доступно на русском языке. 9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Литургия совершается только во храме Божием; ибо и тайная вечеря уготована была Господом в особой убранной и пространной горнице и при Апостолах совершалась только в церкви ( Лк. 12:12 ; 1Кор. 11:20–22 ). § 44. По свидетельству Писания и предания, состав Литургии, совершаемой Прав. Церковию, уже соблюдаем был при Апостолах. Как Церковь иерусалимская, откуда Апостолы и их предания распространились во вселенной, была матерью и образцем прочих, то и Литургия иерусалимская, восприявшая начало от самого Господа и Апостолов, есть древнейшая из всех, начало и образец других. Чин ея вполне излагается в Литургии первого епископа иерусалимского – ап. Иакова, брата Господня по плоти. В IV веке, вероятно вопреки лжеучителям, кои по своим намерениям повреждали апостольския предания, и сообразно нуждам прав. христиан, вернейшее предание чина апостольской Литургии письменно подтверждено и принято Церковию от вселенских учителей и святителей – св. Василия Великого и потом – св. Иоанна Златоустог о. От чего чин апостольской Литургии, письменно засвидетельствованный и преданный ими, и называется Литургиею св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о. Литургия св. Златоуста, можно сказать, есть всегдашняя в Прав. Церкви, кроме немногих в году дней. Литургия св. Василия Великого совершается в навечерия, или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления; в день памяти св. Василия Великого , 1-го января; в воскресные дни Великого поста, кроме недели ваий; в четверг и субботу страстной седмицы, – всего 10 раз в году. Литургия св. Василия Великого отличается от Златоустовой продолжительностию некоторых молитв. Литургия состоит из трех частей: во-первых, приготовляется вещество для таинства, во-вторых, верующие приготовляются в таинству, и в-третьих – совершается самое таинство. Первая часть Литургии. § 45. Для тайной вечери Господь повелел ученикам своим приготовить хлеб и вино: так для литургии предварительно приносятся и приготовляются хлеб и вино – потребности жизни и общения. Посему Литургии есть духовное торжество жизни и общения верных во Иисусе Христе. От принесения хлеба и вина первая часть Литургии называется Проскомидия – принесение, а приносимый хлеб – просфорою,, т. е. приношением. Во время Проскомидии читаются часы третий и шестый – отчего она в просторечии называется часами, кои с нею соединяются как по самому времени, так и для того, чтобы предстоящие во храме были не без молитвенного занятия. Ибо проскомидия совершается тихо в алтаре. Приносимый в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа хлеб имеет на себе печать с знамением спасительной победы и жизни – крест с словами: Иисус Христос ника, т. е. побеждает и составом своим напоминает о двух естествах в лице Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Церковь святителя Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской, Василия на Горке Каменное здание храма Василия на Горке построено в 1413 году на месте деревянного здания постройки 1377 года. Является единственным сохранившимся в Пскове зданием церкви начала 15 века. Основателем храма считается купец Кристофер Карел Доль, который стал впоследствии родоначальником псковских родов Свечиных, Яхонтовых, Левшиных. С августа 1786 года храм стал приписным к церкви Святого Николая с Усохи. За столетие здание сильно обветшало и было принято решение о сносе, так как средств на ремонт не было. По предложению игумена Николая, в то время настоятеля Крыпецкого монастыря, храм Василия стал подворьем этого монастыря. В церкви не было ничего для проведения богослужений, все приносили монахи из монастыря. При церкви имелось монастырский каменный двухэтажный дом с двумя флигелями и каменной кладовой, который был куплен у крестьянина П. Стекольникова на монастырские деньги. В 1914 году на территории церкви рос небольшой фруктовый сад. Перед Великой Отечественной войной церковь была закрыта для богослужений. Здание сильно пострадало во время боевых действий. С 1945 года до 1998 года в здании церкви располагался Государственный архив (хранилище документов) Псковской области. С 1998 года начался восстановительный ремонт, но здание церкви сильно пострадало во время пожара 2003 года. Здание храма было передано православным верующим в сентябре 2003 года с незаконченным ремонтом. Первая служба в церкви состоялась 3 декабря 2004 года накануне праздника Введения Богородицы во храм. В церкви два придела: один – во имя Иоанна Богослова, второй – во имя Алексия человека Божия. Церковь святителя Василия Великого является подворьем Крыпецкого монастыря. Псковская архитектура периода средневековья была близка новгородской. Обеим присуще массовое строительство одноглавых храмов из местного, грубо отёсанного природного камня-плитняка. Однако псковские церкви, ярким примером которых в XV веке, когда строился этот храм (1413), выглядели строениями более массивными и приземистыми.

http://sobory.ru/article/?object=00261

Выступая на церемонии открытия, епископ Назарий отметил, что для России 2017 год отмечен исторической датой: исполняется 100 лет октябрьской революции. Это событие потрясло не только Российскую империю, но и весь мир. В знак благодарности за любовь, с которой посещает Будимлянско-Никшичскую епархию епископ Назарий в торжественные дни памяти святителя Василия Острожского, а также в знак дальнейшего укрепления связей между двумя братскими православными народами епископ Иоанникий преподнес наместнику Лавры список афонской святыни — Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица» для Благовещенского храма, который, к сожалению, пока является музеем, с надеждой на то, что храм вскоре будет возвращен обители. Вечером в канун  дня памяти святителя Василия Острожского в освященном во имя этого святого  соборном храме города Никшич митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил всенощное бдение в сослужении епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия, а также священнослужителей Будимлянско-Никшичской епархии. За богослужением молился епископ Кронштадтский Назарий. За содействие братским отношениям между славянскими православными народами епископ Иоанникий вручил митрополиту Викентию высшую награду епархии — медаль святого великомученика Георгия Победоносца (I степени). Владыка также вручил гостю из Русской Православной Церкви в качестве памятного дара наперсный крест и панагию. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященного Иоанникия за высокую награду и гостеприимство. 12 мая, в день памяти святителя Василия Острожского, владыка Викентий возглавил Литургию в центральном соборном храме монастыря Острог в Черногории, где пребывают честные мощи святого. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, собор священнослужителей епархии. За богослужением также молились епископы Диоклийский Кирилл и Кронштадтский Назарий. Тысячи верующих приехали в Острог, чтобы принять участие в молитвенном праздновании памяти Острожского чудотворца и приложиться к его святым мощам.

http://patriarchia.ru/db/text/4895313.ht...

В неделю 2-ю Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском соборе Московского Кремля 28 февраля 2010 г. 15:02 Во вторую неделю Великого поста Православная Церковь молитвенно отмечает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году на этот день перенесено празднование памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612). В воскресенье, 28 февраля 2010 года, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи священномученика Ермогена. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Рязанский и Касимовский Павел ; епископ Анатолий (Аксенов) ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального округа Москвы; протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках ; архимандрит Андрей (Крехов), наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Рязани; протоиерей Николай Сорокин, настоятель Борисоглебского кафедрального собора города Рязани, ректор Рязанской духовной семинарии; игумен Игнатий (Депутатов), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря Рязанского Кремля; игумен Лука (Степанов), настоятель Покровско-Татианинского храма Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, заведующий кафедрой теологии РГУ, директор православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского; клирики Рязанской епархии . За Литургией в Успенском соборе Кремля пели хор Христорождественского кафедрального собора Рязани и хор рязанского Николо-Ямского храма. В состав делегации духовенства и мирян Рязанской епархии, прибывшей на Патриаршее богослужение в Успенском соборе, также вошли губернатор Рязанской области О.И. Ковалев, заместитель главы областного правительства Т.Н. Панфилова, председатель Рязанской городской Думы Ф.И. Провоторов, представители государственных, деловых и общественных структур Рязанской области, наместники мужских и игумении женских монастырей Рязанской епархии, паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/1102818.ht...

Архив Пн В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Кремля 27 марта 2011 г. 16:25 27 марта 2011 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, и день памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси (1353), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в  Успенском Патриаршем соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: председатель  Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; председатель  Синодальной комиссии по канонизации святых   епископ Троицкий Панкратий ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков ; наместник  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря игумен Савва (Михеев); председатель  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями   протоиерей Димитрий Смирнов ; настоятель храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин; насельники  Троице-Сергиевой лавры  в священном сане и клирики г. Москвы. За богослужением пел объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и  Московской духовной академии  под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви  произнес проповедь , посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у честных мощей святителя Феогноста, митрополита Киевского, почивающих в алтаре собора, а затем совершил поклонение Кресту. Святейший Владыка  поздравил  архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста с днем тезоименитства и подарил ему список Тихвинской иконы Божией Матери. Во внимание к усердным трудам во благо Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви вручил протоиерею Димитрию Смирнову орден святого благоверного князя Димитрия Донского II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1439486.ht...

Хочется ещё отметить, что с появлением отца Василия в нашем храме была введена традиция Академического Покровского храма Троице-Сергиевой Лавры служить на праздник трёх святителейВасилия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – на греческом языке. Это придавало богослужению особый неповторимый византийский колорит. Со временем всё большее количество песнопений и чтений исполнялось на греческом языке. Батюшка очень любил эти службы и дорожил возможностью послужить в этот праздник. Нам с мужем особенно приятно, что первое венчание отца Василия в качестве настоятеля храма было именно наше. Для нас это большая радость и честь. Для нашей семьи примером настоящей крепкой дружной семьи и воспитания детей всегда являлись отец Василий и матушка Анастасия. Любовь, верность, взаимопонимание, уважение, терпение и бережное отношение друг к другу, которое они пронесли через всю свою жизнь, могут быть ориентиром для многих. Те испытания, которые выпали на их долю, не всем по силе вынести. Только сильные духом и по-настоящему любящие сердца способны вместить в себя столько любви, чтобы, несмотря на страдания, не терять надежду, не отчаиваться, а продолжать верить, надеяться и любить. Вожатый Лев Карахан Лев Карахан, кинокритик, продюсер: В последний раз видел отца Василия (все звали его так, делая некоторый внутренний акцент на слове «отец» — даже те, кто старше) на Воздвижение. В пылу каких-то своих неотложных дел и вечных суетных самооправданий-отговорок прибежал только к концу службы, к Символу веры. Порадовался, что успел. Потом — «Отче наш». На исповедь не пошел — не готовился. Смотрел на лица тех, кто идет от причастия к столу с запивкой и просворой, — всегда с особой еле заметной улыбкой, обращенной не к окружающим, но внутрь себя. Потом тихое, еле слышное, в напряжении слуха жадно ловимое слово отца Василия. Потом — ко Кресту, и отец Василий, будто от имени спасительной и доброжелательной неизменности, приглашая на трапезу, шепнул как множество раз прежде и уже никогда впредь, что невозможно было представить в тот благодатный момент: «Левочка, побудите с нами?» Всегда почти выпрыгивал из столпотворения у Креста за этим его «побудите с нами», чтобы радостно повиноваться: побуду, побуду, конечно, побуду. Но на этот раз, коротко обрадовавшись подтверждению ожидаемого, виновато, сколь только мог, отказался: «Сегодня ну никак». И правда – внуки, больная мама… Побежал – не оглянулся. Ничего не почувствовал. Ничего.

http://pravmir.ru/ne-zabyivay-vspominaya...

Отличия современных богослужебных структур Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста не столь существенны, разница в них заключается лишь в большей протяженности евхаристической молитвы на Литургии Василия Великого , а также в пении богородична О Тебе радуется вместо Достойно есть – на Литургии Иоанна Златоуста . Кроме того, Литургия Василия Великого совершается только в определенные дни года: в рождественский и крещенским сочельники (в соединении с Вечерней), на Великий праздник Обрезания Господня и Св. Василия Великого 1/14 января, в первую, вторую третью, четвертую и пятую Недели Великого поста, на Страстной седмице – в Великий четверток и Великую субботу (оба дня – в соединении с Вечерней). Существует также особый вид Литургии – Литургия Преждеосвященных Даров составителем которой согласно преданию является святитель Григорий Двоеслов Папа Римский. На этой Литургии не происходит освящение Святых Даров, а предлагаются Святые Дары, освященные в предыдущей день на Литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . И соответственно, ее чинопоследование и состав песнопений значительно отличатся от Литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого . Назначение Литургии Преждеосвященных Даров – в причащении немощных и болящих в те дни, когда по уставу не полагается совершать полную Литургию – в среду и пятницу Великою поста. Архитектоника и чинопоследование Литургии св. Иоанна Златоуста . Как единое целое Литургия представляет собой теснейшее взаимодействие двух основных форм богослужения – словесной и священнодейственной. И в то же время, все что совершается священнослужителями в алтаре (священнодействия, молитвословия) также имеют непосредственную связь с пением на клиросе. Поэтому рассмотрим богослужебную структуру Литургии Иоанна Златоуста , представленную в виде схемы (см. приложение 3) на двух уровнях: 1) Соотношения разделов песнопений Литургии (по горизонтали) 2) Соотношения священнодействия и молитвословия, совершаемых в алтаре с пением на клиросе (по вертикали).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010