14.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?  – Ежедневно в храмах совершаются вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей: Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия. Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа. Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб. Сейчас полные уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях. В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром (часы и Литургия) и вечером (вечерня, утреня и первый час) с некоторыми сокращениями. 14.6. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме? – Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма, информационном стенде или на сайте прихода. 14.7. Что изображается в Литургии? – В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо. 14.8. В какие дни  совершается Литургия Василия Великого ? – Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому  она немного дольше. 14.9. Что называется обедней? – В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма. 14.10. Что называется обедницей?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Другую картину представляют те литургии александрийского типа, которые в данное время находятся в богослужебном употреблении коптов и абиссинцев. После отделения египетских яковитов от Православной Церкви (451 г.) они постепенно стали у себя заводить свое церковное устройство, свое управление, свои обычаи; словом, жить жизнью совершенно самостоятельной. Литургическое творчество долгое время не было у них организовано и ограничено, и в этой области (как, впрочем, и в некоторых других) можно было обнаружить немало беспорядочного и произвольного. Поэтому в XII в. коптский патриарх Гавриил запрещает употребление всех других литургий, кроме «трех известных, а именно: литургии св. Василия, св. Григория и св. Кирилла Александрийского ». Литургия Василия Великого , конечно, не есть наша православная литургия византийского типа с именем св. Василия, а Коптская, надписанная именем каппадокийского святителя, что случилось, несомненно, после раскола монофизитства. Она служится у коптов во все обыкновенные дни и соответствует, так сказать, нашему употреблению литургии св. Иоанна Златоуста . Вторая, – приписываемая св. Григорию, – причем, неизвестно, какому именно: Нисскому или Богослову, – служится в праздники Господни и другие торжественные дни. Третья, св. Кирилла, предназначена к служению в дни Великого и Рождественского постов. Признаки монофизитства можно довольно ясно обнаружить в этих литургиях. Так, прежде всего, в их богослужении, наравне со святыми апостолами, отцами и учителями Церкви, святыми Афанасием, Василием, Кириллом и пр., поминаются «святые» Диоскор, Севир и другие лжеучители. Кроме того, в Коптской литургии св. Василия Великого в молитве перед причастием, животворящая Плоть Единородного Сына, Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа называется «единой с Божеством Его не в растворении, не в смешении и не в изменении». Но введена эта молитва при том же коптском патриархе Гаврииле, сыне Тариха, в 1131 году 112 . Литургия св. Григория имеет еще и ту необычную и неправославную особенность, что в ней молитвы обращены к Лицу Сына Божия Иисуса Христа, а не к Богу Отцу, что противно постановлению 21 правила III Карфагенского Собора 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Литургия Василия Великого, конечно, не есть наша православная литургия византийского типа с именем святого Василия, а Коптская, надписанная именем каппадокийского святителя, что случилось, несомненно, после раскола монофизитства. Она служится у коптов во все обыкновенные дни и соответствует, так сказать, нашему употреблению литургии святого Иоанна Златоуста. Вторая, — приписываемая святому Григорию, — причем неизвестно, какому именно, Нисскому или Богослову, — служится в праздники Господни и другие торжественные дни. Третья, святого Кирилла, предназначена к служению в дни Великого и Рождественского постов. Признаки монофизитства можно довольно ясно обнаружить в этих литургиях. Так прежде всего, в их богослужении наравне со святыми апостолами, отцами и учителями Церкви, святыми Афанасием, Василием, Кириллом и пр., поминаются " святые " Диоскор, Севир и другие лжеучители. Кроме того, в коптской литургии святого Василия Великого в молитве перед причастием животворящая Плоть Единородного Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа называется " единой с Божеством Его не в растворении, не в смешении и не в изменении " . Но введена эта молитва при том же коптском патриархе Гаврииле, сыне Тариха, в 1131 году Литургия святого Григория имеет еще и ту необычную и неправославную особенность, что в ней молитвы обращены к Лицу Сына Божия Иисуса Христа, а не к Богу Отцу, что противно постановлению 21 правила III Карфагенского Собора Ясно, что так называемая литургия святого Кирилла Александрийского написана не александрийским первосвятителем просто потому, что сам он писал по-гречески, а не по-коптски, греческий же оригинал ее неизвестен. Кроме того, ничего вообще не известно о литургической деятельности святого Кирилла, кроме как из коптского предания. Литургия эта представляет собой, в сущности, одну только анафору без литургии оглашенных. По содержанию этой молитвы она, с одной стороны, очень сходна с литургией апостола Марка, а с другой, в ней неоднократно находим указания на необходимость заимствовать отдельные отрывки молитв из литургии святого Василия Великого (коптской, разумеется).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду новорожденный ребенок проговорил: " Корнетского владыки " . Тогда Василия оправдали, а Мардария " каменовали " (забросали камнями), насыпав над ним каменный курган, который называют " могилой Корнетского владыки " . После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды Св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить. Вскоре Св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ. На Афоне Св. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращению его в Печ, патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше. Вернувшись в родные края, Святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами Святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.

http://pravoslavie.ru/archiv/svt_vasilij...

6 августа исполняется 60 лет со дня кончины протоиерея Василия Мухина – достойного чада Церкви Христовой, пострадавшего за веру в первой половине XX века. Отец Василий не прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, однако его судьба является показательным примером жизни священнослужителя в те нелегкие годы. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более, что она – коротенькая подготовка к вечности. Игумен Никон (Воробьев) КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ О. ВАСИЛИЯ И М. РАИСЫ 1. Дореволюционный период жизни семьи Мухиных Священник Василий Феодосиевич Мухин – сын священника Феодосия Мухина села Мерчика Валковского уезда Харьковской губернии. В 1896 году окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы. Его супруга Раиса Самсоновна Мухина (Семашко) тоже происходила из рода священнослужителей. Она была внучатой племянницей знаменитого святителя Иосифа Литовского, вернувшего в 1839 году в лоно Православной Церкви униатов Литвы и других западных областей России и причисленного к лику святых. Замуж она вышла после окончания Киевского епархиального училища пансионного типа. В самом конце XIX века молодая пара перебирается на Кубань: здесь не хватало священников. 21 сентября (по старому стилю) 1899 году, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископом Кавказским Агафодором Василий был рукоположен в диаконский чин, а через 4 дня – 25 сентября в сан священника. Первым местом его служения была станица Староджерелиевская Таманского отдела. Здесь отец Василий не только совершал богослужения и требы, но и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. В Староджерелиевской священник Василий Мухин прослужил недолго: через год он был переведен по собственному прошению в станицу Анастасиевскую того же отдела. Анастасиевская стала домом отца Василия и матушки Раисы на долгих 22 года, здесь родились и выросли все их 9 детей.

http://pravoslavie.ru/147576.html

Так Святители Рязанские, пред началом каждого Богослужения, желая получить освящение при мощах Первопрестольника своего, всегда прикладываются к священной раке мощей его. Народ православный после каждого Богослужения, приложившись к чудотворным иконам Феодотьевской и Муромской Божией Матери и Иоанна Предтечи, спешит лобызать и его честную икону, что на гробнице его. В честь его служат молебны при мощах в соборе Рождественском и на месте обретения их в соборе Борисоглебском, с верою просят исцеления в болезнях душевных и телесных, и по вере получают и исцеление 78 и освящение 79 . Но вот что особенно достойно замечания: как плывшему по водам на мантии и спасенному от потопления, к нему с особенным усердием прибегают те, которые отправляются в путь и преимущественно по водам, веруя несомненно, что он спасает в пути, на суши от напасти, на водах от потопления 80 . Второго мая, в день празднования Борису и Глебу, бывает крестный ход к Борисоглебскому собору и отсюда кругом западной части города. И здесь не забыт Праведник Божий: когда начинается шествие от Борисоглебского собора, служат молебен благоверным князьям Борису и Глебу и Святителю Василию. Имя его, при каждом Богослужении, во всех церквах Рязанской епархии поминается на отпусках. Полное прославление Святого Василия сооружением престола ему в Семинарской церкви После сего, удивительно ли, что благочестивое чувство каждого православного сына Церкви Рязанской, благоговейно чтущего память Святителя Василия, искренно желало видеть в своем граде храм во имя его. И вот святое желание это в недавнее время исполнилось. По указу Св. Синода, в 1858 году сооружен первый престол Св. Василию в Рязани. Честь такового прославления Праведника досталась в удел Семинарской Владимирской церкви. При особенном усердии ктитора оной церкви, купца Феодора Мартынова, построен новый алтарь в ней с тремя отделениями по образцу древнему и тремя престолами. Из них один, с левой стороны, посвящен имени Первосвятителя Рязани. На имя Святого Василия приносились пожертвования в пользу Семинарского храма с таким усердием, что имели возможность обновить весь храм Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Об этом говорит известный знаток церковного устава епископ Афанасий (Сахаров) , касаясь обычая совершать панихиду после Литургии: Обычай этот не имеет оснований в уставе. Типикон не предусматривает совершения тотчас после Литургии еще каких-либо богослужений. Литургия – завершение всего круга суточного богослужения. Все остальные службы подготовляют верующих к участию или к присутствию при совершении таинства Евхаристии… На Литургии… радость христианина выше всякой праздничной радости, здесь торжество выше всякого праздничного торжества… 1092 По словам святителя, Церковь хочет, чтобы после Литургии «верующие вышли в домы свои, благодаряще Бога, с пасхальным настроением». Совершение продолжительных молений об усопших после Литургии не соответствует значению Литургии «и показывает только, что мы не в достаточной мере понимаем, недооцениваем значение этой божественной службы и совершаемого на ней великого Таинства». Церковный устав, – подчеркивает епископ Афанасий, – «предполагает, что всякие моления, какие только могут быть в данный день, должны быть окончены до Литургии». Устав «допускает возможность совершения панихиды или во “ино время”, вне связи с общественным богослужением, или только после вечерни или утрени, но отнюдь не после Литургии» 1093 . Служение молебнов и панихид, а также чтение акафистов 1094 должно совершаться либо во внебогослужебное время, либо по окончании вечернего богослужения, либо перед Литургией. Если в силу обстоятельств молебен или панихида по просьбе верующих совершаются священником после Литургии, то они должны не присоединяться к Литургии, а совершаться отдельно от нее, после целования креста. Особым случаем следует признать совершение панихиды по окончании Литургии в «родительские субботы», а также совершение молебна по окончании Литургии в день памяти наиболее чтимых святых или, например, перед началом учебного года. Глава 4. Молитвы Литургии Верных по чину Василия Великого Современное чинопоследование Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста , как уже говорилось, ничем одно от другого не отличается, кроме так называемых «тайных молитв». Всё сказанное в предыдущей главе об обрядовой стороне Литургии Иоанна Златоуста , о диаконских ектениях и священнических возгласах в полной мере относится и к Литургии Василия Великого . Поэтому в настоящей главе мы не будем рассматривать сам порядок совершения Литургии верных по чину Василия Великого, а рассмотрим только те молитвы, которые отличаются от молитв Литургии Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Об авторстве свт. Иоанна в отношении всей литургии говорить нельзя, поскольку Л. И. З., во-первых, в значительной мере совпадает с визант. Литургией святителя Василия Великого , а во-вторых, обе развивались и дополнялись на протяжении мн. веков. Тем не менее главная часть Л. И. З.- анафора - содержит неск. характерных выражений, засвидетельствованных в подлинных произведениях свт. Иоанна, но не у др. авторов, что подтверждает непосредственное участие святителя в формировании ее текста ( Taft. 1990). Вероятнее всего, свт. Иоанн Златоуст доработал и ввел в богослужение К-поля анафору, к к-рой он привык во время своего священнического служения в Антиохии и к-рая сохранилась в сир. традиции (здесь также в отредактированном виде, испытав влияние сир. версии Литургии апостола Иакова ) под своим первоначальным именем - «[Двенадцати] апостолов» ( Taft. 1997). На основании творений свт. Иоанна Златоуста возможна реконструкция порядка евхаристического богослужения в Антиохии в кон. IV и в К-поле на рубеже IV и V вв. ( Probst. 1883; Paverd, van de. 1970). Но тексты конкретных молитв святитель не цитирует, поэтому его свидетельства следует относить к антиохийскому и к-польскому (в зависимости от того, в какой период жизни свт. Иоанна была произнесена та или иная проповедь) чинам литургии того времени в целом, а не конкретно к Л. И. З. Кроме литургических данных творения свт. Иоанна содержат ряд важных богословских утверждений о таинстве Евхаристии ( Кириллов. 1896; N ä gle. 1900; Пономарев. 1904; Salaville. 1908; St ö cker. 1957). Херувимская песнь. Икона. Кон. XVIII в. (Галерея апостолов Петра и Павла, Вадуц) Херувимская песнь. Икона. Кон. XVIII в. (Галерея апостолов Петра и Павла, Вадуц) До эпохи иконоборчества основным евхаристическим чином К-поля была Литургия свт. Василия Великого, совершавшаяся по воскресеньям и праздникам, тогда как Л. И. З. использовалась в менее торжественных случаях (такой порядок до наст. времени сохраняется в богослужении Великого поста , когда место воскресной службы занимает Литургия свт. Василия Великого, а Л. И. З. назначена по субботам). Поэтому Л. И. З. фактически не имела самостоятельного чина: основой служил формуляр Литургии свт. Василия, но часть молитв - начиная с молитвы об оглашенных - в нем заменялась иными. По этой причине в древнейших рукописях Евхология Л. И. З. выписывается после Литургии свт. Василия Великого и имеет неполный формуляр, состоящий лишь из особенных молитв Л. И. З. ( Jacob. 1970).

http://pravenc.ru/text/2110609.html

На 1-м заседании Юбилейной комиссии 20 апр. 1895 г. И. вместе с рязанским губернатором Н. С. Брянчаниновым и членами Рязанской ученой археографической комиссии обсудил планы предстоящего празднования. Программа, предложенная И., была принята Рязанской городской думой (ГА Рязанской обл. Ф. 869. Оп. 1. Д. 33. Л. 2-2 об., 3 об.) и претворена в жизнь: отремонтирован и освящен И. незадолго до юбилея Архангельский собор (церковь получила именование «Братская» и стала центром деятельности братства). Величественная икона свт. Василия была написана на средства города акад. Н. В. Шумовым . На могиле свт. Василия Рязанского у храма во имя св. князей Бориса и Глеба был обновлен памятник (1836) святителю. В «Рязанских ЕВ» от 1 июня 1895 г. за подписью И. были напечатаны тексты тропарей и молитвы святителю, которые употребляются при богослужении и в XXI в. (Сказание о св. Василии. 1895). 20 сент. 1895 г. в Борисоглебском храме (бывш. кафедральном соборе) празднества начались с заупокойной литургии в память князей и княгинь, Рязанских архиереев, военачальников и бояр и всех в правосл. вере усопших жителей рязанских пределов. Служение совершал ректор Рязанской ДС прот. И. К. Смирнов. В 14 ч., после благовеста в Борисоглебском храме, из всех церквей города к могиле свт. Василия Рязанского направились крестные ходы с чтимыми иконами и хоругвями. Ректор семинарии отслужил молебен свт. Василию, в к-ром приняли участие все рязанское духовенство, клир и семинарский хор. Молебен завершился вознесением составленной И. молитвы святителю. Соединенный крестный ход направился в Христорождественский собор кремля, где почивали мощи свт. Василия. Когда шествие вступило на площадь, ему навстречу из собора вышел И., приложился к иконе свт. Василия и проводил святыню в собор. Колокольню перед соборами украшали транспаранты, на которых были изображены святитель, плывущий по Оке, и кн. мч. Роман Рязанский. Служба одновременно совершалась во всех 3 соборах (Христорождественском, Успенском и Архангельском). В Христорождественском соборе всенощную с литией и величанием, с прочтением акафиста и молитвы святителю перед его ракой совершил И. в сослужении 3 архимандритов, игумена и соборного причта. Для паствы было прочитано сказание о Рязанском святителе.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

В день памяти святителя Василия Великого верующие прихода Русской Православной Церкви в Венеции совершили молебен перед его честной десницей 15 января 2010 г. 15:47 14 января, в праздник Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого, настоятель и верующие прихода святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции после праздничного богослужения в церкви прихода посетили кафедральный собор во имя святого великомученика и Победоносца Георгия ( Константинопольский Патриархат ), где поклонились честной деснице святого Василия, сообщает сайт прихода святых жен-мироносиц в Венеции . В греческом храме верующих приветствовал архимандрит Евангелос (Ифантидис), протосинкелл (секретарь) митрополита Италийского и Мальтийского Геннадия (Зервоса). Настоятель русского прихода священник Алексий Ястребов совершил молебен, за которым были помянуты о здравии Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский всея Руси Кирилл, правящие архиереи константинопольской Италийской и русской Корсунской епархий митрополит Геннадий и архиепископ Иннокентий , а также верующие и прихожане обоих православных приходов Венеции. По окончании молебна священник Алексий обратился к верующим со словами проповеди, в которой напомнил, что святитель Василий во время своего земного служения должен был противостоять практически в одиночку различным ересям и лжеучениям. С немногими соратниками он утвердил истинное учение Святой Церкви: его богословские сочинения, монашеский устав, проповеди и пример личной святости стали образцом для многих поколений христиан вплоть до нашего времени. В заключение настоятель русского прихода попросил отца Евангелоса передать благодарность митрополиту Геннадию за предоставленную возможность поклониться великой христианской святыне. Отец Алексий особо отметил, что священники греческого собора всегда радушно встречают паломников из Русской Православной Церкви, которые все чаще приезжают для поклонения святыням Венеции. Архимандрит Евангелос поблагодарил отца Алексия за добрые слова и заверил верующих, что храм святого Георгия был и остается домом  не только для греков, но и для всех православных христиан  — точно так же, как и приход свв. жен-мироносиц стал домом для всех верующих, а не только русских по национальности. Десница святителя Василия Великого была привезена в Венецию в XVI веке митрополитом Филадельфийским Гавриилом (Севиром) и с тех пор наряду с частью мощей святого великомученика Георгия Победоносца является важнейшей святыней православных христиан Венеции. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/996400.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010